Гендерные (половые) различия в поведении детей проявляются уже на первомгоду жизни.
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).
Сторонники гендерной типизации убеждены, что: следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей: родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.
Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.
К З годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация). «Я - мальчик», «Я - девочка».
Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.
После 3-х лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.
Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста -- это и отношения мальчиков и девочек.
Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни.
В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению.
Игра в магазин в средней группе детского сада, играют девочки.
Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).
Игра в транспорт, играют мальчики.
В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку гендерной принадлежности.
Дети группируются по полу.
Возникает общность интересов.
Появляется специфическое чувство «МЫ» «Мы мальчики», «Мы девочки».
Возникает «солидарность» мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.
Мальчики стараются быть - сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки -- аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -- только для мальчиков и только для девочек .
Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.
В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.
Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации .
Таким образом, общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.
Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."
Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида"Теремок"г. Сибай.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети:
Зимой.
Воспитатель:
Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель:
Назовите приметы зимы.
Дети:
Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель:
А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель:
Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети:
Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель:
Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети:
Трусливый,всего боится.
Воспитатель:
Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.
Подвижная игра"Лиса и зайцы."
Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель:
Что это,дети?
Дети:
Это воют волки.
Воспитатель:
Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово.
По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:
"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель:
Во всех сказках волк одинаковый?
Дети:
Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель:
Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель:
Ребята,что это на снегу лежит?
Дети:
Шишки,грибы.
Воспитатель:
Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок. Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?
Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.
Физминутка.
Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель:
Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель:
Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки
и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).
- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)
Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)
По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)
Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)
Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)
Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)
Воспитатель:
Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?"
(волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.
Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).
Познание детей окружающего мира начинается с изучения живой природы. Используйте в работе конспекты и сценарии, собранные в данном тематическом разделе. Тогда Вы сможете сделать Ваши мероприятия, посвящённые диким животным
, такими же увлекательными, как если бы к ребятам в гости пожаловал сам Николай Дроздов. Здесь - множество познавательных занятий, в том числе интегрированных, комплексных, с богатой интерактивной составляющей. Кроме того: готовые планы прогулок, идеи по конструированию (в том числе из природного материала), конспекты экологических занятий.
В мире диких животных вместе с МААМ!
Содержится в разделах:- Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию
Показаны публикации 1-10
из 3441
.
Все разделы
| Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой » Наталья Гордеева Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой » (средняя группа) «Познавательное развитие» Воспитатель : Гордеева Наталья Сергеевна Образовательная область : «Познавательное развитие» ; формирование целостной...
НОД познание подготовительная группа «Как дикие животные готовятся к зиме» НОД познание в подготовительной группе «Как дикие животные готовятся к зиме » . Содержательные компоненты образовательных областей : «Познавательное развитие» уточнение и систематизация знаний о диких животных , закрепление знания детей о временах года, понятия «дикие животные » ;...
Дикие животные. Конспекты занятий, НОД - Конспект интегрированного занятия «Дикие животные Крымского леса»
Публикация «Конспект интегрированного занятия «Дикие животные Крымского...» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию:"Дикие животные Крымского леса" С использованием музыкально-шумовых инструментов и конструктивной деятельности в старшей группе. Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности. Задачи...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия для ГКП с элементами рисования и аппликации для детей от 2-х до 3-х лет Тема «Дикие животные». Воспитатель: Борисова Н.И. Москва ГБОУ ШКОЛА № 1208 Программные задачи: Интегрируемые образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное,...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у лесных зверей» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «В гостях у лесных зверей». Подготовила воспитатель старшей группы Шендрик Галина Васильевна. МБДОУ ЦРР детский сад № 150 «Юбилейный». Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно...
Конспект занятия по природному миру «Дикие животные зимой» Цель и задачи: - развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по разному приспосабливаются к жизни в зимние время года; - воспитывать у детей интерес к жизни диких животных; - обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты...
Дикие животные. Конспекты занятий, НОД - Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи «Дикие животные нашего края»
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края» Составила: Учитель-логопед: Новикова Н.В Подготовили и провели НОД: Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, дети...
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи.Закрепление представлений о диких животных;уточнение и расширение словаря по теме "Дикие животные".
Коррекционно-развивающие задачи.Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;развивать психические процессы: внимание, память, мышление;развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи:Повышать самооценку детей;развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы.;прививать любовь к домашним животным.
Оборудование.Иллюстрации или игрушки диких животныхи и детёнышей, Иллюстрации с изображением их жилища.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в лес. Нас пригласили в гости. Как вы думаете, кто нас мог пригласить к себе в гости? Дети: Животные
Как называются животные, которые живут в лесу?
(дикие животные)
Как их можно назвать по-другому?
У диких животных есть хозяин?
Кто их кормит?
Кто для них делает жилища?
Кто ухаживает за дикими животными?
Чтобы узнать, кто нас пригласил в гости, мы с вами должны разгадать загадки. Справимся? Тогда слушайте внимательно.(После отгадывания загадки появляется игрушка или иллюстрация с изображением животного)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкуре серой – летом. (заяц).
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это... (ёж)
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле. (белка).
Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу. (медведь).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса –
А зовут её… (лиса).
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк).
Молодцы! Вы правильно отгадали всех диких животных.
Пальчиковая гимнастика
У зверей четыре лапы.
Когти могут поцарапать.
Не лицо у них, а морда.
Хвост, усы и носик мокрый.
И, конечно, ушки,
Только на макушке.
С нами хотят познакомиться детёныши диких животных. Вы узнали их? Это кто? Назовите. А кто его мама и папа?
У ежонка – ежиха и ёж
У бельчонка – бельчиха и белка
У лисёнка- лиса и лис
У медвежонка- медведица и медведь
У волчонка- волчица и волк
Узайчонка- зайчиха и заяц.
Посмотрите, как зайчата веселятся, выходите и поиграйте с ними.
Физкультминутка
«Зайка беленький сидит»:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит:
«Вот-так, вот-так» -
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки погреть.
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок.
Надо зайке поскакать!
Ребята, животные приглашают посмотреть, как они живут. Расскажите, откуда вышел медведь? Куда забежала лиса?
Медведь вышел из берлоги.
Лиса забежала в норку.
Заяц сидит под кустом.
Ёж выбежал из-за куста.
Белка сидит на дереве.
Лесные жители хотят поиграть с ними в прятки. Игра «Кого нет?»
Нет зайца, Нет волка. Нет медведя. Нет ежа и тд
Ребята, что вы интересного узнали о диких животных? (Дети высказывают свои впечатления.
Нам пора возвращаться домой. Я предлагаю на память онашей встречи каждому животному подарить ласковое слово. Дети называют ласково всех животных.
Казахстан
г Петропавловск
Ясли-сад « Еркем-ай»
Логопед Полушина ЕА
К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я
Тема: «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа), развитие диалогической речи, мышления.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие просодической стороны речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе. Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование. Игра «Угости животных», предметные картинки с изображениями диких животных, мягкие игрушки-лиса, заяц медведь еж, цветные карандаши, маски животных
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин, поход в цирк, чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики «Мишка», составление и заучивание словосочетаний «серый волк», «рыжая лиса», «бурый медведь», «белый заяц».
Ход занятия
1. Отгадывание загадок о диких животных. [Развитие диалогической речи, мышления.]
Логопед. Сейчас я буду загадывать вам загадки о диких животных. А вам надо отгадать загадки и найти такое животное. Слушайте первую загадку.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пышный хвост-краса. Кто это?
Дети. Лиса.
В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой.
Дети. Это еж.
Логопед. Слушайте следующую загадку.
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его? …
Дети… Медведь.
Л о г о п е д. И последняя загадка.
Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орешки мелко. Ну конечно, это...
Дети. ...Белка.
Логопед. Молодцы! Отгадали все мои загадки. Нашли всех животных.
2. Беседа о диких животных. [Рассматривание картинок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.)
Логопед расставляет на столе фигурки диких животных.
Заяц, лиса, еж, медведь – это какие животные?
Дети. Дикие.
Логопед. Каких еще диких животных вы знаете?
Дети. (Перечисляют).
Логопед. Почему их называют дикими?
Дети. Потому что они живут в лесу и добывают себе пищу сами.
Логопед. Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.
Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.
Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.
1 -й р е б е н о к. Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.
2-й ребенок. Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост.
3-й ребенок. Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.
4-й ребенок. Это белка. Она маленькая, серая. У нее кисточки на ушках.
Логопед. Отличные рассказы!
3. Игра «Угости животных» . [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения диких животных, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для них.
Логопед. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свой ответ словами «я угощу...»
1-йребенок. Я угощу медведя медом.
2-й ребенок. Я угощу белку орешками.
3-йребенок. Я угощу медведя малиной.
4-й ребенок. Я угощу белку грибами.
Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.
4. Инсценировка стихотворения В.Орлова «Почему медведь спит зимой» .
5. Пальчиковая гимнастика «Мишка». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]
Логопед выполняет пальчиковую гимнастику вместе с детьми.
Мишка косолапый по лесу гулял,
Для своей берлоги место выбирал.
Под сосной высокой землю стал копать.
Выкопал берлогу – и улегся спать.
6.Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка», «Мостик качается», «Заборчик», которые они научились делать на прошлых занятиях.
Каждое упражнение повторяется 3-4 раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.
7 . Подвижная игра «Заяц Егорка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.]
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись эа руки.
Свалился в озерко. В центре на корточках сидит один ребенок.
Бегите под горку! Спасайте Егорку! Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.
8. Самомассаж цветными карандашам. [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед раздает детям цветные карандаши и предлагает им выполнить знакомые упражнения для массажа ладоней и пальцев
9. Игра «Скажи наоборот» [Развитие слухового внимания ].
Логопед. Медведь большой, а белка…
Дети. Маленькая.
Логопед. Лиса хищная, а заяц…
Дети. Травоядный.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.