Характерные признаки лета. Народный календарь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

План – конспект игровой образовательной ситуации

Для детей среднего дошкольного возраста

«Ах, это лето!»

Подготовили воспитатели:

Виктория Викторовна Сухина,

Юля Константиновна Лубянова

п.г.т. Псебай, 2016 г.

Цели:

Познакомить детей с признаками лета и летними явлениями.

Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки лета в неживой природе.

Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных.

Задачи:

«Социально -коммуникативное развитие»

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Формирование готовности детей к совместной деятельности со сверстниками.

«Речевое развитие»

Развивать разговорную речь детей, понимать смысл стихотворений;

Развивать логическое мышление и связную речь;

Согласовывать текст, с движениями.

«Художественно-эстетическое развитие»

Воспитывать умение видеть красоту природы, наблюдательность, умение слушать.

«Познавательное развитие»

Систематизировать знания о временах года.

Развивать устную речь детей, обогащать их словарный запас.

«Физическое развитие»

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

Содействовать развитию основных движений.

Оборудование и атрибуты:

Проектор

Компьютер

Презентация: «Ах, это лето!»

Предварительная работа:

· Наблюдения за живой и неживой природой.

· Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

· Рассматривание картин и репродукций о лете.

· Чтение художественной литературы. (Н. Павлова «Земляничка», Е. Трутнева «Улетает лето», Н. Калинина «Летом: Утром»)

· Заучивание стихов, отгадывание загадок. (В. Берестов «Веселое лето», А. Прокофьев «Солнышко»)

Ход игровой образовательной ситуации:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Это путешествие в прошлое. А куда именно отгадайте?

Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
Ответы детей.

Верно. Мы сегодня отправимся в лето.

А кто знает, сколько месяцев длится лето?

Ответы детей

Воспитатель: Назовите летние месяцы.

(слайд 3)

Ответы детей.

Воспитатель: Какие приметы лета вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А, кто знает, какой месяц первый?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, первый месяц лета - июнь.

(Слайд 4)

В июне уже тепло, густые сочные травы украшены цветами, зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли.

Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним, что происходило летом.

(Слайд 5)

В лесах и лугах порхают бабочки, стрекозы, пьют нектар из цветов пчелы и шмели.

(Слайд 6)

Как называется эта ягода?

Ответы детей.

Воспитатель: На лесных полянках загораются в зеленой траве алые огоньки душистой ягоды земляники. Поэтому и называют июнь «земляничником».

(Слайд 7)

Воспитатель: Кто изображен на этом слайде?

Ответы детей.

Воспитатель: Белка выводит из гнезда своих бельчат.

(Слайд 8)

Воспитатель: А кто изображен на этом слайде?

Ответы детей.

Воспитатель: Звери заняты заботой о подрастающих малышах. Утром лиса выводит лисят погреться на солнышке.

(Слайд 9)

Воспитатель: У птиц в гнезде появились горластые, прожорливые птенцы. Они широко раскрывают клювы, ждут, когда родители угостят их мошкой.

(Слайд 10)

Воспитатель: А, еще, в конце июня пока трава сочная и не начала желтеть, люди начинают сенокос.

Физминутка «на лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте )
Не спешим, не отстаем. (
Потягивания - руки в стороны )
Вот выходим мы на луг (
Наклониться и коснуться левой ступни )
Тысяча цветов вокруг! (
Затем коснуться правой ступни )
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка - клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (
Повороты вправо - влево )
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (
Наклоны вперед )
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (
Руки поднять над головой )
Снова мы идем по лесу. (
Ходьба на месте )
А вокруг так интересно! (
Потягивание - руки в стороны )
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (
Садятся дети на места ).

(Слайд 11)

Воспитатель: Кто скажет, как называется второй месяц лета?

Ответы детей.

(Слайд 12)

Воспитатель: Июль – второй месяц лета. В народе его называют «сердцем лета». Яркие цветы украшают луга и поля, цветут ромашки, колокольчики, васильки.

(Слайд 13)

Воспитатель: Какие ягоды вы видите на этом слайде?

Ответы детей.

Воспитатель: В июле поспевают ягоды черники, малины, ежевики.

(Слайд 14)

Воспитатель: В лесу появляются первые грибы – рыжики, грузди, белые.

(Слайд 15)

Воспитатель: Зверям в июле – приволье. Много вкусных лакомств приготовил для них лес: сладкие ягоды, сочные травы, молодые нежные коренья, грибы. Медведь лакомится малиной.

(Слайд 16)

Воспитатель: Лоси и олени щиплют сочную травку.

(Слайд 17)

Воспитатель: Летом мы купались в речке или море.
А из песка на берегу делали куличики и строили замки.

(Слайд 18)

Воспитатель: А ещё июль самый грозовой месяц, но обычно гроза быстро проходит и вновь выглядывает солнышко.

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнатика « Солнышко».

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Слайд 19)

Воспитатель: Как назывется последний месяц лета?

Ответы детей.

(Слайд 20)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль, дни становятся короче.

(Слайд 21)

Воспитатель: В лесу много грибов, ягод, орехов. Поэтому и зовут август в народе «хлебосолом».

(Слайд 22)

Воспитатель: В садах созревают яблоки, сливы, груши. Какие фрукты еще созревают в августе?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие овощи созревают в огороде?

Ответы детей.

(слайд 23)

Воспитатель: Правильно, в огороде созревает множество овощей, таких как: капуста, свекла, морковь, лук, чеснок.

(слайд 24)

Воспитатель: В августе на полях наливаются спелостью колосья ржи, пшеницы.
Начинается уборка урожая.

(слайд 25)

Воспитатель: Ребята, что вы видите на этом слайде.

Ответы детей.

Воспитатель: В конце августа появляются на деревьях первые желтые листочки – приметы ранней осени. Лето заканчивается.

(слайд 26)

Воспитатель:

Почему для всех ребят
Лета не хватает?
- Лето, словно шоколад,
Очень быстро тает!

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы вспомнили о лете.

Рассказы детей.


Урок окружающего мира "Лето. Признаки лета"

I. Организационный момент

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна, –
Значит, это уже …. (лето)!
Значит, кончилась …. (весна)! (Е.Трутнева)

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Как вы думаете, о чём мы будет говорить на уроке?

О каких временах года говорится в стихотворении? (Весна, лето)

Какие ещё времена года вы знаете?

В каком порядке следуют времена года?

Посмотрите на картину, какое время года здесь изображено? (Плакат “Лето”)

По каким признакам вы догадались?

Так о чём мы сегодня говорим на уроке? Какая тема нашего урока?

Что мы узнаем нового? (Отличительные признаки лета, правила безопасного поведения в летние дни, бережное отношение к природе)

III. Совместное открытие знаний

1. – Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по временам года, давайте все отправимся в гости к лету. У нас в гостях Космик, сказочный герой (слайд 2 урока 13). Он раскроет нам несколько секретов о лете.

Космик. Привет!

Сегодня мы с тобой продолжим путешествие по временам года.
Мы отправимся в гости к лету.
Здравствуй, лето долгожданное!
Солнце, речка и песок, тень березки, ветерок,
Ключ, звенящий в тишине, тёплый дождик при луне,

Трепет крыльев стрекозы и атласный шелк травы.
Земляника и малина, подберезовик у пня,
Голубая паутина, щебет крыльев, шум ручья.
Много радости и света дарит нам с тобою лето!

На полянке посмотри, красочные фонари – это летние цветы. Изучи-ка их и ты.

Посмотри на растения, которые можно встретить летом. Щелкни по очереди на каждую картинку, послушай название растения и постарайся их запомнить.

Прежде чем выполнять задание Космика, посмотрите, может быть, без подсказки вы узнали какое - либо растение. Если это так, то назовите это растение?

Прослушайте правильные названия этих растения, и хором повторите. (Луговой василек, цикорий, тысячелистник, клевер, лесная герань)

Какие ещё летние растения вы знаете? (Работа по плакату)

2. – Весной, только пригреет солнышко, появляются первые насекомые. Они есть везде: и в лесу, и на лугу, и у воды.

Сейчас наш друг Космик познакомит с некоторыми из них. (Слайд 3 урока 13)

Цель:

    уточнить понятия “живая” и “неживая” природа”;

    выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы;

    воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;

    на основе опытов развивать наблюдательность и умение сравнивать предметы и явления.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” для 1-го класса (часть 1), авторы Н.Я,Дмитриева, А.Н.Казакова ; рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”; презентация по теме “Живая и неживая природа”; книжки – раскладушки о природе северного края в загадках и рисунках.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.

II. Повторение пройденного по теме “Разнообразие природы нашей страны”.

Разгадайте кроссворд.

На доске:

Решив кроссворд, вы отгадаете одну из природных зон.

Работать будете в группах. Каждой группе надо отгадать загадку. Если загадка окажется сложной, то можно воспользоваться подсказкой.

Вспомним правила работы в группе.

    Работать нужно дружно;

    если ответ готов, то все члены группы поднимают руки;

    слово предоставляется одному члену группы.

По вертикали:

1. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кости на спинке,
Ценятся икринки.
Под метр рост
Зовется ….(осетр)

По каким признакам в загадке определили, что это осетр?

2. Цветок как бубенчик, беленький венчик,
Цветет он непышно, звенит он не слышно.
Листики с глянцем, ягодки с румянцем,
А сами кусточки не выше кочки. (Брусника.)

3. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день
Кто же это? (Олень.)

4. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
– Зовусь я – …(подосиновик)

5. Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)

6. У нее глаза большие
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Полярная сова.)

Какая природная зона получилась по горизонтали? ТУНДРА

Без какого представителя тундры не могут обойтись коренные жители?

Что вы знаете об олене?

III. Рассказ об олене (сообщает подготовленный ученик)

Северный олень-животное, которое дает народам севера и пищу, и шкуры для одежды и жилища, и является средством передвижения. Олень довольно крупный зверь: в длину – 2 метра, в высоту – 1 метр. Шерсть густая, длинная. У оленей широкие копыта, которые позволяют им не проваливаться в снег. Жилище коренных жителей – чум, который покрывается оленьими шкурами. Такому жилищу не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы.Круглый год олень живет под открытым небом. В поисках пищи ведет кочевой образ жизни. Питается мхом или лишайниками, зимой раскапывает мощными копытами сугробы и щиплет ягель.

Для того, чтобы показать разнообразие природы в тундре созданы книжки-раскладушки, где в занимательной форме каждая группа рассказала об обитателях этого края.

Итог. Как можно продолжить высказывание:

“…– край мхов и болот”.

IV. Физкультминутка.

V. Актуализация.

Послушайте отрывок из рассказа Драгунского “Он живой и светится” и ответьте на вопрос “Почему мальчик поменял машину, подарок отца на светлячка?”

Однажды вечером Дениска сидел во дворе и ждал маму. К нему подошел Мишка и стал выпрашивать самосвал, подарок папы. Дениска долго не соглашался обменяться с Мишкой, но тут Мишка протянул Дениске коробочку от спичек, в которой далеко – далеко горела крошечная звездочка.

Что это, Мишка?– сказал я шепотом.

Это светлячок, он живой, не думай.

Мишка, бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку.

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком и никак не мог на него наглядеться. Когда пришла мама, то Дениска рассказал ей о том, что обменял самосвал на светлячка.

А чем же светлячок лучше такой ценной вещи как самосвал? – спросила мама.

Я сказал:

Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой и светится!..

По какой причине Дениска поменял новую машину, подарок отца, на маленького светлячка?

VI. Работа над понятием “живой” предмет.

Как вы понимаете слово “ живой” предмет?

Живой предмет– предмет, который живет, обладает жизнью.

Что такое природа? (Все, что нас окружает, существует независимо от человека, не создано руками человека.)

На доске:

VII. Работа в группах (звучат звуки природы).

Помогите Почемучке определить, что нас окружает? Для этого выполните задания в группах. Возьмите конверт с надписью “Работа в группе”.

Задание. Куда отнесете предметы на картинках?

1-ая, 2-ая группа (объекты живой природы).

3-я, 4-ая группа (объекты неживой природы).

5-ая, 6-ая группа (объекты, созданные руками человека).

К чему отнесли объекты ребята 1-ой и 2-ой группы?

Рассмотрите иллюстрации. Действительно эти объекты относятся к живой природе.

К чему отнесли объекты ребята 3-ей, 4-ой группы?

Действительно, эти объекты относятся к предметам неживой природы.

Дополните этот список своими примерами.

К чему отнесли объекты ребята 5-ой, 6-ой группы?

Правильно. Это искусственные объекты, созданные руками человека.

Дополните этот список своими примерами.

Какая бывает природа?

Вывод. Природа бывает живая и неживая.

Светлячок – часть какой природы? (Живой.)

А Дениска?

А дерево?

А бревно?

А указка изготовленная из дерева?

Давайте уточним по каким признакам мы будем отличать живую природу от неживой.

VIII. Признаки живых предметов (сигнальная карточка “ДА”-зеленый, “НЕТ”-красный).

1) – Живые предметы могут рождать себе подобных?

Как называют детенышей:

Собаки – щенята,

Овцы – ягнята,

Курицы – цыплята,

Свиньи – поросята,

Лошади –жеребята.

(Первый признак – рождение.)

2) – Могут ли живые предметы расти?

А) – Расскажите о своем росте при рождении, и как он изменился к семи годам?

Мой рост при рождении – …см. К 7-ми годам – …см.

Б) Результаты наблюдения за растениями.

Опыт “Проращивание бобов и камушка”.

Цель: узнать, все ли предметы природы растут.

Срок наблюдения: неделя.

Дата

Описание эксперимента

1-ый день

ЗАЛИЛИ ФАСОЛЬ И КАМУШЕК ВОДОЙ

2-ой день

3-ий день

СЕМЕНА ФАСОЛИ РАЗБУХЛИ, КАМУШЕК ОСТАЛСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

4-ый день

5-ый день

ИЗ СЕМЕНИ ФАСОЛИ ПОКАЗАЛИСЬ БЕЛЫЕ ПРОРОСТКИ, А КАМУШЕК ОСТАЛСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

6-ой день

7-ой день

ФАСОЛЬ ПРОРОСЛА, А КАМУШЕК НЕ ВЫРОС

Выводы: РАСТУТ ТОЛЬКО ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПРИРОДЫ.

(Второй признак – рост.)

3) – Могут ли живые предметы дышать?

(Третий признак – дыхание.)

4) – Могут ли живые предметы прожить без питания?

(Четвертый признак – питание.)

Приведите примеры (человек ест, растение пьет воду).

5) – Могут ли живые предметы двигаться?

Как двигаются растения?

Результаты наблюдения за растениями.

Цель: узнать, что происходит с цветком, если повернуть его от окна.

Срок наблюдения: неделя.

Дата

Описание эксперимента

1-ый день

ВЗЯЛИ НА КОНТРОЛЬ 4 ЦВЕТКА, ПОСТАВИЛИ МЕТКИ, ПОВЕРНУЛИ ГОРШКИ С РАСТЕНИЯМИ ОТ ИСТОЧНИКА СВЕТА

2-ой день

3-ий день

В 3-Х ГОРШКАХ ЛИСТИКИ У РАСТЕНИЙ РАЗВЕРНУЛИСЬ К ИСТОЧНИКУ СВЕТА К ОКНУ), А В 4-ОМ ГОРШКЕ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРОИЗОШЛО, ТАК КАК САМИ ЛИСТЬЯ И СТЕБЛИ ЖЕСТКИЕ.

4-ый день

5-ый день

6-ой день

7-ой день

В 3-Х ГОРШКАХ РАСТЕНИЯ РАЗВЕРНУЛИ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЛИСТОЧКИ, НО И СТЕБЛИ, А В 4-ОМ ПО – ПРЕЖНЕМУ НЕТ ИЗМЕНЕНИЙ (ЕМУ НУЖНО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ)

Выводы . Цветы за неделю повернули свои листья и стебли к свету, а значит, они двигаются.

(Пятый признак – движение.)

6) – Может ли живой предмет погибнуть?

Что произойдет с цветком, если сломать ему ветку?

(Шестой признак – старение и умирание.)

По каким признакам мы можем определить, что предмет относится к “живой” природе?

IX. Физкультминутка.

X. Работа в парах (по вариантам).

Поможем Почемучке определить “живые” и “неживые” объекты природы.

Возьмите конверт “Живая и неживая природа”.

Задание. Первый вариант собирает объекты “живой природы”, второй вариант – объекты “неживой природы”.

Проверка.

1-й вариант

солнце
река
роса
воздух
планета
камень

2-й вариант

птица
гриб
человек
рыба
растение
насекомое

Молодцы! Вы верно распределили объекты по группам.

XI. Работа в рабочей тетради к учебнику “Окружающий мир”. (с.13)

ЗАКРЕПИМ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ “ЖИВУЮ” И “НЕЖИВУЮ” ПРИРОДУ.

Найдите четвертый “лишний” предмет в каждом ряду. Обведите “лишний” предмет овалом.

Проверка (взаимопроверка тетрадей).

1-й вариант.

Лишний: парашют, ель.

2-й вариант.

Лишний предмет: горы, муравей.

XIII. Ито.г

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа).

Что же такое природа?

О какой природе шла речь на нашем уроке?

(О живой и неживой.)

Перечислите признаки живой природы (рождение, рост, дыхание, питание, движение, старение и умирание)

Поднимите руки те, кто заработал 1 интеллектик; поднимите руки, те кто заработал 2 интеллектика.

XIV. Самооценка.

Оцените свою работу на уроке, подняв светофорик (если вы работали вполную силу и довольны результатом, то поднимите зеленый сигнал светофора; если вам не удалось ответить на некоторые вопросы, то поднимите светофорик красного цвета).

Тема урока: "Животное – живое существо" (по предмету "Окружающий мир"). 1-й класс

    Цели:

    • знакомство с многообразием животного мира;

      исследование свойств объектов;

      развитие логического мышления: умения сравнивать и классифицировать;

      развитие речи, умения работать с книгой, с компьютером;

      воспитание правильного отношения к окружающей природе через осознание себя частью природы.

    Оборудование: учебник «Я и мир вокруг» А.А. Вахрушев 1 класс, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», карточки «Растения», компьютеры.

    План урока:

    1. Актуализация знаний

    виды растений
    – связь растений и животных

    2. Постановка проблемы.
    3. Открытие нового знания.
    4. Закрепление нового.
    5. Самостоятельная работа в группах.
    6. Творческая групповая работа.
    7. Просмотр презентации.
    8. Итог занятия.

    ХОД УРОКА

    1. Актуализация знаний

    а) Беседа

    Что вы знаете о растениях? Назовите их основные признаки.
    – Назовите растения,которые есть у вас в доме. Как вы ухаживаете за ними? Могут ли они выжить без вашей заботы?

    б) Классификация растений

    На какие две группы вы можете разделить растения, изображённые на карточках? ( ) (На цветковые и нецветковые)

    Вывод: растения можно делить на группы по способу размножения.

    Как называют растения в цепочке питания? (Кормильцы)
    – Для кого они являются кормильцами?
    (Для животных и человека в том числе)
    – Одинаковыми ли растениями питаются все животные?
    (Разными) Как мы называем таких животных? (Травоядные)
    – А чем ещё они питаются?
    (Другими животными) Как называют таких животных? (Хищниками) Вывод: животных можно разделить на группы по способу питания.

    2. Постановка проблемы

    Как вы думаете, которое из животных соответствует этой характеристике:
    «Небольшое животное, хищник, живёт в воде»

      Щука

      ондатра

      Жук-плавунец?

    Почему ответы получились разные? (Не совсем точные признаки были указаны)

    Вывод: животных очень много, надо указывать более характерные признаки.

    3. Открытие нового знания (работа с карточками в группах)

    Посмотрите внимательно на изображения. Какие основные отличия у этих животных вы можете назвать? Чем отличается корова от лягушки? Птица от паука? (Количеством ног, покровом кожи).

    Предположение: животных можно объединять в группы по этим признакам.

    Заполнение таблицы. Работа с учебником с. 57.

    Название животных

    Кожный покров

    Количество ног

    Насекомые

    Пауки

    Рыбы

    Чешуя

    Плавники

    Пресмыкающиеся

    чешуйки

    4 ноги

    Земноводные

    Гладкая голая кожа

    4 ноги

    Звери

    Шерсть

    4ноги

    птицы

    перья

    2 ноги, 2 крыла

    Верными оказались наши предположения? (Да)

    4. Самостоятельная работа на компьютере в парах (классификация животных, закрепление приёма работы с мышью)

    Попробуйте сгруппировать животных на экране ( ). На что при этом будете обращать внимание? С помощью мыши переместите изображения животных, сгруппируйте их по характерным признакам и объясните свой выбор.

    5. Творческая деятельность (создание презентации)

    Ребята, как вы думаете, все ли животные известны человеку? А слышал кто-нибудь из вас о птицезвере? Существуют ли в наше время драконы? Я предлагаю вам составить рассказ и создать презентацию о необычных животных. Например, узнайте, кто такие
    комодские драконы.
    – По какому плану будете составлять рассказ?

    1. Коллективное составление плана работы

    О чём вы должны рассказать в первую очередь? Нужно ли показать отношение людей к этому виду животных?

    План.

      Название животного, его изображение.

      Место обитания.

      Внешний вид, особенности.

      Как люди заботятся о его сохранности.

    2. Работа в группе

    1 группа работает с энциклопедией

    1) Работа с энциклопедией «Я познаю мир. Животные».

    а) просмотр оглавления б) чтение статьи

    2) Устный рассказ.

    2 группа работает компьютером

    3) Поиск изображений в Интернете (с помощью учителя)
    4) Совместная работа двух групп: Оформление работы на компьютере (создание презентации с помощью учителя).
    5) Представление презентации ( ).

    6. Итог занятия

    Ребята, какой вывод мы можем сделать о многообразии животных?
    – По каким признакам мы можем их классифицировать, т.е. объединять в группы?
    – От кого зависит, сохранятся ли все эти виды?
    – Как вы будете относиться к окружающей природе? Почему?

    Список литературы :

    1. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные/Сост.П.Р.Ляхов; М; «ТКО АСТ», 1996.

    © 2003–2015

    Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

    Эл. почта:

    Тема:Животные.

    Цели:

      познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;

      научить различать животных;

      расширять кругозор;

      воспитывайте бережное отношение к природе

    Оборудование:картинки с изображениями животных разных групп, взятых из наглядного и раздаточного материала по развитию речи и окружающему миру для дошкольников, из наглядного пособия «Окружающий мир 1 класс»; учебник-тетрадь А.А. Вахрушева «Окружающий мир. Я и мир вокруг» 1 класс, часть 4, стр.14-16 (Образовательная система «Школа 2100») диски «Большая детская энциклопедия»; карточки для групп.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент( )

    Любите родную природу – Слайд 1
    Озера, леса и поля.
    Слайд 2
    Ведь это же наша с тобою

    Навеки родная земля.
    Слайд 3
    На ней мы с тобою родились,
    Слайд 4
    Живем мы с тобою на ней.
    Слайд 5
    Так будем же, люди, все вместе
    Мы к ней относиться добрей.

    II. Актуализация знаний

    Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с «окружающим миром». Посмотрите, пожалуйста, на доску, к вам в гости пришел любознательный грибочек. Здравствуйте, ребята. Слайд 6
    – Нас окружает множество предметов: реки и леса, комары и самолеты, солнечный свет и ветер, растения и животные, и многое-многое другое. Дайте название этому множеству предметов. (Природные объекты – это все, что нас окружает) Слайд 7, 1-й щелчок
    – На какие группы можно разделить природные объекты? Слайд 7, 2-й щелчок (Живые организмы и неживые предметы)
    – Что показывают стрелки на схеме между этими группами?Слайд 7, 3-й, 4-й щелчки (В природе все взаимосвязано)
    – Какие признаки живых организмов вы можете назвать?Слайд 8, 6 щелчков (Дышат, питаются, потребляют воду, растут, приносят потомство, умирают)
    – Назовите группы живых организмов. Слайд 9, 3 щелчка (Растения, грибы, животные)
    – Разгадайте, пожалуйста, кроссворд (стр. 14) Вставьте недостающие буквы. Какое слово получилось по горизонтали. Слайды 10-11

    III. Открытие нового знания

    Значит, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных)

    Проблемный вопрос:

    Растения можно разделить на две группы: «цветковые и нецветковые». Грибы бывают съедобные и несъедобные. А по каким признакам можно разделить животных на группы? Давайте вспомним, что мы уже знаем о животных.
    В отличие от растений, животные едят готовую пищу, поэтому, их называют … («едоки») Еще они умеют передвигаться. Собака бегает при помощи …(ног), лягушка прыгает при помощи…(лап), птицы летают при помощи (крыльев), рыбы плавают при помощи…плавников). Значит, всем животным для передвижения нужны … (конечности) Для каждой группы животных конечности бывают разными. Вам следует определить какого вида конечности у ваших животных.

    На прошлом уроке мы говорили, что окрас грибов и животных зависит от среды обитания. Следовательно, все животные имеют разнообразный покров. Слайд12 (По покрову и числу ног животных объединяют в определенные группы)
    – Давайте, при помощи карточек, определим группы животных. Ответы на карточки подготовьте по образцу:Слайд 13

      1 человек «Представители нашей группы называются…»;

      2 человек: «Животные этой группы имеют…»

      3 человек «Их покров …»

    Слушая ответы выступающих товарищей, заполните таблицу на стр.14.Слайд 14, 14 щелчков

    Дополнительные сообщения учителя:

      Насекомые самая многочисленная группа животных.

      Пауки входят в группу членистоногих, их ноги сгибаются в связках.

      Рыбы больше всех животных откладывают яиц. Их яйца называются икринками.

      Группу земноводных называют двоякодышащими: взрослые особи пользуются легкими на земле, но могут дышать через кожу в воде.

      Пресмыкающиеся дышат воздухом с помощью легких, живут и откладывают яйца на суше.

      Птицы дышат воздухом с помощью легких, рождают детенышей, откладывая яйца. У них есть клюв, но нет зубов.

      Млекопитающие дышат воздухом с помощью легких, самки выкармливают своих детенышей собственным молоком. Ученые относят животных, имеющих спинной костный столб в теле, к позвоночным, а не имеющих – к беспозвоночным. Это две основные группы в царстве животных. Они включают в себя другие, меньшие группы.

    IV. Физкультминутка

    Мы немного отдохнем.
    Встанем, глубоко вздохнем.
    Дети по лесу гуляли,
    За природой наблюдали.
    Вверх на солнце посмотрели,
    И их всех лучи согрели.
    Чудеса у нас на свете –
    Карликами стали дети.
    А потом все дружно встали,
    Великанами вы стали.
    Дружно хлопаем,
    Тихо топаем!
    Хорошо мы погуляли
    И немножечко устали!

    V. Первичное закрепление. Практическое задание

    Помогите Улиточке справиться с заданием на странице 15. «Соедини животных с их названиями» Названия спрятаны в загадках. (Учащиеся проводят «ниточки» от изображенных животных к их названиям) Слайды 15-28

    Многорукий Царь Гордей
    Наплел ловушек и сетей.
    Как расставит он ловушки,
    Прошипит: «Ловитесь, мушки» (паук)

    Сидит на ветке,
    А не птица,
    Есть рыжий хвост,
    А не лисица (белка)

    Ходит-бродит
    злой разбойник
    Без дубинки и ножа.
    Все в лесу его боятся,
    Кроме дядюшки Ежа (волк)

    У этой птицы клюв, как две спицы.
    Ноги длинные как у циркуля
    По воде она гуляет,
    То и дело нос купает (цапля)

    Днем слепа бывает,
    А ночью прозревает (сова)

    Хвост рыбий, но не рыба.
    Пасть с клыками, но не зверь (крокодил)

    Ухватил за хвост, Но – ах! Удрала,
    А хвост в руках (ящерица)

    Над водой – водицей –
    Царевна круглолица.
    Поет царевна, да так напевно,
    Что все на суше затыкают уши
    (лягушка)

    Лежит веревка,
    Шипит плутовка,
    Брать ее опасно –
    Укусит. Ясно? (змея)

    В буйном море-океане
    Рыба страшная живет.
    У неё большой живот,
    Пасть с ужасными
    клыками (акула)

    На самом дне – в глубокой яме
    Стоит огромный дом с усами.
    Все, что мимо проплывает,
    Дом тот сразу же глотает (сом)

    Ходил рогуля на шести ходулях.
    Вдоль спины себя сломал,
    Крылья белые достал.
    Зажужжал рогуля и полетел, как пуля (жук)

    Имя взял у кузница,
    Цвет – у огурца,
    Крылья – у мошки,
    Ножки – у блошки.
    И что есть мочи
    В траве стрекочет (кузнечик)

    VI. Задание по развитию речи

    Медвежонок услышал, как людей называют, используя внешний вид, повадки и описание животных. Но затрудняется повторить это. Давайте ему поможем. Задание на странице 16.Слайды 29-30

    Неуклюжий, как ___________
    Огромный, как ______________
    Трусливый, как ___________
    Хитрая, как ___________
    Колючий, как ____________
    Изворотливый, как ________
    Благороден, как _________
    Голоден, как ___________
    Шустрый, как _________
    Надутый, как _____________

    VII. Задание на внимание

    У каждого животного есть свой «дом», где ему хорошо и уютно, где можно выводить потомство и заботиться о нем.

    Стихотворение Виолетты Пальчинскайте

    У лисы в лесу глухом
    Есть нора – надежный дом.
    Не страшны зимой метели
    Белочке в дупле у ели.
    Под кустами еж колючий
    Нагребает листья в кучу,
    В них забьётся до весны
    И всю зиму смотрит сны.
    Из ветвей, камней, коры
    Хатки делают бобры –
    Строят домик у пруда,
    Вход туда – из-подо льда!
    К дому своему стремиться
    Издалека аист-птица:
    Прилетает каждый год
    И в родном гнезде живет.
    Разве спросишь без улыбки:
    – Ну, а где же дом улитки?
    И дошкольник рассмеётся:
    – С ним она не расстается!
    Есть у каждого свой дом,
    Всем тепло, уютно в нем!

    Применение диска «Большая энциклопедия» – видеоряды «Тундра», «Пустыня», «Леса» Учащиеся выполняют задание в зеленой рамочке на странице 16. Помоги животным добраться до своего дома, соедини «ниточкой» картинку и животное. Учитель показывает Арктику. Для каких животных подходит эта среда обитания? Учитель показывает лесную полосу Евразии. Какого животного поместим в этой среде обитания? Встаньте учащиеся, у которых есть картинки с обитателями лесов. Учитель показывает саванну. Кто может питаться в этих краях? Раскрасьте дома животных из последнего задания.

    VIII. Итог урока Слайд 31

    Посмотри мой юный друг,
    Что находится вокруг:
    Небо светло-голубое,
    Солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет,
    Тучка в небе проплывает,
    Поле, речка и трава,
    Горы, воздух и листва,
    Птицы, звери и леса,
    Гром, туманы и роса.
    И никто – ни я, ни ты –
    Жить не может без воды,
    Без растений и животных,

    Без красивых гор высоких,
    Без лесов, полей и рек
    Жить не может человек.
    Так давайте сбережём
    Наш земной природный дом.
    Природу берегите, дети
    Ведь нет другой на этом свете!

    IX. Рефлексия Слайд 32

    Сегодня на уроке мы познакомились с различными …(группами животных).
    – Каждому животному необходима своя среда…(обитания)
    – Из каких «источников» вы можете узнать о животных дополнительный материал. Слайд 33

    Карточки для групповой работы учащихся

    1. Насекомые

    2. Пауки

      Прочти четко и громко название карточки.

      Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.

      Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.

    3. Рыбы

      Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.

      Какое название можно дать этому классу.

      Какую форму имеют конечности.

    4. Земноводные

      Прочти четко и громко название карточки.

      Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.

      Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.

    5. Пресмыкающиеся

      Прочти четко и громко название карточки.

      Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.

      Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.

    6. Птицы

      Прочти четко и громко название карточки.

      Какую форму имеют конечности у этих представителей.

      Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.

    7. Млекопитающие

      Прочти четко и громко название карточки.

      Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.

      Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.

Кандидат географических наук Марк Софер. Фото Натальи Домриной

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство -
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..

Ф. И. Тютчев. Лето 1854

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кузьма Петров-Водкин. Купальщики. 1921 год. Латвийский национальный художественный музей.

Жаркая летняя пляжная сцена...

Июнь в восточной Европе.

В конце августа на острове Беринга.

Лето всегда ожидаемо и любимо, особенно в странах, где климат суров и население не избаловано комфортной погодой. Это стабильное и устойчивое тепло, которое приходит после пронизывающего холода зимы, затяжной и томительной весны, ненадёжного тепла переходного периода. Оно может наступить чуть раньше или чуть позже, может быть на радость долгим или непредвиденно коротким. Насколько «растяжимо» лето?

Календарное лето - сезон сугубо формальный. В Северном полушарии оно продолжается с 1 июня по 31 августа, в Южном приходится на декабрь, январь и февраль.

Астрономическое лето, как и все сезонные изменения на планете, связано с периодом обращения Земли вокруг Солнца и наклоном оси её вращения относительно плоскости орбиты. В Северном полушарии астрономическое лето - это период между июньским солнцестоянием и сентябрьским равноденствием, как правило, с 21 июня по 23 сентября. В високосные годы эти даты сдвигаются на один день. В Южном полушарии астрономическое лето продолжается с 21 декабря по 20 марта.

Климатическое лето - самое неопределённое. В разных географических поясах из-за неравномерности освещения Солнцем поверхности Земли, различий в высоте, особенностей рельефа, удалённости от океанов и прочих местных условий летний сезон сильно отличается по продолжительности.

Гидрометеослужбы многих стран, в том числе России, считают, что летний период начинается с момента, когда среднесуточная температура воздуха превышает +15°С, и заканчивается переходом этой же отметки в сторону понижения. В некоторых странах, например в Финляндии, температурный критерий наступления лета ниже: +10°С. Существенный признак наступления лета - прекращение ночных заморозков.

Можно говорить о продолжительности лета как о средней многолетней климатической характеристике. Пройдёмся вслед за летом по территории России. В полярных широтах Арктики лето короткое или же не наступает вовсе (весна плавно переходит в осень). Так, в Мурманске лето климатически бывает только в тёплые годы. Очень короткое и позднее лето (всего 1,5 месяца) на Южных Курилах. Оно начинается в августе и кончается в середине сентября. Немногим дольше длится лето в Архангельске и Ханты-Мансийске (50-60 дней). В Сибири лето чуть длиннее: в Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Екатеринбурге в пределах 70-80 дней. Вероятность короткого лета столь велика, что вполне справедлива пословица: «Хорошо в Сибири летом - целый месяц снега нету!».

В центре европейской части России лето более надёжное, длится около трёх месяцев. В Москве продолжительность климатического лета составляет около 90 дней. В Петербурге за последние десятилетия продолжительность летнего сезона заметно увеличилась: в 1950 году она составляла 77 дней, а в 2011 году - 89 дней . Конечно, и сейчас нередки годы, когда становится реальностью иронично-тонкое замечание А. С. Пушкина: «Но наше северное лето - карикатура южных зим».

В южных городах лето особенно устойчиво и длительно. В Астрахани, Краснодаре и Ростове-на-Дону летнее тепло держится около пяти месяцев в году.

В субтропических широтах лето длится б?льшую часть года, а в тропических и экваториальных широтах - круглый год. Правда, природа иногда преподносит сюрпризы. Из-за мощных вулканических выбросов вулкана Тамбора (Индонезия) в апреле 1815 года проникновение солнечных лучей через запылённую атмосферу было настолько ослаблено, что в 1816 году почти во всем Северном полушарии летние температуры оказались значительно ниже нормы. Он вошёл в историю как «год без лета» и до сегодняшнего дня остаётся самым холодным годом с начала документирования погодных наблюдений.

Лето, при всех достоинствах, имеет ряд характерных и постоянных «пороков», вносящих дискомфорт. Достаточно вспомнить знаменитые строки А. С. Пушкина:

Ох, лето красное!
любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
да комары, да мухи.
Ты, все душевные
способности губя,
Нас мучишь; как поля
мы cтраждем от засухи;
Лишь как бы напоить
да освежить себя -
Иной в нас мысли нет,
и жаль зимы-старухи...

Многие из нас ждут лета с некоторым опасением: а вдруг тепла будет больше, чем требуется для комфортного существования? Жаркая погода - стресс для организма. Возможны обезвоживание, обострение хронических болезней, тепловой и солнечный удар.

Тепловой удар возникает при перегреве даже вне прямых солнечных лучей. Его симптомы - тошнота, головная боль, слабость, жажда, сдавливание в области сердца. Температура легко повышается до 37,5°С, иногда до 39-41°С.

Солнечный удар происходит под воздействием прямых солнечных лучей. Признаки: резкая головная боль, головокружение, пульсирующий шум в ушах, тошнота, рвота. Возможны дрожь в руках и ногах, расстройство зрения, повышение температуры до 38-40°С. Резко учащаются пульс и дыхание, появляется испарина. В тяжёлых случаях человек теряет сознание, может произойти остановка дыхания и сердца.

Симптомы обоих состояний могут проявиться даже через несколько часов после пребывания на жаре или солнце. В жаркую погоду старайтесь сохранять эмоциональное спокойствие, так как любое перевозбуждение усиливает риск возникновения теплового и солнечного удара. Думайте о приятном, наслаждайтесь природой.

С приходом лета многие, «дорвавшись» до пляжного отдыха, подставляют все части тела под долгожданные солнечные лучи. Кожа, в ужасе от такого варварства, начинает защищаться от избытка света и вырабатывать меланин, покрываясь загаром. Можно сказать, что загар - это защитная реакция организма на ультрафиолетовое излучение.

Желание загорать и загореть - относительно молодое веяние моды. Вспомните романтически-бледных девушек из русской классической литературы или героиню «Унесённых ветром» бесстрашную Скарлетт О’Хара, которая панически боялась лишь одной вещи на свете - загара. Тогдашним женщинам не пристало быть смуглыми! Всё изменилось, когда в середине 1920-х годов, с лёгкой руки французской законодательницы мод Коко Шанель, загар стал символом красоты, престижа, здоровья и уверенности в себе.

Кстати, в этом году исполняется 70 лет созданному парижским модельером Луи Рейяром популярному купальнику «бикини». С тех пор каждое лето он преображает побережья всего мира. Пустынные ранее пляжи заполняются человеческими телами с одной целью - вобрать в себя как можно больше солнечных лучей.

Для чего? Есть множество данных о благотворности солнечного света, о его полезности и даже необходимости (кто сомневается, пусть вспомнит бледный и болезненный вид героев В. Г. Короленко в «Детях подземелья»). Коротко перечислим, что же делает свет:

Заставляет мозг вырабатывать гормоны удовольствия - эндорфины и энкефалины, а также гормон мелатонин, который поднимает настроение, укрепляет иммунитет, избавляет от бессонницы;

Стимулирует образование витамина D. Подобно рыбьему жиру, он активизирует ферменты, которые способствуют усвоению организмом кальция, необходимого для нормальной жизнедеятельности костной, мышечной и нервной систем;

Повышает уровень гемоглобина, придаёт лицу здоровый румянец;

Избавляет кожу от многих косметических и дерматологических проблем. Ультрафиолетовые лучи обеззараживают кожу. Непродолжительное, дозированное пребывание на солнце (10-15 минут) полезно при псориазе, фурункулезе, угревых высыпаниях.

Собственно говоря, загар как таковой пользу организму не приносит. Он свидетельствует о том, что человек достаточно долго находился под солнечными лучами. Если загар лёгкий, приятного золотисто-бронзового оттенка, то его можно расценивать как благоприятный фактор - значит, пребывание на солнце было не очень долгим, но достаточным. Чрезмерное ультрафиолетовое облучение негативно сказывается на здоровье. Ультрафиолет может спровоцировать фотодерматит, ненормальную (в отличие от загара) реакцию кожи на солнечные лучи. Проявляется она в виде волдырей, покраснения, зуда и шелушения кожи после избыточного контакта с солнцем. Часто это происходит при выезде на море, в страну с более ярким солнцем, чем то, к которому человек привык. Существует и такое понятие, как «отложенное воздействие» солнца. Оно означает, что последствия слишком длительного пребывания на солнце могут проявиться серьёзными заболеваниями, включая злокачественные опухоли, спустя годы. Всемирная организация здравоохранения рекомендует считать полезной для здоровья нормой ежедневного пребывания под прямыми лучами солнца около 5-10 минут в начале солнечного сезона и до 50 минут в его разгар.

Итак, долгожданное лето наконец-то начинается и можно приступать к осуществлению планов на отдых. К счастью, в летний период погода вполне предсказуема и оптимистична. И всё же следует помнить афоризм из «Плодов раздумья» Козьмы Пруткова: «Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо тёплое, ибо можешь ли ты знать, что случится в атмосфере?» Прошло почти 160 лет, но совет до сих пор актуален.

Вспомнить и повторить признаки летнего времени года; научить детей выявлять главные особенности каждого летнего месяца; развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; прививать любовь к поэзии, художеству и музыке.

Планируемые результаты: выучить главные признаки лета.
Оборудование: музыка Вивальди, фото изображений летней природы.
Предварительная работа: подготовить музыку А. Вивальди «Лето», 3 иллюстрации изображающие летние пейзажи.

План урока:

I. Орг. момент.
II. Повторение прошлой темы, проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Новый материал.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление пройденного на уроке материала.
VII. Подведение итогов.
VIII. Задание на дом.

* В изображении картина И. Левитана "Берёзовая роща"

Ход урока

I. Организационный момент.
Поздороваться с детьми, проверить готовность к уроку. Сконцентрировать внимание детей с помощью игры «Посмотри на соседа по парте».

II. Повторение ранее изученного. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке, проверить домашнее задание, задав несколько вопросов. Оценить лучших учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока. Под музыкальное сопровождение А. Вивальди «Лето» учитель читает стихотворение И. Сурикова «Ярко солнце светит»
Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
Как вы уже догадались тема сегодняшнего урока «Лето». Мы поговорим о летних месяцах, о их отличительных особенностях, вспомним приметы.


IV. Новый материал.

Лето красное пришло

Учитель делает вступительную часть. Для многих из нас лето - это самая любимая пора года. Солнечная и тёплая погода позволяет купаться в море или озере и загорать. И всё это совпадает с летними каникулами. С наступлением лета мы попадаем в сказочный мир приключений. Природа наливается разноцветными красками и одаривает спелым урожаем. Пышная зелень, цветущие сады, ласковое солнце, тёплые дожди - всё это лето! А кто может назвать отличительные особенности летней погоды? (заметно теплеет, иногда идут кратковременные тёплые дожди с громом и молнией, и через короткий промежуток времени появляется радуга). Как меняется летний день? (Солнце встаёт рано, день длинный). Как меняется жизнь людей? (некоторые дети отправляются в лагеря, другие отдыхают всей семьёй, ездят на море или в лес). Каких насекомых вы наблюдали в своем регионе? В какие игры вы предпочитаете играть летом? (футбол, волёйбол, прятки, салки). Чем ещё любите заниматься? (кататься на велосипеде, строить шалаши). Какую одежду носите летом? (футболки, шорты, платья, сарафаны и обязательно головной убор). Какие интересные места вы посетили во время прошлых летних каникул.
Далее учитель предлагает рассмотреть три иллюстрации, на которых изображено лето и предлагает подобрать эпитеты к слову «лето» (Жаркое, урожайное, богатое, щедрое, нарядное, яркое, долгожданное, ароматное).

Летние месяцы

Далее учитель задаёт вопросы: какие летние месяца вы знаете (июнь, июль, август). Загадка.
Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)

Июнь

Попробуйте определить какая из картин соответствует июню месяцу? (дети определяют и объясняют почему). Июнь ещё называют Хлеборостом, так как именно в этом месяце природа пробуждается, сады одеваются в бурно цветущую зелень, на полях поспевает рожь, вечера становятся тёплыми и долгими. Какие народные приметы про июнь вы знаете?

  • Стелится туман — готовь лукошко к грибам.
  • Услышали раскат грома в грозу — к затяжной плохой погоде.
  • Радуга быстро исчезла — к ясной погоде.
  • Радуга утром — к дождю.
  • В радуге больше красного цвета — к ветру.
  • Сильные росы — к плодородию, а частые туманы — к урожаю грибов.
  • Обилие ягод предвещает холодную зиму.

Июль

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это? (июль) Определяют какая картина подходит этому месяцу. Второе название Июль-Страдник. Становится очень жарко, особенно в полдень, поэтому обязательно носить головной убор и пить много жидкости. Лес, в этот период угощает нас вкусными ягодами, лечебными растениями. Приметы месяца:

  • Новая паутина — к хорошей погоде.
  • Если на траве нет росы — к ночному дождю.
  • Если паук выходит из гнезда и делает новую паутину — к погоде.
  • Если июль жаркий, то декабрь будет морозный.
  • Если летом много щавеля, то зима будет теплой.

Август

Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи? Ищут на доске картину с изображением августа.
Август-Жнивень. В этот период начинается уборка урожая. Природа, после длительных трудовых дней, отплачивает нам богатым урожаем овощей и фруктов.

  • Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта — к хорошей погоде.
  • Если солнце при восходе ярко-красное и вскоре прячется в облака — жди дождя.
  • Если туман быстро рассеется в лучах солнца — хорошая погода установилась надолго.
  • Утренний дождь к хорошей погоде.
  • Позднее цветение рябины — к долгой и теплой осени.
  • Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) — иди за подосиновиками.
  • Муравьи спешно, среди дня заделывают входы — будет дождь.
  • Если пчелы улетели с утра в поле — будет хорошая погода.
  • Если паук направляет свою паутину в сторону севера — жди похолодания, а если паутину направляет на юг — будет потепление.
  • Лягушки держатся в воде — к сухой погоде, а выползают на сушу или сильно расквакались — к непогоде, ненастью.

V. Физминутка

Хомка, хомка, хомячок (раздуть щёки)
Полосатенький бочок. (погладить себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потереть лицо и шею)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)


VI. Закрепление.

Про какое время года мы сегодня говорили?
Второй месяц лета?

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(солнце)

Сперва блеск,
За блеском Треск,
За треском — Блеск.
(гроза)

Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(кузнечик)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет.
(бабочка)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)

Золотое решето,
Черных домиков полно.
(подсолнух)

VII. Подвести итог. Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VIII. Домашнее задание. Нарисовать понравившийся летний месяц.

Тема:" Время года – лето. Признаки лета. "

Цель: Уточнять и систематизировать знания учащихся о летних явлениях в природе, о растениях и лесных ягодах, созревающих летом. Развивать монологическую речь. Учить давать полные ответы на вопросы. Коррегировать внимание и память учащихся. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебники, тетради, карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Многое на нём узнать!

II. Повторение пройденного материала.

Проверка д/з

Какое сегодня число? месяц? какой день недели?

Для чего создаются зоопарки?

Чем занимаются работники зоопарков?

Чтобы речь была четкой и красивой проведем речевую разминку .

Ло-ло-ло - на улице тепло

Жу-жу-жу- на солнышке лежу

Ду-ду-ду- растут яблоки в саду

Бы-бы-бы - а в лесу растут грибы.

Гу- гу- гу- там ромашки на лугу

Ет-ет-ет-у неё красивый цвет

Ту-ту-ту-я веночек заплету

III. Актуализация знаний.

А какое сейчас время года? Сколько существует времен года?

Назовите их. (осень, зима, весна, лето)

Отгадайте о каком времени года мы сегодня будем говорить?

Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться... лето

Тема нашего урока: «Время года – лето. Признаки лета!».

Мы вспомним летние месяцы, и узнаем какие изменения происходят в природе с приходом лета?

Посмотрите, какое это дерево?

А в какое время года так выглядит береза? Правильно, зимой.

А давайте сделаем так, чтобы береза была в летнем наряде. Назовите слова, которые у вас связаны со словом лето. (солнце, трава, листья, дождь, свет, бабочка, пляж, велосипед, цветы, комары, зонт)

За каждый правильный ответ вы получите листочек и мы прикрепим его к нашей берёзке.

Слайд "Здравствуй, лето!"

Все дети любят лето. А почему?

IV . Работа по теме урока.

Сколько месяцев длится лето?

Назовите их. (июнь, июль, август)

Почему летом становится теплее?

Какие еще изменения происходят?

Почему летом день становится длиннее, а ночь короче?

1. Рассказ учителя и показ слайдов .

Скоро наступит лето.

Какие основные признаки лета? Конечно, это тепло. Солнце находится высоко над землей, светит ярко. Оно даёт много света и тепла и хорошо прогревает почву и воду. Погода чаще бывает ясная, но иногда ветер нагоняет тучи и идут дожди. Бывают грозы и сильные ливни. По утрам на траве появляется роса.

Роса – маленькие капельки воды.

Чтение текста учебника обучающимися стр.34

Первый летний месяц июнь. В июне травы украшены цветами. Лес полон жизни. Много дел у птиц. В гнездах появились прожорливые птенцы. Над цветами порхают бабочки и стрекозы. В жаркие дни разражаются грозы с сильными теплыми ливнями. После ливня в небе сияет яркая радуга. Июнь называют еще месяцем тишины. В это время дикие животные выводят детенышей. Но называют этот сезон не потому, что тишина стоит в лесу, или в поле. А потому, что человеку необходимо соблюдать тишину: не беспокоить животных, не мешать им заботиться о своих малышах.

Как называется первый летний месяц?

Какое природное явление можно наблюдать в небе после дождя?

Как называется ягода, которая созревает на лесных опушках?

Чтение текста про июнь в учебнике стр.34.

Июль – второй месяц лета. Он самый жаркий. В полях цветут ромашки и колокольчики. В лесу поспевает малина, душистая земляника. За ней поспевает черника. В садах созревает смородина. Появляются летние грибы. Это лакомство для многих животных – медведей, птиц, белок. Травы высокие, зелёные. Начинается сенокос. С огородов собирают первый урожай.

Как называется второй месяц лета?

Какие цветы цветут в полях?

Назовите любимое лакомство медведя?

Какие ветры дуют летом?

Рассказ учителя и показ слайдов

Август – последний летний месяц. Дни становятся короче. Все больше и больше идет дождей. В садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах – морковь, свекла, лук. В полях поспевает рожь и пшеница. В лесу много грибов, ягод и орехов. В конце августа на деревьях появляются первые желтые листочки. В лесу многие птицы готовятся к дальним перелетам. Убирают с полей рожь, пшеницу. В садах снимают с веток яблоки. В огороде убирают лук, помидоры, огурцы.

Слайд

Как называется третий летний месяц?

Что созревает в лесу в августе? Что созревает на полях?

Чтение текста учебника стр.34

V. Физминутка.

А в лесу растёт черника

Земляника, голубика

Чтобы ягоду сорвать

Надо глубже приседать..

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу

В класс пора мне возвращаться

Чтобы снова заниматься.

VI Коррекционное упражнение"Что лишнее?»

летние явления (туман роса радуга снег дождь)

летние месяцы(август май июнь июль)

VI. Закрепление изученного.

VII .Работа в тетрадях. (число, тема)

Вставьте пропущенные слова и запишите их в тетрадь.

Солнце светит …. (ярко, тускло)

Дни становятся… , а ночи... (длиннее, короче).

Деревья стоят в наряде... (зеленом, желтом)

В траве горят красные огоньки земляники.

Порхают пёстрые бабочки.

Загадки

VIII . Итог урока.

Обобщающая беседа о лете.

За каким временем года следует лето?

Почему все ученики любят лето?

Природа – это красота. Лето – прекрасное время года, о нем написано много стихотворений.

Стих «Красное лето» рассказывает ученик

Художник раскрасил лето разными красками, какие цвета использовал?

видеоролик

IX. Домашнее задание. с.33-36

Выставление оценок



Читайте также: