Секретное оружие вермахта. Самые большие танки в мире

«Крыса» (нем. «Ratte»), Р1000 -- обозначение сверхтяжёлого танка прорыва и артиллерийской поддержки, сухопутного крейсера массой до 1000 тонн, проект которого разрабатывался в Германии в 1942-1945 годах. Сведений об изготовлении хотя бы одного прототипа не имеется.

В июне 1942 году концерном «Крупп» Гитлеру был представлен проект сверхтяжёлого 1000-тонного танка. После обсуждения проекта с Рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером, проект получил условное обозначение «Ratte» -- «Крыса» (очевидно, по аналогии с проектом танка «Maus» -- «Мышь»).Конструкторами танка были инженер Эдвард Гротте и доктор Гаккер.

Ещё до войны, во время работы в СССР с группой немецких специалистов, которых специально пригласили в марте 1930 года для работы над созданием новых танков, Гротте предлагал советским военным кругам проекты подобных сверхтяжёлых танков, которые были отвергнуты в пользу отечественных проектов из-за трудностей в реализации отечественной промышленностью технически сложных новаторских разработок Гротте.

При предполагаемом артиллерийском вооружении танк «Крыса» теоретически мог бы бороться (например, в качестве подвижного форта береговой обороны) даже с морскими крейсерами и линкорами.[источник не указан 47 дней] В сухопутной войне танк «Крыса», обладая, вероятно, низкой подвижностью (вследствие больших размеров и сравнительно низкой удельной мощности), был бы неуязвим для огня артиллерийских орудий (кроме сухопутной артиллерии особой мощности) и противотанковых мин, но не защищён от бомбардировок с воздуха.

Танк «Крыса» мог рассматриваться как одно из возможных воплощений «оружия возмездия», однако его создание не способно было оказать существенного влияния на ход войны, в связи с чем данный проект представляет интерес лишь как технический казус.

P. 1500 Monster

Landkreuzer P. 1500 Monster (Сухопутный крейсер P. 1500 Монстр) -- немецкий сверхтяжёлый танк, который так и остался «на бумаге».

Из-за малой известности нет точного изображения этого танка. Landkreuzer P. 1500 «Монстр» был проектом сверхтяжелого танка, планируемого для установки на него орудия Krupp 800mm Schwerer Gustav, таким образом представляя собой огромную САУ. Он должен был стрелять снарядами массой 7 тонн на расстояние до 37 км. В основном он должен был использоваться против хорошо укреплённых сооружений. В случае постройки, он бы легко перегнал Panzer VIII Maus, и даже огромный Landkreuzer P. Ratte 1000 в размере, но мощности двигателей хватило бы для развития скорости лишь 10-15 км/час. Он бы имел 42 м (138 футов) в длину, весил бы 2500 тонн, имел бы толщину лобовой брони корпуса 250 миллиметров, 4 V-образных дизельных двигателя и рабочий экипаж более 100 человек.

23 июня 1942 Немецкому Министерству по вооружению был предложен проект Landkreuzer P. 1000 Ratte. Адольф Гитлер заинтересовался проектом и разрешил «воплощение в металл» этого танка. В декабре того же года появился новый проект -- 1500-тонный танк «Монстр» (Landkreuzer P. 1500 Monster). В начале 1943 года Альберт Шпеер отменил проект.

Проектный вес С-1500 превысил все нормы -- одно лишь его основное орудие весило почти 500 тонн. Другим фактором являлась необходимость сильного бронирования и наличия большого количества вспомогательного оружия. Из-за огромной проектной массы перед разработчиками стояла серьёзная проблема -- обеспечение машине способности к передвижению как таковой.

Изначально предполагавшиеся в качестве силовой установки танка восемь Daimler-Benz оказались слишком слабыми, после чего разработчиками было принято решение о использовании для машины четырёх V-образных двигателей MAN (6500 л.с. каждый), использовавшихся на подводных лодках типа VII. Однако даже с такой мощной силовой установкой танк не смог бы развить скорость более 20 км/ч, и для его обслуживания потребовалось бы более 100 человек экипажа.

Так P.1500, даже если бы был закончен, не нашёл бы практического применения в военных действиях. И хотя его толстая броня и мощная артиллерия создавали бы проблемы для наземного противника, ввиду сильно ограниченной маневренности танк был бы уязвим для атак авиации. Его просто-напросто невозможно было спрятать от атак с воздуха -- звено штурмовиков с лёгкостью могло бы уничтожить этого сухопутного гиганта (даже при условии прикрытия его расчётом ПВО), что в принципе было ясно ещё на стадии проектирования. Усиленное прикрытие же его от авиации было бы делом весьма затратным (что по непроверенным данным и явилось отказом даже проектировать эту весьма дорогую машину, которую можно уничтожить оружием, относительная стоимость которого была просто несоизмеримо ниже самого P.1500). При таких условиях единственное возможное применение машина могла бы найти только в глубоком тылу в качестве самоходного орудия (дальнобойная артиллерия), так как дальность артиллерийского огня в 50 км подходила для разрушения вражеских укреплений. Вблизи линии фронта использование P.1500 не представлялось бы возможным ввиду невозможности транспортировки. Помимо того, что ни по железной дороге, ни на низко рамном прицепе-тяжеловозе танк не мог бы транспортироваться, его огромные размеры и масса не позволяла использовать мосты и тоннели. О расходе топлива такой исполинской машиной можно только догадываться.

Немецкие конструкторы всегда тяготели к масштабным проектам, особенно это касается времен Второй Мировой войны, когда некоторые огромные по размерам образцы техники были выпущены германской промышленностью. Одним из таких машин является самый мощный танк в мире P1500 Monster, а также его собрат Landkreuzer P1000 Ratte, которые так и остались на бумаге.

Первым из этих двух танков был аппарат Landkreuzer P1000 Ratte, который был предложен на рассмотрение Гитлера в июне 1942 года. Согласно проекту вес мощного танка должен был составить 1000 тонн, ширина 14 метров, длина 35 метров, высота 11 метров, такие параметры делали его самым большим танком на земле. Тысячетонный аппарат мог под собственным весом проваливаться в землю, для решения этой проблемы конструкторы увеличили ширину гусениц до 3,6 метров, только при такой ширине он смог бы держаться на поверхности земли. Сами гусеницы состояли из трех секций, каждая длиной 1,2 метра.

Чтобы передвигать самый мощный танк в мире понадобился очень мощный двигатель, машину оснастили двумя двигателями MAN V12Z32/44, каждый из которых имел 24 цилиндра общей мощностью 8500 лошадиный сил. Данные двигатели использовались на германских подводных лодках. Согласно другому проекту, на танк должны были установить 8 двигателей Daimler-Benz MB501 мощностью 2 тысячи лошадиных сил каждый. Этот двигатель имел 20 цилиндров и во время Второй Мировой устанавливался на немецкие торпедные катера.

Оба варианта должны были обеспечить движение гиганта со скоростью примерно 40 километров в час, что является весьма быстро для такой мощной конструкции.

Самое главное ради чего задумывались данная машина были ее мощные орудия, на танк должны были установить два 280 миллиметровых орудия, которые использовались на военных кораблях. Помимо этого на него должны были установить восемь противовоздушных 20-ти миллиметровых пушек Flak38. Также огневую мощь усиливали две тяжелых мортиры Mauser 151/15, а также устанавливаемое в задней части корпуса танка мощное 128 миллиметровое орудие. Толщина брони 220 миллиметров.

Еще более мощный танк P1500 Monster должен был иметь одну 800 миллиметровую пушку. Помимо этого его броня должна была доходить до 360 миллиметров, самая мощная в то время. Противовоздушная оборона была представлена большим числом пушек. Передвигаться танк должен был при помощи четырех двигателей MAN V12Z32/44, общей мощностью 34 тысячи л.с.

В 1943 году Альберт Шпеер (Министр вооружений Германии) закрыл эти проекты, так как их строительство требовало большого напряжения сил от германской промышленности, к тому же их обслуживание на поле боя требовало задействования большого количества людей.

Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster называют нереализованными проектами гигантских танков гитлеровской Германии.


Так было всегда, что противоборствующие стороны в процессе военных действий обращают внимание на технику противника, используя в последствии наиболее интересные для себя идеи при создании техники. Исключением в этом списке не стала и гитлеровская Германия, в то время, когда шла Вторая Мировая Война. Практически точной копией танка советской армии Т-34 у немцев стал танк "Пантера". Однако это не значит, что Германия не имела своих интересных решений, аналогов которым в то время не было. В их основе лежали идеи, которые не использовались ранее вообще. Такими нововведениями, без сомнения, можно назвать проекты самых больших танков Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster, применить которые так и не удалось на деле.

23 июня 1942 года немецким Министерством вооружений, в обязанности которого входило также разработка подводных лодок, были предложены на суд Адольфа Гитлера проекты, включающие в себя гигантские танки, вес которых составлял 1000 и 1500 тонн каждый. Гитлер был человеком, одобряющим всяческие нестандартные решения, касающиеся области вооружения. Для машиностроительного гиганта Германии он поставил серьёзную задачу, обязав обеспечить воплощение в жизнь эти проекты. Первому танку-монстру предполагалось дать название Landkreuzer P1000 Ratte.

Примерные параметры этого танка должны были быть следующие: длина 35 метров, ширина - 14 метров и высота - 11 метров. Передвижение монстра должно было осуществляться с помощью гусениц, ширина которых составляла 3.6 метра, они состояли из трех секций, шириной 1.2 метра. Имея такую ширину гусеницы, обеспечивалась площадь взаимодействия с поверхностью, не позволяющая проваливаться ему под тяжестью собственного веса.

Управлять танком P1000, и его орудиями было поручено экипажу, состоящему из 20 человек, а перемещаться он должен был при помощи двух 24-цилиндровых двигателей MAN V12Z32/44, имеющими мощность 8500 лошадиных сил. Вообще данные двигатели применялись в производстве подводных лодок, а танку они обеспечивали мощность, в сумме которая составляла 17000 лошадиных сил. Затем, проведя различные инженерные расчеты, поступило предложение заменить два вышеупомянутых двигателя на восемь 20-цилиндровых двигателей, носивших название Daimler-Benz MB501. Они имели мощность в 2000 лошадиных сил каждый и применялись в производстве торпедных катеров.

Оба варианта обеспечивали скорость движения танка P1000 в 40-45 км/ч, что просто невероятно для машины таких внушительных размеров.

В основу вооружения танка P1000 ложились два используемых на кораблях орудия SK-C/34 калибра 280 мм, которые были установлены на основной поворотной башне. Задняя часть танка оснащалась дополнительной башней с одним 128-мм орудием. Чтобы иметь возможность защищаться от нападений с воздуха, было установлено восемь 20-мм зенитных орудий Flak38, а огневая защита данного гиганта обеспечивалась двумя тяжелыми орудиями-мортирами Mauser 151/15.

Существование проекта P1000 было только на бумаге, но это не помешало разработчика приняться за создание очередного проекта танка P1500, имеющим вес в 1500 тонны. В отличие от Р100, толщина брони которого составляла от 150 мм до 220 мм, броня этого экспоната предполагалась от 250 мм до 360 мм. В танке P1500 предполагалось наличие одного 800-мм орудия, похожее на орудие, установленное на железнодорожных платформах "Толстый Густав" и "Дора". Кроме того, было запланировано оснастить танк двумя дополнительными 150-мм орудиями и в достаточно большом количестве пулеметами и зенитными пушками. Движение осуществлялось бы при помощи четырёх двигателей, заимствованных у подводных лодок MAN V12Z32/44, которые в сумме обладают мощностью в 34000 лошадиных сил.


Но эти модели танков так и не были запущены в производство, причиной тому стали их внушительные габариты, создание которых значительно усложнило бы работу всей машиностроительной отрасли Германии, которая и так работала в усиленном темпе. Чтобы выпускать подобные танки, нужны были грамотные специалисты из разных областей, причём в большом количестве. К тому же для технического обслуживания этих машин также потребовались бы люди, количество которых приближалось к среднему армейскому подразделению.

Эти причины оказались достаточно убедительными для министерства вооружений Германии и в начале 1943 года Альбертом Шпеером (Albert Speer) был издан приказ, требующий остановку всех работ, связанных с каждым из проектов. В то время работы над главной орудийной башней для танка P1000 были уже закончены. Её позже установили на линии Тронхейма в Норвегии.

В годы Второй Мировой войны в Германии создавалось огромное количество самого разнообразного . Зачастую предлагаемые проекты выглядели фантастическими. Некоторые из них, несмотря ни на что, реализовали (например, Дору), а некоторые так и остались только на бумаге. К таким нереализованным проектам относится Landkreuzer P.1500 Monster («Сухопутный крейсер») - сверхтяжелый танк.


Немецкому Министерству по вооружению 23 июня 1942 года был предложен на рассмотрение проект Landkreuzer P. 1000 Ratte. Гитлер проектом заинтересовался и разрешил «воплощение в металл» данного танка. В том же году в декабре появился новый проект Landkreuzer P. 1500 Monster, который превосходил даже эту 1000-тонную машину. Альберт Шпеер в начале 1943 года отменил проект.

Из-за малой известности точного изображения данного танка нет. Landkreuzer P1500 был проектом сверхтяжелого танка, на котором планировалось установить орудие Krupp 800mm Schwerer Gustav. P1500 Monster, таким образом, представляя собой огромную самоходку, которая должна была стрелять 7-тонными снарядами на расстояние до 37 километров. Боекомплект пушки на Landkreuzer P. 1500 отсутствовал, снаряды должны были подвозиться на грузовиках. Основное предназначение САУ P1500 - уничтожение укрепленных сооружений. В случае постройки данной машины она по своим массогабаритным характеристикам легко превзошла бы Panzer VIII Maus и Landkreuzer P. Ratte 1000.

Проектная масса Landkreuzer P1500 превысила все нормы. Только одно его основное орудие имело массу почти 500 тонн. Другим неблагоприятным фактором была необходимость в сильном бронировании и наличие большого количества вспомогательного оружия. Огромная проектная масса перед разработчиками ставила серьезную задачу - обеспечение самоходке способности к передвижению.

В качестве силовой установки изначально предполагалось использовать 8 двигателей Daimler-Benz, но они оказались слишком слабыми. В связи с этим конструкторы решили взять для танка четыре V-образных дизельных двигателя MAN (мощность каждого 6500 л.с.), использовавшихся на подлодках типа VII. Однако даже такая мощная силовая установка вряд ли бы позволила танку развить скорость свыше 20 километров в час. Для обслуживания P1500 потребовалось бы более СТА человек экипажа.

Даже если бы танк P.1500 был закончен, вряд ли бы он нашел практического применения во время военных действий. Мощная артиллерия и толстая броня создали бы проблемы для наземного противника, поскольку сильно ограниченная маневренность танка делала его уязвимым для атак авиации. От атак с воздуха машину невозможно было спрятать - звено штурмовиков легко могло уничтожить этого сухопутного гиганта, а усиленное прикрытие от авиации потребовало дополнительных затрат. При таких условиях единственным возможным применением машины становился глубокий тыл, где она могла служить в качестве дальнобойной артиллерии.

Вблизи линии фронта применение P.1500 не представлялось бы возможным, поскольку транспортировка вызвала трудности. Кроме этого, танк не мог транспортироваться ни на низкорамном прицепе-тяжеловозе, ни по железной дороге. Огромные масса и размеры не позволяли использовать тоннели и мосты. Расход топлива такой исполинской машиной трудно даже вообразить.



Проектные тактико-технические данные:
Масса - 2500 тонн.
Длина с орудием - 48 м.
Длина корпуса - 42 м.
Ширина - 15 м.
Высота - 8 м.
Бронирование - от 70 до 300 мм.

Двигатели - 4 дизельных двигателя MAN M6v 40/46 U-Boot.
Вооружение:
Орудие Dora (Schwerer Gustav) калибра 800 мм.
Длина ствола - до 20 калибров.
Тип пушки - нарезная.
Дальность стрельбы - до 38 км.
2 гаубицы 15 cm sFH18 калибра 150 мм.
Автоматические пушки MG 151/15 калибра 15 мм.
Максимальная скорость - 20 км/ч.

Подготовлено по материалам:
alternathistory.org.ua
dvbs-woft.clan.su
www.achtungpanzer.eu



Читайте также: