Подводная ядерная торпеда. Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

По данным последнего Обзора ядерного потенциала (Nuclear Posture Review), Россия разрабатывает новую ядерную торпеду/беспилотник, получившую название «Статус-6». Хотя торпеда обладает некоторыми вызывающими тревогу возможностями (об этом уже написал в своей статье ), это не первое такого рода оружие, над которым работают русские. Более важно то, что «Статус-6» имеет, судя по всему, фатальные недостатки, ограничивающие его практическую эффективность в сценариях боевых действий.

Предыстория

Ядерные торпеды активно разрабатывались в годы холодной войны. Самой ранней разработкой является атомные ударные подводные лодки «Ноябрь» проекта 627, которые рассматривались как носители ядерной торпеды Т-15, разработанной для нападения на портовые сооружения НАТО. Эти торпеды предоставляли Советскому Союзу возможность ограничить военно-морское доминирование НАТО, а также рассматривались как альтернативное средство для нанесение удара по Соединенным Штатам.

Однако радиус действия торпеды Т-15 составлял всего около 40 километров (25 миль), а ее скорость не превышала 25 узлов, и поэтому трудно было представить себе ситуацию, в которой подводная лодка могла бы успешно провести такого рода атаку. Проект был закрыт, а сами «Ноябри» были перестроены и стали нормальными атомными ударными подводными лодками. Позднее Соединенные Штаты и Советский Союз примут на вооружение ядерные торпеды, оптимизированные для выполнения тактических задач.

Возможности

Если судить по имеющейся в настоящее время информации, то можно предположить, что «Статус-6» после отделения от подводной лодки-носителя начинает двигаться к намеченной цели собственным ходом и уже под собственным управлением. Скорость подводного беспилотника доходит до 56 узлов, он способен погружаться на глубину до 1000 метров, а радиус его действия составляет 10 тысяч километров (6200 миль). Скорость и глубина его погружения представляют собой проблему для существующих возможностей военно-морского флота, поскольку по показателям глубины и скорости он превосходит большинство существующих торпед.

Если этот беспилотный подводный аппарат будет когда-нибудь принят на вооружение, Соединенные Штаты, вероятно, ответят с помощью своего собственного подводного дрона. С учетом радиуса действия, этот беспилотник может быть запущен с береговых установок, хотя данные о его запуске могут свидетельствовать о том, что боевые действия скоро начнутся, тогда как в критической ситуации они послужить в качестве casus belli, то есть повода для войны.

Контекст

В США задумались о высокоточном оружии России

AldriMer.no 10.01.2018

Киборги и автоматы Калашникова 2.0

Gli Occhi Della Guerra 30.11.2017

Обновленный «Лидер» сдержит США

Sina.com 05.12.2017
Пока еще не ясно, какую коммуникацию русские смогут поддерживать с подводным беспилотником после его запуска, хотя его характеристики свидетельствуют о том, что он будет контролироваться с помощью надводных кораблей. Это отнюдь не тривиальный вопрос. При запуске с максимального расстояния беспилотнику «Статус-6», судя по всему, потребуется до четырех дней для того, чтобы достичь намеченной цели. Это крайне опасно в условиях кризиса, поскольку политическая динамика в момент запуска может отличаться о того, что будет в момент нанесения удара по цели. Более того, перспектива наличия оружия, которое самостоятельно в течение четырех дней движется к своей цели, по меньшей мере, вызывает тревогу.

«Статус-6», скорее всего, может использоваться в качестве средства стратегического сдерживания, разработанного для того, чтобы иметь еще одну возможность для нанесения удара по Соединенным Штатам, который нельзя предотвратить с помощью систем защиты от баллистических ракет. Несмотря на свой обширный ядерный арсенал, Россия уже давно проявляет беспокойство по поводу безопасности своего потенциала второго удара, с учетом возможностей совокупного удара со стороны Соединенных Штатов и совершенствования системы противоракетной обороны. Но, как отмечает Брайан Кларк (его слова приводит в своей статье Дейв Маджумдар), «Статус-6» нельзя назвать практичным средством сдерживания.

Что касается оружия первого удара, то полезность беспилотника будет зависеть от предельной секретности и высокой надежности; если американцы смогут засечь его запуск, или он по каким-то причинам запоздает с выходом на цель, то элемент неожиданности будет потерян. В качестве средства сдерживания последнего удара этот подводный беспилотник может иметь двойной недостаток — он может приблизиться к цели уже после основных событий конфликта, и, кроме того, он может не иметь систему «отключения», что российское политическое руководство могло бы использовать в качестве разменной монеты на переговорах.

Можно предположить, что «Статус-6» способен также атаковать скопление боевых кораблей, в том числе американские ударные авианосные группировки. Однако это потребует более совершенной системы управления и контроля, или нужно будет сделать аппарат достаточно автономным для принятия решения относительно выбора цели и времени подрыва.

Выводы

Как отмечают некоторые аналитики, идея использования вооруженного атомным зарядом подводного беспилотника дальнего радиуса действия вызывает тревожные чувства, однако она не выглядит вполне реалистичной. Неопределенными и трудно представимыми является те условия, при которых российское политическое руководство будет принимать решение об использовании оружия, способного поразить намеченную цель лишь через несколько дней.

На самом деле такой подводный беспилотник может послужить, скорее, испытательной моделью для разработки других технологий. Он может также использоваться некоторыми конструкторскими бюро для сохранения своего финансирования, однако его сложно назвать готовым к применению боевым комплексом.

Тем не менее один из уроков состоит в том, что против решительно настроенного противника противоракетная система никогда не сработает, и это в большинстве случаев будет очень дорого стоить. Такие мощные нации как Китай или Россия, по крайней мере, имеют в своем распоряжении средства для разработки таких видов оружия, которые смогут уничтожить противоракетную оборону или преодолеть ее, разрушив при этом зонтик безопасности, к которому приучили себя Соединенные Штаты. Возможно, «Статус-6» не является именно таким оружием, однако совершенно очевидно, что Россия изучает любые средства, которые могут сработать.

Второй урок состоит в том, что старые идеи, кажется, теперь уже действительно умерли. Ядерная торпеда, почти в буквальном смысле, была первой идеей, с которой выступил Советский Союз, рассчитывая (в то время) преодолеть то значительное превосходство, которым обладали Соединенные Штаты в области средств доставки. Спустя 60 лет, похоже, кто-то возродил эту идею для нового цикла холодной войны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В разных книгах по разному описывается эпизод на Потсдамской конференции 1945 года, когда 16 июня президент США Трумен, еле сдерживая ликование, сообщил И.В.Сталину о том, что "…отныне Америка обладает оружием невероятной разрушительной силы" . Но далеко не во всех этих книгах рассказано о том, что в тот же день при разговоре с В.М.Молотовым Сталин произнес: "Надо будет поговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы" . Действительно, работы по созданию атомного оружия велись в Советском Союзе уже не один год.

25 декабря 1946 года в Москве запущен первый атомный реактор. Дело в том, что создать атомный боевой заряд из естественного урана – 238 нельзя. А для получения пригодных для этой цели урана – 235 и плутония – 239 нужен атомный реактор. И он был создан.

4 апреля 1949 года возник Северо-атлантический блок НАТО. Эта военная организация имела четко выраженную направленность против Советского Союза. И не случайно в планы ЦРУ и Пентагона входило нанесение в 1951 году трехсот атомных ударов по промышленным и административным центрам СССР. Единственное, что задерживало американцев, было то, что для изготовления такого количества бомб нужно достаточно большое время.

Но, 28 августа того же 1949 года на Семипалатинском полигоне, тогда он назывался учебным полигоном №2, был взорван первый советский атомный заряд. Американцы лишились атомной монополии и вопрос об атомном нападении на СССР отпал.

Когда прорабатывались вопросы о создании атомного оружия, было ясно, что необходимо вооружать им не только авиацию, но и Военно-Морской флот, в частности подводные лодки. Была сделана попытка создать атомный заряд для торпеды с соответствующими размерами. Однако, в 1954 году первый такой заряд при испытаниях на Семипалатинском полигоне попросту не взорвался.

12 августа 1953 года был произведен первый в Советском Союзе взрыв термоядерного или, как его обычно называли, водородного заряда с мощностью равной 400 килотоннам тротилового эквивалента. Стало очевидно, что взрывы такой и еще большей мощности производить на Семипалатинском полигоне нельзя. Нужно уходить в менее населенные районы страны. Поэтому, а также с учетом необходимости создания атомного оружия для ВМФ, было принято решение рассмотреть возможность размещения нового полигона в северном приморье. Одновременно Министерству среднего машиностроения был выдан заказ на разработку боевой части торпеды, получившей наименование "Т-5".

С предложением о размещении полигона на Кольском полуострове не согласился Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов, сказав, что "Одним испытанием не обойтись, а Кольский полуостров надо беречь" . Тогда заместитель начальника управления ВМФ полковник Е.Н.Барковский предложил рассмотреть возможность размещения полигона на островах Новая Земля. Была создана специальная комиссия для проработки вопроса и в результате 31 июля 1954 года Совет Министров СССР издал специальное постановление о создании на Новой Земле Морского научно-исследовательского полигона. Руководил строительством полковник Барковский, но уже с ноября 1954 г. и по сентябрь 1955 г. начальником полигона был знаменитый подводник Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Г.Стариков.

Строительство велось одновременно в трех местах. В поселке на берегу губы Белушьей создавалась основная база. В полутора десятках от нее, в Рогачеве – аэродром. А испытательная зона – на южной оконечности архипелага в губе Черной. Там на берегу вырос поселок из щитовых домиков и палаток. Был построен пирс. Велись тщательные промеры самой губы, что было необходимо, так как она мелководна, по форме напоминает бутылку горлышком наружу и т.д. То есть для плавания кораблей и тем более подводных лодок не слишком удобна.

Первым испытанием на новом полигоне планировался взрыв атомного заряда торпеды. Поскольку вписать по габаритам в торпеду заряд пока не удалось, решено подвесить испытываемый заряд под буксирным судном на глубине 12 метров. Для определения поражающих характеристик в бухте были размещены эсминцы "Гремящий", "Куйбышев" и "Реут", построены бетонный и деревянный пирсы, установлены десантные и противодесантные средства, плавучие стенды. На них на всех находились измерительные приборы. Кроме того, в прибрежной зоне созданы приборные и оптические пункты, приборные стенды для забора проб воздуха и осадков, а для забора проб воздуха на высоте и воды в губе задействованы самолеты ЛИ -2 и вертолеты, два тральщика.

21 сентября 1955 года в 8 часов утра произведен первый в Советском Союзе подводный ядерный взрыв. Участник этих испытаний С.И.Быстров рассказывал: "Султан встал мгновенно. Столб внутри пустой, а стенки из воды. Белый белый от внутреннего свечения. Такой белизны я никогда не видел. Столб стоял долго долго. Впечатление такое, что вышел джинн из бутылки и замер. Потом столб начал разрушаться сверху, опадать." Эсминец "Реут", стоявший в трехстах метрах от эпицентра, исчез сразу же. "Куйбышев" и "Гремящий" остались на плаву, ибо были дальше, но получили ряд повреждений, особенно "Куйбышев". Бетонный пирс, находившийся на расстоянии около полутора километров, сильно поврежден. Ряжевый деревянный пирс, отстоявший около трех километров, разрушен частично, такой же на расстоянии два километра разрушен полностью. Десантные средства у берега затонули.

Итак, принципиально ядерный заряд для торпеды был создан. Предстояло доработать его конструкцию с целью уменьшения габаритов, а также завершить создание торпеды с ядерным зарядом и провести ее испытания для принятия на вооружение.

Государственные испытания торпеды Т-5 проводились в той же губе Черной в 1957 году. На акватории губы размещены эсминцы "Гремящий", "Грозный" и "Разъяренный", тральщики "Павлин Виноградов", "Ульянцев" и БТЩ-19, подводные лодки С-10, С-81, С-84, Б-9, Б-20, мелкие суда и баржи. Подводная лодка С-19 лежала на дне.

10 октября 1957 года подводная лодка 613 проекта С-144 под командованием капитана 1 ранга Г.В.Лазарева подошла к горлу губы Черной. В ее задачу входило произвести два выстрела торпедами. Первая торпеда несла обычный, даже уменьшенный по мощности, заряд и была пристрелочной. При этом выстреле подводная лодка должна была также отработать свой маневр, чтобы не пострадать при ядерном взрыве. Планировалось, что выстрелив лодка уйдет за скалы горла губы и тем укроется от ударной волны.
Находясь на перископной глубине, подводная лодка произвела первый выстрел и сманеврировала как планировалось. Торпеда прошла нормально и поразила цель, но благодаря уменьшенному заряду судно-цель осталось на плаву. В 10 часов капитан 1 ранга Лазарев вновь вывел лодку в назначенную точку. Говорят, что для подводников торпедная стрельба всегда является ответственным делом. Здесь же она была во сто крат ответственнее: мало того, что идут Государственные испытания торпеды, она еще и впервые с ядерным зарядом. Минно-торпедная часть пл С-144, которой командовал капитан-лейтенант В.Бессонов, не подвела. Выстрел был произведен нормально. Подводная лодка, как и планировалось, благополучно укрылась за скалистым мысом.

Торпеда поразила цель.

Султана, как два года назад, не было так как глубина взрыва была почти в три раза больше. Но над поверхностью акватории поднялась огромная светящаяся водяная гора. А когда она осела, оказалось, что эсминцы "Грозный" и "Разъяренный", подводные лодки С-81, Б-9 и Б-20, два тральщика, мелкие суда и баржи затонули. "Гремящий", правда, остался на плаву, но его пришлось отбуксировать на мель.

Итак, Государственные испытания торпеды Т–5 прошли успешно, торпеда была принята на вооружение Военно-Морского флота. Это был первый корабельный атомный боеприпас.

За проведенную стрельбу атомной торпедой капитан 1 ранга Лазарев награжден орденом Ленина, капитан-лейтенант Бессонов – орденом Красного знамени.

Недавно произошел довольно забавный казус: журналисты сразу двух центральных российских телеканалов якобы случайно сняли проект новейшей стратегической системы вооружения. Дело было на совещании у президента, посвященного вопросам национальной обороны. Секретная информация попала в эфир и была показана миллионам телезрителей, потом, правда, сюжеты были удалены.

Секретная российская торпеда Статус-6

О чем был этот репортаж и что такого секретного, случайно или намеренно, показали российские журналисты? В сюжете был показан проект секретной торпеды «Статус-6», успешное завершение которого может серьезно повлиять на глобальный расклад сил.

Речь идет о торпеде, оснащенной мощным ядерным зарядом, которая может на высокой скорости и большой глубине подходить к неприятельским берегам, наносить значительный урон военным объектам противника и его экономической инфраструктуре.

Собственно говоря, «Статус-6» тяжело назвать торпедой в привычном понимании этого слова. Скорее, это миниатюрная подводная лодка, которую очень тяжело обнаружить существующими на данный момент средствами. Эту торпеду планируют оснастить ядерной силовой установкой и термоядерным зарядом , с мощностью в 10 мегатонн. Заряд получит дополнительные средства для увеличения радиоактивного заражения местности после взрыва.

Калибр этой суперторпеды будет 1,6 метра, длина – 24 метра. Ядерная силовая установка позволит аппарату развивать скорость до 185 км/ч и погружаться на глубину в 1 км.

Учитывая огромную протяженность береговой линии США, а также расположения в прибрежных районах основных военных баз и индустриальных центров, применение такого оружия стало бы для американцев весьма неприятным сюрпризом.

Кроме того, основными поражающими факторами подобного оружия должны стать радиоактивное заражение местности и цунами, которое неизбежно возникнет в результате подрыва такого мощного боеприпаса. Некоторые эксперты уже подсчитали, что даже сравнительно небольшое цунами может нанести колоссальные людские и материальные потери. При подрыве боевой части с мощностью в 10 мегатонн цунами будет гораздо больше.

Эта идея не нова. Еще академик Сахаров разрабатывал проект подобного оружия. Подобные работы во времена холодной войны велись как в СССР, так и в США. Насколько они были успешны – неизвестно. В США сейчас полным ходом ведутся разработки подводных дронов, но основной их задачей является обнаружение вражеских подводных лодок.

Правда или фейк

Основным вопросом является реальность существования подобного аппарата у российских военных. Или продвинутых разработок в этом направлении.

Не имея никакой достоверной информации, кроме телевизионного ролика, сказать что-то определенное на этот счет сложно. В общем, это больше похоже на вброс, очередную попытку запугать западных «партнеров». Эта информация прекрасно ложится в канву последних событий: стрельбу по сараям и ишакам террористов крылатыми ракетами стоимость несколько миллионов долларов каждая, применение для их уничтожения стратегической авиации.

Все это похоже на демонстрацию силы, только не перед террористами, а перед «партнерами». Мол, смотрите, что мы можем: есть и ракеты, бомбардировщики еще летают. А если не проникнуться российской военной мощью, то можно и чудо-торпеду к Нью-Йорку отправить.

Только применение такого оружия однозначно будет означать начало ядерной войны, и не будет особой разницы, как уничтожат город: с помощью радиоактивного цунами или в результате попадания нескольких мегатонных боеголовок.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Во второй половине 1940-х годов советская ядерная программа развивалась с умопомрачительной скоростью. На нее тратились колоссальные ресурсы. Главным толчком стало наличие у потенциального противника – США – ядерной бомбы. Руководство страны осознавало, что необходимо догонять Америку, которая не только имеет такое , но уже и успешно его применила в боевых действиях (нанесение ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки).

Первый советский атомный заряд был испытан в 1949 году. И здесь встал вопрос, как доставить атомный заряд на территорию США. Изготовленные советскими военными несколько десятков бомб, которым разработчики дали название «Татьяна» (вероятно из-за того что индекс изделия начинался с «Т») на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4. Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 был легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных островов или на льдине у Северного полюса. При этом экипажа бомбардировщика имел билет в один конец. У них был единственный выход после завершения операции – попытаться долететь до мексиканской границы и выброситься с парашютом.


Естественно, такое положение дел не удовлетворяло ни руководителей страны, ни военных. Поэтому началась проработка вопроса использования атомных бомб и в интересах различных родов Вооруженных Сил СССР. Руководство страны отдавало предпочтение ракетной технике и бомбардировочной авиации. Однако и Военно-морской флот хотел получить в свои руки ядерное вооружение.

В то время самым многочисленным классом кораблей в советском флоте были подводные лодки. ВМФ СССР еще перед войной был лидером среди мировых государств по количеству подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны была подтверждена их эффективность действий на коммуникациях противника. Подводные лодки, находящиеся под толщей воды, в условиях ядерной войны имели явное преимущество перед надводными судами. Они могли достаточно близко подобраться к берегам противника и нанести удар. Поэтому командование ВМФ в первую очередь хотело иметь атомное оружие именно на подлодках. Однако здесь сразу возникали другие технические трудности и проблемы: максимальный диаметр торпедных аппаратов советских подводных лодок составлял 533 мм, а диаметр «носимой» атомной бомбы, испытанной в 1951 г., – 1500 мм. Что же делать в данной ситуации? Моряками предлагалось уменьшить заряд до необходимых габаритов, а атомщики требовали увеличить габариты торпеды. Именно поэтому появилось два проекта торпедного оружия с ядерным боеприпасом.

Т-15 – «Царь-Торпеда»

Инициатором проекта Т-15 был Алферов В.И., деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов В.И. в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов В.И., пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн!) разрабатываемые АПЛ проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывалась гигантская волна – цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки – «проект 627» – главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов

Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение. Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15. Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды – 40 тонн, масса боевой части – 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров. Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б. Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров. Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота. ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки. По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка имеющая подобное вооружение флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки. Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако советских ядерных торпед на этом не заканчивается.

Ядерная торпеда Т-5

Как уже отмечалось, моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды - РДС-9 - разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б. За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений - обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов. Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения. Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5...+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один – в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел. Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить. Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва – 35 метров...». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания в инертном снаряжении. Причин прекращения производства торпед Т-5 было несколько. Во-первых, сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам. Во-вторых, и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:
Калибр – 1550 мм / 533 мм;
Масса торпеды – 40000 кг / 2200 кг;
Длина торпеды – 2355 см / 792 см;
Тип энергетики – электрическая / парогазовая;
Ядерный заряд – термоядерный / атомный;
Носитель торпеды – АПЛ проекта 627 / ПЛ всех проектов;

Подготовлено по материалам:
http://raigap.livejournal.com/181946.html
http://www.iss-atom.ru
http://vpk-news.ru
http://militaryrussia.ru
http://www.atrinaflot.narod.ru

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Исполинский, светящийся изнутри пароводяной купол взлетел в небо над бухтой губы Черная, на несколько секунд застыл и с грохотом осел в море, утянув за собой в пучину небольшой военный флот.

Во вторник исполнилось ровно 60 лет со дня испытаний первой советской ядерной торпеды Т-5. Выпущенный с подводной лодки С-144 боеприпас прошел десять километров и сдетонировал на 35-метровой глубине, уничтожив два эсминца, две субмарины и два тральщика. Мощность взрыва достигла десяти килотонн. О самых засекреченных отечественных ядерных торпедах и перспективах развития этого грозного оружия, — в материале РИА Новости.

Побережье под снос

Созданием ядерной торпеды в СССР озадачились почти сразу после испытаний первой атомной бомбы в 1949-м. Как основные средства доставки мощного ядерного боезаряда на территорию США в те годы рассматривались дальние бомбардировщики и ракеты, но первые были уязвимы для ПВО, а вторые находились на зачаточном уровне развития и надежностью не отличались.

Подлодки — другое дело. Они отлично проявили себя во Второй мировой войне, могли скрытно подобраться к вражеским берегам и нанести мощный опустошительный удар по инфраструктуре и портам. Многие советские подводники на тот момент имели отличный опыт войны на море и идеально подходили для решения таких стратегических задач.

© AP Photo / Karel Prinsloo

© AP Photo / Karel Prinsloo

Пожалуй, самым амбициозным проектом в истории отечественного ВМФ стала гигантская торпеда Т-15 с атомным боевым отделением, которой занялись в начале 1950-х. Суперторпедой калибра 1550 мм, массой 40 тонн и длиной более 20 метров планировалось вооружить атомные субмарины проекта 627, спроектированные специально для нее. Удары предполагалось наносить по стратегическим береговым объектам США, таким как морские порты, базы и крупные прибрежные города.

Работы по торпеде велись параллельно с испытаниями первой в мире водородной бомбы РДС-6, которую взорвали в августе 1952-го. Через два года утвердили технический проект атомной торпеды и ее носителя, впервые допустив к секретной информации моряков. Флот на всю эту историю отреагировал безрадостно — гигантский торпедный аппарат занимал пятую часть всей лодки и фактически превращал ее в "оружие одного выстрела". Кроме того, появились обоснованные вопросы к дальнобойности и скорости торпеды, которые оставляли желать лучшего.

Плутониевые "рыбки"

По этим и другим причинам в "железе" подводное оружие возмездия так и не сделали, переключившись на более скромную парогазовую 533-миллиметровую торпеду Т-5 с тактическим ядерным боезарядом РДС-9. Такой калибр для ВМФ был более привычен и позволял заряжать Т-5 в штатные аппараты субмарин.
В сентябре 1955-го на Новой Земле провели испытания боевого зарядного отделения Т-5. СССР впервые осуществил подводный ядерный взрыв. Заряд для торпеды опустили в воду с тральщика и подорвали на глубине 12 метров, при этом мощность составила около трех килотонн в тротиловом эквиваленте.

Спустя два года, 10 октября 1957-го, снаряженной торпедой из кормового аппарата выстрелила подводная лодка проекта 613 С-144 под командованием капитана 1-го ранга Лазарева. Взрывом потопило четыре надводных корабля-мишени и две списанные подлодки. Испытания нового оружия признали успешными, и в 1958-м его передали в ВМФ.

Т-5 стояла на вооружении до появления автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО), позволяющих при необходимости "упаковать" 20-килотонную термоядерную начинку в обычные серийные изделия. Первые стандартные 533-миллиметровые торпеды с АСБЗО начали поступать на флот уже в 1960 году.

Идея на 100 килотонн

Примечательно, что спустя несколько лет, после испытаний на Новой Земле знаменитой "Царь-бомбы" мощностью более 50 мегатонн в октябре 1961-го, идею создания сверхмощной термоядерной торпеды высказал академик Андрей Сахаров.

"После испытания "большого" изделия меня беспокоило, что для него не существует хорошего носителя (бомбардировщики не в счет, их легко сбить), то есть в военном смысле мы работали впустую, — позже писал Сахаров в своих воспоминаниях. — Я решил, что таким носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника".

Академик предлагал создать сверхторпеду мощностью 100 мегатонн в прочном корпусе, способную прорываться сквозь минные поля и сети прибрежных заграждений.

Статусная утечка

Тема сверхмощных ядерных торпед всколыхнула мировую общественность в конце 2015 года, когда на совещании в сочинской резиденции президента России Владимира Путина в объективы телекамер попал слайд с информацией о новом секретном оружии — комплексе "Статус-6". Скриншот с описанием этой системы был мгновенно растиражирован в десятках российских и зарубежных СМИ.

На слайде угадывались силуэты атомных подлодок специального назначения "Белгород" и "Хабаровск", оборудованных стыковочными узлами на днище и способных нести глубоководные аппараты. В центре схемы была размещена огромная торпеда с невероятными характеристиками: дальность 10 тысяч километров, глубина погружения 1000 метров, максимальная скорость — до 100 узлов.

Из описания проекта следовало, что система предназначена для нанесения гарантированно неприемлемого ущерба противнику путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения на побережье, непригодных для жизнедеятельности человека в течение длительного времени. СМИ выдвигали предположения, что таких тотальных последствий можно добиться только одним способом — "грязным" взрывом так называемой кобальтовой бомбы.

В конце 2016 года издание Popular Mechanics со ссылкой на источники в Пентагоне



Читайте также: