Почему советские танкисты назвали американский танк М3 «Ли» «братской могилой на семерых» .

Благодаря созданию танков КВ («Климент Ворошилов»), Советский Союз стал единственным государством, имевшим на 1941 год в массовом количестве тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Немцы называли КВ чудовищем.

Поиски и эксперименты

Главным недостатком большинства танков второй половины 30-х годов была слабая броня, пробивавшаяся огнем противотанковых пушек и крупнокалиберных пулеметов.
КВ-1 отличался от них. Он был создан в 1939 году под руководством Ж. Я. Котина. Танк имел 76 мм пушку и три 7,62 мм. пулемета. Экипаж танка - 5 человек.
Первые КВ прошли войсковые испытания в ходе Советско-финской войны, которая стала первым конфликтом, где нашли применение тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Тогда на фронте проходили испытания советские тяжелые танки КВ и многобашенные СМК и Т-100, действовавшие в составе 20-й танковой бригады.

Если в танковых боях, которые в Финской войне были редким явлением, новейшие машины участия не принимали, то оказались незаменимыми при прорыве укреплений противника. КВ-1 выдерживал попадания практически любых снарядов противотанковых пушек. В то же время 76-мм орудие оказалось недостаточно мощным для борьбы с дотами противника. Поэтому уже в ходе войны на базе КВ-1 началась разработка танка с увеличенной башней и установленной 152 мм. гаубицей (будущий КВ-2). В то же время, по опыту Советско-финской войны было принято решение отказаться от создания тяжелых многобашенных танков, оказавшихся дорогими и сложными в управлении. Выбор был окончательно сделан в пользу КВ.

Не имевший равных

На июнь 1941 года КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Всего на начало июня 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 412 КВ-1, очень неравномерно распределенных в войсках.
Известен случай в июне 1941 года в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. Этот КВ входил в состав 2-ой танковой дивизии, доставившей немецким войскам немало бед в первые дни войны. По видимому израсходовавший запас горючего, танк занял позицию на дороге у заболоченного луга. В одном из немецких документов отмечалось:

«Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк».

К сожалению, большая часть КВ была потеряна не из за боевых причин, а поломок и нехватки горючего.

КВ-1с

В 1942 году было начато производство модернизированного варианта — КВ-1с (скоростной), принятого на вооружение 20 августа 1942 года. Масса танка уменьшилась с 47 до до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и размеров башни. Башня — литая, приобрела несколько иной внешний вид и оснащалась командирской башенкой. Вооружение осталось аналогичным КВ-1 В результате повысились скорость и маневренность, зато уменьшилась броневая защита танка. Предполагалась на КВ-1с установка более мощной 85-мм пушки (подобный опытный образец сохранился в Кубинке), но в серию этот танк не пошел. В последующем на базе Кв-1с с 85 мм пушкой был создан КВ-85, который впрочем не стал массовым из-за переключения производства на танки ИС. Солдаты прозвали танк «квасок».

Конец пути

В танковых боях по крайней мере до середины 1942 года германские войска мало что могли противопоставить КВ-1. Тем не менее, в ходе боевых действий выявились и недостатки танка - относительно невысокая в сравнении с Т-34 скорость и маневренность. Оба танка вооружались 76-мм орудиями. Правда, КВ имел более массивную в сравнении с «тридцатьчетверкой» броню. Страдал КВ и от частых поломок. При движении танк разбивал практически любую дорогу, да и не каждый мост мог выдержать 47-тонный танк. Тяжелый танк «Тигр» появился у немцев в конце 1942 года, превосходя любой тяжелой танк на тот момент войны. И КВ-1 оказался практически бессилен против «Тигра», вооруженного длинноствольной 88-мм пушкой. «Тигр» мог поражать KB на огромных дистанциях, а прямое попадание 88-мм снаряда выводило из строя любой танк того времени. Так,12 февраля 1943 года под Ленинградом три «Тигра» подбили 10 KB без урона со своей стороны.

Среди моделей западной бронетехники, поставлявшейся в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу в СССР, были и причудливые двухпушечные монстры, названные американцами в память генерала Конфедерации 1861-1865 гг. Роберта Ли . В Советском Союзе они официально назывались М3-с (средний) - чтобы не путать с лёгким М3 «Стюарт» (названым тоже в честь генерала южан, другого).

Про танк «Генерал Ли» в Красной армии распевали такую частушку на мотив песенки из популярной перед войной кинокомедии «Волга-Волга»: «Как Америка России / подарила эм три эс. / Шуму много, толку мало, / ростом вышел до небес». Действительно, если не считать морально устаревших к началу войны, тем не менее ещё остававшихся в 1941 году на вооружении РККА советских многобашенных танков Т-28 и Т-35, нашим танкистам не приходилось воевать на более причудливой и менее приспособленной к условиям русского театра Второй мировой войны машине, чем «генерал Ли».

Слишком навороченный

США практически не имели опыта использования танков в Первой мировой войне. Их инженерно-конструкторская мысль в этой области перед Второй мировой войной руководствовалась больше собственными фантазиями. Тем не менее они давали иногда прекрасные плоды. Так, в конце 20-х годов конструктор Джон Кристи построил быстроходный колёсно-гусеничный танк. Армия США им не заинтересовалась, зато СССР сразу закупил несколько образцов и на их базе создал целое семейство танков БТ («быстроходный танк»), долго ещё в ходе Великой Отечественной войны служившее основой парка лёгких советских танков.

Когда перспектива вступления США во Вторую мировую войну с её масштабными сухопутными боями стала неизбежной, американские конструкторы озаботились созданием среднего танка, не уступавшего британским, немецким и советским машинам такого же типа. А опыта в их создании не имелось. Было ясно, что 37-мм пушка явно недостаточна для успешного боя с немецкими средними танками. Но американская промышленность в 1940 году ещё не умела создавать поворачивающуюся башню с орудием более крупного калибра.

Конструкторы вышли из положения до гениальности просто. Они установили 75-мм пушку непосредственно в корпусе. В результате самое главное и, по идее, грозное оружие «Генерала Ли» имело ограниченный угол обстрела - всего 30 градусов. В поворачивающейся же башне стояло всё то же малокалиберное 37-мм орудие. Но это ещё не всё. Верные своей привычке устанавливать в танке как можно больше пулемётов, американские инженеры воткнули в «Генерала Ли» четыре 7,62-мм пулемёта, причём один из них помещался в поворачивающейся башенке наверху орудийной башни.

В результате танк приобрёл диковинную трёхэтажную конструкцию и при этом, в силу большого числа единиц вооружения, обслуживался экипажем из семи человек (на некоторых машинах было на один пулемёт меньше, тогда в экипаже было шесть человек). Его бронирование было вполне приличным для среднего танка: лоб корпуса - 50 мм, борта - 38 мм. Но при максимальной скорости 40 км/ч танк был очень уязвим благодаря своей высоте (312 см), превышавшей ширину (272 см). Из-за этого М3 «Ли» был ещё и слабо устойчивым при движении по пересечённой местности. Ну а необходимость всякий раз поворачивать сам танк для ведения огня из основной пушки делала его непригодным для боя со средними танками противника в открытом поле.

Боевой полигон для американской техники

Поставки по ленд-лизу служили для военной промышленности и армии США прекрасным полигоном, где в боевых условиях выявлялись сильные и слабые стороны американской военной техники. Невольными жертвами таких экспериментов становились сотни британских (в Северной Африке) и тысячи советских танкистов.

Впрочем, в Северной Африке качества среднего танка М3 (серия, поставлявшаяся в Англию, называлась «Генерал Грант» - в честь другого генерала той же гражданской войны, но уже северного) признавались вполне удовлетворительными. Там это был лучший танк не только в войсках союзников. По своим боевым качествам он не уступал лучшим немецким танкам почти до самого конца 1942 года, особенно в обороне, где «Грант» действовал как превосходное самоходное противотанковое орудие.

Иначе обстояло дело на советско-германском фронте, где природные условия значительно разнообразнее и коварнее, чем в пустыне Сахара. Да и танки, использовавшиеся обеими сторонами уже в 1942 году, были часто мощнее «Генерала Ли».

Многое зависело от умения

Впрочем, здесь сказывался ещё один недостаток, общий для всей техники, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу. Она, как правило, была в эксплуатации значительно сложнее советской. Но советские органы, договаривавшиеся о поставках заморской техники, никогда не заботились о том, чтобы перевести техническую документацию на русский язык, организовать правильное обучение экипажей, а тем более - выписать инструкторов. Часто неподготовленные люди сажались на технику, а техника бросалась в бой. Впрочем, то же самое делалось и с советскими машинами. В результате потери иностранных танков в РККА оказывались выше, чем могло быть при их более умелом использовании - опять-таки, это же нужно сказать и про применение отечественной техники.

Советские танкисты сокращённо прозвали «Генерала Ли» БМ или ВГ с добавлением цифры в зависимости от числа членов экипажа: ВГ-6, БМ-7 и т.д. Расшифровывалась эта аббревиатура очень мрачно: БМ - братская могила, ВГ - верная гибель. Однако, опять же, в руках умелых экипажей даже такой «ростом до небес» неуклюжий танк мог принести немало пользы. Есть свидетельства о том, как в Курской битве «Генерал Ли» порой успешно действовал из засад против немецких средних танков. Например, в районе села Черкасское в полосе Воронежского фронта 39 этих танков совместно с 20 САУ отечественного производства в течение 5 июля 1943 года сдерживали наступление 3-й немецкой дивизии.

В Советский Союз было поставлено больше 1300 танков М3-средних. Значительная их часть находилась в трагически уничтоженном конвое PQ-17, направленном и не прибывшем в Мурманск в июле 1942 года. Всего СССР получил чуть меньше тысячи единиц этого танка. Большинство «Генералов Ли» воевало в 1942-1943 гг. в войсках Закавказского фронта, куда эти танки доставлялись непосредственно через Иран.

Благодаря созданию танков КВ ("Климент Ворошилов"), Советский Союз стал единственным государством, имевшим на 1941 год в массовом количестве тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Немцы называли КВ чудовищем.

Поиски и эксперименты

Главным недостатком большинства танков второй половины 30-х годов была слабая броня, пробивавшаяся огнем противотанковых пушек и крупнокалиберных пулеметов.
КВ-1 отличался от них. Он был создан в 1939 году под руководством Ж. Я. Котина. Танк имел 76 мм пушку и три 7,62 мм. пулемета. Экипаж танка - 5 человек.
Первые КВ прошли войсковые испытания в ходе Советско-финской войны, которая стала первым конфликтом, где нашли применение тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Тогда на фронте проходили испытания советские тяжелые танки КВ и многобашенные СМК и Т-100, действовавшие в составе 20-й танковой бригады.

Если в танковых боях, которые в Финской войне были редким явлением, новейшие машины участия не принимали, то оказались незаменимыми при прорыве укреплений противника. КВ-1 выдерживал попадания практически любых снарядов противотанковых пушек. В то же время 76-мм орудие оказалось недостаточно мощным для борьбы с дотами противника. Поэтому уже в ходе войны на базе КВ-1 началась разработка танка с увеличенной башней и установленной 152 мм. гаубицей (будущий КВ-2). В то же время, по опыту Советско-финской войны было принято решение отказаться от создания тяжелых многобашенных танков, оказавшихся дорогими и сложными в управлении. Выбор был окончательно сделан в пользу КВ.

Не имевший равных

На июнь 1941 года КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Всего на начало июня 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 412 КВ-1, очень неравномерно распределенных в войсках.
Известен случай в июне 1941 года в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. Этот КВ входил в состав 2-ой танковой дивизии, доставившей немецким войскам немало бед в первые дни войны. По видимому израсходовавший запас горючего, танк занял позицию на дороге у заболоченного луга. В одном из немецких документов отмечалось:

«Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк".

К сожалению, большая часть КВ была потеряна не из за боевых причин, а поломок и нехватки горючего.

КВ-1с

В 1942 году было начато производство модернизированного варианта - КВ-1с (скоростной), принятого на вооружение 20 августа 1942 года. Масса танка уменьшилась с 47 до до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и размеров башни. Башня - литая, приобрела несколько иной внешний вид и оснащалась командирской башенкой. Вооружение осталось аналогичным КВ-1 В результате повысились скорость и маневренность, зато уменьшилась броневая защита танка. Предполагалась на КВ-1с установка более мощной 85-мм пушки (подобный опытный образец сохранился в Кубинке), но в серию этот танк не пошел. В последующем на базе Кв-1с с 85 мм пушкой был создан КВ-85, который впрочем не стал массовым из-за переключения производства на танки ИС. Солдаты прозвали танк "квасок".

Конец пути

В танковых боях по крайней мере до середины 1942 года германские войска мало что могли противопоставить КВ-1. Тем не менее, в ходе боевых действий выявились и недостатки танка - относительно невысокая в сравнении с Т-34 скорость и маневренность. Оба танка вооружались 76-мм орудиями. Правда, КВ имел более массивную в сравнении с «тридцатьчетверкой» броню. Страдал КВ и от частых поломок. При движении танк разбивал практически любую дорогу, да и не каждый мост мог выдержать 47-тонный танк. Тяжелый танк «Тигр» появился у немцев в конце 1942 года, превосходя любой тяжелой танк на тот момент войны. И КВ-1 оказался практически бессилен против "Тигра", вооруженного длинноствольной 88-мм пушкой. "Тигр" мог поражать KB на огромных дистанциях, а прямое попадание 88-мм снаряда выводило из строя любой танк того времени. Так,12 февраля 1943 года под Ленинградом три "Тигра" подбили 10 KB без урона со своей стороны.

С середины 1943 года КВ-1 все реже встречается на фронтах Великой Отечественной - в основном под Ленинградом. Тем не менее, КВ-1 прослужил базой для создания целого ряда советских танков и самоходных орудий. Так, на базе КВ была создана СУ-152, вооруженная 152 гаубицей-пушкой. До наших дней в России сохранилось всего несколько единиц КВ-1, ставших музейными экспонатами.



Читайте также: