Как стать региональным оператором в определенном регионе. Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ

Год экологии объявлен в России второй раз за последние пять лет, так как, по мнению экспертов, проблемы в области охраны окружающей среды становятся с каждым годом все острее.

Накануне нового года главной темой заседания Государственного совета РФ стал вопрос «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». В.В. Путин заявил, что на повестке - задачи поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития, решение которых, в первую очередь, должны улучшить качество жизни людей. Президент подчеркнул, что речь идет о развитии экономики страны, но с упором на решение экологических проблем.

Существенная часть запланированных Правительством РФ мероприятий на 2017 в рамках Года экологии посвящена обращению с отходами: от ликвидации незаконных полигонов и свалок до внедрения системы сбора ртутьсодержащих отходов.

Одним из ключевых компонентов реформы отрасли по обращению с отходами стал переход регионов на новую систему организации сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а именно: внедрение института «региональных операторов». Региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, обеспечивающее сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение ТКО в определенной зоне, отобранное на конкурсной основе, с которым обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами все лица, начиная с физических, заканчивая юридическими лицами, которые находятся в зоне его деятельности.

Для начала давайте разберемся, кого это касается, т.е. к кому имеет отношение непосредственно ТКО? Это хорошо видно из самого определения ТКО, которое дает законодатель: твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1, 89-ФЗ). Итак, это касается всех: от граждан, проживающих в многоквартирном доме до физических лиц, проживающих в индивидуальном строении, начиная с индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями.

Вся ответственность перед потребителями услуги, администрацией города, министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (это орган, который будет непосредственно регулировать деятельность региональных операторов в крае) и всеми контролирующими организациями за сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение ТКО будет возложена на одно юридическое лицо, которому будет присвоен статус регионального оператора. К слову, ответственность большая, срок, на который присваивается статус тоже серьезный от 10 лет.

Министерство ТЭК и ЖКХ КК разработало и утвердило территориальную схему обращения с отходами в Краснодарском крае, в соответствии с которой весь край делится на 11 зон. Для каждой зоны определяют региональных операторов на основании конкурсного отбора, требования к которому установило Правительство РФ. Для каждого регионального оператора установят единый тариф на услугу по обращению с ТКО, при этом тариф будет регулируемым (утверждается Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края).

Новая система по обращению с отходами предполагает исключение сбора и вывоза отходов из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества. Услуга по обращению с отходами становится коммунальной. Но на этом нововведения не заканчиваются. Принцип платности за загрязнение окружающей среды закреплен в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», внесением изменений в законы теперь каждый гражданин обязан платить за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое при образовании им твердых коммунальных отходов. Плата эта должна быть учтена в едином тарифе по обращению с ТКО, это упростит сбор данного неналогового платежа, а также оградит каждого жителя от необходимости исчисления и его документального сопровождения, региональный оператор самостоятельно будет перечислять денежные средства в бюджет одним платежом, за счет этого сумма в платежке коммунальных услуг за сбор и вывоз отходов вырастет.

В соответствии со статьей 5 и пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

9. Конкурсная комиссия выполняет следующие функции:

а) осуществляет вскрытие конвертов с заявками и конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок (далее - уведомление об участии во втором этапе), а также рассмотрение заявок и уведомлений об участии во втором этапе в установленном порядке;

б) проверяет документы и материалы, представленные в составе заявки и уведомления об участии во втором этапе на предмет достоверности сведений, содержащихся в этих документах и материалах, запрашивает дополнительную информацию, привлекает независимых экспертов в целях обеспечения экспертной оценки документации об отборе, оценки и сопоставления заявок, оценки соответствия участников конкурсного отбора требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами;

в) устанавливает соответствие представленных заявок и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами;

г) осуществляет оценку и сопоставление заявок, определяет победителя конкурсного отбора;

д) подписывает протоколы, составленные в ходе проведения конкурсного отбора, направляет заявителям и участникам конкурсного отбора уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях;

е) осуществляет иные функции, определенные организатором конкурсного отбора.

III. Документация об отборе

10. Организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает .

11. Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.

Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

12. Документация об отборе содержит:

б) описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами;

в) сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов);

г) сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора;

д) сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах;

е) сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами;

з) обязанности регионального оператора, в том числе:

обязанности по заключению договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами (далее - операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами);

обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости);

обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости);

иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

ч) срок подписания протокола о результатах проведения конкурсного отбора;

ш) срок подписания соглашения;

35. Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования, осуществляется в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

VII. Порядок вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок

36. Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками в срок, указанный в документации об отборе. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками осуществляется в день вскрытия конвертов с заявками после окончания срока подачи заявок.

37. обязан предоставить возможность всем заявителям, подавшим заявки, и (или) их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.

38. Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия объявляет заявителям, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов.

39. В случае установления факта подачи одним заявителем 2 и более заявок при условии, что поданные ранее этим заявителем заявки не отозваны, все заявки этого заявителя не рассматриваются и возвращаются этому заявителю.

40. Сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками, наименование, почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных документацией об отборе, значения критериев конкурсного отбора, указанные в заявке, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками.

41. Организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и фотофиксации документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок. (представители заявителей по доверенности), присутствующие при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять фотофиксацию документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок, аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов.

42. Протокол вскрытия конвертов с заявками ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с заявками и не позднее рабочего дня, следующего за днем вскрытия конвертов с заявками, размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте торгов.

43. Конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным настоящих Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:

а) непредставление документов, указанных в настоящих Правил, или наличие в таких документах недостоверных сведений;

б) несоответствие заявителя требованиям, установленным настоящих Правил;

в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;

г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.

44. Конкурсная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия заявителя требованиям, установленным настоящих Правил, у органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

45. Отказ в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в настоящих Правил, не допускается.

46. Срок рассмотрения заявок не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявками.

47. На основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании заявителя или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок. Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании его участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе с обоснованием такого решения и указанием требований, которым не соответствует заявитель, положений документации об отборе, которым не соответствует заявка, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об отборе. Такой протокол в день окончания рассмотрения заявок размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте торгов. Заявителям направляются уведомления о принятом конкурсной комиссией решении не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

48. В случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурсного отбора, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника конкурсного отбора от участия в на любом этапе проведения конкурсного отбора. Протокол об отстранении участника конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе подлежит размещению на официальном сайте торгов не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в таком протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений.

49. В случае если принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе всех заявителей, конкурсный отбор признается несостоявшимся и объявляется новый конкурсный отбор, который проводится в соответствии с положениями настоящих Правил.

VIII. Общие правила оценки и сопоставления заявок

50. Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок, поданных заявителями, признанными участниками конкурсного отбора.

51. Оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения в соответствии с критериями конкурсного отбора.

52. На первом этапе оценки и сопоставления заявок срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 5 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе.

Лучшие условия исполнения соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги регионального оператора.

В случае если показатели других участников конкурсного отбора превышают минимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора не более чем на 2 процента, лучшие условия исполнения соглашения определяются среди предложений указанных участников конкурсного отбора исходя из наибольшего количества содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев качества оказания услуги региональным оператором.

В случае если в результате сопоставления заявок установлено, что лучшие значения критериев качества оказания услуги региональным оператором предложены несколькими участниками конкурсного отбора, заявки ранжируются в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки. Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок становится участник, направивший заявку раньше.

53. На основании результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер.

Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок признается участник конкурсного отбора, заявке которого присвоен первый номер.

54. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол первого этапа оценки и сопоставления заявок.

55. В случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в настоящего пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.

Во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов.

56. Второй этап оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок.

57. Уведомление об участии во втором этапе должно содержать следующую информацию:

а) сведения об участнике конкурсного отбора - полное и сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, номер телефона, идентификационный номер налогоплательщика;

б) документы и сведения, подтверждающие соответствие участника конкурсного отбора требованиям, указанным в настоящих Правил;

в) расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, включая параметры регулирования тарифов, осуществленный в соответствии с документацией об отборе, и значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

58. Приведенная стоимость услуги регионального оператора не может быть выше, а значение критериев качества оказания услуги региональным оператором не может быть хуже соответствующих показателей, указанных в заявке победителя первого этапа оценки и сопоставления заявок.

59. Конкурсная комиссия вскрывает конверты с уведомлениями об участии во втором этапе в срок, указанный в документации об отборе, и в порядке, указанном в настоящих Правил.

60. Конкурсная комиссия рассматривает уведомление об участии во втором этапе на предмет соответствия требованиям, установленным и настоящих Правил, и осуществляет проверку соответствия участников конкурсного отбора требованиям, установленным настоящих Правил. Уведомление об участии во втором этапе отклоняется конкурсной комиссией в следующих случаях:

а) непредставление документов, определенных настоящих Правил, либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

б) несоответствие участника конкурсного отбора требованиям, установленным настоящих Правил;

в) несоответствие указанных в уведомлении об участии во втором этапе предложений требованиям, установленным настоящих Правил.

61. На основании результатов рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе конкурсной комиссией принимается решение о допуске участника конкурсного отбора ко второму этапу оценки и сопоставления заявок.

62. В случае если ни один из участников конкурсного отбора не направил уведомление об участии во втором этапе или все уведомления об участии во втором этапе были отклонены конкурсной комиссией, второй этап оценки и сопоставления заявок считается несостоявшимся.

63. Победитель второго этапа оценки и сопоставления заявок определяется в соответствии с и настоящих Правил.

64. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания второго этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол второго этапа оценки и сопоставления заявок.

65. Победителем конкурсного отбора признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся.

66. Участникам конкурсного отбора направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания соответствующих протоколов.

67. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания протокола второго этапа оценки и сопоставления заявок, а в случае, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся, - не позднее чем через 15 дней со дня подписания протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.

IX. Особенности проведения оценки и сопоставления заявок при первом проведении конкурсного отбора

68. При первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную настоящих Правил.

69. Оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора и в порядке, которые установлены документацией об отборе.

70. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

71. Лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.

72. На основании оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер.

73. Победителем конкурсного отбора признается , чьей заявке присвоен первый номер.

В случае если в результате сопоставления заявок установлено, что лучшие значения критериев конкурсного отбора предложены несколькими участниками конкурсного отбора, указанные заявки ранжируются в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки. Победителем конкурсного отбора становится участник, направивший заявку раньше.

74. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания ею протокола рассмотрения заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.

75. Участникам конкурсного отбора направляются уведомления о принятом конкурсной комиссией решении не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания соответствующего протокола.

Обзор документа

Регламентирован порядок проведения уполномоченными органами власти регионов конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Прописаны правила формирования и работы конкурсной комиссии. Установлены требования к документации об отборе. Информация о проведении конкурсного отбора размещается на сайте www.torgi.gov.ru.

Определены требования к участникам отбора. Установлены критерии отбора. Ими являются стоимость и качество услуги регионального оператора. Качество услуги включает в себя критерии надежности, оперативности, открытости и исполнительности. При первом проведении отбора могут быть установлены дополнительные критерии качества услуги - мощность, квалифицированность, обеспеченность, экологичность.

Установлен порядок подачи, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок.

Региональный оператор по обращению с отходами – одно из нововведений нашего государства в «мусорной» сфере. Отходы образуются постоянно и в огромных количествах, управлять ими достаточно сложно. Именно для улучшения регулирования процессов в данной области в настоящее время проводится реформирование системы обращения с ТКО.

Схема обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами, ранее ТБО, читайте ) претерпевает в настоящее время ряд изменений. Внедряемая в 2017-2019 гг. система призвана преобразовать структуру работы с ТКО.

С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами на конкретной местности.

Итак, единый региональный оператор по обращению с отходами представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее чем на десятилетний срок.

Главная цель, преследуемая оператором «по мусору», – реализация требований региональной политики в области обращения с ТКО на территории вверенного субъекта РФ. Таким образом, региональный оператор нужен в качестве инструмента для экологического и экономического регулирования данной сферы государством.

Как происходит выбор регионального оператора

Как уже упоминалось, регионального оператора выбирают по результатам конкурсного отбора, все правила которого подробно прописаны в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.

В документе говорится, что выбор организации для работы с ТКО осуществляется специально собранной конкурсной комиссией, к членам которой предъявляется ряд требований. Так, в постановлении указаны лица, выпадающие из списка возможных участников комиссии. К последним относятся мужья/жены руководителей компаний-конкурсантов, их близкие родственники, оценщики заявок, сотрудники организаций, участвующих в конкурсе и т.д.

Комиссия, состоящая как минимум из 5 человек, называет решение на основании большинства голосов участников заседания. При равном количестве голосов выбор оператора осуществляется председателем экспертной группы.

Конкурсные документы размещаются на сайте torgi.gov.ru примерно за 20 суток до даты окончания времени подачи заявок. Организатором конкурса устанавливаются требования к обеспечению заявки, которые прописываются в соответствующих документах.

Конкурсанты в свою очередь должны удовлетворять следующим основным положениям:

  • они обязаны иметь государственную регистрацию в РФ и лицензию на работу с отходами 1-4 классов опасности;
  • не должны быть признаны банкротами;
  • их деятельность не может быть приостановлена в результате административного нарушения;
  • у них должна отсутствовать задолженность выше определенного размера по выплате налогов, штрафов и т.п. за прошлый календарный год;
  • руководители и главные бухгалтеры компаний не должны иметь судимостей за экономические махинации.

При выборе оператора комиссией оценивается 2 критерия: указанная стоимость всех услуг и степень их качества, определяемая по ряду показателей.

Заявки на конкурс подаются в письменном виде в закрытом конверте, который не позволяет просмотреть его содержание до непосредственного вскрытия.

Обязанности регионального оператора

Региональным оператором по обращению с ТКО должен выполняться ряд обязанностей, в перечень основных входят:


Об одном из региональных операторах и его задачах рассказывают корреспонденты новостей Ставропольского края в следующем видео.

Перечень региональных операторов

За декабрь 2017 г. были отобраны следующие региональные операторы:

  • МУП «Иультинское», Чукотский АО, предприятие осуществляет деятельность в пределах округа Эгвекинот;
  • АО «Управление по обращению с отходами», Сахалинская область;
  • ЗАО «Управление отходами – НН», Нижегородская область;
  • АО «Управление отходами», Саратовская область.

Кроме того, конкурсные отборы операторов будут осуществлены к концу 2018 г. в Свердловской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской и др. областях, а также в Красноярском крае, Карелии, на Алтае и в Санкт-Петербурге.

По состоянию дел на 01.01.2018 региональные операторы выбраны в 21 регионе РФ.

Работа региональных операторов направлена на реализацию множества задач, качественное решение которых позволит выстроить четкую схему всех действий, осуществляемых с постоянно образующимся мусором. Однако после внедрения изменений были выявлены некоторые проблемы. Поэтому новая система по работе с ТКО требует усовершенствования.

4718

Правовое положение регионального оператора

Региональный оператор – это организационная структура, созданная для формирования и ведения специализированного фонда, чьи активы предназначаются для осуществления периодического и жилых объектов. Такая компания действует как юридическая общность, и ее функционирование регламентировано ЖК РФ (Жилищным кодексом России).

Региональный оператор капитального ремонта создается уполномоченным представителем властей по субъектам России. Государственное отделение может образовать несколько таких организаций для осуществления полномочий в отдельной области региона. Сама структура не имеет возможности создавать собственные подразделения – ее деятельность строго регламентирована федеральными и местными нормативно-правовыми актами.

Деятельность по руководству некоммерческой организацией передается лицу, которое было назначено в результате отбора. Претендент для управления назначается в соответствии со следующими требованиями:

  • Является гражданином России .
  • Имеет высшее юридическое, экономическое или строительное образование.
  • Обладает знаниями в области информационных технологий и обращения с компьютером.
  • Имеет опыт работы не менее 3 лет на руководящей должности, а в или строительства – 5 лет.

Цели образования регоператора:

  1. Организация общего имущества многоквартирного дома.
  2. Аккумулирование финансов за счет граждан на проведение реставрации и ремонта жилой недвижимости.
  3. Взаимодействие с исполнительными органами в области производства восстановительных работ.

Некоммерческая структура обладает следующими возможностями согласно положениям ЗК РФ:

  • Образовывать профессиональные союзы и ассоциации с иными аналогичными структурами, а также входить в состав таких объединений.
  • Быть членом специализированной компании, если это обусловлено необходимостью эффективного исполнения должностных обязанностей.

Функции и обязанности регионального оператора

Функциональные обязанности регоператора заключаются в создании и сопровождении , чьи активы будут использованы на осуществление реставрационных работ жилой недвижимости.

Основные функции такой структуры, регламентируемые ЗК РФ:

  1. Взаимодействие с муниципалитетом для организации деятельности структуры.
  2. Аккумулирование гражданских взносов, направленных на восстановление недвижимости, происходит посредством инвестирования финансов в банки и иные кредитные организации.
  3. Создание спецсчета , если владельцы недвижимости изъявили о таком желании путем общего голосования.
  4. Составление строительной сметы и выполнение иных функций заказчика.
  5. Проведение работ в оговоренный период. Срок утверждается на основании , оглашенной на очередном сходе собственников подотчетной недвижимости.
  6. Мониторинг качества проведения и сроков исполнения услуг .
  7. Размещение информации о своей профессиональной деятельности на сайте организации.

Иные функциональные обязанности могут быть определены в учредительных документах такой некоммерческой структуры. Порядок организации ее деятельности определяется законами РФ.

Если при проведении капитального ремонта конкретного многоквартирного дома средств недостаточно – нехватка компенсируется за счет финансов иного объекта недвижимости. При этом такая возможность может быть ограничена местом расположения зданий. Денежные средства также могут быть привлечены из муниципальной казны за счет будущих взносов.

Региональный оператор может выступать в качестве уполномоченного органа на проведение мониторинга состояния зданий. В некоторых случаях в лице заказчика строительных услуг законом допускается участие муниципального органа по субъектам Федерации или отдельным городам (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

Формирование фонда капремонта на счете регоператора

Фонд регионального оператора формируется за счет взносов владельцев недвижимости многоквартирного дома, средств учредителя такой организации и субсидий из муниципального органа . Порядок образования денежного капитала для отдельной структуры регламентирован ее учредительным документом.

Регоператор при создании фонда может открыть спецсчет на свое имя, на который будут перечислены средства. Такое действие исполняется ввиду волеизъявления собственников жилых помещений. Финансовые операции некоммерческой организации должны быть прозрачны. Управляющий орган структуры публикует необходимую отчетность и копии документов на своем официальном сайте, а также доносит нужные сведения для заинтересованной стороны при ее обращении.

По случаю проведения капремонта регоператор обязан:

  • Уведомить жильцов подотчетной недвижимости о начале проведения ремонтных работ.
  • Подготовить необходимую проектную документацию.
  • Заключать соответствующие договоры с подрядной организацией на оказание строительных и реставрационных работ.
  • Осуществлять над исполнением задачи.
  • Производить приемку объекта недвижимости.
    Владельцы недвижимости при формировании единого фонда обязаны:
  • Платить по обязательствам путем ежемесячных взносов и представлять квитанции в управляющий орган регоператора.
  • Участвовать в организации собрания собственников.
  • Принимать решения по поводу проведения капитального ремонта.
  • Запрашивать необходимые сведения о реализации программы.

Если был проведен досрочный ремонт недвижимости без использования средств муниципалитета и регоператора (на деньги из взносов жильцов), и это мероприятие не было запланировано в качестве капитального ремонта – величина потраченных финансов будет засчитана в качестве будущих восстановительных работ.

Регоператор – владелец спецсчета

Регоператор не может отказать в открытии спецсчета, если такое было принято на общем собрании собственников многоквартирного дома. При несвоевременной подаче протокола владельцев недвижимости некоммерческая организация может приостановить делопроизводство до момента исправления нарушений.

Счет регионального оператора может быть открыт в банке или ином финансовом учреждении, аккредитованном в России, чей суммарный капитал составляет не менее 20 млрд. рублей . Перечень таких организаций публикуется на официальном портале Центробанка России. Выбор кредитной организации для открытия спецсчета осуществляется на конкурсной основе.

Заключение

Региональный оператор – некоммерческая организация, создаваемая для осуществления контроля за надлежащим состоянием жилищных объектов. Основные моменты деятельности такой структуры:

  1. Руководитель назначается исполнительным органом субъекта Федерации.
  2. Деятельность за счет взносов владельцев подотчетной недвижимости, субсидий муниципалитета и аккумулированных средств.
  3. Фонд капитального ремонта формируется на спецсчете организации по решению собственников недвижимости.
  4. Возмещение ущерба владельцам жилья происходит в соответствии с гражданским законодательством.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по деятельности регионального оператора

Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Для чего создается региональный оператор?

Ответ : Здравствуйте, Николай. Согласно регоператор создается для организации и проведения капитального и периодического ремонтов объектов жилой недвижимости.

В Брянской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируются запустить до конца 2018 года. В марте 2018 года был объявлен конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их а территории Брянской области должно быть 2 – по количеству зон, на которые поделен регион в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. 28 апреля и 3 мая текущего года департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области подписаны соглашения с победителями конкурсных отборов, которыми была признана ОАО «Чистая планета» на двух зонах.
С началом осуществления региональными операторами своих обязанностей в полном объеме услуги по вывозу и утилизации мусора перейдут из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях они будут выведены в отдельную строку. Изменится и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в домовладении или квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше.
В связи с этим у граждан может возникнуть множество вопросов о работе регионального оператора по обращению с , поэтому и была организована такая встреча.

Все ли жители обязаны платить за услугу регионального оператора по обращению с ТКО?

Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора рассылается всем жителям области. Основанием для оплаты служит подписанный с Региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с Регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то Регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.

Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?

В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

Планируется ли увеличение платы за мусор? Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияют на повышение цены на данную услугу? Что улучшится с приходом регоператора?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.
Во-первых , в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.
Во-вторых , является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.
Третьим фактором , который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

О росте тарифа известно и в Правительстве Брянской области, и в Правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя Правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в Правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении Регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.

Всем известно, что на рынке вывоза отходов работало много недобросовестных транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей. Они брали с потребителей плату за вывоз отходов на полигон, а сами, желая побольше заработать и не платить полигону за размещение отходов, сваливали их в незаконных местах: на обочинах дорог, на окраинах промзон городов, на опушках лесов.

С появлением регоператора ситуация должна измениться. Теперь все, у кого образуются , обязаны иметь договор на вывоз только с регоператором. Тот, в свою очередь, привлекает местных операторов – транспортные компании и полигоны. При этом все полигоны по захоронению ТКО должны быть оборудованы весами. Вывозящие компании получат оплату только в случае доставки отходов на заранее определенный полигон, а полигон – только в случае поступления отходов к ним.

Планируется ли установка контейнерных площадок в частном секторе?

Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей.

Если региональный оператор отвечает за обращение с ТКО, кто будет убирать несанкционированные свалки?

В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение 30 дней свалка ликвидирована не будет, то регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156

Что изменится с началом работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Ещё в конце 2014 года Президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень: разработаны и утверждены территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области, региональная программа «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 -2027 годы», приняты общие для всей области нормативы накопления отходов.
Региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках данных документов на территории зон деятельности:
1) деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов, если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов – полигонам;
2) задача регоператора – обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области. Очень многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой.
3) С организацией вывоза отходов из частного сектора решаются и экологические проблемы. Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены были искать незаконные способы избавиться от своих отходов – сжигать их или сваливать в ближайший овраг. Так же поступают и недобросовестные предприниматели, не желающие оплачивать услуги по вывозу и захоронению своих отходов. По этой причине и появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей частного сектора и предпринимателей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.



Читайте также: