Ринат торты. Кондитер — шоу на пятнице с ренатом агзамовым

Компания Рената Агзамова, известного как кондитера для звезд, планирует производить торты по 500 руб. с персонажами мультфильмов. В интервью DK.ru известный кондитер рассказал, как он разделяет искусство и , почему делает торты по технологии производства оловянных солдатиков и зачем поедет на Каннский фестиваль.

Летающие торты

Наш сегмент очень сильно зависит от возраста детей наших олигархов. Если у богатых людей есть дети, то будут и заказы на такие торты. Для меня нет понятия «торт», для меня есть понятие – проект. Например, большая свадьба. Заказчики хотят торт на лошадях в натуральную величину в Дубай. Мне нужно продумать его нагрузку, центр тяжести, нужно, чтобы этих лошадей из пластилина слепили скульпторы.

С момента, как заказчик сказал, что у него есть идея и до ее воплощения, может пройти до трех лет. Каждый торт у меня делают 200 человек, независимо от того, огромный это торт или маленький.

Я не понимаю, как движется динамика в сегменте. В начале года у нас был мощный прирост – на 300% относительно прошлого года. А в августе было почти в три раза меньше заказов. Учитывая, что август и сентябрь это самые прорывные по свадьбам месяцы. От чего это зависит, сложно сказать.

Сейчас мы можем реализовать любые идеи заказчика. Хоть торт в виде самолета в натуральную величину. Я могу сделать все, что угодно. Если хотите, чтобы он полетел, он полетит. Я делаю торты по четыре тонны, с мониторами, вентиляцией внутри. Вопрос только бюджета – готовы ли вы за него заплатить.

Килограмм торта у нас стоит 2 тыс. руб.. Это среднерыночная цена по Москве. Плюс украшения, которые оплачиваются отдельно. Например, шоколадные цветы на украшения могут стоить 3 тыс. руб., а могут - в десять раз больше цены самого торта, если заказчик, например, захочет украсить торт своей фигурой. Самыми дорогими среди заказов в нашем ассортименте являются свадебные торты. А самыми многочисленными – торты для детей.

В ближайшее время мы с моей компанией «Фили Бейкер» выходим на новый, более массовый продукт. У меня заключены контракты с четырьмя мировыми мультипликационными и анимационными брендами, с которыми мы запускаем совместное производство. Это будет серийная продукция, торты, которые будут распространяться по всей стране. И они будут общедоступными – продаваться в магазинах по 400-500 руб., и декорированы будут известными персонажами.

Подписчики - заказчики

Когда только появился Instagram , я просто зарегистрировался, чтобы пользоваться в личных целях. Кажется, первой из моих звездных клиентов, которая отблагодарила меня в Instagram, была Ксения Бородина (телеведущая – DK.ru ). У меня тогда было всего 300 подписчиков, а потом прибавилось сразу 4 тыс.. (сейчас у Рената Агзамова 1,2 млн подписчиков – DK.ru). Я просто обалдел. Как такое возможно? А потом другие звезды начали меня благодарить в соцсетях.

И все начали друг другу об этом рассказывать. И так, по цепной реакции, информация о моих тортах начала распространяться.

Сам себе учитель

У меня часто спрашивают, как я этому научился? Если бы я этому научился, то это значит, что минимум пара десятков предприятий еще есть, где делают точно так же. Значит, что этому могут научить и других. А тогда где все эти люди, где такие технологии?

В изготовлении тортов я использую технологию, которую привез из Латвии. По ней делают оловянных солдатиков. Эту технологию, кроме меня, в пищевом производстве никто не применял. У меня очень много проектов, которые мы в компании сделали первыми в мире. Сейчас я спокойно к этому отношусь, а раньше гордился.

Все, что я когда-либо делал, я придумал сам. Никто меня не учил, я все осваивал самостоятельно. А готовить я начал с семи лет. Сначала готовил дома, с 12 лет я уже работал на пищевых производствах, где помогал брату, который практиковался на пищевых производствах. В нашей семье не только я, но и мой старший брат стали работать в пищевой отрасли. Он учился в кулинарном училище, а, так как я сидел дома один, я ходил к нему и помогал. И мне давали перебирать орех, резать бисквит.

Наше кулинарное образование – это желание отца, который хотел, чтобы мы были посвящены этой профессии. Он говорил: что бы ни произошло в жизни, повар точно голодным не останется. Как минимум, прокормить семью вы точно сможете, говорил он. Брат стал поваром, я - кондитером.

Моя специальность - повар-кондитер пятого разряда. Закончил училище я с красным дипломом. Выделяться я начал сразу, еще на первом курсе, потому что сразу освоил программу обучения на пять лет вперед, самостоятельно все изучал по книгам. И преподавательница говорила моей маме: «он станет не просто кондитером, он станет выдающимся кондитером». Я начал работать еще во время учебы. Мое первое настоящее место работы – «Сокол» в Сочи, куда я в 19 лет пришел кондитером. Через 3-4 месяца меня назначили бригадиром, хоть у меня не было опыта работы.

Я всегда обладал сильным характером, что позволяло мне становиться лидером в коллективах. В 19 лет я руководил бригадой профессионалов, у которых дети были моими ровесниками

Бизнес – отдельно, творчество - отдельно

В 2005 г., когда мне было 24 года, я пришел в компанию «Фили Бейкер», и сейчас являюсь ее руководителем. Во мне есть совершенно четкое разделение – Ренат Агзамов как творец и кондитер и Ренат Агзамов как руководитель компании.

Это две разные личности, и иногда они между собой спорят. Потому что у меня, как у кондитера, есть мечты, фантазии. Когда я руководитель, я работаю по сухому расчету: это четкое управление, цифры, финансы, и другие вопросы, связанные с бизнесом.

Это часть работы, которая совсем не связана с творчеством, но я это тоже делаю очень творчески, не совсем классическими методами. Мое креативное мышление и в управлении компанией очень помогает.

Не отпускать ни одного заказчика

Менеджерам я ставлю задачу, чтобы ни один заказчик от нас не ушел. Если хоть один клиент ушел, я устраиваю такой «разбор полетов», что никому мало не покажется. Я никогда не отпускаю своих клиентов.

Я должен сделать все, чтобы человек, который ко мне пришел, остался. Где нужно, я двигаюсь в цене, в других вопросах.

Каждый заказчик видит мое безумное желание что-то для него сотворить. Они не считают меня простым управленцем или бизнесменом. Они все видят, как я этим «горю», как я этим живу. Я могу ночью позвонить заказчику и сказать - давайте вот так сделаем, а давайте так. Клиенты знают, что если я взялся, то они от меня «вешаться» будут.

И мы никого еще никого не подвели. Ни в плане доставки, ни в плане эффектности. Если мне организаторы не предоставляют всего, что нужно, я «выношу мозг» заказчикам. Я заставляю их подписать 3 тыс. документов: высота, ширина дверных проемов, какое электричество. Я не хочу «сюрпризов», когда мы делаем огромный торт, а он в зал не заходит.

Иногда в помещение его невозможно занести. Зал огромный, потолки высокие, а с улицы дверь шириной 70 см. Чтобы этого не было, я заставляю подписывать кучу документов.

Американская система

Я кайфую от того, как американцы снимают фильмы. Какая бы звезда ни была, у них такие штрафы за нарушения, что все ведут себя согласно правилам. Никто не может себе позволить остаться в туалете на 3 минуты дольше. Перекуры запрещены.

Я использую американскую систему управления . Я не жесткий руководитель, но я люблю порядок, дисциплину. У меня никто не опаздывает. У нас с 8 утра начинается рабочий день, а в 7:30 все уже на местах. За десять лет у меня никто не опаздывал на работу. Кроме случаев, когда в Москве огромные пробки. Тогда даже я могу опоздать.

Я не терплю халатности. Все должны быть ответственными. Но я никого не штрафую. Если у человека что-то не получается, я не виню его, виню себя. Это значит, что я - плохой руководитель. Значит, не сумел разглядеть в нем того таланта, который может быть полезен компании. Я же взял его на работу, дальше это уже моя степень ответственности. Стараюсь максимально вырабатывать в людях ответственность, внимательность.

Беседовала Карина Каримова

Имя Рената Агзамова у многих ассоциируется с тортами, которые в его руках превращаются в настоящие произведения искусства. Для него слово «торт» – это не вкусный десерт, а интересный и увлекательный проект. Взрослые заказчики просят украсить его рояли, дворцами, фонтанами и даже черепами, а вот дети хотят увидеть на лакомстве фигурки своих любимых персонажей из мультиков. Сейчас Ренат не только занимается любимым делом, но проводит семинары и ведет телепроекты, которые отличаются высокими рейтингами. 36-летний кондитер многого добился в своей карьере, но он не собирается останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствуется. Своей личной жизнью Агзамов не менее доволен, так как жена и сын являются ее главными стимулами.

Ренат родился в 1981 году в Сочи. Его родители, по национальности татары, воспитывали также старшего брата Тимура. Еще в детские годы он испытывал интерес к кулинарии. Сначала мальчик вместе с братом помогал отцу резать овощи и готовить плов, а затем стал сам придумать разные блюда, самостоятельно осваивая все кулинарные премудрости. С семи лет Ренат готовил для своей семьи, а с двенадцати уже помогал брату, который учился в кулинарном училище и проходил в то время практику на пищевых производствах. Также юноша активно занимался боксом, но любовь к искусству приготовления пищи вытеснила спорт. Отец и мать были рады, что сыновья стремились получить кулинарное образование, так как считали эту профессию очень нужной.

Успешно окончив училище, Агзамов получил диплом по специальности — повар-кондитер 5 разряда. Еще в годы учебы преподаватели отмечали талантливого студента и пророчили ему блестящее будущее. Свою карьеру он начал в возрасте 19 лет, устроившись в сочинский ресторан. Вскоре юноша возглавлял бригаду поваров, которые были намного старше его по возрасту. Через пять лет он начал работать в компании «Фили Бейкер», а сейчас является ее руководителем. Ренату часто приходилось изготавливать праздничные торты сначала для родных и друзей, а потом стали поступать заказы от других людей. Вскоре кондитеру пришлось взять помощников, которые занимались созданием тортов. Весной 2017 он стал телеведущим, появившись в шоу «Кондитер» на телеканале «Пятница!». Также обладатель титула чемпиона России по кондитерскому искусству стал соведущим в кулинарном шоу «ТилиТелеТесто», в котором происходит соревнование между пекарями-любителями.

Агзамов не только делится своим мастерством, но и охотно рассказывает о личной жизни. Жена Лера является его любимой женщиной и музой, вдохновляющей звездного кулинара на новые задумки. Именем любимой он назвал свою лучшую работу – фонтан из шоколада и глазури. В семье подрастает сын Тимур, которого мама приучила к здоровому питанию. Мальчик пока не разделяет интересов отца, но Ренат надеется, что став постарше, сын продолжить его дело. Из всех сладостей телеведущий обожает белорусскую сгущенку, причем он может съесть за один присест целую банку. Когда Агзамову удается бывать в Италии, он от души наедается вкуснейшим мороженым.

На фото Ренат Агзамов с семьей: женой Лерой и сыном Тимуром

Жена строго следит за тем, что он кушает, но иногда кулинар ухитряется и в тайне от нее может быстро поглотить любимое лакомство. Из-за плотного рабочего графика ему нечасто удается побыть с родными. Также Ренат не может найти время, чтобы позаниматься босом, но когда подрастет сын, телеведущий обязательно запишет его в спортивную секцию, куда, возможно, будет ходить вместе с мальчиком.

Смотрите также

Материал подготовлен редакцией сайта сайт


Опубликовано 27.05.2017

«Все торты придумываю я - и только я. Никаких стилистов у нас нет. Я встречаюсь с заказчиком, устраиваю дегустацию, и мы обсуждаем проект. Если я буду заранее готовиться к этой встрече, то ничего предложить не смогу. А если приду без идей, лысый и голый, как сейчас на встречу с вами, то все вмиг придумаю.

Вот дайте мне сейчас любую тему, и я покажу, как придумываю торт. Спорт? Регби? Это мужу, да? Открываем телефон, забиваем в поиск картинок слово «регби». Плечистые парни бегают с мячом, а некоторые ловят мяч в полете. И тогда я вам скажу: «Давайте сделаем фигурку в полете. Ваш муж будет держаться за мяч и его ноги будут болтаться в воздухе. И точкой опоры у нас будет мяч». Должна быть фишка, и тут она заключается в антигравитации. Мяч я бы водрузил в центре последнего яруса торта, а внутри торта установил бы металлический фундамент, прикрепил бы к нему проволоку, провел бы ее через мяч и вывел в воздух - и к ней прикрепил бы вашего мужа. Еще я бы сделал пару его друзей. Или, если вы запрещаете мужу заниматься регби и его мама тоже против регби, я бы установил позади вашего мужа вас, а рядом с вами его маму. Вы держите мужа за майку, мама тянет вас за юбку, и вы все против того, чтобы он занимался регби, потому что он себя калечит. И все это будет съедобное - и вы, и ваш муж, и его мама. Разумеется, будет и портретное сходство, потому что мы работаем с фотографиями.

Теперь поняли, в чем разница между мной и другими кондитерами? При создании торта 99 кондитерских из 100 предложат вам в таком случае торт, посреди которого лежит мяч для регби. Ну может быть, ваш муж будет стоять рядом с мячиком - это если они умеют лепить людей. Маловероятно, чтобы вам предложили то, что предложил вам сейчас я.

Для меня это не просто работа, это творчество. Бывают заказы, когда я говорю: «Давайте не будем так делать, как вы хотите, это некрасиво», - и чаще всего заказчики соглашаются. А бывало несколько раз, когда они настаивали и говорили: хотим так. И мы делали так, только я говорил: «Мы вам этот торт отдадим бесплатно, мне не хватает совести брать за это деньги. И не говорите, что я его сделал».

Именно поэтому и любимого торта у меня нет. Каждый проект - как ребенок. Не могут родители одного сына любить больше, а другого меньше. За каждым тортом есть история, переживания, любовь. Могу скорее сказать, какой был самый удивительный. Недавно мы сделали торт на свадьбу в виде фонтана Треви - с натуральными фонтанами. Водоизмещение - полторы тонны, высота - 4,5 метра».

Как это делается

«Эти торты я называю искусством. Когда меня спрашивают: «Где этому можно научиться?» - я отвечаю: «Да нигде». Все это рождается в моей голове. Конечно, у меня есть кондитерское образование. Но не больше. Все, что я делаю, знают и умеют все нормальные кондитеры. Как отлить силиконовую форму, как растопить шоколад и залить его в форму - знают все. Как покрыть торт шоколадным бархатным велюром - тоже знают все.

Хотя, если честно, я был первым в мире (в мире!), кто отказался от мастики в пользу техники шоколадного велюра. Это было семь лет назад. И благодаря мне многие люди тоже навсегда отказались от мастики - и покупатели, и производители. Конечно, технику шоколадного велюра французы использовали еще до меня. Просто им обычно покрывали маленькие пирожные. Ведь что такое шоколадный велюр? Это шоколад с какао-маслом, который распрыскивают из пульверизатора. Но я первый в мире решил использовать технику шоколадного велюра на больших тортах. Поверьте, это было сложно. Мне сначала говорили: «Как ты это сделаешь, он же будет трескаться!» Конечно, будет, и первое время трескался, и еще как. Приходилось прорабатывать и начинки, и сам велюр. Торт ведь мягкий. Бум - и сразу трещина.

Поначалу ко мне приходили люди и говорили: «Мы хотим торт с мастикой». Я говорил: «Мы не делаем мастику». Заказчики отвечали: «Мы заплатим 300 000 рублей за свадебный торт с мастикой». А я говорил: «Нет, это исключено». Это моя принципиальная позиция. Я - бывший ресторанный работник. Для меня главным критерием качества является пустая тарелка. И когда недоеденное блюдо возвращается на кухню, шеф должен переживать: «Почему это не доели?» А в мастичных тортах 50% мастики не съедается: это же съедобный, но пластилин. Как обычно бывает: торт разрезают, выедают, а мастику оставляют. Бывает, мастика составляет 60% общей массы, если это, например, легкий торт-суфле, - зачем человеку за нее переплачивать?

Когда я продаю заказчику пять килограммов торта, то я продаю пять килограммов натуральной начинки. Мои торты съедаются полностью. Все украшения на них - съедобные. Съедобна эта огромная черепаха - она из шоколада. Съедобны эти сверкающие прозрачные сердца в руках амуров - это карамель. Потом уже, когда мы стали набирать обороты и начали делать торты шоу-бизнесу, все полюбили эту технологию, и теперь ко мне приходит очень много народу с фотографиями тортов и спрашивают: «Научите нас, мы не хотим делать торты с мастикой».

Как устроено производство

«У меня тут почти армейская дисциплина. Тысяча человек в подчинении. Всех знаю по именам. Мне не обязательно, чтобы у меня работали специалисты. У меня на фабрике нет ни одного профессионального кондитера, мне это не нужно, я - единственный. Мне скорее нужен на работу неумейка, которого я буду обучать под себя. Но мне важно, чтобы у всех, с кем я работаю, горели глаза.

Опрыскиванием шоколада у меня занимается человек с улицы, которого я просто научил покрывать торт шоколадным велюром. Когда технология отлажена, то ничего сложного в этом уже нет. Недавно пришла одна женщина, говорит: «Хочу у вас работать, я кондитер с двадцатилетним стажем». Я спрашиваю: «Что вы умеете делать?» Она отвечает: «Двадцать лет проработала на бисквитах». Я говорю: «Прекрасно». Ставлю ее на бисквиты, и оказывается, что у нас они делаются по-другому. Мне надо, чтобы яйца были теплые. А она мне говорит: «Нет, яйца должны быть холодные». Я говорю: «Секундочку, яйца должны быть теплые». Она мне: «Вы меня будете учить?» Я: «При всем уважении - надо делать так, как я говорю». Она: «Вы понимаете, что вы делаете неправильно?» Она проработала месяц, за который стало ясно, что нам друг с другом тяжело. Дальше мы вместе работать не стали. Она не смогла за месяц привыкнуть к тому, что у нас другая рецептура бисквита.

Я контролирую каждую мелочь. Мне тут недавно показалось, что у нас один крем слишком сладкий. Я говорю: «Рецепт требует 200 грамм сахара, а вы мне сделайте несколько вариантов, где сахара будет 100, 110, 120 грамм - и так далее». Но я тут же понимаю, что в тех вариантах, где сахара будет меньше, у крема будет другая вязкость, поэтому нужно будет увеличить количество кукурузного крахмала. То есть я дополняю указания фабрике: «Сделайте мне 10 вариантов крема просто с меньшим количеством сахара, и 10 вариантов, где меньше сахара, но больше крахмала. В общей сложности к пятнице мне должны сделать 20 образцов заварного крема. И к нему еще 20 изделий из слоеного теста, чтобы я видел, как этот крем на него ляжет. И все это не потому, что крем был плох, просто он показался мне чересчур сладким.

Если я не буду за всем следить сам, то все пойдет совсем по-другому. Сейчас мы открываем магазины с тортами попроще, и я попросил помощницу нарисовать мне, как будут стоять витрины и холодильники. Она нарисовала на бумажке. Я говорю: «Что ты мне даешь, сделай 3D». Она отвечает: «Я никогда так не рисовала». А я говорю: «Так я тоже никогда не рисовал! Скачал программу в планшет, научился».

И так со всем. Каждый винтик, каждый пункт любого договора - все знаю наизусть. Я без всяких юристов сделал такой договор с нашими поставщиками, что они просто вздернулись. Я создал контроль входа качества сырья. Я разработал систему контроля качества скотча и знаю толщину его клеевого слоя - бывает скотч зимний и скотч летний. Я знаю, какое количество целлюлозы в нашем гофрокартоне. У нас 240 наименований сырья, для всех них я лично создал спецификации по качеству. Все торты делаются из натурального сырья, за качество которого я лично отвечаю. Например, все молочное сырье, прежде чем пустить его в оборот, я проверяю в НИИ молочной промышленности. Да, я взорвал мозг поставщикам, но зато разбираюсь во всех товарах на уровне технолога. Так что это только кажется, что тортики легко производить. Это адский труд».

Как делаются шоколадные фигурки

«Черепах, амуров и все остальное у меня лепят профессиональные скульпторы. У нас одиннадцать скульпторов, четыре из них - члены Союза художников России. Они все универсальные, но у каждого свои особенности. Один - очень хороший портретист, ему как-то заказывали портрет президента России в золоте. Другой дядечка очень круто лепит ужастики - вот все эти фигурки к Хеллоуину. Зубы, драконы, трупы, смерть - все это у него прекрасно выходит, и делает он это с удовольствием. Он ни за что не согласится лепить ангелочка или Машу и Медведя - да я его и не попрошу. Слепить машинку или паровоз из одиннадцати моих скульпторов может только один - и только он один их и лепит.

Фигурки лепятся долго. Сначала делается фигурка из обычного пластилина. С нее снимается форма из непищевого силикона, в эту форму заливают гипс. Застывший гипс достают и полируют, чтобы поверхность фигурки была идеальной. После того как слепок отполировали, на нем, если надо, специальной бормашиной делается тонкий рисунок. Ну, например, если у нас на торте будет сидеть шоколадный мишка, то такой бормашиной рисуется его шерсть.

Когда гипсовая фигурка готова, она покрывается специальным лаком - это если нам нужно, чтобы шоколадная фигурка была глянцевой. Но если мы лепим, например, ангела - нам ведь не нужно, чтобы он был глянцевым, и мы его лаком не покрываем. Дальше мы берем этот чистый гипс и с него снимаем форму из уже пищевого силикона, в которую наконец будет залит шоколад.

Готовые формы мы не используем. Я специально ездил в Латвию учиться работать с силиконом. Выучился там всему - что такое процесс ингибирования, какой силикон для чего подходит, как массы друг с другом работают. Ежемесячно для этих фигурок мы покупаем порядка 600 килограмм силикона».

Как собирают торты

«Большие торты мы всегда собираем на месте, чтобы с ними не случилось ничего плохого в дороге. На праздники мы выезжаем сильно заранее и все везем отдельно: подставку для торта, коржи, еще не опрысканные велюром, фигурки. К тому же коржи мы еще предварительно сильно замораживаем в течение четырех часов: они не промерзают насквозь, но хорошо схватываются, становятся как деревяшка и спокойно доезжают до любой точки Москвы. Пока идет мероприятие - салатики, горячее, поздравления - торт спокойно отходит от заморозки, а мы проводим с ним все необходимые работы. Ну и кроме того, мы возим части наших тортов в машинах с наполовину спущенными колесами, тогда они едут мягче. Если все же во время транспортировки что-то случится, то у нас есть возможность тут же в течении часа все исправить и привезти запасные детали на такси.

Небольшие готовые торты спокойно влезают в джип или небольшой рефрижератор. Если, допустим, к нам приедет заказчик и скажет, что ему нужно отвезти небольшой торт на машине в Краснодар, то тогда мы будем замораживать этот торт двое суток, чтобы уже с ним гарантированно ничего не произошло в пути.

Есть страны, в которые нельзя провозить продукты в большом количестве. Так, если нам в Дубае заказали пятиметровый торт весом в две тонны, мы едем только с заранее отлитыми силиконовыми формами, а уже на месте организаторы закупают сырье, которое мне необходимо.

Бывает, что мы делаем торты и в домашних условиях - в духовке с двумя маленькими противнями, по 60 замесов на крохотной кухне. Года три назад делали в Ницце пятиметровый торт на кухне в 12 квадратных метров. Это была частная вилла, и на ее территории был маленький домик для приготовления еды. Собирали торт на улице. Стояла жуткая жара, мы обтянули веранду пленкой, поставили туда три мобильных кондиционера, которые выкидывали тепло наружу. Мы не смогли тогда добиться температуры в 4 градуса, при которой, по идее, и надо работать, но там было 12 градусов, а это лучше, чем 35 градусов на улице».

Кто это покупает

«Мы делаем от 100 до 250 тортов в неделю. Приходят заказы из Монако, Израиля, Америки - летаем по всему миру. Но мои заказчики в разных странах - это выходцы из России.

В основном заказы приходят из сегмента ивент-индустрии. Это узкий и тесный мир: свадьбы, торжества и так далее. Если бы в мире было что-то похожее, то меня бы уже давно обвинили в плагиате и не просили бы приехать издалека. То, что мои заказчики живут в разных странах, говорит о том, что пока легкое, но мировое признание у меня есть. Но не скажу, что меня знают во всем мире - нет, конечно.

На нашей работе очень сказывается сезонность. Летом - свадьбы, зимой - елки и снегурки. Если это кавказские свадьбы, то у них, чаще всего, классические торты: жених, невеста, цветы, ярусы. Потому что там много взрослых людей, которым важно уважение традиций. Может быть, молодежи и хочется торт с черепами, но они сами нам говорят: взрослые не поймут. А если это европейские, так сказать, свадьбы - то там совсем другое дело, я могу оторваться - и черепа на свадебный торт сделать, и более смелые решения предложить».

Есть ли у Рената конкуренты

«Нет. Вот скажите - Леонардо да Винчи и Сальвадор Дали могли бы быть конкурентами? Каждый выбирает себе то, что ему по душе.

Я сначала жутко ревновал, когда мои торты оказывались на страницах соцсетей чужих кондитерских. Я же реально ни одной идеи ни у кого не слизал. Сам придумываю, фонтанирую идеями, сам делаю, трачу силы, деньги, создаю объект - а потом его начисто слизывают. Когда меня начали подделывать, мои товарищи сказали: «Ренат, запомни, подделывают только бренды. Если тебя подделывают - значит, ты бренд, и к этому нужно относиться спокойно». И я подумал: наверное, да. Ведь когда я работал шеф-кондитером в ресторане «Ностальжи», там были французские кулинарные книги, и я их открывал, видел десерты с невероятной подачей, и тоже пытался их повторить.

Еще есть такой момент. Если люди хотят заказывать торт только у меня, а у них нет такой возможности, то они постараются его повторить. Пойдут в местные кондитерские с фотографиями моего торта. А там работают люди, которые кормят своих детей и пожилых родителей. И если благодаря моим тортам у них будет заказ и они смогут обеспечивать свою семью куском хлеба, то значит моя миссия в этом мире выполнена. И слава богу».

Известный российский кондитер. Чемпион России по кондитерскому мастерству, член Олимпийской сборной РФ по кондитерскому искусству и совета Гильдии шеф-поваров РФ. Ведущий шоу « Кондитер » на телеканале «Пятница!».

Ренат Агзамов. Биография и карьера

Ренат Агзамов родился 13 апреля 1981 года в Сочи. С детства интересовался искусством приготовления пищи, свой первый кекс испек в 7 лет. После окончания школы в Сочи отучился в местном кулинарном училище. Параллельно с этим вместе с младшим братом серьезно занимался спортом, даже завоевал титул чемпиона России по боксу. Однако со спортивной карьерой завязал, сделав выбор в сторону кондитерского мастерства.

Ренат Агзамов: «Моя бабушка посвящала меня в свои кулинарные секреты. Да и мой отец, в прошлом шеф-повар вагона-ресторана, всегда готовил. Я вырос в атмосфере большой любви к приготовлению пищи. Когда мне было 5-6 лет, отец нас с братом приучал правильно пользоваться ножами и другими кухонными инструментами. Это у нас семейное».

Начинал трудиться в сочинском кондитерском цеху. В 2002 году победил на чемпионате кондитеров в Краснодаре и тогда же принял решение вместе с братом ехать в Москву на заработки, а также за новой информацией и опытом. В столице устроился сначала в кафе-кондитерскую в Китай-городе. Затем, сменив несколько мест работы, 2,5 года был шефом-кондитером в ресторане «Ностальжи». О Ренате стали писать ресторанные критики, он приобретал популярность. Затем попал в сеть французских кондитерских Legato, где стал руководить целым рядом предприятий. Овладел основами учёта и прочими навыками управленца.

Через несколько лет Ренат влился в компанию «Фили Бейкер», которая открыла специально под Агзамова отдельный проект - фабрику «Фили Бейкер Премиум».

Ренат Агзамов - обладатель множества званий, в том числе: чемпион России по кондитерскому мастерству, призер чемпионата мира, член Олимпийской сборной России по кондитерскому искусству, член совета Гильдии шеф-поваров РФ.

Еще большую известность мастер кулинарных шедевров получил после того, как сделал торт для ведущей «Дома-2» Ксении Бородиной . Она разместила в Сети благодарность и фото лакомства. В итоге за короткое время количество инстаграм-подписчиков Рената достигло миллиона.

Ренат Агзамов: «Instagram сделал нас популярными во всём мире. Могу точно сказать, что благодаря ему у нас есть проекты в Дубае, Австралии, Америке, Японии. Наверное, мы бы и так там оказались, но лет через 20, не раньше».

Весной 2017 года Ренат Агзамов вместе с актрисой и звездой программы «Давай поженимся! » Ларисой Гузеевой и ее супругом, ресторатором Игорем Бухаровым , стал ведущим кулинарного шоу на Первом канале «ТилиТелеТесто », в котором между собой соревнуются пекари-любители.

В 2017 году Ренат стал ведущим кулинарного проекта телеканала «Пятница!» «Кондитер ». В реалити-шоу принимают участие кондитеры-любители со всей России, решившиеся кардинально изменить свою жизнь и научиться у Рената всем хитростям профессии. Весной 2018 года на экраны вышел второй сезон шоу, в 2019 году планируется третий. Агзамов не только ведет программу, но и выступает главным наставником молодых кондитеров.

Ренат Агзамов: «Каждый заказчик, придя ко мне, независимо от того, кто он, хочет прийти восторг. Значит торт должен заставить человека гордиться им и, конечно, доставить эстетическое и вкусовое удовольствие всем гостям. Вот основные требования. Но главный запрос - это индивидуальность. Каждый раз, выслушав заказчика, я должен удивить! И у меня это получается» .

Ренат Агзамов. Личная жизнь

Ренат Агзамов женат на Лере Агзамовой . Они воспитывают сына Тимура .

Ренат Агзамов: « Жена и сын, к сожалению, сладости не любят. Лера с детства приучила Тимура к полезному питанию. Он с большим удовольствием съест сельдерей, чем кусочек торта… Супруга - мой идейный вдохновитель. Лера даёт мне силы, заряжает, поддерживает. В честь нее я назвал одну из самых ярких и искусных своих работ - фонтан из шоколада и глазури. Он создавался почти полтора года. Хотя это совершенный проект, он все же не передаёт и части того, кто для меня моя Лера...»

», выпускающий эксклюзивные торты на заказ, запустила московская кондитерская фабрика «Фили Бейкер» в 2006 году. Несмотря на то что в компании работают десятки кондитеров, флористов, стилистов и дизайнеров, проект во многом является авторским: большую часть тортов придумал кондитер-монументалист Ренат Агзамов, ставший, по сути, лицом бренда. После того как фото с его многоэтажными тортами опубликовала ведущая «Дома-2» Ксения Бородина, о кондитере узнала российская эстрада, звёзды спорта и кино. С тех пор торты Агзамова регулярно попадают в телешоу, обзоры самых невероятных сладостей и достигают размеров автомобиля. В интервью 2ГИС Ренат Агзамов впервые подробно рассказал, как он оказался в Москве, почему отказался от своего проекта ради «Фили Бейкер», сколько приносят свадебные торты и каким должен быть идеальный десерт, чтобы его точно купили.

Ренат Агзамов

Главный специалист «Фили Бейкер Премиум»
35 лет

Для вас всё началось с переезда в Москву, верно?

Давайте по порядку. 1999–2001 годы - служба в армии, уже официальная. Так-то я в армии с 96 года. Мне было 15 лет. Я поступил в кулинарное училище и параллельно занимался спортом - боксировал за Центр олимпийской подготовки ЦСКА. Часто сборы проходили в Краснодаре, и я жил в казарме вместе с другими ребятами. Так что, когда меня призвали, я знал всех дембелей, и они меня помнили. Казарма была моим домом, всё было хорошо. Вдруг парализовало папу, инсульт. Мы срываемся с братом из Краснодара и уже не возвращаемся: на этом наша карьера боксёров накрылась медным тазом. Папа был главным кормильцем, приносил в семью деньги, вкладывался в наши соревнования. Стало ясно, что пришёл наш черёд кормить семью, а заодно вытаскивать папу из тяжеленного состояния. Пошли работать. Брат устроился поваром в ресторан, а я в кондитерский цех. Меня на самом деле с детства к этому тянуло, я с семи лет пёк кексы.

В 2002 году после победы на чемпионате [кондитеров] в Краснодаре сами собой появились амбиции. Я захотел, чтобы мои торты были на подиумах, как на показах мод. Идей было миллион: необычные узоры, формы, оригинальные сладкие украшения. И при том что ко мне реально обращался за тортами уже весь город, включая мэра, в цеху я был самым младшим, а рядом работали только женщины. Я был «мальчиком», заказчики так и говорили: «Пусть ваш мальчик торт сделает». Я понял, что всё, Сочи - это потолок, консервная банка, из которой никуда не сунуться. Сказал тогда своей начальнице: «Я хочу стать лучшим кондитером мира». А она, недослушав: «Ренат, хватит летать в облаках! Стой лепёшки катай». Мы в цеху делали лепёшки для пиццы, и я лично каждый день прокатывал 1800 штук. В общем, мне всё это надоело, задели творческую натуру за живое (улыбается), и я предложил брату уехать в Москву на заработки. Вернее, не столько из-за денег, сколько за новой информацией, новым опытом. Я хотел развиваться. А для того чтобы выиграть Чемпионаты мира, мало жить в Сочи. Нужно ехать в Москву. В 2002 году мы уехали.

Первые трое суток ночевали в поезде. Денег хватало только на еду. У нас было 15 000 рублей, из которых десятку мы отложили на обратный билет, если ничего не получится.

А я тогда всё ещё боксировал и по привычке одевался, как на тренировку. Представьте: спортивные штаны заправлены в носки, поверх них шорты и майка на футболке. Такой чисто спортивный «стайл». Я думал, что я дико круто выгляжу (улыбается), типа самый крутой спортсмен в округе. Пошли снимать квартиру, и нас тут же кинули. Пошли в другую - и там кинули. Москва! А ночевать-то где? Дошли до отстойника Курского вокзала, дали проводнице 200 руб., и она нас пустила в купе, закрыв, чтобы мы никуда не выходили - ни в туалет, ни помыться. А наш папа, в прошлом шеф-повар вагона-ресторана, всегда имел заветную тройку ключей в поезде, которые открывают все двери. Перед отъездом говорит: «Возьмите, пригодятся», и протягивает вместе с шерстяными носками и шапками. Мы бы, наверное, до сих пор там сидели закрытыми, если бы не папины ключики.

Утром шли искать работу, жилье и ночлег, а ночью возвращались. Я никогда не забуду, как одно агентство предложило нам квартиру на Звёздном бульваре. Я всех друзей обзвонил, маму порадовал: «На звёздном бульваре!». Мы ещё ничего не подписали, не заселились, а я уже раструбил (улыбается). Разумеется, нас опять кинули, и комнату мы нашли только в Красногорске. Вот с этого всё и началось.

Первое место работы помните?

Кафе-кондитерская в Китай-городе. Первое время я работал бесплатно, брался за любое дело - лишь бы чему-то научиться. Заходил, например, в кафе, видел блестящий шоколад и не понимал, как добиться такого блеска. А никто ведь просто так не расскажет. В итоге за первые полгода в Москве я сменил семь мест работы. Получал то, что мне было нужно, и уходил. Наверное, это не совсем честно, но меня так захватил процесс обучения, что иначе я уже не мог. Первое же по-настоящему место работы, где я пробыл 2,5 года, - это ресторан «Ностальжи», который тогда гремел. Легендарное место. Я был шеф-кондитером, причём до меня там работали одни французы.

Как вы туда попали?

Был кастинг: три иностранца, я и ещё один парень из России. Я выиграл. Как? Да просто. Вчистую повторил десерты ресторана «Бульвар», где я раньше работал. И вдруг обо мне все стали писать, ресторанные критики много хвалили.

Я стал делать по-настоящему неожиданные и неординарные десерты: мороженое с васаби и болгарским перцем, конфеты с чесноком, сладости на основе пива.

Москва к такому не была готова. Это сейчас так принято, а тогда был шок.

Вы специально так изгалялись? Заявляли о себе?

Нет, это всё из-за жажды нового - вкусов, сочетаний, реакций. Мне нужно было удивлять. Ровно это же требовал и ресторатор. Ему не нужен был чизкейк или тирамису, речь шла о чем-то большем. Могу сказать, что у нас всё получилось: мы удивляли. Но был один момент: люди это не ели. И когда мы садились за отчёт, я слышал: «Ренат, ты талантливый парень, но коммерция где? Бабки где?». Люди по-прежнему заказывали три шарика мороженого и лесные ягоды со сливками.В этом и была ваша главная ошибка?

Не ошибка. Это часть опыта, созревания. Правда, если бы я открывал ресторан сейчас, то в меню были бы только жидкие десерты - на основе фреша и сорбета. Я тогда смотрел на ресторанный бизнес изнутри: глазами кондитера, а не посетителя. У меня не было денег на рестораны. Когда к нам приходили депутаты или звёзды эстрады, я видел в зале богов, я немел. Выходил в зал и дрожал. Позже, когда я уже сам мог заказать дорогой стейк, плов, шашлык и салат, я понял, что после такого стола действительно не хочется брать конфеты с чесноком, пивом или васаби. Не хочется шарлотки с мукой. Пусть это будет что-то лёгонькое.

Если взять французские кулинарные книги, можно обнаружить, что почти в каждом десерте есть шарик сорбе из фруктов. Почему? А это дижестив.

Вот как есть аперитив - шампанское, мартини - любой алкоголь, который готовит организм к приёму пищи и вырабатывает желудочный сок, так есть и дижестив. Например, Jagermeister. Десерт должен работать, как эта настойка.

Не быть пломбой, которая «заткнула» человека, не встать поперёк горла, а дать расслабиться. Правильный десерт расслабляет, а не добивает. Тогда я этих тонкостей не знал. Кроме того, еда должна быть простой. Если у меня клубника или малиновый шифон, там не будет ореха или шоколада. Будет клубника или малина. Всё, по-моему, люди уже наигрались с кухней, всем хочется просто вкусно поесть. Кондитер может удовлетворять свои амбиции, но пусть заранее знает, что денег это не принесёт.

Что было после «Ностальжи»?

Меня пригласили в сеть французских кондитерских Legato. Её возглавлял известный ресторатор Михаил Зельман. Legato славились шоколадными конфетами ручной работы, в ассортименте было 60 наименований. В «Ностальжи» я был кондитером и руководил тремя людьми в цеху, а в Legato стал управлять сетью целых предприятий. Мне предстояло следить за рентабельностью, прибылью, выручкой. А я этого совсем не знал. Пришлось в короткие сроки овладеть основами учёта, разобраться в технологических картах. Я приобрёл первый в своей жизни ноутбук, начал вникать в Excel и расти как руководитель.

После Legato я решил заняться кейтерингом. Вместе с бывшим директором «Ностальжи» и одним человеком, тесно связанным с Кремлём, мы запустили проект Creative Catering. Сервис оказался более чем успешным: стартовые 50 000 $ мы отбили за три месяца. Однако один из наших компаньонов начал воровать, и союз распался. Важно и то, что я перестал менять женщин и решил вить гнёздышко. Это однозначно повлияло, на 100%. Я был готов уходить в свободное плавание и начинать свой проект.

У меня было много идей по тортам, по рознице, по технологиям, был договор с банком на кредит 500 000 $, и тут меня позвали в Татарстан. Дочь президента «Татарстан-банка» возглавила сеть кофеен «Шоколад», мне предложили ей помочь. Я за две недели всё организовал, наладил, сижу с отцом, мудрым пожилым татарином. Он спросил у меня, каким я вижу своё будущее. Я рассказал про свой проект, про кредит и услышал: «Запомни, если ты маленький, ты будешь, как ручеёк: течь, пока не случится засуха, пока не упадёт дерево. Мой тебе совет: присоединись к большому и станешь, как река: мощным потоком, которому ничего не страшно».

В этот момент я развернул мозг в обратную сторону: какой, блин, свой бизнес?! Задавят же!

Мудрый татарин был прав. Я вернулся в Москву, разработал серию новых тортов и начал искать большие компании для совместных проектов.

Компании какого рода?

Кондитерские фабрики, представленные в ритейле. Я брал торт с полки, смотрел этикетку, находил телефон производителя и просил соединить меня с владельцем (улыбается). В основном тётушки-операторы бросали трубку. Тогда я обратился в компанию «Фили Бейкер», с владельцами которой у меня были общие знакомые из Сочи. Уже тогда это был гигант, мегафабрика. Я рассказал о своих планах, им стало интересно, и произошло слияние двух... Хотел сказать гигантов, но на тот момент это было слияние гиганта с маленьким аппендицитом (смеётся). Конечно, амбиций и желаний было много, но я был ещё таким зелёным. Я был всего-навсего кондитером, это детский сад. А «Фили Бейкер» - это город в городе; огромное количество людей, фур, отгрузок; сумасшедшая логистика.Чем вы их заинтересовали?

Рынок остро нуждался в новинках, все большие сети - и Ашан, и Метро - ждали чего-то необычного. А это история про меня. Думаю, «Фили Бейкер» увидел во мне свежую кровь. Я ведь такой же маньяк и фанат своего дела, как они. Ну, харизма, может, сыграла роль. Они увидели, что я руководитель. И под меня построили ещё одну фабрику - «Фили Бейкер Премиум» - отдельный проект. Могу честно сказать, что никто тогда, даже я сам, не верил, что мы можем стать большой компанией с международными проектами. При этом все договорённости были на словах, мы ничего не подписывали. И это не дилетанты, это мощные бизнесмены большого масштаба. Они просто сказали: «Ренат, запускаемся, ищи место», и я им поверил.

2000

руб./кг средняя цена торта

Не опасались, что вас снова - как тогда с квартирой - кинут? Возьмут ваши идеи, при первой возможности от вас избавятся, а вы потом ничего не докажете.

Это была самая большая проблема, потому что об этом мне говорили все. Брат, мама, друзья: «Ты дурак! Куда ты вляпался?! Тебя хотят использовать, как тряпку. Сделаешь им торты, бизнес поставишь, а они потом тебя выбросят». Я это слышал каждый божий день. И хоть я человек с принципами, упёртый, но я начал колебаться. Особенно в тот момент, когда моя финансовая кислородная подушка сдувалась на глазах. Я согласился. Всё-таки «Фили Бейкер» - это очень порядочные люди, за ними была и есть репутация. В их честности у меня не было сомнений.

Первые торты «Фили Бейкер Премиум» помните?

«Панчо деревенский», «Наполеон деревенский». «Наполеон», кстати, был не просто слоёным тортом, это была горка кубиков слоёного теста. Я в своё время такой делал в «Ностальжи». Точно такой же поступил в розницу.

Вы делаете не только торты, но и шарлотки, пирожные, вафли. Что приносит вам наибольшую прибыль?

Всё приблизительно одинаково. Мы находимся в сегменте средних цен, у нас берут всё. Нельзя сказать, что мы «эконом» - с учётом курса доллара, инфляции и постоянного роста цен «эконома» сейчас вообще нет - но мы чуть ниже среднего, и по уровню рентабельности получаем примерно одинаковые цифры по всей продукции.

Больше всего приносят свадебные торты. Это 95% общей прибыли от заказов. А по количеству тортов на первом месте детские (60%). Их продаём больше всего. Детский торт - это 4–5 кг, а свадебный - 10-50-100 кг. Там совершенно другие деньги.

Когда начали работать с корпоративными клиентами? Можете назвать самых больших?

«Аэрофлот», «Лукойл», «Газпром», те с кого начали. По-моему, мы работали уже со всем «крупняком». При этом, по ощущениям, мы слабо окучиваем рынок корпоративных тортов. Там зазор ещё очень приличный, работать и работать.

Нет, я вообще не интересовался социальными сетями. Мы делали заказные торты очень ограниченному кругу людей, сарафан работал медленно, в силу подписчиков я особо не верил. А потом мы сделали торт для Ксении Бородиной, ведущей «Дома-2», она разместила у себя в ленте благодарность, показала торт, и дальше всё произошло очень быстро. За пару дней к моим 400 подписчикам прибавилось ещё 2000. А теперь их уже 1 000 000! И ведь я же не девушка с грудью пятого размера, не певец и не артист. Значит, людям интересен не столько я, сколько моё творчество.

Instagram сделал нас популярными во всём мире. Могу точно сказать, что, благодаря ему мы имеем проекты в Дубае, Австралии, Америке, Японии. Наверное, мы бы и так там оказались, но лет через 20, не раньше.

А потом вы уже целенаправленно стали использовать медийные ресурсы звёзд в своих интересах и с помощью них продвигать торты?

Частично да. Одна моя знакомая занимается продажей коньков. Однажды она рассказала мне, что после запуска шоу «Звёзды на льду» продажи коньков увеличились в десять раз. О чём это говорит? О том, что в нашей стране люди смотрят на звёзд и пытаются им подражать. В одежде, в манере поведения, в выборе ресторана. Иногда - в выборе торта (улыбается). Конечно, мы этим пользуемся. Да, наверное, можно считать этот планом, но поначалу я не придавал ему значения.

Кого вы можете назвать своим конкурентом?

В ритейле? Их немного. Если мы говорим про «скоропорт», то это «Круг», «У Палыча» и мы. У нас есть негласное разделение [рынка]: «У Палыча» делают в основном масляные торты, мы - сметанные, а «Круг» - ягодные. Это не специально, так сложилось.

А что вам мешает выпустить свои масляные торты?

Ну, зачем? Чтобы «У Палыча» завтра начали сметанные делать? (Улыбается). У каждого свой рынок, и мы стараемся другу друг дорогу не переходить.

А в сегменте премиум?

Вообще никого не могу назвать, ни за кем не слежу. Нет особого желания.

Отказывать клиентам приходилось? Предлагают что-нибудь совсем из ряда вон?

Бывает. Например, молодожёны просят сделать большой свадебный торт, «весь в розочках». Я говорю: «А где же стиль? В чём изюминка? Давайте будем отличать торт от клумбы». Расстраиваются: «Клумбы? Ну что ж, очень плохо, что вы такое не делаете» Ну да, не делаю, извините. Я не хочу опускаться до этого. А вы знаете, сколько ко мне обращаются людей с просьбой сделать торт в виде половых органов? О, их тьма. На каждый второй девичник или мальчишник. Всем отказываю. Даже если 10 млн предложат, я на это не пойду. Почему? Это не искусство, я не хочу этим заниматься. Я не хочу, чтобы обо мне думали, что я из-за бабок готов на всё. Это не так.

А как в «Фили Бейкер Премиум» относятся к тому, что вы фактически олицетворяете бренд, что вы стали его лицом?

Да, я олицетворяю бренд. Я и есть «Фили Бейкер Премиум», но как часть большой семьи. А главное, спросите любого бизнесмена, что его волнует? Его волнуют деньги. «Фили Бейкер Премиум» денежку приносит, а раз так, то мы на правильном пути.

1805.2016

Обложка: Jelly sweets, vintage engraved illustration



Читайте также: