Историческое развитие государственности. Исторические условия и особенности развития российской государственности гуледани ираклий нодарович

Славянские племена издревле заселяли Восточную Европу и античными авторами назывались венетами, антами, склавенами. Они занимали значительные территории современной Украины и России, ведя в основном земледельческий образ жизни и поддерживая торговые отношения с соседними народами и государствами. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами римские монеты II–IV вв.
Накануне образования государственности у восточных славян они уже были объединены в обширные территориальные племенные союзы (протогосударства) со своими политическими центрами – Куявия (киевская земля), Славия (район озера Ильмень) и Артания (предположительно от Тмутаракани на Таманском полуострове и до современных рязанских земель). Эти объединения стали фундаментом для образования Древнерусского государства – Киевской Руси. Источники так называют эти племена или племенные союзы: поляне, древляне, волыняне, бужане, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, ильменские славяне, вятичи и радимичи.
Восточные славяне создали государственность минуя рабовладельческий строй, перейдя сразу к феодализму.
Большинство российских исследователей считают, что государственность на Руси сложилась в IХ в., и ее колыбелью являются Новгород и Киев. Некоторые историки, опираясь на древнейшую нашу летопись Нестора «Повесть временных лет», традиционно связывают образование государства с призванием варягов. (Так называемая норманнская теория происхождения Древнерусского государства). Хотя следы варяжского влияния мизерные: на территории Руси в 10 тыс. кв.км. историки насчитали лишь 5 скандинавских топонимов. Варягов славяне знали как торговцев, проложивших международный торговый путь по воде «из варяг в греки». Согласно летописи новгородцы прогнали князя, но не смогли править самостоятельно, т.к. не хотели подчиниться руководителю из своей среды, потому обратились за море к Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Уговаривая их на княжение, новгородские послы произнесли примечательную фразу: «Земля наша велика и обильна, да наряду (порядка) в ней нет. Да придете княжити и володети нами». В 862 г. варяги пришли на Русь и сели на престол: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (около Пскова), Синеус – в Белоозере. Князья были призваны не в качестве правителей, а лишь руководителями вооруженной силы, для защиты новгородских территорий. Тем не менее год их призвания считается отправным в истории российской государственности.
По-видимому, воспользовавшийся непрекращающейся смутой в Новгороде Рюрик осуществляет военный переворот и становится правителем. После его смерти, вероятно, произошла смута, и часть варягов во главе с Аскольдом и Диром ушли к Киеву и захватили его, что нарушило единство контроля над торговым путем. Вскоре Олег с пятилетним сыном Рюрика Игорем и дружиной направились к Киеву и в 882 г. овладели им, убив мятежных варягов. Олег остался на юге и объединил два крупнейших государств в одну державу под названием Киевская Русь. Год 882 считается возникновением Киевской Руси. Олег подчинил своему владычеству близлежащие славянские племена, платящие дань хазарам, а затем расправился и с ними. Он объявляет себя великим князем, а подчиненные князья стали именоваться «светлейшими».
С целью восстановления торгового пути и закрепления для славян выгодных условий на нем Олег в 907 и 911 гг. совершает большой победоносный (прибил щит на вратах Царьграда) поход в Византию. Поход Игоря туда был неудачным, как и его внутренняя политика, закончившаяся его убийством древлянами при сборе дани.
Его жена Ольга была русской женщиной родом из Плескова (Пскова) и зарекомендовала себя более мудрой правительницей, одной из первых на Руси принявшей христианство. Их сын – Святослав – уже был наполовину славянин, прославившийся как князь-завоеватель. Первым же древнерусским князем считается Владимир I – устроитель русской земли. В 988 г. он принимает христианство из Византии, т.к. именно там религия была подчинена императору, о чем и мечтал князь для опоры и возвышения своей власти. Принятие православия имело прогрессивное значение и стало переворотом, обновившим и оживившим поступательный путь развития Руси.
После кончины Владимира Киевский престол занял его сын Ярослав по прозвищу Мудрый. При его сыновьях-преемниках намечается распад Киевской Руси на отдельные княжения (уделы). Падает и значение Киева как столицы государства. Усиливается напор кочевников (печенеги, каракалпаки, половцы). На время Владимир Мономах, призванный киевлянами на великокняжеский престол в 1113 г., восстановил былую мощь государства.
Во второй четверти ХII в. распад усиливается. Начинаются междоусобные княжеские войны. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил и разграбил Киев и перенес столицу во Владимир, что можно считать концом Киевской Руси. Официально же она перестала существовать после захвата татаро-монголами Киева в 1240 г.

Еще по теме 1.1. Появление и развитие государственности у восточных славян:

  1. III. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ С 1795 г. ПО 1870 г. Директория (1795-1799 гг.).

Процесс становления государства лучше всего прослеживается на примере превращения "военно-демократической" формы управления обществом в политическую. Грабительские войны, приводя к обогащению родоплеменной аристократии, одновременно укрепляли ее социальные позиции. Издавна создавался аппарат насилия, в первую очередь в лице дружины. Органы управления обособлялись от остального общества. Военно-демократические системы управления перерастали в военно-иерархические или военно-олигархические.

Рядовое свободное население по-прежнему составляло большинство и владело средствами производства, эксплуатация его носила преимущественно скрытый и косвенный характер, однако оно уже было отстранено от управления общественными делами.

К числу подобных обществ, возможно, относятся "варварские государства" Западной Европы 5-7 веков, Гана 7-11 веков, государственные образования Восточной Африки, общество чибча-муисков в середине 16-го века, "номовые государства" древнего Шумера.

Именно в подобных предгосударственных структурах происходит дальнейшее формирование аппарата принуждения и развитие тех институтов и учреждений, которые являются определяющими для государства: территориального деления общества, публичной власти, не совпадающей непосредственно с народонаселением, налогов.

Замена родоплеменного деления общества территориальным облегчалась перемешанностью родов и племен, особенно усилившейся в эпоху классообразования. Важность этой замены заключалась не только в ликвидации основы влияния родоплеменной аристократии, но главным образом в том, что территориальное деление подрывало традиции родоплеменной солидарности. Поэтому введение территориального принципа деления общества в некоторых случаях может рассматриваться как условный рубеж, знаменующий возникновение государства.

Правда, во многих ранних государствах Африки, а также в государственных образованиях кочевников долго сохранялось деление общества по родоплеменному принципу, однако именно в них общественное развитие происходило замедленными темпами.

По мере углубления процессов общественной дифференциации происходит формирование органов публичной власти: постоянного войска, судов, тюрем, бюрократии, и их обособление от остального общества. Очень часто этот аппарат вырастает исподволь из дружины военного вождя, а условия завоевания могут способствовать его сравнительно раннему появлению.

Что касается налогов, то они возникают из добровольных затрат на отправление вождем и его приближенными общественно-полезной функции и вводятся обычно по мере становления аппарата принуждения. Другим их источником является данничество. Поэтому введение регулярных налогов в некоторых обществах можно считать одним из важнейших признаков того, что государство уже возникло. Не случайно также введение налогов встречало сопротивление, и их нередко приходилось собирать с помощью военной силы.

Развитие всех этих учреждений и институтов облегчает эксплуатацию соплеменников, которая в большинстве случаев постепенно становится теперь главной и ведущей формой эксплуатации, и способствует отчуждению у них прибавочного продукта в пользу формирующегося класса эксплуататоров. Таким образом, различные предгосударственные структуры являются своеобразным катализатором, ускоряющим процесс классообразования и способствующим его завершению. А с расколом общества на совершенно противоположные и разные классы они сменяются настоящими политическими структурами, главной задачей которых отныне становится подавление угнетенных слоев и классов общества.

И эта сила, родившаяся из самого общества, но жестко ставящая себя выше его, все сильнее и дальше отчуждающая себя от общества, и есть государство.Хронологические рамки исследования охватывают длительный исторический период - от времени возникновения вождеств и иных форм предгосударственных образований до современных государств эпохи глобализации.Таким образом, получится три главные стадии развития государственности: 1) раннее государство; 2) развитое государство; 3) зрелое государство.

Раннее государство:

  • 1. Общества не могут быть меньше определенного размера и сложности (самое меньшее - несколько тысяч жителей). Хотя чаще требуется больший размер, а по мере развития государства его объемы, как правило, возрастают до многих тысяч (часто до десятков и сотен тысяч и даже миллионов человек).
  • 2. В обществе должен иметься определенный производственный базис в виде сельского хозяйства, ремесла и торговли (два последних в отдельных случаях заменяет военно-данническая эксплуатация соседей).
  • 3. В обществе должна быть заметная социальная стратификация.
  • 4. Необходим определенный уровень политической и структурно-управленческой сложности: по крайней мере должно быть не меньше трех уровней управления, что при археологических раскопках нередко выражается в трех-, четырехуровневой иерархии поселений и в целом свидетельствует и о наличии определенных политических традиций.

Развитое государство выступает как государство сформировавшееся и сложившееся, имеющее практически все указанные выше атрибуты государства и централизованное. Таким образом, многие признаки, которые могли встречаться, но могли и отсутствовать в ранних государствах, в развитых становят Прежде всего надо отметить, что развитое государство более органично обществу, точнее говоря, это государство становится естественной его формой, хотя сам процесс притирки мог идти негладко и болезненно. Путь к этому был длительным и непростым, поскольку такое государство было итогом многочисленных трансформаций, переворотов, распадов и собираний земель, в течение которых происходил отбор наиболее удачных вариантов соотношения государства и социально-этнических структур. Чтобы оно появилось, с одной стороны, нужен был существенный прогресс в его политическом, административном и правовом устройстве, в идеологии. А с другой стороны, требовалось достижение необходимого уровня этнического, социального, экономического и культурного развития, в результате чего общество становится социально и этнически достаточно консолидированным.

Крайне существенно, что развитое государство не просто тесно связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества и закрепляет эти особенности в политических институтах, но и гораздо более целенаправленно и активно влияет на социальные процессы.

Такой тип государства был уже результатом длительного исторического развития и отбора, которые доказали, что государство существенно прочнее, если его институты органично связаны с социальной структурой общества, если они одновременно и опираются на социальный порядок, и поддерживают его. Например, на Руси и в Западной Европе такое государство с эффективной централизацией возникло на основе формирования сословного общества, сословной монархии, союза монарха с дворянством (и в отдельных случаях с городами). Развитое государство гораздо более целенаправленно и активно влияет на социальные процессы в обществе. Оно не просто тесно связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества, но как бы конституирует эти особенности в политических и юридических институтах. В этом смысле его можно рассматривать как сословно-корпоративное государство.

Естественно, что разные государства достигали начала этой стадии в разное время. Например, Китай - с момента образования первой централизованной империи Цинь в конце III в. до н. э.; Римская империя - примерно в конце I в. н. э.; Византия - с момента возникновения. Франция начала вступать в эту стадию в конце XIII века; Россия - во второй половине XVI в. Подробнее о хронологии далее.

Зрелое государство является уже результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Другие отличия зрелого государства от ему предшествующих также очень велики. Оно опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями. Поэтому такое государство более развито в организационном и правовом плане, обязательно имеет профессиональную бюрократию с определенными характеристикамичеткий механизм передачи или ротации власти. Естественно также, что зрелое государство имеет намного более развитой аппарат принуждения и контроля, в целом более развитые и специализированные институты управления.

Оно постепенно трансформируется из сословно-классового в чисто классовое государство, а на последних своих этапах - в то, что можно назвать социальным государством. Исходя из сказанного, можно сделать очень важный вывод, что в древности и средневековье не было зрелых государств, а только ранние и развитые. Самые первые зрелые государства появляются в конце XVII - XVIII в. О хронологии вступления в эту стадию будет сказано дальше.

Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные вехи в историческом развитии государства, для того чтобы уяснить основные тенденции в эволюции данного института, разобраться в сущности современных государств.

Говоря об истории развития государственности, обычно используют категории "тип государства", или "исторический тип государства", "тип права", "исторический тип права".

Тин государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств.

Ранее в отечественной юридической науке при изложении данного вопроса использовался только так называемый формационный подход к истории развития общества. Сейчас получил распространение и другой подход – цивилизационный. Рассмотрим оба подхода.

Формационный подход к типологии государства был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. Марксизм-ленинизм рассматривает историю как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждому типу общества свойствен определенный тип производственных отношений (базис) и соответствующих ему политических правовых и иных (надстроечных) учреждений. Государство и право – это наиболее важные части надстройки, их сущность, содержание в конечном счете определяются экономическим базисом.

Таким образом, в соответствии с формационным подходом к истории развития общества исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Тины государств в обществах, расколотых на антагонистические классы: рабовладельческое государство (основная характеристика – политическая власть находится в руках рабовладельцев), феодальное государство (политическая власть находится в руках феодалов), буржуазное государство (политическая власть – у буржуазии). Государство при социализме и в переходный период к коммунизму является социалистическим, оно выражает волю всего народа. Каждому типу государства соответствует тип права.

Движущая сила последовательной смены исторических типов государств – классовая борьба, а сам этот процесс предопределен социально-экономическим развитием общества. Смена типа государства означает изменения в политической надстройке общества, которые вызваны развитием самого способа производства, производительных сил, требующих изменения и производственных отношений.

Процесс смены исторических типов государства характеризуется объективностью. В целом он не зависит от воли и сознания людей, различные субъективные факторы могут ускорить или замедлить этот процесс, но не прервать или повернуть его в другую сторону. Каждый последующий тип государства является исторически более прогрессивным, чем предыдущий, их смена осуществляется в результате революции.

Имеет ли смысл в настоящее время обращаться к формационному подходу? Быть может, он уже стал достоянием истории вместе с марксизмом- ленинизмом? Представляется возможным говорить об определенной познавательной ценности формационного подхода к истории развития общества, но только применительно к развитию европейских государств и лишь до начала XX в. После Первой мировой войны началось активное вмешательство государства в экономику, постепенное сглаживание социальных противоречий, международное сотрудничество государств на основе признания прав человека (в том числе социально-экономических), создание гарантий для их соблюдения, повышение уровня благосостояния всех членов общества. Индустриально развитые государства эволюционировали, приобрели новое качество.

Существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств.

Наиболее часто термин "цивилизация" употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, можно говорить о цивилизациях древних и современных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях западных и восточных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и т.д. Выше речь уже шла о тесной взаимосвязи общества и государства (см. социологическое понятие государства), поэтому определенный познавательный смысл имеют и типологии государств, основанные на типологиях общества, существовавших человеческих цивилизаций, особенности которых обусловили своеобразие тех или иных государств.

Именно с юридической точки зрения более ценным представляется цивилизационный подход к типологии государства, основанный не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности. Государство – это организация власти, поэтому, анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать прежде всего на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. С таких позиций при цивилизационном подходе к типологии государства в основу классификации берется соотношение государства и личности. В соответствии с этим подходом различают государства традиционные и современные (или конституционные).

Традиционные государства. Под ними подразумеваются прежде всего рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.

Современные (конституционные) государства, под которыми понимаются в основном буржуазные республики и конституционные монархии. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена (прежде всего конституцией, поэтому современные государства называют и конституционными), признаны и гарантированы права человека.

В следующих темах по теории государства будет продолжена характеристика традиционных и современных государств. Это самая общая классификация, существуют и другие, уточняющие и дополняющие ее. Кроме того, следует иметь в виду и то, что множество государств находится на разных стадиях перехода от традиционных к конституционным государствам.

Традиционные и современные (конституционные) государства существенно отличаются друг от друга – у них различные способы возникновения, сущность, функции, политический режим, государственный аппарат и принципы его организации и деятельности, форма правления, форма государственного устройства, наконец, вся политическая система. На эти отличительные черты будет обращаться внимание по ходу изучения теории государства.

Можно остановиться на различиях в способах возникновения и в сущности традиционных и современных (конституционных) государств.

Традиционные государства возникли в глубокой древности в процессе разложения первобытнообщинного строя и преобразования институтов общественной власти под влиянием ряда факторов, основным из которых был переход от присваивающей к производящей экономике, так называемая неолитическая революция. Зачатки современной (конституционной) государственности возникают в Новое время в период буржуазных революций, путем революционных или эволюционных изменений различных государств. Этот процесс продолжается и в настоящее время.

В сущности традиционных государств если и не преобладала, то играла значительную роль одна сторона: государство выступало в качестве орудия для подавления эксплуататорских классов, в качестве средства принуждения. Что касается современных (конституционных) государств, то в них значение государства как средства принуждения ограничено в основном сферой отклоняющегося поведения отдельных лиц, государство выступает прежде всего в качестве инструмента организации общественной жизни.

О формационном и иных подходах к историческому развитию государственности см.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. Т. 1. С. 193-221.

Представляет интерес и теоретическое осмысление процесса исторического развития права. Как и в теории государства, для этого используется категория "исторический тип права". При исследовании процесса развития нрава также возможно применение формационного и цивилизационного подходов. В первом случае дают характеристику рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому праву; во втором говорят о праве традиционных государств и о праве современных (конституционных) государств.

Здесь, однако, необходимо сделать следующие замечания. Формационный подход в силу его недостаточной универсальности постепенно отходит в прошлое и становится достоянием истории науки, а к типологии права из-за особенностей последнего он разработан еще менее, чем к типологии государства. Цивилизационный подход к осмыслению исторического развития права представляется более перспективным, однако он не получил в юридической науке широкого применения. Исследование процесса развития права – и с содержательной, и с технико-юридической стороны – остается актуальной проблемой теории государства и права.

Понятие государства

Определение 1

Государство – это форма самоорганизации общества, в которой предусмотрены механизмы принуждения и управления, установлен правовой порядок на обусловленной территории, обладающей собственным суверенитетом.

Приведено самое распространённое определение понятию «государства». Ведь в правовой науке нет единого правового определения данного термина, который был бы признан всеми странами мира. Даже самая крупнейшая международная организация ООН не может определить какое именно образование может называться государством.

Не существует большого количества нормативно-правовых актов, в которых было бы дано определение термину «государство». В международном праве есть Конвенция Монтевидео, и именно в ней приводится озвученное выше определение.

Формы государства и формы правления

К формам государства относят:

  • Монархия (от греч. «неразделенный»):
  • Республика (лат. res publica, " общее дело"):
  • Смешанные формы правления (имеют признаки монархии и республики одновременно).

Различают следующие формы правления:

  • Унитарное государство (с латыни. Unitas-единство):
  • Федерация (от позднелат. foederatio - объединение):
  • Конфедерация.

Происхождение государства

Консенсуса о причинах происхождения государства не существует. Есть несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной и истиной. Самыми древними известными государствами являются государства Древнего Востока (современный Ирак, Египет, Индия, Китай).

Существуют следующие теории происхождения государства:

  1. Теологическая теория,
  2. Патриархальная теория,
  3. Социальная теория,
  4. Теория насилия,
  5. Теория локальных цивилизаций,
  6. Материалистическая теория,
  7. Психологическая теория,
  8. Расовая теория,
  9. Теория орошения,
  10. Комплексная теория происхождения государства и другие.

На основе разных торий существуют различные этапы формирования государства.

Теологическая (теократическая) теория является одной из древнейших. Она возникла и получила распространение в странах Древнего Востока, Древней Греции и Риме, в средневековой Европе.

Патриаршая теория рациональна, поскольку отражает некоторые реальные (реальные) процессы хозяйственных организаций, совместную трудовую деятельность людей в ранних классовых обществах (общинах, где землевладельцы могли бы играть роль расширенных семей).

Основное число сторонников договорной (или естественной) теории происхождения государства появилось в XVII-XVIII веках,. Его членами являются такие известные мыслители, как Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Джон Локк и Томас Гоббс (Англия), Шарль Монтескье. Теория контрактов сейчас оценивается как прогрессивный шаг в оправдании происхождения государства, поскольку она уделяла внимание естественному праву народа, фактически созданному государством его договорному соглашению, а также праву повстанцев против неугодной власти.

Психологическая теория также возникла в XIX веке. Ее представители-Г. Тарде, Л. И. Петражицкий и др. – они объясняли происхождение государства психологическими особенностями человека: необходимостью человека подчиняться и подчинять, государство возникло благодаря пониманию необходимости установления порядка в отношениях, т. е. психического опыта и потребностей людей. Безусловно данные процессы влияют на процессы формирования государства.

Историко-материалистическая теория (XIX век). Наиболее развитым аспектом этой теории является марксизм. Основные представления Маркс и Энгельс. Причины возникновения государства описаны Энгельсом в “Происхождении семьи, частной собственности и государства”. Марксистская теория оказала большое влияние на создание социалистических государств в Восточной Европе и России в начале - середине ХХ века.

История развития человеческого общества свидетельствует о том, что государства в разных странах возникли по разным причинам (а следствием является столь большое разнообразие теорий, объясняющих их происхождение). В связи с эти никто не может считать одну единственную теорию верной, также как и другие теории не могут считаться единственными верными и универсальными.

При анализе развития государственности в рамках исторического процесса обычно выделяются два основных этапа: раннее государство и зрелое государство. Несомненно, это разделение разумно и продуктивно.

Однако эта схема родилась в период, когда выступали за введение особого понятия – раннего государства. В то время сами создатели данного понятия (Я. М. Классен и П. Скальник) говорили: раннее государство является начальной стадией эволюции докапиталистических непромышленных государств. Таким образом, они не ставили своей целью построить полную линию эволюции государственности. Однако, такая теория является объективно необходимой, и поэтому понятий раннее – зрелое государство нуждается в дополнении. Причины этому следующие:

  • Переход на новый этап развития государства невозможен без промышленных революций, которые происходили практически во всех странах мира.
  • Если первые зрелые государства, по сложившимся представлениям, восходят к древним временам (Египет), или к порогу нашей эры (Китай), то как тогда классифицировать европейские государства в XVIII-XIX веках? Зрелые они либо же ранние?
  • Европейские государства девятнадцатого века сильно отличаются от централизованных монархий поздней древности и средневековья (которые сами по себе явно превосходят раннее государство) также рядом других характеристик, в частности уровнем и культурой управления, развитием права, отношениями между государством и обществом.

Замечание 1

Таким образом, нет единого мнения о том, как происходили этапы становления государств. Для того, чтобы дать четкий ответ на данный вопрос, необходимо изучить и проанализировать множество теорий происхождения государств.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.



Читайте также: