Нарисуй хвоинки показав особенности их формы. Конспект урока окружающего мира "что такое хвоинки"

Цели и задачи урока:

  1. познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
  2. содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  3. содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас– определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Дети хором говорят стихотворение:

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте. )

II. Актуализация знаний.

а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья? )

– Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист. ) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом. ) Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза , тополь, клен американский, вяз, черемуха, ива, дикая яблоня. ) А какие кустарники? (Сирень, бузина красная, шиповник. )

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.

Игра “ С какого дерева листок?”.

Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.

б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.

III. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев. ) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)

Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают. )

IV. Открытие нового знания.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

На экране – изображения сосны и ели.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок– скок– скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Практическая работа.

Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.

Физкультминутка.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

  • Название дерева.
  • Лиственное или хвойное.
  • Общий вид, расположение веток.
  • Особенности хвоинок.
  • Особенности шишек.

Заслушивают 2–3 описания.

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

– Послушаем отрывки из проектных работ “Моя малая Родина”. Заслушиваются 3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.

V. Рефлексия учебной деятельности.

– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 31.

Учитель дает задание на самопроверку. (Тест на экране с видеопроектора. ) После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.

Дополнительный материал.

Бурятия – край гор и тайги. Где бы ты не находился на территории нашей республики, тебя окружают горы и холмы, покрытые зелеными лесами.

В лесах много сосны, кедра и лиственницы.

Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.

Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.

Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 -850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.

Самоанализ урока по предмету “Окружающий мир” в 1 Г классе учителя Габдуллиной И. Г.

Тема урока : Что такое хвоинки?

Учебно-воспитательные цели и задачи урока:

1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
2) содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); 3) содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Урок проходил в 1 Г классе. В классе 30 учащихся, 15 мальчиков и 15 девочек. В начале года психологом школы был проведен диагностико– прогностический скрининг по выявлению готовности к школьному обучению. В результате данного скрининга были выделены 3 группы учащихся по уровню психического развития детей. К первой группе (высокая возрастная норма) относятся 3 детей из класса. Во вторую группу (“стабильная середина”) входят 16 учащихся. К третьей группе (“Группа риска”) можно отнести 11 учащихся класса.

Тип урока: урок введения нового знания. Это 10-ый урок в разделе “Что и кто?”.

Материал урока был подобран с учетом знаний, полученными учащимися ранее на предыдущих уроках окружающего мира, чтения (дети читают по слогам названия деревьев), математики (считают количество деревьев). Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала.

Первый этап урока – самоопределение к деятельности (организационный момент). Его цель: включение учащихся в деятельность на личностно– значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности. Использован следующий прием: высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте).

Второй этап урока – актуализация знаний. Его цель: повторение изученного материала.

С помощью фронтального опроса, игры “С какого дерева листок?” и видеотеста выявлялась степень усвоения пройденного материала по теме “Что это за листья?”.

Третий этап урока – мотивация учебной деятельности, постановка учебной задачи. Его цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить(“Что такое хвоинки?”). Здесь использован метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока.

Четвертый этап урока – открытие нового знания. Его цель: решение задачи, поставленной в начале урока. Используемый метод – диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания. Здесь проводится групповая практическая работа, включающая изучение веток, хвоинок и шишек хвойных деревьев (рассматривание, анализ, сравнение). С целью закрепления полученных новых знаний проводится самостоятельная работа в рабочей тетради. По окончании ее дети работают в парах – проверяют работы друг друга. В результате, на основании приобретенных знаний, дети устно дают описание деревьев по плану, записанному на доске. После этого класс заслушивает дополнительные сведения о хвойных деревьях, произрастающих на территории нашей республики (3 ученика рассказывают небольшие отрывки из своих проектных работ “Моя малая Родина”).

Пятый этап урока – рефлексия учебной деятельности ставит целью осознание своей УД, самооценки результатов деятельности своей и всего класса. Работа проводится в виде фронтальных ответов на вопросы и выполнения видеотеста.

На уроке мною были использованы следующие методы: стимулирования и мотивации учения; перцептивные методы – словесный (объяснение, беседа),наглядный, практический. А также: метод наблюдения, исследования, самообучения (метод открытий), видеометод, эвристической беседы, педагогической поддержки, создания ситуации успеха. Выбор данных форм методов обучения помогал в решении главной задачи урока– учить детей распознавать хвойные деревья по их признакам.

На уроке я использовала фронтальную, групповую, парную формы работы.

Считаю, что на уроке были созданы учебно-материальные, здоровьесберегающие, морально-психологические и временные условия. А также условия для реализации и развития познавательных (общеучебных и логических) УУД – осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности, моделирование. Выбранные мною формы, методы и приемы работы способствовали формированию коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Предполагалось добиваться развития метапредметных результатов: активного использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;овладения детьми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умения классифицировать, устанавливать аналогии и причинно– следственные связи, строить рассуждения; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема

Что такое хвоинки?

Цель урока

создать условия для знакомства учащихся с особенностями хвойных деревьев

Задачи

Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками;

Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление;

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Ход урока

I . Организационный момент

Ребята, давайте настроимся на хорошую работу на уроке окружающего мира, будьте внимательны, не забывайте при желании ответить, правильно поднимать руку.

II. Повторение изученного

Урок мы начнём с задания, которое приготовила для вас Мудрая Черепаха. Я буду называть утверждения, если вы согласны с ним - поднимаете солнышко, если не согласны – тучку, подсказку вы можете найти на доске.

    ковш Большой Медведицы – это созвездие

    солнце имеет форму квадрата

    из кремня можно высекать искры

    известняк состоит из раковин морских животных

    бегония – это растение клумбы

    саньсевьеру в народе называют «щучий хвост»

    на кактусе растут мягкие пушинки

    название «гладиолус» означает «меч»

    календула – это лекарственное растение

    осенью листья деревьев приобретают зелёную окраску

III . Актуализация полученных знаний о листьях

На предыдущих уроках мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.

Сейчас мы поработаем в группах. Задание называется «Мозаика». Я даю каждой группе конверт, в котором лежит, разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.

Физминутка «Бабочка»

Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?

Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка»

IV . Целеполагание

Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на иллюстрациях лиственные деревья и хвойные)

У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.

Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных)

V . Работа по изучению новой темы

Давайте посмотрим видео о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.

Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

На экране картина с изображением елового леса

Как называется еловый лес? (Ельник)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю,

Похожа я на ёлку,

Но длинней иголки. (Сосна)

На экране картина с изображением соснового бора

- Как называется сосновый лес? (Бор)

Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

VI . Практическая работа

Веточки каких деревьев я вам раздала?

Кто может показать ветку ели, сосны?

Чем отличается ветка сосны от веточки ели?

Не все знают, как отличить сосну от ели, поэтому мы сейчас внимательно рассмотрим веточки, найдём их сходство и различие.

Что у веточек общего (листья-хвоинки)

- Почему о ели и сосне говорят «зимой и летом одним цветом» (хвоинки осенью не желтеют и не опадают)

Чем хвоинки ели отличаются от хвоинок сосны (у ели короче, цвет темнее)

Посмотрите внимательно, как располагаются хвоинки у ели и сосны? (У ели по одной, а у сосны по две)

Ещё одна отличительная особенность – это шишки. У ели она длинная, чешуйки плотно прилегают друг к другу, а у сосны маленькая шишка.

VI . Закрепление изученного. Работа с учебником

Давайте ещё раз с помощью учебника скажем, чем сходны и в чём различие ели и сосны? Откройте учебник на с. 16. Рассмотрите рисунки ели и сосны.

Чем сходны ель и сосна? (шишки, иголки)

В чём различие ели и сосны?

Дорисуйте веточки. От каких они деревьев?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо выше, выше, выше

VII . Знакомство с другими хвойными деревьями

Ребята, а вы можете назвать другие хвойные деревья, кроме ели и сосны?

Я про одно из таких деревьев загадаю загадку:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

У лиственницы хвоинки мягкие, неколючие и в отличие от ели и сосны осенью они желтеют и опадают. У лиственницы тоже есть шишки.

Ещё хвойные деревья – это пихта и кедр. Наверное, многие щелкали кедровые орешки.

VIII. Рефлексия

Что нового для себя узнали на уроке?

Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.

Главные особенности хвойных — шишки и иголки, их наличием хвойные деревья отличаются от лиственных. Хвойные леса – один из трех типов лесов, присутствующих на нашей планете. Воздух в этих лесах является самым целебным, поэтому рядом с хвойными дубравами часто возводят санатории и профилактории для людей с заболеваниями легких. Научно доказано, что вдыхая воздух хвойных лесов, можно поправить свое здоровье и получить заряд бодрости на длительное время.

Хвойные деревья растут повсюду - и в сибирской тайге, и на побережье Средиземного моря, и в горах, и на далеких островах. Вместо листьев у них иголки - хвоя, которая постепенно заменяется новой. Поэтому почти все хвойные деревья являются вечнозелеными. Прежде чем купить хвойные деревья немало важно знать об их особенностях. Одна из особенностей хвойных — у этих деревьев нет цветов, где могли бы вырасти семена. Свои семечки они прячут в шишках, представляющих собой видоизмененные побеги, которые вырастают на концах веток. Сначала зеленые и нежные, а затем покрываются чешуйками и отвердевают. Форма у них самая разнообразная.

Хвойные деревья: ели, пихты, лиственницы и сосны

Главная особенность такого хвойного дерева, как ель — возникновение молодых побегов-клонов из корней погибшего дерева. Благодаря этому оно вырастает вновь. В Швеции, в Национальном парке Фулу-фьеллет, находится экземпляр, который непрерывно самостоятельно клонировался в течение более 9550 лет. Этот организм считается старейшим на нашей планете. Интересный факт об этом хвойном дереве — ель способна дожить до 300 лет и ее возраст узнать нетрудно. Ведь ветки на ней растут ярусами. Первый ярус появляется, когда дереву 4-5 лет. А затем каждый год добавляется по одному этажу, и по ним можно определить, сколько лет елке.

Наряду с зелеными пихтами существуют и белые. Особенность этого хвойного растения – наличие на иголках белых полосок. В отличие от других хвойных деревьев, у пихты шишки растут вверх, а хвоя плоская.

В отличие от других хвойных деревьев, лиственница сбрасывает хвою одновременно, как листву.

Хвоинки у сосны обыкновенной расположены по две в пучке (мутовке). В искусстве бонсай пропорции маленького деревца соответствуют его большому прототипу в природе. Интересный факт об этом хвойном — сосну можно вырастить и дома, только она будет маленькой. Искусство выращивания маленьких копий больших деревьев развито в Японии и Китае и называется «бонсай». Деревья становятся небольшими благодаря постоянным подрезкам и другим специальным методам.

Кедр или сосна? Интересные факты о кедре и сосне

Кедром называют различные хвойные деревья. Самый настоящий гималайский кедр растет в Ливане, на склонах Гималаев, на высоте до 3600 м. Так все же, как правильно – кедр или сосна? Дело в том, что сибирский кедр является одним из видов сосны. Его научное название - сосна сибирская. В России произрастает три вида кедровой сосны: сибирский кедр, корейский кедр и кедровый стланик, или кедрач. Так что кедровые орешки на самом деле - сосновые!

Кедровые орешки - это, строго говоря, семечки. Они не только вкусные, но и очень полезные. Из этих орешков делают ценное масло. Представьте, сколько труда приходится приложить, чтобы собрать кедровые шишки, очистить их, достать орешки и выжать из них масло.

Семена легкие, и поэтому свободно переносятся ветром. Интересный факт об этом хвойном растении: семенами сибирской сосны являются кедровые орешки. Ее шишки слишком тяжелые и просто падают на землю. Однако под тенью старых деревьев молодые кедры не могут вырасти. На помощь им приходит птичка-кедровка. Она ловко вылущивает орешки из шишек, часть съедает, а несколько штук уносит с собой в клювике и прячет в свою кладовку - укромное местечко среди мхов. Подобных тайников у кедровки несколько, и не ко всем она потом возвращается. Забытые орешки так и зимуют под снегом, а весной прорастают. Благодаря скромной птичке и распространяются по тайге могучие кедры.

Ливанский кедр служит человеку с глубокой древности. Именно из этого дерева строили свои корабли финикийские мореходы. Интересный факт о кедре – это дерево является национальным символом Ливана (наследника древней Финикии). Кедр изображен на гербе и флаге, а высшая награда этой страны - Национальный орден Кедра. На севере Ливана, в горах, располагается Божественный кедровый лес, который признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересные факты о кипарисе и его история

История кипариса – самая древняя из всех хвойных деревьев. Растения такого рода росли уже несколько десятков миллионов лет назад. Одним из интересных фактов о кипарисе является то, что его иголки можно заметить только у молодых растений, а взрослые деревья и кустарники имеют листья - мелкие, похожие на чешуйки, со свободной верхней частью. Кипарисы растут в теплых краях - на побережьях Средиземного и Черного морей, в Гималаях, на юге Китая, в Северной Америке и даже в оазисах Сахары.

В Средиземноморье очень распространен кипарис вечнозеленый. У этого дерева раскидистая крона, но с помощью селекции был создан кипарис пирамидальный с кроной, устремленной ввысь. Такие деревья могут достигать 52 м. Во многих городах и в сельской местности на юге Италии высаживают целые кипарисовые аллеи. А в одном городе действует закон, который гласит, что каждый, кто хочет построить дом, должен посадить кипарис.

Древесина кипарисов мягкая и легкая, ее не поражает грибок, а запах отпугивает насекомых.

В ней много смолы, и поэтому она хорошо сохраняется. Древние египтяне делали саркофаги именно из кипариса, а с помощью кипарисового масла бальзамировали мумии. Существует также легенда, согласно которой Ноев ковчег был построен из кипариса.

Самым высоким деревом в Азии считается кашмирский кипарис. Его родиной являются север Индии и Бутан в Гималаях. Это очень красивое дерево, которое часто сажают во дворах. В природе оно растет очень быстро и может достигать 45 м.

Хвойные растения являются самыми древними из существующих растений на нашей планете. Их возраст исчисляется сотнями миллионов лет. Эволюция практически не повлияла на анатомическое строение хвои и шишек. При сравнении листьев хвойных, которые в простонародье называют иголками, с листьями цветковых растений, можно заметить, что при относительном однообразии хвоинок они имеют различную форму, размеры, окраску, а у некоторых видов совсем не выглядят, как привычная хвоя.

Хвоя внешне походит на узкие игольчатые листья. Характерно наличие плотной кожицы, которую покрывает восковидная субстанция. Это необходимо для уменьшения испарения влаги голосеменными. К примеру, у ели хвоинки четырехгранные, но зачастую грани практически незаметны, и хвоинки выглядят уплощенными.

Рисунок. Поперечный разрез хвои сосны обыкновенной

Если разрезать хвоинку, она имеет форму неправильного ромба, причем самый плоский угол направлен книзу. Здесь расположена срединная жилка листа. Вдоль других граней иголочки заметны полосы белого цвета, образованные устьицами – дыхательными отверстиями, через которые осуществляется дыхание растений. Также устьица служат для испарения влаги, которую дерево впитывает из грунта даже в лютую стужу. Это объясняет тот факт, что ели, как и другие хвойные, нельзя пересаживать в осеннее время, так как корни не могут крепко укорениться, и вода практически не поднимается по стеблю к хвое, хотя дыхание происходит в том же режиме.

Важным отличием хвойных пород от лиственных заключается в том, что у них черешок прочно связан с веткой и остается на ней, даже после отмирания иголки. Иголки отпадают через 6-7 лет. Они хорошо защищены от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды толстым слоем воскового налета – кутикулой. Причем у многих видов налет настолько толстый, что хвоинки приобретают голубой оттенок.

У хвойных нет истинных плодов и цветов. Они принадлежат к отделу голосеменных.

Их семена прикреплены непосредственно к семенным чешуям, а те из них, которые собраны в женские шишки снабжены особыми крылышками. Покидая шишку, они планируют на крыльях, при вращении напоминая маленькие вертолетики. Это помогает им перемещаться подальше от материнского растения.

Внешний вид шишек хвойных разнообразен и специфичен. Они могут отличаться по длине, форме, размещению в пространстве, цвету, структуре и форме спорофиллов, способу распространения семян, т. д. Но принципиальная структура шишек одинакова. Все шишки в основании имеют ось, которая обособлена от вегетативной части дерева и является коротким побегом с расположенными на нем спороносными листьями – спорофиллами.

Различают женские и мужские шишки. Подавляющее большинство хвойных относятся к однодомным. У них и женские, и мужские шишки развиваются на одном растении. В большинстве случаев мужские шишки группами сосредоточены в пазухах листьев, иногда – на верхушках боковых побегов. Шишки женского пола отличаются компактным расположением, изредка они расположены поодиночке.

Похожие материалы:

Конспект урока окружающего мира

в 1 классе на тему: «Что такое хвоинки?»

Педагог: Забураева Т.В.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя: учить различать лиственные и хвойные деревья; учить сравнивать объекты природы по существенному признаку

Планируемые результаты:

    Личностные: проявлять интерес к объектам окружающего мира.

    Метапредметные : формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить; оценивать свои достижения; сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки; описывать объекты живой природы по плану.

    Предметные: различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам.

Оборудование и технические средства обучения : УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть 1, с. 30.31; рабочая тетрадь, с.19,20; электронный учебник, веточки сосны и ели.

1.

Организационный момент

Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.

    Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза, тополь, рябина)

    А какие кустарники? (Сирень, акация)

Работа в парах. Задание называется «Мозаика» . На каждой парте конверт, в котором лежит разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.

Фронтальная работа. Игра “ Найди в букете такой же листок”.

Каждый ребенок получает коробочку с листьями (6-7 листьев). Учитель показывает ветку дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – учащиеся должны найти нужный лист и поднять его.

    Ребята, Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?

Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Повторяют изученный материал, определяют породы деревьев по листьям

Обращают внимание на хвоинки, выдвигают предположения, каким деревьям они принадлежат; формулируют вопрос, листья это или нет.

Постановка учебной задачи

Ребята, посмотрите на экран. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на экране лиственные деревья и хвойные)

    У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа, листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.

    Давайте посмотрим презентацию о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.

Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

На экране картина с изображением елового леса

    Как называется еловый лес? (Ельник)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю,

Похожа я на ёлку,

Но длинней иголки. (Сосна)

На экране картина с изображением соснового бора

    Как называется сосновый лес? (Бор)

    Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

    Итак, предположите,о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных). Что узнаем? Проверим свои предположения. Откроем учебник на с.30. Читающие ученики читают тему урока. Муравьишка Вопросик предлагает нам прочитать учебные задачи.

Так что такое хвоинки?

Отгадывают загадки, рассказывают об известных им хвойных деревьях

Совместно с учителем формулируют тему урока и ставят учебные задачи;

Пытаются построить свои догадки и предположения

Организация познавательной деятельности

Подведение итогов Рефлексия деятельности.

Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.

    Такие ли они вечнозеленые?

    Почему хвойные?

    Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными.

    Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется?

    Бывает ли у них листопад?

    Да и где их листья?

    Попробуем во всем этом разобраться.

Хв о я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Организуется работа в рабочей тетради задание 1с.19

Практическая работа.

Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.

У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз в парах объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Дети работают в парах. Затем они выполняют задание № 2,3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

    Название дерева.

    Лиственное или хвойное.

    Общий вид, расположение веток.

    Особенности хвоинок.

    Особенности шишек.

Физкультминутка

Мы зашли в осенний лес. Ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес! Повороты

Справа елочки стоят, Посмотреть на елочку в классе

Слева сосны шумят. На сосну

Вот и зайка проскакал. Прыжки

От лисы он убежал. Приседание

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас. Потягивание

В лесу такая красота!

А нам за работу уже пора. Садятся за парты

В наших краях растёт ещё одно хвойное дерево. Оно нарисовано у вас в учебнике. Как оно называется? (Лиственница.)

    Почему оно так называется?

Чем оно отличается от своих «сестёр» - ели и сосны? (Сбрасывает хвоинки на зиму.)

Выполнение заданий в электронном учебнике в парах.

    С какими деревьями мы познакомились?

    На какие две большие группы можно разделить все деревья?

    Чем они различаются?

    Что такое хвоинки?

    Как различить ель и сосну?

    Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?

    Что нового для себя узнали на уроке? Работа с выводом по странице 31учебника.

    Кто доволен своей работой на уроке? Почему?

Рассматривают фотографии (рисунки), выделяют отличительные признаки каждого дерева

Выполняют практическую работу в группе:

    рассмотреть веточку: как расположены хвоинки, какой они длины, есть ли шишки, какой они формы;

    определить название дерева;

    проверить себя по рисунку в учебнике (с.31)

    зарисовать веточку и силуэт дерева в тетради;

    рассказать о полученных результатах.

Рассматривают рисунок. Сравнивают. Ель и сосну описывают каждое дерево по плану в учебнике

(фронтально)

Отвечают на вопросы

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.

Отвечают на вопросы учителя, определяют, личностный смысл изучения темы.

Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи



Читайте также: