Социальное государство: понятие и признаки, функции. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития

Социальное государство является высшим достижением эволюции государственной системы, но его традиционный механизм не способен адаптироваться к новым вызовам, адекватно справляться с проблемами, что порождает ряд социальных проблем. Это, прежде всего, относится к принципу социальной солидарности, который отлично содействовал решению социального вопроса в условиях существенной имущественной дифференциации, но мало дееспособен и вызывает все большее отторжение у значительной части общества в условиях высокой степени социальной однородности и доминирования среднего класса.

Времена меняются, меняются и потребности общества, а значит, социальное государство должно трансформироваться вместе с ними. В настоящее время по многим показателям модели социального государства, считавшиеся ранее образцовыми, приходят в негодность.

Идеи и понятия «социального государства» начинают формироваться во второй половине XIX в. Нужно отметить, что идее «социального государства» предшествовали идеи «правового государства», введенные в научный оборот немецким ученым Р. фон Молем (1832 г.). Появление идей и практики правового государства было реакцией общества на всесилие авторитарной власти правителя, произвол и жестокость государственных чиновников, бесправное положение населения. Законодательное закрепление гражданских и политических прав послужило юридическим и фактическим ограничением власти государства. Поскольку государство отстранилось от регулирования общественно-экономических отношений, в обществе сформировалось резкое социальное расслоение: с одной стороны сосредоточение социальных и экономических ресурсов в руках власть имущих и с другой стороны – нищета большинства. Недостатки индивидуалистической концепции правового государства вызвали необходимость их компенсации посредством новой теории – «социального государства». В этих условиях и зародилась концепция социального государства, как государства, сочетающего в себе идеи гуманности и социальной справедливости и торжества социального равенства и государственно-гарантированной защиты социально-экономических прав.

Впервые понятие «социальное государство» ввел в конце XIX в. немецкий ученый Л. фон Штайн. Он писал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано … способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан».

Широкое распространение и закрепление во многих конституциях западных стран термин «социальное государство» получил после второй мировой войны. Однако «пальма первенства» принадлежит Германии. В 1949 г. в Основной закон Федеративной Республики Германия был включен термин, который дословно переводится с немецкого как «социальное правовое государство».

Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Появление термина “социальное государство” фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от “полицейского” государства, “государства общественного договора”, “государства как высшей формы власти” к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Однако социальное государство не является абсолютным благом. Одной из опасностей, таящихся в социальном государстве, является чрезмерно активный и всеобъемлющий государственный патернализм, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Одним из ярких примеров такой ситуации является Германия конца ХХ века. Немцы не желают менять работу и место жительства (чтобы получить лучшую работу) и даже в безвыходной ситуации не соглашаются на плохо оплачиваемые рабочие места, предпочитая не работать вообще.

Среди безработных Германии особенно велика доля лиц с низким уровнем образования (14,2%) или вообще без образования (около 20%), тогда как среди закончивших университеты безработных всего 2,6%. Но это происходит не потому, что для лиц с низким уровнем образованием вообще нет работы, а потому, что они не согласны получать адекватную этой работе низкую зарплату и предпочитают жить лишь за счет пособия по безработице. Стремясь помочь безработным и создать для них достойные условия жизни, социальное государство отбило желание искать работу. Программы обучения и повышения квалификации, повышение эффективности служб занятости и т. п. ничего не дадут, если пособие по безработице составляет две трети прежней зарплаты и выплачивается до трех лет.

Таким образом, всё более актуальным становится вопрос о том, является ли современная социально-экономическая система Германии – социальное рыночное хозяйство – образцом для подражания или же она загоняет страну в ненужные рамки, мешающие ее дальнейшему развитию, что можно назвать кризисом социального государства в Германии. Учитывая, что Германия первой стала реализовывать принципы социального государства и долгое время считалась одним из его эталонов, можно смело говорить о кризисе социального государства в странах Западной Европы в целом.

Еще одним проявлением кризиса социального государства в Западной Европе стали студенческие волнения во Франции весной 2006 года, вызванные принятием с подачи Доминика де Вильпена правительственного закона «о молодежном контракте». Он позволяет предпринимателю без объяснения причин увольнять молодых людей в возрасте до 26 лет, если они проработали в компании менее двух лет. Премьер де Вильпен своим законом хотел заставить работодателей нанимать молодёжь. Но студенты заявляют, что хозяева предприятий будут их нанимать, чтобы тут же уволить. Отметим, что безработица среди молодёжи, во Франции, по некоторым данным, достигает сорока процентов. Результатом принятия такого закона стал митинг, в котором участвовало до 120 тысяч человек. При этом большинство французов понимают, что молодежь протестовала не столько против принятого закона, сколько против обстоятельств, которые в ближайшее время приведут к краху социального государства во Франции.

Таким образом, в странах Западной Европы подорваны основы функционирования социального государства, поскольку сложившаяся социально-экономическая ситуация противоречит основным принципам социального государства которое, в общем смысле, выделяет в качестве главных приоритетов социальную защиту граждан, нейтрализацию конфликтов, которые могут возникнуть на социально-экономической почве и создание достойных условий для жизни и развития посредством справедливого распределения ВВП в обществе.

Сложившуюся в Западной Европе ситуацию можно описать с точки зрения концепции А. Тойнби «Вызов-ответ». «Вызовом» Тойнби называл резкое изменение условий жизни цивилизации. Автор считал, что если цивилизация будет развиваться статично, ориентируясь на устойчивость отношений, делая упор на опыт предшествующих поколений, то при резко изменившихся обстоятельствах, такое общество не сможет изменить образ жизни и адаптироваться в новых условиях. Продолжая жить и действовать так, будто «вызова» нет, ничего не изменилось, общество движется к пропасти и гибнет. Важно отметить, что идея социального государства возникла и начала успешно реализовываться в странах Западной Европы, когда экономическое развитие этих стран достигло максимальных темпов развития. Это было связано с преодолением последствий Второй мировой войны, усилением международного экономического сотрудничества и государственным регулированием экономики. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в мировой экономике на первые роли выдвигаются страны Азии и “третьего мира”, демографическая ситуация в Европе может быть названа неблагоприятной – увеличивается возраст выхода европейцев на пенсию, число пенсионеров приближается к числу работающих, что ставит социальную систему государства под большие сомнения, поэтому проверенные временем модели социального государства становятся недееспособными и требуют немедленной модернизации. Итак, перед современным обществом стоит определенный «вызов», требующий адекватного «ответа».

Пути выхода из кризиса для каждой страны индивидуальны, но в целом можно отметить, что государство должно поощрять у своих граждан инициативность и способность к автономному существованию, а не создавать посредством пособий и компенсаций «тепличные условия», функционирование в которых в конечном итоге приводит к неспособности страны выживать в сложные периоды. Социальная помощь необходима, но поощряющая активность и поиск работы (особенно у молодежи), а не прозябание за счет пособий. Помощь должна не заменять заработок, а дополнять его, если он слишком низкий. При любой зарплате работать должно быть существенно выгоднее, чем просто получать социальные пособия. В противном случае социальное государство будет и далее разрушительным образом воздействовать на экономику и предпринимательскую среду.

1. Понятие, признаки и функции социального государства

.1 Понятие социального государства

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Конституция РФ провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.

Современное социальное государство — это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства.

Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития: первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) — социалистический; второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) — правового социального государства; третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) — государство социальных услуг; четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) — государство всеобщего благоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков. Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства — социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.

В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.

Одним из основных инструментов реализации социального государства является социальная политика. Взаимосвязь социального государства и его социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан.

Социальная политика направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

В ст. 7 Основного закона говорится о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако в п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

Конституция РФ определяет стратегические целевые установки социальной политики: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи — предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход; согласование интересов социальных групп.

1.2 Функции социального государства

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

  • поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • сглаживание социального неравенства путем перераспределения

доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

  • поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  • финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  • поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  • участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  • забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

1.3 Признаки социального государства

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

Демократическая организация государственной власти.

Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

2. Социальное обеспечение как функция социального государства

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, демографической, реабилитационной и др.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Удовлетворение социальных потребностей граждан может осуществляться с помощью:

назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных социальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам;

предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах.

Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Система социального обеспечения граждан является составной частью общей системы социальной защиты населения. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время выделяются три основные формы социального обеспечения населения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие вследствие социально значимых обстоятельств. В связи с этим одним из ключевых понятий права социального обеспечения является понятие «социальный риск». По мнению известного специалиста в данной области В.Д. Роика, «понятие «социальный риск» включает в себя вероятность наступления материальной необеспеченности работника вследствие утраты заработка из-за потери трудоспособности (профессиональные и общие заболевания, несчастные случаи, в том числе на производстве) или отсутствия спроса на труд (безработица). По теории вероятности социальный риск представляет собой лишь степень, величину ожидаемой опасности. Социальный риск — это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате отсутствия заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах.

Перечень социальных рисков, с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, включает наступление определенного возраста, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, необходимость воспитания детей (ст. 39). Этот перечень не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ст. 39 Конституции Российской Федерации, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Таким образом, право социального обеспечения является многоаспектным явлением. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы правовых норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения, военному праву).

3. Характерные черты современного социального государства

Социальная функция — это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени «социальности» государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, — скорость и степень «включения» гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень «социальности» современного социального государства.

Современное социальное государство — это этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство — это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным фактором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант — оба эти фактора реализуют социальную функцию субсидиарно.

Современное неопатерналистское социальное государство — это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может быть оправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети — это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.

Идея новой исторической формы социального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.

Надо отметить, что и приватизация социальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с их субсидиарным финансированием в случае необходимости. Соответствующие группы населения должны иметь государственные гарантии социальной помощи.

Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, что требует своего научного осмысления. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации еще в 80-90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа «Семью для каждого ребенка», а с другой — «монетизация льгот», которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. «Монетизация льгот» — уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают ситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки, культуры весьма пессимистично: «Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным законом принципы социального государства» . Конечно, можно сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своего осуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, но задача ученых — беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, современные методы ее осуществления.

Наиболее характерные черты социального государства определяются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Важная роль в реализации социальной политики России отводится федеральным целевым программам, а также аналогичным программам, разрабатываемым в регионах.

4. Влияние формы государства на осуществление социальной функции

Социальная функция свойственна не только демократическим, но и антидемократическим режимам. Примером является СССР, политический режим в котором принято квалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осуществлялась довольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на образование и так далее.

В качестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявления социальной функции государства — пенсионному обеспечению.

Пенсии в СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работники из индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считать весьма важной составляющей данного аспекта проблемы. Следует отметить, что сроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.

В 1990 г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», самый гуманный и самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историю России. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, за счет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка для исчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые пять лет непрерывного стажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба, нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получать пенсию в полном размере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсия в соответствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточного минимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен.

Итак, в плане выполнения социальной функции современное Российское государство может еще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можно квалифицировать как демократический режим либерального толка.

Если говорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то следует отметить, что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, но одновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифицировать ее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественных медицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя в Японии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, что отличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская форма правления.

Таким образом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опять же от того, на каком уровне развития находится конкретное государственно-организованное общество: если на индустриальном или постиндустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно.

Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной функции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например, Дания является унитарным государством. Ей присущ социально-демократический тип социального государства, высокий уровень развития социальной функции, специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом — постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственное образование.

Швейцария является федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства, что и Дании, т. к. определяющим критерием степени развитости и качества социальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровень развития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационных моментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарным или федеративным способом территориальной организации того или иного государства.

Таким образом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживается только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функции государственно-организованного общества.

5. Проблемы создания социального государства в России

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

В России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Заключение

Подведем итог курсовой работы. Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития.

Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) «управленцев», развития технологичности государственного аппарата.

Одной из основных функций социального государства является функция социального обеспечения. Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.

Список источников

социальный государство семья нетрудоспособный

1. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2011

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2010

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. 2011

Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2011

Конституции государств Европы: В 3 томах. 2011

Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма. 2011

Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2011

Кутафин О.Е. Российский конституционализм. 2011

Лужков Ю. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальной политике. 2010

Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. 2010

Основные проблемы социального развития России-78 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2011

Родионова О.В. «Характерные черты социальной функции современного государства» // «История государства и права», 2011

Увачев В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). 2011

Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2011

Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2011

Исторические условия, необходимые для формирования концепции социального государства, сложились лишь к середине XIX в., что и позволило немецкому ученому Лоренцу фон Штейну выработать первую теорию социального государства, отвечающую потребностям своего времени .

Однако отдельные элементы и предпосылки социальной госу­дарственности усматриваются на более ранних этапах развития человеческого общества.

Процесс возникновения и становления научных концепций социального государства имеет долгую и сложную историю. Представления о социальном государстве формировались в орга­нической связи с идеями гуманизма, демократии, правового госу­дарства и гражданского общества. Многие из них появились еще в далекой древности, в научно-культурном наследии ученых-ин­теллектуалов Индии и Китая, Древней Греции и Древнего Рима (китайских философов Гуан Джуна, Конфуция, Лао-Дзы, Мен-цзы, Сюнь-дзы, Дун Чжунша, выдающихся мыслителей антично­сти - Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Се­неки, Цицерона).

Исследуя генезис идеи социального государства в его ретроспективе, важно не останавливаться на моменте образования госу­дарства, а заглянуть еще глубже в прошлое человечества. Это позво­лит выявить более глубинные, коренные зачатки идеи социальной государственности.

Среди предпосылок социального государства можно выделить исторические и идейно-теоретические предпосылки.

В качестве исторических предпосылок выступают исторически конкретные формы реального равноправия и социальной защищенности чело­века вне зависимости от его социального статуса, проявляющиеся в определенных сферах взаимодействия между человеком и властью. В качестве идейно-теоретических предпосылок социального го­сударства выступают теоретические доктрины, в кото­рых содержатся те или иные идейные компоненты концепции соци­ального государства. К ним относятся, понимание необходимости заботы правителей о народо­населении; признание тех или иных прав подданных (как зародыш идеи прав человека); представления о социальной справедливости; идея ответственности государства перед своими подданными; идея человеческого достоинства.

Необходимо отметить, что отдельные исторические предпо­сылки социального государства проявляются уже на догосударственном этапе развития человеческого общества.

В первобытном обществе при отсутствии собственно государ­ственных институтов, существовали нормы, регулирующие положе­ние индивида в группе, что дает основание говорить о наличии оп­ределенных форм институционализации функций социального упра­вления. В качестве субъектов этого управления выступали главы семей и родов, военные вожди и жрецы. Главной функцией указанных норм являлось обеспечение стабильности первобытного социума.

Данный подход позволяет рассматривать нормы, регулирую­щие жизнь первобытного общества как проявление обычного, уст­ного права, объединяя их понятием «архаическое право », которое может и сегодня быть действующим для некоторых этнических групп на нашей планете

При этом важно подчеркнуть наличие в нем таких элементов, которые отвечают за сохранение социума и отдельных его членов.

К ним, в частности, относятся поединки и ордалии, при­меры которых в большом объеме приводятся в этнографической литературе. Так, в описании судебных поединков у некоторых групп авст­ралийских кочевников, отмечается, что стороны сражались с боль­шой яростью, но только до ««первой крови», после чего ранее су­ществовавший конфликт считался оконченным».

Разновидностью судебного поединка выступал поединок сло­весный или песенный. Такие поединки, до недавнего времени прак­тиковавшиеся гренландскими эскимосами. Оба противника поют друг другу поочередно бранные песни под аккомпанемент барабана, в которых упрекают один другого в совершенных проступках. При этом не делается различия между обоснованными обвинениями и низкой клеветой. Такие песенные по­единки, к удовольствию слушателей, могли длиться годами. «Судьей» выступало общественное мнение: выигрывала та сторона, которая собирала больше симпатий публики. Такая форма судебного разбирательства использовалась даже при рассмотрении убийств.

Все эти и другие формы архаического правосудия имели своей целью не столько наказание виновного, сколько защиту виновного от самочинной расправы со стороны потерпевшего или его родни, и восстановление нарушенной гармонии социума через примирение сторон.

Многочисленные обычаи, направленные на нейтрализацию вза­имного истребления друг друга членами социума в ходе кровной мести, известны на Северном Кавказе. К ним в первую очередь на­до отнести обычаи замены кровной мести каким-либо примиряющими действиями.

Так, у адыгов после совершения убийства «виновный вместе с семьей должен был переселиться в другое селение. В своем селении они могли появиться после окончания судебного процесса, после их возвращения виновный и его семья, с одной сто­роны, и родственники потерпевшего, с другой, давали сельскому старшине расписки в том, что они будут, во-первых, избегать слу­чайных встреч друг с другом в мечети и других общественных мес­тах, во-вторых, виновная сторона будет во всем давать первенство семье потерпевшего, в-третьих, виновная сторона не будет появ­ляться там, где уже находились родственники потерпевшего.

У чеченцев и ингушей существовал обычай, согласно которому родственники виновного и потерпевшего, по взаимной договорен­ности, могли пользоваться лишь какой-либо одной дорогой. Если же родственники виновного нарушали эту договоренность, то пред­ставители потерпевшей стороны, встретив их на своей дороге, мог­ли осуществить кровную месть.

В XIX в. кровная месть на Северном Кавказе почти повсемест­но была заменена примирительными процедурами. Все эти способы блокирования конфликта направлены на то, чтобы максимально снизить вероятность возможного столкновения враждующих сторон, которое может обернуться новым кровопро­литием.

Благодаря системам родства первобытных коллективов многие из представите­лей других племен, наряду с членами племени, могли пользоваться определенной социальной защитой в тех или иных формах.

Таким образом, уже в родовом обществе, в том числе в самых примитивных первобытных обществах, существуют прочно встро­енные в социальный организм и поддерживаемые властными структурами механизмы, направленные на сохранение как социума в целом, так и отдельных его членов, отражающие осознание цен­ности любой человеческой жизни, в том числе и жизни преступника.

Так, известно, что еще в XXIV в. до н. э. царь Шумера устано­вил некий прообраз «свобод» для своих подданных, введя ряд санк­ций против недобросовестных сборщиков налогов, чиновников, до­пустивших несправедливые действия по отношению к вдовам и си­ротам, а также против первосвященников, жестоко обращающихся с храмовыми слугами.

Согласно кодексу царя Вавилона Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) все население Месопотамии разделялось на свободных граждан, то есть людей, работавших в царском хозяйстве и находившихся под властью царя, и рабов. В зависимости от положения человека раз­личалась степень и формы заботы о нем со стороны государства, признание за ним определенных прав и защита этих прав. При этом именно издание письменного кодекса рассматривалось как гаран­тия защиты прав подданных.

Качественный скачок в рассмотрении взаимоотношений об­щества и человека произошел в Античном мире в греческих государствах-полисах VI - IV вв. до н. э.

В учениях Платона и Аристотеля, «решались вопросы тождества общего и частного в условиях общежития людей, оптимальных возможностей его гармонизации», они «определенно заявляли о необходимости упорядочения общественной жизни, предлагали проект-прообраз идеального государства, подчеркивая, что гармо­ния добродетелей составляет суть государства и отдельного чело­века».

«Гармония добродетелей» как суть идеального государства ока­зывается неразрывно связанной с понятиями прав и обязанностей граждан, представления о которых позднее пройдут красной нитью через всю историю социально-философской мысли.

Учение Платона (428/427-348/347 гг. до н. э.) об идеальном государстве выражено в таких диалогах, как «Политик», «Государство», «Законы», «Послезаконие». Таким образом, философы в идеальном государстве Платона об­ладают всей полнотой политических прав и полномочий, но при этом, по сути, полностью лишены личных прав. В отличие от пред­ставителей низшего сословия, они не могут иметь собственность, распоряжаться своей личной жизнью, иметь семью. Единственной заботой философов, управляющих государством, является благо всех граждан, выражаясь современным языком, забота о народонаселении. Так, именно философы заботятся о том, чтобы дети рождались в нужном количестве и в потомстве воспроизводились в должных про­порциях качества, необходимые для поддержания государства.

С учетом сказанного приходится сделать вывод, что идеальное государство Платона чрезвычайно далеко отстоит от идеала соци­ального государства. Хотя забота государства о гражданах и декларируется в качестве общего принципа, который появляется в детально регламентированной системе государственного воспитания и образования граждан, однако этот общий принцип не претворяется в конкретные гарантии прав и свобод граждан. Каждая из трех основных социальных групп ха­рактеризуется серьезными ограничениями гражданских прав и яв­ляется в том или ином отношении бесправной. К тому же платонов­ское идеальное государство не является и правовым: философы-правители могут принимать решения, определяющие судьбу отдель­ных граждан и государства в целом, основываясь не на законах, а на собственном усмотрении.

Несколько иной образ совершенного государства описан Плато­ном в диалоге «Законы». Здесь крайности сурового правления фило­софов несколько сглажены, данная система общественного устройст­ва представляет собой компромисс между принципами политической концепции философа и наблюдениями над реальной политической жизнью и человеческой природой. Важнейшим проявлением ком­промисса, к которому пришел умудренный жизнью философ, являет­ся признание роли законов в структуре и функционировании госу­дарства. Хотя, по Платону, всем должны править знания и разум, но «в наше время, этого нигде не встретишь, разве что только в малых размерах». Поэтому остается принять то, что «после разума находится на втором месте - закон и порядок». Платон устанавливает прямую связь между законностью и стабильностью государства, ука­зывая, что наилучшее средство против возможных угроз государст­венности, откуда бы они ни исходили - справедливые законы.

При этом зрелый Платон приходит к осознанию противоречия между охраной интересов общества в целом и защитой прав и инте­ресов индивида. «Я установлю законы, - говорит философ, входя в роль правителя,- приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему роду в целом», но в то же время необхо­димо «обратиться к подвластным с просьбой извинить законодателя, если он в своих заботах об общем благе не всегда сможет устранить личные несчастья, случающиеся с каждым из граждан».

Таким образом, жизненная и философская эволюция привела Платона от модели государства, характеризующегося крайне низкой ролью законов и управляемого личным усмотрением правителей, к пониманию существования личных интересов и нужд индивида, которые могут подавляться в государстве. Тем самым был сделан определенный, пока еще небольшой шаг в направлении правового и социального государства. Однако к признанию необходимости за­щиты индивидуальных прав и интересов граждан Платон так и не приблизился.

Воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - ученика Платона на общество и государство полнее всего выражены в «Политике». Надо заметить, что Аристотель, как и его учитель, не проводит чет­кого различия между понятиями государства и общества. Такой под­ход теоретически оправдан тем, что государство представляет собой продукт естественного развития человека как политического суще­ства, высшую форму общения людей. Из аристотелевского анализа общественной природы человека и таких форм общения, как семья и селение, явствует, что «государство принадлежит к тому, что су­ществует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недораз­витое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек, такой человек по своей природе только и жаждет войны; срав­нить его можно с изолированной пешкой на игральной доске».

Между тем исходные ценностные критерии у Аристотеля иные, нежели у Платона: если для Платона конечным ориентиром служит идея Блага самого по себе, то для Аристотеля - это благо конкретных индивидов. Всякое государство, по Аристотелю, представляет собой «своего рода общение», всякое же общение «ор­ганизуется ради какого-либо блага», стремится к высшему благу. «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо».

В этом смысле аристотелевский идеал государства ближе к модели социального государства, чем идеал платоновский, и имен­но этот критерий лежит в основе аристотелевской критики поли­тических проектов Платона, которая представлена во второй кни­ге «Политики». Аристотель отвергает главный тезис Платона, вложенный в уста Сократа, о том, что «лучше всего для всякого государства, чтобы оно по мере возможности представляло собой единство».

В противоположность этому, Аристотель считает, что «государ­ство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть го­сударством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи - отдельный человек: семья, как всякий согласится, отличается большим един­ством, нежели государство, а один человек - нежели семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда унич­тожил бы государство».

В обосновании этого положения Аристотель использует кате­гории числа и качества: люди, входящие в государство, множест­венны не только по числу, но и по качеству. Из принципа качественной множественности составляющих государство субъектов вытекает признание индивидуальных прав граждан и необходи­мость равной защиты этих прав.

Аристотель настаивает на необходимости равенства прав граж­дан в политической сфере: «неизбежно, чтобы все граждане при­нимали участие во всем касающемся жизни государства».

В том, что касается личных прав и свобод, Аристотель также требует полного равенства для всех граждан, показывая несостоя­тельность платоновской модели, в рамках которой существенно ог­раничены права отдельных категорий граждан, в том числе такие, как право собственности, право иметь семью и воспитывать своих детей.

Критикуя платоновское отрицание частной собственности, Ари­стотель исходит не из абстрактной идеи Блага, а из реальной прак­тики управления, которая показывает, что «к тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наи­меньшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принад­лежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо всего прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны другого, как это бывает с домашней прислугой: боль­шое число слуг иной раз служит хуже, чем, если бы слуг было меньше».

Хотя Ари­стотель еще не разделяет понятий общества и государства, однако, говоря о необходимости «дружелюбных отношений» между члена­ми государства, он, в сущности, делает определенный шаг по на­правлению к понятию гражданского общества. В его трактовке гражданское общество не отделяется от государства, составляет с ним единое и неразрывное целое.

Благополучие полиса выступало необходимым условием благополучия его граж­дан. В свою очередь, полис требовал от граждан полной самоотда­чи, духовных и физических пожертвований, а при необходимости и жизни. Даже демократические государства античности в значи­тельной степени подчиняли себе индивида. Согласно доминирую­щей идеологии, гражданин должен был жить для государства, его частная жизнь рассматривалась лишь как средство выполнения гражданских обязанностей, что получило отражение в рассмотрен­ных социально-политических доктринах.

Возникшее в греческих полисах понятие о гражданине стало важным этапом в развитии социально-философских представлений об отношениях между государством и личностью. Именно идея гражданства стала впоследствии катализатором борьбы людей за равноправие.

Идея принципиального равенства всех людей наиболее ярко выражена у стоиков. Уже представители ранней Стой - Зенон (ок. 336-264 гг. до н. э.), Клеант (331/330-232/231 гг. до н. э.) и Хрисипп (ок. 280-208/05 гг. до н. э.) подчеркивали разумную природу человека, особо выделяющую его из всех живых существ.

Наиболее достойными среди людей стоики считали мудрецов, то есть тех, кто живет согласно принципам стоического учения. Но, в отличие от философов Платона, стоические мудрецы не управляют государством. Напротив, это люди, для которых их внутренняя жизнь и внутренняя свобода важнее их общественного статуса и положения в государстве. Главная новизна, которую привнес в философию стоицизм - это замена гражданина на аполитичного мудреца.

И хотя стоики не развили собственного социально-политичес­кого учения, значение их философии как одной из идейных предпо­сылок концепции социального государства достаточно велико. Оно состоит в следующих трех принципах стоицизма .

1. Свобода человека как главное, определяющее свойство, отли­чающее его от всей остальной природы.

2. Равенство как отрицание значимости любых статусных разли­чий между людьми, таких, как место жительства, происхож­дение, гражданство, положение в обществе, богатство. Чело­век в понимании стоиков - это не гражданин определенного государства-полиса, а житель ойкумены, и неважно, является он царем или рабом.

Заметим, что сами философы-стоики имели разное происхождение: Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) был вос­питателем будущего императора Нерона, Эпиктет (50 г. - 140 г.) был рабом Эпафродита, одного из вольноотпущенников и сек­ретарей Нерона, а Марк Аврелий (121 г. - 180 г.) был императором.

3. Ценность человеческой личности. Она обосновывается у стоиков ценностью внутреннего мира человека, его нравственностью. Эти три принципа тесно взаимосвязаны.

Подводя итог, можно констатировать, что отдельные историче­ские и идейные предпосылки социального государства возникли уже в глубокой древности, в том числе на догосударственном этапе эволюции человеческого общества. Как было показано на целом ряде исторических примеров, в родовом обществе существовали социальные институты, главной функцией которых являлась защи­та как социальной общности в целом, так и отдельных людей, в том числе, низкостатусных или провинившихся перед обществом, а также чужаков. Эти институты получали правовое оформление и поддер­живались структурами власти, существовавшими в первобытном обществе.

С возникновением государства эти институты включались в его структуру. Исторические данные показывают, что государства древ­ности с деспотической формой правления обладали социальной функ­цией, которая, в частности, выражалась в наличии законов, закреп­ляющих определенные права за подданными, стоящими на нижних ступенях социальной лестницы, - в частности, право на справед­ливое судебное разбирательство, право обжалования незаконных и несправедливых действий чиновников.

Следующим шагом по направлению к социальному государству послужило государственное устройство демократических полисов древней Эллады. Их политическая жизнь послужила питательной почвой для социальных идей древнегреческих философов. Среди этих идей особо важную роль в генезисе понятия социального го­сударства сыграли следующие:

Идея тесной органической связи человека с обществом и госу­дарством, признание социальной природы человеческих качеств (Платон, Аристотель);

Идея взаимосвязанности прав и обязанностей гражданина;

Осознание ценности свободы и равенства. Правда, у философов классического периода (Платона, Аристотеля) эти понятия ин­терпретируются как удел граждан, принадлежащих к одному сословию. Универсальную интерпретацию свобода и равенство получают лишь у стоиков, хотя их ценность определяется вне связи человека с государством.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

О.Н. Наумова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования поволжский государственный университет сервиса..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

И признаки его. Также из этой статьи вы узнаете, какие существуют модели социального государства. Скажем пару слов и об особенностях его развития. Что же такое социальное государство, понятие и признаки которого нас интересуют? Это принцип (характеристика), который относится к конституционно-правовому статусу того или иного государства.

Принцип социального государства

Данный принцип предполагает конституционное гарантирование социальных и экономических прав и свобод гражданина и обязанности государства, которое должно служить обществу. Оно стремится свести к минимуму и по возможности полностью исключить неоправданные социальные различия.

Функции, которые должно выполнять социальное государство

Понятие и признаки социального государства тесно связаны с его функциями. Рассматривая последние, нужно иметь в виду следующее:

а) ему присущи функции традиционные, обусловленные его природой как государства;

Можно выделить в рамках общего социального назначения специфические направления деятельности, то есть специфические функции, которые имеет социальное государство, понятие и признаки которого мы описываем. К таким функциям относятся, в частности:

2) охрана здоровья и труда людей;

3) поддержка материнства, отцовства, семьи и детства.

Также государство должно заботиться о сохранении мира. Какие еще функции входят в его понятие? Признаки, социальное назначение государства предполагают, что должно осуществляться сглаживание неравенства с помощью перераспределения доходов между разными слоями общества. Это реализуется через налогообложение, специальные социальные программы, государственный бюджет.

Довольно объемным понятием является социальное государство. Понятие и признаки, функции - обо всем этом можно говорить очень долго. Среди последних следует отметить также поощрение государством благотворительной деятельности (в том числе путем предоставления предпринимательским структурам, которые осуществляют ее, налоговых льгот). Нужно поддерживать и финансировать культурные программы и фундаментальные научные исследования. Характеризуя социальное государство (понятие и признаки) кратко, нужно сказать, что оно должно обеспечивать занятость населения, выплату пособий. К функциям его также относится поиск баланса между рыночной экономикой и воздействием на ее развитие государства. Цель такого воздействия - обеспечить достойную жизнь граждан страны. Участвовать в реализации межгосударственных социальных, культурных и экологических программ, а также решать общечеловеческие проблемы также обязательно должно социальное государство. Понятие и признаки, функции, типы - все это определяет его основные черты.

Основные черты социального государства

Из сказанного выше можно сделать вывод, что социальное государство всегда стремится обеспечить социальную защищенность граждан, достойные условия их существования, возможность участвовать в управлении производством. В идеале оно должно быть нацелено на создание для всех примерно равных жизненных шансов. Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство (имущественное или иное), помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.

Условия существования социального государства

Становление такого государства - это не только политический и экономический процесс, но также и нравственный, который требует "человеческого" измерения. Можно сделать вывод с учетом сказанного, что характерными чертами и условиями существования государства социального являются:

1) демократически организованная власть;

2) высокий уровень нравственности у должностных лиц и у всех граждан;

3) большой экономический потенциал, который позволяет перераспределять доходы, не ущемляя при этом положения собственников;

4) структура экономики, ориентированная социально, что проявляется в наличии разных форм собственности, а также существенной доли государственной собственности в необходимых областях хозяйства;

5) развитие государства в правовой сфере;

6) существование гражданского общества, для которого государство является инструментом проведения политики, ориентированной социально;

7) социальная направленность политики, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетности их осуществления;

8) наличие целей установления всеобщего блага, социальной справедливости;

9) наличие социального законодательства;

10) закрепление в конституции страны формулы "социальное государство".

Деятельность социального государства

Можно сказать, что свои принципы и цели социальное государство осуществляет в форме правовой государственности. Оно идет путем гуманизации общества, то есть стремится к расширению прав личности, к тому, чтобы наполнить более справедливым содержанием правовые нормы. Государство также призвано обеспечить благо индивида: материальные условия достойного существования и свободы каждого человека, социальную безопасность. Оно должно заниматься непосредственно распределением однако не подрывать при этом основы рыночного хозяйства, такие, как конкуренция, частная собственность, индивидуальная ответственность, предприимчивость и др., не должно способствовать массовому социальному иждивенчеству.

Либеральная модель

В ее основу положен либеральный принцип, который предусматривает личную ответственность всех членов общества за судьбу своей семьи и свою собственную. В этой модели роль государства незначительна. В первую очередь социальные программы финансируются за счет частного страхования и личных сбережений. Задачей государства при этом является стимулирование роста доходов граждан. Использующими данную модель социальными государствами являются, например, США, Канада и Австралия.

Корпоративная модель

Еще одна модель - корпоративная. Она предполагает наличие механизма ответственности организаций (корпораций) и предприятий за судьбу и материальное положение своих работников. Корпорацией работнику предоставляются социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение, а также частичная оплата образовательных, медицинских и других услуг. Построенными по этому принципу социальными государствами являются Франция, Нидерланды, Ирландия, Италия, Германия, Бельгия, Австрия и др.

Консервативная модель

Основной задачей в ней является обеспечение равных стартовых условий, а также возможностей для развития всем гражданам. Идея партнерства между частным сектором, государством, благотворительными и общественными организациями является фундаментом консервативной политики. Принцип смешанной экономики - господствующий в экономической сфере, создается социальное рыночное хозяйство. Ориентированными на эту модель социальными государствами являются Япония и Великобритания.

Описанные выше модели - это идеальные типы, вряд ли имеющие место где-либо в чистом виде. В каждом конкретном государстве в реальности присутствуют элементы различных моделей. Однако при этом доминирует та или иная из них, благодаря чему можно определить, какими именно социальными государствами являются те или иные страны.

Самая распространенная модель социального государства

Самой распространенной моделью является такая, в основе которой - ответственность общества в целом за судьбу каждого своего члена. Основным принципом при этом выступает условие, согласно которому молодой платит за старого, а богатый - за бедного. Государство перераспределяет налоговые отчисления, которые поступают ему, через бюджет, социальные программы, страховые фонды, систему социального обслуживания. Негосударственные институты (программы, фонды и т. д.) играют вспомогательную роль.

Внутренние противоречия социального государства

Рассматривая тему "Социальное государство: понятие, сущность, признаки", необходимо отметить, что оно имеет внутренние противоречия. Социальное государство проходит определенные этапы развития и стадии формирования. Отражением этих проблем и противоречий стала широкая дискуссия, развернувшаяся в зарубежной политической и научной науке в 80-е - 90е годы о его будущем и его кризисе. Основанием процессов, которые стали причиной обострения проблем, существующих в социальном государстве, лежат неравномерность и цикличность экономического развития, а также подверженность социальной сферы и экономики воздействию событий внутренней и внешней политики. Иллюзию гармонии между ростом экономики и расширяющейся практикой распределения государством социально-экономических благ уничтожил мировой экономический кризис. Он показал, что существуют серьезные монетарные проблемы, что невозможно бесконечно эксплуатировать импортное дешевое сырье.

Дискуссия о перспективах и кризисе социального государства обострилась вновь, когда был разрушен социализм в государствах Восточной Европы, когда ФРГ столкнулась с экономическими трудностями, связанными с освоением земель восточной Германии, когда происходило расширение Европейского Союза. Все эти глобальные экономические и геополитические сдвиги обнаружили сложность во взаимоотношении государства и общества.

Социальное и правовое государство

О чем еще можно рассказать, раскрывая тему "Социальное государство: понятие, признаки, функции"? Отметим, что современное социальное государство представляет собой этап развития, который следует за государством патерналистским. Социальное государство не является этапом развития правового. Тем не менее, лишь правовое государство может стать социальным, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права.

Социальная политика

Социальная политика выступает одним из главных инструментов реализации государства социального. Взаимосвязь между ними проявляется в том, насколько глубоко и полно социальное государство проводит социальную политику, а также в том, в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан.

На достижение результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния, направлена социальная политика. Ее цель также - улучшение жизни всего населения, предотвращение возникновения социальной напряженности.

Сутью социальной политики государства, которое поставило перед собой цель стать государством социальным, должно стать обеспечение высокого уровня жизни населения, условий для повышения благосостояния. Задача реализации эффективной, сильной социальной политики в таком государстве выдвигается на первый план.

Итак, мы рассказали о том, что такое социальное государство. Понятие, сущность, признаки и модели его были описаны нами. Каждое государство должно стремиться максимально реализовать его принципы. Российская Федерация - это также социальное государство. Понятие, признаки, функции его закреплены в Конституции нашей страны. Она была принята в 1993 году. С этих пор Россия официально - социальное занимается их изучением) его используются в проводимой Россией политике. Однако фактически формирование социального государства находится в нашей стране еще на раннем этапе.

Очень актуальной сегодня является тема "Социальное государство: понятие и признаки". Презентация, реферат или курсовая работа по ней могут быть сделаны с опорой на материал из этой статьи.

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство - это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство - это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства - это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке - это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 - начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство - это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей - создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство - это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец - Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример - Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния - нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия - социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия - социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.



Читайте также: