Тяжёлый танк Chieftain Mk.5. Память о танке


Танки были созданы в поисках выхода из тупика, в котором оказались войска на Западном фронте в ходе Первой мировой войны. В результате длительной позиционной войны противоборствующие стороны создали глубокоэшелонированную и хорошо подготовленную оборону, прорвать которую обычными средствами было невозможно. Многочисленные ряды заграждений из колючей проволоки, защищенные пулеметные гнезда и оборудованные артиллерийские позиции с пристрелянными секторами обстрела, различные инженерные сооружения - все это делало невозможным ведение наступления пехотой и кавалерией. Единственным средством, позволявшим успешно перемещаться на поле боя, оказались танки. Их конструкция представляла собой шасси трактора с установленным угловатым бронированным корпусом, в котором размещался экипаж и вооружение - пулеметное или артиллерийское.

Танк Mk V серийно выпускался в заключительный период Первой мировой войны. Он мало чем отличался от своих предшественников. По сути, это был Mk IV с новым бензиновым двигателем мощностью 112 кВт (150 л. с.) конструкции Рикардо. Вместо двухскоростной коробки передач была установлена четырехскоростная конструкции майора У. Уилсона, была добавлена кормовая командирская башенка. Всего было выпущено около 400 танков этого типа - 200 с пулеметным вооружением и 200 - с тяжелым (артиллерийским). Производство было прекращено после подписания соглашения о прекращении огня.


Силовая установка танка Mk V включала двигатель Рикардо, разработанный специально по заказу, сделанному военным министерством в начале 1917 года. Шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением развивал мощность 112 кВт (150 л. е.), максимальные обороты - 1250 об/мин. Встроенный радиатор имел заборные патрубки по бортам корпуса, топливо поступало в двигатель самотеком из встроенных высоко размещенных баков общей емкостью 423 л. Условия для экипажа, состоявшего из восьми человек, были довольно суровыми, однако гораздо лучшими по сравнению с первыми танками типа Mk I и даже Mk IV. На удлиненные выхлопные патрубки двигателя установили глушители.

Серийное производство танков Mk V началось в декабре 1917 года на заводах «Метрополиан Кэрриадж» и «Вэгон уоркс» в городе Бирмингеме. Первые машины прибыли на фронт в мае 1918-го. Вооружение включало две пушки L/23 калибра 57 мм, установленные в поворотных башенках по бортам, а также четыре пулемета «Гочкис», установленные в бойницах со всех сторон корпуса (курсо вой, кормовой и два бортовых). Боекомплект состоял из 332 снарядов к орудиям и 6272 патронов к пулеметам.

Вид сбоку наглядно демонстрирует особенности компоновки, заключающиеся, в частности, в опоясывающей гусеничной ленте. Ее ширина вначале составляла 52,1 см, но на последних 200 машинах использовали гусеницу шириной 67,3 см. Вращение ленты, составленной из 90 траков, обеспечивали 90 точек опоры (катков и поддерживающих колес). В верхней части корпуса имелись две башенки: передняя - механика-водителя и задняя - командирская). На двух рельсовых упорах закреплялось бревно для самовытаскивания на труднопроходимой местности. При необходимости бревно могло крепиться к гусеницам металлической цепью. Броневая защита корпуса представляла собой катаные стальные листы, соединенные между собой клепкой и болтами. Толщина лобовой брони составляла 16 мм, бортовой -12 мм, а кормовой и верхней частей корпуса - 8 мм.



Танк Mk V был способен преодолевать рвы и траншеи шириной до 3,05 м. Поскольку германские войска в 1917 году стали оборудовать противотанковые рвы такой ширины, для гарантированного их преодоления Уильям Триттон предложил усовершенствовать конструкцию за счет установки сзади двух выносных дополнительных опорных колес. Это незамысловатое решение отличалось простотой (комплекты колес были поставлены и устанавливались непосредственно в войсках) и позволило увеличить ширину преодолеваемого рва, однако общая длина танка увеличивалась на 2,74 м, что ограничивало маневренность. В войсках идею развили, установив по бокам бронированные плиты длиной 1,83 м. В образовавшемся защищенном с боков отсеке можно было разместить дополнительный полезный груз или перевозить десант численностью до 25 пехотинцев.

Выступающие с боков спонсоны с размещенными в них орудиями существенно увеличивали ширину танка, а при преодолении глубокого рва нередко задевали грунт, ограничивая проходимость. Именно это обстоятельство стало одной из причин замены 6-дюймовых пушек L/40, установленных на Mk I, на орудия L/23 на танках последующих моделей (Mk IV и Mk V). Модель Mk V с пулеметным вооружением отличалась уменьшенной шириной (3,2 м). Эта модель имела массу 28 450 кг и была вооружена двумя пулеметами (боекомплект - 30 080 патронов).



Ширина внутреннего корпуса танка Mk V составляла 2,65 м, однако за счет выступающих боковых спонсонов этот показатель увеличивался до 3,91 м (для варианта с артиллерийским вооружением) или до 3,2 м (для пулеметного танка). Боевая масса танка с тяжелым вооружением составляла 29 466 кг (при этом удельное давление на грунт равнялось 1,56 кг/см 2 ), для защиты от нападения сзади в кормовой части был установлен пулемет «Гочкис» в бойнице.



Официальное обозначение: Heavy Tank Mk.V
Альтернативное обозначение: Mark V
Начало проектирования: 1917 г.
Дата постройки первого прототипа: 1918 г.
Стадия завершения работ: построено 400 Mk.V, 632 Mk.V* и 25 Mk.V** танков использовавшихся в 1918-1931 гг.

Наиболее знаковым событием в на заре британского танкостроения, не включая появление тяжелых танков Mk.I, стала демонстрация новых образцов гусеничной техники, произведенная перед высшим военным командованием и представителями британского правительства 3-го марта 1917 года. В этот день на полигоне в Бирмингеме было показано сразу 8 машин, из которых 7 являлись боевыми. Время для показа было выбрано не случайно – танки Mk.I и Mk.II обладали огромным количеством конструктивных недостатков, основными из которых являлись силовая установка и трансмиссия. Обе проблемы решались параллельно, но вторая из них была самой острой.

Ещё осенью 1916 года председатель Департамента поставок механического вооружения полковник Стерна стал пристально изучать различные варианты решения, также посетив Францию, где ему довелось ознакомиться с опытом зарубежных коллег. Надо отметить, у французов было чему поучиться, хотя сами они, разрабатывая танки Saint-Chamond и Schneider CA-1, совершили множество ошибок и просчетов. Британские разработчики, в свою очередь, предложили 5 вариантов трансмиссии. Таким образом, были созданы основательные предпосылки для проведения радикальной модернизации тяжелых танков.

Для проведения экспериментов было выделено 6 серийных танков Mk.II, на которые установили опытные образцы трансмиссии. Эти машины были, а также два опытных образца других машин, представлены 3-го марта 1917 года, причем почти все они имели собственные названия:

Mk.II с механической трансмиссией – стал прототипом для серийного танка Mk.IV, запущенного в производство весной 1917 г.

Mk.II «Wilson Epicyclic Tank» – прототип с механической трансмиссией и планетарными механизмами поворота.

Mk.II «Wilkins Multiple Clutch Tank» – прототип с механической трансмиссией без главной коробки передач, но с двумя 3-скоростными бортовыми коробками передач с постоянным зацеплением шестерен.

Mk.II «Foster-Daimler Petroil Electric Tank» – данный прототип был построен под влиянием французского опыта и оснащался электрической трансмиссией. Двигатель оснащался электрогенератором, который питал два тяговых электродвигателя с последовательным возбуждением, которые через червячные пары соединялись с бортовыми передачами.

Mk.II «Westinghouse Petroil Electric» – прототип с электрической трансмиссией. На этом танке двигатель был смещен к корме и вращал два электрогенератора, последовательно установленные на одном валу. Генераторы вращали бортовые двигатели, а скорость (варьировавшаяся от 0 до 6,4 км\ч) регулировалась при помощи реостата. Чтобы включить заднюю передачу требовался особых ключ.

Mk.II «William-Jenney Hydraulic» – прототип с гидравлической трансмиссией, доработанный вариант которой был использован на танке Mk.VII.

Tritton Chaser Tank – прототип «танка преследования» Триттона, который поступил в серийное производство под обозначением Mk.A «Whippet».

Gun Carrier – опытный образец транспортера орудий, ошибочно считаемый как первая в мире САУ.

По результатам испытаний все танки с электрическими трансмиссиями были отвергнуты, а для модернизированного танка, названного Mk.V , была выбрана разработка инженера Уилсона. На тот момент аппетиты у британского командования были весьма внушительными и первоначальный заказ на 1918 год составил 4000 машин. Сборку Mk.V планировали наладить в августе-сентябре 1917 года, но после тяжелого поражения в сражении под Ипром план подвергся серьёзной коррекции. После доклада министра снабжения У.Черчилля количество танков Mk.V сократили до 1350. Надо сказать, что этот заказ был выполнен практически в полном объёме, но не все танки смогли попасть на фронт.

Конструктивно тяжелый танк Mk.V сохранял множество элементов и агрегатов от более раннего танка Mk.IV. Корпус имел клёпаную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 6 до 12 мм. Передняя рубка была увеличена и получила верхний люк. Также была сделана задняя рубка, что существенно улучшило обзорность. Приборы наблюдения ограничились только смотровыми щелями, но вместо сеток или стекол в них начали ставить триплексы. Средства связи ограничились только семафорной сигнализацией. Сохранялась возможность использования балки самовытаскивания, а для буксировки вышедшей из строя машины установили шарнирную серьгу.

На танке устанавливался специально разработанный двигатель Ricardo мощностью 150 л.с. при 1250 об\мин, который имел те же размеры, что и Daimler. Двигатель имел клапанное распределение, улучшенную систему смазки и был адаптирован для работы с трансмиссией тип Williams. Две выхлопные трубы выводились на крышу и соединялись в одному глушителе. Кормовой бензобак разделили на три отсека, что снизило пожароопасность. Мощность от двигателя передавалась на трансмиссию с 4-скоростной планетарной коробкой передач через карданный вал, а от него, через конические шестерни, на поперечные валы. Поворот танка теперь осуществлялся всего двумя рычагами по бокам от водителя, что существенно упростило управление. Трансмиссия обеспечивала следующий диапазон скоростей:

1-я – 1,37 км\ч

2-я – 2,20 км\ч

3-я – 3,96 км\ч

4-я – 7,0 км\ч

задний ход – 1,37 км\ч

Ходовая часть сохранила 26 сдвоенных опорных катков на каждый борт с жесткой подвеской, передние ведущие и задние направляющие колеса, а также рельсы, поддерживающие верхние ветви гусениц. Гусеница состояла из 90 траков шириной 673 мм и шагом 197 мм.
Бортовые спонсоны с минимальными доработками перешли от Mk.IV, но вооружение «самцов» усилили: в каждом спонсоне находилось по одной 57-мм пушке QF6 pounder и одному 8-мм пулемету Hotchkiss. Ещё по одному 8-мм пулемету разместили в кормовом и лобовом бронелистах корпуса. Общий боекомплект составил 207 снарядов и 5700 патронов. Вооружение «самок» состояло из шести 8-мм пулеметов с боекомплектом 14100 патронов.

Поставки танков Mk.V удалось начать только в мае 1918 года, когда ситуация на Западном фронте для союзников складывалась не лучшим образом. Всего было собрано 400 «самок» и «самцов» (поровну), причем 200 танков первого выпуска сохраняли уширенные траки, в то время как остальные Mk.V получили траки шириной 521 мм.

К этому времени стало ясно, что для тяжелых танков чисто пулеметное вооружение не является адекватным, и после боя 24-го апреля у Виллер-Бретоне с немецкими танками A7V было принято решение оснастить часть «самок» спонсоном с 57-мм орудием. Такая модификация получила название «Composite» , хотя танкисты чаще называли их «гермофродитами».

На смену Mk.V пришли танки модификации Mk.V* на которых использовали удлинённое шасси и корпус. Переделка была вызвана применением немцами траншей и рвов на оборонительной линии «Зигфрид», ширина которых иногда достигала 4 метров. Решить эту проблему намеревались использованием дополнительной секции длиной 1,83 метров, которая вставлялась позади спонсонов. Это позволило не только добавить двери в корпус с ещё двумя 8-мм пулеметами, но и перевозить 20-24 пехотинца.

Общая длина танка увеличилась с 8,06 до 9,89 метров, что позволило преодолевать 4-метровые рвы, но и масса «самцов» выросла с 29,47 до 33 тонн, и с 28,45 до 32 тонн у «самок». Тем не менее, вариант Mk.V* был принят к серийному производству в мае 1918 года, а первые танки приняли участие в летних боях. Поскольку тогда на конвейере ещё находились более ранние Mk.V проводилась их доработка до стандарта Mk.V*. Всего предприятием Metropolitan Carriage было собрано 200 «самцов» и 432 «самки» часть из которых впоследствии переделали в «композиты».

Последней модификацией стал танк Mk.V** . Внешне он был подобен Mk.V*, но оснащался двигателем Ricardo форсированным до 225 л.с. и перенесенным в заднюю часть корпуса. Задняя рубка была демонтирована, а передняя модернизирована, получив две шаровые пулеметные установки. Гусеничный обвод задней части стал более угловатым. Всего построили только 25 Mk.V**, которые в боевых действиях участия не принимали. Зато в 1919-1920 гг. эти танки периодически использовались при проведении маневров. Два серийных Mk.V** было передано Королевским саперам, где один из них оснастили краном-стрелой.

Первый бой Mk.V приняли 4-го июля 1918 года у н\п Амель, поддержав контрнаступление британских войск, но особо удачной оказалась атака 23-го июля в районе деревень Совиллер и Монжеваль, когда британские танки поддержали атаку 3-й, 15-й и 152-й пехотных дивизий французов. Немецкие позиции были взяты, однако это стоило 15 подбитых танков, 11 убитых и 45 раненных танкистов.

Самой крупной операцией с участием Mk.V стал удар 4-й британской армии под Амьеном. В период с 31-го июля по 5 августа сюда передислоцировали 11 танковых батальонов, включая 324 тяжелых танков Mk.IV и Mk.V. Наступление проводилось на участке фронта протяженностью 28 км, где средняя плотность составила 22,6 танка на 1 км. Утром 8-го августа в бой пошли 415 танков, сумев прорвать немецкую оборону. Немаловажную роль сыграли Mk.V*, доставившие пулеметные расчеты к последнему рубежу атаки. В течении дня удалось продвинуться на 11 км, захватить 7000 пленных и около 400 орудий. Впрочем, потери оказались слишком большими – было выведено из строя более 100 танков, причем около половины из них было разбито прямыми попаданиями снарядов.

Утром 9-го августа в бой пошли 145 танков. На этот раз фактор внезапности отсутствовал и немцы смогли организовать более плотную оборону. В результате было потеряно 39 машин, но легкие Mk.A и FT-17 оказали большую помощь кавалерии и пехоте, а те в свою очередь освободили несколько населённых пунктов. В общей сложности, в период с 8 по 13 августа 1918 года, в боях участвовало 688 танков из которых было потеряно 480.
Буквально через неделю, 21-го августа, началось сражение у Бапом. Здесь танки разных типов выстроили в несколько эшелонов – впереди шли Mk.IV, которым ставилась задача достигнуть второго рубежа обороны противника. Дальше должны были действовать Mk.V и Mk.V* в составе двух батальонов. Наступление оказалось успешным, хотя 27 из 190 танков получили прямые попадания снарядов.

Как видим, потери были весьма внушительными, но поставленные задачи в большинстве случаев выполнялись. К тому же, оперативные действия танков поддержки и ремонтных мастерских позволяли быстро вернуть в строй большое количество вышедших из строя машин. Для снижения уровня потерь часть прибегали к постановке дымовых завес, а вместо фашин для преодоления рвов использовали специальные призматические каркасы из металла. Впрочем, далеко не все действия танков были успешными. Например, 21 сентября группа из 9 танков Mk.V*, два из которых везли пехоту, не смогли подавить немецкие пулеметы и десант остался внутри машин. Двумя днями позже 9 танков попытались атаковать противника в условиях газовой завесы, практически не продвинувшись вперед.

Атака 29 сентября также привела к тяжелым потерям. В полосе наступления 4-й британской армии в бой вышли 175 танков, которые оказали содействие в освобождении городов Маньи, Норой и Белликур. Успех этой операции был бы более полным, если бы пехота постоянно следовала за танками, но на завершающей стадии наступления танки действовали обособленно, что привело к выводу из строя значительного количества машин.

Бои в октябре также проходили с переменным успехом. Например, 5 октября началось новое наступление под Камбрэ, где 25-я пехотная дивизия британской армии, при поддержке 12 Mk.V, попыталась «взломать» немецкую оборону. В районе Боревуар атака не принесла успеха, но около Монбрэн австралийской пехоте и 12 Mk.V* удалось выполнить поставленные задачи. Особо стоит отметить атаку 17 октября, предпринятую на реке Селль силами двух батальонов Mk.V* («R» и 301-й американский) и одного Mk.V («A»). Танкистам пришлось самим сделать брод, скинув в реку специально сделанные корзины. Три дня спустя танки Mk.V из состава батальона «K» перешли реку по рельсам, проложенным ночью саперами. Впрочем, дальнейшее наступление союзников «забуксовало», поскольку танковые батальоны понесли тяжелые потери, да и немецкая оборона оказывала временами сильное сопротивление.

Последний танковый бой имел место 4-го ноября 1918 года. В полосе атаки 3-й и 4-й британской армий в бой ввели 37 танков, распределенных по этому участку фронта. На этом история применения танков Mk.V в составе Королевского Танкового Корпуса на Западном фронте завершилась.

Между тем, в сентябре 1918 года своим присутствием отметились американцы. Собственные попытки создать танки на тракторной базе успехом не увенчались, а оригинальные разработки наждались в совершенствовании, поэтому ещё в начале 1917 года была достигнута договоренность о передаче партии танков американской армии. Итогом этого сотрудничества стало создание 301-го тяжелого танкового батальона, получившего на вооружение танки Mk.V.

Первая атака была предпринята 20-го сентября, когда танки поддержали наступление 27-й и 30-й американских дивизий к востоку от Белликурского тоннеля. Атака закончилась для батальона трагически – только один танк благополучно достиг заданной позиции, в то время как 10 других попали на старое британское минное поле. Хуже того, из 34 танков на сборный пункт пришли только 10. Тем не менее, 8-го октября командование выделило 23 танка для нового наступления – в бой вышли 20, а до назначенного рубежа дошли 11. Боевая карьера 301-го батальона завершилась 23-го октября, когда 9 танков поддержали атаку 1-й и 6-й британских дивизий в районе Базюэля. Несмотря на обстрел газовыми снарядами потерь удалось избежать, но после этого американские танки в бой больше не вводились. Вплоть до февраля 1919 года 301-й батальон был придан RTC.

В ожидании собственных тяжелых танков в 1918 году Франция приобрела (а если быть более точным – обменяла на легкие FT-17) 77 Mk.V*. Пока велось обучение экипажей 1-я мировая война закончилась и французские танкисты на «ромбах» в бой так и не пошли. В связи с сокращением военного бюджета Mk.V* оставались на вооружении в течении 10 следующих лет, причем в 1921-1923 гг. их частично дополнили тяжелые танки FCM 2C. Списанные машины были впоследствии разобраны.

С британскими тяжелыми танками тесно связаны попытки российского командования создать броневые части, оснащенные в том числе легкими FT-17 и различными бронемашинами. Начальный план был утвержден в январе 1917 года, а весной на союзнической конференции было определено, что России понадобиться 350 танков. Интересно, что тогда речь шла о приобретении французских Schneider CA-1, а не британских Mk.II или Mk.IV, поскольку они считались более подходящими для маневренной войны, которая велась на Восточном фронте. Однако, в сентябре 1917 года приоритеты изменились и вместо СА-1 временное правительство намеревалось закупить британские «улучшенные» танки. Довести дело до конца не удалось – октябрьский переворот круто изменил все планы, но судя по сохранившимся документам заказ на Mk.V был уже частично оплачен.

Некоторое время британское правительство ещё размышляло, как поступить с бывшим российским контрактом, пока в дело не вмешались представители бывшей царской армии. В 1918 году было заключен договор с Белым движением, в рамках которого союзники обещали предоставить посильную военную помощь, в том числе и бронетехникой. В конце декабря в Одессу прибыли первые FT-17, а шесть Mk.V и шесть Mk.V выгрузили в Новороссийске только в конце марта 1919 года. Британские танки вошли в составе Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР), где в апреле из них сформировали 1-й дивизион танков под командованием полковника Гилевича. В составе дивизиона имелось три танковых отряда: 1-й и 4-й — по три тяжелых Mk.V, 2-й и 3-й – по два средних Mk.A в каждом. В течении мая 1919 года танки успешно действовали на Южном фронте, проведя за это время по меньшей мере четыре боя. Несколько машин «красные» вывели из строя, но безвозвратных потерь не было. С начала июня и до середины июля дивизион пытались привлечь к штурму Царицына, но тут действия танкистов носили более осторожные характер и больших успехом добиться не удалось. Затем танки отправили на ремонт в Таганрог.

В это время в Новороссийск прибыло ещё шесть транспортных судов, на борту которых доставили в общей сложности 73 танка. Благодаря этому удалось сформировать 2-й дивизион танков в составе 5-го, 6-го, 7-го и 8-го отрядов, но использовались они не в рамках одного соединения, а по-отдельности, в различных армиях. В целом, это предопределило их не слишком удачное боевое применение. Отступая по натиском армий РККА «белые» бросили огромное количество техники и снаряжения, включая 50 танков.

После учиненного осенью 1919 год погрома командование ВСЮР вместе с остатками разбитых армий эвакуировались в Крым. Приказом от 19-го марта 1920 года оба дивизиона были расформированы, Вместо них был вновь создан 1-й дивизион, но уже по новому штату в составе четырех танковых отрядов с различным количеством танков. По состоянию на 2-е июня 1920 года численность танковых отрядов была следующей: 1-й и 3-й отряды имели по шесть Mk.V, 2-й и 4-й отряды – по четыре Mk.A. Все танки получили собственные имена. База дивизиона находилась в Севастополе, но это совершенно не помешало командованию ВСЮР начать наступление в Таврии с активным привлечением бронетехники. В течении мая-сентября 1920 года «белые» выполнили часть поставленных задач, в чем немалую роль сыграл 1-й дивизион танков, однако в начале октября РККА развернуло мощное контрнаступление и в районе Каховского плацдарма разгромила противника. При этом, состоялся по меньшей мере один бой танков с броневиками «красных», в ходе которого одна колесная машина была подбита. Наиболее яростная атака с участием Mk.V состоялась ранним утром 14-го октября – хотя первую полосу обороны удалось прорвать, было потеряно 7 танков, которые стали трофеями РККА. Дальнейший разгром ВСЮР стал лишь делом времени и при взятии Крыма в октябре-ноябре 1920 года «красные» захватили ещё 14 танков разных типов.

Тем временем на Севере в июле 1919 года высадился британский отряд под командованием майора Льюис-Брауна, в составе которого имелось три Mk.V и три Mk.B (по другим данным тяжелых танков было всего два). О назначении этих танков точного определения нет. Предположительно, их хотели передать Колчаку, но фактически они оставались в Архангельске и выполняли охранные функции. В сентябре 1919 года, когда британцы провели эвакуацию личного состава и матчасти, в наличии имелось по одному Mk.V и Mk.A. Чтобы эти машины не попали в руки «красных» в феврале 1920 года оба танка погрузили на баржу и затопили в Двине. Тем не менее, их удалось в скором времени поднять и отправить в Москву для ремонта.

Другой британский отряд под командованием майора Карсона в начале августа 1919 года высадился в Ревеле (Таллин). Имея четыре танка Mk.V и 48 человек личного состава британцы намеревались оказать помощь Юго-Западной армии генерала Юденича. Получив впоследствии ещё два Mk.V был сформирован Танковый Ударный Батальон, который бросили в бой 11-го сентября под Гдовом. За время боёв три танка было подбито, но наступление на Петроград быстро выдохлось и уже в конце октября батальон отправили Нарву. Чтобы не заниматься эвакуацией техники британцы приняли решение передать оставшиеся от «белых» танки прибалтийским странам. Таким образом, по воле случая, два Mk.V отправились в Латвию, а четыре других передали Эстонии.

История латвийских Mk.V завершилась достаточно банально – после получения новой техники старые британские «ромбы» сняли с вооружения и отправили на разбронировку. А вот у эстонцев дела шли куда хуже и обновить свой танковый парк за следующие 10 лет им удалось далеко не полностью. Вместе с французскими танками FT-17 и бронемашинами Crossley M1928 они долгое время составляли основу бронетанковых сил, хотя в 1938 году удалось приобрести в Польше шесть танкеток TKS. К этому времени тяжелые танки находились на складах и их также собирались разбронировать, но включение Эстонии в состав СССР задержало этот процесс ещё на два года. Так уж получилось, что эстонские Mk.V снова пошли в бой, но на этот раз против немцев. Во время обороны Таллина советское командование использовало все резервы, включая оставшиеся Mk.V. Танки были вооружены 7,62-мм пулеметами типа Максим и отбуксированы для использования в качестве неподвижных огневых точек. Точные сведения об их боевом применении отсутствуют, но все машины стали немецкими трофеями уже в поврежденном состоянии.

Впрочем, в составе РККА танки Mk.V начали воевать гораздо раньше. Получив первые трофеи в Реввоенсовете однозначно решили как можно скорее ввести танки в бой. В начале 1920 года было сформировано три танковых отряда, причем 2-й сразу отправили на Западный фронт. Первый бой, состоявшийся 4-го июня 1920 года, для экипажей Mk.V сложился не слишком удачно – оказать поддержку бронемашинам у деревни Столпище в полной мере не удалось, в ходе чего было потеряно две колесные машины.

Следующий бой состоялся только 4-го июля в районе станции Зыбки. Трем танкам поставили задачу поддержать наступление 33-й пехотной дивизии и подавить польские огневые точки, но атака развивалась на болотистой местности при постоянном артиллерийском обстреле. Два танка вышло из строя по техническим причинам, но третьему удалось пробить брешь в заграждениях и выйти к первой линии окопов. Получив сведения о прорыве конницы «красных» на другом участке фронта поляки оставили свои позиции.

В августе танки перебрасываются на Южный фронт для действий против ВСЮР. Встретиться со своими «коллегами» советским танкам Mk.V не удалось, и более того, после длительного марша до Каховского плацдарма все 15 танков (14 тяжелых и один средний) пришлось поставить на ремонт. Также пришлось отказаться от использования танковых отрядов при штурме Перекопа, поскольку оборонительные сооружения оказались им явно «не по зубам». Как итог, Mk.V «красных» использовались для эвакуации Mk.V «белых», подбитых у Каховки.

Повторно танки были введены в бой во время боёв за Тифлис в феврале 1921 года. Более слабо оснащенные грузинские войска обороняли город с 16 по 25 февраля, но против танков и бронемашин сил у них было недостаточно. Тифлис был взят частями РККА, а несколько танкистов получили ордена Красного знамени.

После завершения Гражданской войны в России бронетанковые соединения несколько раз реорганизовывались, пока в сентябре 1924 года не был сформирован танковый полк в составе двух батальонов. К этому времени трофейные танки Mk.V были отнесены к категории «Б» (Большой) и получили название «Рикардо», по марке используемого двигателя. Эксплуатация этих машин продолжалась более 10 лет. Таким образом, по состоянию на 30 января 1931 года, формально имелось 44 Mk.V, из которых 6 были в ходовом состоянии, а 9 сняты с вооружения.

Простояв на складах до 1938 года большая часть танков была разобрана. Оставался вопрос – что делать с остальными 15 Mk.V? Приказом начальника АБТУ Д.Павлова 14 танков надлежало передать в качестве музейных экспонатов в города Архангельск, Ростов-на-Дону, Смоленск, Харьков, Ленинград, Киев и Ворошиловград. Последний танк передавался на полигон НИИБТ. Впоследствии часть «музейных» танков была захвачена немецкими войсками, но самым необычным образом сложилась судьба танков, оставленных в Смоленске.

В сентябре 1941 года, когда город был захвачен немцами, два Mk.V ещё некоторое время оставались на своих местах, пока не было принято решение отправить их в берлинский музей. Операция по транспортировке была проведена успешно, но в апреле 1945 года немецкому командованию для защиты Берлина потребовалась вся бронетехника, в том числе и неходовая (в дело пошло всё, включая трофейный Т-35). Исходя из полученного приказа танки были вооружены немецкими пулеметами и выведены на площадь, где приняли свой последний бой. О том, как он проходил, информации по всей видимости не сохранилось, но судя по фотографиям этих трофеев танки были разбиты артиллерией (возможно, как такового боя не состоялось вообще).

Источники:
David Fletcher, Tony Bryan (Illustrator) «British Mark I Tank 1916». New Vanguard. 2004
David Fletcher «The British Tanks 1915-1918». Crowodd Press. 2001
С.Л.Федосеев «Сухопутные корабли. Английские тяжелые танки Первой мировой войны» (Бронеколлекция 2000-05)
С.Л.Федосеев «Иллюстрированный справочник Танки Первой Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКЕТРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Heavy Tank Mk.V образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА Male: 29470 кг
Famale: 28450 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8060
Ширина, мм Male: 4110
Famale: 3300
Высота, мм 2640
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ Male: две 57-мм пушки l/23 в спонсонах, четыре 8-мм пулемета Hotchkiss Mk.I
Famale: шесть 8-мм пулеметов Hotchkiss Mk.I
БОЕКОМПЛЕКТ Male: 207 выстрелов и 5700 патрона
Famale: 14100 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел,
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14 мм
борт корпуса — 14 мм
корма корпуса — 10 мм
крыша — 6 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ricardo, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с., запас топлива 422 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главная 2-скоростная коробка передач, бортовые коробки передач, главный дифференциал, ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 26 опорных катков с блокированной подвеской, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, верхний подерживающий рельс; 90 крупнозвенчатых траков зубового зацепления шириной 673 мм и шагом 197 мм
СКОРОСТЬ 7,5 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 72 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 1,50
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 3,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Первый же опыт боевого применения танков Mk I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. Вначале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk II и Mk III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk II и Mk III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа. На машинах следующей модификации — Mk IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров).

Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk IV не случайно стал самым массовым английским танком времён Первой мировой войны.

С апреля по декабрь 1917 года их было выпущено около 1200 штук. Танк Mk V, сменивший в производстве Mk IV в декабре 1917 го да, явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk IV или Mk V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 года под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов. Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk IV и Mk V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk IV воевали в кайзеровской армии, a Mk V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk V и Mk V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет.

Технические характеристики:

Боевая масса:
30 т («самец»)
28 т («самка»)
Экипаж 8 человек
Двигатель «Ricardo», мощность 150 л. с.
Броня 6—15 мм
Скорость по шоссе 8 км/ч
Запас хода 40 км
Размеры:
длина 8060 мм
ширина 3950 мм («самец»)
3320 мм («самка»)
высота 2630 мм
Вооружение:
«самец» 2 х 57-мм пушки «Hotchkiss» с длиной ствола 40 калибров, 4 х 8-мм пулемета «Hotchkiss»
«самка» 5 х 7,7-мм пулеметов «Vickers», 8-мм пулемет «Hotchkiss»
гибрид 57-мм пушка «Hotchkiss», 6 пулеметов

), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов , самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Первый же опыт боевого применения танков Mk I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. Вначале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk II и Mk III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk II и Mk III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа. На машинах следующей модификации - Mk IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой - 12 мм, крыши - 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров).

Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу - в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно - топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk IV не случайно стал самым массовым английским танком времён Первой мировой войны.

С апреля по декабрь 1917 года их было выпущено около 1200 штук. Танк Mk V, сменивший в производстве Mk IV в декабре 1917 го да, явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было произведено 400 машин - по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk IV или Mk V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 года под Амьеном и закончилась неудачей - из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов. Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk IV и Mk V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками - французами и американцами. Трофейные Mk IV воевали в кайзеровской армии, a Mk V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk V и Mk V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет.

Mark-V – это тяжелый британский танк, использовавшийся в . Он был продолжателем серии британских ромбовидных танков, и выпускался, как и предыдущие Mk, в двух модификациях: «самец» с пулеметом и пушками, и «самка» только с пулеметами.

История танка MK — V

Первые танки Mk-V стали поступать британским войскам в мае 1918 года, после того, как стало понятно, что танки сильно несовершенны. Всего до конца войны было выпущено 400 Mk-V – 200 «самцов» и 200 «самок».

Mk-V по сравнению с предыдущими танками линейки Mk был сильно изменен как внешне, так и внутренне. На нем установили новую четырехскоростную коробку передач, а также двигатель «Рикардо», созданный специально для танкостроения. Благодаря этим и другим нововведением непосредственно управлять танком теперь мог один человек.

Внешне танк несколько отличался из-за воздухозаборников новой системы охлаждения, который были смонтированы по бортам машины. Также была увеличена рубка командира, а в корме танка поставили дополнительный пулемет.

ТТХ

Общая информация:

  • Боевая масса – 30 т «самец», 28 т «самка»;
  • Экипаж – 8 человек.

Размеры:

  • Длина корпуса – 8060 мм;
  • Ширина корпуса – 3950 мм «самец», 3320 мм «самка»;
  • Высота – 2630 мм;

Бронирование:

  • Тип брони – стальная;
  • Лоб корпуса – 6-14 мм/град;

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки — 2 × 57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
  • Пулемёты — 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»), 5 × 7,7-мм «Виккерс» и 1 × 8-мм «Гочкис» («самка»).

Подвижность:

  • Тип двигателя — карбюраторный («Рикардо», 6 цилиндров);
  • Мощность двигателя – 150 л.с. (при 1000 об/мин);
  • Скорость по шоссе — 6,5 км/ч;
  • Удельное давление на грунт — 0,90 кг/см²;
  • Преодолеваемая стенка – 1,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 4,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Модификации

Всего было выпущено две основные модификации Mk-V:

  1. Mark V* — Tadpole Tail. Он был удлинен для того, чтобы преодолевать 3,5 метровые германские траншеи на Линии Гинденбурга. Всего было выпущено 645 Mark V*. Он весил 33 т «самец» и 32 тонны «самка». Также на этой версии было установлено отделение для перевозки пехоты, однако из-за плохой вентиляции солдаты после перевозки оказывались недееспособны, так что было решено перевозить в нем грузы и оборудование;
  2. Mark V**. Эта версия Mark-V с более мощным двигателем в 225 л.с. появилась в 1918 году. Всего было построено 197 экземпляров.

Когда в апреле 1918 года бой с немецкими танками под Виллер-Брентоне показал полную небоеспособность «самок», вместо одного пулемета на них было решено поставить пушку. Эта модификация стала условно называться «гермафродит», и в нее переделали большинство уже выпущенных самок Mk-V.

Применение

Mk-V, вместе с Mk-IV был основным английским танком в Первую мировую войну. Несмотря на ряд недостатков, Mk-V активно участвовали в целом ряде сражений, а также использовались армиями других стран. В ноябре 1918 года целых 77 машин было передано французам. Несколько Mk-V было и в армии США. Были Mk-V и в войсках «Белой гвардии» и интервентов в России. Некоторые из этих танков потом захватила Красная Армия, и назвала «Рикардо» — по названию фирмы двигателя, которое было отлито на блоке цилиндров.

После Первой мировой долгое время на вооружении британской армии стояли только танки Mk V и Mk V*. Некоторые их экземпляры были в Польше, Эстонии, Латвии и даже в Японии.

Mk-V принимали участие в таком важном событии Гражданской войны в России, как Третья битва за Царицын. В операции в июне 1919 года, которая закончилась взятием города войсками Петра Врангеля, участвовало 16 танков – 8 «самцов» и 8 «самок». Еще в одной «самке» находился британский экипаж капитана Кокса.

После Первой мировой войны Mk V использовали в качестве мостоукладчика и в саперном варианте. До конца 30-х годов он оставался на вооружении в Канаде.

Память о танке

Танков Mk V сохранилось гораздо больше, чем его предшественников. В том числе несколько этих танков можно увидеть у нас в России.

  • Трофейный британский танк Mark V в Архангельске, который Красная Армия здесь же захватила в 1920 году. Также в Архангельске было захвачено еще 13 танков, которые передали в другие города России. К примеру, Mark V «гермафродита» можно увидеть в Харькове;
  • Еще один «гермафродит» установлен в Луганске;
  • Mk V достаточно интересной окраски выставлен в Центральном Музее Бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
  • Mk V выставлен в лондонском Имперском военном музее.


Читайте также: