Большая восьмёрка стран. «Большая восьмёрка

"Группа восьми" — неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц "восьмерки" приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках "восьмерки" осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

История "восьмерки" (ранее — "семерки") началась в ноябре 1975 года , когда по инициативе президента Франции Валери Жискар д"Эстена в Рамбуйе (Франция) состоялась первая встреча руководителей шести стран, к которым через год присоединилась Канада. С 1977 года во встречах участвуют представители руководства ЕС (Европейский Союз на саммитах "Группы восьми" всегда представлен в лице председателя Комиссии Европейских сообществ и председателя Европейского Совета).

Первые российские контакты с "Группой семи" состоялись еще во времена СССР. 17 июля 1991 года в Лондоне "на полях" саммита состоялась рабочая встреча президента СССР Михаила Горбачева с лидерами "семерки". В дальнейшем лидеры стран "Группы семи" придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским президентом.

Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 году на саммите в итальянском Неаполе. Его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая — в формате "восьмерки" с участием российского президента в качестве равноправного партнера.
Саммит в Лионе (Франция) в июне 1996 года прошел в три этапа: первый (в формате "семерки") был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий — обсуждению с участием России всего комплекса глобальных и внешнеполитических проблем.
Как равноправный партнер Россия была принята в "восьмерку" на саммите в Денвере (США) в 1997 году. В итоговом коммюнике партнеры признали, что Россия "завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой".

"Группа восьми" не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения "восьмерки" носят характер политических обязательств государств-участников.
Саммиты "восьмерки" проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя "Группы восьми". Она организует проведение саммита, министерских, экспертных и рабочих встреч, вырабатывает график и обеспечивает координацию всей текущей работы "восьмерки".
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу (допущены лишь шерпы — личные представители лидеров). При принятии решений действует принцип консенсуса.

Экономические показатели стран "Большой восьмерки" 17-18 июня в Северной Ирландии пройдет саммит стран, входящих в группу G8. Председателем неформального клуба ведущих мировых держав станет Великобритания, которая в последний раз принимала у себя "восьмерку" в 2005 году. Информацию об основных экономических показателях стран G8 смотрите в инфографике.

Саммиты стран "большой восьмерки" в течение ряда лет сопровождаются выступлениями протеста антиглобалистов. Так, саммит стран G8 в июле 2001 года в Генуе (Италия) послужил поводом одной из самых громких в истории антиглобалистов акций. На улицы вышли 120 тысяч человек. В результате столкновений с полицией был убит манифестант Карло Джулиани — он стал первой жертвой антиглобалистских выступлений. Позже под колесами автомобиля погибла уроженка французского города Ницца Сюзан Бендотти. 200 человек получили ранения разной тяжести, сотни были арестованы.

В период проведения встречи "восьмерки" в Петербурге в июле 2006 года "контрсаммит" антиглобалистов собрал около полутора тысяч участников. Для проведения мероприятий антиглобалистам было предоставлено место, которое было выбрано ими самими — на стадионе Кирова. В рамках "контрсаммита" прошел "социальный форум", симпозиум по проблемам образования и семинар по вопросам защиты социальных прав.
Антиглобалисты выразили благодарность правительству РФ за предоставленную им возможность побывать в Санкт-Петербурге в дни саммита "восьмерки" и провести свою альтернативную встречу.

В 2010 году в канадском Хантсвилле специально для участников акций протеста в нескольких километрах от места, где встречались главы G8, была создана "зона свободы слова" . Но активности антиглобалистов не наблюдалось.

В 2011 году во Франции антиглобалисты выступали в Гавре , в 40 километрах от места проведения саммита и серьезных проблем организаторам не создали.

В 2012 году саммит "большой восьмерки" прошел без многочисленных протестов антиглобалистов и не был отмечен беспорядками и столкновением с полицией.

11 июня 2013 года в Лондоне пикеты антиглобалистов и анархистов, протестующих против проведения саммита G8 в Северной Ирландии, прошли на центральных площадях британской столицы. Протестующие периодически блокировали движение транспорта, создавая многочисленные заторы.

За различные правонарушения, в том числе за неповиновение полиции и за попытки воспрепятствовать движению транспорта стражами правопорядка . Один из антиглобалистов попытался спрыгнуть с крыши здания, однако был схвачен подоспевшими полицейскими.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЁРКА» («Big Eight»), ежегодные встречи руководителей глав государств и правительств 8 стран мира (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады, России), проводимые в одной из стран-участниц, на которых обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы геополитики и мирового хозяйства и занимаются поиском путей выработки согласованной экономической политики на ближайшую перспективу.

Регулярные встречи лидеров ведущих индустриальных держав проводятся с 1975 года («Большая семёрка»). Их необходимость была вызвана бурно развивающимися глобальными процессами, усиливающейся нестабильностью, резкой дифференциацией мировой экономической системы, проявлениями глобальных и системных кризисов - банковских, валютных и долговых. На первоначальных встречах согласовывались вопросы кредитно-денежной политики, некоторые аспекты мировой торговли и ряд других экономических проблем глобального характера. Постепенно круг обсуждаемых вопросов расширялся, распространяясь на международную безопасность, окружающую среду, борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и др.

Россию стали приглашать к участию в работе «Большой семёрки» с 1991 года. С 1994 года встречи происходили в формате «7+1». В 1996 году в Москве состоялся специальный саммит «Большой семёрки» по ядерной безопасности с полноправным участием России, в 1998 - министерская встреча по проблемам мировой энергетики (которую впервые к обсуждению предложила Россия). В 1998 году в Бирмингеме (Великобритания) на 24-м саммите «Большая семёрка» официально стала «Большой восьмеркой». России было предоставлено формальное право полноправного участия в её работе, определении и подготовке повестки дня саммитов. Уже в 1999 году по инициативе России в Москве прошла министерская конференция по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Трудности реформирования экономики России, кризис 1998 года, поиски путей выхода из кризиса ограничивали возможности её активного участия в программах «Большой восьмерки». Укрепление экономического положения России в начале 21 века, её политика в вопросах международной безопасности, борьба с терроризмом, меры по облегчению долгового бремени развивающихся стран повысили роль России в «Большой восьмерке». В 2001 году на встрече в Генуе (Италия) Россия впервые выступила в качестве донора по ряду программ. Весной 2003 года Российская Федерация выделила 10 миллионов долларов в трастовый фонд «Кёльнская инициатива» по долгам Парижского клуба кредиторов - программа облегчения долгового бремени 33 беднейшим государствам мира. Россия предоставила также 11 млн. долларов Всемирной продовольственной программе, выделила 20 миллионов долларов в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулёзом и малярией.

На встречах «Большой восьмерки», состоявшихся в 2003 году в Эвьян-ле-Бене (Эвиан, Франция) и в 2004 в Си-Айленде (США) были рассмотрены проблемы безопасности и нераспространения ядерных технологий, развития высоких технологий, помощи менее развитым странам. На Эвианском саммите впервые к работе «Большой восьмерки» в рамках «расширенного диалога» присоединились лидеры 12 ведущих региональных держав мира, включая Китай и Индию. В 2004 году было принято заявление по Ираку, в котором подчёркивалось, что Ирак должен быть суверенным, стабильным и демократическим государством. Были урегулированы основные противоречия государств «Группы восьми» по проблемам Ирака и помощи в его восстановлении. В 2005 году встреча «Большой восьмерки» состоялась в Лондоне и Глен-Иглс (Шотландия) и была посвящена проблемам борьбы с бедностью. На эти цели выделено 500 миллиардов долларов. Встреча была названа «саммитом Африки», так как выделенные средства в основном пойдут в этот регион.

Хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, её экономическое положение всё ещё отстаёт от уровня остальных стран «Большой восьмерки», вследствие чего российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Её полноценное участие в работе «Большой восьмерки» обусловлено вступлением в две другие ключевые международные организации - Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Совещания «Группы восьми» не имеют статуса международной организации, не основываются на каком-либо договоре, не имеют постоянного секретариата и других наднациональных органов. Подготовка совещаний осуществляется высокопоставленными представителями - «шерпами» (советниками). Между саммитами проводятся также регулярные встречи министров «Большой восьмерки» - иностранных дел, экономики, финансов и др.

Главный политический документ «Большой восьмерки» - заявление, которое от имени всех участников делает лидер страны - устроительницы встречи. В заключительном коммюнике фиксируются совместные документы и договорённости, достигнутые в результате встреч. Председательствует страна - устроительница встречи. В 2006 году председателем саммита «Большой восьмерки» будет Россия.

Лит.: Пентилля Р. «Большая тройка» в «большой восьмерке» // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 3; Луков В. Фактор доверия // Международная жизнь. 2003. № 8.

Большая восьмерка (G8, Group of eight) – это международный клуб, который объединяет правительства следующих стран: Японии, Франции, США, России, Канады, Италии, Германии и Великобритании (см. рис. 1).

(Рис. 1 – Страны - участницы «Большой восьмерки»)

Термин «Большая восьмерка» является продолжением термина «Большая семерка», возникшего в русской публицистике в результате ошибочной расшифровки сокращения G7 как «Great Seven». На самом деле G7 – это «Group of Seven», т. е. «группа семи» (вышеуказанные страны-участники за исключением России). Логично предположить, что «Большая восьмерка» в действительности является «Группой Восьми»

Так же (большой восьмеркой) называется неофициальный форум лидеров указанных стран, проходящий при участии Европейской комиссии. В рамках данного форума осуществляется согласование подходов к наиболее актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» - это не международная организация. Она не имеет секретариата и устава, не основана на каком-либо международном договоре. Решения G8 не имеют обязательной силы. Речь идет, как правило, только о фиксации намерения сторон-участников придерживаться согласованной линии, а также о рекомендациях другим участникам использовать в решении тех или иных текущих вопросах определенные подходы.

Встречи правительств стран и глав государств G8 проходят чаще всего летом, ежегодно, в очередной стране-председателе. Помимо правительств и глав государств стран-членов, в заседаниях принимают участие два представителя от Европейского союза: руководитель страны, которая в данный момент времени председательствует в ЕС и непосредственно председатель ЕС. Повестка дня саммита формируется шерпами – доверенными лицами руководителей стран «восьмерки».

Поскольку «Большая восьмерка» не имеет устава, официально принять статус члена данного института невозможно. Председателем G8 в течение каждого календарного года является руководитель одной из стран-участников в следующем ротационном порядке: Франция, США, затем идет Великобритания, Россия (с 2006 года), ФРГ, Япония, а также Италия и Канада (с 1981 года).

Большая восьмерка (G8) или группы восьми является форумом для правительств восьми крупнейших национальных экономик мира как по номинальному ВВП, так и высшему индексу развития человеческого потенциала; в нее не включены Индия, находящаяся на 9-м месте по ВВП, Бразилия - на седьмом и Китай - на втором. Форум возник на саммите 1975 года, который проходил во Франции и собрал представителей шести правительств: Франции, ФРГ, Италии, Японии, Великобритании, а также США, что привело к появлению аббревиатуры «Большая шестерка» или G6. Саммит стал известен как «Большая семерка» или G7 в следующем году в связи с добавлением Канады.

«Большая семерка» (G7) состоит из 7 наиболее развитых и богатых стран на Земле и работа ее остается активной, несмотря на создание в 1998 году «Большой восьмерки» или G8. В 1998 году Россия была добавлена в группу наиболее развитых стран, которая затем стала известна как «Большая восьмерка» (G8). Европейский Союз представлен в G8, но не может принимать или председательствовать на саммитах.

Термин «Большая восьмерка» (G8) может относиться к государствам-членам в совокупности или к ежегодной встрече на высшем уровне глав правительств G8. Первый термин, G6, теперь часто применяется к шести самым густонаселенным странам в рамках Европейского Союза. Министры G8 также встречаются в течение года, например, министры финансов G7/ G8 встречаются четыре раза в год, также проводят встречи министры иностранных дел стран G8 или министры окружающей среды G8.

В совокупности страны G8 производят 50,1% мирового номинального ВВП (по данным на 2012 год) и 40,9% мирового ВВП (по ППС). Каждый календарный год, ответственность за организацию саммита G8 и председательство передается между государствами-членами в следующем порядке: Франция, США, Великобритания, Россия, Германия, Япония, Италия и Канада. Страна председатель определяет повестку дня, проводит саммит за текущий год, и определяет, какие министерские встречи состоятся. В последнее время, Франция и Великобритания выразили желание расширить группу и включить в нее пять развивающихся стран, о которых говорится как об Outreach Five (O5) или плюс пять: Бразилия (7-ая страна в мире по номинальному ВВП) , Китайская Народная Республика или Китай (2-ая страна в мире по ВВП), Индия (9-ая страна в мире по ВВП), Мексика и Южно-Африканская республика (ЮАР). Эти страны принимали участие в качестве гостей на предыдущих саммитах, которые иногда называют G8+5.

В связи с появлением «Большой двадцатки» G20, группы двадцати крупнейших экономик мира, в 2008 году на саммите в Вашингтоне лидеры стран G8 объявили, что на следующем их саммите 25 сентября 2009 года в Питтсбурге, группа G20 заменит G8 в качестве основного экономического совета богатых стран.

Одним из основных направлений деятельности в G8 в глобальном масштабе с 2009 года являются мировые поставки продовольствия. На саммите в Аквиле в 2009 году, члены «Большой восьмерки» пообещали внести свой вклад в размере $20 млрд. на продовольственную помощь бедным странам в течение трех лет. Правда, с тех пор было выделено только 22% из обещанных средств. На саммите 2012 года, президент США Барак Обама обратился к лидерам G8 принять политику, которая бы приватизировала глобальные инвестиции в производство и поставку продуктов питания.

История Большой восьмерки (G8)

Концепция форума для ведущих промышленно развитых мировых демократий появилась перед нефтяным кризисом 1973 года. В воскресенье 25 марта 1973 года министр финансов Джордж Шульц созвал неофициальное собрание министров финансов из Западной Германии (ФРГ Гельмут Шмидт), Франции Валери Жискар д`Эстен) и Великобритании (Энтони Barber) перед предстоящей встречей в Вашингтоне.

При запуске идеи бывшего президента Никсона, он отметил, что лучше проводить ее вне города, и предложил использовать Белый дом; встреча была впоследствии проведена в библиотеке на первом этаже. Приняв свое название от местности, эта оригинальная группа из четырех человек стала известна как «Группа Библиотеки». В середине 1973 года на заседаниях Всемирного банка и МВФ, Шульц предложил добавить Японию к первоначальным четырем нациям, и все согласились. Неформальное собрание старших финансовых должностных лиц из США, Великобритании, ФРГ, Японии и Франции стали известны как «Пятерка».

Год, последовавший за образованием «Пятерки» был одним из самых неспокойных после Второй мировой войны эпохи, и главы государств и правительств в десятке промышленно развитых стран потеряли свои посты из-за болезни или скандала. Два раза прошли выборы в Великобритании, сменилось три канцлера ФРГ, три президента Франции, три премьер-министра Японии и Италии, два Президента США и премьер-министр Канады Трюдо был вынужден пойти на досрочные выборы. Из членов «пятерки» все оказались в новичками для дальнейшей работы, за исключением премьер-министра Трюдо.

Когда начался 1975 год, Шмидт и Жискар были теперь главами государств в Западной Германии и Франции соответственно, и так как они оба говорили свободно на английском языке, то они, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон и президент США Джеральд Форд могли собраться в неформальной отступления и обсудить результаты выборов. В конце весны 1975 года президент Жискар пригласил глав правительств Западной Германии, Италии, Японии, Великобритании и США на саммит в Шато-де-Рамбуйе; ежегодная встреча шести лидеров была организована под его председательством, и на ней сформировалась группа шести (G6). В следующем году, с Уилсоном, в качестве премьер-министра Великобритании, Шмидтом и Фордом, чувствовалось, что необходим носитель английского языка с большим опытом, поэтому был приглашен присоединиться к группе премьер-министр Канады Пьер Трюдо, и группа стала называться «Большой семеркой» (G7). Европейский Союз был представлен Президентом Европейской комиссии и лидером страны, которая держит председательство в Совете Европейского Союза. Президент Европейской комиссии принял участие во всех заседаниях, с тех пор как его впервые пригласила Великобритания в 1977 году и Председатель Совета в настоящее время также регулярно посещает заседания.

После 1994 года на саммите G7 в Неаполе, российские чиновники провели отдельные встречи с лидерами G7 после встреч на высшем уровне группы. Это неофициальная договоренность была названа «Политическая восьмерка» (P8) - или, в просторечии, G7 +1. По приглашению премьер-министра Великобритании Тони Блэра и президента США Билла Клинтона, Президент Борис Ельцин был приглашен сначала в качестве гостя и наблюдателя, а затем уже в качестве полноправного участника. Приглашение рассматривалась как способ поощрить Ельцина за его капиталистические реформы. Россия официально присоединилась к группе в 1998 году, в результате чего образовалась «Большая восьмерка», или G8.

Структура и деятельность Большой восьмерки (G8)

В соответствии с проектом, G8 намеренно не имеет административной структуры, как такие международные организации, как ООН или Всемирный банк. Группа не имеет постоянного секретариата, или офисов для своих членов.

Председательство в группе передается ежегодно среди стран-членов, при этом каждый новый председатель вступает в должность с 1 января. Председательствующая страна несет ответственность за планирование и проводит серию встреч на уровне министров, ведущих к саммиту в середине года с участием глав правительств. Президент Европейской комиссии участвует на равных правах во всех мероприятиях на высшем уровне.

На заседаниях министров собираются министры, ответственные за различные портфели, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес или обеспокоенность в глобальном масштабе. Круг обсуждаемых вопросов включает здравоохранение, работу правоохранительных органов, перспективы рынка труда, экономического и социального развития, энергетики, охрану окружающей среды, иностранные дела, юстицию и внутренние дела, терроризм и торговлю. Есть также отдельный набор встреч, известных как G8 +5, созданный на саммите в 2005 году в Глениглсе в Шотландии, в котором принимают участие министры финансов и министры энергетики из всех восьми стран-членов в дополнение к пяти странам, которые также известны как пятерка - Бразилия, Китайская Народная Республика, Индия, Мексика и Южная Африка.

В июне 2005 года министры юстиции и внутренних дел стран G8 договорились создать международную базу данных на педофилов. Чиновники G8 также согласились объединить базы данных о терроризме, с учетом ограничений по конфиденциальности и законов о безопасности в отдельных странах.

Характеристика стран G8 (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Велико- британия 63.7 2848.0 44.7 1.5 6.2 -199.6
Германия 81.0 3820.0 47.2 0.8 5.0 304.0

Глобальная энергетика и Большая восьмерка (G8)

В Хайлигендамме в 2007 году, G8 признали предложение от ЕС в качестве всемирной инициативы по эффективному использованию энергии. Они договорились изучить, вместе с Международным энергетическим агентством, наиболее эффективные средства для повышения энергоэффективности на международном уровне. Год спустя, 8 июня 2008 года в Аомори (Япония) на встрече министров энергетики, организованной председательствующей тогда Японией, страны G8, наряду с Китаем, Индией, Южной Кореей и Европейским сообществом создали Международное партнерство для сотрудничества в области энергоэффективности.

Министры финансов G8, в рамках подготовки к 34-й встречи глав G8 государств и правительств в Тояко, Хоккайдо, встретились 13 и 14 июня 2008 года в Осаке, Япония. Они согласовали «План действий G8 в связи с изменением климата по расширению участия частных и публичных финансовых институтов». В заключение, министры поддержали образование нового Климатического инвестиционного фонда (CIFS) Всемирного банка, который поможет существующим усилиям, пока новая структура Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) не будет полностью реализована после 2012 года.

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.



Читайте также: