Миг 35 уступает китайскому j 10. Стремительный дракон китайской авиации

Chengdu J-10 - китайский многоцелевой всепогодный истребитель. Данный истребитель был разработан и производится компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Экспортный вариант истребителя имеет обозначением F-10. На западе машина также известна под названием Vigorous Dragon - «Стремительный дракон».


В Китае в начале 1990-х гг. начали разрабатывать истребитель нового поколения, который по своему боевому потенциалу должен был приблизиться к таким самолетам, как EF2000, «Рафаль» или МиГ-29М. Естественно, в КНР решить столь сложную задачу не могли без кооперации с зарубежными компаниями, владеющими самыми современными технологиями самолетостроения. При разработке данной машины возник, наверное, наиболее необычный международный симбиоз, который объединил китайских, израильских и российских специалистов.

За основу истребителя китайские конструкторы взяли израильский самолет IAI «Лави». В Израиле работы над своим самолетом прекратили в 1987 году под давлением США.

В открытой печати первая информация о новом истребителе появилась в октябре 1994 года. Тогда в прессе со ссылкой на космическую разведку США было сообщено, что в Чэнду строят самолет, который своими размерами и очертаниями напоминает истребитель Дассо «Рафаль» или «Еврофайтер» EF2000.

В дальнейшем выяснилось, что в формировании облика истребителя J-10 участвовали специалисты израильской компании IAI, которые передали Китаю технологию истребителя «Лави». В программе китайского истребителя участвовала и российская авиационная промышленность. В частности, было решено оснастить самолет российским турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-31Ф, который устанавливается и на китайских истребителях Су-27. Сообщалось и о переговорах, о приобретении лицензии на выпуск данного двигателя на китайских предприятиях, но Россия не проявляет заинтересованности в передаче Китаю новейших технологий в области авиадвигателестроения.

Программу разработки самолета рассекретили 29 декабря 2006 г. В создании J-10 принимали участие российские консультанты из ОКБ МиГ и ЦАГИ. На новом китайском истребителе используются двигатели научно-производственного объединения «Сатурн» российского и китайского производства (по лицензии). Кроме этого, при разработке самолета были использованы проданные Китаю Израилем разработки по истребителю IAI Lavi. По габаритам J-10 занимает промежуточное положение между истребителем F-16 и Typhoon или Rafale, однако он значительно больше израильского Lavi. По состоянию на август 2012 г. было произведено около 270 машин.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка». Его аэродинамическая компоновка оптимизирована для полетов на сверхзвуковых скоростях и выполнения энергичных маневров с выходом на значительные углы атаки.

Истребитель J-10 имеет аэродинамическую схему «утка» со среднерасположенным треугольным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу передним горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. В основном конструкция планера выполнена из алюминиевых сплавов и углепластика. Предполагается использование ограниченных мер для снижения радиолокационной заметности самолета.

Интегральная часть треугольного низкорасположенного крыла у корня имеет большую толщину профиля, которая уменьшается дальше по размаху. Приблизительно на 45 процентах полуразмаха она стыкуется с ОЧК (отъемная часть крыла), набранной профилями со значительной круткой и малой относительной толщиной. Механизация крыла - закрылки и отклоняемые носки на ОЧК.

Конструктивно фюзеляж состоит из трех отсеков. Передний отсек служит для размещения: гермокабины пилота, радиолокационной станции, отсека радиоэлектронного оборудования, воздухозаборника, ниши передней опоры шасси. Кроме этого, на нем установлено переднее горизонтальное оперение. В центральной части размещаются топливные баки, воздушный канал двигателя и ниши основных опор шасси. На хвостовой части крепятся вертикальное оперение, балки с подфюзеляжными гребнями и четыре тормозных щитка. Внутри находится отсек силовой установки. Шасси - трехопорное, убирающееся в фюзеляж. Передняя опора (имеющая два колеса) складывается по потоку, одноколесные основные - против. На предсерийных самолетах и прототипах ниша передней опоры закрывалась парой боковых створок. На серийных истребителях Chengdu J-10A и J-10B в конструкцию включили третью створку - переднюю. Фонарь кабины имеет для авиапромышленности Китая беспрецедентную площадь остекления - пилоту обеспечивается практически круговой обзор.

Конструкция самолета в основном выполнена из алюминиевых сплавов, композитных материалов использовано относительно немного. Кабина - герметичная, вентиляционного типа. Катапультное кресло обеспечивает спасение на всех режимах полета.

В корневой части киля размещен контейнер с тормозным парашютом. Для увеличения путевой устойчивости истребителя на больших углах атаки (в этом случае киль «затенен» фюзеляжем) за крылом на хвостовых балках установлены два подфюзеляжных киля, отклоненных наружу. В районе киля по бокам фюзеляжа имеется два тормозных щитка. Два аэродинамических гребня расположены в хвостовой части фюзеляжа.

Выше крыла за кабиной пилота размещается переднее горизонтальное оперение, которое увеличивает коэффициент подъемной силы при больших углах атаки.

Крыло - малого удлинения, треугольное, с прямой задней кромкой для увеличения эффективности органов управления и механизации. Две секции элевонов расположены на задней кромке крыла. Крыло на передней кромке имеет вихреобразующий «клык». Оно оснащено элевонами и двухсекционным отклоняемым носком.

В качестве силовой установки самолета был использован один двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31ФН российского производства. Масса двигателя составляет 1538 кг. Максимальная тяга на форсаже - 12500 кг. Согласно первому договору на поставку между КНР и «Рособоронэкспортом», в 2002-2004 годах было поставлено 54 данных двигателя. После этого заключили еще один контракт на покупку 100 двигателей. Всего же потребности КНР оцениваются приблизительно в 250-300 единиц. В планах китайских военных - замена экспортируемых из России двигателей на аналогичные отечественные WS-10ATai Hang. Модификация истребителя Chengdu Super 10 отличается установкой двигателя АЛ-31ФН М1. Максимальная форсажная тяга была увеличена до 13500 кгс.

Воздухозаборник - подфюзеляжный, двухмерный, регулируемый. Сечение «горла» меняется за счет двух подвижных панелей. Данная конструкция обеспечивает необходимую степень повышения давления в различных диапазонах скоростей полета, однако увеличивает эффективную площадь рассеяния, увеличивая заметность при облучении радиолокационной станцией в передней полусфере. На варианте J-10B форма воздухозаборника была изменена.

На истребителе Chengdu J-10 внутренний запас топлива составляет 4950 литров. Топливные баки располагаются в фюзеляже. Под фюзеляжем (центральный узел) и под крылом возможна подвеска трех дополнительных топливных баков. Для увеличения продолжительности полета и радиуса действия самолет может оборудоваться топливоприемником системы дозаправки в воздухе типа «шланг-конус».

Для обеспечения высокого уровня маневренности истребитель Chengdu J-10A был сделан статически неустойчивым. Это, в свою очередь, потребовало использования электродистанционной системы управления, имеющей четырехкратное резервирование. Это первое боевое воздушное судно национальной разработки, на котором применяется подобная технология. Для создания данной системы применялась самая современная вычислительная техника. Архитектура кабины истребителя, авионика и система управления огнем в значительной степени превосходят таковые в других боевых самолетах, разработанных в Китае. Например, информация о тактической обстановке и параметрах полета выводится на три многофункциональных дисплея, а также проецируется на лобовое стекло.

В кабине пилота органы управления выполнены по принципу HTAS («handsопthrottle-and-stick») - все необходимое для управления органы находится под руками пилота, которые лежат на рычаге управления тягой двигателя и на ручке управления самолетом. Таким образом, пилот может управлять самолетом, не отрывая взгляда от прицела или горизонта. Компьютером системы управления обеспечивается автоматическое самолетовождение и препятствует выводу машины на потенциально опасные режимы. В штатную комплектацию входит нашлемный прицел.

Истребитель оснащен цифровым вычислителем параметров полета, навигационным оборудованием GPS/INS и системой оповещения об облучении радиолокационными станциями ARW9101. Российская корпорация «Фазотрон-НИИР» по китайскому заказу разработала для Chengdu J-10A многофункциональную радиолокационную станцию РП-35 «Жемчуг», оснащенную фазированной антенной решеткой. По заявлению разработчиков, данная РЛС может сопровождать одновременно до 24 воздушных целей и способна работать «по земле». В КНР в то же время завершается разработка собственной радиолокационная станция JL-10A (в некоторых источниках обозначается как «Изделие 1473»). Дальность обнаружения целей типа «истребитель» данной РЛС составляет порядка 100 км, одновременно может сопровождаться до 10 целей с обстрелом четырех из них. До настоящего времени не ясно, какая станция устанавливается на серийные машины.

Экспортные варианты истребителя, возможно, будут оснащаться и другими РЛС, в числе которых: российская Н010 «Жук 10ПД», израильская IAI Elta EL/M-2023, итальянская GalileoAvionicaGrifo 2000 (по политическим причинам закупить последние для Китая может оказаться проблематично).

Истребитель Chengdu J-10A комплектуется двуствольной встроенной 23-миллиметровой пушкой, размещенной на специальном легкосъемном лафете с левого борта фюзеляжа за отсеком передней опоры шасси. По мнению некоторых экспертов, данное орудие является копией известной советской пушки ГШ-2-23, которая ранее широко применялась на истребителях МиГ-21 и МиГ-23.

На узлах внешней подвески (семь точек) возможно размещение вооружения общей массой 4500 кг. Для уничтожения воздушных целей истребитель может вооружаться 2-4 управляемыми ракетами PL-11 среднего радиуса действия с радиолокационной головкой самонаведения (итальянская лицензионная управляемая ракета Aspide Mk.1) или PL-12 (ShanDian-10 или SD-10) китайской разработки. Для ближнего боя используются управляемые ракеты PL-8 с инфракрасной головкой самонаведения (израильские лицензионные Python 3), устанавливаемые на крыльевых внешних пилонах. На самолет могут устанавливаться российские управляемые ракеты Р-73 и Р-77, или американские «Спарроу» и «Сайдвиндер». Наземные цели могут быть уничтожены при помощи свободнопадающих и корректируемых (с лазерной головкой самонаведения) авиабомб LT-2 и LS-6 или неуправляемых авиационных ракет. Надводные цели могут уничтожаться с помощью твердотопливных управляемых ракет YJ-8K и С-801К или противокорабельной управляемой ракеты С-802, оснащенной турбореактивным двигателем. Для поражения наземных радиолокационных станций истребитель может оснащаться управляемой ракетой YJ-9. Кроме этого, могут использоваться ракеты класса «воздух-поверхность», неуправляемые авиационные ракеты, свободнопадающие бомбы, а также другое вооружение.

В систему пассивной самообороны истребителя входит контейнер ВМ/KG300G с аппаратурой постановки помех. Также J-10A может быть оснащен контейнером KZ900 (оборудование для радиоэлектронной разведки).

Первый полет прототипа состоялся 23.03.1998 года. Публичный дебют J-10 состоялся в ноябре 2002 г. Машина была представлена в Чжухае на авиасалоне. По различным оценкам, в программе летных испытаний Китай задействовал от шести до десяти прототипов.

Эксплуатация китайского истребителя Chengdu J-10A не обошлась без катастроф. 1 августа 2009 года J-10, стоящий на вооружении китайских ВВС и пилотируемый Мэном Фаншэном, разбился. Причиной крушения самолета послужила техническая неисправность двигателя. Пилоту удалось катапультироваться.

Модификации:

J-10A -многоцелевой одноместный истребитель. Экспортному варианту присвоено наименование F-10A.

J-10S - двухместный истребитель. Предназначен для решения задач обучения, радиоэлектронной борьбы, целеуказания и наведения, а также для уничтожения наземных целей.

J-10B - модернизированный вариант J-10A. Оснащается двигателем WS-10A, «малозаметным» утопленным воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой и оптико-локационной станцией переднего обзора.

J-10C - палубный вариант истребителя.

Китайский многоцелевой истребитель J-10 был принят на вооружение не только китайской армии но и армии Пакистана. По состоянию на 2012 год на вооружении военно-воздушных сил КНР находилось 100 Chengdu J-10, на вооружении военно-морских сил - 2 Chengdu J-10. Армия Пакистана по состоянию на 2012 год имела на вооружении 36 J-10.

Летно-технические характеристики:

Модификация - J-10.
Длина - 14,57 м.
Высота - 4,78 м.
Размах крыла - 8,78 м.
Площадь крыла - 33,05 кв. м.
Масса пустого самолета - 9800 кг.
Нормальная взлетная масса - 18000 кг.
Топливо во внутренних баках - 2625 л.
Топливо в ПТБ - 4165 л.
Тип двигателя - ТРДДФ АЛ-31ФН.
Нормальная тяга - 7600 кгс.
Форсажная тяга - 12500 кгс.
Максимальная скорость - М=2.
Крейсерская скорость - 1110 км/ч.
Практическая дальность - 2000 км.
Практический потолок - 18000 м.
Макс. эксплуатационная перегрузка - 9.
Экипаж - 1 чел.
Вооружение:
- пушка калибра 23 мм;
- боевая нагрузка - 7260 кг (7 узлов внешней подвески);
- возможно установки управляемых ракет PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, класса «воздух-воздух» и ракет класса «воздух-поверхность»;
- противокорабельной ракетыYJ-8K, неуправляемой авиационной ракеты, свободнопадающих бомб и др.

Подготовлено по материалам
ru-aviation.livejournal.com
www.airwar.ru
www.militaryparitet.com
www.testpilot.ru
alternathistory.org.ua

J-10A - одноместный многоцелевой истребитель. Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «утка», стабилизатор размещён за кабиной пилота выше крыла для увеличения коэффициента подъёмной силы на больших углах атаки. Крыло - треугольное, малого удлинения, с прямой (в отличие от «Лави») задней кромкой, что увеличивает эффективность органов управления и механизации. На задней кромке крыла расположены две секции элевонов. Для увеличения путевой устойчивости самолёта на больших углах атаки, когда киль «затенён» фюзеляжем, на хвостовых балках за крылом установлены два отклонённых наружу подфюзеляжных киля. В задней части фюзеляжа находятся четыре небольших аэродинамических тормоза: два в верхней части вдоль оперения и два в нижней - между подфюзеляжны-ми килями. В целом аэродинамическая компоновка самолёта оптимизирована для полётов на сверхзвуковых скоростях и для выполнения энергичных манёвров с выходом на большие углы атаки.

Кабина пилота - герметичная, вентиляционного типа. Пилот сидит в катапультном кресле, обеспечивающем спасение на всех режимах полёта.Конструкция самолёта выполнена в основном из алюминиевых сплавов, процент применения композитных материалов незначителен. Самолёт оснащён одним двухконтур-ным турбореактивным двигателем с форсажной камерой типа АЛ-31ФН. Максимальная тяга с форсажем - 12 500 кг, масса -1538 кг.

Воздухозаборник - двухмерный, регулируемый. Сечение его «горла» меняется за счёт двух подвижных панелей. Такая конструкция обеспечивает необходимую степень повышения давления во всём диапазоне скоростей полёта,но увеличивает эффективную площадь рассеяния, то есть заметность при облучении РЛС в передней полусфере. Видимо это и стало главной причиной изменения формы воздухозаборника на варианте J-10B.

Топливные баки размещены в фюзеляже. Возможно также использование до трёх подвесных дополнительных баков (один крепится на центральном пилоне под фюзеляжем и два - на внутренних узлах подвески под крылом). Машина оснащена цифровой системой дистанционного управления с четырёхкратным резервированием. Это первый боевой самолёт национальной разработки, на котором применяется подобная технология. Информационно-управляющее поле кабины пилота включает три жидкокристаллических многофункциональных индикатора. Органы управления в кабине пилота выполнены по принципу HTAS (от английского «hands оп throttle-and-stick»), то есть все необходимое для управления машиной находится под руками пилота, лежащими на ручке управления самолётом и на рычаге управления тягой двигателя. Таким образом, лётчик может управлять истребителем, не отрывая взгляда от горизонта или прицела. Компьютер системы управления обеспечивает автоматическое самолётовождение и препятствует выходу на потенциально опасные режимы. Нашлемный прицел - штатный.

Основой прицельно-навигационного комплекса J-10A является многофункциональная РЛС. До сих пор не ясно, какой станцией оснащаются серийные машины. В списке претендентов фигурировали израильская Elta EL/M-2035, российская РП-35 и китайская JL-10A. РЛС Elta EL/M-2035, видимо, устанавливалась на первые опытные экземпляры самолёта, в китайских источниках она обозначалась JL-9. Другая станция, JL-10A, которой сейчас оснащаются ударные самолёты JH-7, может применяться как временная, пока не появятся более совершенные изделия, например отечественная РЛС с активной фазированной решёткой. Китайские источники утверждают, что на первых серийных самолётах стояла российская РЛС «Жемчуг». Это модификация станции «Жук», применяемая на истребителях Су-27СК, состоящих на вооружении ВВС НОАК. Есть сведения, что 20 таких РЛС Китай приобрёл ещё в середине 1990-х гг.

Многие источники говорят о том, что серийные машины оснащаются китайской РЛС типа 1471 (KLJ-1), которая имеет сравнимые с «Жемчугом» характеристики при работе по воздушным целям, но обладает большими возможностями при работе «по земле». На экспортных самолётах FC-10 вполне вероятна установка итальянской станции FIAR «Грифо 2000/16». Она способна, как и JL-10A, одновременно сопровождать восемь целей и атаковать две из них. При этом данная станция взаимозаменяема с американской РЛС AN/APG-66, которая стоит на истребителях F-16 ВВС Пакистана. Кроме того, завод Пакистанского авиастроительного комплекса (Pakistan Aeronautical Complex) в Камре уже имеет опыт сборки итальянских РЛС «Грифо-7», «Грифо Mk.ll» и «Грифо-MG» для выпускавшихся в этой стране по лицензии китайских истребителей F-7MP, F-7P и F-7PG.

Западные источники утверждают, что для серийных J-10A Россия продаёт Китаю РЛС РП-35, однако никаких подтверждений этой информации нет, а китайские официальные лица утверждают, что эти станции предназначены для модернизации истребителей Су-27 и J-11.

Ещё одним типом РЛС, который также может применяться на J-10A, является российская же станция «Перо». Первоначально она рассматривалась как преемник радара Н001ВЭП на китайских самолётах Су-30МКК. РЛС «Перо» успешно прошла испытания в Китае в 2000 г., но заказов на неё не поступало.

В январе 2007 г. инженеры завода в Ченгду заявили, что теперь их детище оснащено РЛС, способной одновременно сопровождать десять целей и атаковать четыре из них, однако марку станции назвать отказались.

В кабине J-10A имеется индикатор на лобовом стекле, который позволяет отображать монохромную информацию от контейнеров целеуказания с оптико-электронными системами. Встроенной оптика-электронной станции на J-10A нет, но на варианте J-ЮВ она может появиться. Её разработку ведет корпорация «Сычуань Чанхонг электрик эпплиэнс». По сообщениям китайских источников, станция «Хонгуан-I» по дальности превосходит станцию ОЛС-27, монтируемую на самолёте Су-27, но уступает 0ЛС-30, установленной на Су-30. Хотя она компактнее российских аналогов, места в фюзеляже J-10A ей не нашлось и пришлось использовать контейнеры, которые размещаются на внешней подвеске.

Система пассивной самообороны самолёта включает в себя контейнер ВМ/ KG300G с аппаратурой для постановки помех. Кроме того, J-10A может оснащаться контейнером KZ900 с оборудованием для радиоэлектронной разведки.

Истребитель комплектуется встроенной двухствольной пушкой калибром 23 мм, размещённой за отсеком передней опоры шасси с левого борта фюзеляжа. На одиннадцати наружных узлах подвески (шести под крылом и пяти под фюзеляжем) могут подвешиваться блоки НАР калибра 90 мм, управляемые ракеты класса «воздух - воздух» типов PL-8, PL-9, PL-11 и pL-12 (альтернативно возможна также подвеска российских ракет Р-73 и РВВ-АЭ), ракет класса «воздух - земля» PJ-9 и YJ-9K, управляемых бомб LT-2 и LS-6 и обычных свободнопадающих бомб.

На передних фюзеляжных пилонах под воздухозаборником самолёта можно нести контейнеры системы пассивной самообороны BM/KG300G, радиоэлектронной разведки KZ900, а также «Блю скай» и FILAT.

5 января 2007 года в Пекине произошло событие, которого уже несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность - была официально обнародована информация о новейшем китайском истребителе Chengdu J-10 (на западе известен под названием «Стремительный дракон», англ. Vigorous Dragon). На практике снятие завесы секретности означает, что новая машина уже не просто «шедевр инженерной мысли», как любят говорить о ней официальные лица КНР, а вполне сформировавшийся коммерческий продукт. По заявлению должностных лиц ВВС армии Китая (НОАК), новый самолёт при решении задач завоевания превосходства в воздухе не уступает американскому F-16C и французскому Mirage 2000.

В устроенном в ходе презентации 5 января видеопоказе истребители Chengdu J-10 демонстрировались в эффектных ракурсах, в ходе запуска ракет и полета строем. Подчеркивалось, что благодаря высокому уровню аэродинамического и весового совершенства, а также хорошей тяговооруженности новый истребитель обладает отличной маневренностью и скороподъемностью. С целью снижения массы в нём нашли широкое применение новейшие материалы, в том числе композиционные, а также новые лёгкие и компактные агрегаты и оборудование.

История разработки Chengdu J-10 восходит к середине 1980-х гг, когда перед авиапромом КНР встал вопрос об адекватном ответе на появившиеся на вооружении ВВС СССР МиГ-29 и Су-27. Проектирование новой машины в 1986 г было поручено Авиационному институту №611 в городе Чэнду, а ее изготовление - расположенному там же предприятию Chengdu Aircraft Industrial Company или CA-IC. Ha этом этапе программе был присвоен шифр «Проект 8610». Сегодня официальный Китай подчеркивает, что его авиапром - четвертый в мире (после США, России и Франции), способный самостоятельно разработать современный истребитель. Однако, при всей декларируемой «незалежности» программы Chengdu J-10, есть немало моментов заставляющих критически относиться к этой информации. Самым крупным камнем в «китайский огород», бесспорно, является родство Chengdu J-10 с израильским истребителем Lavi. Тем не менее, официальный Китай всячески опровергает эту информацию. И все же, внешняя схожесть и одинаковая размерность этих самолётов видны невооруженным глазом. Косвенно факт продажи ряда наработок по Lavi признал и министр обороны Израиля Дэвид Лари, который в интервью агентству «Ассошэйтед Пресс» сообщил, что некоторое количество технологий было все же продано китайцам.

По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана, в 1986 г группа израильских специалистов в области военного авиастроения довольно долго находилась в Чэнду. Примерно на это же время приходится закат программы Lavi. Напомним, что израильтяне начали свои исследования в начале 1980-х гг и преследовали цель, используя технологии, примененные на истребителях F-16A/B, создать для своих ВВС самолет, превосходящий эти машины. Первоначально проект имел значительную техническую и финансовую поддержку США. Однако, когда программа Lavi достигла стадии испытаний, в Америке поняли, что фактически порождают себе конкурента. Под предлогом беспокойства о возможном реэкспорте истребителя недружелюбным к Западу режимам, американскую помощь начали сворачивать. Реальная же цель Госдепартамента США состояла в полном срыве программы Lavi и защите собственной авиапромышленности. Без финансовой помощи Израиль не смог продолжить разработку и был вынужден свернуть её в 1987 г. Это событие, вероятно, приоткрыло «черный ход», через который отдельные наработки были проданы китайцам. Помимо создания аэродинамической компоновки Chengdu J-10 , израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда бортовых систем и прежде всего - электродистанционной системы управления самолётом.

В ответ Китай принял на себя обязательства по трем пунктам. Первое - не продавать новый истребитель прямым или потенциальным врагам Израиля. Второе - дать Израилю полную возможность использовать созданные китайской стороной (при участии израильских ученых) наработки. Третье и самое главное - оба государства становятся полноправными партнерами при продаже истребителя странам «третьего мира». Последний пункт, по мнению ряда экспертов, содержал прямую угрозу экспортным планам США. Давление со стороны США последовало незамедлительно, и с начала 1990-х гг военно-техническое сотрудничество между КНР и Израилем стало существенно сокращаться. В этих условиях Китай вынужден был начать поиск новых партнеров. В 1994 г к работам по истребителю подключился бывший потенциальный противник, а ныне стратегический союзник КНР - Россия. Сегодня Chengdu J-10 фактически превратился в продукт интернациональной кооперации.

По данным российского журнала «Экспорт вооружений», время постройки первого прототипа Chengdu J-10 датируется концом 1993 г, в воздух он поднялся между 1994 и 1996 гг, причем был сразу оснащен российским двигателем. В 1996 г появился второй прототип Chengdu J-10 02, однако уже в следующем году он был потерян в лётном происшествии. Приблизительно в этот период был построен специальный экземпляр планера для прочностных испытаний. Третий прототип, взлетевший в 1998 г., стал первым Chengdu J-10 с полноценным комплексом вооружения. В том же году на испытания вывели J-10 04, J-10 05 и J-10 06. К концу 2000 г. опытные машины налетали более 140 часов. В 2002 г построили три самолёта в предсерийной конфигурации: от J-10 07 до J-10 09, а позже еще семь - от J-10 10 до J-10 16. Первый из них взлетел 28 июня 2002 г. В начале 2003 г. эти десять машин были направлены в Нанчаньский военный округ КНР для прохождения войсковых испытаний, а в 2005 г. самолёт официально приняли на вооружение ВВС НОАК. В том же году достигло оперативной готовности первое строевое подразделение, оснащенное Chengdu J-10 - 44-я авиадивизия, дислоцированная в провинции Сычуань. До настоящего времени заказчику поставлено приблизительно 70 Chengdu J-10. Всего же для нужд ВВС НОАК планируется постройка около 300 J-10A.

Считается, что в 2000 г. началась разработка двухместной учебно-тренировочной версии Chengdu J-10B , а 26 декабря 2003 г. «спарка» впервые поднялась в воздух. Сегодня планируется создание на ее базе полноценного истребителя-бомбардировщика. В Авиационном институте №611 закончили предварительные проекты еще двух новых версий самолёта, отличающихся пониженной заметностью (носовая часть фюзеляжа получила граненые «стелсовидные» формы), а также количеством двигателей - один из вариантов обладает двухдвигательной силовой установкой. Таким образом, очевидно, что Китай последовательно развивает новый самолёт от его начальной задачи завоевания превосходства в воздухе до эффективного применения оружия класса «воздух-поверхность», а в перспективе на его базе возможно создание полноценного многофункционального истребителя с низким уровнем заметности.

Chengdu J-10A представляет собой сверхзвуковой одноместный однодвигательный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), однокилевым вертикальным хвостовым оперением и подфюзеляжным регулируемым воздухозаборником. Интегральная часть низкорасположенного треугольного крыла у корня имеет большую относительную толщину профиля, уменьшающуюся дальше по размаху. Примерно на 45% полуразмаха она стыкуется с отъемной частью крыла (ОЧК), набранной профилями с малой относительной толщиной и значительной круткой. Механизация крыла состоит из закрылков и отклоняемых носков на ОЧК.

Для обеспечения поперечной устойчивости на больших углах атаки самолёт Chengdu J-10A снабжен двумя подфюзеляжными гребнями. Фюзеляж конструктивно состоит из трех отсеков. В переднем расположены: гермокабина пилота, РЛС, отсек радиоэлектронного оборудования, воздухозаборник, ниша передней опоры шасси, также на нем установлено ПГО. В центральной части располагаются топливные баки, ниши основных опор шасси и воздушный канал двигателя. На хвостовую часть крепятся вертикальное оперение, четыре тормозных щитка, а также балки с подфюзеляжными гребнями. Внутри расположен отсек силовой установки. Трехопорное шасси убирается в фюзеляж. Передняя опора (с двумя колесами) складывается по потоку, основные (одноколесные) - против. На прототипах и предсерийных самолётах ниша передней опоры закрывалась двумя боковыми створками. На серийных Chengdu J-10A и «спарках» Chengdu J-10B в конструкцию включена третья створка - передняя. Фонарь кабины имеет беспрецедентную для авиапромышленности КНР площадь остекления и обеспечивает пилоту практически круговой обзор.

Самолёт Chengdu J-10A сделан статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень маневренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием и современной вычислительной техники. Авионика, архитектура кабины истребителя и система управления огнем превосходят таковые в любом другом боевом самолете китайской разработки. В частности, информация о параметрах полёта и тактической обстановке выводится на три многофункциональных дисплея и проецируется на индикатор на фоне лобового стекла. Самолёт оснащен навигационным оборудованием GPS/INS, цифровым вычислителем параметров полета и системой оповещения об облучении РЛС ARW9101. По китайскому заказу российская корпорация «Фазотрон-НИИР» создала для самолёта многофункциональную РЛС РП-35 «Жемчуг» с фазированной антенной решеткой. Разработчик утверждает, что она способна сопровождать до 24 воздушных целей, а также может работать «по земле». В то же время, в КНР завершается разработка собственной РЛС JL-10A (в ряде источников - «Изделие 1473») с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» порядка 100 км, способной одновременно сопровождать до 10 целей и обстреливать четыре из них. Для будущих экспортных поставок рассматривается применение и иных РЛС: российской Н010 «Жук 10ПД», израильской IAI Elta EL/M-2023 и итальянской Galileo Avionica Grifo 2000, однако закупить последние две может оказаться проблематично по политическим причинам.

Силовая установка - российский двигатель АЛ-31ФН, Согласно первому контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, в 2002-2004 гг было поставлено 54 таких двигателя. После этого был подписан контракт на приобретение еще 100 моторов. Всего же потребности Китая оцениваются примерно в 250-300 единиц. Китайцы надеются, что со временем экспортируемые из России двигатели они заменят аналогичными отечественными WS-10ATai Hang. В конце 2006 г. появилась информация о новом варианте Chengdu J-10 , получившем наименование Super 10. Этот самолет отличается установкой нового двигателя АЛ-31ФН М1 с максимальной форсажной тягой, увеличенной с 12550 кгс до 13500 кгс. Согласно другим источникам, Super 10 - истребитель, который будет оснащен вариантом АЛ-31 с отклоняемым вектором тяги.

Внутренний запас топлива на самолёте Chengdu J-10 составляет 4950 л. Помимо этого, на внутренних подкрыльевых и центральном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться дополнительные топливные баки. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета самолет планируется оснастить системой приема топлива в полете. Один из прототипов Chengdu J-10 (J-10 06) был соответствующим образом доработан и получил фиксированную штангу топливоприемника. Испытания по приему топлива от танкера на базе бомбардировщика H-6U (Ту-16) прошли над полигоном в пустыне Гоби.

Встроенное вооружение самолёта Chengdu J-10A состоит из двухствольной 23-мм пушки, расположенной под фюзеляжем на специальном легкосъемном лафете. В её очертаниях легко угадывается известная советская пушка ГШ-2-23, ранее широко применяемая на истребителях семейств МиГ-21 и МиГ-23, Подвесное вооружение общей массой до 4500 кг может размещаться на 9 пилонах: шести крыльевых, двух - по бокам воздухозаборника и центральном подфюзеляжном. Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести 2-4 УР среднего радиуса действия с радиолокационной ГСН PL-11 (лицензионная итальянская УР Aspide Mk.1) или PL-12 (SD-10 или ShanDian-10) китайской разработки. Для ближнего боя применяются УР PL-8 с ИК ГСН (лицензионные израильские Python 3), располагаемые на внешних крыльевых пилонах. Самолёт способен применять и российские УР Р-73 и Р-77, а также американские «Сайдвиндер» и «Спарроу», Для нанесения ударов по наземным целям арсенал самолёта Chengdu J-10A дополнен свободнопадающими и корректируемыми (с лазерной ГСН) авиабомбами LT-2 и LS-6, а также НАР. Для уничтожения надводных целей возможно использование твердотопливных УР YJ-8K и С-801К, а также противокорабельной УР С-802, оснащенной ТРД. Для поражения наземных РЛС истребитель может оснащаться УР YJ-9. Во всех случаях применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» с Chengdu J-10A в нынешней конфигурации необходимо либо использование подвесных контейнеров с системой наведения, либо независимое целеуказание с борта другого самолёта или с земли.

Программа самолёта продолжает развиваться. В конце 2006 г появилась информация, что на базе будущего двухдвигательного варианта Chengdu J-10 будет создан истребитель палубного базирования. А в опубликованной во время авиасалона Aero India 2007 статье отмечается, что на основе Chengdu J-10 создается также истребитель-бомбардировщик Q-10 (Qian Shi-10).

Тактико-технические характеристики Chengdu J-10
Экипаж: 1 человек
Длина: 16,43 м
Размах крыла: 9,75 м
Высота: 5,43 м
Площадь крыла: 33,05 м
Масса пустого: 9 800 кг
Масса снаряжённого: 18 000 кг
Максимальная взлётная масса: 19 277 кг
Объём топливных баков: 2 624 л (4 165 л ПТБ)
Двигатели: 1 ТРДДФ Сатурн-Люлька АЛ-31ФН или Woshan WS-10A «Taihang»
Тяга максимальная: 89,43 кН (7600 кгс)
Тяга на форсаже: 122,5 кН (12500 кгс)
Максимальная скорость: 2,0 М
Крейсерская скорость: 1110 км/ч
Посадочная скорость: 235 км/ч
Боевой радиус: 800 км
Практическая дальность: 2 000 км (без дозаправки)
Практический потолок: 18 000 м
Тяговооружённость: 0,69 (на форсаже со снаряженной массой 18000кг)
Вооружение
Пушечное: 1 двухствольная 23 мм пушка
Точки подвески: 11 (по 3 под каждым полукрылом и 5 под фюзеляжем)
Боевая нагрузка: 7 260 кг различного вооружения:
Ракеты:
воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
управляемые (LT-2, LS-6) и свободнопадающие бомбы
Типовая боевая нагрузка:
Завоевание превосходства в воздухе и перехват:
4x PL-11 или PL-12 MRAAM + 2x PL-8 SRAAM + 1x 800 л ПТБ
2x PL-11 или PL-12 MRAAM + 2x PL-8 SRAAM + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ
Удар по наземной цели:
2x PL-8 SRAAM + 6x 250 кг + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ
2x PL-8 SRAAM + 2x 500 кг (LT-2) + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ + лазерная система целеуказания

«Реверс-инжиниринг» долгие годы является любимым способом Поднебесной наращивать свой военно-технический потенциал. МиГ-21 стал первым крупным проектом, на котором китайцы осваивали искусство заимствования.

МиГ-21 — один из наиболее известных и широко распространенных истребителей реактивной эры. В Советском Союзе их было выпущено более десяти с половиной тысяч, а вместе с машинами, произведенными по лицензии в Индии и Чехословакии, — 11496. Их производство продолжалось до 1985-го года (в Индии — до 1987-го). Больше было выпущено только МиГ-15 — 15 с половиной тысяч. По оценкам авторитетного экспертного агентства Flightglobal, на сегодня по всему миру в строю все еще находятся 698 МиГ-21 .

J-7 I производились до конца 70-х, когда их сменил J-7 II. В дальнейшем был разработан еще ряд модификаций — J-7 IIA, J-7 III, J-7 IIIA. Причем последние из них были запущены в серию уже в 90-х годах и представляли собой разработки «по мотивам» МиГ-21 МФ (начала 70-х годов), которые Китай создавал благодаря образцам, получаемым различными путями, в частности из Вьетнама и Египта.

Все эти модификации производились для китайских ВВС в крайне малых количествах, измеряемых десятками, и основными истребителями оставались J-5 и J-6 (копии соответственно МиГ-17 и МиГ-19).

При этом, как ни странно, самолет активно продвигался на экспорт в бедные страны, неспособные купить более дорогую технику и не имевшие настолько теплых отношений с СССР или США, чтобы им эту технику подарили.

Приоритет экспорта можно объяснить как далеко идущими политическими интересами (поставки оружия — один из лучших способов «завести друзей»), так и банальными меркантильными — откровенно бедный в то время Китай хватался за любую возможность заработать. Наиболее крупными покупателями ранних F-7 (по 80 F -7B, экспортной модификации J-7 II) стали в начале 80-х Египет с Ираком, которые хотели пополнить свой парк полюбившихся простотой «двадцать первых», но имели в тот момент сложные отношения с СССР.

Постепенно экспортные машины оснащались западными элементами: в первую очередь в области БРЭО и вооружения.

Определенным «прорывом» стало создание в начале 90-х годов модификации J-7E . В ней уже с первого взгляда видны следы глубокой модернизации. Классическое треугольное крыло МиГ-21 было увеличено «наращиванием» элемента с меньшим углом стреловидности. За счет этого снизилась нагрузка на крыло и, как следствие, улучшилась маневренность, взлетно-посадочные характеристики, грузоподъемность. Внутри также множество отличий — современная малогабаритная БРЛС, кабина, нашлемная система целеуказания.

МиГ-21 получил вторую жизнь и приблизился по боевым возможностям к легким истребителям 4-го поколения.

J-7E и его более поздние модификации (отличавшиеся, в основном, БРЭО) выпускались в Китае до самого недавнего времени. Последней модификацией для ВВС Китая стал созданный уже в начале 21 века J-7G . Производство для внутреннего рынка, вероятно, прекратилось в районе 2007 года. Экспортные версии довольно активно продавались за рубеж, больше всего ушло в Пакистан (80 J-7PG в дополнение к более старым модификациям). Последним покупателем пока является Бангладеш, который приобрел в 2013 году 16 F -7BGI.



Читайте также: