Прогулка в лес заочная экскурсия для малышей. Экскурсия в лес

Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 классов.

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что человек - часть живой природы, что лес, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.

Задачи:
Образовательная: Дать представление о том, что лес – это дом(сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу;
Развивающая: развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары. Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательная: воспитание правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое.
Оборудование: Фотоаппарат для фотографирования природы и детей.
Лупы. Определители растений. Атласы.

Подготовительный этап. Беседа о лесе. Знакомство с лесом при помощи ЭОР »Леса умеренного пояса».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент. Группу сопровождают 2-3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми.
II. Вводная беседа.
1. Сообщение темы и целей экскурсии.
2. Техника безопасности на экскурсии.(Приложение 1).Напомнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы).
Учитель.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои! Погореловский Сергей
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес - настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.
Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества - фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины - все это фитонциды, убивающие микроорганизмы.
Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни - источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой - холод.
Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий.
Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.Необходимо знать, любить и беречь лесные богатства России.
3.Основная часть. Беседа. Как влияет природа на человека. Вы знаете, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха. Какое разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. Потрогайте осторожно деревья, понюхать цветы.
Как вы думаете, чем можно есть в лесу, а что нельзя есть?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.
Знаете ли вы,что лес может лечить. Какие лекарственные растения вы знаете?
Объясните пословицы и поговорки.
В лес дров не возят, в колодец воду не льют.
Лес и вода-брат и сестра.
Сломать дерево-секунда, а вырастить-годы.
Кто дерево посадит, тот человеку друг.
Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Вырос лес, так будет и топорище.
Под большим деревом и гриб вольготнее растёт.
Практическая работа. Ребята, обратите внимание на муравейники, немногочисленные травы. Какова роль муравьев в природе?
Остановитесь около деревьев. Назовите их. Придумайте и скажите деревьям ласковые слова, полюбуйтесь ими.
Посмотрите, как расположены листочки на деревьях. Правильно мозаично. Почему?
Сколько ярусов в нашем лесу? На каждом ярусе свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живут - зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. А как вы думаете,есть ярусы под землей - Каких почвенных животных вы знаете? Правильно кроты, черви, почвенные насекомые. Все это - лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. А как располагаются корни деревьев? Правильно, там тоже соблюдается ярустность.
Исследовательская работа. Мальчики роют небольшой шурф. Ребята рассматривают почвенный срез, находят корни растений. Называют корневые системы. Найдите корневые волоски у трав,у деревьев. Вспомните их роль для растений.
Разбиваемся на группу по 4 человека.
Задание 1.Назовите и запишите растения каждого яруса. Если не знаете растения, постарайтесь определить по определителю. Соберите коллекцию листьев.
Задание 2. Сбор природного материала для занятий кружка.
Игры. Найдите два бревна, находящихся на расстоянии около полуметра друг от друга. Пройти по бревнам с двадцатью шишками в руках. Если шишки будут падать, то придется начинать все сначала.
Задание 3. Рассмотреть поваленные деревья, определить их возраст. Как можно определить возраст дерева. Правильно сосчитав годичные кольца.
Дидактические игры.
Выбери самый красивый уголок в лесу, чем он тебе понравился.
Нарисуй словесный портрет дерева.
Расскажи про самое удивительное растение.
Кто больше услышит звуков?
Задание 4.Ребят осмотритесь вокруг, выяснить, есть ли мусор. Мусор надо убрать. Почему? Собирать нужно палочкой или руками в перчатках.
Ребята давайте попрощаемся с лесом, скажем слова благодарности. После сбора вещей обратите внимание, нет ли мусора.
Рефлексия. Ребята, понравилось вам в лесу? Что запомнили на экскурсии? Чему порадовались? Как лес повлиял на ваше настроение и самочувствие?
4.Задание на дом.
1.Написать сочинение или впечатление об экскурсии.
2. Составьте правила поведения в лесу.

Приложение 1. Учащимся запрещается:
покидать место расположения группы;
ходить босиком;
трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;
трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;
выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Черлакский детский сад № 2", Омская область, р.п. Черлак
Описание материала: конспект будет полезен воспитателям детских садов, родителям.
Цель:
Усвоение представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать;
3. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Материал:
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу:
- не шуметь,
- идти по тропинке,
- не рвать растения,
- не ломать ветки деревьев и кустарников,
- не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Придя в лес, воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, осматриваются, отдыхают.
Воспитатель: - Дети, какое время года сейчас?

Дети: - Осень.
Воспитатель: - А как же вы догадались?
Дети: - Деревья и трава пожелтели, стало прохладно.
Воспитатель: - Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: - Частые дожди, листопад, первые заморозки, отлет птиц в теплые края, дни становятся короче, солнце светит, но слабо греет.
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы назвали много примет осени. Ребята, осень - очень красивое время года! Не смотря на то, что природа начала готовиться к зиме, все вокруг окрашивается в яркие, сочные, веселые цвета – появляются желтые, красные, оранжевые листья на деревьях. Наступил первый осенний месяц – сентябрь. Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». А еще осень называют художницей! Послушайте стихотворение об осени:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Воспитатель: - Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени.
А теперь давайте поиграем!

Игра «Что мы видим вокруг?».
Нужно назвать одним словом, что дети видят вокруг себя (небо, солнце, деревья, кустарники, птиц, муравейник).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими детьми.

Игра «Что какое?».
Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.

Игра «Добрые слова».
Напомнить, что есть много добрых слов, их нужно чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для пенька, травы, птиц, березы, тополя.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая, а она в ответ подарит вам много энергии и сил.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Игра «К дереву беги».
Воспитатель называет деревья и кустарники, дети находят их на полянке и подбегают к ним. (береза, осина, шиповник)
Воспитатель: - Ребята, в этом лесу растут деревья, на которых есть листики. Скажите, как называется такой лес? (лиственный) У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: - Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, но их в этом лесу нет.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети:
- Медведь готовится к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
- Еж готовится к спячке.
- Белка делает запасы.
Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем. Что мы можем услышать вокруг? Дети слушают и говорят, что услышали. Много звуков мы слышим и особенно крик птиц, перелетные птицы собираются на юг. Давайте поиграем, и превратимся в птиц.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель: - Ребята, давайте тоже подготовимся к зиме и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски, красивые веточки.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

Занятие по экологическому воспитанию в первом классе школы- интерната 8 вида.

Тема: « Экскурсия в зимний лес».

Цели и задачи.

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.

Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.

Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Оборудование и материалы.

Детские лопатки для раскапывания снежного покрова.

Виды деятельности.

Исследование, изобразительная деятельность.

Предварительная работа.

Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.

Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.

Место проведения

Лесопарк.

Художественно-творческая деятельность.

Рисование

«Зимняя сказка», «Снег идет».

Аппликация «Снег в еловом лесу».

Прогулка.

На прогулке проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками. Обращается внимание на красоту деревьев в зимнем уборе. Проводится исследовательская работа по определению деревьев в зимний период, предлагается найти березу, клен, тополь. Обращается внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывается о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки.

Примерный ход экскурсии.

Воспитатель:

Дети, накануне мы посетили с вами выставку картин посвященную лесу. А сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в зимний лес, чтобы поближе познакомиться с ним и его обитателями.

(Вносится игрушка Лесовичка).

Проводить нас в путь пришел Лесовичок. Давайте послушаем, что он нам скажет.

Лесовичок:

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов- зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам протоптанным в снегу.

Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.

Воспитатель:

Спасибо, Лесовичок, мы обязательно постараемся выполнить твои пожелания.

На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом.

Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!

(Воспитатель обращает на красоту зимнего пейзажа).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на деревья и кустарники. Почему они голые?

(Ответы детей).

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. К. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.

Воспитатель:

Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иглы сосны.

Исследование «Рассмотрим сосновую ветку».

Иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

Воспитатель:

Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова.

(Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).

Воспитатель:

Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?

(Дети рассматривают снег, делятся увиденным-на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).

А сейчас заглянем под снег и узнаем, что находится под ним.

Исследование «Что под снегом?».

Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.

Вывод:

Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. Уточняется, что для того, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом.

Воспитатель:

Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?

(ответы детей)

Воспитателем уточняется, что животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.

Воспитатель:

А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним.

Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.

В группе воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии в лес.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Развитие интереса младших дошкольников к природе родного края.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о весенних явлениях природы в лесу (появляются почки, а затем превращаются в листья на деревьях, появляются первые цветы, прилетают птицы из теплых стран, солнышко пригревает).

2. Закреплять знания детей о диких животных, о строении ели.

3. Воспитывать бережное отношения к диким животным, чувство эмпатии.

Материал: большой конверт с письмом и рисунок лесовика, цветок с правильной последовательностью при одевании на улицу.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что необычное появилось в раздевалке. Посмотрите внимательно (дети замечают большой конверт с письмом.)

Воспитатель: А что это такое кто знает? (ответы детей)

Это не простое письмо … (рассмотреть) Откроем, посмотрим, что же здесь написано? (зачитываю письмо) Ребята это приглашение от старичка — лесовичка в весенний лес. А вы знаете, кто это такой старичок — лесовичок? (предположения детей) Это маленький человечек, который следит в лесу за порядком. Вы хотите к лесовичку в гости? (да).

Воспитатель: А для того чтобы нам с ним познакомиться нам куда нужно идти? (в лес).

Воспитатель: Но прежде чем выйти на улицу нам надо одеться, и в этом нам поможет наш волшебный цветочек, который показывает нам как надо и в какой последовательности одеваться (колготки, кофта, носки, штаны, шапка, куртка, сапоги).

Воспитатель: Правильно. Ну, а теперь одевайтесь.

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький,

Наденем на ножки-

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Воспитатель: Вот мы с вами и оделись, отправляемся в гости к старичку-лесовичку Путь нам с вами неблизкий, на чём можно добраться до леса? (перечисляют виды транспорта)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на автобусе, но нам нужен с вами шофёр (выбираем шофёра)

Воспитатель: Занимаем места в автобусе, пристегнулись друг друга держим крепко за руки (поём песню)

В машине в машине шофер сидит.

Машина, машина идёт гудит.

Воспитатель:

Здравствуй, лес, зеленый лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь-мы свои.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите как красиво здесь. А что это за деревце растёт? А как вы догадались что это ёлочка?(рассуждения детей)

Воспитатель: А как вы думаете что это? (показывает на ствол)

Воспитатель: А что это от ствола отходит? (веточки)

Воспитатель: А на веточках что это? (иголочки)

Воспитатель: Ребята, а иголочки какого цвета? (зелёного)

Воспитатель: А я про елочку знаю загадку. Вот послушайте.

Зимой и летом одним цветом.

(Ёлка)

Воспитатель: Запомнили? Давайте повторим, дома потом маме загадаете

Воспитатель: Кто нам загадает загадку? Кто запомнил? (закрепить цвет ёлки спросить нескольких кто плохо знает зелёный цвет)

Воспитатель: Ребята елочка всегда зелёная.

Воспитатель: А давайте мы с вами покажем ёлочки (тело прямое, ручки развели немножко в стороны, пальчики растопырили, покружились)

Воспитатель: Сколько много ёлочек стало на полянке и какие они все красивые.

(из-за ёлочки появляется Старичок-лесовичок)

Старичок: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Рад встрече с вами. Не устали пока добирались ко мне? А вы знаете, какое сейчас время года? (весна).

Старичок: Что изменилось с приходом весны? Что случилось, когда солнце стало светить ярче? (снег начал таять, потекли ручьи, набухли почки, из них потом появятся листочки, прилетают птицы из теплых стран).

Старичок: Да ребята лес просыпается от «зимней спячки». А вы знаете, что с приходом весны изменения происходят и в жизни животных. А каких животных нашего леса вы знаете? (перечисляют кто живёт в лесу)

Старичок: Про лесных зверей я приготовил загадки.

Кто дрожит под кустом,

Маленьким трясёт хвостом?

Ты трусливого узнай-ка –

Ну, конечно, это…

(зайка)

Хвост пушистый бережёт

Да зверюшек стережёт:

Все знают, рыжую в лесу –

Уж очень хитрую …

(лису)

Он в чаще лесной живет,

И сладкоежкою слывет.

Любит он малину, мёд,

А зимой свою лапу сосёт.

Он может громко зареветь,

Мы зовём его…

(медведь)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете всех этих животных как можно назвать одним словом? (дикие)

Воспитатель: А почему они дикие? (потому что живут в лесу).

Старичок: Правильно ребята они все живут в лесу. Вот заяц свою белую шубку меняет на серую, чтобы быть менее заметным, а белка серую шубку на ярко-рыжую. Давайте с вами поиграем в игру «Слышим-делаем!» (Воспитатель читает отрывки из стихотворений, а дети выполняют то, что они услышали)

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

Песенку поет (имитируют медведя)

По лесной лужайке

Разбежались зайки

Прыг-скок, прыг-скок

Вот такие зайки! (имитируют зайцев)

Вот бежит лисичка

Рыжая сестричка

Где же, где же зайки

Зайки-побегайки?

Мы здесь! (лиса ловит зайцев)

Воспитатель: Ой, какие вы все молодцы! Давайте немного отдохнем. Как легко дышится на лесной полянке. Давайте сделаем дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения: глубоко вздохнуть, почувствовать запах весны, выдохнуть (3-4 раза).

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько диких зверей живёт в лесу! А вспомните, кого мы видели, когда гуляли на участке кто приходил к нам в гости? (белочка).

Воспитатель: Правильно молодцы! Ребята, сейчас весна, а весну называют голодным временем и сейчас все зайки, белочки голодают. А не угостить нам бы их с вами. Вот я здесь приготовила хлеб, яблоки, морковку. Давайте мы с вами сделаем лакомство для белочки — будем нанизывать по одному кусочку на веточки и оставим здесь. Мы сейчас с вами уйдём, а животные знаете, как обрадуются вашим угощениям.

Старичок: Да ребята я им передам, что это вы приходили и их угостили. Я думаю что они будут благодарны вам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас с вами остались пакеты. А куда мы их денем? Здесь выкинем? (нет)

Воспитатель: Правильно ребята мы с вами все пакеты соберем, в корзинку заберём собой в детский сад. А там выкинем в мусору. Потому что лес это дом для диких животных у вас дома чисто и в лесу тоже должно быть чисто.

Старичок: Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете о диких животных, но мне пора с вами прощаться и идти в лес заниматься своими делами. У меня для вас есть маленький сюрприз, чтобы вы запомнили надолго нашу встречу. Я хочу вам подарить талисманы леса вот такие шишки (весит всем детям на шею шишки) До свидание приходите ещё в гости спасибо за угощения.

Воспитатель: Ребята и я думаю что нам с вами нужно возвращаться в детский сад, а не то нас потеряют. Встали все друг за другом, посмотрите внимательно — никто у нас в лесу не потерялся? не заблудился? Все на месте? тогда мы можем отправляться обратно в детский сад. Ребята, по какой дорожке мы с вами идем по узкой и очень длинной. Идем аккуратно друг за другом не толкаемся. Вот мы с вами и вышли на дорогу, а вот наш автобус. Садимся на свои места, пристегнулись и поехали. Запеваем песню про машину. Вот и наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось? А что больше всего вам запомнилось?

Надежда Надежда
Конспект экологической прогулки «Экскурсия в лес» (старшая группа)

Шулик Н. И.

воспитатель МБДОУ № 21 г. Армавир,Краснодарский край

Цель: Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, опадание листьев, поведение птиц).

Продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, закрепить понятие «перелётные птицы».

Формировать навыки поведения в лесу.

Способствовать развитию интереса к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.

Словарная работа.

Похолодание, осадки, отлёт птиц, уменьшение светового дня, лекарственные деревья, сладкое дерево, экстракт смолы, хвоинки.

Материал.

Стрелочки, знаки поведения в лесу, картинки для игры «Что лишнее?», бочонок с медом, шишки, хвойный экстракт. каштаны, орехи, 3 ведра.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

Если на деревьях, листья пожелтели.

Если в край далекий, птицы улетели.

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Это время года как оно зовется?

Дети, сегодня я предлагаю поговорить об осени. Но сначала скажите:

Какая сегодня погода?

Какое небо?

Как светит солнце?

Скажите, какие изменения произошли в природе осенью?

С чем связаны такие изменения в природе?

(мало света, тепла)

Дети, а вы знаете пословицы об осени?

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Осенняя пора птица со двора.

Весна красна, да голодна

Осень дождлива, да сыта

Осенний день проспал, урожай потерял.

А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в наш осенний лес. Мы сегодня пойдём с вами по экологической тропе. По ней могут пройти только те дети, которые любят и берегут природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. Первая остановка у берёзки.

Как называется это дерево?

Чем она отличается от других деревьев?

Эта белоствольная красавица растёт только в нашей стране и является символом нашей Родины. Многие люди из разных стран приезжают к нам в Россию, чтобы полюбоваться красотой наших берёз. Дети, а вы знаете, что берёзка может лечить людей?

А что у берёзки используют для лечения?

(серёжки, сок, листья.)

Ещё берёзка лечит людей своей положительной энергетикой. Если подойти и обнять берёзку, попросить у неё здоровья, силы, то она всегда помогает людям. Давайте и мы попробуем. А ещё с давних пор вокруг берёзки в праздники водили хороводы.

Хоровод: Мы вокруг берёзки станем в хоровод.

Как называется это дерево?

Вы знаете, дети, что липу называют ещё сладким деревом. Как вы думаете, почему?

Когда она цветёт, то выделяет сок, который называют нектаром, а пчёлы собирают его для мёда. Дети, что ещё у липы используют для лечения?

Дети, вы это дерево узнаете, даже не глядя на него. Послушайте загадку. Зимой и летом одним цветом. А почему говорят так?

(она не сбрасывает иголки).

Сосна меняет свои хвоинки постепенно, каждая хвоинка живёт 2 года, а потом осыпается и вырастает новая.

Что растёт на сосне? (шишки)

Кого кормит сосна? (Зверей, птиц).

А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. Рассматриваем экстракт смолы.

Посмотрите, мы уже подошли к нашему маленькому лесу, который находиться на территории нашего детского сада.

Встал стеною до небес

Перед нами чудо лес.

Давайте все вместе поздороваемся с лесом.

Здравствуй лес!

Дремучий лес,

Полон, сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Выходит лесовик.

Слышу, слышу! Что в мой лес пожаловали гости.

Восп: Ой, кто это такой!

Лес: Это я лесной старик,

Называюсь, лесовик!

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Ребята, а знаете, какие у меня деревья растут?

Но, прежде чем, пустить вас в свой лес, я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

У меня в лесу есть знаки, и я хочу, чтобы вы рассказали, что они означают.

(развешаны на деревьях)

1. «Нельзя шуметь в лесу»

(ответы детей)

Правильно, старайтесь не шуметь, а то, лес испугается, затаиться и вы не узнаете ни одной тайны.

2. «Не ломать»

(ответы детей)

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни цветок зря не рвите.

3. «Не разорять и не трогать руками»

(ответы детей)

Птицы, звери, насекомые в лесу всякие нужны и важны. Каждый из них выполняет в природе своё важное дело.

4. «Не оставлять мусор»

(ответы детей)

Мусор скапливается, и мешает расти траве, деревьям, они погибают.

5. «Не жечь костры»

Почему нельзя? «ответы детей»

Дети, а можно собирать и сжигать листья, мусор? Дым засоряет воздух, людям становиться тяжело, дышать, особенно больным людям. Поэтому есть такой закон в нашем городе, который запрещает сжигать любой мусор. А ещё лучше листья перекапывать с землёй, они сгниют, и будет хорошее удобрение для земли, для растений.

Лесовик проводит игру «Кто лишний».

1 Белка, еж, лиса, жираф.

2 Липа, берёза, каштан, самшит.

3Ласточка, голубь, кукушка, петух.

4 Ромашка, астра, нарцисс, клён.

Хвалит детей и просит разобрать плоды.

Игра «Собери плоды».

Лесовик хвалит за помощь и угощает мёдом.

Дети благодарят лесовика и прощаются с лесом.

Ты расти на радость людям.

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!



Читайте также: