Законы для вступления в евросоюз. Копенгагенские критерии

Введение.

Вхождение в состав ЕС оказывает существенное воздействие на трансформацию национальных правовых систем государств-членов. Вносятся изменения в национальные конституции и законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере, передаваемой в ведение ЕС. Во Франции в Конституцию введена новая глава, посвященная Сообществам и Союзу, в ФРГ в той или иной степени пересматривается почти треть положений основного закона, в Ирландии трансформированы принципы построения институциональной структуры государства. Практически все государства-члены ЕС, находясь или вступая в ЕС, вынуждены приспосабливать национальные правовые системы и практику к положениям европейского права.

Предмет, цели и задачи исследования.

Предметом исследования работы является изучение общественных отношений, связанных с функционированием механизма расширения ЕС, процедурой приема членов в ЕС и последствиями присоединения.

Основной целью работы является анализ формирования механизма и практики расширения Европейского Союза, условий принятия в члены Союза. В этой связи в работе изучались такие задачи как процесс формирования прием новых членов в состав ЕС.

Порядок вступления новых государств в Европейский Союз.

Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.
Основных требования к государству-кандидату:
- государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
- государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.
Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:
1) стабильность государственных и общественных институтов;
2) гарантии демократии;
3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;
4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.
В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.
Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.
Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.
Договор о присоединении 2003 г. Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерлан-ды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них состоялся в 2007 г.
Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.



Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.
Францией - Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.
Соединенным Королевством - Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.
Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе).
В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.
утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.
Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным.
Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство.
ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются "открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее."
Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.
Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.
Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.
Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.
Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство).
Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы.

Стремясь не допустить размывание правовых и социально-экономических основ интеграционного объединения, вызванных различиями в подходах и понимании условий присоединения государства-члены Европейских сообществ избрали принципиально иной путь оформления вступления новых членов, нежели это было предусмотрено в первом учредительном акте - Договоре о создании ЕОУС. Согласно Римским договорам 1957 г. и всем последующим учредительным актам вхождение в состав интеграционного объединения новых государств оформляется путем заключения специального Договора о присоединении, его составной частью становится Акт о присоединении и целый пакет иных правовых документов, которые воспроизводят, уточняют и подтверждают положения учредительных актов и актов вторичного права и которые после вступления Договора в силу рассматриваются как дополнение к Договорам, учреждающим Сообщества и Европейский Союз. Подобный путь согласования взаимных интересов в процессе присоединения остается достаточно сложным, необходимость детальной проработки и закрепление в пакете документов о присоединении обязательств, вытекающих из вступления в Сообщества и Союз, безусловно, удлиняет и делает более сложной саму процедуру присоединения. Однако длительность подобного рода процедуры в значительной мере компенсируется достижением сравнительно более удовлетворительного с точки зрения обеспечения интересов Сообщества и ЕС результата. Он позволяет закрепить в правовых документах не только само обязательство соблюдения положений права ЕС, но и подтвердить восприятие этих правовых установлений всеми государствами-членами на равной основе безотносительно ко времени их вступления в Сообщества и ЕС. Таким образом, в действительности «свободное присоединение» облекается в весьма жесткие формы, а сама возможность свободного вступления в ЕС ставится в прямую зависимость от восприятия основных целей и задач интеграционных объединений и всего созданного в рамках Сообществ правопорядка, не имеющего прямых аналогов в международном или внутреннем праве отдельных государств-членов.

Таким образом, складывается процедура, позволяющая отсеивать уже на предварительных стадиях, государства, не отвечающие требованиям и не обеспечивающие реформирование всех общественных и государственных структур в соответствии с принципами и целями ЕС.

Ситуация, сложившаяся в результате расширения 2004 г. во взаимоотношениях России и ЕС, подтверждает, что существующий механизм расширения в рамках Европейского Союза не создает возможностей для предварительного урегулирования спорных вопросов и проблем не только внутри ЕС при его расширении, но и во взаимоотношениях с третьими государствами. В результате сопредельным странам, что, в частности, касается России, приходится искать решения, поскольку института предотвращения возможных споров и разногласий механизм расширения ЕС не содержит.

Заключение.

ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

· быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;

· уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;

· стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;

· быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;

· обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав человека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;

· наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;

· достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом.

После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет.

В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении.

Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составивших «первую волну» расширения, уже присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.

Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.

Основных требования к государству-кандидату:

Государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;

Государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.

Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:

1) стабильность государственных и общественных институтов;

2) гарантии демократии;

3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.

В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.

Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет.

Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.

Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.



Договор о присоединении 2003 г.

Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.

Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.

Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

Так же, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского Союза (Treaty on the Functioning of the European Union), cтраны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Данией - Гренландия.

Францией - Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.

Нидерландами - Аруба, Нидерландские Антильские острова.

Соединенным Королевством - Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.

Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.

Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими тремя документами:

1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) – географические и общие политические критерии

2. Декларация европейского Совета июня 1993 в Копенгагене, т.е. Копенгагенские критерии - более детальное описание общей политики

· политические

· экономические

· законодательные

3. Структура переговоров с государством-кандидатом

· определение и детализация условий

· утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.

Географические критерии

Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным. Однако, определение, является ли страна "европейской", может присвоить например Еврокомиссия или Европейский Совет. По этому поводу были дебаты на счёт Кипра – острова, который является географически азиатским; но обширные исторические, культурные и политические связи с другими европейскими странами позволяют его рассматривать, как европейскую страну в негеографическом контексте. Есть также части государств членов ЕС, находящихся вне Европы - например, французской Гвианы находится в Южной Америке и входит в состав ЕС, будучи неотъемлемой частью французской Республики. Остров Гренландия, будучи частью североамериканского континента, присоединился к Европейскому Экономическому Сообществу в 1973 как зависимая часть Дании, но решили покинуть ЕЭС в 1983, спустя четыре года после обретения полной независимости.

Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство. Есть также много других экономических и политических аргументов, которые выступают против турецкого членства. ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются "открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее."

Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.

Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.

Политические критерии

1. Демократия

Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

2. Верховенство закона

Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

3. Права человека

Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлечены к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы. Многие изменения, имеют отношение к свободам и правам этнических и религиозных меньшинств, или устранению неравенства в обращении между разными политическими группами.

4. Уважение и защита прав меньшинств

Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации

Соответствующая конвенция Совета Европы по этому вопросу было крупным прорывом в этой области. Однако, конвенция до сих пор не включает четкое определение таких меньшинств. Как результат, многие из подписавших его государств, добавили официальные разъяснения, описывающим, кто в их стране причисляется к меньшинству. Некоторые примеры представлены ниже. Заявления, сделанные в связи с договором № 157. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, включает:

в Дании: «немецкое меньшинство в Южной Ютландии»;

в Германии: «Датчане немецкого гражданства и члены лужицких сорбов людей с немецким гражданством …. этнических групп, традиционно проживающих в Германии, фризы немецкого гражданства и синти и рома немецкого гражданства»;

в Словении: «итальянского и венгерского национальных меньшинств»

в Соединенном Королевстве корниш меньшинства в Корнуолл и ирландские националисты и республиканцы в Северной Ирландии.

в Австрии, сербские, хорватские, словенские, венгерские, чешские, словацкие, цыганские и синти группы.

в Румынии (Румыния признает, 20 национальных меньшинств - избирательный закон гарантирует им парламентское представительство)

в Ирландии: Ирландские путешественники.

Многие другие подписавшие просто заявили, что они не имеют каких-либо национальных меньшинств.

Был достигнут консенсус (среди экспертов-юристов, так называемых групп Венеции), что эта конвенция относится к какой-либо этнической, языковой или религиозной группе, которая определяет себя как отличительная, которая формирует историческую часть населения и нынешнего меньшинства в четко определенной области, и которая поддерживает стабильные и дружественные отношения с государством, в котором оно живет. Некоторые эксперты и страны хотят идти дальше. Тем не менее, некоторые группы меньшинств, как, например, иммигранты, которые нигде не упоминаются, обеспокоены этой конвенцией.

Экономические критерии

Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

Юридическое выравнивание

И наконец, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.

После выполнения ими ряда требований по трем критериям:

  • политического: стабильность учреждений, гарантирующих демократию, верховенство права, соблюдение прав человека и защита прав меньшинств;
  • экономического: действующее рыночная экономика;
  • "Членского": обязательства, вытекающие из факта вступления в ЕС, в частности признание его политических, экономических и монетарных целей.

Так называемые "копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС .

Впрочем ЕС оставляет за собой право определять момент, когда он будет готов принять новых членов.


1. Критерии членства в Европейском Союзе

Во время переговоров о присоединении со странами-кандидатами, происходит регулярный мониторинг соблюдения Копенгагенских критериев. На основе данных мониторинга, принимаются решения о присоединении и при присоединении страны, и действия, которые необходимо прежде осуществить.

Критерии членства в Европейском Союзе (англ. European Union Membership criteria ) Определены в трех документах:

При принятии в 1993 году, не существовало механизма, который бы гарантировал, что существующие страны-члены ЕС отвечают этим критериям. Однако было принято решение следить за соблюдением этих критериев, вслед за "санкциями", наложенными на правительство Австрии Вольфганга Шуселя (нем. Wolfgang Sch?ssel ) В начале 2000 года правительствами других 14 стран-членов Союза. Эти договоренности вступили в силу 1 февраля 2003 в рамках Ниццкого договора .


2. Географические критерии

Статья 49 (бывшая статья O) Договора о создании Европейского Союза (TEU) или Маастрихтский договор определяет, что любая Европейская страна, которая уважает принципы ЕС может подавать заявку на присоединение. О приднання в ЕС не-европейских стран не упоминается, но по известным прецедентов отказа Марокко и переговоров о тесную интеграцию Израиля свидетельствуют о невозможности присоединения не-Европейских стран. Однако, существуют различные определения европейскости, и вопрос принадлежности страны к Европе является "предметом политических дискуссий" Европейской Комиссии , и, что важнее Совета .

Существуют прецеденты, когда части стран-членов ЕС расположены за пределами Европы, например, Французская Гвиана находится в Южной Америке и является составной частью Франции . Гренландия которая является частью континента Северной Америки , присоединилась к Европейского экономического сообщества в 1973 как зависимая от Дании территория, но решила покинуть ЕС в 1983 году, через 4 года после получения права на внутреннее самоуправление.

Границы Европы согласно одной из точек зрения.

Европейская территория европейских государств

Территория европейских государств в Азии

Территории, которые иногда относят к Европе

7. Юридическая гармонизация

Последним критерием, который не относится к Копенгагенских, является требование, чтобы все будущие члены согласовывали свое законодательство с Европейськиы актами, также известными как наследие сообщества или acquis communautaire. При подготовке к каждому присоединения, достижения разбивается на отдельные разделы, каждый из которых относится к отдельной отрасли. Во время пятой волны увеличения Европейского Союза, которой было присоединено Болгарию и Румынию в 2007 году, достижения были разделены на 31 раздел. Для переговоров с Хорватией и Турцией , был разделен на 35 разделов.


Примечания

Www.networkeurope.org / feature / georgias-eu-accession-hopes Retrieved 16.03.2010

  • Coe Member States http://www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en - www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en Retrieved 16.03.2010
  • Other European Countries According To The EU http://europa.eu/abc/european_countries/others/index_en.htm - europa.eu / abc / european_countries / others / index_en.htm Retrieved 16.03.2010
  • Взаимоотношения Турции и ЕС имеют долгую и сложную историю, поэтому вопрос, входит ли Турция в , требует расширенного ответа. Тесные связи Турции с ЕС обусловлены тем, что страна частично расположена в Европе, имеет весьма развитую экономику и неоднократно высказывала свое желание быть полноправным членом ЕС.

    Также вступление Турции в ЕС рассматривается как важный фактор стабилизации региона, где непрекращающиеся военные конфликты постоянно подпитывают поток беженцев в Европу. Сторонники вступления при этом утверждают, что Турция выполнила большую часть условий, поставленных ЕС. Некоторые чиновники заявляют, что ЕС не стоит и далее отказывать стране, пребывающей в статусе кандидата уже много десятков лет и добившейся в области уважения прав человека за эти годы значительного прогресса.

    Позиция противников

    Против принятия Турции в ЕС выступает ряд ключевых европейских политиков, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель, бывший президент Франции Николя Саркози и другие. Против также руководство Республики Кипр, которая видит основанием для отказа оккупацию северной части острова. Большой проблемой являются и некоторые репрессивные аспекты турецкого законодательства. Неприемлема для ЕС и весомая роль турецкой армии в политике страны. Многие в Европе считают, что несоблюдение Турцией свободы слова несовместимо с членством в ЕС. Не находит понимания и турецкая позиция по курдскому вопросу.

    Немаловажным для Европы является и следующее соображение: вступление в ЕС многонаселенной Турции (75 млн человек) может изменить расстановку в европейских руководящих органах, ведь при таком населении страна должна иметь второе по величине представительство в Европейском Парламенте.

    Демографические прогнозы предрекают Турции статус самой большой по населению страны Европы уже к 2020 году.

    Важное значение имеет и религиозный фактор. Знаковую точку зрения выразил Председатель Евросовета Ван Ромпей, заявивший, что фундаментальные европейские ценности во многом являются ценностями христианства, и они потеряют силу с присоединением большого исламского государства.

    Настоящее время и прогноз на ближайшее будущее

    Вопрос о вступлении в ЕС несколько последних десятилетий является важной составляющей политической жизни Турции. Здесь, как и в Европе, есть множество сторонников и противников членства в ЕС. После прихода к власти Реджепа Эрдогана (с 2003 г. по 2014 г. был премьер-министром, а с 2014 г. — президент) переговорный процесс поначалу активизировался. Газета «European Voice» в 2004 даже назвала Эрдогана «европейцем года» за реформы, проводимые им в стране. Но в 2009 году произошло локальное обострение конфликта с Кипром, Турция закрыла свои порты для кипрских судов. Это послужило причиной заморозки переговоров с ЕС о вступлении.

    Президент Турции Реджеп Эрдоган

    В начале 2015 года президент Эрдоган заявил, что в Европе не дождутся того, чтобы Турция умоляла о принятии ее в этот союз. Затем ряд подобных высказываний сделали и другие официальные лица страны. А министр по делам ЕС констатировал, что формат переговоров, требуемый со стороны ЕС, больше не устраивает Турцию. При этом он добавил, что уровень демократии в Турецкой Республике выше, чем в странах Европы.в настоящее время

    Северная часть острова Кипр фактически оккупирована Турцией с 1974 года, там содержится многотысячный воинский контингент (примерно 40 000 военнослужащих). Турецкая Республика Северного Кипра не признается большинством стран мира. Осуществлять возврат территории Турция не намерена. На сегодняшний день только 60 % территории острова (Республика Кипр) входит в ЕС, Разногласия по Кипру имеют принципиальный характер.

    В Турции проживает 18 миллионов этнических курдов, но при этом использование курдского языка находится под запретом. ЕС неоднократно настаивал на снятии ограничений и предоставлении курдам более широких прав, но требование не выполнено, и пока нет положительных прогнозов по этому вопросу. В некоторых регионах, где преимущественно проживают курды, действует режим чрезвычайного положения.

    После попытки военного переворота в Турции в 2016 было арестовано более 150 журналистов, задержано 10 парламентариев из оппозиции, более 2000 работников правосудия содержатся в камерах предварительного заключения, в совокупности примерно 40000 человек обвиняются в причастности к перевороту.


    Арабей Елизавета

    Порядок вступления в ЕС

    На сегодняшний день ЕС насчитывает 27 государств-членов. Все эти государства присоединялись к ЕС в разное время в соответствии с договорами о присоединении. ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Однако такое предложение было бы не корректно без обозначения определенных критериев, соблюдение которых обязательно для государств-кандидатов.

    Итак, для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

    • быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;
    • уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;
    • стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;
    • быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;
    • обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав челолвека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;
    • наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;
    • достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

    При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом. После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет. В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении. Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

    В настоящий момент кандидатами на вступление в ЕС, то есть государствами, подавшими заявку, являются Исландия, Македония, Турция и Хорватия. Кроме этого существует ряд государств-членов ЕС, вступивших в ЕС с изъятиями (Великобритания, Ирландия, Дания, Швеция), а также государства, не вступившие в ЕС, но использующие часть правовой системы ЕС в своем правовом поле (Норвегия, Исландия, Швейцария).

    Турецкий вопрос

    Вступление Турции в ЕС является предметом ожесточенных дебатов лидеров государств-членов ЕС.

    Историческая справка.

    Турция подала заявку на вступление в ЕС еще в 1959 г. Но в 1960 г. в Турции произошел переворот, и процесс вступления замедлился. В 1963 г. был подписан Договор об ассоциации, в котором стороны оговорили три этапа интеграции, которые должны привести Турцию к членству в ЕС. В 1987 г. Турция подала официальную заявку на вступление в ЕС, но этот шаг также не был решающим в череде попыток стать «частью целого». 29 июня 2005 года Еврокомиссия обнародовала официальное предложение начать переговоры с Турцией по вопросу ее вступления в Европейский союз 3 октября 2005г. Комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Олли Рен заявил, что решение принято после «долгих и ожесточенных дебатов», отражающих нежелание ряда ее членов видеть в своих рядах эту страну.

    Почему нет?

    Существует достаточное количество причин, благодаря которым Турция могла бы вступить в ЕС: это единственное светское государство мусульманского мира, а также восточный форпост НАТО, у Турции самая мощная в мире армия и неплохой потенциал развития. Однако, Турция до сих пор не государство-член ЕС, и на это существует ряд причин, как внутри Турции, так и вне её пределов.

    К внутренним проблемам Турции можно отнести недостаточный уровень экономического и финансового развития. Турецкая экономика не так хорошо развита как экономика государств-членов ЕС. А уровень инфляции снизился только к октябрю 2004 г. В контексте таких проблем европейские лидеры сомневаются, сможет ли ЕС взять на себя такую страну, как Турция, вместе с её гражданами и довести её до экономического уровня государств-членов ЕС.

    По поводу экономических проблем высказался глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис, который назвал Турцию не обременением, а активом, то есть приобретением для ЕС.

    К внешнеполитическим проблемам относятся турецко-греческие разногласия по поводу северной территории Кипра, неурегулированность турецко-армянских взаимоотношений, прежде всего из-за трагических событий 1915-1923 годов («геноцид армян»), а также курдская проблема. Кроме этого препятствием для вступления Турции в ЕС можно назвать страх европейцев перед исламом и исламским обществом. Развитию такого негативного отношения способствовали события 11 сентября 2001 годы в США, а также другие террористические акты. Турция насчитывает более 70 млн. населения, что позволит ей получить наибольшее представительство в Европарламенте. Этот фактор также не является утешающим для большинства европейских государств, желающих сохранить свои устои, а не стать жертвой турецкой оккупации.

    Современный этап развития европейско-турецких взаимоотношений

    В 2009 году Президент Турции, Абдулла Гюль высказался о возможности «норвежского варианта» развития турецко-европейских отношений. Норвегия, как известно, не является членом ЕС, но входит в шенгенскую зону, проводит реформы в соответствии с политикой ЕС и придерживается европейских стандартов и норм. По его словам главное для Турции не сам факт вступления в ЕС, а изменение турецкой государственности в соответствии с принципами ЕС.

    29 сентября 2010 года глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис предложил государствам-членам ЕС провести референдумы по вопросу вступления Турции в ЕС. Кроме этого им было сделано много громких заявлений относительно турецкой экономической мощи. Багис уверен, что после проведения переговоров Франция и Германия изменят свое мнение относительно вступления Турции.

    Багис, как и Президент Гюль, не исключает «норвежского варианта» развития отношений. В отличие от них Бахадир Калеагаси, международный координатор ассоциации турецкой промышленности и бизнеса, считает, что для турецкого бизнеса есть единственный возможный вариант развития – вступление в ЕС, при этом норвежский вариант или какой-либо другой вариант не примелем без полноправного членства Турции в ЕС.

    Таким образом , вступление Турции в ЕС является с одной стороны необходимостью для обоих сторон, обусловленной геополитической ситуацией, но, с другой стороны, встречает ряд препятствий, вытекающих из исторических, экономико-социальных и политических проблем турецкого государства. От решения, которое будет принято Турцией и объединенной Европой зависит, сможет ли Турция стать моделью демократических преобразований для всего мусульманского мира, своеобразным мостом между двумя мировыми цивилизациями, ключом к налаживанию и укреплению их мирного сосуществования и сотрудничества.



    Читайте также: