Состояние природной среды России оказывает неблагоприятное (благоприятное) воздействие на здоровье, проживание и трудовую деятельность населения. Районирование территории проведено по степени проявления основных природных факторов – холода, тепла, увлажнения, высоты местности, стихийных явлений.
Зональные факторы (показатели): астрономический (продолжительность дня и ночи); радиационный (ультрафиолетовая недостаточность-избыточность); холодовой (сумма отрицательных температур воздуха, продолжительность периода с температурой ниже -30°С, продолжительность отопительного периода); мерзлотный (мощность сезонно-талого слоя); тепловой (продолжительность безморозного периода, сумма температур за период с устойчивыми температурами выше +10°С); увлажненность территории (вегетационный индекс); ветровой (индекс влажного ветрового охлаждения Хилла); изменчивость (среднеквадратическое отклонение суточных величин давления).
Азональные факторы (показатели): горный (абсолютная высота местности); заболоченность (относительная заболоченность территорий); стихийные явления ( , наводнения, ).
Природные условия жизни населения характеризуются количественной интегральной оценкой (в форме баллов). Заданные градации баллов отражают изменение степени неблагоприятности (благоприятности) природных условий для жизни.
Экстремальность климатических условий
Климатические экстремумы – важнейший фактор условий жизни людей, поскольку именно они создают предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций. Готовность общества к снижению их последствий зависит от знания сочетаний возможных в данной местности климатических экстремумов. Экстремально высокая или низкая , сильный ветер, интенсивные осадки выбраны в качестве основных показателей. Выделены территории с максимальными (максимальный за сезон водный эквивалент в среднем многолетнем превышает 200 мм), которые также являются фактором, способствующим возникновению опасных климатических и гидрологических явлений. Предложенное районирование основывается на сочетаниях экстремумов, наблюденных на той или другой территории, без учёта их совпадения или несовпадения во времени.
Экстремально высокие температуры угрожают стрессовыми тепловыми нагрузками на организм человека, которые не могут быть сняты даже полным комплексом гигиенических и градостроительных мероприятий (одежда, планировка территории, орошение, озеленение и т. д.). В периоды высоких температур, в условиях России обычно сопровождающихся отсутствием осадков, возникает угроза засух, а также растительных (лесных, торфяных, степных) и других пожаров. В качестве критерия высоких температур для районирования выбрано среднее многолетнее число дней в году (равное или более 5 дней) с максимальной температурой, превышающей или равной +30°С. Экстремально высокие летние температуры наблюдаются более, чем на трети территории России (33,5%).
Экстремально низкие температуры угрожают обморожением людей на открытом воздухе, нарушением систем эксплуатации зданий и условий работы техники, приводят к глубокому промерзанию грунта. Критерием экстремально низких температур выбран средний (приблизительно с вероятностью 1 раз в 2 года) из ежегодных абсолютных минимумов температуры (- 40°С) и ниже. Территории с экстремально низкими температурами зимой охватывают примерно три четверти территории страны (74,3%).
Экстремально интенсивные осадки угрожают трудно предсказуемыми дождевыми паводками на реках, затоплением городских территорий из-за переполнения систем водоотвода, затоплением , приводящим к гибели растений и смыву почв, размывом дорог, оползнями, ливневыми селями. В качестве критерия для районирования принята вероятность появления осадков равных или превышающих 50 мм/сутки не меньше, чем 1 раз в 10 лет. Экстремальные осадки наблюдаются на одной пятой части территории страны (22,1%).
Экстремально сильный ветер угрожает нарушением коммуникаций (ЛЭП и др.),срывом крыш зданий, выкорчёвыванием деревьев, опасными штормами на воде и т.д. Такой ветер усиливает действие холода на организм человека и иссушает почву при жарких суховеях. Особенно сильные ветры возникают при прохождении смерчей, возникающих в интенсивных конвективных облаках на холодных фронтах над теплой поверхностью. Ветровые шквалы и ураганы могут сопровождаться гибелью людей. В качестве критерия для районирования выбрана вероятность регистрации в один из метеорологических сроков наблюдений, скорости ветра 20 м/с и выше не реже 1 раза в 10 лет. Экстремально сильные ветры отмечаются почти на половине территории страны (47,9%).
Разнообразие природных условий России определяет существование на ее территории 50 географических районов, где встречаются все возможные 16 сочетаний четырех типов экстремумов (по одному, двум, трем или всем четырем, включая и полное их отсутствие). Однородные по набору климатических экстремумов районы выявлены на значительном расстоянии друг от друга и часто различаются по средним климатическим характеристикам. Выделенные районы неоднородны по размерам – от охватывающих несколько миллионов квадратных километров до участков в первые десятки тысяч квадратных километров и меньше.
Районирование территории Севера России
На жизнедеятельность населения Севера России влияет множество неблагоприятных факторов природного, медико-биологического и социально-экономического характера. По их значению для человека важнейшим является природно-климатическая дискомфортность, которая отражает неблагоприятное воздействие природной среды на здоровье человека, его проживание и трудовую деятельность.
К Северу России относится приполярная территория с возрастающим с широтой природно-климатическим дискомфортом. Показатели природно-климатического фактора ухудшаются по направлению от пороговых (северных) значений на южной границе территории к высоким широтам. Совокупность пороговых показателей образуют южную границу Севера. Критерием для определения пороговых северных показателей служат зональные ландшафты по классификации А.Г.Исаченко, в которых в течение года преобладает период с дискомфортными условиями для жизни.
Ландшафтный подход применен и для дифференциации территории Севера России на зоны природно-климатического дискомфорта. Абсолютно дискомфортная зона включает арктические, тундровые, горные в лесотундре и северной тайге ландшафты. Лесотундровые, северотаежные, среднетаежные восточносибирские, горные в средней тайге ландшафты представляют экстремально дискомфортную зону. И, наконец, северная часть среднетаежных восточноевропейских и западносибирских, южнотаежных среднесибирских, горных в южной тайге Восточной Сибири ландшафтов образуют дискомфортную зону Севера.
Абсолютно дискомфортная зона характеризуется полярной ночью, периодом с ультрафиолетовой недостаточностью около 6–7 месяцев, суммой отрицательных температур от 1400 до 7000°С, периодом с температурой ниже –30°С от 5 до 170 дней, периодом с температурой воздуха ниже 5°С – более 300 дней, распространением сплошной мерзлоты в азиатской части зоны и прерывистой в европейской и ее слабым протаиванием, наибольшим индексом жесткости погоды Бодмана (более 5 баллов).
В экстремально дискомфортной зоне долгота дня составляет в начале января менее 3 часов. Период с ультрафиолетовой недостаточностью уменьшается до 5–6 месяцев. Сумма отрицательных температур возрастает в западной части зоны до 1600°С и уменьшается в Восточной Сибири до 5100°С. Период с температурами ниже –30°С колеблется от 5 до 130 дней. Период с температурой воздуха ниже 5°С сокращается до 265-300 дней. В европейской части зоны встречается островная мерзлота, а в азиатской части – прерывистая мерзлота. Мощность сезонно-талого слоя возрастает до 1 м. Индекс Бодмана колеблется от 4 до 5 баллов.
В дискомфортной зоне долгота дня возрастает в начале января до 4–5 часов. Период с ультрафиолетовой недостаточностью сокращается до 4–5 месяцев. Сумма отрицательных температур уменьшается в западной части зоны до 1000°С, а в Восточной Сибири до 3800°С. Период с температурами ниже –30°С составляет от 5 до 90 дней. Период с температурой воздуха ниже 5°С сокращается до 245–265 дней. В азиатской части зоны преобладает островная мерзлота. Мощность сезонно-талого слоя достигает 1–2 м. Индекс Бодмана лежит в пределах 3,5–4,0 баллов.
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:
3
AnnStar
15.03.2017 оставил(а) комментарий:
Природные условия Сибири разнообразны - от арктических тундр до сухих степей и полупустынь. На большей части территории они суровы и неблагоприятны для жизни человека и хозяйственной деятельности из-за резкой континентальности климата и присущей ей большой амплитуды годовых и суточных температур, открытости влиянию холодных воздушных масс Северного Ледовитого океана, широкого распространения вечной мерзлоты. Разнообразен рельеф региона: здесь расположены южная часть Западно-Сибирской равнины, горы Алтая, Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа, огромную территорию занимает Средне-Сибирское плоскогорье, которое к северу сменяется Северо-Сибирской низменностью, а к югу - системой горных хребтов Западного и Восточного Саяна, гор Забайкалья. Основой хозяйственного комплекса региона является его уникальный природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь запасы каменных и бурых углей, нефти и газа, гидроэнергии, древесины хвойных пород. Здесь также сосредоточены значительная часть руд черных и цветных металлов и крупные запасы химического сырья.
Сибирь, которая кажется такой далекой, суровой и холодной, конечно же, на самом деле регион вполне обитаемый. Чтобы жить здесь, приходится приспосабливаться ко многим вещам. Снег в сибирских городах лежит с начала ноября (иногда октября), становясь привычной и неотъемлемой частью пейзажа вплоть до самого апреля. Лето кажется удачным, если было хотя бы с десяток жарких деньков, которые приходятся обычно на июль, а в сентябре люди уже надевают шапки.
2
Pilat
Наиболее развитыми отраслями промышленности на территории Западной Сибири являются добывающая (добыча нефти, газа, каменного угля) и лесная. В настоящее время Западная Сибирь дает свыше 70% общероссийской добычи нефти и природного газа, около 30% добычи каменного угля, около 20% заготовляемой в стране древесины.
На территории Западной Сибири в настоящее время действует мощный нефтегазодобывающий комплекс. С мощной толщей осадочных пород Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие месторождения нефти и природного газа. Площадь нефтегазоносных земель составляет около 2 млн. км2. Лесо-болотные ландшафты, до 60-х годов совершенно не тронутые промышленным освоением и практически не изученные, на сотни километров рассечены трубопроводами, дорогами, ЛЭП, усеяны буровыми площадками, замазучены разливами нефти и нефтепродуктов, покрыты гарями и вымоченными лесами, появившимися в результате применения устаревших технологий добычи и транспортировки нефти и газа.
Следует учесть, что Западная Сибирь, как ни один другой в мире регион, изобилует реками, озерами и болотами. Они способствуют активной миграции химических загрязнений, поступающих в реку Обь из многочисленных источников, которая выносит их в Обскую губу и далее в Ледовитый океан, подвергая опасности разрушения экосистемы, удаленные от районов нефтегазового комплекса.
В отличие от Западно-Сибирской равнины Кузнецкая горная область выделяется запасами каменного угля: Кузнецкий бассейн каменных углей составляет 40% промышленных запасов углей страны. Основные центры добычи - города Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск.
1
Люсси
29.03.2017 оставил(а) комментарий:
Климат в Западной Сибири очень суровый. Потому условия для жизни там невероятно тяжелые. Также климат не располагает к ведению сельского хозяйства. Из-за этого большинство продуктов приходится завозить из других регионов РФ. Но при этом Западная Сибирь богата подземными ископаемыми, лесом и ценными породами пушных зверей. И это делает ее привлекательной и перспективной в экономическом плане.
0
Тамми
29.03.2017 оставил(а) комментарий:
Даже наиболее пригодная для жизни человека южная часть Западной Сибири и то является зоной рискованного земледелия.
Более-менее комфортно в Западной Сибири можно жить только на самом юге региона, вдоль границы с Казахстаном. Климат здесь резко континентальный - зимы холодные, а лето, чаще всего, умеренно жаркое. Для русских сибиряков это привычный климат. В южной части Западной Сибири довольно приемлемые условия для занятия сельским хозяйством. Хотя, само собой, урожаи здесь не такие богатые, как в каком-нибудь Краснодарском крае. Зато есть хорошие условия для занятий молочным и мясным животноводством.
В северной части региона природные условия для жизни и сельского хозяйства, можно сказать, отсутствуют полностью. Но там сосредоточены главные нефте и газоносные провинции России. Так что народ в этих краях живёт исключительно за счёт добычи полезных ископаемых. Коренное население занимается оленеводством.
Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень - Сургут - Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга - основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.
Якутские алмазы, город Мирный.
Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.
Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ
Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.
Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.
Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.
Природные ресурсы: минеральные, лесные.
Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.
Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск - научный центр.
Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.
Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практическая работа. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток - торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития.
Тема 4. Россия в современном мире
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения:
учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.),
организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
ИКТ и ресурсы кабинета
Планируемые результаты:
Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государств;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование"; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности
Обязательные практические работы для выполнения в курсе «География России. Природа, население, хозяйство»
8 класс
«Сравнительная характеристика ГП России, США и Канады». Обозначение на контурной карте стран - соседей России.
«Определение поясного времени для разных населенных городов России»
«Анализ административно-территориального деления России»
« Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых»
«Составление макета климатической карты по заданным значениям»
«Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей»
«Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны»
«Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата»
«Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны»
«Характеристика почвенных ресурсов своей местности»
«Характеристика природно-хозяйсвенных зон. Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон ».
«Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»
«Характеристика особенностей движения населения России»
9 класс
«Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства»
«Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России»
«Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»
«Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»
«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
«Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур»
«Определение главных районов животноводства»
«Обозначение на контурной карте природных, географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)
«Комплексная характеристика экономического района на примере Урала»
«Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов региона»
«Сравнение ГП районов и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйства»
«Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации»
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Устный ответ.
Оценка "5 " ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
8 класс
Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Москва, Просвещение, 2009 год.
Тетрадь-тренажёр «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Е.Ю. Мишняева, Н.В. Ольховая, С.В. Банников. Москва, Просвещение, 2011 год
Тетрадь-экзаменатор «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». В.В. Барабанов. Москва, Просвещение, 2010 год.
Иллюстрированный атлас «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс». В.П. Дронов. Москва, Просвещение, 2010 год.
Контурные карты «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
Поурочное тематическое планирование «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Автор-составитель: Н.В. Тарасова/ под редакцией В.П. Дронова. Москва, Просвещение, 2009 год.
9 класс
Учебник «География. Россия: Природа. Население. Хозяйство» В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Москва, Просвещение, 2010 год.
Тетрадь-тренажёр «География. Россия: Природа. Население. Хозяйство» Е.С. Ходова, Н.В. Ольховая. Москва, Просвещение, 2010 год.
Тетрадь-экзаменатор «География. Россия: Природа. Население. Хозяйство» В.В. Барабанов. Москва, Просвещение, 2010 год.
Иллюстрированный атлас «География. Россия: Природа. Население. Хозяйство. 8-9 класс» В.П. Дронов. Москва, Просвещение, 2006 год.
Контурные карты «География. Россия: Природа. Население. Хозяйство. 9 класс»Москва, Просвещение, 2010 год.
Поурочное тематическое планирование «География. Россия: Природа. Население. Хозяйство. 9 класс» Н.В. Ольховая. Москва, Просвещение, 2010 год.
География. Навигатор. Материалы в помощь учителю. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.П. Дронова. Москва, Просвещение, 2009 год
Дополнительная литература:
1. Дронов В.П. география. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб.для общеобразов. учреждений/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 159 с. (Сферы)
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. География России. Природа и население. Мультимедаучебникпо географии для8 класса. Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е, Пятунин В.Б.
3. Уроки географии Кирилла и Мефодия.
4. Большая энциклопедия России. Природа и география России.
Интернет – ресурсы:
1. - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
России : Природа , население , хозяйство . 8 класс . - М.: Дрофа, 2010. 2.Сиротин В.И. География России . 8 класс . Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2011. 3.География России . 8 кл...Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г
Пояснительная запискаПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень...
Рабочая программа предмет: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы Класс 8
Рабочая программаГод ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА География России . Природа и население . Хозяйство и экономические районы. под редакцией А.И.Алексеева, 136 часов 8-9 классы География России изучается в 8-9 классах , и на...
Природные условия и природные ресурсы любой страны является, как правило, основной составляющей потенциала, определяет возможности развития страны. Для их комплексного страноведческого исследования применяется стандартный план характеристики: рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир, природные зоны и т.д. Кроме общего объекта исследования, комплексное страноведение рассматривает взаимосвязи между целостной природой, хозяйством и населением.
Чтобы определить природных условий, ресурсов и природной среды в страноведении, нужно отталкиваться от системы понятий связанных со сферой взаимодействия общества и природы, основными из которых являются понятия "природа", "географическая Оболон ка", "географическая среда общества", "природные", "окружающая среда".
Природные ресурсы - это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут использоваться как средства производства (предметы и средства труда) и предметы потребления.
Природные ресурсы могут использоваться:
В качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения)
Как источники энергии (топливные ресурсы, энергия водных потоков, ветра)
Как сырье и материалы (минеральное сырье, лесные запасы, ресурсы технологической воды);
Как предметы потребления (плоды диких растений, промышленная фауна, питьевая вода).
Природные ресурсы классифицируют:
По критерию природного генезиса, выделяя минеральные, водные, земельные, биологические, климатические ресурсы;
По способу использования, основываясь на политекономич ном распределении ресурсов на источники средств производства и предметов потребления с последующей детализацией.
По основным способом использования природы выделяют пять групп отраслей и видов хозяйственной деятельности: 1) отрасли ресурсопользования - сельское, лесное, водное хозяйство и гидроэнергетика, которые используют природу как средство производства; 2) отрасли добывающей промышленности, водопотребление и промыслы, которые используют природу как источник готовых предметов труда и потребления; 3) отрасли обрабатывающей промышленности, инфраструктура, коммунально-бытовое хозяйство, которые используют природу для размещения своего производства и складирования отходов; 4) рекреация, здравоохранения и видов спорта, жизнедеятельность населения (особенно сельского), которые используют природу как условие проживания; 5) области опытно-заповедного хозяйства, наука, которые используют природу как полигон для исследования, для сохранения ее будущим поколениям.
Оценка природных условий и ресурсов
Оценка - это особая форма отражения действительности. Ценность - это место объекта в общественной практике. В науке существуют дескриптивные (описательные) и оценочные исследования. Дескриптивные научные законы описывают причинно-следственные связи в природе и обществе, не оценивая их. А оценочные исследования дают характеристики, определяют, что является для человека хорошим, плохим или безразличным. В экономической и социальной географии является как дескриптивные, так и оценочные суждения.
Таким образом, оценка - это субъективный образ объективной реальности, то есть она отражает взаимодействие субъекта и объективной реальности (объекта).
В научной и практической деятельности, связанной с решением социальных и экономических проблем, важную роль играет понятие выбора, которое формируется на основе оценок. Дать определение таким понятиям, как природные условия, ресурсы и среду, можно только с учетом того, для кого или для чего они используются, следовательно, их оценка основывается на знаниях как объекта (природы), так и субъекта.
В логике оценок выделяют четыре компонента: субъект; объект;
характер; основа.
Рассмотрим связи между этими компонентами:
Субъект-объект. В зависимости от задач общественной жизни
выделяют такие системы оценок:
1) природный комплекс - техническая система (технологическая оценка)
2) природный комплекс - экономика (экономическая оценка)
3) природный комплекс - человек (медико-биологические, социально-экологические, эстетические, рекреационные оценки).
Характер. Оценки делятся на абсолютные и сравнительные. Для формулировки первых употребляют, например, термины "хороший", "плохой", а для формулирования сравнительных оценок - "лучше", "хуже".
Основа. Характеризуя позицию (научную основу), на которой базируется оценочное соображения. Например, к середине 50-х годов. в исследованиях природных условий и ресурсов были распространены натуралистические оценки. Отрицалась правомерность денежной оценки природных ресурсов, поскольку считалось, что природа лежит за пределами процесса труда и не является продуктом труда. Очевидно, что дары природы труда не нуждаются, но для их обработки и хранения необходимы значительные затраты труда. Поэтому и денежная оценка природных ресурсов возможна и необходима.
На смену натуралистическим оценкам пришли технологические, согласно которым, например, лес - это прежде всего источник древесины. Господство технологических оценок объясняется тем, что в хозяйстве страны преобладали технологические, натуральные связи, а стоимостных отношений практически не было, не было и рыночных механизмов, способных обеспечивать относительно рациональное использование природных ресурсов.
С рыночными отношениями и заботой о долгосрочных последствиях использования природы получили распространение различные виды экономических (стоимостных) оценок: 1) на основе вычисления ренты; 2) по стоимости восстановления природных ресурсов и природной среды; 3) по объемам расходов на исследования, освоения и эксплуатации.
Ценность природных ресурсов, как считают экологи и некоторые экономисты, не совпадает с категориями стоимости или цены. Она должна быть категорией исторической, связанной с общественными потребностями, уровнем развития производительных сил, научно-техническим прогрессом, выходить из стратегических интересов. Сторонники теории адаптации подходят к проблеме еще более радикально, считая, что параметры планируемого экономического роста нужно адаптировать к природе, учитывая естественную, в том числе экологическую, емкость территории, а не превращать природу в соответствии с требованиями этого роста.