Основной танк турецкой армии. Бронированный кулак Эрдогана

Весь XX век Турция закупала танки за рубежом: в СССР (Т-26 в 1935 году), во Франции (Renault FT-17 и R35) в Великобритании (Vickers Garden Loyd и Garden Loyd M1931, Vickers 6ton Mk E и 13 Vickers Mk VIb), в фашистской Германии (PzKpfw III и IVG), в ФРГ (Leopard I и II), в Израиле (М60Т Sabra) и в США (M60). Со временем турецкое машиностроение сумело даже освоить азы модернизации танков – так были доведены до удовлетворительного состояния Леопарды и М60. К началу XXI века в турецком истеблишменте пришли к выводу о необходимости создания собственного танка, тем более что плюсов от такого шага немало. Во-первых, собственный танк оказывается дешевле, чем организация лицензионного производства предлагаемых Leopard, Leclerc, Т-84-120 «Ятаган» и другой подобной техники. Во-вторых, самостоятельная политика Турции могла закономерно вызвать неудовольствие части стран НАТО, поставляющих бронетехнику и комплектующие с последующим эмбарго. Что и случилось после подавления неудачной попытки свержения власти в Турции. В-третьих, страна, претендующая на ведущие роли в регионе, должна обладать собственными компетенциями в области разработки оборонной техники. И, наконец, в-четвертых, будущий танк может вполне стать доходным экспортным товаром, ведь Турция давно и успешно торгует .

В соответствии с западной модой будущий ОБТ назвали в честь героя Турции генерала Фахреттина Алтая, который освободил третий по численности город Измир от греческих войск в 1919-1923 годах. В августе 2010 года общественности была представлена 3D модель будущей машины, а на IDEF-2011 в Стамбуле красовался полноразмерный макет танка. Инженеры турецко-корейской команды работали в форсированном режиме, и уже 5 ноября 2012 года на военной базе Адапазары показали два опытных Altay в металле. Образец MTR был для ходовых испытаний, а на образце FTR исследовали огневую мощь танка. Фактически турецкая машина представляет собой глубоко модернизированный (и упрощенный) корейский К2 – до 60% технологий были напрямую позаимствованы у «Чёрной пантеры». В том числе и стоимость, превышающую 5,5 млн. долларов.

Как и корейцы, ничего принципиального нового турецкие инженеры не придумали: компоновка классическая, с моторно-трансмиссионным отделением в корме, управлением в носовой части и боевым отделением по центру. Подвеска предполагается гидропневматическая, которая позволит танку демонстративно на показах переваливаться на гусеницах, как умеет его коллега К2. Механик-водитель сидит ровно по центру и ведет наблюдение через три призменных прибора в сдвигающемся люке. От автомата заряжания, реализованного в К2, решено было отказаться, поэтому в башне Altay пришлось искать место для заряжающего, которого разместили слева от пушки. Справа от орудия впереди командира посадили наводчика – два этих члена экипажа делят один люк, открывающийся назад. Башня танка, пожалуй, одна из немногих полностью самостоятельных разработок турецких инженеров, отличающаяся от корейского прообраза более серьезным бронированием. Конструкция её сварная, с развитым заманом в кормовой части, в котором расположили часть боекомплекта (с вышибными панелями), кондиционер и вспомогательную силовую установку.

Первые опытные образцы Altay на военной базе Адапазары. 5 ноября 2012 года. Источник: andrei-bt.livejournal.com

Пушку взяли у собратьев по НАТО немцев – это Rheinmetall Rh 120L/55 со всеми «примочками»: контроль изгиба ствола, термозащитный кожух и эжекционная система. Планируют снарядить Altay 57 унитарными выстрелами – кумулятивно-осколочными, подкалиберными оперенными и осколочно-шрапнельными. Зависимость от немецкой промышленности не совсем устраивает турецкое военное командование, и уже несколько лет компания Makin eve Kimya Endustrisi Kurumu работает над пушкой MKEK 120. Пулеметное вооружение традиционное – 7,62-мм спарен с пушкой, а 12,7-мм на башенном дистанционно-управляемом модуле. Систему управления огнем Volkan III или National Canon разработки фирмы Aselsan взяли у военно-морского флота (платформа TASK), она включает в себя прицельно-наблюдательный комплекс для командира и наводчика с двумя стабилизированными каналами – дневным и ночным. И, конечно, джентльменский набор современного танка - лазерный дальномер и тепловизор. У командира, как и положено, самый впечатляющий обзор в 360 0 с возможностью наблюдения вне зависимости от положения башни. Танк умеет регистрировать лазерное облучение, защищаться от ОМП, ставить дымовые помехи (семь дымовых гранатометов в корме башни) и самостоятельно тушить возгорания. На бронирование турки денег не пожалели – применяется композитная броня, возможно, будет динамическая защита, а также бортовые экраны с недешевыми керамическими пластинами. Курирует заработку бронезащиты турецкая фирма Roketsan. На данный момент остается открытым вопрос об оснащении Altay комплексов активной защиты.

Сложности у турецкой оборонной промышленности начинаются при упоминании о силовой установке танка – собственной разработки у инженеров нет. Предполагалось установить немецкий турбодизель MTU Friedrichshafen мощностью 1500 л.с., но ФРГ уже в 2016 году обозначила, что, после подавления революции в Турции, с поставками могут быть проблемы. И трансмиссия у танка также импортная – немецкая Renk. Австрийский вариант силовой установки от AVL List GmbH и её лицензионное производство на территории Турции также приказали долго жить после санкций Евросоюза. Курировала совместную австрийско-турецкую разработку компания Tumosan, которая с 1975 года специализируется на производстве тракторных 3- и 4-цилиндровых дизелей мощностью не более 115 л. с. Были попытки переговоров с японцами, но Mitsubishi Heavy Industries отказалась принимать участие в проектировании турецкого танкового двигателя. В итоге контракт на разработку силовой установки и трансмиссии в феврале 2018 году отдали турецко-катарской ВМС. Компания близка ко двору Эрдогана, так как находится под контролем Эдхема Санджака, близкого друга правителя Турции. Мотор планируют создать мощностью 1800 л. с. с минимальным привлечением импортных комплектующих. Это должно придать 60-тонной машине приемлемую динамику в пределах максимальных 70 км/ч. Именно вопрос силовой установки и трансмиссии является главным, из-за чего с таким опозданием к середине 2018 года Altay встаёт на стапеля предприятий BMC. Очевидно, оснащать машины будут силовыми установками, поставленными в Турцию до введения санкций Евросоюза. Примечательно, что правительство Турции отказало компании-разработчику Otokar в контракте на производство Altay. Это, пожалуй, впервые в танкостроения, когда одна компания ведет разработку машины, а совсем другая занимается производством. Видимо, Otokar совсем в плохих отношениях с турецким руководством. ВМС планируют собрать в первой очереди 250 машин, а общее количество танков в армии Турции к середине 2020-х должно составить не более 1000.

Altay AHT (Asimetrik Harp Tanki - танк асимметричной войны) на IDEF-2017.

Новости из Исламских стран

02.08.2014

В Турции в настоящее время эксплуатируются немецкие танки Леопард (1А и 2А), а также американские танки M60 и M48. Еще в 1996 году турецкое руководство решило принять на вооружение танки нового поколения. До этого же у турков были: и французские легкие танки "Рено FT" (с 1928 года); танкетки Vickers Carden Loyd и британские танки Vickers; с 1935 года танки СССР Т-26; с 1943 года - танки вермахта Pz. III и Pz. IV. Сейчас же Турция делает решительные шаги - это и модернизация немецких танков "Леопард-1" и американских М60, и утилизация устаревших моделей. Турками были испытаны машины, среди которых украинский танк "Ятаган", который показал себя неплохо, но руководство Турции предпочло немецкий танк "Леопард-2".

Модернизация танка Leopard

Турецкая компания Aselsan разработала собственную версию модернизации основного боевого танка Leopard 2A4. На модернизированном танке, который получил обозначение Leopard 2NG (Next Generation), компания будет отрабатывать и ряд технологий, которые впоследствии будут использованы на турецком основном боевом танке Altay.

анк Leopard 2A4 получил новые электронные, механические и гидравлические системы. В числе нововведений - дублированная система управления огнем, система инерциальной навигации, дублированная система перископов, внешний дистанционно управляемый боевой модуль, система стабилизации, а также дополнительное противоминное и баллистическое бронирование.

Прототип турецкого танка

Турецкая компания Otokar на выставке вооружений IDEF-2011 в Стамбуле показала прототип национального основного боевого танка Altay. Танк Алтай, создаваемый совместно с южнокорейской компанией Hyundai Rotem, будет выпускаться исключительно из турецких комплектующих. Танк будет полностью готов к поставке в войска в 2016 году (хотя порой в некоторых источниках фигурирует и 2015 год). Соглашение на создание танка Алтай было подписано между Секретариатом оборонной промышленности (SSM) Турции и турецкой компанией Otokar в марте 2007 года. В 2008 году Otokar заключила с южнокорейской компанией Hyundai Rotem соглашение о совместной разработке нового танка. В рамках контракта Hyundai Rotem передала турецкой стороне все технологии, использованные в корейском танке K-2 Black Panther.

По данным министерства обороны Турции, танк Алтай на 60 процентов заимствовал технологии, использованные в танке K-2. Остальные решения в настоящее время отрабатываются турецкой компанией Aselsan в собственной модернизации немецкого танка Leopard 2A4, также показанной на выставке вооружений. Aselsan будет производить большинство систем для Altay, включая систему распознавания "свой-чужой".

Масса Altay 60 тонн. Танк вооружен 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, дистанционно управляемым модулем вооружения со стабилизацией и пулеметом калибра 12,7 миллиметра. Танк Алтай сможет развивает скорость до 70 километров в час. По предварительной оценке, стоимость нового турецкого танка составит около 5,5 миллиона долларов.

Турецкий танк Altay опережает российский Т-90С и украинский Оплот-М.

В конце ноября 2012 года Otokar - компания Турции, которая занимается разработкой нового ОБТ Altay, раскрыла некоторые характеристики этого перспективного танка. Турецкий танк назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая, который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919-1923 годов. Компания Otokar должна передать SSM (Секретариат военной промышленности) четыре прототипа танка "Алтай", в то время как серийное производство, по всей видимости, начнется в 2015 году. По словам премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Otokar опережает график создания Altay на два года; испытания танка начнутся уже в 2013 году.

Смотрите на видео: турецкий "Алтай"

Помимо Otokar в проекте принимают участие компании Aselsan, Roketsan и MKEK, создающие соответственно электронные бортовые системы, броню и основное орудие. Вначале планировалось , что испытания танка начнутся в 2015 году, а серийные поставки - в 2016-м. Турция заинтересована в привлечении партнеров по серийному производству танка. Министерством обороны уже были проведены предварительные консультации с Азербайджаном и Украиной о создании совместных предприятий по производству "Алтая".

Танк "Алтай"
Нажмите на изображение для увеличения

Часть из оглашенных компанией Otokar характеристик танка Altay была известна и ранее . По сведениям Otokar, танк Altay массой 60 тонн получит двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил и гидропневматическую подвеску. Экипаж основного боевого танка будет состоять из четырех человек. "Алтай" будет оснащен орудием калибра 120 миллиметров с длиной ствола равной 55 калибрам. На танке устанавят дистанционно управляемый модуль со стабилизацией и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.

На видео - турецкие танки Altay:

Танк "Алтай" будет комплектоваться вспомогательной силовой установкой, ответственной за выработку энергии для бортовых систем, включая систему управления огнем и поиска и распознавания целей, информационную систему управления и связи, систему жизнеобеспечения и кругового обзора (экипажу будет доступна обзорность на 360 градусов в горизонтальной плоскости).

На фото - танк "Алтай" (испытания прототипа)
Нажмите на фотграфию, чтобы увеличить

Altay будет оснащаться модульной композиционной противоснарядной броней, а также химической, биологической, радиологической и атомной защитой. Кроме того, он получит систему предупреждения о лазерном облучении.

Сообщается о следующих характеристиках ОБТ "Алтай":

  • Four men crew
  • New generation 1500 HP powerpack
  • 120 mm, 55-calibre main armament
  • Remote control weapon system (12.7 and 7.62 mm)
  • Coaxial machine gun
  • Modular composite armour
  • New generation fire control system
  • Electrical gun turret drive system
  • C3I system
  • Battlefield target identification system
  • Laser warning system
  • Life support system
  • CBRN protection
  • Auxiliary power unit
  • Fire-extinguishing and explosion suppression system
  • 360 degrees situational awareness system

Видео: "Алтай" 15.11.2012


Спойлер: История проекта АЛТАЙ по сообщению Defense Aerospace

BACKGROUND: History of the Altay Project

  • 2005: The Undersecretariat of Defence Industries assigned a consortium consisting of three companies to realize the feasibility study in order to determine the production model of the Battle Tank Project. As of April 27th 2005 the feasibility study was finalized, and the model of the project was determined as "the main battle tank to be designed and developed within the country and with technical support from abroad in required areas".
  • On February 8th 2005, the Request for Proposal prepared according to the model determined due to the feasibility was delivered to the companies, including Otokar that participated in the feasibility study.
  • 2007: Due to the decision taken at the meeting of the Defence Industry Executive Committee realized on March 30th 2007, for the Modern Tank Manufacturing with National Facilities Project initiated in order to meet the Modern Main Battle Tank requirement of the Land Forces Command, it was decided to start contract negotiations with Otokar as the prime contractor candidate.
  • July 29th 2008: Following the finalization of the contract negotiations about the design of Turkey"s first National Tank, development of prototypes, testing and qualification of prototypes, the contract was signed with the participation of Prime Minister Recep Tayyip Erdoğan. It was aimed to use domestic sub-systems to maximum extend for the project except the areas determined due to the model.
    In addition to Otokar being assigned as the prime contractor for the Project, Aselsan was assigned to design and manufacture the prototypes of electronic sub-systems like Tank Fire Control System and Tank C3I System; MKE was assigned to manufacture the 120 mm 55 calibre Main Armament by technology transfer from Hyundai Rotem of South Korea; and Roketsan was assigned to develop the Modular Armour Package by technology transfer also through Hyundai Rotem.
  • January 2009: After signing contracts with the main sub-system suppliers, Project kick-off was made for the "design, development, manufacturing, testing and qualification of ALTAY prototypes". The Project duration for the "Design and Prototype Production" of ALTAY was determined as 78.5 months. This part of the Project was arranged in three stages consisting of Conceptual Design, Detailed Design, and Prototype Production and Qualification.
  • May 2011: Otokar finalized the Conceptual Design Stage, as the first stage of the Project by using its engineering and design capabilities in line with the requirements, and exhibited a full-scale model of ALTAY that reflected the results of this stage at the IDEF Defence Industry Fair with the participation of President Abdullah GUL.
  • March 29th 2012: While detailed design activities proceeded, Otokar continued investing in the required production facilities for the testing of prototypes and in the Tank Test Center. Otokar Tank Test Center was taken into service on March 29th with the participation of İsmet YILMAZ, Minister of Defence. Consisting of an EMC Test Chamber, Tank Test Range and Climatic Chamber with Dynamometer, Otokar Tank Test Center is among the world"s most modern and advanced test centers.
  • October 2012: The first prototype to test the mobility was manufactured in Otokar facilities in Sakarya, and testing started.
  • November 15th 2012: ALTAY"s first two prototypes exhibited their mobility for the first time to public with the participation of Prime Minister Recep Tayyip ERDOGAN. Following the two prototypes that are tested for development/verification, the ultimate configuration prototypes will be manufactured and after finalizing their qualification by tests they will be delivered to the Undersecretariat of Defence Industries.
  • Mass production:
    Following the design and prototype production phase of ALTAY conducted by Otokar as the prime contractor, mass production activities will be initiated in scope of a new contract.

То, что на вооружении турецкой армии могут появиться танки собственного производства, анонсировалось еще с середины 2000-х годов. И лишь относительно недавно широкой публике были наконец представлены первые образцы боевой машины турецкой сборки, получившей имя Altay («Алтай»), названной так в честь командира кавалерийского корпуса времен войны за независимость Турции 1919-1923 годов генерала Фахреттина Алтая.Гремя огнем, сверкая блеском стали
Очередная презентация данного показателя турецкого «прорыва» в производстве бронетанковой техники состоялась в мае этого года на выставке IDEF-2015 в Стамбуле, где свои изделия традиционно демонстрируют предприятия местной оборонки.
Аналитики сразу заметили сходство машины с новыми танками южно-корейской армии K2 «Черная Пантера». Представители турецкой частной компании Otokar (производителя бронированных машин для армии Турции) не стали скрывать: в создании «своего» танка они широко использовали опыт, накопленный корейцами. По некоторым данным, технологии, использованные производителями из Южной Кореи, турками были заимствованы не менее чем на 60 процентов.Все бы ничего, но ведь и корейцы не особо ломали головы над своим детищем. Целый ряд разработок они точно также переняли у зарубежных «партнеров». В частности, основное вооружение К-2 – 120-мм танковая пушка – оказалась изготовленной по мотивам немецкого орудия Rh-120.Прототипом же автомата заряжания для корейского танка стал аналогичный аппарат, примененный на французском «Леклерке». Да и моторно-трансмиссионная установка у «корейца» оказалась европейского исполнения: и дизельный двигатель, и коробка передач были созданы в Германии.Когда нельзя, но очень хочется
В принципе, как говорят специалисты, ничего страшного в подобной кооперации в сфере производства вооружений нет. Тем более что заимствование ряда изделий в турецком танке стало не следствием подпольного копирования, а результатом вполне легальных соглашений, заключенных Otokar с южнокорейской компанией Hyundai Rotem.
К слову, и Otokar, и Hyundai – компании, специализирующиеся преимущественно на выпуске автомобильной техники. Hyundai считается четвертым производителем автомотибилей в мире, а турецкий автозавод славится своими автобусами Navigo и грузовичками Atlas.Однако как тогда расценивать анонсированное турецкой стороной желание полностью перейти на технику собственной разработки и производства? Ведь сегодня практически весь парк бронемашин Турции - это зарубежные закупки. В частности, на вооружении механизированных и танковых бригад и механизированных дивизий армии страны стоят немецкие «Леопарды» и американские М48 и M60. Именно поэтому «Алтай» должен был стать «прорывным национальным проектом» в области турецкого танкостроения.Должен был. Но не стал. Эксперты уже сегодня говорят о проблемах у будущей основы «танковой армады» Турции. В частности, так и не решен вопрос с двигателем для новой машины. Первоначально предполагалось «позаимствовать» его у того же «Леопарда», однако заложенных в нем 1,5 тысячи сил оказалось маловато для передвижения 60 тонн - именно такой вес в итоге оказался у «Алтая». Кроме того, не удалось решить вопрос с подходящим автоматом заряжания. В итоге турки предложили вполне экономный вариант: сложное устройство они заменили на… дополнительного члена экипажа.Пойдут машины в яростный поход
Эксперты не так давно сравнили тактико-технические характеристики основных боевых машин, состоящих на вооружении в армиях некоторых стран мира. Сравнение оказалось явно не в пользу турецкой новинки. По целому ряду показателей «Алтай» уступил не только своему прародителю - корейскому K2, но и «Леопарду», и даже российскому Т-90А - модификации далеко не самого нового Т-90 только с двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, обновленной броней, прицельным оборудованием и оптимизированным автоматом заряжания.
В частности, первый проигрыш можно заметить по калибру основного оружия - танковой пушки. Если у Т-90А она 125-миллиметровая, то немецкий, корейский и турецкий танки оснащены орудием лишь в 120-мм. В итоге прицельная дальность стрельбы российской пушки 2А46М составляет 5 тысяч метров (а при ведении огня некоторыми видами боеприпасов - до 10 км), тогда как гладкоствольная пушка «Алтая» MKEK120 (реплика немецкого Rh-120) способна вести прицельный огонь максимум на три км.
Не самые лучшие показатели у турецкой боевой машины и по запасу хода (он уступает Т-90 более чем на 200 км), по весу (превышение на 16 тонн), по системам защиты: на Т-90 применена как броневая сталь и многослойная композитная броня, так и динамическая защита (необходима для превентивного срабатывания снарядов с кумулятивной боевой частью). Кроме того, российский танк оснащен комплексом противодействия управляемым ракетам, принцип которого основан на подавлении средств их наведения.
Altay vs «Армата» - сравнивая несравнимое…
Если «Алтай» по целому спектру показателей не дотягивает даже до Т-90, то сравнивать его с новейшим российским основным боевым танком Т-14 на платформе «Армата» и вовсе не имеет смысла. Немецкая газета Die Welt не так давно опубликовала информацию, основанную на заключении Минобороны ФРГ.Военное ведомство страны бьет тревогу, требуя срочно искать замену Leopard 2 в связи с появлением Т-14. Причина - неспособность «Леопарда» пробивать защиту российской боевой машины. А журнал National Interest, опубликовавший сравнение Т-14 с американским «Абрамсом», вынес однозначное заключение: защитные технологии, примененные российскими танкостроителями, не применяются пока ни в одном танке мира.При этом западные аналитики обращают внимание на то, что российская техника производится, даже несмотря на кризис и санкции, то есть наш ОПК вполне самодостаточен. Это в корне отличается от ситуации с тем же «Алтаем», где турецкая компания Tumosan, получившая от правительства Турции подряд на изготовление двигателя для нового танка, тут же подключила аутсорсинг: привлекла австрийского разработчика AVL List, который должен не только помочь туркам создать новый мотор, но и интегрировать его непосредственно в боевую машину.Военный эксперт Виктор Мураховский убежден, что ничего из «затеи» с якобы собственным танком у Турции не выйдет. Во-первых, у этой страны нет традиций танкостроения. А кроме того, машины, репликой с которых стал «Алтай», практически не имеют опыта боевого применения, а корейская «Черная Пантера» и вовсе только-только встает на серийное производство.Как отмечает эксперт, целый ряд стран пытался производить собственную бронетанковую технику, однако в итоге был вынужден все же обратиться к проверенным «брендам». Как пример Виктор Мураховский называет индийский проект «Арджун», который не оправдал вложенных в его разработку средств, и в итоге правительство страны сделало выбор в пользу экспортного варианта Т-90С.

Испытания перспективного турецкого основного боевого танка Altay завершены. Компания Otokar, разработавшая первые предсерийные образцы танка Altay, завершила все испытания боевой машины и готова к ее выпуску, передает военно-исторический портал со ссылкой на портал defensenews.com

Altay завершил самый тяжелый этап квалификационных испытаний. Он прошел тестирование на мобильность, выносливость, в том числе, по пересеченной местности и в различных климатических условиях. Кроме того, танк завершил огневые испытания и тестирование живучести. Altay показал, что является одним из лучших основных боевых танков современности,

– рассказал генеральный директор компании Otokar Сердар Горгуц.
Согласно ранее озвученным планам, первая партия танков Altay будет насчитывать 250 единиц, которые должны поступить на вооружение турецкой армии в течение пяти лет. Всего турецкие военные планируют закупить 1000 новых танков, кроме того, в компании Otokar планируют наладить их экспортную сборку.


Следует отметить, что несмотря на готовность к серийному производству, разработчики пока так и не выбрали двигатель для танка. Изначально планировалось разработать новый двигатель совместно с японской компанией Mitsubishi Heavy Industries. Затем военные заказали разработку двигателя турецкой компании Tumosan. В январе этого года стало известно, что компания Tümosan расторгла договор с австрийской компанией AVL List GmbH, которая должна была передать турецкому подрядчику технологии производства моторов. Таким образом, серийное производство танков было поставлено под угрозу. Однако в марте был подписан Меморандум о возможности поставки украинских дизельных двигателей типа 6ТД-3 мощностью 1500 л. с. разработки Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению. Поскольку контракт на поставку украинских двигателей еще не подписан, пока неясно, каким именно двигателем будет оснащаться Altay.
Масса нового турецкого танка составляет 60 т, при этом он может развивать скорость до 70 км/ч. На боевой машине установлена система бронирования от компании Roketsan, а также системы активной защиты и управления огнем, разработанные компанией Aselsan. Помимо этого, танки Altay будут оборудованы системами обнаружения радиационной и химической угрозы. Стоимость производства одной единицы оценивается примерно в $5,5 млн, а на разработку нового танка было потрачено около $500 млн. Согласно планам Минобороны Турции, танки Altay должны будут заменить немецкие Leopard 1A и Leopard 2A, а также американские M48 и M60, состоящие на вооружении турецкой армии.



Читайте также: