Виды аннотаций с примерами. Как правильно написать аннотацию: краткий план, пример и подробные рекомендации Подбирайте стиль, исходя из читательской аудитории

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) или резюме (от фр. resume - «сокращённый») - краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?».Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции - глагольные и причастные. По характеру различают следующие виды аннотаций:

1)Справочные

Основная их цель – привлечь внимание читателей к особенностям издания, на характер приложений, на художественный, а возможно – технический, уровень текста.

Зачастую они содержат довольно критическую оценку. В них идет речь о значимости произведения для читателей. Это необычная оценка. Это поиск аргументов, которые должны убедить читателей ознакомиться с работой, или наоборот. Рекомендательная аннотация куда сложнее, нежели справочная.

Они, как правило, характеризуют документ целиком. Могут быть как справочные, так и рекомендательные. Пишут их для достаточно обширной аудитории читателей. Но не стоит забывать, что пересказ недопустим. Нужно лишь оговаривать основную идею и способы ее воплощения.

4)Специализированные

Они создаются для очень узкого круга читателей. В них отражаются лишь основные моменты в произведении, к примеру – технические особенности или другие описание героев, и пр. Как правило, чаще всего это справочные аннотации, но бывают и рекомендательные.

Структура аннотации

состоит из следующих пунктов:

(3) входные данные источника;

(4) сжатая характеристика материала;

(5) критическая оценка первоисточника.

термины; для четкости выражения мысли – устойчивые обороты, такие как «В работе рас-

смотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены / проверены …» В аннотации необходимо избегать лишних деталей и конкретных цифр.

Ключевые слова в статье выделяются для поисковых систем и классификации ста-

личения шансов нахождения статьи через поисковые системы.

4. Рецензия и отзыв как виды научно-оценочных текстов.

Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию традиционно относят к аналитическим жанрам. Основанием для этого является, прежде всего, цель, которую ставит перед собой автор. Анализ художественного произведения, лежащий в основе рецензии, является способом аргументации автора своего субъективного мнения. Читатель интуитивно разделяет рецензии на «положительные» и «отрицательные». И особенностью этого жанра является стремление к объективности оценки. Следует отметить, что в структуре рецензии традиционно выделяют компонент «общая оценка произведения», а в речевом оформлении рецензий присутствуют различные языковые средства оценки. Особенностью речевого воплощения указанного структурного элемента является использование наречий со значением оценки: важно, значительно, значимо, актуально, необходимо. Выделяют такие виды рецензий:

– рецензия-статья (традиционная форма);

– рецензия-интервью (диалог, круглый стол);

– рецензия-фельетон (остро критическая);

– рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);

– рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).

Отзыв - один из видов литературной критики: небольшое литературно-критическое произведение, которое кратко оценивает художественное произведение, книгу.

Отзыв на лит. произведение должен содержать:

а) информация о содержании произведения (достаточно краткая – ~5 предложений) .

в) композиция и ее особенности (если есть эти особенности, если интересна эта композиция)

г) критическая оценка того,

Какая тема и как она раскрыта;

Язык и стиль.

д) указывается назначение этой работы (этого произведения) в ряду других произведений этого автора; либо какое место это произведение занимает в литературном процессе вообще.

Вспомните любой книжный магазин…

Вы «перебираете» взглядом сотни книг. Но в руки берёте лишь несколько экземпляров. А после изучения краткого содержания - останавливаете свой выбор на одной.

Всего одна книга, которая преодолела сумасшедшую конкуренцию.

В этом и заключается сила аннотаций. Они служат своеобразным «говорящим фильтром», который подсказывает - какой текст заслуживает внимания, какую книгу приобрести, какое издание будет интересным.

Как сделать так, чтобы этот «фильтр» продвигал именно ваши статьи?

Гораздо легче, чем вы думаете. Нужно создавать такие аннотации, которые будут притягивать внимание читателей, увлекать и стимулировать их к изучению конкретной книги или статьи.

Улавливаете?

Необходимо полностью изменить свой взгляд на аннотации. Навсегда убрать из своего представления скучные, пустые и безжизненные маленькие тексты «ни о чём и обо всём подряд».

Вот этим мы с вами и займёмся - шаг за шагом разберём их «по косточкам» и научимся с первых строк захватывать внимание читателей.

Аннотация - это реклама вашего текста

Тем не менее, краткое содержание является определённой рекламой текста или книги. От него зависит, захочет ли читатель потратить своё драгоценное время на изучение материала, или он отдаст предпочтение другой публикации.

Аннотация презентует текст. Её задача - УБЕДИТЬ человека прочитать его незамедлительно от начала и до конца.

И хорошо, если она будет эффективной. В противном случае - аннотация может оставить действительно полезный, интересный и нужный конкретной группе людей материал без внимания. А вас - у разбитого корыта.

Итак, мы определились, что аннотации являются своего рода рекламой для текста или книги.

Тогда, почему бы для их составления не применить те же техники и приёмы убеждения, которые используются при написании рекламного текста.

Попробуем?

12 приёмов для захватывания внимания

1. Сегментирование

Избавляйтесь от любой «размытости» при обращении. Старайтесь максимально чётко обозначать аудиторию. Кому будет интересна книга или статья? Кто после её прочтения получит максимальную выгоду?

Хороший пример:

Она будет интересна владельцам сайтов, блогов, ведущим e mail -рассылок, пользователям социальных сетей (из аннотации к книге «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»).

Испортим хороший пример:

Она будет интересна всем активным пользователям сети Интернет и владельцам web -ресурсов, которые хотят свободно ориентироваться в мире создания продающего контента .

2. Конкретика

Конкретика всегда побеждает обобщённые сведения и делает любое рекламное сообщение чётким и правдоподобным. Используйте конкретику в написании аннотаций (не говорите «цветок», если можно сказать «роза»). Пусть читатель загорится желанием прочитать текст.

Сравните:

В этой статье гениальный Дэвид Огилви раскрывает 7 секретов написания эффективных заголовков.

В этой статье знаменитый американский предприниматель и копирайтер рассказывает о создании эффективных заголовков .

3. Уникальность

Хватит копировать и подражать: «Его книгу читают, значит, нужно так же составить аннотацию к своей ».

Если все аннотации станут похожими друг на друга, тогда выбор читателя превратится в «игру в рулетку». Вы считаете себя везучим человеком? Как часто такой выбор будет останавливаться на ваших «творениях»?

Будьте уникальными, и читатель это оценит. Посмотрите, как составляют аннотации ваши конкуренты, и предложите своё решение.

Например:

В книге собрана коллекция специальных приёмов и техник ____.

Добавляем своей «индивидуальности»:

В книге собрана уникальная коллекция сверхсекретных приёмов и техник ____, о которых Вы ещё никогда не слышали .

4. Быстрый результат

Не заставляйте читателя долго ждать. Природа такова, что все мы предпочитаем видеть результат незамедлительно (быстро, почти мгновенно). В общем, чем скорее будет виден итог, тем круче.

Какой вариант лучше:

Уже после изучения первых трёх абзацев, Вы сможете на деле проверить ____.

Впоследствии Вы сможете увидеть более чёткую картину и на деле испытать ____.

Надеемся, основная мысль понятна.

5. Сладкая горькая истина

Бывает и так, что книга мало чем «выделяется из толпы». Вот трудно за что-то зацепиться.

Как быть?

Можно, конечно, преувеличить, приукрасить и даже где-то солгать. Но это риск. Сперва вы обманываете читателей. Затем - разочаровываете их. А потом и раздражаете, вызывая синдром недоверия к вам в дальнейшем.

Что делать?

Говорить правду, которую можно «одеть» в привлекательную форму:

Да, эти приёмы и методы давно известны. Но о них сегодня всё чаще забывают. А ведь такие «уловки» до сих пор безотказно работают в сфере продаж B 2 B .

6. Простые слова

Обратите внимание на ассоциации, которые вызывают некоторые слова (симпозиум, воспользоваться, проанализировать и т.д.). Это может быть негатив, трудоёмкость, сложность.

Перед тем, как написать то или иное слово, подумайте - можно ли сказать проще, короче и позитивнее (второй возможности у вас не будет).

Для сравнения:

В статье собраны основные высказывания главных ведущих симпозиума ____, воспользовавшись этим материалом Вы ____.

В этой статье собраны главные мысли и тезисы ведущих семинара ____. Применив их на практике, Вы сможете ____ .

7. Прочь любые сомнения

Избавляйтесь от различных сомнений, неуверенности и колебаний. Только спокойное утверждение, без навязчивости и суеты.

Представьте «неуверенную в себе» аннотацию:

Скорее всего, эта книга будет полезна тем, кто занимается продажами. Наверное, она сможет помочь и тем, кто ____ .

8. Динамика и активность

Активнее, господа, активнее! Старайтесь подбирать энергичные слова и выражения, не забывайте про динамику. Скучные и пассивные аннотации читать никто не будет (впрочем, прочитать могут, но на большее не рассчитывайте).

Сравните:

В статье представлены 78 специальных приёмов и тактик. Они используются для ____.

В статье Вы найдёте 78 приёмов и тактик. Их можно применять для ____.

Направление вы уловили.

9. Выгоды

Старайтесь не просто указывать характеристики или описывать статью, а называть конкретные выгоды от прочтения. Что получит читатель после изучения статьи/книги? Что это ему даст?

Например:

Вы получаете в свои руки мощный инструмент, который заставит Ваши тексты продавать и приносить прибыль.

Вы сможете уберечь себя от 9 ошибок, которые совершает сегодня каждый второй маркетолог.

Полученные знания Вы сможете легко адаптировать к любому интернет-магазину, сделав его максимально рентабельным .

10. Призыв к действию

Нет, здесь не нужно кричать и призывать в стиле «напишите нам», «купите», «закажите», «позвоните прямо сейчас» («Купите эту книгу прямо сейчас, и уже через месяц вы станете ____ »).

Подходите деликатнее, приложите всё своё обаяние:

Узнайте, какие 8 главных приёмов убеждения использовал в своей работе Джозеф Шугерман.

Всё, что Вам для этого нужно - внимательно изучить ____ и внедрить их в свой бизнес.

11. Используйте провокации

Цель аннотации - вызвать у читателя нужные эмоции, заставить его выбрать именно ваш труд. А для этого, как говорится, все средства хороши. Можно немного и «пошалить» (совсем чуть-чуть).

Давайте посмотрим, как добиться поставленной цели, используя провокации:

Вам нужны простые читатели или солидные клиенты, которые готовы платить за товар хорошие деньги?

В книге есть 1000 и 1 совет для тех, кто хочет писать, как Джоан Роулинг.

12. Эмоции под контролем

Контролируйте эмоциональный поток, когда составляете аннотацию к тексту или книге. Иначе материал превратится в пустословие («Это невероятно информативная книга для молодых мамочек, она увлекает с первых же строк »).

Определяйте золотую середину между бездушием и эмоциями. Поверьте, сухие ветки грызть никто не захочет («В статье есть 27 приёмов убеждения, их могут использовать в своей работе менеджеры по продажам» ).

Выжимаем до последней капли

Представьте такую аннотацию:

«Здесь Вы найдёте лучшие советы по мытью окон. Они тщательно отбирались самыми авторитетными клининговыми агентствами. Советы, которые Вы узнаете, могли бы внести значительный вклад в развитие оконной индустрии ».

Без конкретики, эмоций, фактов, интриги, убедительности, выгод.

Здесь нет НИЧЕГО.

Вот такие аннотации - это прямая дорога к огромному слою пыли на ваших книгах и текстах.

Поэтому…

Используйте для написания аннотаций приёмы, которые мы рассмотрели. Не все сразу, а выборочно. Кратко, заманчиво, доступно и понятно передавайте главный смысл («смысловой концентрат»).

Это не сложно, если подойти к задаче серьёзно и обдуманно.

Надеемся, с нашей помощью у вас получится написать хорошую аннотацию, которая обязательно заработает позитивную оценку от аудитории.

Удачи и громких побед вашим аннотациям!

Вопросом задаются многие, ведь так называемое "саммари" ("описание" с английского) может понадобиться как к статье, так и к программе или к какому-либо проекту. В зависимости от деталей к аннотации могут предъявляться особые требования. Их-то мы и рассмотрим.

Что такое аннотация

Как уже было сказано чуть выше, аннотация - это описание. Это слово произошло от латинского аналога, обозначающего "замечание". Вот почему еще одной дефиницией аннотации считается краткая характеристика.

Как написать аннотацию

Итак, вы уже сделали какую-то письменную работу. Теперь ее нужно грамотно оформить. Как написать к работе аннотацию? Сейчас вы поймете, что это совершенно не является проблемой. Главное, придерживаться основных правил и следующих советов:

  • включайте характеристику основной темы;
  • пишите кратко и по существу;
  • выделяйте главное;
  • расскажите суть работы, не вдаваясь в ключевые подробности;
  • заинтригуйте.

Что нужно знать перед тем, как написать аннотацию

Как человека встречают по одежке, так и научную статью встречают по аннотации. Ее задача - показать, что автор умеет систематизировать и анализировать информацию, а также кратко, слаженно и понятно ее излагать. Как написать аннотацию к статье так, чтобы работа выглядела как можно более презентабельно?

  • В данной статье аргументируется...
  • Статья знакомит с исследованием...
  • Особое внимание акцентируется на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • Актуальность данной статьи в том...
  • Автор прослеживает становление...
  • Предоставлено обоснование того...
  • Изложены взгляды на...

Важно в аннотации подчеркнуть, в чем состоит новаторство работы, чем она выделяется среди других, почему с ней стоит ознакомиться.

Примеры

Рассмотрим пример, как написать аннотацию к статье (работа содержит проекты космических лифтов):

"Данная работа является анализом последних достижений в области космической аэротехники. Систематизированы возможные проекты разработок космических лифтов. На основании этих данных приведены достоинства и недостатки каждой из моделей".

Аннотация к экономической статье:

"Статья знакомит с исследованием в области госфинансирования и госзакупок. Предложена реорганизация данного процесса. Выводы сделаны на основе анализа финансирования системы образования и здравоохранения таких государств, как США, Британия и Корея. Проведено сравнение экономических реформ Российской Федерации и указанных стран. Особое внимание уделено взаимосвязи между экономическими процессами в России и ее менталитетом".

К проекту

На самом деле, то, как написать аннотацию к проекту, не слишком отличается от того, как сочинить саммари к научной статье. В обоих случаях обязательным условием является новаторство. Значит, в аннотации, прежде всего, должно быть указано, что нового привнес автор своей работой. Различие же состоит в том, что аннотация к проекту обычно масштабнее и объемнее, чем к статье.

Аннотации пишется в том же стиле, каким выполнялась работа. В ней должно быть четко и сухо изложена вся информация. Для проекта это означает следующее:

  • указать тему;
  • суть проекта - цель его написания;
  • какие проблемы анализирует, на чем акцентирует внимание;
  • каковы результаты проведенного исследования/анализа;
  • выводы, исходя из проделанной работы.

Пример

Так как проекты могут быть совершенно разными, аннотации к ним тоже могут весьма отличаться. Для того чтобы знать, как правильно написать аннотацию, лучше рассмотреть парочку примеров.

Пример для экономического проекта:

  • Задача проекта: формирование экспериментального продукта, позволяющего увеличить степень состоятельности жителей района.
  • Представить новое банковское обслуживание с учетом спроса и внедрения технологических процессов.

Проблематика проекта:

  • Профессиональная деятельность в финансовой сфере.
  • Анализ данных и практика предоставления услуг банком в качестве базы для приобретения опыта
  • Обобщение и формирование подведенных итогов в отчетной форме.
  • Собрать и классифицировать типы услуг банка для жителей.
  • Исходя из проведенного анкетирования, сделать выводы по поводу необходимости банковского обслуживания в том или ином регионе.
  • Выявить недостатки настоящего подхода.

Завершение проекта:

  • В качестве результатов проекта исследовательская группа представляет отчет о проделанной работе с указанием итогов и выводов.
  • Каждый из членов команды демонстрирует собственные соображения по поводу банковского обслуживания, согласуя их с лидером группы.

Пример аннотации к курсовому проекту:

"Целью курсового проектирования было, прежде всего, составление программы, удобной для пользования ею простым обывателем.

Программа составлялась согласно требованиям, изложенным в задании курсового проектирования, пожеланиям преподавателя и логическим выводам по применению этой программы последующим пользователем.

Не менее важной целью курсового проектирования была отшлифовка навыков студента как будущего программиста на языке С++, развитие его понимания требований и пожеланий потенциальных заказчиков, умение мыслить логически и работать в обозначенные сроки.

При решении представленной задачи был использован пакет программ BorlandC++Builder6Full .

Поэтапно была разработана каждая из частей программы:

  • ввод необходимых строковых переменных в соответствующие поля;
  • описание работы кнопок редактирования, перевода, выхода и добавления нового слова;
  • обозначение условий для вывода перевода введенного слова, указание полей, куда выводится перевод;
  • кроме того, программа привязана к двум текстовым файлам, содержащим список английских и русских слов в соответствующем порядке, существует возможность расширения списков с помощью этой же программы.

В пакете программ BorlandC++Builder6Full была разработана форма диалогового окна, определена цель каждой из кнопок и окон ввода/вывода на этой форме.

В результате была составлена программа, которая переводит введенное пользователем слово или выдает сообщение о том, что такого слова нет в базе. Пользователь имеет право добавить его сам или не добавлять (по выбору). В разработке программы учтены возможные случаи ввода более одного слова в разном порядке".

К программе

Под программой в данном случае понимается образовательный план, то есть рабочая программа к дисциплине. Из этого возникает вопрос: как написать аннотацию к программе?

Она должна содержать:

  • нормативные документы, согласно которым она составлена;
  • цель учебной дисциплины, и сколько часов на нее выделено;
  • распределение по темам или список основных разделов;
  • каким образом проводится аттестация, как часто, в какое время.

Важный момент: составитель такой аннотации не указывается. Также необходимо разграничивать понятия и краткого содержания. Первое больше по объему.

Выводы

В статье рассмотрено, как написать аннотацию к статье, проекту и программе. Составляя любое описание, следует помнить о том, что означает аннотация. По существу, она является ответом на вопрос, что представляет собой тот документ, к которому она писалась. А значит, в ней нет места пустым рассуждениям "не по делу", а есть только сухое и краткое изложение фактов.

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

С учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

1. По содержанию и целевому назначению можно выделить следующие:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т.п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

  • краткая справка об авторе;
  • вкратце – о форме (жанре) текста;
  • информация о том, чему посвящен текст;
  • описание содержания документа;
  • причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
  • описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
  • информация о целевой читательской аудитории произведения.
Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».


2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

  • информация об авторе;
  • характеристика авторского творчества в целом;
  • характеристика данного произведения;
  • оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
  • описание особенностей стилистических и художественных приемов;
  • описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию аннотации бывают:

1) Общими – они характеризуют книгу в целом.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему аннотации бывают:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.


4. Еще один тип – обзорная аннотация.

Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) – это - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотирование – это процесс преобразования документальной информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающий его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания.

· Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

· Аннотация также содержит сообщение об изменениях заглавия документа или авторского коллектива и год выпуска предыдущего издания (при переиздании), год, с которого начат выпуск многотомного издания, указание о принадлежности автора к стране (на документы, переведенные с иностранных языков).

· В аннотации на произведения художественной литературы должны быть указаны сведения о литературном жанре, период, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время действия описываемых событий.

· Аннотация на периодические и продолжающиеся издания включает данные о задачах, целях, характере издания, об объединении, разделении, возобновлении или прекращении выпуска и других изменениях в издании.

Таким образом, аннотация включает в себя сведения о содержании документа, его авторе, достоинствах документа; характеристику типа документа, основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. Аннотация содержит ссылки на источник и дату, заголовок и первые строки сообщения, перечень понятий и имен, отражающих смысловое содержание сообщение. Визуально аннотация является сжатым и структурированным отражением текстового сообщения. Пользователь, глядя на аннотацию в несколько строк, может оценить содержание статьи в сотни строк.

· справочные – раскрывают тематику документов и сообщают какие-либо сведения о нем. Не дают его критической оценки;

По охвату содержания аннотированного документа и читательского назначения различают аннотации:

· общие – характеризуют документ в целом, рассчитаны на широкий круг читателей;

· специализированные – раскрывают документ лишь в определенных аспектах, рассчитанных на узкого специалиста.

В аннотации указываются лишь существенные признаки содержания документа, т.е. те, которые позволяют выявить его научное и практическое значение и новизну, отличить его от других, близких по тематике и целевому назначению.

Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер. При составлении аннотации не следует пересказывать содержание документа. Рекомендуется свести к минимуму использование сложных оборотов, употребление личных и указательных местоимений. Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

Структура аннотации раскрывает наиболее значимые факторы и системные взаимосвязи анализируемой проблемы, выделяет ключевые фамилии и факты.

Позиции, которые следует раскрыть в аннотации:

1. библиографическое описание;

3. форма аннотируемого документа;

4. предмет изложения;

5. основные характеристики;

6. отличительные черты документа по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению;

7. круг использования документа.

Библиографическое описание. Состоит из заглавия и сведений о журнале или книги, фамилии и инициалов автора.

Форма аннотируемого документа. Указывается конкретная форма аннотируемого документа: монография, учебник, учебное пособие и др.

Предмет изложения. Указывается тема аннотируемого документа.

Основные характеристики. Указываются основные понятия, процессы, место и время, в течение которого эти процессы происходят, и др.

Отличительные черты документа по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению. Указывается новое в содержании документа, особенности подачи материала, например, постановка проблемы, система изложения вопроса, пути решения частного вопроса, новые технологии, новая методика, обобщение данных по различным источникам, новая оценка фактов, новая концепция или гипотеза, конкретные рекомендации практического характера и др.

Круг использования документа. Указывается кому адресуется документ, а также дополнительный круг читателей, кроме основного.

· прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части;

· выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее кратко;

· перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения;

· определите значимость текста;

· в аннотации используйте глаголы констатирующего характера, например, автор анализирует/доказывает/излагает/обосновывает и т.д.;

· используйте пассивные конструкции (в тексте говорится о проблемах, раскрыты вопросы и др.);

· также используйте оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает и др.).

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые по мнению автора документа имеют практическое значение.

Текст аннотации должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.

Текст аннотации начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии, не должны повторяться. Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения, в аннотации не приводятся.

Следует применять стандартизованную терминологию, избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснять их при первом упоминании. Необходимо соблюдать единство терминологии.

Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных в научных и технических текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.



Читайте также: