Что даст армении подписанное соглашение с евросоюзом. Нож в спину рф – армения поворачивается к нато

Раскрыть структуру статьи

Скрыть содержание статьи

В начале сентября президент

Армении

Серж Саргсян объявил о намерении страны

вступить в Таможенный союз

В случае если переговоры пройдут успешно, закавказское государство станет четвертым в евразийском клубе и единственным, у кого нет с другими странами союза общих границ. «Лента.ру» решила присмотреться к экономике Армении, чтобы понять, насколько значимым для всех сторон будет присоединение республики к союзу.

История развития армянской экономики

Армения стала промышленно развитой (для своего времени) республикой в послевоенные советские годы. Самыми значимыми для экономики СССР были находившиеся в ее недрах руды молибдена и меди. В 1957 году в Алаверди был построен крупный медеплавильный комбинат. Вместе с металлами Армения снабжала другие союзные республики продуктами питания и, конечно, алкоголем в первую очередь коньяком. При советской власти в Армении также были построены несколько электростанций, которые работают до сих пор, и заводы комплектующих для огромного советского ВПК, в частности, электро- и радиоприборов.

После развала СССР промышленность оказалась на грани коллапса, так как доступ ко всем бывшим рынкам теперь был перекрыт. ВВП за пару лет рухнул в два с лишним раза, и множество людей остались без работы и средств к существованию. Лишь к середине 2000-х годов урон от краха СССР удалось в целом восполнить, но большая часть армянской промышленности, в особенности высокотехнологичные секторы, за полтора десятилетия успела погибнуть. Во многом это было связано с тем, что ориентировалась она именно на ВПК, а ресурсы были привозными.

Все это усугубилось экономической блокадой, в которую государство попало из-за карабахского конфликта. О торговых связях через Турцию и Азербайджан Еревану теперь пришлось забыть, оставались только коридоры через Грузию и Иран. Отсутствие выхода к морю и крупным магистралям привело к тому, что армянское государство экономически замкнулось в себе, полагаясь в основном на взаимоотношения с Россией. Они же постепенно начали налаживаться «через голову» Грузии, хотя того объема торговых связей, который существовал в советский период, достичь было уже невозможно.


Ориентация на производство металлов и продуктов питания

Сейчас Армения является небольшой по размеру экономикой (в мировом рейтинге она не входит даже в первую сотню, располагаясь между Маврикием и Экваториальной Гвинеей), в основном концентрирующейся на производстве цветных металлов и продуктов питания. В 2000-е ей удалось добиться неплохих показателей экономического роста (в отдельные годы они заходили за 10-процентную отметку), часть которого, однако, была «съедена» глобальными кризисом 2008-2009 годов, когда ВВП рухнул на 14 процентов. Потока инвестиций в страну не наблюдается, поскольку деньги в Армении вкладывать особенно некуда, да и по уровню коррупции республика занимает одно из самых высоких мест в мире, что тоже приходу иностранного капитала не способствует.

Значительную часть средств Ереван получает за счет переводов из-за рубежа, составляющих около 13 процентов ВВП. Из этой суммы 60 процентов переводится из России. По сути, для национальной экономики переводы являются ключевым источником дохода, за их счет страна получает половину всей валюты. Именно снижение объема переводов из-за границы и вызвало столько резкий обвал ВВП во время кризиса.


Сильная зависимость от России

Что касается непосредственно товарного производства и экспорта, то здесь зависимость от России почти столь же существенная, как и в сегменте денежных переводов. В 2012 году на долю России приходилось около 18 процентов всего экспорта товаров. Особого разнообразия не наблюдается: продукты питания и алкоголь составляют почти две трети всех поставок в РФ и приносят ежегодно около 150 миллионов долларов.

В обратном направлении идут энергоресурсы, зерновые и некоторые виды металлов, причем в значительно большем количестве: Армения имеет с Россией большой торговый дефицит, составляющий почти 800 миллионов долларов. По значимости для национальной экономики российские поставки для Армении в разы важнее, чем от какой-либо другой страны: даже объем импорта из Китая втрое меньше, чем из РФ. И если экспорт в европейские страны является более или менее существенным (в Германию и Бельгию вместе закавказская страна поставляет примерно столько же продукции, сколько и в Россию), то импорт крайне невелик и ограничивается по большей части предметами роскоши и некоторыми товарами хай-тека.

Так как все заявления о каких-либо реформах и диверсификации экономики пока никакого реального продолжения не получают, а объективно Армения к России привязана крепко и в экономическом, и в политическом плане, о кардинальном изменении картины в ближайшие годы говорить никак не приходится. Поэтому вступление в Таможенный союз в каком-то смысле лишь фиксирует сложившееся положение: несмотря на то что в ТС входят еще и Белоруссия с Казахстаном, «первую скрипку» в нем играет именно Москва.


Плюсы от вступления в ТС для Армении очевидны

Для Армении выигрыш от присоединения к Таможенному союзу заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится. С учетом того, что Армения страна маленькая, даже эта копейка в ее масштабах будет очень значимой.

Впрочем, едва ли не важнее для правительства Армении вопросы импорта товаров из России. Москва известна тем, что готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы поднять. Таможенный союз может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет: Белоруссия как член ТС получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.

Наконец, армянской стороне присоединение к ТС дает еще и определенные гарантии того, что ее продукции не будут угрожать никакие форс-мажоры. Пример украинских кондитерских изделий Roshen, объявленных в России вне закона, или грузинского вина более чем нагляден: в обоих случаях производители потеряли основной рынок сбыта и понесли значительные убытки.

Для России это мало на что повлияет

В Таможенном союзе нападок со стороны санитарных и других служб, по идее, быть не должно. Что касается чисто торговых споров, то они также маловероятны: Армения едва ли способна как-то существенно задеть интересы России или, скажем, Белоруссии, а слабое развитие промышленности и ее узкая специализация позволяют республике не бояться, что ее завалят импортом просто потому что она и так им завалена.

Российская экономика от вступления Армении в Таможенный союз не выиграет, но, впрочем, и не проиграет. Армения поставляет в РФ слишком мало, чтобы разница в тарифах как-то сказалась хотя бы на каком-нибудь сегменте отечественного рынка. Ясно, что для Москвы вступление республики в Таможенный союз лишь показатель политической мощи, рекламный ход с целью привлечь другие, более важные страны (читай Украину) к проекту.

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции Ряд западных журналистов обратил внимание на то, что американское ядерное оружие, расположенное на военной базе Инджирлик, которую используют ВВС США и Турции, может попасть не в те руки.

Внимание западной прессы приковано сегодня к событиям в Турции, где введено чрезвычайное положение. Официальный Запад не только скорбит по неудавшемуся госперевороту в этой стране, но и справедливо озабочен судьбой ядерного арсенала, расположенного на базе ВВС НАТО в Инджирлике. Однако в тени остаются события в соседней Армении, в которой ситуация грозится .

С моей точки зрения, армянский мятеж — своего рода компенсация Запада (спецслужбы которого, я уверен, стоят как за попыткой мятежа в Турции, так и за операцией по захвату заложников в Армении) неудачи в Анкаре.

Так что не случайно сегодня западные политики не замечают особо действия террористов в Ереване, ожидая, как я полагаю, выгодной для себя развязки в этой стране.

"Армения попала в капкан", — отмечает издание "Sputnikаrmeniya.ru ". В капкан, добавлю, устроенный властям этой страны современными данайцами. Армянское общество, увы, пока не готово к жестким мерам противодействия тем хитро закрученным провокациям, которые раз за разом преподносят Еревану эмиссары от различных евро-американских структур, действующих в связке с отдельными представителями армянской диаспоры в Европе и США.

Данайская технология на марше

Все знают, что в отношении населения стран, "приглянувшихся" Западу, используется одна и та же технология "цветной революции", когда посредством стимулируемых извне антиправительственных сил, активное меньшинство, маскирующееся под народное большинство, поднимается на борьбу с "коррумпированной" властью.

Но как-то особо не обсуждается, что по отношению к туземным элитам западный колонизатор всегда использует один и тот же данайский способ — так задобрить ничего не стоящими подарками вождей местных племен, чтобы напрочь отбить у них инстинкт самосохранения.

Эсминец ВМС США вошел в Черное море для участия в учениях с Украиной Двусторонние учения Sea Breeze-2016 должны были начаться 18 июля, но из-за неготовности украинской стороны морская часть учений была отложена на неопределенный срок.

По отношению к постсоветским туземцам, в силу их чрезвычайной развращенности благами советской патерналистской системы, Запад использовал минимум подарков и максимум обещаний. Той же Украине достаточно было пообещать статус европейской державы, как 40-миллионная страна, обладающая мощнейшим научно-техническим и культурным потенциалом (превосходящим по своему уровню большинство европейских стран), не просто рухнула к ногам евро-американской империи, но поклялась дядюшке Сэму принести ему на блюдце голову главного врага Госдепа (и своего старшего брата) — России.

Чтобы завоевать постсоветское пространство без единого выстрела, евро-американская империя соорудила глобального троянского коня — проект "Восточное партнерство", который и был подарен постсоветским элитам как средство "оцивилизовывания" этих элит.

Только сейчас кое-кто (часть Украины, к примеру) начинает догадываться, что названный проект был запущен не для раздачи его участникам подарков и преференций, но для раздачи чего-то принципиально иного.

Россия - НАТО: говорить с дееспособными, успокаивать слабых В российских интересах, чтобы дееспособные страны НАТО продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий, считает Андрей Сушенцов.

Украина получила от данайцев войну, разруху, миллиардные долги и тотальное мародерство. Грузия — войну и колониальную зависимость. Молдова — нищету и десуверенизацию. Киргизия — несколько разрушительных и бессмысленных госпереворотов. И даже Казахстан, который всегда придерживался многовекторной политики, получил от Запада удар под дых в виде поддержки им несистемной оппозиции.

Сегодня троянский конь "партнерства" с Европой забрасывается в Белоруссию, Азербайджан и особенно в Армению. Ведь Армения — член ОДКБ и ближайший союзник России в Закавказье.

Армяне должны понять, кто их враг, а кто друг

Вспомним, что происходило в Армении и вокруг неё в последние три с половиной месяца — сразу же после того, как 1 апреля этого года на границе с Азербайджаном вспыхнули бои.

В начале апреля Еревану показали, что Азербайджан готов к войне, что его поддерживают такие силы, как Турция, ИГ (запрещенная в России группировка) НАТО и США, а значит, соглашение по Нагорному Карабаху может быть пересмотрено силовым путем.

© Ruptly


Россия предотвратила возможное перерастание приграничного конфликта в полномасштабную войну. Однако Запад развязал на армянском направлении информационные атаки, в результате чего ему удалось убедить часть армянского общества, что Россия-де не способна защитить Армению в случае начала войны с Азербайджаном, а значит, нужно дружить не со "слабой" Россией, а с "сильным" Западом.

Бундестаг признал геноцидом преступления против армян в 1915 году Резолюцию одобрило большинство депутатов, один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался. В преддверии голосования в Турции заявили, что признание геноцида осложнит отношения двух стран.

В Армению были направлены не только деньги на поддержку прозападных НКО и западных журналистов, но и разного рода военспецы. Так, 26 мая Армению посетила представительная делегация военных и дипломатов США во главе с самим командующим сухопутными силами США в Европе . А в начале июня чуть ли не целующаяся с Эрдоганом Германия в лице своего бундестага внезапно признала геноцид армян 1915 года.

Понятно, что такое серьезное решение, после которого, кстати, и закончилась дружба Турции с Германией, не могло быть принято без подсказки Госдепа. Однако многие армянские политики приняли решение бундестага за чистую монету (за разворот в сторону Армении), не понимая, что Запад этим решением подтолкнул Ереван в пасть удава НАТО.

Затем, уже в конце июня, в Армению прибыл папа римский Франциск I. Официально (кто бы сомневался?) — почтить память геноцида армян. А неофициально?

Наконец, в начале июля президент Армении Серж Саргсян был приглашен на саммит НАТО в Варшаву.

Должен ли он был отказать папе римскому в визите? Вряд ли. Но Ереван, как я считаю, должен был понять, что визит папы, как и решение бундестага, — это "дары", за которыми неизбежно последует расплата. Так что приглашение в Варшаву было уже ультиматумом, хотя и в традиционной для Европы данайской форме. И потому от участия в саммите НАТО Ереван должен был отказаться — предвидя, что Армению готовятся принести в жертву.

Армении нужно выбираться из капкана

Переворот в Турции (крупнейшей стране НАТО) начался через три дня после саммита альянса. И практически одновременно с ним начался мятеж в Армении.
Армении повезло, что турецкий мятеж провалился. В противном случае антиправительственные силы захватили бы в Ереване не только полицейский участок.

У меня нет сомнений в том, что перевороты в Армении и Турции планировались в единой схеме. Не случайно захватившие заложников террористы из "Учредительного парламента" не выдвинули каких-либо требований, кроме тех, что были заготовлены для переворота: Саргсяна в отставку, Сефиляна — на свободу.

Впрочем, главная проблема Армении не в том, что в ней нашлась группа националистов, готовых пожертвовать своей страной ради денег от кураторов из-за океана. Она в том, что им верит часть населения, и число таких верующих, как правило, резко возрастает, если власть не проявляет решительности и не предлагает обществу ясной перспективы.

Ереванская полиция разогнала толпу и арестовала лидеров несистемной оппозиции. Однако этого недостаточно для оздоровления обстановки в стране. В армянском обществе сегодня немало представителей данайцев, днем требующих примирения, а ночью забрасывающих камнями полицию.

Власти Армении обещают сделать все для разрешения ситуации в Ереване В минувшее воскресенье группа неизвестных проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.

Вот и чиновники ЕС, сразу же после того, как были арестованы зачинщики беспорядков, призвали власти и оппозицию воздержаться от насилия.

Понятно, что призыв этот адресован к власти, а не к террористам. В противном случае чиновники ЕС должны были осудить захват заложников в Ереване и потребовать от террористов их освобождения — чего чиновники ЕС не делают, показывая тем самым, на чьей они стороне.

Таким образом, власть в Армении сегодня должна делать прямо противоположное тому, к чему призывают данайцы из ЕС. Пора прекратить вестись на болтовню о "демократии", под которой Запад понимает исключительно свои собственные интересы.

В Армении опровергли информацию СМИ о возможной отставке правительства Ранее ряд армянских СМИ сообщили, что власти Армении обсуждают возможность отправить в отставку правительство на фоне событий с захватом заложников в здании полиции.

Полагаю, что армянские власти должны не только подавить бунт, но и осуществить в стране кадровую чистку. А армянские элиты должны понять, что действия западных политиков — в какие бы красивые обертки и льстивые слова они не рядились — всегда будут направлены против суверенитета этой страны.

Пора прекратить играть с Западом в его игры. Пора начинать жить своим умом и собственными интересами.

Идея о вступлении в НАТО поглотила руководство Армении.

В Ереване участники международной конференции "НАТО от Варшавы до Брюсселя: реформы в сфере безопасности в Армении", непонятно на каких основаниях заявляют, что членство в ОДКБ не является препятствием для успешного взаимодействия с НАТО.

А политолог Ричард Киракосян вообще видит Армению в роли моста между Россией и НАТО . Другой армянский эксперт - Степан Григорян , совсем уже не таясь, заявил, что Армения не должна связывать свою безопасность с одной страной или структурой. Не говоря уже о самом Североатлантическом блоке, интересно бы знать, как Москва отнесется к такому "мосту", преобразованному из ее форпоста на юге, и к такой "двойной" безопасности?

Ричард Киракосян

С другой стороны, Армения и НАТО еще в декабре 2005 года подписали соглашение об индивидуальном партнерстве (Individual Partnership Action Plan - IPAP). В рамках этого IPAP, в частности, предусмотрено содействие проведению реформ в сфере обороны и безопасности, а также развитие способностей миротворческих сил армянского контингента НАТО. И на нынешней ереванской конференции заместитель главы офиса НАТО в Грузии Росария Пуглиси отметила, что Армения, будучи членом ОДКБ, успешно сотрудничает с НАТО , и "это беспрецедентный случай, когда членство в военно-политическом блоке не мешает сотрудничеству с другим альянсом".

"В НАТО понимают, что такая политика нелегко дается малым странам. Мы ценим взаимодействие в вопросе миротворческих миссий. Сотрудничество с НАТО, в частности, позволит Армении реформировать систему безопасности", - подчеркнула Пуглиси.

Тот же Киракосян пошел еще дальше и сделал вывод, что в отношениях Армения - НАТО особенно важны три фактора: обмен опытом, реформы в ВС Армении, которые направлены также на образование и модернизацию. И в то же время "Армения для НАТО является надежным партнером , в том случае, когда ряд партнёров, к примеру, Турция, становятся весьма ненадежными". В общем, всё в типично армянском стиле : мы, мол, такие хорошие и преданные, а вредная Турция там у вас совсем лишняя, вот и уберите ее - и будет и вам, а главное, нам совсем хорошо.

Да что там Турция, продолжал Киракосян, охаивая и других соседей по региону - ну, очень они тоже мешают планам Армении . А вот вожделенному Альянсу вовсю пел дифирамбы : НАТО имеет большое цивилизационное значение в плане идеалов и ценностей. И именно с этой точки зрения Армения, оказывается, гораздо более близка к НАТО, чем Грузия или Азербайджан.

"Для этого есть две причины. Армения - единственная страна в регионе, которая контролирует всю свою территорию. Ни одна часть территории Армении не оккупирована, в отличие от Грузии и Азербайджана, у Армении нет территориальных потерь. Второй фактор, который больше приближает Армению к НАТО, более важен: Армения не представляет военной угрозы для соседних стран, причем Армения является самой сильной военной силой на Южном Кавказе".

Такой вот расклад. Страна-агрессор теперь кичится, что ее земли никто не оккупировал, и все потому, что у нее самая сильная армия и только она захватывает чужие территории. И ничего, что этому очень способствует Россия, пришел момент, и от нее отвернутся - НАТО надежнее.

Между тем по мнению главы Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российского политического эксперта Андрея Иванова, Североатлантическому альянсу Армения сама по себе не нужна в принципе, как и многие страны бывшего Союза.

"Армения может быть нужна Западу только для дестабилизации региона, для проведения в регионе чужой геополитической стратегии. И спрашивается, армянские политологи понимают, к каким последствиям может привести тесное сотрудничество с НАТО их страны? Вот они говорят, что от НАТО Армения может получить всё для своей обороны. Ну, во-первых, НАТО никому ничего не дает, а просто накладывает на своих членов и партнеров обязательства по военным тратам. Армении придется заплатить за реорганизацию своей армии по стандартам Альянса. Во-вторых, а что Армения хотела бы получить? Наступательные вооружения? Зачем? Россия сегодня обеспечивает армянскую армию всем необходимым вооружением, в т.ч. оборонительным. Поэтому если Армения повернется в сторону НАТО, она окончательно потеряет все", - четко описал ситуацию российский политолог.

Тем не менее, Армения настроена весьма серьезно. Два года назад в Ереване даже был открыт первый на Кавказе Информационный центр НАТО . И кто его знает, может, эта вертлявая страна и добьется своей цели - вольется в Альянс. Отличный будет сюрприз для России . Хотя сюрприз это нечто неожиданное, нежданное, а Армения уже и не скрывает, что Москва перестала быть ей интересна, а НАТО будет для нее гораздо полезнее.

Самое непримиримое противостояние происходит, безусловно, между западным миром во главе с США и Россией, которая пытается восстановить утраченные в конце прошлого века позиции. Политологи давно окрестили эту конфронтацию новой «холодной войной», признавая при этом, что ситуация складывается еще более рискованная.

НАТО – это НАДО

Ведущие институты Запада, включая и НАТО, являются главными геополитическими оппонентами России. А главная задача политики Путина, нацеленной на восстановление Россией былого могущества, состоит в том, чтобы держать НАТО как можно дальше от своих границ.

И Россия на сегодня добилась неплохих результатов. Во всяком случае, начавшаяся в конце прошлого века стремительная экспансия НАТО на восток, подразумевавшая вхождение в блок нескольких постсоветских стран и окружение России своими базами, приостановлена.

Но НАТО не сдается, объявляет одним из своих приоритетов республики Южного Кавказа и уже добился значительного продвижения в Грузии. Кульминацией закрепления блока в этой стране стала середина 2000-х, когда грузинский президент Михаил Саакашвили официально обратился в альянс с просьбой принять Грузию в НАТО.

Россия, естественно, не могла спокойно наблюдать, как вслед за Прибалтикой НАТО пытается установить контроль над всем Южным Кавказом, и августовская война 2008 года вынудила Грузию отложить свои планы по членству в НАТО.

Что касается Азербайджана, который изначально не ставил перед собой цель вступления в Североатлантический блок и оставался верен своему внешнеполитическому курсу неприсоединения, то он, напротив, стал ограничивать свои контакты с альянсом с учетом геополитических перемен в регионе.

Армения же, являясь по сути форпостом России в регионе, вообще не могла рассчитывать на сотрудничество с НАТО, и все ее контакты носили лишь формальный характер.

Но все начало меняться

Форпост России на Южном Кавказе неожиданно свернул на прозападный курс и стал сближаться с НАТО и Евросоюзом. Haqqin.az уже сообщал, что осенью этого года Армения готовится подписать соглашение о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом. И это несмотря на попытки ЕС расширить экономические и политические связи с постсоветскими странами, вызывающие не меньшее раздражение России, чем приближение к ее границам НАТО. Правда, по последней информации разных источников, сближение Армении с Евросоюзом проходит в согласованной с Россией форме, но серьезных доказательств этому нет.

В любом случае шаги Армении в сторону ЕС и с НАТО, учитывая ее вассальное по отношению к России положение, вызывают немалое удивление мировой общественности. И дело зашло так далеко, что политические круги в Ереване и представители НАТО всерьез говорят о возможностях вступления Армении в военный альянс. А ведь недавно, даже когда позиции Запада в регионе были более устойчивы, в Ереване и мечтать не могли о подобном. А сейчас Армения пытается позиционировать себя главным партнером НАТО в регионе и активно участвует в программах блока. Достаточно взглянуть на хронику событий последних нескольких месяцев и даже недель.

Хроника необъявленной Арменией войны России

Военные из Армении приняли участие в учениях НАТО Saber Guardian, которые проходили в Румынии с 11 по 20 июля. Это самые крупные учения НАТО из состоявшихся в 2017 году.

В первой декаде августа в Грузии стартуют учения НАТО под названием Noble Рartner. За маневрами будет лично наблюдать вице-президент США Майкл Пенс. И Армения решила отправить туда довольно внушительный военный контингент.

А в сентябре в Германии стартуют учения Combined Resolve IX, где плечом к плечу с натовскими военными будут условно воевать 112 военнослужащих из Армении. Стоит отметить, что Азербайджана на этих учениях не будет.

Саргсян на встрече с Джеймсом Аппатураем

Армения планирует расширять свое сотрудничество с НАТО и в 2018 году, приняв участие как минимум в четырех учениях.

Заметно участились и дипломатические контакты между НАТО и Арменией. В прошлом месяце спецпредставитель блока по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай был с визитом в Ереване. Его встречали на самом высоком уровне, включая президента Армении Сержа Саргсяна, спикера парламента Ара Баблояна и руководства Минобороны.

На всех встречах обсуждался один вопрос – расширение сотрудничества Армении с НАТО, а президент Саргсян даже пригласил в Ереван генсека альянса. В то же время министр обороны Армении Виген Саргсян заверил высокопоставленного гостя в том, что его страна намерена увеличить свой контингент в Афганистане, где осуществляется миссия блока.

Там же, в Ереване, Джеймс Аппатурай пообещал, что НАТО будет разрабатывать «новые программы, представляющие интерес для Армении». Это интригующее заявление Аппатурая вызвало серьезный ажиотаж в экспертных кругах Армении.

Представитель НАТО счел нужным приветствовать соглашение, которое Армения должна подписать в сентябре с Евросоюзом, отметив, что «Запад хочет сблизиться с Арменией».

А на днях спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в то же время глава офиса альянса в Тбилиси Уильям Лахью и вовсе заговорил о возможном членстве Армении в НАТО. Дипломат в открытой форме признался, что в НАТО не оставили своих планов по расширению на восток, и если Армения примет решение вступить в Североатлантический союз, это увеличит возможности сотрудничества.

«Армения должна сама выбрать, насколько может расширить сотрудничество с альянсом», – добавил дипломат.

Уильям Лахью

Официальной реакции России на происходящие события пока не было, но нетрудно догадаться, какое замешательство все это вызвало в Кремле. Еще бы, ведь гипотетическое вступление Армении в НАТО подразумевает приостановку членства этой страны в ОДКБ и вывод с ее территории российских военных баз.

Тем временем Уильям Лахью, подливая масла в огонь, делает заявление за заявлением, способные вконец разозлить Россию. По его словам, отношения НАТО с Арменией находятся на «очень высоком уровне» и дальнейшее их развитие требует «серьезного политического решения». Если верить словам дипломата, то политическое руководство Армении стоит перед выбором: отвернуться от России и выбрать Запад или оставить все как есть.

«Армения – суверенное государство и само принимает решение, как ей строить отношения с соседними странами», – сказал дипломат.

Надо сказать, что это совершенно новый политический ход НАТО, потому что до сих пор отношения с Россией и Ираном, а также неурегулированныйкарабах ский конфликт были одним из основных факторов, определяющих сотрудничество альянса со странами региона.

Другой высокопоставленный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству, заметил, что членство в ОДКБ не является препятствием для этого. «Армения может быть членом ОДКБ и одновременно быть надежным партнером НАТО», – сказал Аппатурай журналистам в Ереване.

29 июня министр обороны Армении Виген Саргсян отправился на переговоры с НАТО в Брюссель и принял участие в совещании министров обороны стран-участниц миссии альянса в Афганистане. Министерство обороны Азербайджана принимало участие в совещании на менее высоком уровне.

После совещания В.Саргсян встретился с заместителем генсека НАТО Роуз Геттемюллер и обсудил вопросы расширения сотрудничества и перевод вооруженных сил Армении на натовские стандарты.

Другую встречу министр обороны Армении провел с руководителем военного комитета Евросоюза генералом Михаилом Костанакосом, обсудив возможности военного сотрудничества между Арменией и Евросоюзом.

Виген Саркисян на встрече с руководством НАТО

Свой вклад в укрепление контактов с НАТО вносят и гражданские институты Армении, все чаще присоединяющиеся к различным программам блока.

К примеру, в середине прошлого месяца при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Североатлантического блока для журналистов в Армении был организован семинар на тему «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие в регионе». Принимавший в нем участие высокопоставленный представитель Минобороны Армении Мгер Исраэлян назвал отношения между Арменией и НАТО «стратегическими» и отметил, что они будут и впредь углубляться.

Ничем, кроме как бунтом вассала против своего хозяина, эти события не назовешь. Рассчитала ли Армения возможные последствия своего самовольства и реакцию России?



Читайте также: