Клинковое оружие средневековой европы. Типы и конструкции мечей

Фэнтези-авторы нередко обходят стороной возможности «дымного порошка», предпочитая ему старые добрые меч и магию. И это странно, ведь примитивные огнестрельные орудия - не только естественный, но и необходимый элемент средневекового антуража. Воины с «огненной стрельбой» отнюдь не случайно появились именно в рыцарских армиях. Распространение тяжелых лат закономерно повлекло за собой и повышение интереса к оружию, способному пробивать их.

Древние «огни»

Сера. Распространенный компонент заклинаний и составная часть пороха

Секрет пороха (если, конечно, здесь можно говорить о секрете) заключается в особых свойствах селитры. А именно - в способности этого вещества при нагревании выделять кислород. Если селитру смешать с каким-либо горючим и поджечь, начнется «цепная реакция». Выделяемый селитрой кислород увеличит интенсивность горения, и чем сильнее разгорится пламя, тем больше кислорода будет выделяться.

Использовать селитру для повышения эффективности зажигательных смесей люди научились еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Вот только найти ее было совсем непросто. В странах с жарким и очень влажным климатом белые, похожие на снег кристаллики иногда можно было обнаружить на месте старых кострищ. Но в Европе селитра встречалась лишь в смрадных тоннелях канализации или в населенных летучими мышами пещерах.

Прежде чем порох стал применяться для взрывов и метания ядер и пуль, составы на основе селитры долгое время служили для изготовления зажигательных снарядов и огнеметов. Так, например, легендарный «греческий огонь» представлял собой смесь селитры с нефтью, серой и канифолью. Загорающаяся при низкой температуре сера добавлялась для облегчения воспламенения состава. Канифоль же требовалась для загущения «коктейля», чтобы заряд не вытекал из трубы огнемета.

«Греческий огонь» действительно нельзя было погасить. Ведь растворенная в кипящей нефти селитра продолжала выделять кислород и поддерживать горение даже под водой.

Для того, чтобы порох стал взрывчатым веществом, селитра должна составлять 60% его массы. В «греческом огне» ее было вдвое меньше. Но и такого количества было достаточно, чтобы сделать процесс сгорания нефти необычайно бурным.

Византийцы не были изобретателями «греческого огня», а заимствовали его у арабов еще в 7 веке. В Азии приобретали и необходимые для его производства селитру и нефть. Если же принять во внимание, что сами арабы именовали селитру «китайской солью», а ракеты - «китайскими стрелами», догадаться, откуда к ним пришла эта технология, не составит труда.

Распространение пороха

Указать место и время первого применения селитры для зажигательных составов, фейерверков и ракет очень трудно. Но честь изобретения пушек определенно принадлежит китайцам. О способности пороха выбрасывать снаряды из металлических стволов сообщают китайские летописи 7 века. К 7 веку относится и открытие способа «выращивания» селитры в специальных ямах или валах из земли и навоза. Эта технология сделала возможным регулярно применять огнеметы и ракеты, а затем и огнестрельное оружие.

Дуло Дарданелльской пушки - из аналогичной турки расстреляли стены Константинополя

В начале 13 века, после захвата Константинополя, в руки крестоносцев попал рецепт «греческого огня». К середине 13 века относятся и первые описания европейскими учеными «настоящего», взрывающегося пороха. Арабам же применение пороха для метания камней стало известно не позже 11 века.

В «классическом» варианте черный порох включал в себя 60% селитры и по 20% серы и древесного угля. Древесный уголь с успехом мог быть заменен молотым бурым углем (бурый порох), ватой или сушеными опилками (белый порох). Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков.

Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда. Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля. При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку.

Изобретатель пороха

Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел

В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!

Бертольд Шварц (которого, кстати, звали Бертольд Нигер) конечно же, ничего не изобретал. «Классический» состав пороха стал известен европейцам еще до его рождения. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе.

Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России. Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

Огнестрельные трубы

Первое изображение европейской пушки, 1326 год

Простейшее ручное огнестрельное оружие - ручница - появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий. Китайцы называли такое оружие пао, мавры - модфа или караб (отсюда пошло «карабин»), а европейцы - ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина.

Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля. В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями.

Шведская ручная пушка 14 века

Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» - пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах. Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох.

Голландские ручные кулеврины 15 века

Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть.

Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы.

Французский стрелок 15 века

Рыцарский конь не боялся огня. Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно.

А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века.

Аркебуза

В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам. Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха. Этот порох при соприкосновении с огнем вспыхивал мгновенно, и всего через долю секунды раскаленные газы воспламеняли заряд и в стволе. Ружье стало срабатывать быстро и надежно, а главное, появилась возможность механизировать процесс опускания фитиля. Во второй половине 15 века огнестрельные трубы приобрели заимствованные у арбалета замок и приклад.

Японская кремневая аркебуза, 16 век

Одновременно совершенствовались и технологии металлообработки. Стволы теперь уже изготавливались только из самого чистого и мягкого железа. Это позволяло свести к минимуму вероятность разрыва при выстреле. С другой стороны, освоение техники глубокого сверления позволило делать ружейные стволы легче и длиннее.

Так появилась аркебуза - оружие калибром 13–18 миллиметров, весом 3–4 килограмма и длиной ствола 50–70 сантиметров. Обычная 16-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Отрывать людям головы такие пули уже не могли, зато с 30 метров дырявили стальные доспехи.

Точность стрельбы возросла, но все еще оставалась недостаточной. В человека аркебузир попадал лишь с 20–25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров, превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики сохраняли легкие ружья до середины 19 века - менялся только замок. Да и в наше время стрельба пулей из гладкоствольных ружей эффективна не далее чем на 50 метрах.

Даже современные пули для гладкоствольных ружей конструируются в расчете не на точность, а на силу попадания.

Аркебузир, 1585 год

Заряжение аркебузы представляло собой довольно-таки сложную процедуру. Для начала стрелок отсоединял тлеющий фитиль и убирал его в прикрепленный к поясу или шляпе металлический футляр с прорезями для доступа воздуха. Затем откупоривал одну из нескольких имевшихся у него деревянных или жестяных гильз - «зарядцев», или «газырей» - и высыпал из нее в ствол заранее отмеренное количество пороха. Затем прибивал шомполом порох к казне и запихивал в ствол предотвращающий высыпание пороха войлочный пыж. Затем - пулю и еще один пыж, на этот раз для удержания пули. Наконец, из рожка или из еще одного зарядца стрелок насыпал немного пороха на полку, захлопывал крышечку полки и снова крепил фитиль в губки курка. На все про все у опытного воина уходило около 2 минут.

Во второй половине 15 века аркебузиры заняли прочное место в европейских армиях и стали быстро теснить конкурентов - лучников и арбалетчиков. Но как это могло случиться? Ведь боевые качества ружей по-прежнему оставляли желать лучшего. Состязания между аркебузирами и арбалетчиками приводили к ошеломляющему результату - формально ружья оказывались хуже во всех отношениях! Пробивная сила болта и пули была примерно равной, но арбалетчик стрелял в 4–8 раз чаще и при этом не давал промаха по ростовой мишени даже со 150 метров!

Женевские аркебузиры, реконструкция

Проблема арбалета заключалась в том, что его преимущества не имели практической ценности. Болты и стрелы летели «мухе в глаз» на состязаниях, когда мишень была неподвижна, а расстояние до нее известно заранее. В реальной же ситуации аркебузир, которому не приходилось учитывать ветер, движение цели и расстояние до нее, имел лучшие шансы попасть. К тому же пули не имели привычки застревать в щитах и соскальзывать с доспехов, от них нельзя было уклониться. Не имела большого практического значения и скорострельность: по атакующей кавалерии и аркебузир, и арбалетчик успевали выстрелить только раз.

Распространение аркебуз сдерживала только их высокая по тому времени стоимость. Даже в 1537 году гетман Тарновский жаловался, что «в польском войске аркебуз мало, одни только подлые ручницы». Казаки же пользовались луками и самопалами до середины 17 века.

Жемчужный порох

Носившиеся на груди воинами Кавказа газыри постепенно стали элементом национального костюма

В средние века порох приготовлялся в виде пудры, или «мякоти». При заряжении оружия «мякоть» прилипала к внутренней поверхности ствола и ее приходилось долго прибивать шомполом к запалу. В 15 веке для ускорения заряжения пушек из пороховой мякоти стали лепить комки или небольшие «блинчики». А в начале 16 века был изобретен «жемчужный» порох, состоящий из маленьких твердых зерен.

Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, зернение позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха - в 20 раз. Порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года портился необратимо.

Тем не менее, из-за дороговизны «жемчужного» пороха мякоть нередко продолжала применяться для заряжения ружей вплоть до середины 17 века. Казаки же использовали самодельный порох и в 18 веке.

Мушкет

Вопреки бытующему мнению, рыцари вовсе не считали огнестрельное оружие «нерыцарским».

Достаточно распространено заблуждение, согласно которому появление огнестрельного оружия положило конец романтической «рыцарской эпохе». На самом деле, вооружение 5–10% воинов аркебузами не повлекло заметного изменения тактики европейских армий. В начале 16 века луки, арбалеты, дротики и пращи использовались по-прежнему широко. Тяжелые рыцарские латы продолжали совершенствоваться, а главным средством противодействия кавалерии оставалась пика. Средневековье продолжалось как ни в чем не бывало.

Романтическая эпоха средневековья окончилась только в 1525 году, когда в битве при Павии испанцы впервые применили фитильные ружья нового типа - мушкеты.

Битва при Павии: музейная панорама

Чем мушкет отличался от аркебузы? Размером! При весе 7–9 килограммов мушкет имел калибр 22–23 миллиметра и ствол длиной около полутора метров. Только в Испании - самой технически развитой стране Европы того времени - могли изготовить прочный и сравнительно легкий ствол такой длины и калибра.

Естественно, из настолько громоздкого и массивного ружья стрелять можно было только с подпорки, и обслуживать его приходилось вдвоем. Зато пуля весом 50–60 граммов вылетала из мушкета со скоростью свыше 500 метров в секунду. Бронированную лошадь она не только убивала, но и останавливала. Мушкет бил с такой силой, что стрелок должен был носить кирасу или кожаную подушку на плечо, чтобы отдача не расколола ему ключицу.

Мушкет: убийца Средневековья. 16 век

Длинный ствол обеспечивал мушкету относительно хорошую для гладкого ружья точность. В человека мушкетер попадал уже не с 20–25, а с 30–35 метров. Но намного большее значение имело увеличение эффективной дальности залповой стрельбы до 200–240 метров. На всем этом расстоянии пули сохраняли способность поражать рыцарских лошадей и пробивать железные доспехи пикинеров.

Мушкет объединил в себе возможности аркебузы и пики, и стал первым в истории оружием, дающим стрелку возможность отразить натиск кавалерии на открытой местности. Мушкетерам не приходилось убегать от конницы за баталию, потому, в отличие от аркебузиров, они широко использовали доспехи.

Из-за большого веса оружия мушкетеры, как и арбалетчики, предпочитали передвигаться конными

На протяжении всего 16 века мушкетеров в европейских армиях оставалось немного. Мушкетерские роты (отряды по 100–200 человек) считались элитой пехоты и формировались из дворян. Отчасти это было связано с дороговизной вооружения (как правило, в экипировку мушкетера входила и верховая лошадь). Но еще большее значение имели высокие требования к стойкости. Когда кавалерия устремлялась в атаку, мушкетеры должны были отбить ее или погибнуть.

Пищаль

Стрельцы

По своему назначению пищаль русских стрельцов соответствовала испанскому мушкету. Но наметившееся в 15 веке техническое отставание Руси не могло не сказаться и на боевых свойствах ружей. Даже чистое - «белое» - железо для изготовления стволов в начале 16 века все еще приходилось завозить «из немец»!

В результате при том же, что и у мушкета, весе пищаль была значительно короче и имела в 2–3 раза меньшую мощность. Что, впрочем, не имело практического значения, учитывая, что и восточные лошади были значительно мельче европейских. Удовлетворительной была и точность оружия: с 50 метров стрелец не давал промаха по двухметровой высоты забору.

Кроме стрелецких пищалей, в Московии производились и легкие «завесные» (имеющие ремень для переноски за спиной) ружья, бывшие в ходу у конных («стремянных») стрельцов и казаков. По своим характеристикам «завесные пищали» соответствовали европейским аркебузам.

Пистоль

Тлеющие фитили, конечно же, доставляли стрелкам массу неудобств. Тем не менее, простота и надежность фитильного замка заставляла пехоту мириться с его недостатками вплоть до конца 17 века. Другое дело - кавалерия. Всаднику требовалось оружие удобное, постоянно готовое к выстрелу и пригодное для удержания одной рукой.

Колесцовый замок в чертежах Да Винчи

Первые попытки создать замок, в котором огонь извлекался бы с помощью железного огнива и «кремня» (то есть куска серного колчедана или пирита) были предприняты еще в 15 веке. Со второй половины 15 столетия известны «терочные замки», представлявшие собой обычные хозяйственные огнива, установленные над полкой. Одной рукой стрелок наводил оружие, а второй ударял напильником по кремню. Ввиду очевидной непрактичности распространения терочные замки не получили.

Намного большую популярность в Европе приобрел появившийся на рубеже 15–16 веков колесцовый замок, схема которого сохранилась в рукописях Леонардо да Винчи. Рубчатому огниву была придана форма шестеренки. Пружина механизма взводилась прилагаемым к замку ключиком. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться, высекая искры из кремня.

Немецкий колесцовый пистоль, 16 век

Колесцовый замок очень напоминал устройство часов и не уступал часам в сложности. Капризный механизм был очень чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня. Через 20–30 выстрелов он отказывал. Разобрать же его и почистить стрелок собственными силами не мог.

Поскольку достоинства колесцового замка представляли наибольшую ценность для кавалерии, оснащенное им оружие изготавливали удобным для всадника - одноручным. Начиная с 30-х годов 16 века в Европе на смену рыцарским копьям приходят укороченные и лишенные приклада колесцовые аркебузы. Так как изготовлять такое оружие начали в итальянском городе Пистоль, именовать одноручные аркебузы стали пистолями. Впрочем, к концу столетия пистоли производили и на Московском оружейном дворе.

Европейские военные пистолеты 16–17 веков представляли собой весьма громоздкие конструкции. Ствол имел калибр 14–16 миллиметров и длину не меньше 30 сантиметров. Общая же длина пистолета превышала полметра, а вес мог достигать 2 килограммов. Тем не менее, били пистоли очень неточно и слабо. Дальность прицельного выстрела не превышала нескольких метров, и даже выпущенные в упор пули отскакивали от кирас и шлемов.

В 16 веке пистолеты часто объединялись с холодным оружием, - навершием палицы («яблоком») или даже лезвием топора

Кроме больших габаритов, для пистолей раннего периода были характерны богатство отделки и причудливость конструкции. Пистолеты 16 - начала 17 века нередко делались многоствольными. В том числе и с вращающимся, как у револьвера, блоком из 3–4 стволов! Все это было очень интересно, очень прогрессивно… И на практике, конечно же, не работало.

Сам по себе колесцовый замок стоил таких денег, что отделка пистолета золотом и жемчугами существенным образом на его цену уже не влияла. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение.

Азиатские пистолеты отличались особым изяществом и высоко ценились в Европе

* * *

Появление огнестрельного оружия стало переломным моментом в истории военного искусства. Впервые человек стал использовать для нанесения урона противнику не мускульную силу, а энергию сгорания пороха. И эта энергия по меркам средних веков была ошеломляющей. Шумные и неуклюжие хлопушки, не способные ныне вызвать ничего, кроме смеха, несколько веков назад внушали людям большое почтение.

Начиная с 16 века, развитие огнестрельного оружия стало определять тактику морских и сухопутных сражений. Баланс между ближним и дистанционным боем стал смещаться в пользу последнего. Значение защитного снаряжения стало падать, а роль полевых укреплений - возрастать. Эти тенденции сохраняются до нашего времени. Оружие же, использующее химическую энергию для выбрасывания снаряда, продолжает совершенствоваться. По всей видимости, оно будет сохранять свои позиции еще очень долго.

Кинжал один из самых старейших видов клинкового оружия. Но особого расцвета кинжал достиг в эпоху высокого средневековья и ренессанса. Уже начиная с начала 13 века кинжал обязательно входит в снаряжение каждого рыцаря, а начиная с начала 14 века становится распространенным и среди остальных слоев населения. Особенно среди городских жителей. Но не смотря на огромное количество разнообразных кинжалов существовавших с 13 по 18 век все они входят в строгие рамки всего пяти типов.

1. БАСЕЛАРД. Кинжал швейцарского происхождения. Распространен с середины 13 по конец 16 века.



И его более поздний подтип кинжал Гольбейна.


2. БАЛЛОК. Еще называемый "мужской" кинжал. Если вы посмотрите на некоторые весьма характерные рукояти кинжалов такого типа, эпитет "мужской" не удивит вас не разу:-). Не зря по-русски его иногда называют "кинжал с яйцами". Отличительный признак баллока два круглых выступа на гарде. Наибольшее распространение баллок получил с 1300 года и вплоть до конца 17 века.





Именно к этому типу относятся знаменитые шотладские кинжалы ДИРК

3. КВИЛОН. Представляет из себя сильно уменьшенную копию романского или готического меча. Судя по Библии Матиевского этот тип кинжала был прекрасно известен уже в середине 13 века.



Этот тип кинжала просуществовал во многих вариациях с начала 13 века, и вплоть до начала 18 века. Говоря КИНЖАЛ - люди чаще всего представляют себе в воображении именно квилон. Вот например, эталонный квилон-дага 17 века:

4. "Ушастый" кинжал. Кинжал итальянского происхождения имел своеобразную рукоять, с двумя выступами, эдакими "ушками". Они крепились вместо навершия, сперва параллельно, а затем все с большим и большим углом друг ко другу.
Место между ушами стало точкой упора большого пальца, в случае так называемого «обратного хвата» – когда клинок выходит из кулака со стороны мизинца. Таким образом, удар с упором большого пальца становился особенно сильным - кинжал как бы вколачивали в цель.



5. Рондельный кинжал . Или просто рондель (франц. - диск) это вид кинжала с двумя дисками вместо навершия и гарды. Эти-то диски и дали название оружию. Именно к такому типу кинжала относились знаменитая мизерикордия - "кинжал милосердия".





Некоторые исследователи выделяют в отдельный вид СТИЛЕТ , другие же относят стилет к подвиду квилона. Стилеты (итал. stiletto от лат. stilus - "палочка для письма") получили широкое распространение позже других видов средневековых кинжалов. Их расцвет пришелся на 15-17 века.





И уважаемые друзья - вопрос. Надо ли писать про виды кинжалов подробно, или вас удовлетворит такая справочная информация?

В Европе меч в Средние века получил широкое распространение, имел множество вариаций и активно эксплуатировался вплоть до Нового Времени. На протяжении Средневековья меч претерпевал весьма существенные изменения.

Раннее Средневековье было эпохой упадка военного искусства, забвения традиций классической древности. Численность армий резко сокращается, тактика сильно упрощается; бои ведутся на открытом пространстве, оборонительная тактика используется крайне редко. Доспехи в упадке - только наиболее знатные воины защищены кольчугой или, реже, металлической чешуёй. В таких условиях на первый план выходят индивидуальные качества бойца и его вооружения, из-за чего роль меча в комплексе вооружения значительно повышается. При этом из-за упадка ремесла меч из массового рядового оружия, каковым он был в эпоху расцвета империи, превращается в вооружение элиты.

От эпохи Великого переселения народов до примерно VIII-IX века в Европе господствует так называемый меровингский меч (принятое в современном оружиеведении условное название, от династии Меровингов), который является по сути дальнейшим развитием позднеримской спаты.

Это рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет, дол достаточно широкий и неглубокий, масса меча не превышает 2 кг.

Наряду с мечами, германцы широко применгяли однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами (большие ножи или тесаки), такие, как скрамасакс. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения, зато много сражались на кораблях.

Около VIII - начала IX века получает распространение каролингский меч, или меч эпохи викингов (также условные современные обозначения). На самом деле мечи данного типа делались во Франкской империи, а к викингам попадали как добыча или товар, однако наибольшее количество находок связано именно со Скандинавией, где сохранялся языческий обряд помещения в могилу погребального инвентаря, включая оружие.

Каролингские мечи очень похожи на меровингские, но более изящны по форме и отделке, имеют более узкие и сильнее сужающиеся клинки с лучшим балансом, что делало их более быстрыми, удобными и гибкими в применении, появляется заточенное остриё.

Сталь для них использовалась лучшего качества, благодаря чему практически выходит из употребления техника сваривания клинка из нескольких заготовок с различным содержанием углерода. Меч всё ещё оставался очень дорогим и сравнительно редким оружием - так, согласно капитуляриям Карла Великого иметь его считалось обязательным только для кавалериста, способного позволить себе содержать боевого коня, пешие бойцы же часто обходились более дешевым вооружением.

Каролингские мечи типа А производились в одном из ремесленных центров Древней Руси.

В Высокое Средневековье (XI-XIV века) происходит рост городов и ремесел, повышается уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. Улучшаются и получают большее распространение доспехи, возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры, дуэли и бугурты. Бои часто проходят в стеснённых условиях (замки, дома, узкие улицы). Всё это накладывает отпечаток на меч.

Мечи этого периода принято называть романскими (фр. epеe romane), или рыцарскими (англ. knightly sword, arming sword), именно они по внешнему виду в наибольшей степени соответствуют представлению о европейском мече, укоренившемуся в массовом сознании, наиболее часто встречаются на средневековых миниатюрах и скульптурных изображениях. Их лезвие становится более длинным, толстым и узким, дол - узкий и глубокий. Клинок заметно сужается к острию, удлиняется рукоять, а навершие, напротив, становится небольшим, и при этом разнообразным по форме. Крестовина расширяется, обеспечивая лучшую защиту для руки - признак развития искусства фехтования.

В Позднее Средневековье (XV-XVI века) идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится всё более изощрённой. Появляются доспехи с высокой степенью защиты. Всё это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей - колоссально. Помимо одноручных мечей появляются полутораручные и двуручные мечи. Встречаются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно применяться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина». Многообразие европейских мечей:

- бастард;


- кацбальгер;

- цвайхандэр;


- фламберг;


- эспадон;


- клеймор;

- эсток;


- скьявона;


- шотландский корзинчатый меч;


- хаудеген;


- меч палача

Меч с широким лезвием и закруглённым концом.

Задачей классического вооружения является выполнение оборонительных или наступательных действий. Начиная с каменного века человечество эволюционировало, трудясь над созданием моделей, предназначение которых было и специфическим, и уникальным. Так, мастерами древности было разработано специальное необычное холодное оружие.

С чего все начиналось?

История холодного оружия тянется в и палеолит. Изделия того времени широко использовались во время охоты и в междоусобных сражениях. Это палицы и дубины. Создавались также кинжалы и ножи. Каменные изделия вскоре были заменены на кремниевые и костяные. Первое холодное оружие палеолита - это лук, который в то время считался самым совершенным из всех видов вооружения и был незаменим как на охоте, так и в битве. С открытием меди и бронзы создаются мечи, булавы, ножи и кинжалы. Новая эра холодного оружия началась в эпоху римской империи, когда основная роль в сражениях была отдана сабле.

Холодное оружие Средневековья

В IX столетии на эволюцию вооружения европейских стран оказало влияние их географическое расположение. По причине сходства народных культур технологии создания холодного оружия мастерами разных стран имели много общего. Существенный вклад в данный процесс внесло наследие римской империи. Также европейские страны позаимствовали некоторые элементы азиатских видов вооружения. Холодное оружие Средневековья, используемое в ближнем бою, классифицировалось по принципу действия. Как это было в античные времена.

Типы холодного оружия

Историки выделяют следующие типы холодного вооружения:

  • Ударный. К нему принадлежат булава, дубина, палица, цепь, кистень и шест.
  • Колющий. Данный тип холодного оружия может быть рукояточным (кортики, кинжалы, рапиры, стилеты и шпаги) или древковым (копья, пики, рогатины и трезубцы).
  • Рубящий. К нему принадлежат: боевой топор, коса и меч.
  • Колюще-рубящий: шашка, ятаган, алебарда.
  • Колюще-режущий. К нему относятся различные

Изготовление

Расширение знаний о свойствах металла и технологиях работы с ним дало возможность оружейникам экспериментировать. Очень часто оружие изготавливалось по индивидуальному заказу. Это объясняет наличие большого количества изделий различных форм и свойств. На развитие оружейного дела оказало влияние возникновение мануфактурного производства: особое внимание мастеров-оружейников теперь уделялось боевым качествам, а не декоративной составляющей. Тем не менее древнее холодное оружие не лишено своей индивидуальности. Каждое такое изделие в зависимости от мастерской, в которой оно изготавливалось, имело свой особый признак: маркировку или клеймо.

Любая модель изготавливается с определенной целью: для обороны или для наступления. Также имеется необычное холодное оружие, предназначенное доставлять врагу как можно больше мучений. География подобных творений мастеров очень широка. Она охватывает территории от Азии до Египта и Индии.

Что такое хопеш?

Это необычное холодное оружие представляет собой серп, базой для создания которого стали шумерские и ассирийские мечи и топоры. Хопеш производился в Древнем Египте.

Для работы использовали железо или бронзу. В своей конструкции данное необычное холодное оружие имело деревянную рукоятку и серп, позволяющий обезоруживать врага, цепляя за щит. Также при помощи хопеша осуществлялись рубящие, колющие и режущие удары. Конструкцией изделия обеспечивалась эффективность его использования.

Преимущественно хопеш применялся как топор. Удар таким холодным оружием предотвратить очень трудно, кроме того, он способен проломить любое препятствие. Во всем клинке затачиванию подлежал только его внешний край. Хопеш легко пробивал кольчуги. Обратная сторона была способна пробить шлем.

Необычный индийский кинжал

На территории Индии было создано необычное холодное оружие - катар. Данное изделие является разновидностью кинжалов. Это уникальное клинковое холодное оружие отличается от кинжалов тем, что его рукоятка имеет форму буквы «Н» и создана из того же материала, что и клинок.

В качестве опоры для кисти руки катар имеет два параллельных тонких бруска. Используется как способное проткнуть кольчугу. Обладание катаром свидетельствовало о высоком статусе воина.

Древненубийский метательный нож

Клинга - такое название получило необычное холодное оружие, используемое воинами племени Азанда, которое располагалось на территории древней Нубии. Данное изделие является метательным ножом, состоящим из нескольких лезвий.

Размер клинка составлял 550 мм. Устройство этого холодного оружия представляло собой три лезвия, тянущихся в разные стороны от рукояти. Клинга предназначался для нанесения противнику максимально болезненных ударов. Нубийский выполнял функцию очень эффективного оружия. Кроме того, он являлся отличительным знаком, подтверждающим высокий статус владельца. Клинга использовался только опытными и заслуженными воинами.

Уникальный китайский арбалет

Воины Китая до начала конфликта с Японией (1894-1895 гг.) укомплектовывались уникальным и очень грозным оружием того времени - многозарядным арбалетом чо-ко-ну. Данное изделие использовало натяжение и спуск тетивы. Вся конструкция работала при помощи одной руки: натягивалась тетива, болт попадал в ствол и производился спуск. Чо-ко-ну был очень эффективным и быстрым оружием: на протяжении двадцати секунд китайский воин мог выпустить около десяти стрел. Дистанция, для которой предназначался данный арбалет, достигала 60 метров. По своей проникающей способности чо-ко-ну давал небольшие показатели. Но в то же время оружие обладало высокой скоростью. Часто на наконечники стрел наносились различные яды, что делало чо-ко-ну по-настоящему смертоносным оружием. Если сравнить это древнее китайское изделие с современными аналогичными моделями, то по своей простоте конструкции, скорострельности и удобству в эксплуатации чо-ко-ну имеет много общего с автоматом Калашникова.

Что собой представляет макуахутл и тепустопильи?

Макуахутл - такое название получил используемый в сражениях ацтеками. Кроме материала, из которого он был изготовлен, макуахутл отличался от остального аналогичного оружия наличием заостренных кусочков Они были расположены по всей длине деревянного клинка. Размер меча составлял от 900 до 1200 мм. За счет этого ранения от макуахутла получались особенно ужасными: куски стекла разрывали плоть, а остроты самого клинка было достаточно для того, чтобы отсечь голову противнику.

Тепустопильи - еще одно грозное оружие ацтеков. По своей конструкции данное изделие напоминало копье, состоящее из наконечника и ручки. Длина рукоятки достигала роста человека. Клинок, размер которого соответствует ладони, подобно макуахутлу, оснащен очень острыми кусочками из обсидиана. По сравнению с деревянным мечом ацтеков, копье имело больший радиус поражения. Удачный удар тепустопильи мог легко пробить доспех и тело человека. Проектировалась конструкция наконечника таким образом, чтобы при попадании в плоть врага острие невозможно было сразу вынуть из раны. По замыслу оружейных мастеров, зубчатая форма наконечника должна была доставить противнику как можно больше мучений.

Не смертельные японские какутэ

Боевые кольца или какутэ считаются уникальными боевыми изделиями, которые широко использовались воинами на территории Японии. Какутэ представляет собой небольшой, охватывающий палец, обруч. Боевое японское кольцо оснащено одним или тремя наклепанными шипами. Каждый воин использовал преимущественно не более двух таких боевых колец. Одно из них надевалось на большой палец, а другое - на средний или указательный.

Чаще всего какутэ на пальце носилось шипами вовнутрь. Применялись они в ситуациях, когда требовалось выполнить захват и удержание противника или нанести незначительные повреждения. Боевые кольца с повернутыми наружу шипами становились зубчатыми кастетами. Основная задача какутэ - это подавление противника. Очень популярными данные японские боевые кольца были у ниндзя. Куноити (женщины-ниндзя) шипы какутэ обрабатывали ядами, что давало им возможность осуществлять фатальные нападения.

Гладиаторский нарукавник

В древнем Риме во время проведения гладиаторских поединков участники использовали специальный нарукавник, который еще называли скиссор. Это уникальное металлическое изделие одним концом надевалось на руку гладиатора, а второй конец представлял собой полукруглое острие. Скиссор не утяжелял руку, поскольку был очень легким. Длина гладиаторского нарукавника составляла 450 мм. Скиссор давал возможность воину блокировать и наносить удары. Ранения от таких металлических нарукавников не являлись фатальными, но были очень болезненными. Каждый пропущенный удар полукруглым острием был чреват обильным кровотечением.

История древних народов знает еще много видов необычного, специфического вооружения, которое изготавливалось древними мастерами с целью доставить врагу как можно больше мучений и отличалось особой изощренностью и эффективностью.

В Средние века вооружение и экипировка рыцарей и воинов без устали усовершенствовались. В V веке, когда мир перешагнул порог нового образа жизни, холодное оружие и доспехи остались на уровне развития античной эпохи. Лишь к началу IX века не осталось ни признаков примитивного ведения военных действий.

Процесс развития средневекового оружия

Эволюция вооружения в Средневековье зависела прямым образом от географического положения государства. Державы, которые находились недалеко друг от друга, похожим образом развивались, и это отображалось на технологии изготовления оружия. Историки объединяют их в целые группы.

Например, страны на территории современной Европы следовали примеру западно-азиатского вооружения, а сам процесс развития основывался на наследии Римской Империи. История Византии большей частью повлияла на эволюцию оружия и доспехов в Западной Азии.

Историки разделяют холодное средневековое оружие на несколько типов:

  • Ударной силы – дубина, булава, шест, палица, и конечно, кистень;
  • Колющее оружие с рукояткой и лезвием(кинжалы, шпаги, клинки, рапиры) и древковое оружие (копья с наконечниками, рогатины, пики, протазаны, копья с зубцами);
  • Рубящее клинковое оружие – разновидности топора для ближнего боя, меч(одноручный и двуручный), коса, анелас;
  • Колюще-рубящее с рукояткой(сабля, шашка, ятаган) и древковое(алебарда, полэкс, совня);
  • Колюще-режущее оружие в основном представлено разными ножами.

Особенности производства оружия в Средние века

Осваивая новые технологии обработки металла, мастера оружейного дела вносили нововведения в производство оружия. Часто оружейники работали по индивидуальному заказу. Этим объясняется большое разнообразие холодного оружия ближнего боя, его свойства и внешний вид. Переход на конвейерное производство стало возможным с развитием мануфактурных предприятий. Внешнему виду оружия уделялось все меньше внимания, основной целью было достичь эффективных боевых качеств. Полностью вытеснить отдельные мастерские по изготовлению холодного оружия большим организациям все же не удалось. Всегда существовали мастерские по изготовлению уникальных видов вооружения для обороны или наступления. Конкретного мастера можно было распознать по типичному клейму или маркировке. Вне зависимости от внешнего вида, оружие одного вида выполняло одни и те же функции.



Читайте также: