Организации и интеграционные объединения оэср. Работа в рамках международных проектов оэср

Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского экономического сотрудничества - ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург Мексика, Нидерланды, НоваяЗеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС, а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официальные цели ОЭСР:

содействие устойчивому экономическому и социальному развитию стран;

разработка эффективных методов координации их торговой и общеэкономической политики;

содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося таким образом вклад в развитие мировой экономики;

содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;

стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.

ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и полити­ческих целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала не­сколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональны­ми корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, пред­ставляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требу­ющих совместных действий.

Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по од­ному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в со­ставе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержав­шиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволя­ют принять соответствующие постановления.


Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистичес­ких и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам.

Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализи­рованных комитетов: по экономической политике, экономике и разви­тию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предпри­ятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации; компь­ютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.

Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внеш­ней торговли или обмена услугами. Их официальная цель - оказание содей­ствия расширению международного товарного обмена посредством сокраще­ния или ликвидации препятствий на пути его развития.

Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который яв­ляется специализированным комитетом, в функции которого входит рассмот­рение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспе­чение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой эконо­мике.

В 1990 г. в рамках ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству с евро­пейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятель­ность в двух направлениях: 1) программа, открытая для участия 13 партне­ров: Албания, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Эсто­ния и 2) программа для партнеров с переходной экономикой, которая обес­печивает возможность широкого экономического сотрудничества между Цен­тром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению осо­бых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.

Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.

В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:

Международное энергетическое агентство (МЭА);

Агентство по ядерной энергии (АЯЭ);

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);

Центр развития ОЭСР.

Центр исследований и нововведений в области образования - ЦИНО - был учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследова­тельской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны-члены ОЭСР.

    - (OECD) См.: Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

    ОЭСР - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ … Юридическая энциклопедия

    ОЭСР - ОЕСР ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития англ., организация, фин. ОЕСР англ.: Organisation for economic co operation and development, OECD Источник: http://www.teletrade.ru/analytics/news/show/150271 ОЭСР Словарь: С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ОЭСР - (Организация экономического сотрудничества и развития) организация, созданная в 1961 г. в целях содействия экономическому росту, повышению жизненного уровня, поддержанию финансовой стабильности, развитию торговли на многосторонней основе;… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    ОЭСР - оптико электронные средства разведки (мн.ч.) оптико электронные средства разведки Организация экономического сотрудничества и развития … Словарь сокращений русского языка

    ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD), орг ция промышленно развитых стран, созданная в 1961 г.; штаб квартира в Париже. ОЭСР содействует эконом, и социальному развитию государств членов путем координации политики; помогает … Народы и культуры

    Одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, ОЭСР - (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – организация, созданная на основе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) в 1960. На март 1998 чл. ОЭСР являлись 32 страны, в т.ч. Австралия, Австрия,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - (Organization for Economic Cooperation and Development OECD) международная межправительственная организация. Создана в 1961. ОЭСР выступила в качестве преемницы Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей в 1948 1960 с… … Политология: словарь-справочник

Книги

  • Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография , . Монография посвящена правовым вопросам функционирования и деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в антикоррупционной сфере. Виздании содержится комплексный…
  • Экономические обзоры ОЭСР 2004. Российская Федерация, сентябрь 2004 , . Книга представляет собой очередной аналитический обзор состояния и тенденций развития экономики России, подготовленный ОЭСР на основе широкомасштабных исследований. В данном Обзоре особое…
  • Анализ международной практики оценки эффективности реализуемой конкурентной политики и результативности деятельности конкурентного ведомства , И. В. Князева. В статье систематизированы международные практики, разработанные конкурентными ведомствами зарубежных стран и ОЭСР по оценке эффективности реализуемой ведомствами конкурентной политики и…

В разные времена Организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ей приходилось быть научным центром и контролирующим органом, а также клубом, в число участников которого входят только богатые страны. Каждая ипостась по-своему верна, но не в состоянии отобразить полноту сути организации. Страны ОЭСР – это интернациональная организация, в которой происходит формирование политики ее членов.

Краткая характеристика

ОЭСР – это организация экономического сотрудничества и развития, в составе которой 35 государств. Этот союз напоминает некий форум, в пределах которого представителями стран участниц обсуждается экономическая и социальная политика, происходит обмен международным опытом, занимаются поиском вариантов решений актуальных , разрабатывают совместную стратегию по их решению.

Фактически происходит обобщение единых национальных взглядов и подходов к разрешению всевозможных межнациональных проблем и заключение сделок о возможных действиях на основании единых совместно разработанных методов.

Движущая сила организации


Часто результатом подобных встреч становится более обширный спектр направлений в отношении публичной политики, в т. ч. и прояснение результативности оказанного влияния на межнациональное сообщество. Подобные мероприятия очень значимы, потому как предоставляется возможность обмениваться мнениями в отношении перспектив, что открываются перед странами, которые находятся в подобных экономических и политических обстоятельствах. Если сказать, одним словом, то это клуб по интересам.

Базовым условием для членства является преданность государства рыночной экономике, а также глубокие убеждения в том, что группа выступает в качестве движущей силы политики. Расшифровка ОЭСР полностью соответствует духу самой организации.

Обособленность или открытость

Организация поддерживает контакты с разными странами, к тому же из числа тех, которые не входят в ее состав. Схема взаимодействия базируется на разнообразных совместных программах. При этом иногда подобное сотрудничество приводит в будущем к увеличению количества участников ОЭСР.

Предметом обсуждений, которые проводятся представителями стран участниц, нередко бывают аналитические обозрения, что исходят от Секретариата ОЭСР. Расшифровка профильных отделов включает в себя сбор сведений, отслеживание настроений, обзор экономических течений, изучение общественных смещений, технологический прогресс, систему налогообложения.


Перечисленная работа разбита по сферам, за которые несут ответственность структурные подразделения ведомств. Кроме того, профильные отделы сотрудничают с лицами, которые в дальнейшем используют собранную информацию для принятия ключевых судьбоносных решений. Значительная часть аналитических материалов выходит в открытую публикацию.

Страны ОЭСР в процессе обмена мнениями среди участников нередко приходят к созданию общеобязательных кодексов, которые регулируют беспрепятственное перемещение капиталов и договоренностям касательно борьбы с .

Страны ОЭСР: масштабы влияния

Доля ОЭСР в мировом составляет 60%. Организация проводит широкую аналитическую работу, формируя платформу для стран участниц по проведения многогранных переговоров в отношении экономических проблем. К тому же страны ОЭСР активно противодействуют отмыванию денег, уклонению от налогообложения и . Участие организации позволило выработать определенные механизмы, направленные на прекращение созданных отдельными странами налоговых оазисов.

Наряду с этим, страны ОЭСР ведут собственные черные списки государств, что занимаются нечестной налоговой конкуренцией. По состоянию на 2007 год этот перечень составляли следующие страны – Монако, Андорра и Лихтенштейн.

При этом профиль работы направлен не только на географическое расширение ОЭСР. Расшифровка и область интересов организации включает воздействие на экономику обособленных стран текущих процессов глобализации, что в состоянии открыть возможные перспективы роста или вызвать защитную реакцию.

Расширение контактов пропорционально влияет на рост сферы интересов ОЭСР. Основным отличием от МВФ или Всемирного банка является то, что организация не проводит размещение денег. Ее основная задача генерировать свежие идеи на основании научных исследований и политического обзора.

Страны ОЭСР

Как говорилось выше, список оэср включает тридцать пять участников, среди которых: Австралия Австрия Бельгия Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Италия Испания Канада Люксембург Мексика Норвегия Нидерланды Новая Зеландия Португалия Польша Словакия США Турция Франция Финляндия Чехия Швейцария Швеция Южная Корея Япония и др.

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

Канада

Словения

Корея

США

Латвия

Турция

Великобритания

Финляндия

Венгрия

Люксембург

Франция

Германия

Италия

Чехия

Греция

Мексика

Чили

Дания

Нидерланды

Швейцария

Израиль

Новая Зеландия

Швеция

Ирландия

Норвегия

Эстония

Исландия

Польша

Япония

Испания

Португалия

Италия

Словакия


Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:

oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП) , итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda ).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседание комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".

(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Читайте также: