Терроризм в сфере транспортных технологий. Виды террористических актов Какие транспортные средства чаще всего захватывают террористы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ЗАХВАТ ТЕРРОРИСТАМИ ВОЗДУШНЫХ И Морских СУДОВ, ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. Взрывы в местах массового скопления людей

2 слайд

Описание слайда:

«Терроризм» – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму»).

3 слайд

Описание слайда:

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д. Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения.

4 слайд

Описание слайда:

Терроризм на транспорте является своего рода технологическим терроризмом, опасность которого направлена на производственные объекты и объекты жизнеобеспечения общества, имеющие высокий уровень риска, нарушение или уничтожение которых может повлечь за собой серьезные последствия, связанные с массовой гибелью людей. Выделяют следующие виды терроризма на транспорте, каждый из которых характеризуется особыми отличительными признаками: – терроризм на железнодорожном транспорте, – воздушный терроризм, – автомобильный терроризм, – терроризм на объектах речного транспорта, – морской терроризм, терроризм трубопроводного транспорта, – терроризм в городском общественном транспорте (метро, автобус, другие виды общественного транспорта), – потенциально возможные типы, которые появляются в результате быстрого развития новых видов связи, например, виртуальной, пространственной, которые также могут быть объектами террористических атак.

5 слайд

Описание слайда:

К наиболее опасным террористическим актам можно отнести: взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.); захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников; похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника; воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы может вызвать массовое поражение людей); отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний; искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

8 августа 2000 года. Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Погибли 13 человек, 61 человек ранен. 8 декабря 2000 года. взрыв в Пятигорске (взорвались две машины). 4 человека убиты, более 40 ранены. 5 февраля 2001 года. Взрыв бомбы в московском метро, на станции «Белорусская-кольцевая», 20 человек ранены. По этому делу нет до сих пор подозреваемых. 15 марта 2001 года. Захват самолёта Ту-154 в Стамбуле чеченскими боевиками. При штурме погиб 1 человек (стюардесса). 19 октября 2002 года. В Москве на ул. Покрышкина взорвана машина, 1 человек погиб, 20 ранены. 5 июля 2003 года. В Москве на рок-фестивале в Тушино две террористки-смертницы привели в действие бомбы. Погибли 16 человек, более 40 человек ранены. ПРОИЗОШЕДШИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ НА ТРАНСПОРТЕ В РОССИИ

9 слайд

Описание слайда:

25 августа 2003 года. В Краснодаре на трех остановках общественного транспорта произошли взрывы. Погибли 4 человека, 20 человек ранены. 3 сентября 2003 года в Ставропольском крае на перегоне Подкумок – Белый уголь был взорван пассажирский поезд. Погибли 7 человек, ранены 85 человек. 5 декабря 2003 года около станции Ессентуки взорвана электричка. Погибли 44 человека, ранены около 150 человек. 6 февраля 2004 года в Москве в метрополитене на перегоне Павелецкая – Автозаводская произошёл взрыв. Погибли 42 человека, 240 ранены. 24 августа 2004 года. Взрывы самолётов Ту-154 и Ту-134 в воздухе (ответственность на себя взяли люди из ваххабитского подполья). Погибли 90 человек. 31 августа 2004 года самоподрыв смертницы в Москве у метро Рижская. Погибли 10 человек, ранены более 50 человек. 13 августа 2007 года подрыв поезда «Невский экспресс» Москва – Петербург. Ранены 25 человек.

10 слайд

Описание слайда:

22 ноября 2007 года. Подрыв автобуса, шедшего из Пятигорска во Владикавказ. Погибли 5 человек, ранены 12 человек. 9 декабря 2007 года. Взрыв в автобусе в Невинномысске, 2 человека погибли, 12 ранены. 27 ноября 2009 года. Снова взрыв поезда «Невский экспресс», 28 человек погибли, более 100 ранены. 29 марта 2010 года, два взрыва в московском метрополитене – на станциях «Лубянка» и на «Парке культуры». 41 человек погиб, более 80 ранено. 17 августа 2010 года. Взрыв в Пятигорске, более 40 человек ранено. 24 января 2011 года. Взрыв в зале ожидания в московском аэропорту «Домодедово». 37 человек погибли, более 140 ранено. 21 октября 2013 года в Волгограде в рейсовом автобусе произошёл взрыв, 6 человек погибло, ранено более 35 человек. 29 декабря 2013 года. Взрыв на вокзале в Волгограде. Погибли 18 человек, более 40 ранены. 31 октября 2015 года над центральной частью Синайского полуострова на борту самолета с гражданами России сработало СВУ, самолет развалился в воздухе. Погибло 224 человека (из них 25 детей и 7 членов экипажа)

11 слайд

Описание слайда:

Правила поведения при захвате самолета Нужно помнить, что самолет чаще всего захватывают дважды: сначала террористы, затем спецподразделение. Эти действия опасны, и самая главная заповедь - беспрекословно выполнять команды. Как правило, заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Вот некоторые рекомендации, как необходимо вести себя, если самолет, в котором вы находитесь, захватили террористы:

12 слайд

Описание слайда:

прежде всего необходимо успокоиться самому и по возможности успокоить соседа; внимательно осмотрите место, где вы находитесь, отметьте места, где можно укрыться в случае перестрелки; старайтесь не выделяться в группе заложников и ничем не раздражать бандитов; не стоит громко кашлять, сморкаться, плакать или выражать свое недовольство; если вы хотите встать, перейти на другое место или открыть сумочку, спросите разрешение; старайтесь занять себя - читать, писать или рисовать; отдайте личные вещи, которые требуют террористы; при стрельбе укройтесь за сиденьем и прикройте голову руками, но никуда не бегите.

13 слайд

Описание слайда:

Захват самолета может продолжаться несколько дней, в течение которых наблюдается улучшение отношения преступников к пассажирам, поэтому не теряйте веру в благополучный исход. Часто в ходе переговоров бандиты освобождают детей, женщин и больных. Если вы попали в это число, вы должны макси­мально помочь оставшимся на борту самолета пассажирам. Необходимо как можно больше собрать информации: число захватчиков, в какой части самолета они находятся, как одеты, их поведение (агрессия, воздействие наркотиков, алкоголя), кто главный в группе и другие приметы, которые вы смогли заметить. Запомните! Если в самолете находятся только террористы и заложники, то лучше сидеть около прохода. При появлении группы захвата безопаснее находиться у стены или иллюминатора.

14 слайд

Описание слайда:

Правила поведения при возможной опасности взрыва. В настоящее время наиболее характерными действиями террористов является организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домов. Внимание! Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям. К великому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретательны, и у них имеется богатый арсенал - от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в Вооруженных Силах. Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику полиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей!

15 слайд

Описание слайда:

Если вдруг произошел взрыв Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.). При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом). В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (за­кройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и зови­те на помощь. Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

16 слайд

Описание слайда:

При захвате самолета спецподразделением необходимо: закрыть глаза и задержать дыхание, так как может быть применен слезоточивый газ; не тереть глаза; локтями прикрыть бока и живот (наиболее безопасное положение - руки за голову на шее); ни в коем случае не бежать или не стоять после того, как прозвучала команда упасть на пол; не выбегать из самолета до тех пор, пока не прозвучит команда; после команды «На выход!» выходить как можно быстрее; не тратить время на поиск своей ручной клади: самолет может загореться или взорваться.

17 слайд

Описание слайда:

Правила поведения при перестрелке Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно не только из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда, но и из-за опасности рикошета. Опыт показывает, что пуля, залетев в комнату, может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных домах. Необходимо немедленно отойти от окон. Если есть ванная комната, то желательно укрыться там, лечь на пол или в ванну. Находясь в своем укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая 3-5-я пуля - трассирующая, поэтому риск пожара высок. Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише. Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.

18 слайд

Описание слайда:

Находясь на улице, необходимо найти укрытие. Им может служить выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию необходимо пробираться ползком. Бежать опасно: могут принять за противника. Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке - горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакое. В таких случаях нет однозначных советов, решение необходи­мо принимать на месте. Конечно, есть и безусловные вещи: не позволять зевакам стоять и наблюдать за перестрелкой, в первую очередь следует спасать детей, престарелых людей и женщин.

Захват транспортных средств с пассажирами (самолетов, автобусов, автомобилей). Захват заложников (похищение людей).

Транспортное средство с пассажирами всегда захватывают дважды: сначала террористы, затем спецподразделения. Действия обеих сторон опасны. И здесь главная заповедь – беспрекословно выполнять их команды.

Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Именно это следует помнить в первую очередь, оказавшись в “несчастливом” транспортном средстве.

Если Вы оказались в заложниках:

1. В присутствии террористов не выражайте свое неудовольствие, воздержитесь от резких движений, криков и стонов.

2. Будьте внимательны, используйте любую возможность для спасения.

3. По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте.

4. Подготовьтесь физически, морально и эмоционально к возможному трудному испытанию.

6. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам (не бегите, не бросайтесь на террориста, не боритесь, не выхватывайте у него оружие; не пытайтесь помириться с террористом, уговорить его, не умоляйте, не взывайте слезами к его доброте).

7. Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.

8. Для поддержания сил ешьте все, что вам дают, даже если пища вам не нравится.

9. При необходимости выполняйте требования преступников (особенно первые полчаса), не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники.

10. На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешения.

11. Если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы уменьшите потерю крови. Постарайтесь перевязать рану платком, разорванной майкой или рубашкой.

12. Помните: ваша цель – остаться в живых.

13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

Относитесь с большим вниманием к приказам, которые дают вам террористы;

Без промедления исполняйте эти приказы;

Не делайте резких или неожиданных движений;

Будьте настороже: если что-то пойдет не так, то вам, возможно, придется спасаться бегством;

Готовьтесь к проволочкам и разочарованиям.

Если вы попали в число освобождаемых, то должны максимально помочь оставшимся на борту, прежде всего тем, что сообщите группе по борьбе с терроризмом как можно больше и точнее о происходящем в самолете (автобусе).

Вот главная информация:

Число террористов;

В какой части самолета они находятся;

Их вооружение;

Число пассажиров;

Где они находятся;

Моральное и физическое состояние террористов;

Особенности поведения террористов (агрессия, воздействие наркотиков);

Во время действий группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей или стоят в то время, когда прозвучала команда: “Пассажирам лечь на пол!”

Не выбегайте из самолета до тех пор, пока не последует приказ, не суетитесь. При освобождении выходите как можно быстрее, не теряйте время на поиски ручной клади, не исключена опасность взрыва или возгорания самолета.

Лекция №1

  1. Предмет и задачи экологии
  2. Классификация экологии.
  3. Экологические факторы, общие понятия к каждой группе факторов.
  4. Лимитирующие факторы.
  5. Законы лимитирующих факторов.
  6. Общий характер действия экологических факторов
  7. Состав экосистемы:

Биоценоз

  1. Экологическая ниша.
  2. Трофические взаимодействия.
  3. Экологическое дублирование.

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ

Экология – наука, изучающая существование живых организмов и взаимосвязи между организмами и между организмами и средой обитания. Главный объект экологии это экосистема.

Экосистема – это единый комплекс, образованный организмами и средой.

Предметом экологии является совокупность и структура связи между организмами и средой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИИ

Основной частью экологии является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды.

В составе общей экологии выделяют:

а) аутэкология – изучает индивидуальные связи отдельного организма и среды.

б) синэкология – изучает взаимоотношения популяций сообществ, экосистем со средой.

в) популяционная (демэкология) – изучает структуру и динамику популяций отдельных видов.

Исходя из факторов времени экологию разделяют на историческую и эволюционную.

Кроме того экология классифицируется по конкретным объектам и средам обитания (это экология растений, животных, микроорганизмов и т.д.).

На стыке экологии с другими науками развиваются:

Инженерная экология

Сельскохозяйственная

Космическая

Математическая.

Экологическими проблемами Земли, как планеты занимается глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера, как глобальная экосистема. С научно-практической точки зрения экологию делят на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология – изучает общие закономерности организации жизни.

Прикладная экология – изучает механизмы разрушения человеком биосферы, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Ее научную основу составляют общие экологические законы, правила и принципы.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ

Общетеоретические задачи:

1. Разработка общей теории устойчивости экосистем.

2. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.

3. Исследование регуляции численности популяции.

4. Изучение биоразнообразия и механизмов его поддержания.

5. Исследование продукционных процессов.

6. Исследование процессов, протекающих в биосфере с целью поддержания ее устойчивости.

7. Моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

ОСНОВНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека.

2. Улучшение качества окружающей природной среды.

3. Сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

4. Оптимизация инженерных, экономических организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОЛОГИИ

Стратегическая задача экологии – это развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Организм получает информацию из окружающей среды в виде определенных факторов сигналов и реагирует на них.

Экологические факторы – это определенные условия элементов среды, которое оказывают воздействие на организмы.

Экологический фактор - это элемент или условие среды, на который реагирует организм.

Экологические факторы разделяют на:

Абиотические

Биотические

Антропогенные.

1)Абиотические факторы – это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений.

Их различают на:

Физические

Химические

Эдафические.

а) Физический фактор – это тот, источником которого служит физическое состояние или явление (температура, влажность, ветер).

б) Химический фактор – это тот, который происходит от химического состава среды (соленость воды).

в) Эдафический фактор (почвенный) – это совокупность химических, физических, механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие на организмы, которые живут на поверхности и внутри почвы.

2)Биотические факторы это совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других и на неживую (природу) среду обитания (микроклимат в лесу).

Их различают на:

Внутривидовые

Межвидовые

а) Внутривидовые складываются из группового и массового эффектов и внутривидовой конкуренции.

Групповой и массовый эффекты – это объединение животных одного вида в группы по двум или более особей и эффект вызванный перенаселением среды (демографический фактор). Они характеризуют динамику численности и плотность групп организмов на популяционном уровне, основу которой составляет внутривидовая конкуренция. Она проявляется в территориальном поведении животных, которые защищают места своего обитания и площадь в округе.

б) Межвидовые взаимоотношения:

Аменсализм

Конкуренция

Мутуализм

Протокооперация

Комменсализм

Хищничество

Антибиоз

Симбиоз.

Антибиоз – особи одного вида выделяют определенные вещества, которые оказывают угнетающее воздействие на особей другого вида.

Нейтрализм- это когда оба вида не зависимы и ни оказывают никакого воздействия друг на друга.

Мутуализм - организмы не могут существовать друг без друга.

Протокооперация – оба вида сообразуют сообщества, но могут существовать и отдельно, хотя сообщество приносит им пользу.

Аменсализм – один вид (агрессивный) вызывает у другого вида ослабление роста и иммунитета, причем 1-й вид приносит вред другому виду и не получает от этого ни какой пользы.

Конкуренция - каждый вид оказывает на другого неблагоприятное воздействие.

Комменсализм – 1-й вид комменсал извлекает выгоду от сожительства, а другой вид выгоды не получает.

Симбиоз – это любое сожительство организмов различных видов, приносящее пользу хотя бы одному из них.

Различают четыре вида симбиоза:

Взаимовыгодный

Квартиранство

Нахлебничество

3) Антропогенные факторы – факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающие факторы.

Положительные факторы: посадка лесов, создание новых видов животных и растений.

Отрицательные факторы: кислотные дожди, парниковый эффект, вырубка лесов, озоновые дыры.

ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ЗАКОНЫ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ.

Лимитирующие фактор – это факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за их недостатка или их избытка по сравнению с потребностью.

ЗАКОН МИНИМУМА (ЮСТУС ЛИБИХ):

Урожай (продукция) зависит от факторов находящихся в минимуме (закон касается химических элементов). Факторы могут быть лимитирующими, находясь и в максимуме.

ЗАКОН МИТЧЕРЛИХА:

Урожай зависит от совокупного действия всех факторов жизни растений (температура, влажность и т.д.)

ЗАКОН НЕЗАВИСИМОСТИ ФАКТОРОВ ВИЛЬЯМСА:

Условия жизни равнозначны, не один из факторов не может быть заменен другим.

ЗАКОН ТОЛЕРАНТНОСТИ ШЕЛФОРДА:

Толерантность - степень устойчивости, величина выносливости к тем или иным факторам. Формулировка закона: «отсутствие или невозможность процветания, определяется недостатком (в качественном или количественном смысле) или избытком любого из ряда факторов, уровень которого может оказаться близким к пределам переносимого данным организмом» Любой живой организм имеет определенный эволюционно унаследованные верхний и нижний предел устойчивости (толерантности) к любому экологическому фактору.

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

При небольших значениях или чрезмерном увеличении фактора жизненная активность организма заметно угнетается. Наиболее эффективно действие фактора не при минимальных или максимальных его значениях, а при некотором его значении, оптимальном для данного организма. Диапазон действия или зона толерантности (выносливости) экологического фактора ограничен соответствующими крайними пороговыми значениями (точки минимума(1,3), максимума(2)) данного фактора, при которых возможно существование организма (рис.1).

Точка на оси абсцисс, которая соответствует наилучшему показателю жизнедеятельности организма, означает оптимальную величину фактора это точка оптимума(2). Так как определить оптимальное значение фактора с высокой с высокой точностью бывает трудно, говорят о диапазоне значении последнего – о зоне оптимума или зоне комфорта. Таким образом, три точки (оптимума, минимума и максимума) составляют три кардинальные точки которые определяют возможные реакции организма на данный фактор. Крайние участки кривой выражающие состояние угнетения при недостатке или избытке фактора называются зонами пессимума. Рядом с критическими точками лежат сублетальные величины фактора, а за пределами зоны толерантности – летальные значения фактора, при которых наступает гибель организма.

Условия среды, в которых какой – либо фактор (или совокупность факторов) выходит за пределы зоны комфорта и оказывает угнетающее действие, в экологии часто называют экстремальными.

Организмы для жизни которым требуются условия, ограниченные узким диапазоном толерантности по величине температуры, называются стенотермными, а способные жить в широком диапазоне температуры эвритермные.

Организмы называются соответственно стенобионты и эврибионты.

Стенос от латинского узкий, и эврий от латинского широкий.

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ

Состав экосистемы:

Биоценоз

Биогеоценоз (экосистема)

Биоценоз – это группировка (совокупность) взаимодействующих между собой разных видов организмов, обитающих на одной территории (разные виды организмов).

Биотоп - условия окружающей среды на определенной территории (воздух, вода, почва).

Биогеоценоз – совокупность абиотических и биотических компонентов, имеет особую специфику взаимодействия и определенный тип обмена вещества и энергии.

Экосистема – это совокупность комплексов организмов с комплексом физических факторов его окружения.

ТРОФИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Трофические взаимодействия - это пищевые взаимодействия, они регулируют всю энергетику экосистемы в целом, основанные на принятии пищи.

Все организмы делятся на гетеротрофы и автотрофы.

Автотрофы – используют неорганические источники (вещества) для своего существования (растения, деревья), участвуют в фотосинтезе (прямая реакция).

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (животные, человек) (обратная реакция).

8hν(8 квантов красного цвета)

СО2 + Н2О −−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−→ (СН2О)п+О2 (глюкоза, если n=6)

Автотрофы Гетеротрофы

О2 + О → О3 – озон-образование озонового слоя

Автотрофы – продуценты (производители)

Гетеротрофы – консументы (потребители).

Редуценты – разлагают полуистлевшее вещество на простые вещества (грибы, черви, бактерии).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША (Э.Н), ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ

Унаследованные от предков, требования организмов к состоянию и режиму экологических факторов, определяют границы распространения этого вида к которому эти организмы принадлежат, т.е. определяют ареал, а в пределах ареала конкретные места обитания.Каждый вид растения микроба, животного способен нормально обитать, питаться, размножатся, только в том месте, где его «прописала» эволюция. Каждый вид живых организмов занимает в природе присущую только ему Э.Н. (состав и режим экологических факторов) и места, где эти требования удовлетворяются.

Э.Н. вместо вида биоценоза, его положение в пространстве его функциональная роль в соответствии с абиотическими средствами существования.

Э.Н. это ответ на вопрос как, где и чем питается вид, чей добычей он является, каким образом и где он размножается.

Хатчинсон предложил модель Э.Н. для организма, для которой характерно два лимитирующих фактора (рис 2) и модель Э.Н. для организма которой характерно 3-и лимитирующих фактора (рис 3).

РИС 2 РИС 3

Экологическую нишу, определяемую только физиологическими особенностями организма называют – фундаментальной, а в пределах которой вид реально встречается в природе называется реализованной. Это та часть функциональной ниши, которую данная популяция способна отстоять, в конкурентной борьбе.

Э.Н. - это область комбинаций таких значений экологических факторов, в пределах которых данный вид может существовать неограниченно долго.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ

В случае исчезновения вида по каким-либо причинам его нишу занимает другой вид, способный выполнять те же обязанности, что и исчезнувший вид, то есть происходит экологическое дублирование.

Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц)

§ 16. Сигналы бедствия

Находясь в экстремальной ситуации, никогда нельзя терять надежду на помощь. Человека непременно будут искать любыми доступными средствами: прочёсывая лес пешком, на вездеходах, с воздуха – на самолётах и вертолётах. Поэтому нужно постоянно быть готовым к подаче сигналов спасателям. Это относится и к варианту ожидания помощи в лагере, и к варианту выхода самостоятельно. Можно воспользоваться сотовым телефоном (если он есть). Позвонить в службу спасения и точно отвечать на вопросы оператора. Это значительно облегчит поиск. В походе не надо вести лишних разговоров по телефону, нужно беречь батарейку для передачи сообщений в экстремальной ситуации.


Сигнальные костры


Мы уже говорили о том, что лагерь надо располагать на просторной поляне или возле неё. Открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения, для подачи сигналов бедствия.

Самый простой способ подать сигнал – развести большой сигнальный костёр. Не дожидаясь появления самолёта, вертолёта, необходимо заранее приготовить для него дрова и хорошую растопку. Для надёжности накрыть их чем-нибудь от дождя. Заготовить побольше сырых веток, травы всего, что даст много дыма, который хорошо виден издалека.

Услышав звуки вертолёта или самолёта, надо разжигать костёр. Лучше использовать три костра, расположив их, как показано на рисунке.

Можно жечь костёр и для того, чтобы его увидели спасатели, идущие пешком: густой дым виден издалека.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку, всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Это может быть всем известный международный сигнал бедствия «SOS».

Для передачи информации спасателям можно использовать и специальные знаки международной кодовой таблицы символов:



При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты (0,3 x 1,5 м), из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.


Сигнальное зеркало: а) – одинарное; б) – двойное


Зеркало надо держать, как показано на рисунке. Через отверстие наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.

Двойное сигнальное зеркало более удобно в применении. Оно состоит из одинарного зеркала и прикреплённой к нему при помощи петель, кронштейнов или проволоки матовой пластины, изготовленной из фанеры, пластмассы, неотполированного металла. Створки надо развести под углом 60–70°. Через отверстие наблюдать за самолётом. Зеркальное отражение солнечного блика стараться совместить с отверстием.

Вопросы и задания

1. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и ночью?

2. Почему туристы и спасатели стараются одеваться в яркую одежду и иметь рюкзаки и палатки ярких расцветок?

3. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите на ней из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.

4. Изготовьте вместе со взрослыми сигнальное зеркало, как показано на рисунке. Попробуйте его использовать в дневное время в солнечную погоду.

Глава 2
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме
§ 17. Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме

Туризм становится всё более популярным в мире. Он является одним из наиболее распространённых видов активного отдыха. Граждане нашей страны тоже всё больший интерес проявляют к дальнему (внутреннему) и международному (выездному) туризму.

Дальний (внутренний) туризм это путешествия в пределах России, в районах, находящихся достаточно далеко от места жительства.

Международный (выездной) туризм это путешествия в другие страны.

Главным требованием к любому виду туризма является его безопасность. Под ней понимают личную безопасность туристов, сохранность их имущества и бережное отношение к окружающей природной среде при совершении путешествий.


Схема 16. Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме


На эту безопасность влияют следующие факторы (схема 16):

Опасные заболевания, которые можно получить на отдыхе (особенно в «экзотических» странах);

Травматизм и даже гибель людей во время занятий экстремальными, экзотическими и спортивными видами туризма (прежде всего альпинизм, скалолазание, горные лыжи, сноубординг, дайвинг);

Состояние преступности и меры, принимаемые для защиты туристов (террористическая деятельность, убийства, ограбления, кражи, мошенничества); в ряде стран (Бразилия, Кипр, Таиланд) принимаются дополнительные меры по защите иностранных граждан;

Состояние транспорта (наземного, воздушного, морского и речного); в некоторых странах аварии и катастрофы транспортных средств, перевозящих туристов, происходят достаточно часто;

Стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, ураганы, цунами, пожары, наводнения, сели, оползни, снежные лавины);

Осложнение внутриполитической ситуации в стране пребывания или в отдельном регионе;

Человеческий фактор (недостаточная правовая культура туристов, слабое знание ими правил личной безопасности).

Туристы должны учитывать серьёзное различие между внутренним и международным туризмом. Находясь за рубежом, они являются иностранными гражданами. Поэтому они обязаны соблюдать законы страны пребывания, уважать её традиции и обычаи.

Вопросы и задания

1. Каково главное требование к любому виду туризма?

2. Что такое безопасность туризма?

3. Назовите основные факторы, которые влияют на безопасность туризма.

4. Какое важное различие между внутренним и международным туризмом необходимо учитывать?

5. Из газет, телепрограмм и личных впечатлений приведите случаи с туристами, которые иллюстрируют содержание параграфа.

§ 18. Акклиматизация в различных природно-климатических условиях

Вылетев из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский, за короткий промежуток времени (около 9 часов) человек пересечёт 9 часовых зон. Если вылететь из Мурманска, то через каких-то 3–4 часа можно приземлиться в Сочи, из сурового Заполярья попасть в жаркие субтропики.

Такие смены мест в наше время не редкость. Кто-то переезжает на новое место жительства, кто-то едет в отпуск, спортсмены летят на соревнования, геологи – в экспедицию, туристы – в поход…

Как правило, сменив место жительства, мы чувствуем некоторый дискомфорт. Дело в том, что мы попадаем в непривычные условия, организм вынужден перестраиваться, привыкать (адаптироваться) к ним. И мы должны ему в этом помочь!

Смена часовых поясов

В такой ситуации основной действующий на человека фактор смена времени. Человек привыкает к определённому ритму. Например, вставать и ложиться спать в определённое время. Попадая, допустим, из европейской части страны в Иркутск (т. е. перемещаясь с запада на восток), надо это делать на несколько часов раньше. Значит, надо перестраивать режим. Лучшее средство при этом сон. После сна надо входить в новый режим по местному времени. В первые дни будет чувствоваться усталость, быстрое утомление, возможны головные боли. Не следует расстраиваться, всё это пройдёт. Необходимо снизить на это время физические нагрузки и организовать полноценный отдых.


Схема 17. Как адаптироваться к местному времени


Сложнее проходит адаптация при переезде с востока на запад. Но правила поведения при этом остаются те же.

Смена климата

При смене широты местности, т. е. при перемещении с севера на юг или наоборот, меняются все действующие на человека природные факторы: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная активность.

Лучше заблаговременно поинтересоваться особенностями климата той местности, куда предстоит перемещаться.

Неплохо проконсультироваться у врача, позволяет ли состояние здоровья такое перемещение. Зачастую «болячки» у здорового человека проявляются при смене климата. Поэтому обычно врачи рекомендуют отдыхать в местности, где климат не сильно отличается от того, в котором человек живёт постоянно.


Схема 18. Как адаптироваться к смене климата


Надо подумать и об одежде. Она должна соответствовать новым климатическим условиям.

Особо следует сказать о солнце. Наверное, многие из нас испытали на себе его ласковое тепло, а потом постанывали всю ночь напролёт, мечтая о том, чтобы поскорее слезла обгоревшая кожа.

Не только живущие на севере, но и жители средних широт непривычны к южному солнцу. Чрезмерное пребывание на пляже губительно для непривычной кожи: она быстро перегревается, на ней образуются порой незаметные для глаза ожоги. Солнечные ванны надо принимать в меру, начиная с сеансов по 10–20 минут, постепенно увеличивая их продолжительность. В остальное время надо находиться в тени. В этом поможет просторная хлопчатобумажная одежда с длинными рукавами, шляпа или панама.

Необходимо позаботиться и о глазах. Южное солнышко, особенно возле морской глади, сильно слепит глаза, может стать причиной их заболеваний. Для защиты глаз надо носить тёмные очки.

При смене местожительства неизбежна и смена продуктов питания. Следует щадить свой организм, пробуя новую пищу понемногу, не есть сразу несколько непривычных для желудка блюд. Не спешить переходить на острую пищу, которой обычно питаются жители южных и горных районов.

Совершая путешествия и переезды, надо учитывать основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий.

В первые дни не подвергать себя излишним нагрузкам, больше спать.

Носить удобную, просторную одежду из натуральных материалов и головной убор.

Осторожно относиться к экзотической местной пище.

Способность организма к привыканию можно тренировать. Путешественники, туристы, военные лучше переносят переезды, изменение внешних условий. Поэтому занятие туризмом не только полезно для здоровья, но и является тренировкой, помогающей приспособить организм к различным условиям и облегчающей выживание в экстремальных ситуациях.

Акклиматизация в горах

Сложнее проходит акклиматизация в горах: там с увеличением высоты понижается атмосферное давление. При этом наблюдается так называемое кислородное голодание. Оно выражается в том, что хотя содержание кислорода в воздухе с увеличением высоты не меняется, но при пониженном атмосферном давлении он меньше всасывается в кровь. Поэтому даже при незначительных физических нагрузках начинаются головокружение и учащённое сердцебиение, человек ощущает сильное утомление. Как правило, это проявляется начиная с высоты 1500 м.

На значительных высотах даже хорошо подготовленные альпинисты работают в кислородных масках.

В горах часто бывает пониженная влажность воздуха, что приводит к потере влаги из организма через лёгкие при дыхании.

К тому же вода горных рек и ручьёв, питающихся от ледников и снежников, бедна минеральными солями.

В горах можно получить сильные солнечные ожоги даже при облачности или тумане. Дело в том, что на равнине ультрафиолетовое излучение солнца гораздо слабее, так как рассеивается нижними слоями атмосферы. При подъёме в горы это рассеивание уменьшается, излучение становится сильнее (как говорят, жёстче). Поэтому и ожог получить в горах можно значительно быстрее. Дело может осложниться ещё и наличием в горах снега. В этом случае к прямому солнечному излучению добавляется ещё излучение, отражённое от снега. Тут без специального защитного крема не обойтись.

Особенно интенсивно солнечный свет в зоне снега действует на глаза. Ещё более, чем на юге, здесь нужны солнцезащитные очки, причём со стеклянными линзами.

Первые 1–2 дня надо отвести на акклиматизацию с минимумом физических нагрузок. Действие недостатка кислорода, пониженного давления за этот срок обычно проходит.


Схема 19. Как адаптироваться в горах


Если постоянно чувствуется жажда, сухость во рту надо пить больше жидкости, лучше минеральную воду или чай. Воду желательно немного подсаливать. Стараться не есть снег и не пить воду из ручьёв (в ней мало солей).

В горах резко и быстро меняется температура воздуха. Нередко дуют сильные ветры. Существует большая разница между дневной и вечерней температурой. Поэтому собираясь в горы даже жарким летом, надо захватить тёплые вещи.

Позаботиться о тёплых вещах надо и при путешествии с юга на север. Нижнее бельё в этом случае лучше иметь из чистой шерсти или хлопчатобумажное. Стараться не использовать синтетику.

Обувь должна быть просторной, с тёплой стелькой. Неплохо иметь тёплые шерстяные носки.

Тесная одежда или обувь – главная причина обморожений.

Следует учитывать и такой факт: в горах вследствие пониженного давления температура кипения воды ниже 100 °C. Поэтому пища здесь варится по-иному. Чай может иметь не такой вкус, как дома, продукты варятся несколько дольше, чем на равнине.


Схема 20. При адаптировании в горах нельзя

Вопросы и задания

1. Как влияет на организм человека смена часовых поясов?

2. Как лучше привыкнуть к новым условиям (адаптироваться) в этом случае?

3. Какие природные факторы изменяются при переезде с севера на юг или наоборот?

4. Назовите основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий.

5. На какие особенности необходимо обратить внимание при адаптации в горах?

6. Почему в горах на высоте более 1500 м возможно кислородное голодание?

7. Как вы считаете, мясо в горах лучше варить или жарить? Почему?

8. Где лучше заваривается чай – в горах или на равнине? Назовите причины этого.

9. Можно ли обгореть, когда вокруг снег?

10. Что вы будете делать, чтобы облегчить акклиматизацию в горах; в южной степи?

Глава 3
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
§ 19. Коллективные и индивидуальные средства защиты
Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нём

Убежища (защитные сооружения) предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также являются надёжным средством защиты от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время.

Убежища могут быть отдельно стоящими или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий.


Убежище в подвале дома


Встроенное (подвальное) убежище надёжно, потому что заглублено в землю, его стены и перекрытия сделаны из прочных материалов. В нём имеются вход и аварийный выход. Чтобы заражённый воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется. Подача воздуха в него в этом случае производится через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары.

Необходимо знать, где расположены ближайшие от дома и места учёбы убежища.

Заполнять убежища нужно организованно и без паники. В них есть специальные отсеки, где размещают людей.

Сразу же после заполнения убежища все его двери и другие отверстия, а также отключающие устройства на сетях водопровода и отопления закрывают.

В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить в них легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и приводить животных. Не нужно ходить по помещениям убежища без особой необходимости.

Укрываемые люди должны содержать в готовности имеющиеся в убежище средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы), медицинские средства, а также выполнять все указания ответственных лиц и оказывать им необходимую помощь.

Как пользоваться повреждённым противогазом в непригодной для дыхания среде

Иногда человек вынужден на заражённой местности применять для защиты органов дыхания повреждённый противогаз.

При незначительном разрыве шлема-маски (лицевой части) противогаза нужно плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место.

Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы, повреждения стёкол очков или клапана выдоха), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, продолжать дышать через коробку (схема 21). При первой возможности повреждённую шлем-маску нужно заменить.


Схема 21. Что делать, если лицевая часть противогаза сильно повреждена


Если обнаружены прокол или пробоины в противогазовой коробке, то повреждённое место нужно замазать глиной, землёй, хлебным мякишем, мылом, заклеить лейкопластырем или любой липкой лентой.

При замене повреждённого противогаза в условиях заражённого воздуха надо постараться надеть исправный противогаз как можно быстрее. Порядок действий такой: снять головной убор и поместить его между колен, закрыть глаза, задержать дыхание, снять шлем-маску повреждённого противогаза, сделать резкий выдох, надеть другую шлем-маску, возобновить дыхание, открыть глаза, шлем-маску повреждённого противогаза уложить в сумку (схема 22).


Схема 22. Как заменить повреждённый противогаз на исправный в условиях заражения

Вопросы и задания

1. Для чего предназначены убежища (защитные сооружения)?

2. Какие бывают убежища?

3. Что не разрешается делать при нахождении в убежище?

4. Где находится убежище (защитное сооружение), ближайшее к вашему дому? Если вы этого не знаете, спросите у родителей.

5. Как пользоваться противогазом, если произошёл разрыв шлема-маски, повреждены стёкла очков или клапан выдоха?

6. Что следует предпринять, если пробита противогазовая коробка?

7. Как правильно заменить повреждённый противогаз в условиях заражённого воздуха?

§ 20. Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств

К сожалению, многие транспортные средства являются для преступников почти идеальным местом для проведения террористических акций. Достаточно часто террористы захватывают автобусы, самолёты, суда. Например, в Израиле основным объектом для них служат пассажирские автобусы главное средство передвижения по стране.

Как себя вести человеку, который оказался в захваченном транспортном средстве в качестве заложника? Как помочь выжить себе и своим товарищам?

В первые минуты захвата надо действовать так, чтобы как можно меньше подвергать себя опасности. Пригнуться, лечь на пол, закрыть голову руками. Не проявлять любопытства и без команды не вставать.

После захвата вести себя спокойно и по возможности незаметно. Не привлекать к себе внимание какими-либо действиями и словами. Не смотреть в глаза террористам, не задавать им вопросов и не жаловаться.

Часто преступники ведут себя грубо и даже жестоко. Не следует пытаться урезонить их. Унижения и оскорбления надо переносить стойко и спокойно. Неразумно вести себя заискивающе. Обычно захватчикам не нравятся те, кто перед ними унижается.

Надо смириться с неудобствами. Летом в транспортном средстве может быть душно и жарко, а зимой холодно.

Если нужны медикаменты, медицинская помощь, вода, пища или ещё что-нибудь, надо сказать об этом террористам.

Постоянно надо быть готовым к тому, что заложников будут освобождать и предстоит быстро покинуть транспортное средство.

С началом операции по освобождению необходимо пригнуться или лечь на пол, закрыть голову руками и не двигаться. Если применён какой-либо газ, защитить нос и рот платком, шарфом, рукавом. По команде быстро покинуть транспортное средство, оставив свои вещи (схема 23).


Схема 23. Как правильно действовать во время операции по освобождению заложников

ЗАПОМНИТЕ: во время операции по освобождению нельзя подбирать брошенное оружие и бежать навстречу сотрудникам спецслужб.

Вопросы и задания

1. Какие транспортные средства чаще всего захватывают террористы?

2. Как должен действовать пассажир в момент захвата преступниками транспортного средства?

3. Назовите основные правила поведения заложников, захваченных террористами в транспортном средстве.

4. Как должны вести себя заложники во время операции по их освобождению?

Террористические акты, совершённые террористами-одиночками, террористическими организациями и незаконными вооружёнными формированиями происходили как во времена СССР, так и в современной России. Самые громкие происшествия мы вспоминаем в этой статье.

Известные-неизвестные теракты в СССР

Теракты случались не только в современной России, но и в СССР. Правда, тогда о них старались умолчать.

Захват самолёта семьёй Овечкиных

В 1988 году семья Овечкиных совершила захват пассажирского самолёта, летевшего из Иркутска в Ленинград через Курган. Их требование – посадка в Лондоне. Самолёт приземлился под Выборгом, после чего начался штурм, результатом которого стала гибель трёх человек и ранения нескольких пассажиров. Самолёт сгорел.


Взрывы в Москве

1977 год начался в СССР со страшного теракта – в Москве практически одновременно прогремели три взрыва. Один из них террористы, относящие себя к армянской националистической партии, произвели в вагоне метро. Второй прогремел в продуктовом магазине, а третий стал результатом сработавшего взрывного устройства в мусорной чугунной урне рядом с одним из магазинов.


Взрывы унесли жизни двадцати девяти человек. Террористы были осуждены и расстреляны.

Взрыв в самолёте Ту-104

В 1973 году самолёт, летевший из Иркутска в Читу, был захвачен террористом, пронёсшим на борт самодельное взрывное устройство. Угрожая взрывом, он требовал, чтобы самолёт приземлился в Китае.


Сопровождавший полёт милиционер застрелил угонщика, однако взрывное устройство сработало, и самолёт разрушился. Таким образом, все находящие в самолёте пассажиры и экипаж погибли – это восемьдесят два человека.

Взрывы жилых домов

При взрывах жилых домов избежать жертв не удаётся. Нередко террористы взрывают дома большой этажности или с большой плотностью заселения.


Взрыв в Буйнакске

В 1999 году в Дагестане в Буйнакске в жилом доме произошёл мощный взрыв. Результатом этого теракта стала гибель шестидесяти четырёх человек. Без малого сто пятьдесят человек были ранены.


Взрывы в Москве

В 1999 году в российской столице с разницей в четыре дня были взорваны террористами два жилых дома. Один дом находился на Каширском шоссе, второй – на улице Гурьянова. Взрывы унесли жизни двухсот двадцати четырёх человек.


Взрыв в Волгодонске

В том же 1999 году в Волгодонске был взорван жилой дом. Ранеными и пострадавшими оказались более тысячи человек, девятнадцать жителей дома погибли.


Другие трагедии современной России

В истории современной России немало грустных страниц, связанных с массовой гибелью граждан в результате терактов. Среди них взрывы в автобусах, поездах, самолётах, захваты зданий, школ, больниц.


«Норд-Ост», теракт на Дубровке

В две тысячи втором году в столице России произошёл захват террористами зрителей в театре на Дубровке. Чеченские боевики удерживали в Театральном центре девятьсот человек.


Во время штурма всех боевиков уничтожили, погибли сто двадцать заложников. Причиной такого числа смертей стал усыпляющий газ, применённый во время штурма.


Взрыв в Домодедово

В 2011 году в аэропорту Домодедово в Москве террорист-смертник привёл в действие взрывной механизм. Так погибли тридцать семь человек. Сам террорист был среди погибших.


Захват больницы в Будённовске

В 1995 году в Будённовске сто девяносто пять террористов произвели захват городской больницы, согнав туда людей. Заложниками оказались около тысячи шестисот человек.


Пытаясь их освободить, спецназ на протяжении четырёх часов вёл бой. В результате многие погибли как среди заложников, так и среди террористов.


Спустя пять дней властям пришлось выполнить условия захватчиков, которые вместе с заложниками выехали в населённый пункт Зандак. Там террористы всех отпустили, а сами скрылись.


Результатом этого страшного теракта стала смерть ста двадцати девяти человек, более четырёхсот оказались ранены.

Взрыв на вокзале в Волгограде

Циничный теракт произошел 29 декабря 2013 года. Взрыв произошел в досмотровой зоне, когда подозрительного человека попытались остановить сотрудники правоохранительных органов.

Официально в нашей стране зафиксированы 42 случая захвата воздушных судов террористами, но известно, что большое число захватов самолетов до сих пор засекречено спецслужбами.

25 октября 1958 года два пассажира, угрожая взорвать самолет Ан-2, на борту которого находились 14 человек, потребовали направить самолет в США. Летчикам удалось связаться со службами аэропорта и после нескольких часов переговоров силами КГБ и милиции самолет был освобожден.

В октябре 1970 года отец и сын Бразинскасы захватили Ан-34, следовавший по маршруту Батуми-Сухуми, и направили его в Турцию. С тех пор по служебной инструкции металлическая дверь в кабину пилотов запирается еще перед взлетом и открывается только по сигналу бортпроводников. Чтобы обезопасить пассажиров, предпринимались попытки использовать вооруженных агентов для сопровождения рейсов и вооружать пилотов. Однако эта практика показала свою неэффективность.

17 мая 1973 года террористом Рзаевым был захвачен самолет Ту-104, следовавший рейсом Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. Милиционер Ежиков, сопровождавший самолет, выстрелом из пистолета попытался обезвредить террориста, но тут сработало взрывное устройство. Все пассажиры и экипаж погибли. С тех пор российские самолеты никто не сопровождает.

Сотрудник антитеррористического центра ФСБ России на условиях анонимности разъяснил "Столичной", что дело в тренировке. "Да, в качестве примера всегда вспоминают тот случай 1973 года, когда сотрудник неграмотно использовал оружие. Но хорошо тренированный специалист не промахнется даже в такой обстановке. Кроме того, не обязательно использовать огнестрельное оружие. Есть различные спецсредства, и мы способны уничтожить террориста, не повредив самолет. В принципе, для России было бы неплохо ввести практику вооруженных спецов для сопровождения авиарейсов. Но повторяю, это должны быть спецы, а не сотрудники транспортной милиции".

Сергей Быхал, директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро":

Российские авиаперевозчики являются весьма безопасными даже по международным стандартам. Для безопасности пассажиров наша авиакомпания принимает ряд мер, направленных прежде всего на профилактику терроризма и проникновения на борт нежелательных пассажиров. Люди из департамента безопасности наблюдают за пассажирами на всех стадиях, начиная с входа в аэропорт и вплоть до посадки в самолет. Проводятся специальные опросы пассажиров с целью выявления потенциальных нелегалов и террористов. Кроме того, экипаж пассажирской команды специально обучен поведению во время критических ситуаций. Поэтому мы считаем, что оружия на борту быть не должно. Равно как и вооруженных людей. Выстрел на большой высоте может привести к катастрофе.



Читайте также: