Mark I (MK-I) — История танка. История создания MK-I

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э. .

Он обратился к военному министру лорду Г. Г. Китченеру , но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Тогда за дело взялись моряки, их поддержал первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль

узнавший о проектах Суинтона , Бэкона и подобной работе капитана 1 ранга М. Суэтера . Черчилль был человек дела и уже 20 февраля 1915 года образовал под эгидой морского ведомства необычный Комитет сухопутных кораблей, который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д"Энкур , начавший с того, что отверг идею майора Хетерингтона — громадной машины на трех колесах диаметром по 12 м. Вместе с Черчиллем он одобрил проект Суинтона , который, не дождавшись ответа от Китченера , в июне 1915 года обратился с письмом к командующему британскими войсками во Франции генералу Дж. Френчу. Тот, под впечатлением огромных потерь англичан, живо откликнулся, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к "сухопутному крейсеру": это должна быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.


проектный рисунок будущей машины)
Требования направили в военное министерство, что наконец подействовало, и Суинтон с д"Энкуром занялись созданием боевой машины. Моряки обратились за помощью к машиностроительной фирме У. Фостера в Лидсе и под руководством инженеров У. Триттона (управляющий фирмой), майора В. Вильсона и Г. Рикардо за 40 дней создали на базе трактора "Холт " боевую машину.


(маленький "вилли " 1-я машина для боевых действий в мире)
Усмотрев в ней некоторое внешнее сходство с Вильсоном, ее прозвали "Маленький Вилли ". Ходовые испытания прошли успешно, однако Суинтон заявил, что для боя "Вилли " пока не годится и еще рано думать о преодолении 4-метровых воронок — длина опорной поверхности его гусеницы должна быть на метр больше двойной ширины окопа, иначе машина завалится в него.


Тогда-то у инженеров родилась идея придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа и, следовательно, преодолеваемого вертикального препятствия верхнюю ветвь пустить поверх корпуса.


В ноябре 1915 года фирма приступила к изготовлению новой машины и 30 января 1916 года представила на испытания, о чем д"Энкур известил Китченера . 2 февраля ее показ наблюдал министр вооружений Д. Ллойд-Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании. Однако упрямый Китченер остался при своем мнении: "Это дорогая игрушка".
То, что испытывалось перед высокой комиссией, предложили наименовать "Большой Вилли " — и это вошло в историю.


Другие прозвали ее "стоножкой", ну а поскольку это был первый образец, так сказать, прародитель танка, то за ним сначала утвердилось прозвище "Мать" (англ. "mother "), а на вооружение его приняли под официальным обозначением Мk I.

Тогда откуда же взялся термин "танк", что в переводе с английского "бак" или "чан"? Дело в том, что англичане строили их с соблюдением строжайшей секретности, понимая, что только внезапное появление их на поле боя гарантирует успех. При перевозке по железной дороге закрытые брезентом машины издали напоминали большие металлические цистерны, и тогда пустили слух, что это баки, построенные по заказу русского правительства. На них написали по-русски "Осторожно. Петроград".


После этого термин "танк" привился в русском и английском языках, в немецкой же армии за ним закрепилось другое название — "панцэркампфваген " (боевая бронированная повозка) или просто "панцер ", в аббревиатуре — Pz Kpfw или Pz . У французов — "шар де комба " (боевая повозка), на жаргоне военных просто "шар". Итальянцы употребляли термин "карро д"армато " (вооруженная повозка), шведы — "стридсвагн " (боевая повозка), поляки — "чолг " (гусеница).

В первую мировую войну англичане делали в основном , обладавшие особой, только им присущей конфигурацией. Основным его назначением считалось разрушение проволочных заграждений и подавление вражеских пулеметов, чему соответствовала и его конструкция. Из-за гусеницы, охватывающей корпус, вооружение пришлось разместить по бортам. Чтобы орудия и пулеметы могли стрелять по курсу, в сторону и назад, их установили в бортовых выступах — спонсонах .

Перед перевозкой по железной дороге их снимали. Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепили бронелисты . Броней была закрыта и ходовая часть, состоявшая из малых, неподрессоренных опорных катков — тряска в машине была ужасной. Кроме того, танки изрядно шумели. Поначалу это производило сильное моральное воздействие на противника, но и мешало скрытному сосредоточению техники, англичанам приходилось заглушать рев танковых моторов артиллерийской стрельбой. Внутри "сухопутный крейсер" напоминал машинное отделение небольшого боевого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Его большую часть занимали мотор, коробка передач и трансмиссия. На машинах первых марок внутри были еще и топливные баки. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, температура же иногда достигала 70 градусов.


(извините другого рисунка небыло …)
Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах (вентиляцию не предусмотрели), угорал и страдал от перегрева; даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, не обращая внимания на свист пуль и осколков — лишь бы вдохнуть свежего воздуха! Бывало и хуже.
Один немецкий офицер записал в дневнике: "…мы обнаружили английский танк, стоявший на обочине. Моторы его работали, но он не подавал признаков жизни. Мы осторожно приблизились и заглянули внутрь — сквозь сизый дым мы увидели лежащие тела в черных кожаных куртках.

Это были …" Существенным недостатком были узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве, и тяжелые машины садились на грунт, пни и камни, при этом нередко стальное днище прогибалось, а это вело к поломкам карданного вала.


В качестве средства, препятствующего такому зарыванию, на М kIV через каждые два трака устанавливали "шпоры" на гусеницах, но лучшим способом самовытаскивания застрявших машин оказалось окованное железом бревно квадратного сечения. Его возили на крыше, привязав к паре релингов . Цепи, приделанные к концам бревна, цепляли за траки, давали ход, и оно затягивалось под машину. Плохо было с наблюдением и связью — смотровые щели в бортах не обеспечивали обзора, зато брызги расплавленного свинца от пуль, попавших в броню вблизи их, поражали лица, а то и глаза танкистов.


(М kIV )
Это было их основным ранением, не помогали и специальные очки — стальные пластины с множеством дырок. Радиосвязи не было, для дальней связи держали почтовых голубей, при ближней употребляли флажные сигналы или семафор наподобие железнодорожного, у которого положение подвижной металлической "руки" соответствовало разным командам. Лучшим правилом было бы "делай как я", но в дыму и при тряске сквозь узкие щели не всегда удавалось различить командирский танк. Не существовало и внутренних переговорных устройств. Для преодоления широких рвов и траншей служили фашины, перевозимые на крыше и сбрасываемые в ров перед танком. Позже создали танковые мостоукладчики и танки-тральщики. Весьма оригинальной оказалась идея "хвоста головастика" ("тедпол тейл "), когда кормовая часть удлинялась за счет переноса ведущих колес.


(М kIV )
Длина танка увеличивалась на 3 м и достигала 11 м, вместе с тем увеличивалась и его способность преодолевать подобные препятствия. Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло. Как мы отметили, англичане предпочитали тяжелые танки, К ним относили машины весом около 30 т , от 10 до 20 т — к средним и до 10 т — к легким.


Была и другая классификация — "самки" с пулеметным вооружением и "самцы" с пушечным. После боя с германскими танками под Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 года, выявившего полную беспомощность первых, на части "самок" один пулеметный спонсон сделали пушечным; такие машины прозвали в шутку гермафродитами. С 1916 года выпускались тяжелые М kI и их модификации вплоть до МkV


(М kV )
, а также МkVII


(М kVII )
и МkIX


(М kIX )

Однако благодаря успехам легких французских "Рено "


(Рено FT 17)
и среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими, создав своего рода "бронированную стратегическую конницу", способную действовать в оперативном тылу противника. С этой целью создали "средний Мk А ", или неофициально "Уиппет " ("Борзая").


(Мk А)
Командование британских танковых сил, уверенное, что война продлится и в 1919 году, занялось массовым строительством быстроходных танков. Самым ярым их сторонником стал начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник (впоследствии генерал и известный теоретик танковой войны) Дж. Фуллер . "Средний Мk А" оказался неудачным, поэтому в 1918 году англичане разработали новые средние танки -Мk В и Мk С. Следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых с гусеницами, охватывавшими корпус, и жесткую подвеску. Толщина брони на том и другом не превышала 15 мм. Мk В получился слишком тяжелым, мощность двигателя (100 л.с.) была явно недостаточной, скорость оказалась ниже, чем у Мk А, всего 9,6 км/ч. Боевая масса составляла 18 т, экипаж — 4-5 человек, вооружение — шесть пулеметов.


(Мk В)
Средний Мk С был еще тяжелее (19,5 т), но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека, вооружение в варианте "самки" — 4 пулемета. Проект "самца" с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался неосуществленным. Вооружение обоих танков размещалось в шаровых установках в рубке с ограниченными углами обстрела, а на Мk В — и в спонсонах . Последний был оснащен аппаратурой для постановки дымовых завес. Впрочем, он никогда не считался хорошей машиной, так как был тесным и неудобным. После подписания перемирия с немцами 11 ноября 1918 года построили всего 45 машин Мk В из 450 заказанных, а Мk С — 36 из 200. Заказы на остальные аннулировали, изготовленные прослужили в британской армии до 1925 года.


(Мk I)
Технические характеристики Мk I:
Вес: 28 тонн(самец) 27 (самка)
Длинна: 10 метров
Ширина: 4.1 метра (самец) 4.3 (самка)
Высота 2.4 метра
Броня: 6-12 мм
Двигатель: Foster-Daimler 105 л.с. бензиновый
Вооружение: 2 пушки 57-мм и 4 пулемёта (самец) 5 пулемётов (самка)
Скорость: 6 кмчас


  • Уничтожение водных переправ, подрыв мостов, например, отступающими войсками - обычное дело во время военных действий, как и наведение понтонов, например, наступающей стороной соответственно. Н...

  • Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально... В одном...

  • Создание танков Т-64 и Т-72 в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четве...

  • ИС-7 на фоне Королевского тигра Тяжелый танк ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского тяжелого танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показат...
  • А вот к работе в области дизайна облика своего нового танка англичане подошли со всей надлежащей серьезностью. У танка Кристи носовая часть больше всего походила на таран. Такая форма призвана была способствовать рикошетам пуль, но для установки ленивцев потребовалась очень прочная передняя балка. Крепления ленивцев стали уязвимы для ударов, из-за чего их поломка стала довольно распространенной среди машин на основе его конструкции. Недостатком корпуса танков Кристи было и то, что он был высокий и узкий, из-за чего диаметр подбашенного погона был слишком мал и, соответственно, размеры самой башни тоже были не слишком велики.

    Cruiser Tank Mk.III*. Звездочка указывает, что на башню танка установлена дополнительная броня. Внешне ее крепление было похоже на экранированную броню Cruiser Tank Mk.IV, но выполнялась несколько иначе. Танк окрашен стандартным английском камуфляжем. Музей в Бовингтоне.

    Английские инженеры перепроектировали корпус, который стал на 10 сантиметров шире, чем у американского образца и так же на полметра длиннее. Носовая часть получила вполне традиционные для английских танков 30-х годов очертания, но без пулеметных башенок по обе стороны от «будки» водителя. То, что механик-водитель располагался по центру танка и имел три смотровых прибора, давало хороший обзор. Другой особенностью танка стало наличие на нем большого количества лючков, что отнюдь не помогало усилению бронезащиты. Ну, и толщина брони в 14 мм не могла рассматриваться в качестве серьезного бронирования для танка.

    Этому танку досталось. Даже каток сорван с балансира.

    Новой была и башня, в которую специалисты Morris Motor Company сумели посадить трех человек. Похожие по конструкции башни устанавливались и на Cruiser Tank Mk.I и II. Вооружение тоже было стандартным для британских танков тех лет: 40-мм (2-фунтовое) орудие и спаренный с ним пулемет с водяным охлаждением Vickers. Последний в бронированном кожухе, защищавшем его радиатор от прострелов пулями и повреждений осколками. Позднее его заменили пулеметы БЕСА с воздушным охлаждением. На танке имелась и командирская башенка с двухстворчатым удобным люком. Все обязанности членов экипажа были продуманными, что позволяло экипажу эффективно действовать на поле боя.

    Cruiser Mk IV A13, брошенный экипажем во Франции. Хорошо видна бронекоробка, прикрывавшая башню. В самом деле опыт войны показал, что большинство попаданий приходится именно на башню. Но суммарная толщина брони в 19-мм не давала серьезной защиты от германских 37-мм и чешских 47-мм орудий.

    Образец A13E2 был готов к октябрю 1937 года. На испытаниях на максимальную скорость он показал 56 км/ч, лишь немного уступив 5-тонному Light Tank Mk.VI. Поскольку на образце A13E3 установили новые гусеницы, то под них переделали ведущие колеса. Причем максимальную скорость танка снизили до 48 км/ч.

    Cruiser Mk IVA A13 в Египте в ноябре 1940 года. Использование этих танков в песках выявило еще оно неприятное обстоятельство – они поднимали тучи песка при движении. Чтобы хоть как-то с этим бороться, заднюю часть гусениц прикрыли противопылевыми щитками. Но решить проблему до конца с их помощью так и не удалось.

    После окончания испытаний A13E3 приняли на вооружение под обозначением Cruiser Tank Mk.III, а производство начали на предприятиях Nuffield Mechanization & Aero. Стоимость английских танков того времени подчинялась правилу «1000 фунтов стерлингов на тонну». То есть 14-тонный танк стоил около 14 тысяч фунтов или 150 тысяч германских рейхсмарок, или 68 тысяч долларов США. Танк получился не дешевый. Например, германский Pz.Kpfw.III тех же лет стоил около 110 тысяч рейхсмарок, а американский M3 55 тысяч долларов.

    Еще один подбитый «африканский танк».

    На серийных танках Cruiser Tank Mk.III по правому борту башни стали ставить две мортирки дымовых гранатометов, а выхлопную систему дополнительно закрыли кожухом.

    Именно танки-крейсеры Mk.III/IV должны были защищать и остров Кипр. Фотография 1942 года.

    Правда заказ составил предприятию всего лишь 65 танков. Одна из причин – его тонкая броня. Практически сразу же началась работа над улучшенной версией танка – Cruiser Tank Mk.IV. Впрочем, даже этот усовершенствованный вариант в плане бронирования недалеко ушел от своего предшественника. Танк оказался вторым танком после французского СА.1, получившим разнесенное бронирование, причем только лишь на башне. Броня имела рациональные углы наклона, хотя наклон лобового листа башни и был минимален. Никаким изменениям не подверглась и рубка водителя. В отдельных местах толщина брони увеличилась до 19 мм. Однако учитывая толщину брони советских БТ-7, равную 20 мм, и броню германских танков, равную 30 мм, этого было явно мало. Всего в ходе серийного выпуска в 1938-1939 гг. англичане смогли произвести 655 танков этого типа.

    А на этом фото хорошо видно бронирование выхлопных коллекторов.

    Хотя Cruiser Tank Mk.III был скорее опытной машиной, ему пришлось повоевать с самого начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в английской армии было всего 79 крейсерских танков всех типов, а до 1 июня 1940 года произведено еще 322 танка, но пока они дошли до армейских частей, прошло какое-то время. Вот почему в мае 1940 года, во время германского наступления через Бельгию, англичане перебросили туда практически все, что у них было.

    Май 1940 года. Франция. Экипаж готовит свой танк к бою.

    Вместе с Британским Экспедиционным корпусом танки Mk.III, Mk.IVA попали во Францию, где впервые вступили в бой в составе 3-го батальона Королевского танкового полка 23 мая 1940 года, обороняя порт Кале, бои за который проходили с 22 по 26 мая 1940 года. Тогда почти все из имевшихся в наличии 24 Mk.III и Mk.IVA этого батальона были либо уничтожены в боях на подступах к Кале, либо в самом городе. Затем последовали бои у Абвиля и в некоторых других местах. Ну, а завершилась боевая карьера этих танков в Европе 19 июня 1940 года в порту Шербур.

    Вот так их возили на транспортерах во Франции.

    Тяжелый грузовик-транспортер «Уайт» с танком Mk.IVA на платформе.

    Было отмечено, что танк маневренный, скоростной, вооружен хорошей пушкой. Но броня его пробивалась первым же снарядом германских орудий ПТО или танковых пушек. То есть положение с ними было еще хуже того, что имели танки РККА летом 1941 года. Много хлопот доставлял и капризный двигатель, так что в ряде случаев экипажи оставляли свои танки из-за его поломок. Недостатком, и серьезным, было отсутствии фугасного снаряда к орудию. Но зато прицел был удобный. Новосибирский танкист В.П. Чибисов в своей книге воспоминаний «Английские танки у Крутого Лога» писал, что, когда он попал на английский танк «Матильда», вооруженный такой же пушкой калибра 42-мм, как и более ранние британские танки-крейсеры, его поразила простота ее конструкции и конструкции ее прицела по сравнению с советским 45-мм танковым орудием. Сдать зачет на английской пушке среди курсантов танковой школы, где он учился, считалось большой удачей. Продуманным был и плечевой упор, позволявший быстро наводить пушку в вертикальной плоскости и удерживать ее на цели. Но вот из-за отсутствия фугасных снарядов стрелять из нее по многим целям смысла не имело.

    Подбитый Cruiser Tank Mark III A13. Немецкие солдаты просто обожали фотографироваться на фоне этих подбитых машин.

    Каждый танк снабжался плиткой для разогревания пищи и большим куском специального «морского» брезента, которым можно было запросто накрыть весь танк или же использовать его в качестве палатки. Плохо было лишь то, что из-за его топической пропитки в условиях русской морозной зимы этот брезент замерзал так, что превращался в лист жести, вылезти из-под которого было очень непросто.

    И таких фотографий действительно очень много. Видимо, война в то время им и впрямь казалась легкой прогулкой.

    Несколько машин (не менее 15) немцам досталось в исправном состоянии. Трофейные машины получили индекс Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). 9 машин в 1941 году немцы включили в состав 100-го огнеметного танкового батальона, который принял участие в нападении на СССР.

    А вот это уже Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) на службе в германской армии.

    Хочу поговорить с вами о танках, засветившихся в трейлере Battlefield 1 . Это британские танки , громадины ромбовидной формы, стремительно мчащиеся на врага. У многих возникли сомнения, а могут ли эти бронированные чудовища так быстро ездить, да и на что они могут быть способны на поле боя. Информацией DICE по этому поводу практически не делится. Так что попробуем разобраться сами с этим вопросом. Усаживайтесь поудобнее, камрады, рассказ будет долгим, но интересным.

    15 сентября этого года будет 100-летний юбилей с первого боевого применения танков. Именно тогда задействовали впервые этот новый вид техники, в корне изменивший характер боевых действий всех последующих войн.

    Идеи создания прообраза танка были еще у Леонардо да Винчи, а вот реализация их состоялась гораздо позже, во время Первой мировой войны. И причины для этого были следующие. Все страны участники боевых сражений рассчитывали на быструю победу, но не тут то было, маневренный период на Западном фронте закончился очень быстро. Армии окопались траншеями, настроили укреплений, заграждений колючей проволокой и заминировали огромные территории. Ни одна из сторон конфликта не имела превосходства ни в огневой мощи, ни в маневренности. Попытки прорваться быстро обескровливались в скоротечных схватках – атакующую пехоту просто выкашивали из пулеметов. Нужно было как-то решить эту проблему.

    Лидерами в этом деле были британцы. Еще в начале войны активно использовались автомобили для доставки бойцов и снаряжения, тракторная техника применялась для подвоза артиллерии и выполнения инженерных работ. Но их применение только усиливало позиционность войны. Назрела острая необходимость в бронированной технике, способной повысить тактическую подвижность непосредственно на поле боя, подвезти пулеметы и артиллерию к вражеским позициям и перевезти их за передовые траншеи, проложить путь в заграждениях, прикрыть подвижным огнем атаку пехоты, уничтожить огневые точки противника. И сделать это все с минимальными потерями.

    Использование первых бронеавтомобилей в условиях позиционной войны было ограниченно, поскольку они были жестко привязаны к хорошим дорогам, а на бездорожье, особенно усеянном воронками от артобстрелов, пройти они не были способны.

    Летом 1915 года в Британии начали разработку первых тяжелобронированных машин, получивших название «танки». За основу взяли тяжелые тракторы. После нескольких экспериментов решили отказаться от идеи использования поворотной башни, сделали все «по-морскому», разместив вооружение в бортовых спонсонах, т.е. выступающих бортовых казематах. В профиль танк имел ромбовидную форму. Гусеницы пустили поверх корпуса для увеличения высоты зацепа. На испытания новая техника попала в январе 1916 года. 22-тонное чудовище преодолевало рвы и воронки. Новинка, носившая прозвище «Большой Вилли» , была принята на вооружение под обозначением Mk I и получила новое прозвище «Мать» (Mother) , как прародитель нового класса техники. Тут же заказали первые 100 танков, треть заказа передали на изготовление вагоностроительному заводу, впоследствии такие заводы еще не раз будут становиться танковыми.

    Первый тяжелый танк Mark I «Mother»

    В то же время были разработаны три основных принципа применения танков:

    1. массированность, т.е. атака не единичным танком, а большой группой
    2. внезапность – применение на широком фронте без предварительной артподготовки
    3. местность, преодолимая танками.

    Разработали и принципы взаимодействия между танками и пехотой.

    Первый серийный танк Mark I имел немалые габариты: в длину почти 10 метров, в ширину чуть больше 4 метров и в высоту почти 2, 5 м. Масса была тоже не детская – 28,5 тонн. Броня использовалась толщиной от 5 до 12 мм. Соединения бронелистов были заклепочные. Рама не обладала достаточной жесткостью и нередки были случаи перекосов.

    Вооружение было следующее: 2 пушки 57 мм с боекомплектом в 332 снаряда, четыре 8 мм пулемета Гочкисса с 6272 патронами. В спонсонах и рубке имелись лючки с заслонками для ведения огня по пехоте из личного оружия для случаев, когда противник находился вне досягаемости пулеметного огня. Экипаж для этих целей использовал револьверы.

    Обслуживался этот монстр экипажем из 8 человек: водитель и командир размещались в рубке в передней части танка. Командир вел огонь из лобового пулемета. Спонсоны обслуживали по двое бойцов – наводчик и заряжающий, который еще и стрелял из пулемета, еще двое располагались в задней части – помощники водителя, работавшие на бортовых коробках передач.

    В 1916 году танки Mark I стали производить в двух вариантах вооружения: «самцы» — с пушечным или пулеметно-пушечным, «самки» – с пулеметным. В задачи последнего входило уничтожение пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от ее атак. «Самки» вооружались помимо пулеметов Готчкисса, пулеметами Виккерс калибра 7,7 мм, которые устанавливали в спонсонах.

    Запас хода у Mark I был всего лишь 38 км. Скорость движения – от 1,2 до 6,4 км/ч, средняя по полю – 3,2 км/ч, заднего хода – 1,2 км/ч. Проходимость была невелика – гусеницы вязли в мягком грунте. Первый танк был более приспособлен к ровной дороге и сухой погоде.

    Сзади танка крепился хвост с двумя колесами, который позволял преодолевать более широкие рвы, а также облегчал повороты. Использовали его и в качестве грузового прицепа.

    К двигателю бензин подавался самотеком, так что если при движении танк сильно наклонялся, то подача бензина прерывалась и движок вырубался. Приходилось переливать бензин в карбюратор бутылкой. Сейчас это звучит очень смешно, но это самое рождение тяжелых танков.

    Гусеницы шириной 52 см состояли из 90 траков, изготовленных из броневой стали. Они имели высокую уязвимость, поскольку были открыты для огня противника и имели низкий ресурс.

    Для обзора экипаж использовал смотровые щели, через которые им в глаза прилетало немало брызг и осколков от свинцовых пуль. Подобные ранения в первую мировую войну для танкистов составляли до 80%. Для защиты лица приходилось надевать кольчужные маски.

    Находится в танке было тяжелым испытанием – тряска, тепловые удары, отравления выхлопными и пороховыми газами. Даже в бою танкисты выскакивали наружу и отдыхали под машиной.
    Связь между танками была изначально с помощью голубиной почты, последние очень тяжело переносили такие жесткие условия. Для ближней употребляли сигналы флажками или лампой. Самым надежным, но и самым опасным способом была связь посыльными, которые бегали от танка к танку.

    После более-менее успешного применения танков на Сомме в 1916 году, было решено продолжить производство этих гигантов в различных модификациях. Так на Mark II отказались от колесного хвоста, сократив длину на 2 метра, но при этом ширина преодолеваемого рва уменьшилась на полметра. Усовершенствовали конструкцию спонсонов, увеличили емкость бензобаков. На «самки» вместо «виккерсов» устанавливали пулеметы Люиса.

    На Mark III серьезно улучшили проходимость – каждый шестой трак гусеницы сделали шире, укрепив на нем шпору с грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания – сначала это был двухметровый деревянный брус, крепившийся на крыше. Если гусеницы буксовали, то кто-то из экипажа залазил на крышу и цепями крепил брус к тракам. Балка упиралась в грунт и давала гусеницам опору.
    Когда войска укомплектовали достаточным количеством танков, часть Mark I переоборудовали в транспорт снабжения. Их называли «тендерами». Одного такого «тендера» хватало для снабжения 5 танков.

    Часть Mark II и Mark III переделали в «радиотанки» — в одном спонсоне размещали радиостанцию, а в другом – радиста.

    В мае 1917 года состоялось боевое крещение новой модели – . В конструкцию внесли множество улучшений. Так для защиты от бронебойных пуль толщину брони увеличили. Изменили конструкцию спонсонов для удобной транспортировки их по железной дороге – на салазках их можно было вдвигать внутрь. На «самках» спонсоны заметно уменьшили. Улучшили посадку и высадку из танка. Укоротили стволы пушек. В боекомплект включили картечные выстрелы для более эффективной очистки вражеских окопов. Пулеметы Льюиса крепили в шаровых установках. Самцы вооружали 4 пулеметами Льюиса, а самок – 6-ю. Повысили мощность двигателя и установили вакуумный насос для подачи топлива из более емких бензобаков. Увеличили количество траков, оснащенных шпорами. Установили грязеочистители. Была усовершенствована и «система самовытаскивания»: к корпусу крепились направляющие с подвешивавшейся на них «незарывавшейся» балкой из тикового дерева.

    Mark IV обладал высокой ударной силой. Так он в проволочных заграждениях оставлял проходы шириной до 2,5 м, пробивал каменные заборы и стены зданий.

    Проблема низкой надежности танков оставалась все еще не решенной – капитальный ремонт требовался после 100-112 км пробега.

    На танках Mark IV опробовали установку в кормовой части миномета Стокса. Фактически это один из первых образцов самоходных минометов.

    По мере снабжения войск танками Mark V, часть Mark IV переделывали в танки снабжения. Однако именно Mark IV был самым массовым английским танком Первой мировой войны.

    «Самка» Mark V

    В конце 1917 года появился и Mark V , который использовал пулеметы Гочкисс Mk I* под английский патрон 7,7 мм. Появился кормовой пулемет, который теперь обеспечивал круговую оборону танка. На новинку впервые установили двигатель, специально разработанный для танка. Увеличили емкость баков, повысили скорость движения до 7 км/ч и запас хода. И самое главное, управление танком передали теперь полностью водителю. Смотровые щели заделали небьющимися стеклопакетами типа «триплекс».

    «Самец» Mark V

    Для преодоления рвов была предусмотрена возможность закрепления на крыше танка так называемой фашины – огромной связки прутьев, которая сбрасывалась, чтобы дать опору гусеницам.

    Впервые стали использовать для передачи сообщений семафор, который установили на корме.

    На основе готово танка создавали и гибриды – Mk V «Композит» с одним 57 мм орудием и 5-ю пулеметами. В войсках эту кривобокую машину называли «гермафродитом».

    Противник тоже не дремал, и начал увеличивать ширину окопов, так возникла необходимость в удлинении танков, чтобы они могли преодолевать такие препятствия. Танк просто разрезали в поперечной плоскости, вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 см и наращивали гусеницу. Масса возрастала на 4 тонны. Снижалась скорость до 4 км/ч и уменьшалась поворотливость. Удлиненный танк получил имя (со звездой). Планировалось использовать такие танки для перевозки пехоты, но те просто угорали в нем от духоты и выхлопов, так что от этой идеи отказались.

    Была и модификация со смещенным назад форсированным двигателем и увеличенными баками, но в боях они не успели принять участие.

    «Самец» Mark V**

    В 1918 году на основе Mark V был создан танк Mark IX для снабжения боевых танков и как транспорт для пехоты. Чтобы освободить пространство внутри танка, пришлось отказаться от спонсонов и основного вооружения, оставив только пулеметы в лобовом и кормовом отделениях. В бортах сделали 4 большие овальные двери, а также лючки для стрельбы из личного оружия. Mark IX мог перевозить до 50 человек или 10 тонн груза. Помимо этого данная машина стала первым в мире плавающим танком. На борта и лобовую часть крепили пустые цистерны, выполнявшие роль поплавков, а на траки крепили лопатки. Двери герметизировали. Но в боях Mark IX так и не успел принять участие.

    На основе «самки» Mk V** саперы создали модификацию «танк-трал» для подрыва мин, установленным впереди тяжелым железным катком. Были и «танки-мосты» , «танки-краны» и «танки-буксиры» . Новому виду военной техники нашли множество вариантов применения.

    Какова была эффективность применения танков? Даже несмотря на то, что большая их часть ломалась по дороге к цели и банально застревала на местности, благодаря танкам удавалось делать прорывы во вражеских заграждениях, что в условиях позиционной войны казалось уже невозможным. Первое боевое применение дало в основном психологический эффект – в германской армии поселился стойкий синдром – «танкобоязнь», которая усугублялась тем, что они ожидали применения и огнеметов.

    Но эти страхи прошли и тяжелые танки обстреливали артиллерией и минометами, бронебойными пулями, делали для них ловушки «волчьи ямы». Скрытному продвижению танков мешал громкий издаваемый ими шум. Но опыт применения танков рос с каждым боем, отрабатывались новые тактики взаимодействия с пехотой. Танки Первой мировой войны изменили сам характер ведения современной войны. Для их применения уже не требовалась длительная артиллерийская подготовка перед наступлением.

    Итак, с краткой историей мы ознакомились, давайте теперь разберемся, что же нас ждет в игре Battlefield 1 ? В трейлере нам показали танк , который, как мы знаем, не должен быть особо резвым при условии выполнения разработчиками игры обещания, что оружие и техника будут аутентичными.

    Особо меня настораживает то, что для управления танком нужно было три бойца – 1 водитель и 2 помощника. Передача управления в одни руки была произведена только начиная с Mark V. Как это будет реализовано? Нас обманут и подсунут аркадное решение? Или двум бойцам придется тупо втыкать и по команде от водителя управлять своей гусеницей? Вот уж интересно будет такими бойцами играть. А если не хватит одного помощника водителя, то танк сможет только круги нарезать. Так что нам с высокой вероятностью дадут либо аркадные функции водителя в одни руки на Mark IV или в игре будет вместо него танк Mark V.

    Настройка танка будет по типу «самец»/«самка». Уверен, нам дадут выбирать пулеметы – Льюис, Гочкисс или Викерс. Возможно, и с длиной ствола дадут поиграться. Также очень жду выбор боеприпасов для основных орудий, в первую очередь картечных для зачистки окопов.

    Крошить танки в Battlefield 1 можно будет артиллерией, минометами, противотанковыми гранатами, минами и выводить из строя противотанковыми ружьями. Поддержку ожидаю и со стороны авиации в виде бомб, поскольку пулеметный огонь против этих многотонных чудовищ был не особо эффективен.

    Много вопросов у меня по реализации британских тяжелых танков в Battlefield 1 , скоро и ответы узнаем на них.


    Mark I – это британский тяжелый танк, который является первым в мире серийным танком. Mk-I был разработан в 1916 году, и стал родоначальником обширного семейства британских «ромбовидных» танков.

    История создания MK-I

    К 1915 году зашла в своеобразный тупик, превратившись в позиционную. Любые пехотные или кавалерийские атаки на глубоко эшелонированную оборону стоили огромных потерь и не приносили нужного результата, так что атаковать по-старинке больше просто не было смысла. Тогда-то многим военным и пришла в голову мысль о том, что проблемы смогут решить боевые бронированные машины. К тому времени на фронте уже действовали разнообразные бронеавтомобили, и успешность их использования лишь подтверждала мысли военных. Но у всех тяжелых броневиков был один недостаток – очень плохая проходимость.

    После множества неудачных проектов в 1915 году был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который в 1916 году и осуществил наконец создание танка. Свое название, которое с английского переводится как «бак», машина получила для маскировки, чтобы противник думал, что по железной дороге перевозят именно баки.

    После прохождения испытаний в производство поступило сто танков Mk.1. Танк выпускался в двух модификациях – Male и Female, то есть Самец и Самка. У первого на вооружении были пулеметы»Льюис» и две 57-миллиметровые пушки, а у второго – только пулеметы.

    ТТХ

    Общая информация:

    • Классификация – Тяжелый танк/пехотный танк;
    • Боевая масса – 28,45 т самец, 27,43 т самка;
    • Компоновочная схема – ромбовидный танк;
    • Экипаж – 8 человек;
    • Год производства – 1916;
    • Годы эксплуатации – 1916-1918;
    • Выпуск – 75 Самцов и 75 Самок;

    Размеры:

    • Длина корпуса – 8060 мм без хвоста и 9910 мм с хвостом;
    • Ширина корпуса – 4200 мм «самец» и 4380 мм «самка»;
    • Высота – 2450 мм;
    • Клиренс – 420 мм;

    Бронирование:

    • Тип брони – стальная катаная;
    • Лоб корпуса – 10-12 мм/град.;
    • Борт корпуса – 10-12 мм/град.;
    • Корма корпуса – 10 мм/град.;
    • Днище – 5-6 мм;
    • Крыша корпуса – 5-6 мм;

    Вооружение:

    • Калибр и марка пушки – 2х57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
    • Тип пушки – нарезная;
    • Длина ствола – 40 калибров;
    • Боекомплект пушки – 332;
    • Дальность стрельбы – 1,8 километров;
    • Прицелы – оптический;
    • Пулеметы – 4х8-мм «Гочкис» на «самце», 4х7,7-мм «Виккерс» и 1х8-мм «Гочкис» на «самке».

    Подвижность:

    • Тип двигателя — «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
    • Мощность двигателя – 105 л.с (при 1000 об./мин);
    • Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
    • Запас хода по шоссе – 38 км;
    • Тип подвески – жесткая;
    • Удельное давление на грунт – 1,2 кг/см²;
    • Преодолеваемый подъём – 22 град.;
    • Преодолеваемая стенка – 1 м;
    • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
    • Преодолеваемый брод – 0,45 м.

    Применение

    На вооружение Mk-I поступил в августе 1916 года. 15 сентября 1916 года его впервые использовали против немецких войск в «Битве на Сомме», во Франции. В ходе битвы вскрылись недостатки конструкции – из 49 подготовленных для атаки машин выдвинулось лишь 32, из них 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя. Оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны более чем на 5 километров. Потери англичан в этой операции были в 20 раз меньше обычных.

    Следует признать, что по большому счету, эффект от применения танков скорее был больше психологический, чем реальный. Очень быстро пехота и артиллерия выработали вполне эффективные меры борьбы с танками, которые благодаря размерам представляли собой отличную мишень.

    После этого боя в конструкцию танка внесли ряд существенных изменений – новые версии получили названия Mark II и Mark III. Однако, несмотря на все свои недостатки, именно Mark-I доказал эффективность нового вида боевой техники.

    Кстати у Mk-I была достаточно забавная система связи с командным пунктом – связь иногда осуществлялась голубиной почтой, и в танке даже было отверстие для голубя. Позднее стали применять семафорную систему.

    После появления , Mark I вместе с Mark II и Mark III стали использовать как танки для специальных нужд и как учебные танки. Например, в битве за Камбраи Mk-I использовали как командный танк – в нем было установлено оборудование для беспроводной связи.

    В 1917 году Mark-I без задних рулевых колес и островерхой крыши отправили в Палестину вместо обещанных Mk-III. Турки ждали появления танков, и сумели даже подбить несколько машин, из-за чего тактику применения танков пришлось резко менять. Несмотря на эффективность новой тактики, на ход войны на Ближнем востоке танки Mk-I повлияли мало.



    Читайте также: