Перевернутая пирамида журналистика. Правило правильно перевернутой пирамиды

Привет, снова с вами Павел Ямб!

Принцип перевернутой пирамиды – способ быстро и безотказно донести важную информацию до читателя. Его начали применять в журналистике, но он актуален и для копирайтеров. Сегодня мы познакомимся с ним.

Обращаясь к истокам

Возник этот принцип во времена использования телеграфа для передачи информации о важных событиях. Она должна была быть максимально сжатой и полной, чтобы вместиться в короткое сообщение. Очень скоро издатели газет пришли к выводу, что читателям импонирует возможность получить самые главные факты в первых строках – газеты читают для информации, а не для удовольствия.

Согласно принципу перевернутой пирамиды, самая ценная и важная информация помещается в начало статьи, по мере продвижения к ее концу, уменьшается и важность, а также насыщенность.

Этим такая подача информации напоминает перевернутую пирамиду.

В основании, которое находится сверху, должны быть краткие ответы на главные вопросы. К ним можно отнести следующие:

  • Когда?
  • С кем/Кто?
  • Почему?
  • Доколе

К такому «экстракту» относится заголовок и лид статьи .

В конце можно дать развернутый комментарий с каким-то мнением.

А завершается это напоминанием предыстории: что привело к событию, ставшему главной темой статьи.

Еще раз подчеркну: использование этого принципа характерно именно для новостей, потому чаще всего применим в журналистике. Он не подходит для критики или художественного текста.

Перевернутая пирамида выстраивает материал не вокруг идей или хронологии, но вокруг фактов.

Митчел Стивенс «История новостей»

Сейчас по интернету бродят разные вольные вариации на эту тему, которые подогнали под копирайтинг и маркетинг. Однако лучше все-таки обращаться к первоисточникам, не находите?

Использование в копирайтинге

Часто принцип перевернутой пирамиды используют для распределения ключей по тексту, насыщая ими начало и постепенно уменьшая к концу. Как думаете, способствует такой способ оптимизации сайта или нет?

Даже при построении статьи без ключевых слов, такой подход может сослужить хорошую службу, когда жесткие правила помогут вычленить из моря информации важные факты.

В любом случае, эту схему построения статьи стоит держать в голове. Она позволяет организовать и дисциплинировать мышление, избавиться от лишней воды в текстах.

Поначалу может быть непросто вписывать иногда весьма развернутую информацию в такую жесткую структуру.

Эта форма помогает развить навыки критического мышления, анализа и синтеза, то есть основы ясности мышления и текста.

Журналист и писатель Чип Скэнлен

Иногда новички не желают овладевать азами, считая их устаревшими и ненужными.

Однако они не правы. Редко можно создать что-то новое на пустом месте. Подобные принципы в написании текстов и есть эта база. Принцип перевернутой пирамиды, AIDA – овладев ими, райтер сможет писать по-настоящему сильные тексты, которые будут работать.

Это навыки «высшей лиги» копирайтеров, а труд на этом уровне уже не заключается в выдаче десятков тысяч знаков для заполнения огромного количества сайтов, которые мало кто читает. Тут стоит задача создать эффективный текст, который попадет в точку.

Задача удержать внимание читателя возникла задолго до появления профессии копирайтера. Этим же занимались журналисты еще в позапрошлом веке, конкурируя за читательскую аудиторию. Тогда и возник так называемый «принцип перевернутой пирамиды» — способ быстрой и насыщенной подачи новостной информации. О его эффективности ведутся споры, но он по-прежнему пользуется популярностью у всевозможной пишущей братии.

Что такое «перевернутая пирамида»?

В журналистике - общепринятая схема изложения новости, информационных сообщений. В начале текста сообщается самое главное, суть новости, затем менее важная информация, и в конце - второстепенные детали и подробности.

Для чего применяется?

  • Сконцентрировать внимание на главном: сути и значении события
  • Облегчить жизнь читателя: просматривая заголовки, можно понять содержание новостей и выбрать то, что интересно
  • Для экономии времени читателя: уловив смысл из первой половины сообщения, он может закончить чтение и не забивать себе голову лишними фактами
  • Облегчить жизнь автора: по схеме писать проще - понятно, на какую «полочку» что положить, легче структурировать материал

Правила

Самое главное - определить, что же здесь самое главное 🙂 Одну и ту же информацию можно подать совершенно по-разному, сделав акцент на различных аспектах. Например, так:

Пример новости. Вариант 1

Люди смогут жить на Марсе!

Изобретение российского ученого Иванова позволяет извлекать большие объемы кислорода из марсианского грунта.

Презентация изобретения состоялась вчера на конференции в Пекине и вызвала восторженную реакцию экспертов.

Председатель Нобелевского комитета заявил, что премия изобретателю обеспечена.

Пример новости. Вариант 2

Российский ученый получит Нобелевскую премию!

Об этом вчера на конференции в Пекине заявил председатель Нобелевского комитета.

Прослушав презентацию ученого Иванова, участники конференции сошлись во мнении, что извлечение больших объемов кислорода из марсианского грунта - очень перспективная разработка. Благодаря ей люди смогут жить на Марсе.

Итак, вначале надо понять: в чем же суть, что именно будет новостью. В этом вам поможет простая логика, понимание обстановки (что сейчас интересно людям) и особенностей места публикации. В каждом СМИ есть своя редакционная политика, и задачи, о чем должны быть новости, ставятся специально.

Важна тематика и целевая аудитория медиа: новость про инвестиции в разработку новой онлайн-игры будет преподнесена на портале игроманов одним образом, а на деловом портале - совершенно другим.

Пишем новость по схеме

Дальше заполняем каждую из частей пирамиды. В части «самое главное» отвечаем на классические вопросы: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?» То есть кратко объясняем самое главное: с кем приключилось, что именно, в каком месте и как давно, кто в этом виноват и как такое вообще случилось.

Короткая новость на этом и закончится. Или обзаведется парой-тройкой предложений из категории «важное».

Ну а если вы пишете добротную объемную новость, в части «важное» можно развернуться: рассказать в подробностях о происшествии, вспомнить обо всех похожих случаях за последние 5–30–100 лет (показав, естественно, что все не просто так!), привести высказывания экспертов с умными мыслями о причинах и последствиях и так далее. Фото, видео, аудио и цитаты - по вкусу.

«Дополнения». Под конец можно высказать собственную мудрую точку зрения, поразмышлять о вечном, добавить деталей из разряда «это интересно» и все, что еще пришло в голову по теме. В рамках заданного объема публикации.

Смело применяйте «перевернутую пирамиду», главное - не переворачивайте события с ног на голову! 🙂

Сначала научимся правильно писать новости. В принципе, правильно написанную новость смело можно нести редактору местной газеты – запросто могут опубликовать. (NB: редактор не кусается.)

Журналистика – вся! – начинается с новостей (news).

Любой новостной материал должен содержать ответы на шесть вопросов:

  • КОГДА?
  • ПОЧЕМУ?

В зависимости от того, о чем идет речь, вопросов может быть и меньше. Нередко у репортера нет времени выяснять, ПОЧЕМУ произошло событие. В криминальной хронике почти никогда неизвестно, КТО совершил преступление.

В Интернете, как правило, не включают в текст новости информацию о том, КОГДА произошло событие – подразумевается, что только что. Просто в новостных лентах с точностью до минуты указывают время публикации новости.

На какие именно вопросы отвечать в хроникальной заметке? Иными словами, с какого захода начинать? Это зависит от здравого смысла, а также от того, какую именно информацию журналисту удалось собрать до начала работы над текстом.

Заход ЧТО? – это важность происшествия или результата. Начав свою новость Загорелись торфяники Подмосковья… журналист выделяет один, определенный, результат. Но другой журналист может начать сообщение об этом же событии с другого ЧТО: Жители ряда населенных пунктов Подмосковья страдают от удушливого дыма… Третий напишет: Убытки областного бюджета… Четвертый отметит: Сорван уикенд на природе многих москвичей… и тем самым подчеркнет социальный аспект происшедшего, чувствительный для жителей столицы.

Заход КАК? хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия: Прослезившись… Хроника конфликтов часто начинается с ответов на вопрос КАК? Этот заход часто используется в спортивной журналистике, где важно показать «преодоление»: Забив на последних секундах гол…

Заходы ГДЕ? и КОГДА? – это не просто «вчера», «сегодня в мэрии» и прочие расхожие штампы. Они оправданы в определенных случаях, именно тогда, когда в ответе на эти вопросы концентрируется смысл новости. Например: Сегодня в шесть часов сорок минут тридцать секунд по среднеевропейскому времени все колокола и гудки Хиросимы напомнили о том, что именно в этот час на город была сброшена атомная бомба. Или: Пекин назван столицей Олимпиады 2008 года.

Весьма популярен заход КТО? Он указывает на главное действующее лицо и необходим в случае особого интереса к центральной фигуре события: поп-звезде, знаменитому актеру или спортсмену, ученому, эксперту.

Заход ПОЧЕМУ? в новости не предполагает обширного анализа причин. Как правило, это конструкции типа По причине… или Ввиду того, что…

Мы со студентами проводили эксперимент: я раздавал газеты, они находили в газетах хронику и фиксировали, в каком порядке автор новости отвечает на вопросы. Итог: с точки зрения статистки – никаких закономерностей!

На самом деле порядок ответов не случаен.

Чаще всего новость начинают с ответов на самые важные вопросы. (О критериях «важности» см. последующие выпуски.) Затем располагают все, что хочется сказать, по «убывающему интересу».

В результате получается конструкция, известная с 20-х годов XX века как «опрокинутая» или «перевернутая пирамида» (inverted pyramid). Основание, опора такой «пирамиды» оказывается наверху.

Конструкция «перевернутой пирамиды» удобна, во-первых, для редактора. Если новость придется сократить, чтобы она поместилась на отведенном ей месте в полосе, это легко сделать, просто отбросив менее существенный фрагмент. (Так ящерица, спасаясь, отбрасывает хвост.) Во-вторых, в «перевернутой пирамиде» материал концентрирован и жестко структурирован: самое важное всегда идет первым.

Бритни предпочла сына мужу
Кевин Федерлайн (КТО) уже вторую неделю живет у друзей: (ЧТО, ЧТО ДЕЛАЕТ) его супруга Бритни Спирс (КТО) выставила его из дома (ЧТО, ЧТО СДЕЛАЛА) в Малибу. (ГДЕ) И хотя пресс-атташе певицы (КТО) упорно сообщает, что отношения между супругами «вполне приличные», (ЧТО, ЧТО СООБЩАЕТ) друзья (КТО) едва ли не делают ставки на то, сколь долго еще продержится их брак. Они утверждают, что Бритни (КТО) устала от «незрелых» привычек своего мужа, который «пренебрегает отцовскими обязанностями» и кормлению и прогулкам с новорожденным Шоном Престоном предпочитает «клубиться» до утра. (ПОЧЕМУ ВЫСТАВИЛА)

Как видим, автор новости ответил на вопросы:
КТО? - Бритни Спирс, Кевин Федерлайн, пресс-атташе, друзья
ЧТО? - выставила мужа из дома, он живет у друзей
ГДЕ? - где-то в в Малибу
ПОЧЕМУ? - пренебрег отцовскими обязанностями

Есть две основные причины, по которым новостные сюжеты не всегда имеют продолжение, достойное их яркого начала. Первая — это следование устаревшим догмам журналистики, вторая — отсутствие навыков работы с различными формами изложения.

Если навыки — дело наживное, то инертность может превратиться в настоящую проблему. Многие теоретики классической и веб-журналистики до сих пор считают форму «перевернутая пирамида» основой основ в подаче новостей. И это несмотря на все факты, свидетельствующие о том, что современные избалованные читатели воспринимают и запоминают такие статьи все хуже и хуже.

Блочное построение

Чем же так плоха пирамида? Прежде всего тем, что, вынося самую важную информацию в начало текста, эта форма делает ненужным дальнейшее чтение заметки (рис. 1). Традиционно «перевернутая пирамида» начинается с крупной вступительной части, на которую должны клюнуть читатели. После этого информация о событии располагается в порядке убывания ее важности и интереса, в результате чего концовка статьи может просто смазаться. Ведь фактически читатели могут прекратить чтение в любой момент, когда получат необходимое им количество информации. Более того, эта форма сообщения мешает многим читателям вникнуть в суть статьи, потому что фоновая информация дается почти в самом конце, где-то между «скучно» и «утомительно». А без нее человеку, слабо разбирающемуся в теме, будет непросто понять смысл сообщения (именно поэтому многие попросту сдаются еще до того, как узнают дополнительную информацию).

Рисунок 1. Перевернутая пирамида: желаемое и действительное

Например, в исследовании, проведенном в США, людям предложили в одном случае прочесть новость в форме «перевернутой пирамиды», в другом та же самая информация была изложена в форме feature article — так называется жанровая заметка, призванная показать читателям, что именно чувствовали, думали и делали участники события в тот момент, когда оно происходило. Повествование feature article ведется при помощи средств художественной литературы (сценические зарисовки, диалоги, описания действий, проспекции и ретроспекции). И наверное, неудивительно, что первую заметку признали интересной 57% опрошенных, вторую — 86%. То есть из-за изменения подачи информации интерес к материалу подскочил в полтора раза!

Наиболее простым способом структурирования информации для статьи или релиза является прием «песочные часы». Заметка, построенная этой по схеме, начинается с краткого пересказа сути события, затем следует узкий перешеек, символизирующий «переход» к новой части, и подробный «блочный» рассказ о случившемся (рис. 2). Блочное повествование состоит из трех элементов: начала, середины и окончания. Средняя часть содержит информацию, группирующую поднятые автором проблемы в логическом порядке. Начало задает форму и содержание средней части, а окончание закрепляет основные моменты в памяти читателей.


Рисунок 2. Блоковая форма подачи информации

Говоря журналистским языком, блоковая форма начинается с краткого анонсирования того, о чем будет история и почему она важна. Затем идут самоценные блоки интересной информации, заканчивающиеся яркой репликой, помогающей читателю все запомнить. Стилистика рассказа может быть выбрана в зависимости от жанра повествования. В простейшем случае это будет «мягкая» новость (рассказ о событии в хронологическом порядке), в более сложном — feature article.

Если автор работает над длинным материалом, блоковая форма может содержать несколько приманок, раскиданных по всей статье и удерживающих внимание читателя. Приманка может представлять собой увлекательный пример из жизни, смешной анекдот, незабываемую цитату, новый интересный персонаж, неожиданную статистику. Все они подспудно формируют ту самую фоновую информацию (бэкграунд), который в случае с «перевернутой» пирамидой читатели узнали бы не по ходу повествования, а лишь в конце.

Но решив отойти от пирамидального изложения, некоторые журналисты все равно не могут написать сильную середину, потому что они не знают, как организовать информацию в блоки или потому что они думают только о начале статьи. Последние обычно выделяют самую интересную информацию, которая у них есть, пишут на ее основе сильную вводную часть и продолжают ее развивать, пока не устанут или время, отведенное на написание статьи, не подойдет к концу. Поэтому средняя часть статьи у них получается узловатой и скомканной, с полным отсутствием блоков информации.

Вот самый простой способ организовать блоки информации. Составьте краткий список важных моментов, которые вы хотите донести до читателя. Затем определите, что из этого соответствует блокам, что входит в эти блоки, а что вообще не имеет отношения к излагаемому материалу. Например, рассказывая о кризисе на предприятии, можно составить список, как в левой колонке, и организовать его по блокам, как в правой колонке (рис. 3).


Рисунок 3. Пример распределения информации по блокам

Слабая концовка — еще одна проблема работы над статьей. Вот два любимых приема PR-специалистов:

  • закончить релиз тем, что заявить продолжение темы («Рекламная кампания в прессе, стартовавшая в марте, продлится до конца 2009 года»),
  • завершить цитатой («Я рад, что моя книга вызвала интерес в России именно в такой непростой момент», — добавил автор»).

Есть несколько причин, по которым авторы, столкнувшись с пустым местом в конце статьи, вставляют туда цитату. Отчасти эту практику можно объяснить спешкой или жесткой нехваткой времени. Но это лишь часть проблемы. Скомканная непродуманная концовка, наспех закрытая эффектной фразой, — это нередко показатель слабого владения темой. Авторы часто начинают работу над статьей впотьмах, неуверенные в значении событий и происшествий, которые им необходимо осветить или объяснить.

Проблема в том, что, хотя перспектива или цитата помогают добраться до сути истории автору, находясь в конце, они не способны оказать такой же эффект на читателя. Ведь он не прошел тот же сложный путь изучения темы и настроен не на глубокие расследования, а не легкое чтение. А для этого ему нужна совсем другая последовательность изложения. Цитаты — это хорошо. Но их использование в конце релиза или статьи скоро превратиться в клише. Перенесите ее чуть выше по тексту, чтобы подкрепить описание или акцентировать предпоследний блок информации. И ищите другой способ усилить вашу историю.

Чтобы написать удачное завершение статьи, начнем с аксиом. Хорошая концовка должна выполнять минимум три функции:

1) показать читателю, что история завершена;

2) подчеркнуть центральный момент истории;

3) вызвать отклик.

Последнее очень важно. Завершающий абзац должен не просто заканчивать статью и резюмировать ее основную информацию. Он должен остаться у читателя в голове и заставить его задуматься над прочитанным. Для этого концовка должна быть не только логичной, но и немного неожиданной, содержащей необычный факт или рассказывающей про удивительный поворот дела.

Какую бы концовку вы ни выбрали, не оставляйте работу над ней напоследок. Немногие читатели вернутся к той замечательной вводной части, над которой вы столько корпели. Если вы все правильно сделаете, то последнее, что они прочитают, будет концовка статьи. Так что лучше всего написать ее с самого начала — еще до того, как вы займетесь лидом. Так вы будете знать, к чему стремиться.

Воздействие на эмоции

«Оживление» новости, как правило, заключается в добавлении в новостную заметку примеров, которые делают событие ближе читателю. Большинство из нас любят истории, особенно про людей. В любом товаре или услуге всегда можно найти связь с человеком. Это может быть рассказ о том, как ваши товары (услуги) помогли конкретному человеку или конкретной семье. Если же в вашем случае тема «помощи» точно не подходит — скажем, вы производите снарядные гильзы, — обратите взоры на саму компанию. Отыщите привлекательный личностный сюжет о сотрудниках или партнерах.

Проверенный способ привлечь и удержать внимание аудитории — трехчастная структура текста. Сначала вводится один или несколько персонажей, описывается их проблема (аналогичная проблеме читателей). Затем герой — вызывающий симпатию, чтобы читатели могли ассоциировать его с собой — попадает в затруднительную ситуацию: все идет не так, герой в отчаянии. И наконец, благодаря вашему товару он спасает себя (причем сам, без чужой помощи). Для вас вознаграждением станет личностный аспект, приобретенный компанией и ее продукцией, улучшенный корпоративный имидж и возможность закрепить в массовом сознании положительный образ бренда.

Многие любят (и нередко умеют) делать своими руками все — начиная от починки автомобиля и заканчивая шитьем, лечением или составлением бизнес-планов. Объявлению, в котором рассказывается, как сделать что-то своими силами, обеспечено внимание. Даже если прямо сейчас в этих советах нет нужды, читатель может сохранить их на будущее.

Можно затронуть также любовь к получению писем, представив объявление в подобном виде. На «личный» характер послания может указывать заголовок из серии «Моему лучшему другу» или «Спасибо за помощь в неловкой ситуации». Такая персонализированная реклама, в которой описывается забавное или удивительное событие, задействованы эмоции и глубокие чувства (например, рассказывается о спасении автора из запутанной ситуации), имеет больше шансов быть прочитанной до конца.

Альтернативные формы

Слишком часто и «оживления» оказывается недостаточно для того, чтобы сохранить внимание читателей. Поэтому современным PR-щикам, как и журналистам, необходимо уметь пользоваться альтернативными формами подачи информации. Их применяют практически все газеты и журналы, но в разной степени. Загляните в любое СМИ, и вы с легкостью найдете материалы, не вписывающиеся в традиционные представления о том, какой должна быть статья. В глянцевой прессе и газетах современного формата им отводится до 60-70% печатной площади. В серьезных деловых журналах — около 15-20%, причем в основном — в виде сопутствующей инфографики. Появились они и в интернете.

О том, что нестандартная подача информации помогает лучше понять и запомнить прочитанное, говорят и результаты недавнего исследования EyeTrack, проведенного в университете Пойнтера (Poynter University) при участии 600 человек. Перед участниками эксперимента была поставлена задача вдумчиво прочитать тексты выбранных ими же материалов из местной газеты или новостного сайта. За ходом чтения внимательно наблюдали исследователи. С помощью специального оборудования они фиксировали направления движения глаз испытуемых, отмечая различные модели процесса чтения, места, с которых начинали чтение, и многое другое.

Поскольку оборудование не могло измерить степень осмысления или объем информации, оставшейся после в памяти читателя, исследователи также дали участникам эксперимента особые задания. Для того чтобы сравнить эффективность различных форм подачи материала, исследователи создали шесть различных вариантов материала о птичьем гриппе. Три из них были в печатном виде, остальные три — в электронном. Каждый вариант содержал идентичную информацию, одинаковые факты, но материалы различались по дизайну и структуре. После того как человек прочитывал за пять минут один из макетов, он отвечал на вопросы о его содержании.

Оказалось, что альтернативные формы материалов, такие как вопросы и ответы, временные шкалы, перечни, краткий блок «факты и цифры» или блок с перечислением фактов пронумерованным списком помогают читателям лучше запоминать опубликованные факты. На рис. 4 приведен макет, который оказался наиболее наглядным. Прочитавшие этот вариант статьи правильно ответили на большинство вопросов теста.


Рисунок 4. Что понятнее?

Исследователи говорят, что альтернативные формы привлекают большее количество зрительного внимания, по сравнению с обычным печатным текстом. Особенно сильно зрительное притяжение было в газетах большого формата. Альтернативные формы материала составляли всего около 4% из 16 976 доступных к просмотру газетных текстов, изученных за время исследования, но они получили гораздо большую долю внимания.

Почти каждый материал можно подать в альтернативной форме. Темы, от которых вам хочется лишь стонать (презентация финансовой отчетности, проведение совета директоров, получение медали на выставке), — прекрасные кандидаты для альтернативных подходов. Если вы устали писать или редактировать такие материалы в традиционной форме, можете быть уверены — журналисты еще больше устали их читать.

Это, безусловно, не означает, что все материалы должны быть поданы с использованием только альтернативных форм, но в качестве добавки их всегда можно включать в текст пресс-релизов, написанных в традиционном стиле перевернутой пирамиды. Такие бонусы будут как нельзя кстати в материалах, переполненных цифрами и фактами. С их помощью неудобоваримую смесь индикаторов, дат, географических названий и событий можно упорядочить в простые, удобные для быстрого прочтения блоки информации. Поясняющий график может дать толковому журналисту больше информации, чем словесное описание на полстраницы. Фотография добавит эмоциональный штрих к сухому отчету о прошедшем совете директоров. Вопросы и ответы создадут доверительную атмосферу и повысят рейтинг экспертов компании. Временные шкалы прекрасно передадут динамику событий. А детальное повествование позволит журналисту найти в вашем сообщении какие-то только ему заметные зацепки для того, чтобы на их основе создать эксклюзив для своего издания.

В общем виде можно выделить следующие преимущества альтернатив:

  • Выразительность. Не являясь графической формой, они зачастую чрезвычайно наглядны.
  • Легкость чтения. Передают информацию мелкими «кусочками», которые легче усвоить. (Главное — чтобы вместе эти кусочки складывались в нечто «питательное»).
  • Живость. Разнообразят информационную картину и удивляют читателя.
  • Лаконичность. Можно передать большой объем информации с помощью относительно небольшого количества слов. Лаконичность достигается, в том числе, за счет подкрепления этих слов фотографиями, графиками и другими изобразительными материалами.

Перевернутая пирамида - самая известная схема написания новостной статьи. Такая структура подачи материала сложилась в 19 веке. Одни говорят, что от журналистов требовали краткости, чтобы сэкономить на редакционных расходах, другие - что причиной была опасность потери связи и самое важное нужно было сообщить в первых строках . Исторические факты любопытны, но для нас представляет интерес по новой взглянуть на эту схему, чтобы понять насколько она хорошо подходит для того, чтобы писать по ней статьи сегодня.

Новостная статья, которая пишется по схеме перевернутой пирамиды, содержит ответы на шесть вопросов: Five Ws and one H - те самые шесть вопросов, без который немыслима настоящая журналистская новостная статья.

  1. Кто главный герой этой новости?
  2. Что именно произошло?
  3. Когда это произошло?
  4. Где это произошло?
  5. Почему это произошло?
  6. Как случилось, что это произошло?

Когда автор в 1995 г. пришел работать в газету «Финансовые Известия», ему приходилось каждое утро спускаться в отдел новостей и читать ленту информационных агентств, отбирая новости для своего отдела. В то время новости «Интерфакса» и ИТАР-ТАСС распространялись при помощи специального оборудования и посмотреть их можно было только на терминале, подключенном к спутниковой системе передачи данных. Чтобы журналистам было проще ориентироваться в бесконечном списке новостей, информационные агентства выдавали в ленту мета-заголовок, состоящий только из существительных, глаголов и цифр.

В качестве примера рассмотрим новость о том, что что издательство «Эксмо» приобрело книжную группу «АСТ». Используя поиск по новостям от Яндекс, выясняем, что газета «Ведомости» первой опубликовала эту новость , автор статьи - Ксения Болецкая. Мы будем ссылаться на статью в «Ведомостях» и используем ее детального разбора схемы написания новостной статьи.

Самое важное - в первых строках

Мета-заголовок к такой новости выглядел бы примерно так: ЭКСМО-ПОКУПКА-95%-АКЦИЙ-АСТ. Сейчас мета-заголовок не используется, а раньше он был хорошим подспорьем, чтобы помочь журналисту быстро найти нужную новость, путем «пролистывания» всего списка новостей.

Как использовать сегодня: мета-заголовок можно использовать при рассылке новости по SMS. Он очень короткий и всегда таким останется за счет использования только существительных с глаголами и он прямо рассказывает о новости. Если читатель заинтересовался, то он продолжит чтение.

Заголовок статьи, который предлагают «Ведомости» отличный: «‘Эксмо’ купила АСТ». Он содержит глагол и краткий (даже более краткий чем мета-заголовок, но это, скорее, исключение) и сразу дает ответ на второй вопрос: «Что произошло?»

Мы также косвенно получаем ответ на вопрос «Где это произошло?», так как читатели «Ведомостей» хорошо осведомлены о крупнейших игроках на книжном рынке и понимают, что действие происходит в Москве.

В подзаголовке автор заставляет читателя продолжить чтение, показав масштабы сделки: «Владелец ‘Эксмо’ Олег Новиков оформил покупку конкурента - книжной группы АСТ. Вместе эти компании выпускают каждую пятую книгу в России». Одновременно с захватом внимания автор отвечает еще на первый вопрос: «Кто главный герой этой новости?»

Как использовать сегодня: заголовок и подзаголовок можно использовать для того, чтобы разместить новость в Twitter: заголовок содержит всего 18 символов с пробелами, подзаголовок - 136.

Ядрёная начинка

Вот так автор начинает отвечать на другие вопросы из списка: «Новиков реализовал опцион на покупку бизнеса АСТ, сделка была закрыта в начале декабря, рассказал бизнесмен ‘Ведомостям’. Совладелец ‘Эксмо’ получил опцион сроком на три года летом прошлого года. Тогда же топ-менеджмент ‘Эксмо’ фактически начал управлять бизнесом конкурента.» В этом абзаце читатель получил ответы на вопросы: «Когда это произошло?», «Почему это произошло?»

Далее в статье «Ведомостей» следуют четыре абзаца, которые нужно перенести чуть ниже, «подтянув» наверх абзац, в котором автор отвечает на вопрос «Как случилось, что это произошло?»: «Поглощение АСТ произошло после того, как весной 2012 г. налоговая инспекция предъявила к нескольким компаниям группы претензии на 6,7 млрд руб. за использование фирм-однодневок. Было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.»

Если бы автор статьи не хотела дать читателям «Ведомостей», привыкшим получать не только свежую, но и подробную информацию (часто с элементами аналитики), полную картину случившегося в газетном формате, то в результате получилась бы вот такая хорошая новостная статья, которая бы на 100% соответствовала схеме перевернутой пирамиды: « Эксмо приобрело книжную группу АСТ », автор Алиса Стародубцева.

Как использовать сегодня: новостную статью хорошо использовать для размещения в Facebook, ЖЖ и других социальных медиа для того, что не только заинтересовать, но и проинформировать читателя.

Захватывающие подробности

В исходной статье в газете «Ведомости» осталось очень много интересных подробностей. Автор анализируют финансовые показатели деятельности компаний, раскрывает их акционерный состав, приводит данные из платных справочных ресурсов, анализирует причины продажи, приводит высказывания участников сделки и экспертов.

Как использовать сегодня: такую качественную статью, которая раскрывает все подробности, нужно размещать только на собственном ресурсе - личном или корпоративном блоге, сайте. Если информация эксклюзивная и представляет высокий интерес для рынка, то к ней можно сделать платный доступ или предлагать бесплатно, инвестируя в популярность и увеличение посещаемости ресурса.

Вот так известная и даже немного «заезженная» схема может упростить работу по написанию статей (если потренироваться, то можно писать качественные новостные статьи практически «на автомате»). Люди, обладающие этим навыком, в самое ближайшее время будут очень и очень востребованы владельцами коммерческих сайтов, интернет-магазинов и блогов, которые рассчитывают получить поток платежеспособных пользователей из поисковых систем. Теперь им будет мало покупать ссылки , им придется думать о юзабилити и, конечно, о контенте.



Читайте также: