Страны-члены и стратегия расширения оэср. Цели, задачи, основные направления деятельности оэср Совет оэср

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

Канада

Словения

Корея

США

Латвия

Турция

Великобритания

Финляндия

Венгрия

Люксембург

Франция

Германия

Италия

Чехия

Греция

Мексика

Чили

Дания

Нидерланды

Швейцария

Израиль

Новая Зеландия

Швеция

Ирландия

Норвегия

Эстония

Исландия

Польша

Япония

Испания

Португалия

Италия

Словакия


Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:

oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП) , итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda ).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседания комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".

(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ФНС России участвует в заседаниях рабочих групп при Комитете ОЭСР по налоговым вопросам - Рабочей группы № 1 ОЭСР по налоговым соглашениям об избежании двойного налогообложения и смежным вопросам, Рабочей группы ОЭСР №6 по трансфертному ценообразованию, Рабочей группы № 10 ОЭСР по обмену информацией.

Работа с Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях

Российская Федерация является членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях. Глобальный форум действует в структуре Комитета по налоговым вопросам ОЭСР с 2000 года и осуществляет мониторинг и контроль применения странами мира стандартов ОЭСР в области транспарентности и обмена налоговой информацией.

В рамках данного мероприятия в 2014 году Глобальный форум одобрил отчет по оценке Российской Федерации в рамках фазы 2 с рейтингом «в целом соответствует». Следует отметить, что оценка «в целом соответствует» ранее была выставлена таким странам как США, Великобритания, Германия и Италия.

Кроме того, летом 2016 года Российская Федерация успешно прошла проверку Глобального форума на соответствие требованиям по конфиденциальности и защите данных, что является необходимым условием присоединения к системе автоматического обмена информацией в рамках Единого стандарта отчетности (CRS).

Форум по налоговому администрированию

ФНС России принимает активное участие в работе Форума по налоговому администрированию ОЭСР - одной из наиболее авторитетных и представительных международных площадок сотрудничества налоговых администраций стран мира.

Форум по налоговому администрированию (FTA) – один из рабочих органов Организации экономического сотрудничества и развития. Он представляет собой площадку для глав налоговых администраций, цель которой – постоянный обмен мнениями и опытом и выработка общей позиции по ключевым вопросам международной налоговой повестки. В настоящий момент в состав FTA входит 50 руководителей налоговых администраций.

ФНС России – полноправный член FTA и принимает активное участие в работе организации. Руководство работой FTA осуществляет Председатель и вице-председатели при поддержке Секретариата. В настоящий момент Председателем FTA является глава налоговой администрации Норвегии Г.-Х. Хольте. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин являлся вице-председателем FTA с 2014 по 2017 годы. Делегации ФНС России регулярно принимают участие в различных мероприятиях под эгидой ОЭСР, в пленарных заседаниях, в заседаниях Бюро, рабочих встречах и семинарах. В частности, в 2017 году проведены два семинара под эгидой ОЭСР на территории Российской Федерации.

Руководящим органом FTA является Бюро, которое встречается два раза в год; иногда в режиме конференц-связи. Бюро утверждает рабочую программу FTA, рассматривает ее результаты и определяет стратегические направления деятельности. На данный момент в Бюро входят 13 руководителей, которые представляют следующие страны: Австралию, Великобританию, Индию, Ирландию, Канаду, Китай, Нидерланды, Норвегию, Россию, США, Францию, Японию, ЮАР. Заседания Бюро традиционно проходят в штаб-квартире ОЭСР в Париже. Последнее на данный момент заседание Бюро состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.

Каждые 15-18 месяцев проводится пленарное заседание FTA. В пленарных заседаниях принимают участие Руководители налоговых администраций из каждой страны-участницы FTA и ключевых организаций-партнеров (в том числе Комиссия ЕС, МВФ, Всемирный банк, Форум налоговых администраций стран Африки (ATAF), Межамериканский центр налоговых администраций (CIAT), Центр встреч и исследований налогового администрирования (CREDAF) и Европейская организация налоговых администраций (IOTA)). Последнее на данный момент пленарное заседание состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.

Работа в рамках международных проектов ОЭСР

В 2015-2017 года ФНС России являлась куратором международного проекта по электронным услугам налогоплательщикам и цифровым каналам доставки, проводимого под эгидой Форума по налоговому администрированию ОЭСР (FTA). В рамках проекта специалисты ФНС России изучали мировой опыт применения передовых технологий в налоговом администрировании и вырабатывают рекомендации для руководителей налоговых органов стран мира.

В ходе заседания в сентябре 2018 г. члены Бюро высоко оценили усилия ФНС России по изучению мирового опыта использования мобильных технологий, систем искусственного интеллекта и машинного обучения.

Согласно решению Бюро, в 2018 году Служба продолжит курировать обмен опытом и знаниями в рамках сообщества налоговых администраций, заинтересованных в использовании цифровых технологий для повышения эффективности их деятельности. Кроме того, разработанная Службой модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций станет основой более масштабного исследования, посвященного формированию налогового органа будущего.

В ходе встречи членами Бюро также было одобрено предложение ФНС России провести проект по изучению особенностей внедрения онлайн кассовых аппаратов, основанный на успешном опыте Службы в создании системы контрольно-кассовой техники нового поколения.

Ряда развитых стран с целью реконструкции общеевропейской политики под эгидой внедрения так называемого плана Маршалла. Рассмотрим в общих чертах ее основной состав и деятельность.

План Маршалла

Итак, начало было положено еще в далеком 1948 году в рамках плана, изложенного годом ранее американским госсекретарем Как известно, результатом Второй мировой войны стал серьезный экономический упадок на территории всей Европы. И если Советский Союз справлялся собственными силами, сплотив ряды железной рукой своего диктатора, то Европа лежала в руинах, и при этом была достаточно разрозненной структурой.

По большому счету, история железного занавеса начинается здесь. сотрудничества и развития задумана была в США как панацея от послевоенных бед, навалившихся на Европу. В 1948 году в Париже состоялось собрание представителей 16 западноевропейских государств. Интересным фактом является то, что на него были приглашены руководители стран Восточной Европы. Однако советское правительство усмотрело в этом угрозу собственным интересам и не позволило им посетить данное собрание.

Железный занавес

Первые члены организации экономического сотрудничества и развития — это, конечно же, США и несколько западноевропейских государств, которым и была оказана финансовая помощь с американской стороны согласно плану Маршалла. В их число вошли Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Голландия. Именно эти страны получили максимальные денежные вливания, причем в порядке уменьшения количества финансов, вложенных США в них. Однако главным условием направления денежных потоков американцы выставили устранение в партийных порядках этих стран любых коммунистических течений. Таким образом, США начали прибирать к рукам политику Западной Европы. Еще одним немаловажным фактом является усиление политической конфронтации стран этого блока по отношению к Советскому Союзу и странам, попавшим в результате послевоенного раздела под влияние последнего.

Выгода США

Естественно, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) являлась прямым корыстным интересом Соединенных Штатов, поскольку таким образом они не только смогли грамотно инвестировать огромное количество денег — более десяти миллиардов долларов, но и выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию, жизненно необходимую странам, находившимся в руинах, особенно с точки зрения производства продовольствия. На требования стран-участников альянса предоставить средства производства им направлялись предметы потребления, поскольку за годы войны США смогли создать большие объемы излишков подобной продукции. В итоге эта помощь выразилась в еще большей организации экономического сотрудничества и развития от США.

Развитие и состав ОЭСР

В 60-е годы состав участников значительно расширился и продолжает увеличиваться и по сей день. Организация экономического сотрудничества и развития насчитывает на данный момент 34 члена. Штаб-квартира располагается в Париже, а руководящим органом является совет представителей стран-участников. Все действия ее членов координируются, и выработка любых решений осуществляется на основании консенсуса. Перечислим страны Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме упомянутых ранее участников на 2015 год числятся следующие: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Канада, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония.

Деятельность

Основная деятельность Организации экономического сотрудничества и развития заключается в координации и аналитической деятельности по следующим вопросам: отмывание денег, а точнее, борьба с этим явлением, кроме того, пресечение ухода от налогов, взяточничества, коррупции и других проблем денежных взаимоотношений разнообразных социальных структур.

По сути, это платформа для осуществления многосторонних переговоров между странами-участницами по вышеозначенным вопросам. Она вырабатывает рекомендации для членов организации в решении разнообразных экономических проблем, с которыми те сталкиваются в рамках хозяйственной деятельности на своей территории.

Современная история

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) постоянно рассматривает предложения о вступлении от различных государств со всей планеты. Например, в 1996 году такие заявления подали страны Прибалтики и Россия, однако все они были отклонены. И лишь в 2010 году Эстонии было позволено присоединиться к коалиции.

В 2005 году рассматривался вопрос о принятии Китая в альянс. Началось все с предложения генерального секретаря ОЭСР, заявившего, что в свое время такие страны, как Португалия и Испания, в которых процветали собственные диктатуры, были приняты в члены организации. Кроме того, политические предпосылки не должны вмешиваться в вопросы экономические. По его мнению, Китай представляет собой самую многообещающую экономику в масштабах всей планеты. Он поставляет самые большие объемы стали на мировой рынок. И еще множество преимуществ привел генеральный секретарь ОЭСР в поддержку своей идеи. Однако вопрос пока не решен. Тем не менее есть определенный прогресс в отношении КНДР, поскольку Организации экономического сотрудничества и развития была предоставлена возможность проверки состояния страны. Что обычно является предвестником вступления государства в ряды ОЭСР.

Россия и ОЭСР

Непростые отношения связывают нашу страну и ОЭСР. Вопрос был поднят Россией еще в 1996 году, как уже упоминалось. Однако сначала был твердый отказ по причинам огромного несоответствия страны стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Это не мешает руководству Российской Федерации продолжать лоббировать данный вопрос.

Эти действия привели к тому, что в 2007 году было принято решение о начале переговоров по членству руководством ОЭСР. Важным шагом на этом пути стало вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Следующей вехой было объявление главы ОЭСР о том, что в 2015 году Россия примет членство Организации экономического сотрудничества и развития при выполнении всех необходимых для этого условий. Однако этого так и не произошло. Мало того, недавно было объявлено, что решение по данному вопросу откладывается на неопределенный срок. Так что ждем и мы, представители культуры, еще тридцать лет назад отрицавшие любое влияние Запада на нас.

Заключение

Организация, созданная как механизм помощи разрушенной после Второй мировой войны Европе, построенная на самоуверенности политических руководителей Соединенных Штатов Америки, в итоге приобрела черты саморазвивающегося и саморегулирующегося союза крупнейших экономических систем планеты, действующего на благо мира. Действительно, вопросы устранения уклонения от налогов, взяточничества и коррупции требуют решения. И хотя сами эти явления человеческих взаимоотношений имеют корни в глубинах сознания людей, тем не менее даже такая попытка вызывает уважение. В целом позиция организации внушает надежду, что человечество справится с экономическими проблемами за счет объединения усилий всех стран на этой планете в направлении их решения.

- (OECD) См.: Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

ОЭСР - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ … Юридическая энциклопедия

ОЭСР - ОЕСР ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития англ., организация, фин. ОЕСР англ.: Organisation for economic co operation and development, OECD Источник: http://www.teletrade.ru/analytics/news/show/150271 ОЭСР Словарь: С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур

- (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОЭСР - (Организация экономического сотрудничества и развития) организация, созданная в 1961 г. в целях содействия экономическому росту, повышению жизненного уровня, поддержанию финансовой стабильности, развитию торговли на многосторонней основе;… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

ОЭСР - оптико электронные средства разведки (мн.ч.) оптико электронные средства разведки Организация экономического сотрудничества и развития … Словарь сокращений русского языка

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD), орг ция промышленно развитых стран, созданная в 1961 г.; штаб квартира в Париже. ОЭСР содействует эконом, и социальному развитию государств членов путем координации политики; помогает … Народы и культуры

Одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, ОЭСР - (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – организация, созданная на основе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) в 1960. На март 1998 чл. ОЭСР являлись 32 страны, в т.ч. Австралия, Австрия,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - (Organization for Economic Cooperation and Development OECD) международная межправительственная организация. Создана в 1961. ОЭСР выступила в качестве преемницы Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей в 1948 1960 с… … Политология: словарь-справочник

Книги

  • Экономические обзоры ОЭСР 2004. Российская Федерация, сентябрь 2004 , . Книга представляет собой очередной аналитический обзор состояния и тенденций развития экономики России, подготовленный ОЭСР на основе широкомасштабных исследований. В данном Обзоре особое…
  • Анализ международной практики оценки эффективности реализуемой конкурентной политики и результативности деятельности конкурентного ведомства , И. В. Князева. В статье систематизированы международные практики, разработанные конкурентными ведомствами зарубежных стран и ОЭСР по оценке эффективности реализуемой ведомствами конкурентной политики и…


Читайте также: