Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Ах, грибы - грибочки

Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»Автор: Кондратьева Наталия Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова.

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром. Природный мир) для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гости к Ёжику (Грибы)». Учитывая специфику моей коррекционной офтальмологической группы, я использовала приёмы и методы, направленные на развитие сохранных анализаторов (слух, мелкую моторику, тактильные ощущения), а также применила необходимые здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, работу с офтальмотренажёром, физкультминутку, пальчиковую игру). НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о грибах, корректировку зрения, воспитание экологической культуры. Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.


Задачи:

Образовательные:

– дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:

– развивать познавательный интерес;

– развивать внимание при решении игровых заданий; – развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; – развивать координацию слов и движений; – развивать мелкую и общую моторику; – обогащать зрительные впечатления; – закреплять умение работать с зашумованными картинками.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: Игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы, обводка зашумованных картинок.

Оборудование и средства: Игрушки – ворона, ёжик; печенье – «грибочки», лукошко, картинки с грибами, картинка – схема гриба, муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон, листы с зашумованными картинками, чёрные фломастеры (по количеству детей), Чудо-дерево (макет дерева), офтальмотренажёры с изображением грибов на стенах группы.

Словарная работа: Грибница, споры, грибники.

Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, гимнастика для глаз, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактичкская игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: Чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры с зашумованными картинками.

Ход НОД:

I. Орг. момент:

(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской. )

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?

Дети: Да, это Умная Ворона.

Умная Ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам прилетела. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?

Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.

Воспитатель: Ворона, а что-же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе):

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб)

Дети: Это – гриб.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы:

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

2. Беседа: «Гриб и его дом».

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?

Дети: Под осиной нашли подосиновик.

Воспитатель: Правильно, а под берёзой?

Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.

Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Дети: Это мухомор!

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

Теперь вы знаете, какие грибы – съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)

3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».

Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной. Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)

(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается аудиозапись «Шум дождя).

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)

Гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли и прослеживают взглядом.)

Мы на небо посмотрели:

(Смотрят вверх.)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками.)

Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)

Мы плечами дружно поведём,

Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)

От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу.)

Под кусточком посидим.

(Приседают.)

(Шум дождя прекращается.)

Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.

4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».

Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.

(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)

Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.

Загадка 1.

На белой ножке

Коричневая шляпка

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (боровик).

Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)

Загадка 2.

Притаился незаметно

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель читает загадку.)

Загадка 3.

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки. (Мухомор)

Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.

Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.

(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)

Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься? Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.

Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком лист А4 с зашумованной картинкой и фломастеры.) А здесь у нас на картинках тоже грибы спрятались. Прежде чем грибы искать, покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками.

5. Пальчиковая игра «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

Мухомор красный –

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб».

Дети находят на зашумованных картинках контур гриба и обводят его чёрным фломастером. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.

7. Офтальмотренажёр (для снятия зрительного напряжения).

Воспитатель: Ребята, найдите глазами белочку с лукошком грибов. (Дети находят картинку на стене группы.) Видите, сколько грибов она набрала! И у нас в лукошке тоже не мало, посмотрите. (Дети переводят взгляд на лукошко с муляжами грибов, которое стоит перед ними на столе.) А теперь вставайте, пойдем дальше Ёжика искать.

Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)

(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)

Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.

8. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».

Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.

Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.

9. Сюрпризный момент.

Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!

(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Умной Вороной, съедают по 1 грибу.)

III. Итог.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.

Вывод. Смена занимательных заданий, игрушки-персонажи, яркий наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое сопровождение и сюрприз-угощение помогли сделать НОД интересным и запоминающимся для детей. Эта разработка может использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп общеразвивающей направленности.

Конспект занятия в старшей группе по теме: « Грибная карусель»

цели:

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли-сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря-таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов;

Развитие зрительного вни-мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри-ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко-ординации речи с движением

Задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаипонимания,

доброжелательности, само-стоятельности, инициативности,

ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

1. Воспитатель раздает детям по одной картинке с изображением осени.

Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

2. Основная часть. 2. Чтение стихотворения:

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

3. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

— Какое сейчас время года?

Какой месяц?

Какой сегодня день?

Какая погода?

Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)

4. Рассказ Воспитателя о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка тол-стая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеле-ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

5. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб?»

Как называется этот гриб?

— Где он растет?

Под каким деревом?

Срежем откуда?

Положим куда?

7. Игра с мячом «Большой - маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор — маленький мухоморчик

белый гриб - беленький грибок сыроежка — сыроежечка

подберёзовик - подберезовичек поганка — поганочка

подосиновик — подосиновичек

8. Игра «Сколько грибов собрали?»

В лесу много…

Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

В корзинку не положили…?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Воспитатель выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)

12. «Доскажи словечко

Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор, Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,

Ядовитый… Мухомор Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка, ребятки: Это…

Тут лисички, там - опятки.

Ну, а это на полянке,

Ядовитые…паганки

III. Окончание занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.

Тема : Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы».

Цель : продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Ход занятия

Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем овощей, фруктов, грибов.)

А вы любите собирать грибы? Расскажите, с кем вам приходилось собирать грибы.

Какое чувство вы испытывали, когда корзина полная?

А когда пустая?

Чтение рассказа Я. Тайц «По грибы».

По грибы

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

- Ну-ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:

- Бабушка, давай меняться лукошками!

- Давай.

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

- Это вовсе не мое лукошко... Это вовсе бабушкино.

Вопросы к тексту:

Куда собрались бабушка с Надей?

Каким вы представляете себе осенний лес?

Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?

Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?

Какое чувство вы испытывали?

А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?

Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?

Сколько грибов набрала бабушка?

Сколько грибов набрала Надя?

Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?

Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?

Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?

Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа по ролям.

Игра «Кузовок»

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок. Клади в него то, что заканчивается на-ок. Обмолвишься, отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с ударным окончанием -ок. Например:

Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.)

Если кто-то ошибется, то кладет в корзину залог. (Залогом может быть любой предмет: платок, заколка, конфетка, игрушка и т. д.) По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп (постоять, поплясать, поплакать, посмеяться, загадать загадку, сказать пословицу, поговорку, спеть песенку и т. д.).

Татьяна Нестерова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Грибы » .

Образовательные цели :

Расширение и активизация словаря детей на тему : грибы , месте их произрастания. Расширение и уточнение словаря по теме : гриб , искал, нашел, собрал, складывать, складывал, сложил, срезать, срезал, съедобные и несъедобные грибы , ножка, шляпка, корзина, белый (боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка, мухомор. Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже, с притяжательными местоимениями, развивать умение образовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени.

Развивающие цели :

Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением .

Воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : Картинки с плоскостным изображением грибов , счетный материал (деревянные грибочки , муляжи грибов

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, о чем сегодня пой дет речь вы узнаете, отгадав загадку :

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

1. Сегодня мы с вами повторим где растут грибы .

2. Узнаем какие грибы съедобные , какие нет.

3. Познакомимся с новыми грибами

Для начала мы с вами сделаем арт. гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика : Окошечко, Часики, Дудочка, Улыбка, Качели, Кошечка, Грибок .

Дети утром проснулись, потянулись и открыли окошечко.

Посмотрели по сторонам влево, вправо (3 раза)

Услышали во дворе, как играет Дудочка,

Пошли гулять и увидели Лягушку, она улыбалась (3 раза)

Дети пошли покататься на качелях : вверх летели, вниз летели, вверх, вниз, вверх, вниз. Здорово покатались!

И вдруг увидели Кошечку. Кошка стала убегать. Дети побежали за ней и нашли Грибок .

Дети в лесу потерялись, испугались (эмоциональное изображение, стали кричать : АУ! АУ! АУ!

Сначала кричали тихо,

Потом погромче,

Потом еще громче.

Устали кричать, тихонечко позвали.

К ним вышел лесник и отвел их домой!

2. Игра «Где растут грибы »

Закрыли глазки и представили будто вы в лесу и нашли гриб , расскажите где вы его нашли. (индивид. ответы)

3. Стихотворение про боровик

4. Физ. минутка.

Подвижная игра «Боровик» .

(Дети встают в круг) .

По дорожке шли, (Идут по кругу, держась за руки)

Боровик нашли. (Приседают)

Боровик боровой

В мох укрылся с головой. (Опускают голову)

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. (Идут по кругу) .

5. Игра «Жадинка»

(У меня есть мухомор-у меня нет мухомора, лисичка, подосиновик,масленок,подберезовик,дождевик,поганка,опенок,боровик,вешанка,шампиньон)

6. Развитие мимических мышц : «Съедобное – несъедобное» :

Если гриб съедобный – вы перекатываете воздух из одной щеки в другую, а если не съедобный – сильно сжимаете рот.

Шампиньон (съедобный)

Сыроежка, (съедобный)

Мухомор, (не съедобный)

Опята, (съедобный)

Поганка. (не съедобный)

7. Игра «Посчитай-ка»

Считаем опята : один опенок, два опенка…пять опенка (исправляем : пять опят) . 10 опят.

Мухоморы : 1 мухомор, 2 мухомора…5мухоморов…10 мухоморов

8. Отгадывание загадок.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос яркий, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор) .

Посмотрите-ка, ребята,

Тут лисички, там опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые …. (поганки) .

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - … (подосиновик) .

9. Пальчиковая гимнастика «грибы »

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы грибы искать

Вот лисички, вот опята,

Здесь сыроежки и маслята,

Гриб боровик мы найдем

В корзинку положим домой отнесем.

10. Игра : «Что лишнее»

Закрепим мы наше занятие игрой .

Детям предлагаются по 4 картинки, одна из которых является лишней по какому-то признаку.

Мухомор, сыроежка, подосиновик,лисичка

Мухомор лишний, он не съедобный.

Сыроежка – она маленькая.

Правильный ответ мухомор.

Боровик, подберезовик, поганка, опята.

Опята – их много.

Поганка – она не съедобная.

Поганка не съедобная.

Ребята, со всеми заданиями мы справились! Какие задания мы выполняли? Молодцы!

Публикации по теме:

«Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы». Цель: учить составлять пересказ с опорой на сюжетные картинки. Задачи: расширение и активизация словаря по теме «Грибы»; учить образовывать.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей логопедической группе «Съедобные и несъедобные грибы» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (логопедической) «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: Формировать представления.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Пересказ художественного произведения Я. Тайца «По грибы» I. Содержательно-целевой компонент: Цель:Обучать навыкам пересказа текста, (без педагогической поддержки, передавая интонационно характеры.

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе «Царство растений: грибы» Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема:"Царство растений-грибы". Воспитатель:Кушманцева Е. В. Задачи:1.

ГРИБЫ.

Используемая литература: Гомзяк О.С. «Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе». 1 период обучения.

ЗАНЯТИЕ № 1

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания. Расширение и уточнение словаря по теме: гриб, искал, нашел, собрал, складывать, сложил, срезать, срезал, ножка, шляпка, корзина, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка, мухомор . Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже), умения образовывать числительные от сущ-х, преобразовывать существительные им. падежа от сущ-х предложного падежа. Совершенствование навыков счета в пределах 5.

Оборудование: Картинки с плоскостным изображением грибов, картинка «В лесу», картинка-загадка «Что ты видишь?», Карточки с изображением разного количества грибов, иллюстрации к сказке Катаева «Грибы», схемы предлогов (на, в, под, из-под).

Предварительная работа: Чтение сказки Катаев «Грибы», рассматривание предметных картинок с изображением грибов, разучивание упр. «Грибы».

Примерный ход занятия:

1. Орг.момент:

{Развитие зрительного внимания и элементарных математ. представлений. Совершенствование навыков счета в пределах 5}

На столе разложены карточки с изображением грибов. Детей приглашают к столу.

Лог.: Возьмите любую понравившуюся вам карточку. Посмотрите на свою карточку, сосчитайте, сколько на ней изображено грибов. Сейчас сядет на стульчик тот, у кого один гриб, два гриба и т.д.

Дети садятся по очереди согласно заданию.

Лог.: Кто знает, как называется его гриб?

2. Рассматривание строения гриба. Сравнивание грибов по внешнему виду.

Сверху у гриба шляпка, под шляпкой – ножка.

А слово «ножка»?

Посмотрите, все ли грибы одинаковые?

Нет. Все они отличаются?

Чем они отличаются?

Цветом, размером, ножкой, у некоторых юбочка.

Какие вы внимательные! А еще они растут в разных местах. Давайте познакомимся с грибами поближе:

Посмотрите вот красные грибы: подосиновик, мухомор, сыроежка.

Давайте опишем их:

У подосиновика шляпка – красная, ножка – серая в черточку черную.

У сыроежки – шляпка красная, а ножка белая.

У мухомора – шляпа красная в белый горошек, а ножка белая, на ней юбочка.

А вот другие грибы, опишем их:

Маленькие тонкие светло-коричневые ножки, шляпки светло-коричневые, растут на пеньках – Это ОПЯТА.

Название грибам дали от места их произрастания: растут на пеньках около пят.

Большой ножка толстая серая в крапинку, шляпка коричневая – боровик (белый)

Высокий, большой, шляпа коричневая, ножка белая в крапинку – подберезовик.

3. Игра «Отгадай почему так назвали гриб»

Вы заметили, что все грибы называются по особенному? Я сейчас буду называть гриб, а вы подумайте, где он растет или из каких 2 слов состоит название и догадаетесь, почему так гриб

Под осиной растет – ПОДОСИНОВИК

Под березой растет – ПОДБЕРЕЗОВИК

На пеньках или около пеньков растут – ОПЕНКИ (Не опенки, а ОПЯТА)

Растет в бору – БОРОВИК.

А вот загадка по сложнее:

Морит Мух – МУХОМОР,

Едят сырой – СЫРОЕЖКА.

Рыжий как лиса. – Лисичка.

Молодцы!

4. Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:

Дидактическая игра: «Скажи, что ты делал?»

Ребята, я буду вам говорить, что вы должны сделать, а вы мне отвечаете, как-будто вы уже это делали. Например:

Ищи грибы - я искал грибы,

Иди за грибами – я ходил за грибами,

Найди гриб – я нашел гриб,

Собирай грибы - я собирал грибы,

Сложи грибы в корзину - я сложил грибы в корзину.

5. Поиграем в игру: «По грибы пошли» (на полу по кругу разложены картинки грибов)

Условие игры: Идем по кругу прыжками, как только я стукну в бубен, вы останавливаетесь. Я говорю кто и что должен сделать, этот ребенок находит нужную картинку, показывает ее и говорит, что он сделал.

Дима найди мухомор. – Дима: Я нашел мухомор, показывает.

Данил сорви сыроежку. – Я сорвал сыроежку.

Камиль, собери боровик. – Я собрал боровик.

Кирилл К. срежь подберезовик. – Я срезал подберезовик.

Амалия, сложи подосиновики в корзину. - Я сложила подосиновики в корзину.

6. Игра на развитие внимания и памяти: «Поставь правильно»

На наборном полотне выставляется 6 – 7 грибов. Проговариваем последовательность их расположения: первый – мухомор, 2 – боровик, 3 – опята, 4 – сыроежка, 5 – подберезовик, 6 – подосиновик, 7 – лисичка.

Детям дается 0,5 минуты на запоминание последовательности. Дети отворачиваются, педагог меняет местами 2 гриба. Дети поворачиваются, один – меняет местами и комментирует своё решение. Дети оценивают правильность решения.

Например: Мухомор спрятался за Боровиком, опята спрятались за лисичками, сыроежка растет под березой и т.д..

7. Артикуляционная гимнастика: Окошечко, Часики, Дудочка, Улыбка, Качели, Кошечка, Грибок.

Дети утром проснулись, потянулись и открыли окошечко.

Посмотрели по сторонам влево, вправо (3 раза)

Услышали во дворе, как играет Дудочка,

Пошли гулять и увидели Лягушку, она улыбалась (3 раза)

Дети пошли покататься на качелях: вверх летели, вниз летели, вверх, вниз, вверх, вниз. Здорово покатались!

И вдруг увидели Кошечку. Кошка стала убегать. Дети побежали за ней и нашли Грибок.

Молодцы!

8. Фонопедическое упражнение: (продолжение рассказа)

Дети в лесу потерялись, испугались (эмоциональное изображение), стали кричать: АУ! АУ!АУ!

Сначала кричали тихо,

Потом погромче,

Потом еще громче.

Устали кричать, тихонечко позвали.

К ним вышел лесник и отвел их домой!

Молодцы!

9. Игра «Что ты видишь?»

Перед детьми помещается карточка с наложенным изображение грибов. Задача: Скажите и покажите, какой гриб спрятан на картинке? Дети должны назвать и показать гриб (обведя контур или найти карточку-картинку)

10. Развитие мимических мышц: «Съедобное – несъедобное»:

Если гриб съедобный – вы перекатываете воздух из одной щеки в другую, а если не съедобный – сильно сжимаете рот.

Сыроежка, (съедобный)

Мухомор, (не съедобный)

Опята, (съедобный)

Поганка. (не съедобный

11. Игра «Посчитай-ка»

Считаем опята: один опенок, два опенка…пять опенка(исправляем: пять опят!)..10 опят.

Мухоморы: 1 мухомор, 2 мухомора…5мухоморов…10 мухоморов

12. Игра: «Парочки»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Парочки».

Вот вам карточка-овал с изображением грибов, назовите грибы, которые на ней изображены.

Опята, подберезовик,

Мухомор, поганка,

Подосиновик, лисички.

Волнушка, груздь.

Молодцы! А это маленькие карточки с грибами. Каждый из вас будет брать 1 карточку, называть гриб, который он нашел: «Это …»,

класть на соответствующую картинку на большую карточку.

(Дети играют в игру, логопед следит за выполнением задания. Если ошибки, то задает наводящий вопрос, если ребенок не ответил, просит помочь остальных).

13. РММ: Развитие ВНД: «Раскрась все грибы»

14.Итоги:

Скажите, что мы делали на занятии?

С чем познакомились?

Что узнали нового? Все работали замечательно! Молодцы! До свидания!

ЗАНЯТИЕ № 2

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение и активизация словаря детей на тему: грибы, месте их произрастания. Расширение и уточнение словаря по теме: гриб, искал, нашел, собрал, складывать, складывал, сложил, срезать, срезал, съедобные и несъедобные грибы, ножка, шляпка, корзина, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка, мухомор . Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже, с притяжательными местоимениями), развивать умение образовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени, преобразовывать существительные им. падежа от сущ-х предложного падежа. Формирование умения использовать предлоги в речи. Развивать умение делить на слоги слова, определять кол-во слогов в слове.

Коррекционно-развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки с плоскостным изображением грибов, настольно-печатная игра «Парочки», картинка-загадка «Что ты видишь?», Карточки с изображением разного количества грибов и видов грибов. Звуковые игрушки: бубен, колокольчики большой и маленький, треугольник музыкальный, арфа. Листочки для дыхательной гимнастики, юла со стрелкой.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеев «Под грибом», рассматривание предметных картинок с изображением лесных растений, разучивание упр. «Утром дети в лес пошли..», игры «Гриб волнушка».

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг.момент:

Дети встают в круг, логопед берет юлу. Кто первый поднимет руку, если знает, как называется гриб, тот и назовет гриб. Если назвал правильно – приседает, если ошибся – стоит.

2. Формирование пространственных понятий и умения понимать и их использовать.

Лог.: Размещает картинки грибов в разных пространственных соотношениях с предметами: на столе, под стулом, за грибом, над норой, перед деревом. Задание: Назови, где спрятался гриб.

Дети не умеющие понимать и комментировать действия по аналогии с примером, комментируют действия.

Для ответов спрашивают детей, которые на предыдущем уроке ошибался в употреблении предлогов

4. Д. У. на формирование правильного речевого выдоха: «Сдуй листочки»

Детям раздают по листочку на ниточке, дети должны как можно сильнее подуть на листок и как можно дольше удержать его в таком положении. Лог. Напоминает, что воздух должен набираться в живот, а не в грудь. Выдох губы трубочкой, щеки не раздуваем!

Соревнование «Кто дольше» (проводится 3 – 4 раза)

5. Игра «Узнай, какой гриб спрятан»

Даны карточки с наложенным изображением грибов, дети должны назвать спрятанные грибы.

6. Игра: Какой за каким»

На доске располагаются карточки с грибами в одной линии, детям надо рассказать, за каким грибом стоит заданный гриб..

7. Игра: «Что лишнее»

Детям предлагаются по 4 картинки, одна из которых является лишней по какому-то признаку.

Мухомор, сыроежка, подосиновик

Мухомор лишний, он не съедобный.

Сыроежка – она маленькая.

Правильный ответ мухомор.

Боровик, подберезовик, поганка, опята.

Опята – их много.

Поганка – она не съедобная.

Поганка не съедобная.

Молодцы!

9. «Раздели по слогам», определи позицию звука О в словах.

Лог-д называет грибы, а дети делят на слоги названия грибов.

Подосиновик, опята, боровик.

10. Игра «Назови ласково»

Гриб – грибок

Подосиновик – подосиновичек

Подберезовик –

Боровик –

Поганка -

11. Игра: «Один-много»

Гриб – грибы

Ножка – ножки

Шляпка - шляпки

Опенок – опенки

Не правильно! Опенок – опята

Боровик – боровики

Белый - белые

12.Итоги:

Что было интересного?

Играть в игру: один – много, назови ласково, расставь по порядку.

Что было сложным.

Правильно расставить грибы.

Что узнали?

Грибы растут в лесу. Есть съедобные и не съедобные грибы.

У гриба есть ножка, шляпка.

Много названий грибов.

Молодцы!

ЗАНЯТИЕ №3

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ В.СУТЕЕВА «ПОД ГРИБОМ»

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение и активизация словаря детей на тему: «Грибы»,

Закрепление словаря по теме. Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х в предложном и родительном падежах, Формирование умения использовать предлог «под» в речи.

Формировать умение пересказывать сказку близко к тексту с опорой на картинки и наводящие вопросы.

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать слуховое внимание, память. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование импатии и чувства ответственности, формирование понятия «дружба». Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки к рассказу «Под грибом», су-джок шарики, изображения грибов.

Ход занятия:

    Приветствие. Объявление темы.

Здравствуйте! Я рада снова встретиться с вами. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Под грибом». И научимся пересказывать услышанный текст. Помощниками нам будут картинки.

Для начала, вспомните

Где растут грибы?

В лесу, под деревьями.

Дети, вы знаете из каких частей состоит гриб?

Сверху у гриба шляпка, под шляпкой – ножка.

Где еще мы используем понятие «шляпка»?

Женская шляпка, шляпка у гвоздя.

А слово «ножка»?

У стола есть ножки, у стула, у ребенка, у куклы.

Молодцы!

    Логоритмическое упр. «Грибы»

Вспомним логоритмическое упражнение «Грибы»

Встаньте за стульчиками, повернитесь направо.

«Утром дети в лес пошли топают на каждый шаг

И в лесу грибы нашли

Наклонялись, собирали имитация движений по тексту

По дороге растеряли обхватывают голову и качают головой.

    Игра на внимание: «Какого гриба нет»

Я разложу грибы в один ряд, вы запомните, как они расположены. Затем по команде вы будете закрывать глаза, я буду убирать 1 – 2 гриба. По команде вы поворачиваетесь, кто вспомнил, какого гриба не стало, поднимает руку. Кого Я спрошу, тот и отвечает. Будьте внимательны!

Разложить 6 грибов: сыроежка мухомор боровик лисичка подосиновик подберезовик поганка

Игра проводится 3 раза.

    Прослушивание сказки В.Сутеева «Под грибом»

Логопед рассказывает сказку и выставляет картинки по ходу рассказа.

    Пересказ по наводящим вопросам:

Кто главный герой в сказке?

Муравей.

Что с ним приключилось?

Он попал под дождь и спрятался под грибом.

Кого встретил муравей?

К нему пришла бабочка.

Зачем она пришла?

Что сделал муравей?

Он пустил бабочку и сказал: « тесноте, да не в обиде».

Кто еще пришел к ним?

Воробей

Зачем он пришел?

Чтобы спрятаться под грибом от дождя.

Что сделали муравей и бабочка?

Пожалели и пустил воробья и сказал: «тесноте, да не в обиде».

Кто еще пришел прятаться под грибом?

Заяц.

Почему он пришел?

Он просил его спрятать от лисы.

Как поступили герои сказки?

Они пожалели зайца и пустили под гриб, закрыли собой.

Потом пришла лиса. Почему она ушла?

Она не нашла зайца и поверила остальным, что зайца нет.

А как же поместилось такое большое кол-во зверей под гриб? Он же маленький!

Гриб от дождя вырос.

Кто об этом рассказал друзьям?

Лягушонок.

6. Развитие чувства ритма: «Дождь»

Я предлагаю вам поиграть в дождик. Я буду дождь, а вы дождинки. Я буду отстукивать песенку дождя, а вы ее повторять.

Логопед отбивает ритм, дети повторяют.

    Игра: «Восстанови порядок»

Я предлагаю поиграть в игру: «Восстанови порядок». Я буду менять местами картинки, пока вы не видите, а вы будете меня поправлять. (игру проводим 3 раза.

    Пересказ рассказа по картинкам.

Вы очень были внимательны. Правильно ответили на мои вопросы. А сейчас давайте попробуем пересказать сказку. Кто попробует? Мы ему поможем, если он будет затрудняться.

Ребенок пересказывает сказку.

Затем выслушивают еще 1 рассказ.

Дети, чей рассказ вам понравился больше?

Дети отмечают.

Мне все рассказы понравились. Вы молодцы!

    Итог.

Вам понравилась сказка?

Да.

Что в сказке понравилось больше всего?

Как они спасли зайца.

Как лягушонок смеялся над ними.

Как звери обманули лису.

Разве хорошо обманывать?

Обманывать плохо.

Почему же вам понравилось, что они обманули лису?

Потому что они спасли зайца. Если бы они сказали правду, то лиса бы съела зайца.

Здесь «Ложь была во имя спасения жизни», поэтому в данном случае звери поступили правильно.

Вы очень хорошо сегодня поработали! До свидания!



Читайте также: