Легкий американский танк времен второй мировой войны. Американские танки и бронетехника второй мировой войны



В СССР было принято считать американские недоработанными и обладающими низкими боевыми качествами. Отчасти, это так, однако такие танки как М4 Шерман и М3 были простыми и надежными танками, которые американцы производили в большом количестве. Неспроста танк М4 Шерман был самым массовым, естественно после танка Т-34.


Американский средний танк М2. Безусловно, своей славой танки М4 Шерман заслонили своих предшественников. А прародителем Шермана был именно танк М2. На начало 1940 года в американской армии было всего 18 средних танков, остальную часть составляли легкие танки. Средний танк М2 разработали специалисты Рок-Айлендского арсенала в 1937-1938 годах. Танк имел 25-мм броню, весил 17,2 тонны, на вооружение его была 37-мм пушка и 8 7,62-мм пулеметов (чувствуется, поработали танкисты-участники Первой мировой войны). На него также ставился авиационный двигатель Континентал мощностью 350 л.с.

Американский средний танк М2А1 с увеличенной башней, броня его составляла 32 мм. Двигатель на него установили более мощный - 400 л.с. Танк вооружался 37-мм пушкой М6, бронебойный снаряд (М51) которой мог легко пробить 50-мм броню немецкого танка Т-3 (ф). В боевых действиях танки М2А1 не участвовали, хотя их и отправили в Северную Африку.


Американский средний танк М3 (Ли) с 75-мм пушкой М3.


Американский средний танк М3 "Ли" поставляемый в Англию по программе Ленд-лиз переименовывали в "Крейсерский танк Грант". Ствол пушки М3 англичане укоротили, а 37-мм пушку лишили противовеса.

Во время Первой мировой войны появление на поле боя танка изменило сам способ ведения сражений. Старые тактические схемы не работали против бронированного стального ящика, готового ответить пехоте пушкой и пулеметом. Но потенциал этого механического зверя открылся уже во Второй мировой войне: и нацистский блок и антигитлеровская коалиция направляли значительную часть ресурсов на постоянное совершенствование танков.

Танк быстро эволюционировал из обшитого тонкой листовой броней неуклюжего жука в поворотливого стального хищника, охота на которого была очень опасна. Путем проб и ошибок инженеры всего мира искали наилучшую компоновку для танка - вот конструкции, практикой завоевавшие свое место на вершине пищевой цепочки безжалостной механической эволюции.
M4 Sherman (США)

Этот танк появился в 1941 году и был назван в честь американского героя гражданской войны, генерала Уильяма Шермана T. Машина не отличалась серьезной огневой мощью, зато США поставляли ее союзникам бесплатно. Программа ленд-лиза сделала «Шерман» одним из самых массовых и самых узнаваемых танков Второй мировой войны.
Panzer IV (Германия)

Изначально Panzer 4 задумывался как машина поддержки пехоты, но к середине 1943 год стал использоваться как основной танк Третьего Рейха. «Панцеркампфваген» был вооружен пушкой калибра 75мм: опытный танкист мог уничтожить советский Т-34 на дистанции до 1200 метров - если, конечно, не целился в лобовую броню. Впрочем, эта теоретическая возможность ничуть не помешала уничтожить тем же «тридцатьчетверкам» более 6000 Panzer IV на пути из Москвы в Берлин.
Т-34 (СССР)

Легендарный Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны: всего СССР построил более 84 000 машин. Быстрый, маневренный, жесткий к противнику, настоящая стальная кость в мягкой стали немецких бронемашин. Наклонная лобовая броня толщиной в 45 мм служила надежной защитой от пушки уже упомянутого Panzer IV, чаще всего не способного реализовать свое преимущество в дистанции поражения.
MK V Panther (Германия)

Средний немецкий танк, появившийся на поле боя в начале 1943 года. «Пантера» оставалась на службе вплоть до конца войны, в общей сложности Германия выпустила 6334 танка. Машина развивала приличную скорость в 55 км/ч, имела броню толщиной в 45 мм и пушку калибра 75 мм. Это сочетание качеств позволяло MK V держать в страхе войска союзников, однако советскому «Т-34» оказалась не по зубам.
M26 Pershing (США)

Свой тяжелый танк требовался и США. В начале 1944 на европейские поля сражений спустился монструозный M26 Pershing, оснащенный 90-мм пушкой. По сути, немцам и японцам противопоставить американскому танку было просто нечего. Впрочем, появился M26 слишком поздно, да и на стороне союзников воевало всего 20 экземпляров. Будь американцы более расторопными и M26 вполне мог бы изменить весь ход войны.
ИС-2 (СССР)

Лобовая броня ИС-2 была непроницаема даже для немецких зенитных орудий с дистанции в 1000 метров. Танк появился в 1944 году: массивная пушка калибра 122 мм сразу закрепила за этой моделью статус бронированного убийцы. Всего успели построить 2 252 ИС-2 - эти машины стали острием стального удара Красной Армии, гнавшей нацистов к Берлину.
Jagdpanther (Германия)

Один из самых мощных «истребителей танков» во Второй мировой войне. Тяжелая машина с 88-мм пушкой и лобовой броней толщиной в 100 мм быстро показала свое техническое превосходство, но большого влияния на исход войны уже оказать не могла. Боевое крещение «Ягдтпантеры» получили во Франции - три немецкие машины за полторы минуты уничтожили одиннадцать британских «Черчиллей», что привело союзников в ужас.

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.

M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.
Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

«Шерман-Светлячок» (Великобритания)


Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

Т-IV (Германия)


PzKpfw IV - один из самых широко используемых и массовых (8 696 единиц) немецких танков во время Второй мировой войны. Был вооружён 75-мм пушкой, которая могла уничтожить советский Т-34 на дальности 1200 метров.
Изначально эти машины применялись для поддержки пехоты, но в итоге приняли роль танка (Т-III), и начали использоваться в бою как основные боевые единицы.


Этот легендарный танк был самым массовым в годы Войны и вторым самым производимым за все время (около 84 тыс. машин). Он также является одним из наиболее долгодействующих танков из когда-либо произведённых. До сих пор многие уцелевшие единицы обнаруживаются в Азии и Африке.
Популярность Т-34 отчасти объясняется наклонной 45-мм лобовой бронёй, которая не пробивалась немецкими снарядами. Это была быстрая, манёвренная и прочная машина, взывающая серьёзное беспокойство у командования вторгшихся немецких танковых частей.

Т-V «Пантера» (Германия)


PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.
И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

«Комета» IA 34 (Великобритания)


Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.
Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

«Тигр I» (Германия)


«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».
Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.
«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.


Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.
Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

М26 «Першинг» (США)


США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

«Ягдпантера» (Германия)


Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.
В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Поделится в соц. сетях


Тяжелый танк "Иосиф Сталин", более известный как ИС-2, был назван в честь руководителя СССР и на момент своего появления был сильнейшим в мире. Его броня успешно противостояла огню немецкой противотанковой артиллерии, а после модернизации, когда "ступенчатую" верхнюю лобовую деталь заменили на её спрямлённую конфигурацию, могла держать в упор снаряды мощнейшей 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Сам танк был вооружен 122-мм пушкой, снаряды которой пробивали такие танки, как Танк PzKpfw IV Ausf H, PzKpfw.VI Tiger и PzKpfw V Panther навылет.

JagdPanther



По немецкой классификации, JagdPanther – истребитель танков. Данная машина считается одной из лучших самоходок Второй мировой войны. Успевшая повоевать на Западном и Восточном фронтах, JagdPanther зарекомендовала себя опасным противником, ее пушка Pak.43 L/71 (88 мм, 71 калибр) пробивала с 1000 метров броню практически любого танка союзников.

M4 Sherman



Самый массовый танк американской армии времен Второй мировой войны, всего было выпущено около 50 тысяч этих машин.

Простой и надежный M4 Sherman пользовался любовью танкистов. Его 75-мм орудие, оснащенное гироскопическим стабилизатором "Вестингауз", позволяло довольно точно вести стрельбу даже на ходу. Однако с появлением PzKpfw.VI "Tiger" и PzKpfw V "Panther" его бронепробиваемости стало не хватать, и впоследствии танк оснастили более мощным орудием. Главными же недостатками танка были высокий силуэт и слабое бронирование, а еще танк частенько загорался при попадании в него снаряда. Немцы даже прозвали M4 Sherman как "Горящий котел" или "Котелок солдата".

PzKpfw V "Panther"



Это танк создавался как ответ на советский Т-34 и впоследствии должен был заменить Panzer III и IV. Из-за технологической сложности производства этого осуществить не удалось, как и довести конструкцию танка до ума - PzKpfw V "Panther" всю войну страдал от детских болезней. Тем не менее вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой KWK-42 длиною 70 калибров, этот танк представлял собой грозного противника. Так, за один бой "Panther" гауптшарфюрера СС Франца Фаумера в Нормандии уничтожил 9 М4 Sherman и еще 4 были захвачены абсолютно исправными. Недаром "Panther" некоторыми специалистами считается лучшим танком Второй мировой.

PzKpfw IV



Основная рабочая "лошадка" немецких бронетанковых сил на протяжении всей войны. Танк имел большой запас по модернизации, благодаря чему постоянно совершенствовался и мог противостоять всем своим противникам на поле боя. К концу войны, когда ресурсы Германии были истощены, конструкцию PzKpfw IV значительно упростили. Например, на версии Ausf.J был убран электропривод башни, вспомогательный карбюраторный двигатель, а в 1944 году уже пришлось пойти на сокращение опорных катков и отказ от циммеритового покрытия. Но танк-солдат, как еще называют "четверку", продолжал воевать.

Sherman Firefly



Британский вариант Sherman, вооруженный великолепным 17-фунтовым орудием, мог противостоять немецким PzKpfw.VI Tiger и PzKpfw V "Panther". Причем английская пушка обладала не только великолепной бронепробиваемостью, но и помещалась в стандартную башню танка.

Длинный и тонкий ствол пушки требовал бережного отношения: в походном положении башня Sherman Firefly разворачивалась на 180 градусов и ствол пушки фиксировался на специальном кронштейне, установленном на крыше моторного отсека.

Всего было переделано 699 танков: экипаж машины сократили до 4 человек, кроме того, был убран курсовой пулемет, чтобы разместить часть боекомплекта.

T-34



Принятый на вооружение 19 декабря 1941 года танк стал настоящим кошмаром для немецких танкистов на поле боя. Быстрый, маневренный и неуязвимый для большинства танковых и противотанковых орудий вермахта, Т-34 доминировал на поле боя первые два года войны.

Неудивительно, что дальнейшие разработки немецкого противотанкового оружия были нацелены, прежде всего, на борьбу с ужасным советским танком.



Т-34 неоднократно модернизировался на протяжении всей войны, самым значительным усовершенствованием стала установка новой башни с 85-мм пушкой, позволявшей бороться с немецкими "кошками": PzKpfw.VI "Tiger" и PzKpfw V "Panther". Кстати, благодаря своей простоте и эффективности эти танки до сих пор используются в некоторых странах мира.

Т-44



Еще более совершенный, чем Т-34-85, средний танк Т-44 был принят на вооружение в 1944 году, но в войне участия так и не принял. До окончания Второй мировой было построено всего 190 машин. Т-44 стал предшественником самого массового в истории танка Т-54/55. Кстати, на поле боя 44-ка все-таки засветилась, но, правда, в кино и в роли немецких танков Pz VI "Тигр" в фильме "Освобождение".

PzKpfw.VI "Tiger"



Лучшим средством борьбы с танками Т-34 и КВ стали зенитные пушки калибра 88 мм, и немцы справедливо решили, что если приспособить такое оружие для установки на танковое шасси, то танковое превосходство СССР можно нивелировать.

Всего было построено 1358 танков PzKpfw.VI "Tiger". Вооруженные 88-мм пушкой Kwk L56, эти машины сеяли опустошение в рядах противника.

Воевавший на PzKpfw.VI "Tiger" танкист-ас Михаэль Виттман уничтожил 138 танков и 132 противотанковых орудия противника. Для американцев и их союзников единственным средством борьбы с "Тиграми" стала авиация. Толстая лобовая броня надежно защищала Pz VI от огня орудия противника. Так, известен случай, когда танк получил 227 попаданий, но, несмотря на то, что были повреждены траки и катки, смог пройти еще 65 километров, пока не оказался в безопасности.

"Tiger II"



"Tiger II", он же "Королевский тигр", появился на завершающем этапе войны. Это самый тяжелый и самый бронированный танк вермахта. В качестве вооружения использовалась 88-мм пушка KwK.43 L/71, которая делила башню практически пополам. По сути, это было модифицированное для установки на танк и улучшенное зенитное орудие Flak 37. Ее снаряд при угле встречи 90 градусов пробивал на дальности в один километра броню толщиной 180 мм.

Официально зафиксирован подбитый танк на дистанции порядка 4 км. Правда, несмотря на толстое бронирование, танк не был неуязвимым: к концу войны немцы потеряли месторождения легирующих металлов, и броня "Tiger II" стала хрупкой. А постоянные бомбардировки заводов не позволили выпускать эти машины в нужных количествах.

Несмотря на то что основную тяжесть ударов войск Вермахта взяли на себя Красная армия и советский народ, американские союзники все же успели повоевать. Конечно, для них та война (чтобы о том не говорили новейшие блокбастеры) развернулась в основном на Тихоокеанском направлении.

Во многом сломить сопротивление японцев и неплохо подзаработать на ленд-лизе им помогли танки Второй мировой войны. Американские машины не столь известны, но все же некоторые из них отличались неплохими характеристиками.

Легкие танки

Учитывая, что легендарный инженер Кристи как раз-таки был американцем, не стоит удивляться обилию легких танков в США. Всего их было четыре, не считая приличного количества самых разнообразных модификаций.

М3 "Стюарт"

Эти американские легкие танки были созданы еще в 1940 году, причем в качестве базы использовался "кавалерийский" М1 и легкий танк М2А4. Компоновка была классической: МТО располагалось в задней части корпуса, боевое отделение и органы управления находились в средней части машины, ведущие катки располагались на носу.

В ходовой части было использовано типичное американское решение на тот период: четыре малых спаренных катка на каждый борт, а также направляющие колеса, укрепленные при помощи мощных рессор. Корпус и башня изготовлялись из обычной листовой брони методом сварки и клепки. Вооружение - пять «Браунингов» 7,62 мм и пушка калибром 37 мм.

Последняя его модификация, М3А3, была выпущена в 1942 году. Вместо пяти пулеметов оставили только три. При изготовлении этой модели использовалась в основном сварка, листы брони были расположены с рациональным наклоном. Считается наиболее массовым легким танком во всем мире, так как всего за пару лет было выпущено почти 24 тысячи машин. Очень много «Стюартов» поставлялось в СССР по ленд-лизу. В отдельных южноамериканских странах «старичков» можно было увидеть в строю аж до 90-х годов 20 века.

М5 "Стюарт"

Представляет собой дальнейшее развитие идей, заложенных еще в М3А3. В принципе, эта американская ветка танков вообще очень схожа, так как инженеры старались использовать только проверенные решения (массовость производства). На вооружении стояла все та же 37 мм пушка и три «Браунинга» 7,62 мм. На этот раз пушку оснастили стабилизатором линии прицеливания.

Танк отличался от предшественника принципиально новой силовой установкой, представленной двумя V-образными бензиновыми моторами с жидкостным охлаждением, принципиально новой конструкцией всего корпуса и башни, а также новыми приборами управления.

М22 "Локаст"

В 1944 году ввиду острой нужды десантных подразделений в собственной бронетехнике был разработан и принят на вооружение М22 "Локаст". В принципе, эти американские легкие танки мало чем отличались от М3. Компоновка осталась абсолютно идентичной: трансмиссия, управление и ведущие катки находились в передней части корпуса, отделение для экипажа - посередине, а двигатели располагались сзади.

Полностью переосмыслена была только конструкция силовой установки, в качестве нее использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель, изюминкой которого было горизонтальное расположение цилиндров. Это позволило сделать весь танк намного компактнее, уменьшив его силуэт и габариты. Пушка осталась прежней. Расположение и конструкция катков были унаследованы от М3. Только направляющие колеса были сделаны более массивными, сопряженными с более качественными рессорами.

М24 "Чаффи"

Эти американские танки Второй мировой начали выпускаться также в 1944 году. Ввиду переосмысления роли легких танков использовались преимущественно в качестве разведывательных и десантных. В них было много деталей и узлов от М3 и М5 (гидромуфта и коробка передач были позаимствованы полностью), но по своей форме и вооружению танки резко отличались от всех предшественников. Корпус и башня выполнялись исключительно сварным способом. Листы брони расположены под максимально низкими углами.

В верхнем лобовом листе и корме были сделаны массивные люки для облегчения жизни ремонтным частям. На сей раз использовалось уже пять пар катков и индивидуальная подвеска торсионного типа. Основным орудием стала мощная 75 мм пушка. С ней был спарен 7,62 мм пулемет системы Браунинга. Еще один аналогичный пулемет устанавливался в лобовой части танка. Впервые на крышу стали монтировать 12,7 мм Browning М2НВ. Чтобы стрельба из пушки была точнее, использовался стабилизатор гидравлического типа системы "Вестингауз".

Средние танки

Это были более надежные, лучше бронированные танки Второй мировой войны. Американские машины этой категории сделали имя за счет «Шермана», который был любим и нашими солдатами. Как считают ветераны, которые воевали на союзной технике, это был Т-34 в люксовом исполнении. Впрочем, обо всем по порядку.

М3 "Грант"

Стал первым средним танком, массово поступавшим на вооружение. Часто М3 «Грант» путают с М3 «Стюарт». Конечно же, эти американские танки (фото есть в статье) относятся к совершенно разным классам. Главной особенностью являлось трехуровневое (!) расположение вооружения. В спонсоне, на нижнем ярусе, была установлена 75 мм пушка с углом наведения по вертикали в 32 градуса.

На втором ярусе - башенка с 37 мм орудием и курсовым пулеметом. Третий уровень представлен еще одной башенкой с пулеметом, из которого можно было эффективно подавлять как наземные, так и воздушные цели. Таким образом, развитие американских танков (как и советских в свое время) шло по пути увеличения количества башен, но это направление быстро было признано ошибочным.

Для поворота башенки с 37 мм орудием мог быть использован не только механический, но и гидравлический привод. По вертикали пушку наводили с помощью только механического привода. Прицелы телескопические, приборы наблюдения выполнены по призматической схеме. В ходе изготовления использовались отливка, сварка и клепка. Башня, спонсон и вся передняя часть были литыми.

В результате эти американские танки 2 мировой получились крайне неубедительными: слишком слабая броня, слишком большая высота, неудачное расположение вооружения, невысокие характеристики звездчатых авиационных движков (которых хронически не хватало).

Несмотря на огромное количество вооружения огневая мощь в практических условиях оказалась очень невысокой. По массе машина была практически идентична немецким «Тиграм», но по боевой эффективности была на уровне легкого танка.

Впрочем, танк все равно массово выпускали с 1939 по 1942 годы, пока его не начали массово заменять на М4 - более удачные танки Второй мировой войны. Американские машины этого поколения оказались куда лучше.

М4 "Шерман"

Наиболее массовый средний американский танк, которым вооружались как американцы, так и англичане и Красная армия. Последней он массово шел по ленд-лизу. Сильно отличался компоновкой и системой вооружения от предшествующих машин. Компоновка и конструкция силовой установки и подвески во многом остались прежними, так как в условиях войны требовалось максимально сохранить высокие темпы производства. Пожалуй, это был лучший американский танк.

Шасси было полностью скопировано с M3. Впрочем, исключая наиболее ранние типы, тележки подвески все же были сильно изменены: так, поддерживающие ролики отныне крепились сзади. Корпуса выполнялись с использованием сварки и/или литья. Лобовая часть собиралась из сварных и литых частей на сварке, а пушка калибром 75 мм устанавливалась в башню, выполняемую исключительно методом литья.

Сперва на эти американские танки (фото выше) ставили движки "Континенталь" с охлаждением воздушного типа, но их массово потребляла авиационная промышленность, а потому американцам постоянно приходилось искать альтернативные типы двигателей. В результате количество серийных модификаций резко увеличивалось. требовал экипажа в пять человек. Среди отечественных танкистов, которые воевали на этой «иномарке», танк заслужил хорошие отзывы.

Танкистам, в частности, нравилась качественная внутренняя отделка и запас продуктов (а также виски и хорошие сигареты), который упаковывали в машину в качестве подарка. Немало жизней спасла также вязкая броня, которая (в отличие от Т-34) не выкрашивалась даже при ее пробитии, чем предохраняла экипаж от ранений отлетевшими кусками окалины.

Тяжелые танки

Как ни странно, но многие военные историки считают, что американские тяжелые танки не существовали в принципе. Тот же «Першинг», который считался тяжелым танком, по массе сильно уступал немецкому «Тигру». Впрочем, у нас была примерно та же ситуация. Разгадка проста - Вермахт классифицировал бронетехнику по калибру, а мы с американцами - по ее массе.

Танк М6

Выпуск ограничился малой серией в 1941 и 1942 годах. На вооружении стояло сразу два орудия: 76,2 мм и 37 мм пушки, спаренные между собой. Кроме того, оснащался тремя В ходовой части были использованы сразу четыре пары двойных малых катков.

Существовало три модификации, у первой из которых корпус выполнялся методом литья, тогда как впоследствии перешли исключительно на высококачественную сварку, отличавшую далеко не все танки Второй мировой войны. Американские машины в этом отношении намного превосходили отечественную бронетехнику.

Использовались силовые передачи как гидромеханического, так и электрического типа. Башня изготавливалась исключительно методом литья. Чтобы уравновесить крайне неуклюжую и неустойчивую сдвоенную орудийную систему, заднюю часть башни пришлось серьезно удлинить. Была предусмотрена командирская башенка, а также крепление для монтажа зенитного пулемета.

Для переговоров использовались довольно качественная рация и внутреннее созданное на ее же основе. В общем и целом, конструкция оказалась явно неудачной: вооружение для такого типа танка было слабым, броня была тонкой, а высота - слишком большой. А потому всего было выпущено только 40 единиц новой техники, а в качестве «тяжелых» машин использовали М26.

Танк М26 "Першинг"

Эти американские танки Второй мировой были приняты на вооружение в 1944 году. Изначально относились к классу тяжелых танков (по всем статьям проигрывая немецкой технике этого класса), но из-за недостаточно мощного вооружения вскоре были «разжалованы» в средние. Имели массу в 41,5 тонны. Корпус сварной, собирался из готовых отливок и деталей. Днище - корытообразное. Передняя часть корпуса изготовлена методом литья, имеет рациональный наклон поверхностей. Башня имеет вытянутую форму, предусмотрена командирская башенка и крепление для зенитного «Браунинга».

Что касается ходовой части, то были использованы классическая торсионная подвеска и шесть опорных катков. Именно ходовую часть очень уважали танкисты, так как она оказалась чрезвычайно надежной. Двигатель - бензиновый восьмицилиндровый "Форд", относившийся к типу GAF-V. Охлаждение жидкостное, трансмиссия - гидромеханическая. Она обеспечивала танку высокий темп разгона и отличную плавность хода.

Основным орудием является 90 мм пушка M3, из которой бронебойный вылетал со скоростью 810 м/с. Дополнительно оснащался парой 7,62 мм пулеметов, причем один из них был курсовым, спаренным с пушкой. На башню ставили 12,7 мм зенитный пулемет. Имел квадрант-угломер, который позволял вести довольно точную стрельбу с закрытых позиций. М26 успели поучаствовать в завершающем этапе Второй мировой. Всего было выпущено около полутора тысяч машин.

Современное состояние дел

Современные американские танки имеют мало общего со своими предшественниками. На их развитие немалое влияние оказали немецкие специалисты. Нынешний «Абрамс» отличается высоким профилем, массивной броней и большим объемом заброневого пространства. В отличие от танков времен Второй мировой он имеет довольно грубые формы и мощное вооружение, основой которого является 120 мм нарезная пушка. Главным отличием от предшественников является классическая подвеска и

Таким образом, современные американские танки лишь в небольшой степени схожи со своими предшественниками.



Читайте также: