Взрыв ракеты на стартовом столе. Коллизия на орбите: к чему приведет неудачный пуск с Восточного

«Согласно плану выведение спутников должен был продолжать разгонный блок «Фрегат», в задачу которого входит последовательное формирование орбиты для отделения остальных аппаратов», — сообщил представитель пресс-службы корпорации. Последним, по его словам, должен был отделиться спутник компании LEO Vantage. Это должно было произойти в 18:54 по местному времени (12:54 мск), отметил собеседник. Затем разгонный блок должен был направиться в сторону Земли и войти в атмосферу на высоте 100 км. В 20:15 по местному времени (14:15 мск) несгоревшие в плотных слоях атмосферы обломки «Фрегата» должны были упасть в несудоходном районе Тихого океана.

Однако информация с «Метеора-М» . Сигнал пытались поймать в течение двух часов, после чего было принято решение перейти в режим нештатной ситуации, сообщили в корпорации. В ней признали невыведение спутника на целевую орбиту. По одной версии, «Метеор-М» может находиться на нерасчетной орбите, по другой — упал в Атлантический океан.

Техника подвела

Причины нештатной ситуации во вторник в «Роскосмосе» не объяснили. Агентство ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщило , что мог взорваться разгонный блок после первого включения его двигателей. Источник «Интерфакса» рассказал, что ЧП могло произойти из-за ошибки в полетном задании. Представители «Роскосмоса» объявили на космодроме журналистам, среди которых был и корреспондент РБК, что связь со спутником установить не удалось «из-за отсутствия аппарата на целевой орбите».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков , что в Кремле ждут информации от «Роскосмоса» и соответствующих ведомств. «Не думаю, что есть детальная информация о том, что именно произошло, по какой причине», — сказал он, отвечая на вопрос, доложили ли президенту о случившемся.

Источник РБК в Минобороны утверждает, что ошибки в полетном задании «точно не было». «Проверяли три раза — военная приемка в том числе. Техника подвела», — сказал он, отказавшись уточнять какие-либо детали. Причины ЧП будет выяснять межведомственная аварийная комиссия; результаты ее работы могут быть известны уже в среду, 29 ноября, отметил собеседник РБК.

Нештатная ситуация, связанная с разгонным блоком «Фрегат», уже имела место в ноябре этого года на космодроме Байконур при заправке блока, РБК.

Неудачи российской космической отрасли за последние пять лет

1 февраля 2013 года: после запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL» с телекоммуникационным спутником «Интелсат-27» с плавучего космодрома «Морской старт» произошло аварийное отключение двигателей. Ракета упала примерно в 4 км от стартовой платформы.

2 июля 2013 года: стартовавшая с Байконура ракета «Протон-М» с тремя навигационными спутниками ГЛОНАСС-М отклонилась от курса, загорелась и упала. Авария произошла на первой же минуте полета.

15 мая 2014 года: ракета-носитель «Протон-М», стартовавшая с космодрома Байконур, не смогла вывести российский спутник связи «Экспресс-АМ 4Р» на заданную орбиту.

28 апреля 2015 года: запуск космического корабля «Прогресс» с Байконура с грузом для Международной космической станции завершился аварией. После старта с «Прогресса» перестала поступать телеметрия, он не смог выйти на расчетную орбиту. Попытки взять корабль под управление оказались неудачными, и 8 мая «Прогресс» сгорел в плотных слоях атмосферы.

16 мая 2015 года: «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским спутником связи MexSat-1 утром стартовал с Байконура. На 498-й секунде полета на высоте 161 км произошло аварийное выключение двигателя. В итоге третья ступень ракеты, разгонный блок и спутник практически полностью сгорели в атмосфере.

5 декабря 2015 года: военный космический аппарат «Космос-2511» не смог отделиться от разгонного блока «Волга» ракеты «Союз-2.1в», запущенной с космодрома Плесецк. Через три дня после запуска спутник сошел с орбиты и сгорел в атмосфере.

1 декабря 2016 года: ракета-носитель «Союз-У» с космическим кораблем «Прогресс МС-04», который должен был доставить груз к МКС, стартовала с космодрома Байконур, однако на 383-й секунде полета во время работы третьей ступени ракетного двигателя РД-0110 пропала связь с кораблем. Падение фрагментов ракеты произошло примерно в 100 км западнее Кызыла, в Республике Тыва.

Последствия аварии

Этот год мог оказаться для российской космической отрасли первым безаварийным за долгий период времени, сообщил РБК руководитель спутникового оператора AltegroSky Сергей Пехтерев. «Авария [на Восточном] показывает, что, несмотря на все усилия новой команды «Роскосмоса», проблемы не решены», — констатирует он. Среди последствий аварии эксперт называет очередное увеличение страховых сборов за пуски страховыми компаниями и ухудшение позиций России на рынке пусковых услуг, где конкуренция за прошедшие годы сильно возросла.

О других последствиях можно будет говорить по итогам работы аварийной комиссии, отметил эксперт. «Если выяснится, что дело в дефекте самого «Союза», то это негативно скажется на предстоящих пусках, так как эта ракета-носитель — основа нашей пилотируемой программы и обеспечения грузами Международной космической станции. Кроме того, «Союз» с разгонным блоком «Фрегат» — один из наших главных космических экспортных товаров, с помощью которых европейская компания Arianespace обеспечивает пуски с космодрома Куру», — поясняет Пехтерев.

Неудачные пуски приведут к сдаче российских позиций в пусковом сегменте, уверен Железняков. Россия долгое время лидировала на этом направлении, отметил он. В прошлом году Россия совершила 18 удачных запусков (из них два коммерческие), США — 22 (из них 11 коммерческие), Китай — 21 (один запуск коммерческий). Европа запускала свои ракеты по коммерческому заказу 11 раз, из них для двух запусков использовали российские ракеты-носители «Союз».


Неудачный пуск прежде всего скажется на рынке попутной космической нагрузки, когда на орбиту выводят сразу несколько коммерческих спутников, говорит Виталий Егоров, создатель сообщества «Открытый космос». «Сейчас это растущий рынок, и «Роскосмос» заинтересован в завоевании его большой части», — говорит он.

Мировой рынок коммерческих пусков

$213,62 млрд — совокупный объем выручки на мировом коммерческом космическом рынке в 2016 году. В 2015 году он был равен $208,62 млрд, в 2014-м — $203,32 млрд

$6,45 млрд — объем выручки на рынке пусковых услуг в 2016 году. В 2015 году он был $6,32 млрд, в 2014-м — $7,44 млрд

$130 млн — доход России от коммерческих космических запусков в прошлом году. Для сравнения: доход США за этот же период — $1,19 млрд, Европы — $1,15 млрд

2 коммерческих запуска осуществила Россия в 2016 году, США — 11, Европа — 11

65% рынка коммерческих запусков планирует занять американская компания SpaceX в 2018 году. По ее подсчетам, за Россией останется менее 10% рынка

62 пуска разгонного блока «Фрегат» было совершено с 2000 года*. С их помощью выведено на расчетные орбиты более 200 космических аппаратов

*Источники: НПО им. С.А. Лавочкина, ТАСС , Ecoruspace.me, данные РБК

Надо ждать самого неприятного развития событий, уверен Железняков. «Любая нештатная ситуация, особенно когда речь идет о коммерческом запуске, сказывается на имидже оператора пусковых услуг, то есть «Роскосмоса». Эта авария повлияет и на другие запуски», — считает он. Пока не будут устранены недостатки в разгонном блоке, производить пуски с разгонным блоком «Фрегат» не стоит, полагает специалист.

Если версия с выходом из строя разгонного блока «Фрегат» окажется верной, то высока вероятность, что придется откладывать запуск ракеты «Союз» с космодрома Восточный, который запланирован на 22 декабря, и запуск ракеты «Зенит-3SLБ» с ангольским спутником связи «Ангосат-1», запланированный на конец этого года на космодроме Байконур, считает Железняков.


Кладбище-мемориал в память о катастрофе на въезде в город Мирный Тип Пожар Причина Применение каталитически активных материалов при изготовлении фильтров перекиси водорода Страна СССР СССР Место город Мирный, Космодром Плесецк Дата 18 марта года Время 19:01 Число погибших 48 Число пострадавших 87

За 2 часа 15 минут до запланированного запуска произошёл взрыв. На момент взрыва в непосредственной близости от ракеты находился 141 человек. В пожаре погибло 44 человека. 43 человека получили ожоги различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, четыре человека впоследствии скончались.

Катастрофа, повлёкшая за собой большое количество жертв, была вызвана применением каталитически активных материалов при изготовлении фильтров перекиси водорода .

Хронология событий

Накануне, 17 марта ракета была установлена на стартовом комплексе № 43/4 . Автономные и генеральные испытания были пройдены без замечаний.

К моменту взрыва 19 часов 01 минута, ракета уже была полностью заправлена керосином . Происходила заправка жидким кислородом и жидким азотом . Завершалась заправка перекисью водорода.

По показаниям большинства очевидцев, первая вспышка произошла в районе третьей ступени (блок Е ракеты). Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар. Во время пожара произошло ещё 3-4 взрыва.

Видео по теме

Спасательная операция

Благодаря мужеству и отваге участников спасательной операции множество людей всё же удалось вывести в безопасное место. Один из спасателей погиб. Ещё до полной ликвидации пожара, в течение трёх дней, вёлся поиск и извлекались тела погибших.

Расследование

Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия. Комиссию возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л. В. Смирнов . В работе комиссии принимали участие ведущие ученые, специалисты и испытатели ракетно-космической техники. Было собрано множество показаний очевидцев, многие из которых, однако, находились на значительном удалении от ракеты в момент взрыва. Один из свидетелей, Юрий Дёменко, работавший в тот день с системой подачи перекиси водорода, позднее утверждал что взрыв начал распространяться с его участка работ, но его показания по непонятным причинам не были заслушаны комиссией, а сам он в то время находился на лечении.

Было выдвинуто девять версий причин катастрофы. Шесть версий основывались на взрыве перекиси водорода в нижней части ракеты. Три версии объясняли катастрофу локальным взрывом, наблюдавшейся вспышкой, в районе третьей ступени. Было установлено, что в месте подключения заправочного шланга к баку с жидким кислородом третьей ступени имелась течь, и расчёт намеревался устранить её, обмотав стык мокрой тканью. И хотя фактически во время заправки ткань применена не была, комиссия заключила, что к катастрофе привёл «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета ».

Последствия

23 июля 1981 года удалось избежать аналогичной катастрофы. Перекись водорода начала разлагаться ещё в наземных магистралях образуя взрывоопасную смесь. Было установлено, что при производстве фильтров перекиси водорода применялись каталитически активные материалы. Завод, производивший фильтры, перешёл на использование свинецсодержащего припоя. Имеется документ, согласующий изменение марки припоя при производстве. Рационализаторское предложение по замене припоя исходило от завода-производителя и, не получив должного внимания со стороны химиков, было согласовано конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ), которым руководил главный конструктор Владимир Бармин. В ходе исследований было установлено, что фильтры, изготовленные с применением этого припоя, могли бы привести к аварии при их использовании для заправки 2 ракет. Это уникальный случай, свидетельствующий о том, что при работе с такой сложной техникой мелочей не бывает. На сегодняшний день не сохранилось документальных подтверждений, что годом ранее были использованы аналогичные фильтры. Это могло быть в том случае, если их использовали на один или два цикла заправки ракеты.

5 февраля 1996 года , на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года, было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчёта 1-го ГИК МО. В тексте решения указано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчёта космодрома.

Примечания

Ссылки

28 октября 2014 года всего через несколько секунд после старта произошел , которая должна была вывести на орбиту частный грузовой космический корабль «Сигнус» с грузом для экипажа МКС. Безусловно, данное происшествие это очень большая неудача для Orbital Sciences Corporation, компании-разработчика ракеты. Однако, взрыв «Антареса» вряд ли сможет надолго помешать стремительному развитию частной космонавтики, которое мы наблюдаем за последние годы. К тому же, за всю историю освоения космоса, случались и куда более тяжелые по последствиям космические катастрофы. Самые известные неудачные запуски ракет и их последствия в нашей сегодняшней статье.

Флопник

После запуска первого Спутника (4 октября 1957 года), который стал настоящим шоком для многих американцев, общественное мнение в США требовало скорейшего ответа Советскому Союзу. Уже на 6 декабря 1957 году был намечен запуск первого американского спутника “Авангард TV 3”. Однако, всего через две секунды после запуска ракета-носитель потеряла тягу и упала на стартовую площадку, практически уничтожив ее.

Недолгий полет «Флопника»
Источник: U.S. Navy

Разумеется, американские СМИ как могли прошлись по данной неудаче, придумывая все более и более остроумные варианты названия неудачного запуска - Флопник, Упсник, Капутник и т.д. В итоге, первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен лишь 1 февраля 1958 года. Катастрофа «Авангарда» же послужила одной из причин создания NASA - единого агентства, призванного взять под свой контроль разрозненные на тот момент американские космические программы.

Катастрофа на Байконуре

24 октября 1960 года на космодроме Байконур проводилась подготовка испытательного запуска баллистической ракеты Р-16. Старт был приурочен к очередной годовщине Октябрьской революции, потому подготовка велась в авральном режиме, с нарушением практически всех возможных правил техники безопасности. После того, как была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в ноль программного токораспределителя, произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени, который привел к мгновенному взрыву ракеты.



Источник: aerospaceweb.org

Формально это событие сложно отнести к космическим запускам. Однако стоит напомнить, что в те годы зачастую было весьма сложно провести грань между военными программами и космонавтикой. К тому же, взрыв ракеты не только разрушил весь стартовый стол, но и привел к огромному количеству жертв - по официальным данным, погибло 74 человека, включая главнокомандующего ракетными войсками маршала Неделина. Данная катастрофа стала одной из крупнейших за всю историю мирового ракетостроения. С тех пор 24 октября считается черным днем космонавтики, и запуски на Байконуре в этот день не производятся.

Маринер-1 или самая дорогая пропущенная черта в истории

22 июля 1963 года аппарат «Маринер-1» должен был стать первым американским аппаратом направленным к Венере. Однако, вскоре поле старта антенна ракеты потеряла связь с наводящей системой на Земле.


Старт ракеты Atlas LV-3 Agena-B c «Маринером-1» на борту
Источник: NASA

В результате управление взял на себя бортовой компьютер, программа которого содержала ошибку - потерянную черту над одним из символов, которая с подачи СМИ превратилась в «пропущенный дефис». Неправильная программа привела к тому, что ракета сбилась с курса и была уничтожена по команде с Земли через 293 секунды после старта. Ущерб составил 18.5 миллионов долларов - с учетом инфляции ныне эта сумма была бы равна 135 миллионам долларов. Большая цена за один пропущенный символ.

Катастрофа Н-1

Июль 1969 года. Всем участникам советской лунной программы уже давно понятно, что гонка века проиграна и вскоре американские астронавты высадятся на Луне. Но это не означает конец советской программы: полным ходом продолжаются работы над сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1, которая сможет через несколько лет доставить на Луну советских космонавтов. Параллельно прорабатываются планы по созданию советской лунной базы «Звезда». Все зависит от успеха H-1.


Источник: aerospaceweb.org

Однако запуск Н-1, который происходит 3 июля, закончился полнейшей катастрофой. Ракета успела взлететь всего на 200 метров, после чего началось отключение двигателей. В итоге 1800 тонная махина рухнула на стартовый стол, полностью его уничтожив и серьезно повредив другую стартовую площадку. Этот взрыв стал крупнейшим в истории ракетостроения и одним из мощнейших неядерных взрывов всех времен. Следующий запуск Н-1 состоялся только через год и тоже закончился неудачей, как впрочем и последующий. В итоге советским космонавтам так и не удалось добраться до Луны.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года на космодроме Плесецк велась подготовка к запуску ракеты-носителя Восток-2М. По показаниям очевидцев, во время заправки ракеты произошла вспышка в районе третьей ступени. Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар, приведший к гибели 48 человек.


Мемориальный комплекс на космодроме в Плесецке
Источник: u-96.livejournal.com

По официальной версии причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Так ли было на самом деле мы уже никогда не узнаем, так как все, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой в ходе одного из самых страшных взрывов в истории космонавтики.

Чудесное спасение из огненной ловушки

Не все космические катастрофы приводили к жертвам. Случай, произошедший 26 сентября 1983 года, до сих пор считается примером одного из самых удивительных спасений в истории космонавтики. В тот день к орбитальной станции «Салют-7» должен был отправиться корабль «Союз Т-10-1» с экипажем в составе Владимира Титова и Александра Сереброва. Однако, менее чем за минуту до начала запуска на ракете-носителе вышел из строя клапан, отвечавший за смазку в системе подачи топлива, что привело к возгоранию ракеты. За 10 секунд до старта операторы задействовали систему аварийного спасения, которая отстрелила спускаемый аппарат с экипажем. Еще через две секунды ракета полностью развалилась.


Спасательная капсула Союз Т-10-1
Источник: ru.wikipedia.org

Момент отстрела капсулы можно увидеть на видео с 2:50:

В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Но несмотря на огромные перегрузки космонавты не пострадали. В истории космонавтики это единственный случай использования аварийной системы спасения космонавтов.

Катастрофа «Челленджера»

28 января 1986 года. Программа «Спейс Шаттл» скоро отметит пятую годовщину с момента начала пилотируемых полетов. Шаттлы уже слетали в космос 24 раза, причем 9 полетов состоялось в предыдущем году и NASA намеревается увеличить этот показатель. Юбилейный 25-й запуск пользуется повышенным вниманием и по другой причине: в составе экипажа из семи астронавтов находится Криста МакОлифф, которая должна стать первой учительницей в космосе.


Катастрофа «Челленджера»

Когда раскаленная струя вырвалась из ракеты, Митрофана Ивановича прижало к бетону и сожгло при температуре порядка трех тысяч градусов. Всех, кто находился на переходнике ракеты, сбросило на бетон с высоты пятнадцати метров и превратило в пепел.

Владимир Иванович Кукушкин Член Академии инженерных наук Украины, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, лауреат Ленинской премии, профессор, он, можно сказать, стоял у истоков советской космонавтики. Но жизнь многогранна. Владимиру Ивановичу довелось видеть не только триумфы советской космической техники, но и быть свидетелем трагических событий.

Так, 24 октября 1960 года на Байконуре произошел взрыв межконтинентальной ракеты Р-16, унесший жизни десятков людей, сгоревших заживо. В их числе был талантливый полководец Великой Отечественной, Герой Советского Союза, Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Митрофан Иванович Неделин. Тогда об этой аварии не было почти никакой информации. Сегодня завеса секретности снята, но особую ценность имеют, конечно же, свидетельства очевидца. Вот что рассказал об этой трагедии Владимир Иванович, недавно побывавший в Ярославле.

– Элегантная, как гигантская игла, устремленная в осеннее небо Байконура, Р16 запускалась с открытого старта с помощью наземной установки. Установщик еще нежно удерживал ракету в своих объятиях, ожидая, когда десятки людей закончат предстартовую проверку и он отойдет в сторону, дав свободу для полета.

На безопасном расстоянии от старта был построен мощный железобетонный бункер высотой около десяти метров, врытый в землю. Его стены не раз выдерживали взрывы. В убежище находились огромные «кунги» – крытые автомашины, напичканные приборами, от которых к Р16 тянулись многочисленные кабели. Они чувствовали каждое «биение» двигателей ракеты еще до полета.

Вес межконтинентальной «сигары», полностью заправленной топливом, доходил до 160 тонн. Стояла она на усеченном конусе. При запуске с его помощью горячие струи газа рассекались по окружности, и ракета покидала землю.

Ничто не предвещало трагедии. Шли последние минуты. В «ганомагах» специалисты заканчивали изучение параметров режима перед стартом. Диагностика настораживала: не исключена сработка системы питания второй ступени. Возникла угроза несанкционированного поступления топлива в двигатели второй ступени. Сомнение возрастало. Прозвучала команда о дополнительной проверке. Та показала: с ракетой творится нечто непредвиденное.

Подбегает ко мне зам генерального конструктора Михаила Кузьмича Янгеля Берлин:

– Володя, надо подняться ко второй ступени и постучать. Если клапан сработал, услышишь разницу в звуке.

Залез, постучал. Слух ничего не уловил. Посылают вновь. На этот раз второй зам, Концевой. Дает ключи от сейфа: «Постучи ими!» Результат тот же.

До взрыва считанные минуты. Они ушли на перекур. Возвращаюсь по проходу бункера туда, где видна готовая устремиться ввысь Р16. А система уже запустилась. Заполняются пусковые бачки двигателей. Подают сжатый воздух, чтобы топливо поступало в газовую турбину. Та раскрутит турбонасос – и!.. Так и случилось. Компоненты самотеком попали в газогенератор Р16, соединились. Турбина заработала. Запустился двигатель второй системы...

Перед бункером выставили стулья, на которых должны были сидеть представители высокого ранга. Однако ни один не решился находиться рядом с маршалом, золотые погоны которого сверкали на осеннем солнце. Все предпочли перекурить до старта в проходе бункера.

Когда раскаленная струя вырвалась из ракеты, Митрофана Ивановича прижало к бетону и сожгло при температуре порядка трех тысяч градусов. Всех, кто находился на переходнике ракеты, сбросило на бетон с высоты пятнадцати метров и превратило в пепел. Мне вновь повезло: струя сбила меня на бетонный пол прохода, но я, собрав неизвестно откуда взявшиеся силы, сумел подняться. Швырнуло по проходу, обожгло. Оплавились кожаный шлем, куртка, обувь...

Дальше начался гигантский пожар. Возникло радиационное излучение. Жидкие компоненты топлива, нагретые взрывом, поднялись вверх, там охладились и выпали на землю каплями азотной кислоты, сжигая все живое. Все, кто не успел убежать и вдохнул этот «воздух», сожгли легкие. Для этого хватило одного вдоха.

Затем начали рваться шаровые баллоны со сжатым воздухом, пороховые ракетные двигатели второй ступени. Это был настоящий ад.

Подъехали машины «скорой помощи» и пожарных. Но их усилий не потребовалось. Кругом лежали обуглившиеся останки, опознать которые было практически невозможно.

Причин трагедии несколько. Но есть главная – сработал так называемый «фактор Великого Октября»: запустить Р16 досрочно, к празднику революции. А поскольку спешили отрапортовать, понадеялись на русский авось.

Этот авось и стал причиной гибели маршала. Ни у кого даже в мыслях не было, что произойдет невероятное. Поэтому и поставили стулья перед бункером. И никто не нашелся, чтобы сказать: «Извините, товарищ маршал, здесь опасная зона. Пройдите в бункер!»

О причине гибели Митрофана Ивановича средства массовой информации сообщили одним предложением: «Погиб в катастрофе». Даже в Большой советской энциклопедии спустя много лет не написали о взрыве ракеты, ограничившись словами «...погиб при исполнении служебных обязанностей».

Константин Герчик

Уроженец Слуцкого района Константин Герчик стал очевидцем жуткой трагедии на Байконуре.
Генерал-полковник, кандидат военных наук Константин Васильевич Герчик родился в 1918 году в семье крестьянина в Слуцком районе Минской области. В 1957-м был назначен начальником штаба космодрома Байконур, а с 1958 по 1961-й - начальник первого космодрома в мире.

22 февраля 1960 года Совмином утверждается Госкомиссия во главе с замминистра обороны главкомом РВСН маршалом артиллерии Митрофаном Неделиным, задачей которой является проведение летных испытаний новой ракеты Михаила Янгеля Р-16. Уже в сентябре первый летный образец ракеты прибывает на полигон. Много позже, в 1998 году, об этом «изделии» напишет бывший в ту пору начальником полигона генерал Константин Герчик: «Вопреки логике и здравому смыслу Р-16 прибыла к нам «сырой», с крупными дефектами и недоработками. Но тогда не нашлось никого, способного доложить «наверх» правду о неготовности Р-16 к испытаниям. Расчет строился на «авось». Мы же, испытатели, были поставлены перед фактом и стали заложниками ситуации… Авантюризм власть предержащих приблизил беду и несчастье, которые невозможно было предвидеть…»

Константин Герчик:
В 18 часов 5 минут 24 октября объявляется получасовая готовность. И тут случилось неожиданное. Произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, и огромные хвосты раскаленных газов мгновенно сожгли множественное количество человеческих тел, облепивших мачты обслуживания, примыкающих мостками к ракете. Через секунды заполыхал первый ракетный блок, который почти тут же взорвался. Взрыв оглушающей силы расплескал компоненты топлива по всей стартовой площадке и на многие десятки метров от нее, сжигая все и всех, кто оказался на пути огненного потока.

Все, кто стоял подальше, бросились убегать. Площадку строили в спешке, лишь часть заасфальтировали. Асфальт от жары нагрелся, кто попал сапогами в него, приклеились и сгорели. Потом на этом месте оставались только очертания фигур людей и негорючие предметы - металлические деньги, связки ключей, кокарды, пряжки от ремней, противогазов. А некоторых охваченных пламенем остановила колючая проволока, они так и повисли на ней, мертвые. Горело все, кроме каблуков и подошв сапог. Потом по ним определяли, кем был погибший, военным или гражданским. Если бы строители успели заасфальтировать всю площадку, жертв, наверное, было бы еще больше.На кадрах документального кинофильма, который снимала полигонная фотолаборатория, было видно, как пытаются убежать от огненного вала два солдата срочной службы в защитных костюмах ракетчиков, держа каждый в руке приспособление, которое они так и не бросили, хотя оба горели, как два факела.

Всего погибло в той катастрофе 126 человек с учетом не выживших в госпитале и больницах. Еще 50 человек получило тяжелые ожоги и увечья. Начальник полигона полковник Константин Герчик с трудом выкарабкался, получив тяжелое отравление и ожоги, особенно кистей рук. Останки Митрофана Неделина смогли опознать лишь по звезде Героя Советского Союза.
Военнослужащих хоронили на Байконуре. В сквере в центре города Ленинска бульдозер вырыл большую траншею. Съехалась масса народу. Прибыли родственники некоторых погибших. На похоронах выступил председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев, который возглавил государственную комиссию по расследованию причин катастрофы. Солдаты установили 84 гроба на дно траншеи, начали закапывать братскую могилу. Пошел дождь, что было очень редким для Байконура явлением.
С солдат и офицеров полигона взяли подписку о неразглашении этого ЧП. Более того, чтобы уменьшить масштабы распространения по стране разговоров о трагедии, солдат-дембелей, которым в ноябре-декабре пришел срок увольняться в запас, отпустили по домам лишь весной, на полгода позже.

9 октября 1970 года на Байконуре планировалось провести пуск ракеты-носителя "Восход" со спутником-фоторазведчиком "Зенит-4М". Однако за пять часов до старта на пусковой установке из-за неосторожного обращения с огнем начался пожар. Четверо военнослужащих погибли и двое госпитализированы. Чтобы предотвратить взрыв, охваченная пламенем ракета стартовала досрочно.

В июне-июле 1973 года на космодроме Плесецк при сливе топлива из ракеты-носителя "Космос-3М" произошли два взрыва, начался пожар. Погибли 9 человек, из них 7 на стартовом комплексе.

18 июня 1987 года ракета-носитель "Союз-У" со спутником "Ресурс-Ф1", стартовав с космодрома Плесецк, взорвалась на высоте 100 м и упала на место старта.

14 мая 1996 года при пуске ракеты-носителя "Союз-У" с космодрома Байконур произошла авария в результате взрыва на 49-й секунде полета. Пострадавших не было.

20 июня 1996 года аналогичная авария с этим носителем произошла при запуске с космодрома Плесецк.

20 мая 1997 года при запуске с космодрома Байконур космического аппарата серии "Космос" произошла авария ракеты-носителя "Зенит-2". Причина – неисправность двигательной установки первой ступени ракеты. Ракета упала в 28 километрах от стартового комплекса. Жертв не было.

10 сентября 1998 года на Байконуре потерпела аварию ракета-носитель "Зенит", запущенная для вывода на орбиту 12 коммерческих спутников "Глобалстар". В первые секунды полета отключились двигатели и она упала на землю.

5 июля 1999 года при запуске с космодрома "Байконур" военного спутника "Радуга-1" произошла авария ракеты-носителя "Протон-К". Запуск космического аппарата "Радуга" дважды откладывался (6 и 7 мая) из-за отклонения в работе системы управления нового разгонного блока "Бриз-М" (четвертая ступень носителя).

27 октября 1999 года во время пуска с Байконура ракеты-носителя "Протон-К" со спутником связи "Экспресс-А" на четвертой минуте полета произошло возгорание ракеты. Обломки носителя упали на территорию Казахстана. Жертв не было.

27 декабря 2000 года неудачей закончился запуск ракеты-носителя "Циклон-3" с космодрома Плесецк. Ракета должна была вывести на орбиту 6 спутников, 3 из них - военные. Через несколько секунд после включения двигателей носителя произошло их аварийное отключение. Обломки ракеты упали в море.

15 октября 2002 года в результате взрыва ракеты-носителя при запуске с космодрома Плесецк-1 человек погиб и 8 ранены. "Союз-У" должен был вывести на орбиту исследовательский аппарат "Фотон-М" в интересах ЕКА, России и других стран.

21 июня 2005 года из-за аварийного выключения двигателя ракеты-носителя "Молния-М", стартовавшей с космодрома Плесецк, не был выведен в космос военный космический аппарат связи. Двигатель третьей ступени выключился аварийно, так как в полете не разделились вторая и третья ступени ракеты.



Читайте также: