Как правильно конспектировать информацию пошаговая инструкция. Методы конспектирования: как составить конспект по истории? Эффективные методы конспектирования

Инструкция

Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Полезный совет

Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.

Связанная статья

Источники:

  • конспект пишу

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования . Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, всего для подготовки полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.

Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно взаимосвязи между текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.

При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и , поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.

Видео по теме

План-конспект занятия отражает творческую мысль преподавателя и способен активизировать деятельность учащихся, направить их на качественное усвоение знаний. План отражает объем и содержание изучаемого материала, вид учебной деятельности обучаемых, оснащение и объем дополнительных заданий для самоподготовки.

Инструкция

Структура конспект а зависит от особенностей личности преподавателя, его работы и от особенностей аудитории. Предпочтительно составлять план-конспект в виде тезисов. В любом случае форма должна быть удобной для самого преподавателя.

Начинается план-конспект с указания темы занятия . Обычно она берется из тематического плана. Требование к теме – быть определенной, ясной и конкретной.

Далее указываются цели занятия .Образовательные цели – углубление знаний, повторение предмета и применение его в новых условиях, новым навыкам и умениям.Развивающие цели определяют, какое развитие обучаемого преследует преподаватель: мышление, наблюдение, творческое воображение и т.д.К воспитательным целям относятся эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, привитие к изучению данного предмета. Задачи выполняются в системе всего урока, ярко воздействуя на сознание обучаемого.

В плане-конспект е должны найти отражение наглядные пособия, технические средства обучения, другое оборудование.

Обрисуйте ход занятия : деятельность преподавателя и учеников, методы, . Несколько минут в начале отводится на закрепление связи с ранее изученным материалом. Интерес к занятию можно создать вопросом или нетрудным заданием. Наметьте форму контроля знаний.

Самая значительная часть занятия отводится для изучения новых понятий и способов действия. Новый материал творчески осмысливается на примерах, которые необходимо подготовить заранее и включить в конспект . Обучаемые должны самостоятельно подойти к решению неизвестного путем сравнения и обобщения.

Видео по теме

Источники:

  • План-конспект урока в 2019

От того, насколько удачно составлен конспект занятия , насколько детально продуман каждый его пункт, чаще всего зависит результативность всего мероприятия. В конспект е педагог должен подробно описать последовательность своих действий, а также предположить ответы или реакцию детей.

Инструкция

Затем укажите цель. Достичь поставленной цели по окончании занятия вам необходимо совместно с детьми. Для ее достижения нужно сформулировать и записать в конспект е задачи. Они должны быть обучающими, воспитательными и развивающими. Таким образом, знакомя ребят с новой информацией, вы должны позволить им получать знания, научить их методам исследования и в то же время подобрать такой дидактический материал, который бы позволил вам реализовать воспитательный момент.

Очень хорошо "срабатывает" на занятия х постановка проблемного вопроса, это позволяет педагогу организовать диспут. Соответственно, дети высказывать свою точку зрения и аргументировать данную позицию. В этом случае удачным является, например, работа с текстом (если занятие проводится по литературному источнику).

Так, если вы проводите занятие по Погорельского "Черная курица, или подземные жители", запланируйте в конспект е постановку вопроса: "Волшебное зернышко освободило Алешу от необходимости каждый день самостоятельно уроки. Но принесло ли ему это и почему?".

Если вы проводите занятие, например, по теме "Традиции нашей семьи", то стоит продумать в конспект е занятия творческие выступления семей, выставку их поделок, составление генеалогического семейного древа и т.д.

В конце конспект а необходимо запланировать время на подведение итогов занятия , а также на проведение рефлексии. Дети обязательно должны высказаться о своих впечатлениях, успехах и неудачах, поставить цели на будущее.

Видео по теме

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.

Вам понадобится

  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.

Инструкция

Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.

Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.

Пишите крупным , не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.

Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое ?», «Что такое ?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.

Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать. Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.

Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.

Используйте сокращения! Это могут быть:

Ваши личные:
слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.» и т.д.;

Словарные:
вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это , сократите его до «С.» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:
когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;

Правила написания статьи

Их несколько, и они не так сложны для запоминания, как может показаться на первый взгляд.

Правило №1. Прежде чем приступить к написанию статьи – правильно организуйте рабочее место. Очень важно, чтобы никто и ничто не отвлекало вас от творческого процесса. Вам обязательно понадобятся ручка, блокнот, простой карандаш или же открытый текстовый редактор на компьютере или ноутбуке. Приготовьте все эти принадлежности заранее.

Правило №2. Даже если хорошо знакомы с материалом – не поленитесь и проштудируйте два-три источника информации по теме статьи. Во-первых, это прекрасная возможность обогатить свои знания, а во-вторых, такой подход станет страховкой в случае, если вы в чем-то заблуждаетесь.

Правило №3. После того как вы внимательно ознакомились с материалами, приступайте к составлению плана будущей статьи. Ее структура обязательно должна включать в себя введение, основную часть (возможно, разбитую на один или несколько подзаголовков) и заключение. Запишите напротив разделов, должно быть выделено каждому из них. Соотношение знаков должно быть примерно следующим: введение – 1/5, заключение – 1/5, основная часть – 3/5 статьи. Т.е. если вы пишете статью объемом 5 тысяч символов без пробелов, на введение и заключительную часть необходимо выделить по тысяче знаков. Остальные три тысячи будут основной частью, которую также не помешает разбить на равные подразделы (по 1/5, или в данном примере, по 1000 символов на каждый из них). Однако, данное правило справедливо не всегда. Не забывайте также включать здравый смысл при его использовании.

Правило №4. Избегайте «разговорного» стиля. Статья должна быть максимально нейтральной, стилистически «выровненной». Особенно это касается новостного формата. Единственное исключение – статьи для блога. Здесь автор может себе позволить немного «расслабиться».

Секреты «вкусного» текста

Вы знаете, что статьи имеют вкус? Они могут быть «пресными», «безвкусными», «тягучими», «острыми», «ядреными», «смачными и т.п. Всех «кулинарных» эпитетов не перечесть. Почему же одна статья вызывает ассоциацию с безвкусицей и кажется пресной, а другая так и норовит обжечь? Почему одни тексты мы прочитываем и тут же забываем, а другие годами храним в закромах своей памяти? Все дело в профессиональных секретах.

Первый из них – эмоциональный фон. Статья может быть выдержана в совершенно нейтральном стиле, с идеально выровненной формой, но, при этом, на подсознательном уровне мы будем воспринимать ее совершенно по-другому. Почему? Потому что она содержит в себе мощный информационный пласт, скрытый за внешне нейтральными словами.

Кроме «особенных» слов, большое значение имеет внутренний ритм статьи. Попробуйте чередовать длинные и короткие предложения, задействуйте вопросительные и восклицательные знаки и вы сами почувствуете, как по-новому и неожиданно «заиграет» ваш текст. Только не переусердствуйте.

Есть еще один секрет, наверное, самый важный, без которого все перечисленные не будут работать. Пишите просто. Не вымучивайте из себя лишние знаки, не вытягивайте из себя заумные словосочетания, смысл которых даже вам не до конца может быть понятен – пожалейте читателя. Текст настоящей, «живой» статьи рождается не в голове, а чуть правее и ниже – в вашем сердце.

Видео по теме

Связанная статья

Необходимость усваивать большие объемы информации, озвученные на лекциях и содержащиеся в научной литературе, заставляет учащихся вырабатывать навык фиксировать эти сведения, записывать их в более кратком и понятном виде. Кроме того, конспектирование научных статей и монографий является одной из основных форм самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям. Поэтому умение «правильно» написать конспект является одним из самых важных в процессе обучения.

Инструкция

1 Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

2 Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

3 Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

4 Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

5 Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

6 Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Полезный совет

Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.

Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Почему необходимо научится писать конспекты и

Порядок ведения конспекта

Как красиво и правильно писать конспект

Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легче найти нужную информацию.

Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.

В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.

Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.



Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).

Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.

Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).

Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе

Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.

Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.

Особенности написания конспекта по ФГОСу

Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).

При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.

Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.

Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе

Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).

Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.

А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.

Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать

Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.

Порядок ведения конспекта

Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.

Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.

Написание конспекта — это не сложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.

ТУПОЙ КАРАНДАШ ЛУЧШЕ ОСТРОГО УМА.

ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ

Лекции в высшем учебном заведении или профессиональном колледже – это большой объём сложной многогранной информации. В школе уроки, как правило, ведутся размеренно, каждый ключевой элемент темы записывается на доске, а через 45 минут наступает перемена.

В вузе совершенно иная ситуация – лекции длятся по полтора часа, и преподаватель за это время успевает дать предельно большое количество нового материала, который необходимо не просто прослушать, а верно законспектировать и, затем, выучить. Чтобы успевать за лектором и не упустить ничего важного, можно взять за основу некоторые правила:

1. Забудьте о приобретении отдельной тетради для каждой дисциплины. Используйте единый блок с кольцами и съемными страницами . Дело в том, что в вузе все дисциплины между собой перекликаются и, периодически, приходится обращаться на одном предмете к конспектам по смежной тематике другой дисциплины. К тому же, гораздо удобнее класть в сумку блок в твердом переплете (рис. 1), чем каждый день собирать разные тетради в соответствии с расписанием занятий – как говорится: «Всё своё ношу с собой». Тем более, зачастую, лекции по тем или иным предметам могут понадобиться в самый неожиданный момент.

Для блока удобнее использовать съёмные листы (рис. 2) и разделители страниц (рис. 3), либо самоклеящиеся закладки (рис. 4).

Рисунок 1 – Тетрадь со сменным блоком

Рисунок 2 – Сменные блоки

Рисунок 3 – Разделитель страниц

Рисунок 4 – Закладки самоклеящиеся

2. Записывайте текст темы по смысловым блокам : каждый блок должен соответствовать пункту плана лекции. Используйте при этом чёткую нумерацию и красную строку. Удобно выделять ключевые моменты цветным маркером.

3. Учитесь грамотно сокращать слова . Возьмите себе за правило определенные языковые единицы при написании сокращать или использовать аббревиатуру. Речь идет не только о таких лексемах, как: и т.д., и т.п., и др. В соответствии с вашей специальностью в лекционных текстах постоянно будет присутствовать характерный перечень слов. К примеру, у филологов: «существительное», «прилагательное», «наречие» и т.д. – сокращаем: «сущ.», «прил.», «нареч.». У юристов: «юриспруденция», «юридическая наука», «правоведение», «философия юриспруденции» и пр. – сокращаем: «юриспр.», «юр. н.», «правовед.», «философ. юр.».

4. Научитесь выделять и записывать ключевые моменты темы . Как правило, преподаватель акцентирует на них внимание при помощи интонации или просит аудиторию записать то или иное конкретное определение или высказывание.

5. Всё, что пишет лектор на доске по обсуждаемой теме, необходимо в обязательном порядке конспектировать . Наверняка на зачете или экзамене вас спросят именно эти формулировки ответа, и преподавателю польстит, если вы повторите обозначенный текст, что скажется положительно на вашей итоговой оценке.

6. Используйте значки , которые будут подчёркивать важность информации (можно выработать даже свой собственный индивидуальный стиль), к примеру:

! — важно;

!! — очень важно;

? — под вопросом;

R — проверить;

Rm — запомнить;

U — посмотреть в учебнике;

ZB — пример (например).

7. Можно также обращаться к приёмам стенографии , заменяя часто встречаемые сочетания букв значками, например:

– «ность» можно обозначать одним значком ö (общительö, ущербö, материальöи);

«-ение» или «-анис» — значком ç

Ͼ использовать для обозначения части слова «-ический» (например соц. – социальный; соцϾ – социалистический).

8. Используйте различные математические обозначения или специальные значки :

В физике: v – скорость, а – ускорение, в математике – бесконечность, ≈ – приблизительно. Хотя не обязательно использовать данные значки строго в рамках одной дисциплины, к примеру, юрист или филолог также могут заменять слова какими-то выбранными ими символами.

Приведем пример наиболее популярных значков:

+ (плюс), = (равно),

≠ (не равно),

<, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д.),

± (погрешность, неточность),

⇒ (следовательно),

→ (влечение, «если, то …»),

⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),

∀ (для всех),

∃ (существует),

∅ (пустое множество),

∈ (принадлежит),

∉ (не принадлежит),

⊂ (включает в себя),

∪ (объединение),

⋂ (пересечение),

|| (параллельно),

∑ (сумма),

Или ↓ (возрастание, убывание);

9. Верхом мастерства является умение студентом записывать текст в виде схем, диаграмм или рисунков .

10. Не стоит надеяться на свою память – «Тупой карандаш лучше острого ума». Дело в том, что человек способен держать много дел в голове, но наш мозг может эффективно работать с 5-7 процессами одновременно (за редким исключением) Таким образом, записывая всю информацию на бумаге, Вы хорошо разгрузите свой мозг, освободив, таким образом, свою «оперативную память». Это позволит вам легче усваивать новый материал и избежать «каши в голове».

11. Говорим «нет» отвлеканиям . Во время лекций старайтесь сосредоточиться на их теме, и не прерываться на переписку по телефону или разговоры с сокурсниками. Ввиду инертности нашей психики, мозгу сложно перестраиваться на разные типы деятельности. Если Вы занимаетесь каким-то делом, производительность мозга медленно растёт (первые 15-20 минут) и после этого периода начинается пик его эффективности. Но если что-то или кто-либо Вас отвлекает, то Вам вновь потребуется после этого прерывания ещё 15-20 минут, чтобы войти опять в высокоэффективное состояние – легко усваивать и запоминать новый материал.

Хотелось бы отметить, что вы добьётесь бόльших результатов, если начнете учиться записывать вышеописанными способами конспекты ещё в школе.

Возможно, некоторые читатели возразят, что с учетом наличия новых технологий можно без труда записывать лекции на диктофон. Как журналист, попытаюсь опровергнуть данное мнение на основании собственного опыта: расшифровка (конспектирование записи) в последующем займёт у вас не меньше времени, чем если вы будете изначально записывать лекцию непосредственно на паре под диктовку. В аудиозаписи вам могут создавать помехи посторонние шумы присутствующих сокурсников, шёпот, шорох и т.д.

Если вы — аудиал , то для вас эффективнее всё воспринимать на слух и прослушивание записи поможет вам легко запомнить информацию, однако, большинство из нас – визуалы , которым проще выучить текст после его прочтения.


Обсуждение закрыто.

Что делать, если нужно подготовиться к сессии в максимально сжатые сроки? Лучшим помощником в подобной ситуации будут собственные записи. Проблема только в том, что не каждый знает, как сделать этот вид работы наиболее продуктивным. Данная статья как раз расскажет, что такое конспект и как его сделать наиболее полезным.

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком .

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

  1. Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
  2. Составить четкий план своей работы.
  3. Выделять только важную информацию.
  4. Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
  5. Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
  6. Оформлять материал в таблицы/схемы.
  7. Уделять внимание разборчивости своего почерка.

Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

Как оформить конспект?

Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:

  • даты;
  • имена;
  • географические принадлежности;
  • имена собственные.

Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста .

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Ещё один важный момент – цитирование . Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

Тезисы и конспекты

Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?

В отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план , на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.

Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.

Пошаговый ход работы:

  1. Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
  2. Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
  3. Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.

Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.

Классификация конспектов

Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

Виды конспектов:

    • плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу ;
    • текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
    • графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций , когда времени мало, а объем информации большой;
    • хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
    • свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.

Как правильно писать конспект — Учись, студент!



Читайте также: