Обсуждаем новую модель теплоснабжения. Почему уральцы не спешат становиться пилотами-испытателями? Запущены пилотные проекты по переходу к новой модели теплоснабжения с участием сгк и квадры

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 октября (BigpowerNews) — Два пилотных проекта новой модели теплоснабжения городов начали действовать в России. Об этом сообщил в пятницу, 13 октября, на конференции «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» в Екатеринбурге замдиректора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей Храпков.

«Уже два соглашения о переходе к новой модели подписано, „Сибирская генерирующая компания“ подписала такое соглашение с городом Рубцовском Алтайского края, и соглашение между городом Воронежем и ПАО „Квадра“ было подписано на днях в рамках международного форума „Российская энергетическая неделя“. Это первые шаги, и темп реализации нового закона в России будет зависеть от успешности этих „пилотов“. Первые полгода-год в процесс включится до 10 городов и пилотных компаний, при их успешности мы прогнозируем экспоненциальный рост, внедрение новой модели в России будет иметь массовый лавинообразный характер», — сказал он, сообщает ТАСС.

Новый закон о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры регионов был принят 29 июля и еще не обзавелся подзаконными актами, отметил Храпков. «Сейчас нет ничего лучше для массовой реализации этого закона, чем пилотные проекты», — подчеркнул он, добавив, что при переходе недопустимо давление.

По словам инициаторов закона, напоминает ТАСС, необходимость перехода к новой модели теплоснабжения по так называемой «закрытой» схеме вызвана растущими потерями тепла в нынешних так называемых «открытых» схемах, реализуемых во всех городах России. Потери от всего отпускаемого ТЭЦ и ГРЭС тепла в среднем по РФ выросли с 9% в 2000 году до 15% в 2015 году. Наибольшие потери отмечаются в Свердловской области — около 22%, наименьшие — в Татарстане — около 5%. В Москве и Санкт-Петербурге потери оцениваются в 7% и 10% соответственно, среднеевропейский показатель — от 4% до 8%. В качестве «выдающегося результата» эксперты отмечают теплоснабжение нового района «Академический» в Екатеринбурге — здесь потери не превышают 3%.

Федеральное законодательство предусматривает переход всех российских городов на «закрытую» схему теплоснабжения к 1 января 2022 года. Как сказал ранее замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, за счет эффекта высвобождающихся ресурсов, снижения потерь тепла и воды, уменьшения потребления газа, угля и мазута ожидается серьезный мультипликативный эффект.

Конференция «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» посвящена перспективам развития инфраструктуры города, сегодняшним проблемам в этой сфере, а также стимулам к изменению ситуации для властей и горожан. Главная тема конференции — дорожная карта перехода к новой модели рынка тепла системы централизованного теплоснабжения Екатеринбурга. Организатором мероприятия выступили медиахолдинг «Эксперт» совместно с Агентством стратегических инициатив, при участии компании «Т-Плюс».

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 октября. /ТАСС/. Первые два пилотных проекта новой модели теплоснабжения городов начали действовать в России. Об этом сообщил в Екатеринбурге на конференции "Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона" замдиректора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей Храпков.

"Уже два соглашения о переходе к новой модели подписано. "Сибирская генерирующая компания" подписала такое соглашение с городом Рубцовском Алтайского края, и соглашение между городом Воронежем и ПАО "Квадра" было подписано на днях в рамках Международного форума "Российская энергетическая неделя". Это первые шаги, и темп реализации нового закона в России будет зависеть от успешности этих "пилотов", - отметил представитель Минэнерго.

По мнению представителя министерства, первые полгода-год в процесс включится до 10 городов и пилотных компаний. При их успешности, уверен Храпков, можно прогнозировать экспоненциальный рост, внедрение новой модели в России будет иметь массовый лавинообразный характер.

По словам Храпкова, новый закон о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры регионов был принят 29 июля, и еще не обзавелся подзаконными актами. "Сейчас нет ничего лучше для массовой реализации этого закона, чем пилотные проекты", - отметил он, добавив, что при переходе недопустимы давление и кампанейщина. "Переход к новой модели осуществляется добровольно по согласию с региональной и местной властью, взвешенность перехода заложена в самом законе", - добавил представитель министерства.

По мнению эксперта, сейчас главное - максимально быстрое принятие подзаконных актов, оценка опыта пилотных проектов, мобильность по внесению изменений в закон и подзаконные акты.

Опыт законодателей

По словам члена комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадия Чернецкого, закон попал к сенаторам уже принятый в первом чтении. "В целом он корректен, но некоторые моменты нас чрезвычайно смущали, и мы вынуждены были активно вмешаться. В первую очередь никто не мог четко обозначить дополнительную финансовую нагрузку на регион. По нашим предварительным расчетам, они выливались в миллиардные суммы. Совет Федерации создал комиссию, и все 24 сформулированные нами предложения были практически полностью учтены", - отметил Чернецкий.

По словам члена Совфеда, смущает отсутствие полного набора подзаконных актов. "Боюсь перекосов внутри системы между генерацией и сетевиками. Сегодня для подавляющего большинства муниципальных образований проблемой является не проблема генерации. Говоря о генерации, мы можем обсуждать - эффективна она или нет. Говоря о сетевом хозяйстве, в некоторых случаях мы ставим вопрос выживаемости - жить или не жить. Доминирующее положение в этой системе будет у генерации, и нужна мудрость со стороны единой теплоснабжающей организации, и контроль со стороны властей. Вся парадигма предстоящих действий должна быть открыта и понятна, чтобы, вытаскивая одно, не загубить другое. Только практика может рассеять эти сомнения", - отмечает Чернецкий.

"Если жизнь потребует, мы готовы вносить соответствующие коррективы в закон. Он должен улучшить ситуацию, и ни в коем случае не создавать новые проблемы", - констатирует член Совфеда.

Свердловский опыт

В ходе работы над поправками законодатели обращались и изучали реакцию ряда субъектов РФ, которые помогли обозначить наиболее болевые точки в проекте закона. Одним из таких регионов стала Свердловская область.

Долги управляющих компаний перед свердловским филиалом "Т Плюс" за тепло и горячую воду превысили 5,2 млрд рублей. Более половины суммы долга управляющих компаний за тепло и горячую воду перед поставщиком ресурсов - это задолженность собственников жилья в многоквартирных домах в Екатеринбурге, Первоуральске, Нижней Туре, Лесном.

По словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, износ коммунального хозяйства региона составляет около 67%. В одном из слайдов его презентации указаны два муниципальных образования, где необходима замена свыше 92% теплосетей. Недоремонт, который сложился в 1990-е - начале 2000-х годов, не компенсируется нынешними активными ремонтами. "В среднем около 43% теплосетей Среднего Урала нуждаются в замене, - это около 3 тыс. км. В регионе ежегодно меняется до 6% теплосетей при нормативе до 10%. Ежегодная потребность Свердловской области в строительстве и реконструкции составляет 250 теплоисточников, при этом меняется и реконструируется не более 50", - говорит он. При этом, отмечает министр, беспрецедентные суммы, выделенные в Екатеринбурге в 2017 году (так, ПАО "Т Плюс" выделило порядка 2,5 млрд рублей), показали, что масштабные ремонтные работы могут парализовать работу транспортного комплекса.

"Кроме того, мы должны понимать, что концессионер придет только в том случае, если увидит понятные условия работы с понятным периодом окупаемости. Хотя концессии заключаются на сроки 30 лет и более, концессионер реально придет на срок не более 10, максимум 12 лет, чтобы в дальнейшем эксплуатировать модернизированные объекты", - отмечает министр.

Опыт "пилотов"

Свердловская область выбрала десять муниципальных образований для реализации пилотных проектов комплексной модернизации систем теплоснабжения. Отличительной особенностью этих территорий было то, что специалисты увидели там главной причиной образования задолженности за ресурсы в неэффективности системы теплоснабжения. В ряде территорий приняли решение уйти от централизованного теплоснабжения, закрывали крупные котельные советских времен, ставили локальные источники, максимально приближенные к объектам социальной сферы и многоквартирным жилым домам, отключая от централизованного теплоснабжения частный сектор и переводя его на индивидуальное газоснабжение.

"Нам удалось повысить качество ресурсов, ликвидировать текущую задолженность за коммунальные ресурсы. И в большинстве случаев это привело не к повышению, а к снижению платы жителей. Так, в Верхних Серьгах плата, в первую очередь в частном секторе при переводе с централизованное на индивидуальное газовое отопление, снизилась в зимний период более чем в полтора раза", - отметил министр.

"ПАО "Квадра" - одна из крупнейших российских территориально-генерирующих компаний, созданных в процессе реформирования ОАО РАО "ЕЭС России". Генеральный директор компании Семен Сазонов и глава города Воронежа Александр Гусев подписали протокол о намерениях взаимодействия по развитию систем теплоснабжения этого города-миллионника российского Черноземья. Соглашению чуть больше недели, и пока рано говорить о результатах. По словам заместителя генерального директора "ПАО "Квадра" по экономике Светланы Никоновой, сейчас совместно с городскими властями, с представителями организаций, обеспечивающих теплоснабжение города, прорабатываются условия, параметры и совместное взаимодействия по выстраиванию в первую очередь технологических взаимоотношений внутри системы теплоснабжения. "Стороны имеют в виду и консолидацию сетевого комплекса, и параметры эффективности, возможности и потенциал внутри системы, - для того, чтобы провести ряд подготовительных мероприятий и уже совершенно осознанно говорить о совместных действиях по переходу к новой модели", - сказала Никонова.

Эксперты понимают, что реализация таких проектов только за счет бюджета невозможна и нецелесообразна. Концессионные соглашения возможны только в рамках действующих, понятных и долгосрочных федеральных законов. "Проблема в том, что данный законопроект, поддержанный федеральным Минэнерго, встретил, например, неоднозначную реакцию федерального Министерства строительства и ЖКХ. Есть опасения, что подзаконные акты, которые будут готовиться разными ведомствами, могут привести к несогласованности по разным направлениям. Их обсуждение должно проходить активно и открыто, с учетом опыта пилотных территорий. Только тогда закон будет работать с пользой и эффективно как для собственников и эксплуатантов тепловых источников, так и для потребителей", - констатируют эксперты.

Мотивация потребителя

Все новые дома строятся с современными системами теплоснабжения. Это решение принято административно, а установка таких систем в старых домах, в соответствии с жилищным кодексом, без общего решения собственников жилья невозможна. Ресурс влияния на собственников один - убеждать. "Реформа теплоснабжения без реформы сознания всех участников процесса невозможна, и собственникам необходимо разъяснять не только их права, но и обязанности по содержанию своего жилья. В том числе и по энергоэффективным мероприятиям", - считает Смирнов.

По мнению Светланы Никоновой, проблема мотивации потребителя - следующий этап большой совместной работы. "Мотивирован производитель и поставщик, но без выверенной мотивации потребителя - второй стороны этих отношений - нам будет сложно достичь конструктивного результата", - отмечает представитель ПАО "Квадра".

Екатеринбург - лицо России

Екатеринбург заявлен от России в качестве города, который примет Всемирную выставку "ЭКСПО-2025". На полгода он, в случае успеха заявки, станет лицом России, которое увидят многие миллионы посетителей. Город должен показать миру все самое лучшее, современное и эффективное.

Группа "Т Плюс" оценивает потребность модернизации системы теплоснабжения Екатеринбурга ориентировочно в 60 млрд рублей до 2030 года, сообщил в ходе конференции директор по экономике и тепловым узлам ПАО "Т Плюс" Александр Вилесов. Самая большая доля инвестиций в 45% от всей инвестпрограммы должна быть направлена на проект по переводу потребителей тепловой энергии на индивидуальные тепловые пункты (ИТП). Также среди направлений еще две статьи: модернизация объектов генерации и сетей теплоснабжения, они составляют по 25%. Отмечается, что среди источников привлечения финансирования 5% приходится на бюджет, 70% - на проектное финансирование и 25% - на тариф на теплоэнергию.

"Екатеринбург является для ПАО "Т Плюс" важным, опорным, значимым, городом. Тем более, здесь есть район "Академический", который я считаю жемчужиной России, где можно строить огромную популяризацию того, как нужно делать", - сказал он. Вилесов также отметил эффективный и достойный популяризации опыт Татарстана в "закрытии" теплоснабжения обширных, населенных и индустриально насыщенных территорий.

Опыт Татарстана

АО "Татэнерго" - одна из крупнейших региональных генерирующих компаний Российской Федерации. По словам генерального директора Раузила Хазиева, в республике так же высок износ теплосетей, и так же неочевидна инвестиционная привлекательность этой отрасли. Проблемой здесь начали заниматься около девяти лет назад. Город Набережные Челны имел открытую схему теплоснабжения, на которую было замкнуто порядка 1400 домов. "Перевели их на закрытую схему, одновременно ушли от центральных тепловых пунктов (ЦТП) на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (АИТП). Это дало снижение расходов населения по оплате тепла на 27-30%. Осталось еще порядка 200 домов, которые мы в ближайшее время завершим", - отмечает глава энергокомпании.

После Набережных Челнов в регионе занялись Казанью. "В течение двух лет монтировали ежегодно по 200-250 АИТП, а в этом году, в соответствии с президентской программой, смонтировали 1300 АИТП", - говорит Хазиев, добавляя, что источник финансирования - региональный фонд капитального ремонта, где основным участником является бюджет субъекта РФ, который финансирует через фонд около 60% расходов.

"Это та "конфетка", которая нужна населению - продолжает гендиректор. - Вообще самым сложным было провести собрания и убедить людей. Чем мы аргументировали? Тариф растет и будет расти. Во главе стоит газ, к которому привязано до 70% теплоисточников. Газ дорожает, тариф растет, а платежи при "закрытии" схемы теплоснабжения не растут, а то и снижаются. Что в екатеринбургском районе "Академический", что у нас в Набережных Челнах. Вот о чем надо рассказывать потребителям и как убеждать их", - констатирует Раузил Хазиев.

Отложенные вызовы

Вызовы, с которыми столкнется отрасль в будущем, также обсуждались в ходе конференции. По словам директора по экономике ПАО "Т Плюс" Александра Вилесова, главная нынешняя проблематика - это проблематика не генерации, а сетей. "Нет резонов вкладываться в сеть горячего водоснабжения, если создание нового индивидуального теплового пункта исключит ее из оборота", - отмечает он.

Другой вызов для теплогенерации связан с традиционной энергетикой. "Возможный срок существования и период инвестирования в традиционную энергетику составляет еще около 15 лет. Дальше сложно прогнозировать, но, по моему мнению, надо готовиться к тому, что кардинально изменится устройство электрического рынка. Сейчас преобладает оптовая генерация, розничная - мала. Впоследствии мы увидим, скорее всего, следующее. То, о чем еще только пишут в газетах о смартгридах (англ. smart grid - Умные сети электроснабжения - прим. ТАСС) и распределенной генерации, станет повседневной практикой. Будет другая энергетика - распределенная", - сказал он в интервью ТАСС.

В ближайшие пять лет определит и жестко детерминирует происходящее в сфере теплоснабжения очень разный коэффициент теплоэффективности жилья даже в масштабах одного города - речь идет не о процентах, а разах. Это необходимо будет выравнивать активной модернизацией всего комплекса ЖКХ, чтобы не оставаться в роли отстающего от развитых стран. "В Скандинавии теплоэффективность зданий высочайшая, а в рамках Европейской программы уже заявлено о целом ряде домов с так называемой нулевой эмиссией - дом согревает себя за счет тепла, которое выделяют жильцы", - отмечает Вилесов.

При этом именно интенсивное внедрение энергосбережения может стать еще одним вызовом. "За счет установки индивидуальных приборов учета и индивидуальных котельных теплопотребление в городах, в первую очередь активно застраивающихся, будет снижаться или останется постоянным. Строить бизнес на рынке, который не растет - проблема", - говорит он, отмечая, что пока нет ответа на этот вопрос, проблема ждет решения.

"Открытая" или "закрытая"?

По словам инициаторов закона, необходимость перехода к новой модели теплоснабжения по так называемой "закрытой" схеме вызвана растущими потерями тепла в нынешних, так называемых "открытых" схемах, реализуемых во всех городах России. Потери от всего отпускаемого ТЭЦ и ГРЭС тепла в среднем по РФ выросли с 9% в 2000 году до 15% в 2015 году. Наибольшие потери отмечаются в Свердловской области - около 22%, наименьшие в Татарстане - около 5%. В Москве и Санкт-Петербурге потери оцениваются в 7 и 10% соответственно, среднеевропейский показатель - от 4 до 8%. В качестве "выдающегося результата" эксперты отмечают теплоснабжение нового района "Академический" в Екатеринбурге - здесь потери не превышают 3%.

Федеральное законодательство предусматривает переход всех российских городов на закрытую схему теплоснабжения к 1 января 2022 года. Как сказал ранее замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, за счет эффекта высвобождающихся ресурсов, снижения потерь тепла и воды, уменьшения потребления газа, угля и мазута, ожидается серьезный мультипликативный эффект. "На один рубль вложений добавится три рубля к ВВП", - отмечал замминистра.

О конференции

Конференция "Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона" прошла в Екатеринбурге 13 октября и стала первым в России форумом, где обсуждалась реализация нового закона. Посвящена перспективам развития инфраструктуры города, сегодняшним проблемам в этой сфере, а также стимулам к изменению ситуации для властей и горожан. Главная тема конференции - дорожная карта перехода к новой модели рынка тепла системы централизованного теплоснабжения Екатеринбурга. Организатором мероприятия выступили медиахолдинг "Эксперт" совместно с Агентством стратегических инициатив, при участии компании "Т-Плюс".

О компании "Т-Плюс"

Группа "Т Плюс" - крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, обеспечивает энергоснабжение в 16 регионах России. Под управлением группы находится 60 электростанций, свыше 400 котельных и почти 18 тыс. км тепловых сетей. На долю группы приходится более 6% от установленной мощности электростанций России, почти 5% производства электроэнергии и около 8% рынка централизованного теплоснабжения страны.

В состав группы входит консолидированная генерирующая компания ПАО "Т Плюс", объединившая активы принадлежавших "КЭС Холдингу" ОАО "ТГК-5", ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9" и ОАО "Волжская ТГК", а также единая энергосбытовая компания ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".

Новое российское законодательство позволяет бизнесу по договоренности с местными властями запускать масштабные инвестиционные проекты модернизации инфраструктуры, а главное - гарантировать возврат вложенных средств

Конференция «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона», прошедшая в Екатеринбурге 13 октября, была посвящена перспективам развития инфраструктуры города, проблемам в этой сфере, а также стимулам к изменению ситуации для властей и горожан. Главная тема - дорожная карта перехода к новой модели рынка тепла при системе централизованного теплоснабжения столицы Среднего Урала.

Проблематика рынка тепла не сходит с повестки дня, и это понятно: инфраструктурные решения, заложенные в советское время, исчерпывают моральный и материальный ресурс. Когда-то централизованного отопления и горячего водоснабжения было достаточно, чтобы жилье считалось комфортным, а теперь недогрев или перегрев помещений и грязная вода из крана вызывают оправданное недовольство. Чтобы повысить качество коммунальных и жилищных услуг, нужны немалые инвестиции в инфраструктуру и в ее переустройство. Максимальные эффекты модернизации возможны только в случае скоординированных инвестиций теплоснабжающих компаний, города, жителей, привлечения проектного финансирования при условии долгосрочных тарифных соглашений и системы гарантирования эффектов. Об этом и шла речь на конференции.

Вызовы рынка

Напомним: законопроект «О новом моделировании теплоснабжения» вступил в силу 29 июля. В его многолетней подготовке участвовали органы местного самоуправления, регионы, эксперты, депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации. В итоге достигнут консенсус, отметил заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике министерства энергетики Российской Федерации Алексей Храпков.

Ведомством подготовлена дорожная карта по принятию подзаконных актов, их около сорока. В правительстве находится согласованная всеми федеральными органами методика цены альтернативной котельной, в ближайшее время она будет принята. Ключевая задача, говорит Алексей Храпков, принять все подзаконные акты не позднее середины следующего года. Обсуждения разгорелись с новой силой, теперь уже - подзаконных актов, что и продемонстрировала конференция: консенсус консенсусом, а при реализации закона, судя по всему, оппоненты схлестнутся еще не раз.

Чиновник напомнил об основных побудительных мотивах, повлекших к изменению законодательства о регулировании сферы теплоснабжения. Первый: после того, как реформировали сферу электроэнергетики, ее рыночное ценообразование и рыночные отношения влияют на нереформированное тепло (тепло и электроэнергия - совместный для многих источников продукт). Неконкурентность таких ТЭЦ на оптовом рынке электроэнергии транслируется и на рынок теплоснабжения, что является безусловным вызовом. Второй мотив - рыночное давление крупных потребителей: промышленность, девелоперы стали уходить от централизованного теплоснабжения. А коммунальные потребители занимаются энергоэффективностью, повышая качество теплопотребления, снижая удельные расходы на квадратный метр. По водоснабжению эту ситуацию не удержали: сегодня «Водоканалы», сократив полезный отпуск на 30 - 40%, озабочены содержанием избыточных мощностей. А в теплоснабжении самое время успеть. Отрасли пора ориентироваться на клиента, который повышает эффективность потребления. Это самый сильный вызов.

Набор инвестиций, имеющийся в отрасли для решения ее проблем, ничтожно мал, в основном это бюджетные средства. Но бюджеты не в лучшей ситуации. Если в 2015 году государство напрямую вложило в тепло 150 млрд рублей при потребности в 200 миллиардов, то сегодня и такой возможности нет. Предложенная модель реформирования и направлена на решение этих вопросов.

Раздрай жив

Участники конференции обсуждали, как быстро закон начнут применять в крупных городах, сколько времени займет внедрение его хотя бы в половине регионов. Сегодня в стране подписано два пилотных соглашения о переходе к новой модели: Сибирской генерирующей компанией с Рубцовском Алтайского края и ПАО «Квадра» с Воронежем. За полгода-год наберется еще до десяти пилотников.

В Свердловской области и Екатеринбурге пока категорически против того, чтобы оказаться в числе пилотов. Пусть, дескать, пока «на кошках» тренируются. Как реализуется модернизация теплоснабжающего комплекса региона, рассказал министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов. Основная доля технологических нарушений на объектах коммунального хозяйства приходится на объекты теплового сектора, в первую очередь - сетей. Недоремонт 90-х - начала 2000-х не компенсирован, 43% тепловых сетей нуждается в замене. Это более 3 тыс. километров. Ежегодно меняется около 6% сетей при нормативе не менее 10%. В реконструкции нуждается 250 теплоисточников, хотя обновляется более 50. Основная причина - нехватка денег.

Новая модель рынка теплоснабжения регулирует только цену. Соответственно, все, что потребитель сэкономит, полным рублем останется у него

По расчетам работающей в регионе «Т Плюс », чтобы привести теплоснабжающую инфраструктуру в нормальное состояние, нужно 60 млрд рублей.

Реализация инвестиционных проектов возможна только в рамках понятных долгосрочных федеральных законов, - отметил Николай Смирнов. - Предлагаемый федеральный закон поможет в привлечении инвестиций. Но проблема в том, что мы рассматриваем его отдельно, не в совокупности с другими отраслями. Обращает на себя внимание, что законопроект, который полностью поддержан Минэнерго, получил неоднозначную реакцию со стороны Минстроя и ЖКХ. Есть опасение, что подзаконные акты, которые будут готовиться разными ведомствами, могут привести к несогласованной позиции по различным направлениям. Если не увязывать ситуацию, которая будет складываться в системе теплоснабжения, с другими, в том числе водоснабжением, можно получить существенную нагрузку на бюджеты всех уровней.

Главное забыли

Очень важно, акцентировали участники конференции, стимулировать к энергоэффективности потребителя. До сих пор наше тарифное регулирование состоит в том, что мы гарантируем регулируемой организации получение годовой необходимой валовой выручки. А новая модель рынка теплоснабжения регулирует только цену. Соответственно, все, что потребитель сэкономит, полным рублем останется у него. Снизил на 20% потребление - цена не изменится, но на 20% будет меньше платить. Это самая сильная мотивирующая история данного закона.

Однако пока все участники процесса игнорируют потребителей. В Германии, когда вводились соответствующие модернизационные программы, пять-семь лет шла колоссальная пропаганда технологических решений. У нас полная тишина. При этом самые огромные потери тепла у потребителя в конце цепочки «источник - сеть - дом», отметил советник отдела проектной работы исполнительного комитета ОНФ и обозреватель журнала «Эксперт» Евгений Огородников:

60% тепла мы потребляем абсолютно нерационально, оно уходит в воздух, теряется на источниках, на транзите. У западных коллег эта цифра меньше в три раза, в нормальной экономике эти деньги отправились бы на инвестиции. Казалось бы, проинвестируй энергоэффективные мероприятия, сократи потери втрое и окупи модернизацию. Но наше законодательство до сих пор не позволяло это делать. Мы посчитали, что если в будущем будем экономить каждую четвертую гигакалорию, инвестиции во всю отрасль составят 5 трлн рублей. Туда входит полная модернизация сетей, установка ИТП, тепло- и энергоэффективные мероприятия внутри домов. В идеале такая модернизация окупается за восемь лет. Это вполне разумный срок, тем более при текущих ставках. Если активно модернизировать систему ЖКХ, серьезно упадет стоимость потребления. Допустим, снизили потребление на 50%, а тариф можем поднять в два раза: платеж для населения останется тот же. Получаем дорогое, но эффективное тепло, а потребитель дороговизны не чувствует. Этот эффект часто недооценивается.

Считали - веселились

Обновление инфраструктуры теплоснабжения может ускорить рост регионального ВРП - до 1% на протяжении двух десятилетий. Эффекты модернизации будут проявляться в два этапа. Первый этап и десятилетие - собственно модернизация и все связанные с ней эффекты: инвестиции, объекты капитального строительства, рабочие места, рост качества жизни. Косвенный эффект - возврат отрасли к рентабельности. Эффекты второго этапа и десятилетия - высвобождение значительного объема средств населения: вместо того, чтобы тратить деньги на некачественное теплоснабжение и ГВС, люди получат стабильный тариф, а сэкономленные ресурсы смогут направить на потребление.

В Свердловской области и в Екатеринбурге есть большие резервы для этого. Например, в новом районе Академический потери в сетях - всего около 3%. Выстроенная по современным стандартам инфраструктура этого района позволяет максимально автоматизировать процесс тепло- и горячего водоснабжения, сделать отопление индивидуальным, за счет автоматизации расчетов решить проблемы учета, положить конец спорам между субъектами рынка.

Подобную систему можно выстроить не только в отдельном новом микрорайоне, но и по всему Екатеринбургу. Для этого есть все: инвестор, отработанные технологии, понимание проблем и специфики города. Кроме того, российское законодательство сейчас позволяет по договоренности с местными властями запускать масштабные инвестиционные проекты модернизации инфраструктуры, а главное - гарантировать возврат вложенных средств.

После нескольких лет бурного обсуждения и принятия важного закона в России рынок теплоснабжения перешел на качественно новый уровень с новыми возможностями. Свердловская область стала пилотным регионом, переходящим на единую модель отрасли теплоснабжения. В Екатеринбурге эксперты, чиновники и законодатели обсудили «дорожную карту» марш-броска к новой модели системы. Часть вопросов пока осталась без ответа. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В российском законодательстве, регулирующем отрасль теплоснабжения, произошел ряд существенных изменений, предоставляющих новые возможности для развития теплового рынка. На конференции «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» в Екатеринбурге ее участники предложили свои варианты максимального использования открывшихся перспектив с максимальной выгодой одновременно для всех заинтересованных сторон: населения, власти, бизнеса.

В первую очередь обновленное законодательство направлено на внедрение новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения, изменение роли единой теплоснабжающей организации в определенных ценовых зонах. Напомним, что законопроект «О новом моделировании теплоснабжения» принят Государственной Думой РФ, подписан и вступил в силу в конце июля 2017 года. Текст проекта закона был разработан в соответствии с Поручениями Президента России Владимира Путина и Правительства РФ, а так же в рамках дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства РФ.

После нескольких лет бурного обсуждения еще два года ушло на подготовку и , участие в котором приняли эксперты, органы местного самоуправления, региональной и федеральной власти. При подведении итогов голосования председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила работу над законопроектом как положительный пример взаимодействия Парламента и Правительства: «Сенаторы представили 22 поправки в документ, все они были учтены» .

«В рамках реализации законопроекта Министерством энергетики подготовлена дорожная карта по принятию подзаконных актов, их порядка сорока. При этом один документ уже принят, достаточно важный принят. Это изменение в четырехсотое постановление «Об индексах платы граждан за коммунальные услуги», которое полностью синхронизирует внедрение новой модели с институтом индексной модели. В правительстве находится согласованная всеми федеральными органами методика цены альтернативной котельной. Мы надеемся, в ближайшее время она будет принята. Порядка еще 7-18 нами уже разработано, проходят согласование. Наша ключевая задача – не позднее середины следующего года принять все подзаконные акты, направленные на внедрение новой модели рынка теплоснабжения, – отметил заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Алексей Храпков . – Мы реформировали рынок электроэнергии, и, соответственно, рыночное ценообразование, рыночные отношения в электроэнергии, в электроэнергетике, безусловным образом, на наш совместный продукт теплоснабжения оказывает достаточное сильное влияние и давление. Поэтому неконкурентность ТЭЦ на оптовом рынке транслируется в рынок теплоснабжения, что является безусловным вызовом» .

Как отметил Храпков, сегодня происходит «рыночное давление потребителей на сферу теплоснабжения» . Промышленность уходит от централизованного теплоснабжения и девелоперы занимают активную позицию при обсуждении техприсоединения к централизованному теплоснабжению, используя метод альтернативных затрат. Коммунальные потребители при этом активно повышают эффективность теплопотребления, снижая удельные расходы на квадратный метр.

В соответствии с новым законом переход к предложенной модели осуществляется в условиях соглашения между муниципальной властью и бизнесом на рынке теплоснабжения. Фактически это принцип государственно-частного партнерства, где бизнес берет на себя ответственность и гарантии перед властью за исполнение взятых обязательств. При этом переход к новой модели осуществляется добровольно, по согласованию с региональной и местной властью, это договор со взаимными обязательствами.

Первые соглашения в рамках нового закона уже подписала Сибирская генерирующая компания с городом Рубцовск Алтайского края, а также между городом Воронеж и ПАО «Квадра». Эксперты прогнозируют, что за полгода-год соглашения по переходу к новой модели заключат еще порядка десяти городов и до десяти пилотных компаний.

«Сейчас мы активно совместно с городскими властями, с представителями организаций и компаний, которые участвуют в процессе обеспечения теплоснабжения, занимаемся вопросами проработки условий, параметров и совместного взаимодействия по выстраиванию, в первую очередь, технологических взаимоотношений внутри системы теплоснабжения, имея в виду и консолидацию теплосетевого комплекса, имея в виду и параметры эффективности, возможности и потенциал этой эффективности внутри системы для того, чтобы провести ряд подготовительных мероприятий и уже совершенно осознанно говорить о совместных действиях по переходу к новой модели» , – рассказала директор по экономике ПАО «Квадра» Светлана Никонова .

В комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера новый закон поступил уже принятый в первом чтении. Для доработки закона Советом Федерации была создана специальная комиссия. Как отметил первый заместитель председателя комитета Аркадий Чернецкий, «были отдельные моменты, которые нас чрезвычайно смущали» .

«В первую очередь, это дополнительные финансовые нагрузки на регионы, которые никто не мог четко обозначить. Но по нашим предварительным расчетам, то есть, это вообще выливались в серьезные миллиардные суммы. И с закрытыми глазами идти на решение этих вопросов было абсолютно невозможно. То есть, должна была быть определенная открытость, региональные власти и органы местного самоуправления должны понимать, что они получат, и какие нагрузки дополнительные на них лягут, – сообщил Аркадий Чернецкий , отметив при этом, что сегодня для ряда муниципальных образований основной проблемой является не генерация. – Сегодня самое главное – это максимально быстрое принятие всех подзаконных актов, посмотреть на пилотах каким образом это начнет реализовываться. И быть очень мобильным в плане своевременного внесения изменения. Если жизнь потребует, мы готовы отслеживать эти вопросы и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в этот закон. Этот закон должен улучшить ситуацию и ни в коем случае не создавать новые проблемы» .

Академический пример для страны

Место для встречи участников важного диалога на старте нового отопительного сезона было выбрано не случайно – столица Среднего Урала (как и Свердловская область) стала пилотным проектом реализации новой модели. Кстати, Екатеринбург стал и первой дискуссионной площадкой, где обсуждался столь значимый документ. В Свердловской области и в Екатеринбурге сегодня есть большие резервы для того, чтобы за счет обновления инфраструктуры теплоснабжения ускорить рост валового регионального продукта (ВРП).

«В среднем по городу в сетях теряется более 20 % тепла, по области – еще больше. Жители топят своими деньгами улицу. При этом среднеевропейский показатель – 4-8 %. Но в городе есть и позитивные примеры. Например, в новом районе Академический потери намного меньше среднемировых: там в сетях теряется лишь около 3 % тепла» , – отмечают аналитики медиахолдинга «Эксперт», выступившего организатором мероприятия совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и при участии компании «Т-Плюс».

Передовая тепловая инфраструктура этого района позволяет снизить до минимума траты на «отопление улицы», но также максимально автоматизировать процесс теплоснабжения и горячего водоснабжения, сделать отопление индивидуальным для каждой квартиры. Такую систему можно выстроить не только в отдельном микрорайоне, но и по всему городу. Аналогичные проекты в скором будущем реализуются и в других городах, регионах России.

По данным правительства региона, на сегодняшний день на территории Свердловской области функционирует свыше 1700 теплоисточников. В основном это котельные малой мощности, которые составляют порядка 66 % от общего числа таких объектов. При этом вырабатывают они менее 5% от объема производимой энергии. Одновременно на территории региона находятся такие крупные тепловые источники, которые вырабатывают более 10,5 тысяч мВт: Свердловская ТЭЦ, Средне-Уральская ГРЭС, Красногорская, Первоуральская, Ново-Свердловская, Богословская, Верхнетагильская. В целом коммунальное хозяйство Свердловской области, как и в большинстве субъектов РФ, характеризуется высоким процентом физического и морального износа.

«Мониторинг технического состояния объектов показал, что около 43% тепловых сетей нуждается в замене, как в срочной, так и в перспективной. Это более трех тысяч километров тепловых сетей. В настоящее время ежегодно меняется порядка 5,5-6% тепловых сетей, что при нормативе не менее 10 %, не улучшают ситуацию в этом секторе. Основной причиной, как мы сами понимаем, является первое – это нехватка финансовых ресурсов в этой сфере. Второе – это тот «недоремонт», который сложился в предыдущие годы. И единовременные, разовые ремонты, что показали ремонтные работы в городе в этом году, когда были выделены беспрецедентные суммы порядка более 2,5 млрд рублей» , – отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов .

Озвучивая позицию Министерства строительства и ЖКХ к новому закону о теплоснабжении, Смирнов выразил опасение, что подзаконные акты, которые будут готовиться одним ведомством, могут быть не синхронизированы с позицией другого ведомства.

Инвесторы выдохнули. Или выдохлись?..

Экономические реалии сегодня таковы, что для того, чтобы повысить качество коммунальных и жилищных услуг, требуются немалые инвестиции в развитие и реорганизацию инфраструктуры. Но для этого сегодня необходима общая скоординированность действий всех участников теплового рынка и законодательные гарантии инвесторам.

«Инвестиционная непривлекательность этой отрасли очевидна. И начали тепловыми сетями мы заниматься где-то лет девять назад. Поэтому выход этого закона, я благодарю Совет Федерации, Госдуму, Минэнерго, «Т Плюс» очень активно работали по этому закону. Мы это все помним. Огромное спасибо. Есть ли альтернатива альткотельной? Нет. Концессионные соглашения – это всего лишь форма, она не является моделью, какой-то новой для рынка тепла, – прокомментировал ситуацию генеральный директор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев . – Можно ли отложить еще вопрос тепла дальше? Тоже нет. Поэтому закон даже немного опоздал, его надо было принимать во времена ДПМ, и тогда бы мы получили больший эффект. Сейчас мы просто догоняем. Мы закон поддерживаем еще потому, что закон заставляет вместе работать как субъект, муниципальное образование, город и ресурсоснабжающие организации. Мы вынуждены сейчас сесть за один стол и вместе работать, дружить по этому закону» .

Участники рынка теплоэнергии сегодня единодушны во мнении, что закон постепенно продолжит дополняться новыми поправками и корректировками, которые помогут привлечь дополнительные инвестиции для обновления и модернизации инфраструктуры данной отрасли. Главной мотивацией для инвесторов по-прежнему остаются стабильность в системе расчета тарифов и возможность планирования работы на длительный срок. Напомним, что ежегодные инвестиции в теплоснабжение сейчас достигают 87 млрд рублей при потребности в 250 млрд рублей, по информации Минэнерго РФ.

«Тот набор инвестиций, который есть, он ничтожно мал. Частных инвестиций, соответственно, доля еще меньше. А все, что мы на сегодняшний день практически инвестируем, это все бюджетная составляющая. Мы знаем прекрасно, что бюджеты сейчас находятся не в самой лучшей ситуации. По оценкам, которые мы сделали в 2015 году, по данным региональных властей, порядка 150 млрд рублей бюджет напрямую инвестировал в отрасль теплоснабжения. Сегодня такой возможности нет, а потребность, которую регионы обозначали в 2015 году, была еще больше, она была порядка 200 млрд рублей ежегодных инвестиций. Поэтому эти вызовы надо преодолевать, и нам представляется, что предложенная модель направлена на решение данных вопросов» , – констатировал Алексей Храпков.

Фото: pixabay.com и из архива ФедералПресс



Читайте также: