Влияние рельефа на растительные сообщества. Влияние рельефа на климат

Непроходимые джунгли, извилистые полноводные реки, экзотические животные, теплое море и самые известные пляжи - именно так обычно звучит описание Бразилии. Еще это одна из крупнейших стран мира по площади, лидер по выращиванию кофе и сахарного тростника. Хотите знать больше? В этой статье мы расскажем о главных характеристиках Бразилии.

Общие сведения

Федеративная Республика Бразилия - одно из крупнейших государств в мире. С площадью 8 515 770 км² она занимает примерно 5,7 % всей суши Земли. Где находится Бразилия? Она расположена на континенте Южная Америка. С востока и частично с севера страна омывается Атлантическим океаном. Кроме Эквадора и Чили она граничит со всеми странами на материке.

Бразилию населяет 212 миллионов человек. В прошлом она была колонией Португалии, и теперь она является одним из немногих государств мира, где португальский язык является официальным. Независимость страна получила в 1822 году и с тех пор идет самостоятельным путем.

Благоприятный для сельского хозяйства климат Бразилии, недра, богатые полезными ископаемыми, и умело выстроенная экономика сделали ее наиболее развитой среди стран Меркосур, да и всей Латинской Америки. Республика экспортирует кофе, апельсиновый сок, сахар, сою, железную руду, ниобий, сталь, обувь, производит автомобили, авиационную и компьютерную технику.

Климат Бразилии

На территории страны представлены экваториальная, субтропическая и тропическая природные зоны. Хотя это слишком грубое разделение. В целом климат Бразилии можно охарактеризовать как жаркий и влажный, со средней температурой по стране 20 °C. Однако даже внутри одной природной зоны он сильно различается и изменяется с северо-запада на юго-восток.

В районе Амазонской низменности условия практически не меняются в течение всего года. Средние температуры колеблются максимум на 2-3 градуса и держатся на уровне 24-26 °C. Влажность воздуха в этом регионе чрезвычайно повышена (80-98 %), а ливни длятся по 18 дней в году, не прекращаясь от сезона к сезону.

Подобный тип климата охватывает и все побережье, но здесь он также подвержен влиянию Атлантического океана. Осадков вполовину меньше, чем в Амазонии, а температуры колеблются от 18 до 26 °C. На юго-восточном берегу осадки усиливаются к лету, на северо-восточном - к осени и зиме.

На Бразильском и Гвианском плоскогорьях, по окраинам Амазонской низменности климат различается по сезонам. Зимы обычно сухие и относительно прохладные. Лето, наоборот, влажное и теплое. Примерно 5 месяцев в год длится сезон засухи с крайне маленькими осадками.

Самое засушливое место в Бразилии - это крайний северо-восток. Здесь средние температуры достигают 27 °C, дожди выпадают нерегулярно и крайне редко. В высотных районах Атлантического плато климат Бразилии тоже непростой. Летом обычно идут ливни. Температура поднимается максимум до 22 °C. Зимой даже бывают заморозки.

Рельеф

Рельеф Бразилии неодинаков и представлен чередующимися холмами, горами и долинами. На северо-западе страны расположилась низменность. Она охватывает долину Амазонки и занимает площадь в 1,8 км 2 .

К северо-востоку низменность переходит в Гвианское нагорье. На юге, востоке и в центре расположилось Бразильское плоскогорье. Его высоты возрастают к востоку и составляют от 500 до 2000 метров. Наивысшая точка, гора Бандейра, достигает 2897 метров.

Вдоль берега тянется Атлантическая равнина. У самого океана она представлена болотами, песчаными пляжами и лагунами. На юго-западе находится обширная затопляемая впадина Пантанал, которую используют как пастбище.

Самая большая река

Территорию, где находится Бразилия, покрывает густая речная система. Большая часть страны принадлежит к бассейну Амазонки, простирающейся еще через четыре страны. Это самая полноводная река с крупнейшим в мире бассейном.

Амазонка простирается почти на 7000 км и вместе со всеми притоками охватывает
7 180 000 км². Ее режим испытывает влияние океанических приливных волн. Периодически река выходит из берегов, затопляя долину в пределах 90 км.

Северные и южные притоки реки расположены в разных полушариях, что отразилось на ее полноводности. Когда паводки с одной стороны заканчиваются, с другой - начинаются. Желтая и мутная Амазонка ежегодно пополняет Мировой океан на 7 тысяч кубических метров воды. Ее сток составляет 15 % от общего стока всех рек планеты.

От влажных лесов до пустынных кактусов

Растительность Бразилии настолько же разнообразна, как ее климат и рельеф. В Амазонской низменности растут влажные экваториальные леса сельвы, представленные папоротниками, мхами, лианами, орхидеями, какао, высочайшими деревьями с кроной, ветвящейся только наверху. Здесь встречаются и крупнейшие в мире кувшинки.

На крайнем северо-востоке, где осадков слишком мало, есть только низкие кустарники и кактусы. В устьях рек на побережье растут мангровые деревья. Бразильское нагорье покрывают тропические и субтропические виды, сбрасывающие листву во время засухи.

Кроме того, в стране встречаются саванны, прерии, араукариевые и галерейные леса. На ее территории произрастает более 100 видов пальм, 400 ценных пород деревьев, злаки, тростники, осоки, всевозможные травы и цветы.

Животный мир

Бразилия занимает одно из первых мест по числу земноводных, птиц и пресмыкающихся, обитающих на ее землях. В стране встречается много экзотических и редких видов. Но из-за деятельности человека большинство из них находится на грани исчезновения.

В водах реки Амазонки водятся пираньи, способные съесть крупное животное всего за несколько минут. Именно отсюда родом многие аквариумные виды рыб, например скалярии, гуппи, меченосцы. В амазонских джунглях можно встретить кайманов, тапиров, пум, леопардов, обезьян саймира и гуариба.

В Бразилии обитает самый маленький в мире грызун - капибара размером около метра. Также здесь водится змея анаконда, или водяной удав, которая вполне может заглотнуть каймана или целого кабана.

Рельеф оказывает большое влияние на климат
Особенно значительное влияние на климат оказывают крупные формы рельефа - горы. Наиболее крупными формами рельефа являются горы, которые могут служить границами, разделяющими местность с разными условиями климата.

Протяжённые горные цепи служат барьером для проникновения ветров, несущих холодные или тёплые воздушные массы. Они отклоняются и задерживаются, в узких коридорах между горными хребтами меняется скорость движения воздушных масс и образуется местная циркуляция: горно-долинные и ледниковые ветры. Таким образом, расположенные перпендикулярно к направлению ветров цепи горных хребтов, задерживают передвижение этих воздушных масс. Например, на склонах хребтов с наветренной стороны влажных или холодных воздушных масс, образуется повышенная конденсация - образуются облака и выпадает много осадков или понижается среднесуточная температура. На склонах с подветренной стороны происходит образование фенов, ведущих к понижению влажности и повышению среднесуточной температуры.

Примеры:

Сравним условия по обе стороны Кавказских гор.
Сочи, находящийся на черноморском побережье, защищён горами и имеет мягкую влажную зиму (средняя температура 6-8 градусов) , в долинах к югу растут субтропические растения. Однако с другой стороны этих гор температура зимой доходит до минус 25-30 градусов в районах Минеральных вод.

Специфический климат Северной Америки обусловлен наличием горных цепей на востоке и западе, а равнинная центральная часть, над которой образуется полоса пониженного атмосферного давления, которая затягивает воздушные массы с юга и севера. При этом образуются фронты, которые формируют циклоны и континентальность климата этого региона резко ослабевает.

Кордильеры и скандинавские горы меняют воздействие западного переноса, иссушая и прогревая воздух из океана и изменяют характер климата восточных территорий с морского на континентальный.

Большой водораздельный хребет на востоке Австралии формирует сухой климат этого материка. На восточных склонах хребта выпадает большое количество осадков, но двигаясь через хребет влажный воздух попадает на прогретые равнины, быстро нагревается и формирует сухой климат континентальной Австралии.

Южная Америка открыта восточным ветрам, а Анды, расположенные вдоль побережья Тихого океана, запирают влажные массы, не выпуская их за пределы материка и воздушные массы поднимаясь на высоту этих гор и конденсируясь, выпадают обильными дождями.

Влияние абсолютной высоты как фактора климата выражается в том, что в горах температура с высотой уменьшается примерно на 6 ° С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается равной 0 ° С. Выше этой воображаемой линии начинается царство снегов и льдов.
Специфику протекания климатообразующих процессов определяет окружающий рельеф. Так, горные системы могут защищать равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого.
Оценивая влияние на климат фактора размещения на материке (острове) , необходимо обратить внимание на размеры географического объекта и то, в какой части его (западной, восточной, южной, северной) расположена описываемая местность.
Характер подстилающей поверхности влияет на величину отраженной и поглощенной солнечной энергии.

Рельеф - основа ландшафта. Он является той границей раздела, выше которой действуют внешние силы Земли, а ниже - внутренние силы. От высоты территории над уровнем моря, от характера поверхности, её уклона и крутизны, от геологического строения и подстилающих пород зависит то, какие почвы формируются, какие растения и животные обитают, как распределяются атмосферные явления над этими местами.

Как элемент ландшафта рельеф оказывает сильное влияние на все остальные, но и сам зависит от них. Однако можно сказать, что рельеф - самая устойчивая к изменению составляющая ландшафта. При изменении рельефа во времени меняются и другие компоненты ландшафта, связанные с ним, и сам ландшафт.

РЕЛЬЕФ И КЛИМАТ

На формирование рельефа влияет климат. От рельефа, в свою очередь, существенно зависит перераспределение количества тепла и влаги. Поэтому в одних и тех же климатических зонах формируются разные ландшафты, складываются непохожие растительные и животные сообщества.

ЭКСПОЗИЦИЯ СКЛОНОВ

Склоны, обращенные в югу, всегда нагреваются больше, чем северные. Здесь быстрее стаивает весной , поверхность склонов лучше увлажняется, быстрее зацветают цветы, здесь дольше не ложится снежный покров осенью и зимой. Эти же склоны в горах наиболее лавиноопасны.

Огромные горные цепи могут служить препятствием на пути . Например, влажный воздух с не может преодолеть стену Гималаев. «сгружают» всю свою влагу у их подножий в виде ливней. Здесь выпадает рекордное количество осадков на планете. На наветренных склонах гор растут вечнозелёные тропические леса. Все территории за грядой Гималаев, таким образом, находятся как бы в её тени. Здесь расположены пространства Тибета с высокогорными пустынями, с суровым и исключительно сухим с зимними до — 50 °С, хотя по своему положению эти территории находятся в субтропиках. Их высота и сухость приводят к тому, что не защищенная растительностью поверхность подвергается значительному морозному выветриванию. переносит массы незакрепленного грунта, образует песчаные холмы.

РЕЛЬЕФ, РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Существенно различаются животные, обитающие на территориях с разным рельефом: на равнинах и в горах, в низинах и на возвышенностях. Приспособленность животных к помогает им выживать. Например, на равнинах выживает тот, кто способен быстро перемещаться по обширным территориям, способен ради пропитания проходить большие расстояния либо хорошо умеет прятаться от врагов.

Растительные сообщества ландшафта часто привязаны к определенным формам рельефа. При изменении рельефа, например при оползнях или обвалах, извержениях или карстовых провалах, растительности приходится заново приспосабливаться к новым условиям существования.

РЕЛЬЕФ И ПОЧВЫ

Образование почвы связано с особенностями рельефа, коренных пород и рыхлых отложений. Поэтому на разных элементах рельефа, отличающихся проницаемостью для воды, крутизной и др., формируются различные почвы. История развития рельефа со временем может меняться: на месте возвышенностей возникают впадины, на месте петляющей реки - сухая балка. В этом случае по остаткам ископаемой почвы можно определить, как формировался рельеф в древности.

Одним из важных факторов образования рельефа является вода - производная климата. Рельеф оказывает влияние на питание и сток рек, определяя их направление. Так, если территория ровная, с неглубокими долинами, то возникают условия для заболачивания и на равнинах возникают ландшафты .

РЕЛЬЕФ — ЭЛЕМЕНТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рельеф - не самое зависимое от деятельности человека ландшафтное звено, как, например, растительность, климат или почвы. Но уже, несколько столетий деятельность человека стала ландшафтообразующим фактором. Человек может не только изменять формы рельефа, но и создавать новые, антропогенные формы. Постройки человека настолько грандиозны (в первую очередь это относится к большим городам), что даже прогибают .

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Климат - один из важнейших факторов рельефообразования. Взаимоотношения между климатом и рельефом разнообразны. Климат обусловливает характер и интенсивность процессов выветривания, он же определяет в значительной мере характер денудации, так как от него зависят “набор” и степень интенсивности действующих экзогенных сил. Как указывалось выше, в разных климатических условиях не остается постоянным и такое свойство горных пород, как их устойчивость по отношению к воздействию внешних сил. Поэтому в разных климатических условиях возникают разные, часто специфичные формы рельефа (см. ч. III).
Различия в формах наблюдаются даже в том случае, когда внешние силы воздействуют на однородные геологические структуры, сложенные литологически сходными горными породами. Климат влияет на процессы рельефообразования как непосредственно, так и опосредованно, через другие компоненты природной среды: гидросферу, почвенно-растительный покров и др.
Существенное влияние на процессы рельефообразования оказывает растительный покров, который сам является функцией климата. Так, поверхностный сток резко ослабевает или совсем гасится в условиях сомкнутого растительного покрова, при наличии хорошо развитой дернины или лесной подстилки даже на крутых склонах. Поверхности с разреженным растительным покровом или лишенные его становятся легко уязвимыми для эрозионных процессов, а в случае сухости рыхлых продуктов выветривания - и для деятельности ветра.
Прямые и опосредованные связи между климатом и рельефом являются причиной подчинения экзогенного рельефа в определенной степени климатической зональности. Этим он отличается от эндогенного рельефа, формирование которого не подчиняется зональности. Поэтому рельеф эндогенного происхождения называют азональным.
В начале XX в. немецкий ученый А. Пенк предпринял попытку классифицировать климаты по их рельефообразующей роли. Он выделил три основных типа климатов: 1) нивальный (от лат. nivalis - снежный, холодный), 2) гумидный (от лат. humidus - влажный) и 3) аридный (от лат. aridus - сухой). Впоследствии эта классификация была дополнена и детализирована. Ниже приводится сокращенная классификация климатов по их роли в релье - фообразовании.
Нивальный климат. Во все сезоны года характерны осадки в твердом виде и в количестве большем, чем их может растаять и испариться в течение короткого и холодного лета. Накопление снега приводит к образованию снежников и ледников. Основными рельефообразующими факторами в условиях нивального климата являются снег и лед в виде движущихся ледников. В местах, не покрытых снегом или льдом, интенсивно развиваются процессы физического (главным образом морозного) выветривания. Существенное влияние на рельефообразование оказывает вечная (.многолетняя) мерзлота. Нивальный климат характерен для полярных областей (Антарктида, Гренландия, острова Северного Ледовитого океана) и вершинных частей гор, поднимающихся выше снеговой границы.

Климат субарктического пояса и резко континентальных областей умеренного пояса. Субарктический климат формируется на северных окраинах Евразии и Северной Америки. Он характеризуется продолжительными и суровыми зимами, холодным летом, небольшим (менее 300 мм) количеством осадков. Резко континентальный климат умеренного пояса особенно ярко выражен в Восточной Сибири. Для него типичны большие сезонные колебания температуры, малая облачность и относительная влажность воздуха, небольшое (менее 300 мм в год) количество осадков, особенно зимних. Климатические условия описанных областей благоприятствуют физическому (морозному) выветриванию и возникновению или сохранению образовавшихся здесь ранее (при еще более суровых климатических условиях) многолетнемерзлых пород (вечной мерзлоты), наличие которых обусловливает ряд специфических процессов, создающих своеобразные формы мезо- и микрорельефа, описанные в гл. 17.
Гумидный климат. В областях с гумидным климатом количество выпадающих в течение года осадков больше, чем может испариться и просочиться в почву. Избыток атмосферной влаги стекает или в виде мелких струек по всей поверхности склонов, вызывая плоскостную денудацию, или в виде постоянных или временных линейных водотоков (ручьев, рек), в результате деятельности которых образуются разнообразные эрозионные формы рельефа - долины рек, балки, овраги и др. Эрозионные формы являются доминирующими в условиях гумидного климата. В областях с гумидным климатом интенсивно протекают процессы химического выветривания. При наличии растворимых горных пород интенсивно развиваются карстовые процессы.
На земном шаре выделяются три зоны гумидного климата: две из них располагаются в умеренных широтах Северного и Южного полушарий, третья тяготеет к экваториальному поясу. К этому же типу климата (по характеру его рельефообразующей роли) следует отнести муссонные области субтропиков и умеренных широт (восточные и юго-восточные окраины Евразии и Северной Америки).
Аридный климат характеризуется малым количеством осадков, большой сухостью воздуха и высокой испаряемостью, превышающей во много раз годовую сумму осадков, малой облачностью. Растительный покров в этих условиях оказывается сильно разреженным или совсем отсутствует, интенсивно идет физическое, преимущественно температурное выветривание.
Эрозионная деятельность в аридном климате ослаблена, и главным рельефообразующим агентом становится ветер. Сухость продуктов выветривания способствует их быстрому удалению не только с открытых поверхностей, но и из трещин горных пород. В результате происходит препарирование более стойких пород, и как следствие этого в аридном климате наблюдается наиболее четкое отражение геологических структур в рельефе.
Области с аридным климатом располагаются на материках преимущественно между 20 и 30° северной и южной широты, за исключением тех частей материков, где в пределах этих широт развит муссонный климат. Аридные климаты наблюдаются и за пределами названных широт, где их формирование обусловлено размерами и орографическими особенностями материков. Так, в пределах Центральной Азии аридная зона в Северном полушарии проникает почти до 50° с.ш. Аридный климат с сопутствующими ему процессами рельефообразования развит вдоль западных побережий Африки и Южной Америки - в несвойственных для него широтах, что обусловлено проходящими здесь вдольбереговыми холодными морскими течениями (пустыни Намиб и Атакама).
Следует отметить, что переход от одного морфологического типа климата к другому осуществляется постепенно, вследствие чего и смена доминирующих процессов экзогенного рельефообразования происходит также постепенно. На стыке двух типов климата образуются формы рельефа, характерные для обоих типов и приобретающие к тому же ряд специфических особенностей. Такие переходные зоны выделяют в особые морфологические подтипы климатов. Существованию переходных зон способствует и непостоянство границ между климатическими зонами в течение года, которые смещаются то к северу, то к югу из-за наклона земной оси к плоскости эклиптики.
Изучение пространственного размещения генетических типов рельефа экзогенного происхождения и сопоставление их с современными климатическими условиями соответствующих регионов показывает, что охарактеризованная выше взаимосвязь между климатом и рельефом в ряде мест нарушается. Так, в северной половине Европы широко распространены формы рельефа, созданные деятельностью ледника, хотя в настоящее время никаких ледников здесь нет и располагается этот регион в зоне гумидного климата умеренных широт. Это “несоответствие” объясняется тем, что в недавнем прошлом (в эпохи оледенений) значительная часть севера Европы была покрыта льдом и, следовательно, располагалась в зоне нивального климата. Здесь и сформировался сохранившийся до наших дней, но оказавшийся в несвойственных ему теперь климатических условиях рельеф ледникового происхождения. Такой рельеф получил название реликтового (от лат. relictum - оставшееся, остаток). Изучение этого рельефа представляет большой научный интерес. Реликтовые формы рельефа наряду с осадочными горными породами и заключенными в них остатками растительных и животных организмов дают возможность судить о палеоклиматах отдельных регионов и о положении климатических зон в те или иные этапы истории развития Земли. Сохранность реликтовых форм обусловлена тем, что рельеф меняет свой облик в связи с изменением климата значительно медленнее, чем это свойственно почвенному покрову и особенно растительному и животному миру. Следовательно, облик экзогенного рельефа ряда регионов земной поверхности определяется не только особенностями современного климата, но и климата прошлых геологических эпох.
Большим своеобразием характеризуются экзогенные процессы, протекающие на дне морей и океанов. Их деятельность рассматривается в части III.

Ход урока полностью соответствует и построен в соответствии с требованиями инновационной формы личностно-ориентированного обучения. Ученик признан основным субъектом процесса обучения.

В ходе урока постоянно прослеживается создание необходимых условий для признания индивидуальности ученика, его опыта, возможности самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения знаниями. Созданы условия для диалога и полилога, а также ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнении

Форма урока – комбинированный, с использованием исследовательских материалов.

Цели урока:

  • Координировать самостоятельную работу учащихся с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
  • Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками, учениками и учителем с учетом личностного взаимодействия, равноправного партнерства на уроке.
  • В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании особенностей климатических областей Евразии и климата нашей территории.

Задачи:

  1. Используя субъектный опыт каждого ученика о климате, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания об особенностях климатических областей умеренного пояса Евразии.
  2. Побудить учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов углубленного изучения материала о морском, континентальном и муссоном типах климата Евразии
  3. Стимулировать ученика к саморазвитию и самовыражению при выборе, выполнении практических заданий, решении проблемных вопросов.
  4. Оказать помощь творческой группе в изучении климата нашей местности, его влияние на хозяйственную деятельность населения, учитывая проблемы загрязнения и охраны атмосферы.
  5. Провести рефлексию, оценку приобретенных знаний.

Оборудование:

Карта “Климатические пояса и области мира”,

Географические атласы,

Учебник “География Белгородской области” I часть, М.: Просвещение, 1980.,

- “Хрестоматия по физической географии”, составитель Н.А. Максимов.

Ход урока

I. Фронтальная беседа:

Какая главная причина смены климатических поясов?

Какой климатический пояс Евразии самый большой?

Назовите климатические области умеренного пояса?

Перечислите причины, влияющие на изменение климата с запада на восток: (влияние постоянных ветров, океанических течений, рельефа, массивности материала, удаленности территории от океанов – рост континентальности).

II. Групповая работа.

Учитель: используя план характеристики климата, дайте характеристику климатическим областям умеренного пояса:

  1. Морской
  2. Муссонный
  3. Континентальный

Творческая группа, используя карты Белгородской области дает характеристику климата нашей местности.

План характеристики.

  1. Пояс, область.
  2. Положение.
  3. Температуры средние января и июля.
  4. Господствующие ветры.
  5. Годовое количество осадков и их режим.

Учащиеся дают характеристику климатическим областям умеренного пояса Евразии.

Учитель : Мы с вами узнали, что на формирование климатических областей большое влияние оказывает массивность материала и его протяженность с запада на восток, поэтому в умеренном поясе сформировалось четыре климатических области.

Значительную роль играют постоянные ветры, рельеф местности, океанические течения и удаленность территории от океанов.

Учитель: Наши представления о каждой климатической области умеренного пояса мы углубим с помощью опережающих заданий, которые наши учащиеся подготовили из дополнительной литературы.

Я хочу более подробно остановиться на морском климате умеренных широт. Мы сейчас все вместе побываем в “веселой зеленой Англии”, так исстари воспевали свою страну английские поэты. И в самом деле, негде не встретишь такой нежилой, ласкающей глаз зелени. А всему причина морской климат. Насыщенные влагой ветры с океана обрушиваются на Британские острова обильными дождями – они не дают мелеть рекам. В Лондоне половина дней в году дождливые, на западе и на севере страны дождей еще больше.

Погода в Англии очень неустойчивая, часто обманывает все ожидания и становится самой злостной нарушительницей традиций. Белую зиму с заснеженными коттеджами можно видеть только на рождественских открытках, нередко она превращается в вереницу нескончаемых дождей.

Порой в ноябре, когда по законам природы ждешь мокряди или плотного тумана, выпадут вдруг золотые, по-летнему теплые деньки. Влажным климатом объясняют обычно и нежно изумрудную окраску английского пейзажа – лугов и деревьев, кустов и газонов. Часты в Англии туманы и смоги, которые держаться по несколько дней, отрицательно влияют на здоровье людей, движение транспорта. Но, разумеется, после туманов и смога сильнее всего манит морской воздух. Море чувствуется в Англии повсюду.

Почему в Англии много осадков в течении всего года? (влияние теплого течения и постоянных западных ветров).

С чем связано образование сильных туманов? (столкновение влажного теплого воздуха с моря с более холодным на суше).

Что такое смог? (смесь тумана и твердых частиц).

Вместе со мной вы отправитесь на восточное побережье Евразии. Там влияние на климат оказывают другие климатообразующие факторы и, естественно, климат будет совсем другим, нежным на западе. Главным фактором, влияющим на климат, на востоке Евразии становятся муссонные ветры, которые, как вы, знаете, меняют свое направление 2 раза в год. Я более подробно хочу остановиться на летних муссонах.

Когда приходят муссонные дожди, человек полон радости. И не только человек испытывает эти чувства и животные, и птицы, растения.

С приходом муссона с Тихого океана приходят муссонные ливни. Они приносят прохладу земле, возвращают ей красоту, наполняют водой пруды, ручьи, реки. За день другой все покрывается зеленным ковром, кусты и деревья начинают сверкать изумрудной листвой. Животные и птицы дождались корма, и, в короткий срок из тощих изнуренных становятся крепкими и упитанными. Ливневые дожи приходят не на день и даже не на неделю, на все лето с мая по сентябрь. Ливневые дожди не только оживляют природу, но и являются моментом бедствия и тревог для жителей прибрежных территорий и проживающих в бассейнах рек. Уровень воды сильно поднимается, заполняя окружающие территории, приходят с дождями наводнения, которые зачастую уносят и жизни людей, и животных, даже на это время прекращается лов рыбы, так как работа в море не возможна, намечаются ураганы и штормы, ветер дует с моря на сушу.

Назовите реки, которые находятся под влиянием муссонных дождей (Амур, Сунгари, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг).

Как вы думаете, какое формируется давление над территорией? (низкое).

Творческая группа: характеристика климата Белгородской области (карта стр.19).

  1. Умеренный континентальный климат, в котором имеются все времена года.
  2. Южная часть Среднерусской возвышенности.
  3. Температура летом от +18,5 0 на западе до +19,5 0 С на юго-востоке.
  4. По территории белгородской области проходит область повышенного давления – Ось Войкова. В северной части преобладают западные ветры, приносящие влагу, смягчающие климат, а к югу от оси восточные степные сухие ветры, действующие иссушающе.
  5. Количество осадков от 600мм на западе до 400 мм на юго-востоке.
  6. В зимнее время и весной возможно влияние арктических воздушных масс, которые приносят низкие температуры зимой и возможные заморозки весной даже в мае, что отрицательно и даже губительно может повлиять на сельскохозяйственные культуры.

Климат большое влияние оказывает на занятость населения в сельском хозяйстве. Территория Белгородской области делится на 3 агроклиматических района (карта стр.23)

I район. Это западные и северные районы, самые влагообеспеченные. Условия благоприятны для возделывания яровых, озимых, зерновых культур, многолетних трав, сахарной и кормовой свеклы, картофеля и подсолнечника, плодово-ягодных культур, молочно-мясного скотоводства.

II район. Это юго-западные районы, имеющие меньший уровень увлажнения но высокую теплообеспеченность. Здесь возделываются кукуруза, на силос, сахарная и кормовая свекла.

III район. Это юго-восточные районы, более засушливые, степные. Здесь преобладают яровые зерновые культуры, кукуруза на зерно, эфирно-масличные культуры (анис, кориандр, хмель) , мясомолочное скотоводство и овцеводство.

В каком агроклиматическом районе расположено наше село? (2 район)

Какие культуры выращиваются на полях агрофирмы “Пушкарное”? (пшеница, ячмень, свекла, кукуруза на корм, подсолнечник, скотоводство молочно-мясного направления).

Отчет исследовательской работы экологического отряда.

Экологическим отрядом нашей школы, а его членами являются ученики нашего класса, проводился локальный мониторинг вокруг школы о загрязнении атмосферы.

Влияние на загрязнение воздуха автомобилей. За день вдоль школы проезжает более 100 автомобилей, если учесть это, 1 автомобиль в сутки выбрасывает 1кг выхлопных газов, среди них влияющие на здоровье угарный газ, окись азота, соединения свинца, серы и т.д.

Качественная оценка запыленности воздуха.

  1. Провели качественную оценку запыленности воздуха. Исследования проводили с помощью липкой ленты. За неделю лента покрылась пылью, но в разных местах слой пыли был разным. Самая запыленная часть перед входом в школу, меньше всего в школьном саду. Ведь деревья обладают способностью очищать воздух.
  2. Наш отряд ведет борьбу со стихийными кострами, которые жители села разводят осенью после уборки урожая, и весной, обрабатывая свои огороды.

Учитель: Мы с вами проследили на местном материале о влиянии на смену климата разных климатообразующих факторов, о том, как климат влияет на хозяйственную деятельность человека, а также из работы экологического отряда видим: деятельность человека пагубна для атмосферы, а вместе с этим отражается на здоровье самих людей.

III. Закрепление материала.

Проверка фактического материала.

  1. Как называются ветры, дующие с Атлантического океана
  2. Какое влияние на климат Евразии оказывает тёплое Северо-Атлантическое течение?
  3. Как рельеф оказывает влияние на климат тихоокеанского побережья Евразии?

Умение работать с диаграммами.

  1. Пользуясь картой, дать характеристику Тропического пояса Евразии (по плану стр. 312).
  2. Пользуясь картой, опишите климат полуострова Индостан
  3. Определите по климатическим диаграммам тип климата.

Причинно-следственные связи.

  1. На каком склоне Уральских гор будет больше выпадать осадков? Почему?
  2. Почему на Аравийском полуострове образовалась Аравийская пустыня?
  3. Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков?

Творческое применение знаний.

  1. По карте природных зон найти пустыни Евразии и объяснить причины такого расположения.
  2. Найти по карте районы самых низких температур и объяснить причины.
  3. Определить типы климатов следующих объектов: Великобритания, Исландия, остров Камчатка, объяснить причины разных температур.

Задания для всех:

Определите тип климата по описанию погоды.

“Зимняя погода неустойчива, то морозы, то оттепель. Сухой и морозный воздух охладился над снежным простором. Еще холоднее, когда воздушные массы приходят с ледяной Арктики. Столбик термометра опускается до -30 0 С, скрипит снег, ни ветерка, солнце в ясном небе – красный кружок. Но вот небо закрыла серая пелена облаков, атмосферное давление падает, заметно теплеет. Дует сырой ветер, повалился снег”.

Откуда пришел сырой ветер?

Как он называется?

IV. Подведение итогов.

Что ты сегодня узнал нового?

Чему ты научился?

Как ты себя оцениваешь?

Цели:

  1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
  3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

Уметь :

  • сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
  • по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
  • составлять листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

Ход урока (40 мин.)

1. Орг. момент (1 мин.)

2. Проверка знаний и умений (5 мин.)

А) индивидуальные карточки -3 чел.

Б) Игра «Крестики – нолики»

Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется «крестики- нолики», и условия ее известны каждому.

Оставьте свой комментарий, спасибо!



Читайте также: