Запущены пилотные проекты по переходу к новой модели теплоснабжения с участием сгк и квадры. «Мы вынуждены дружить»

По мнению представителя министерства, первые полгода-год в процесс включится до 10 городов и пилотных компаний. При их успешности, уверен Храпков, можно прогнозировать экспоненциальный рост, внедрение новой модели в России будет иметь массовый лавинообразный характер.

По словам Храпкова, новый закон о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры регионов был принят 29 июля, и еще не обзавелся подзаконными актами. «Сейчас нет ничего лучше для массовой реализации этого закона, чем пилотные проекты», - отметил он, добавив, что при переходе недопустимы давление и кампанейщина. «Переход к новой модели осуществляется добровольно по согласию с региональной и местной властью, взвешенность перехода заложена в самом законе», - добавил представитель министерства.

По мнению эксперта, сейчас главное - максимально быстрое принятие подзаконных актов, оценка опыта пилотных проектов, мобильность по внесению изменений в закон и подзаконные акты.

Опыт законодателей

По словам члена комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадия Чернецкого , закон попал к сенаторам уже принятый в первом чтении. «В целом он корректен, но некоторые моменты нас чрезвычайно смущали, и мы вынуждены были активно вмешаться. В первую очередь никто не мог четко обозначить дополнительную финансовую нагрузку на регион. По нашим предварительным расчетам, они выливались в миллиардные суммы. Совет Федерации создал комиссию, и все 24 сформулированные нами предложения были практически полностью учтены», - отметил Чернецкий.

По словам члена Совфеда, смущает отсутствие полного набора подзаконных актов. «Боюсь перекосов внутри системы между генерацией и сетевиками. Сегодня для подавляющего большинства муниципальных образований проблемой является не проблема генерации. Говоря о генерации, мы можем обсуждать - эффективна она или нет. Говоря о сетевом хозяйстве, в некоторых случаях мы ставим вопрос выживаемости - жить или не жить. Доминирующее положение в этой системе будет у генерации, и нужна мудрость со стороны единой теплоснабжающей организации, и контроль со стороны властей. Вся парадигма предстоящих действий должна быть открыта и понятна, чтобы, вытаскивая одно, не загубить другое. Только практика может рассеять эти сомнения», - отмечает Чернецкий.

"Если жизнь потребует, мы готовы вносить соответствующие коррективы в закон. Он должен улучшить ситуацию, и ни в коем случае не создавать новые проблемы", - констатирует член Совфеда.

Свердловский опыт

В ходе работы над поправками законодатели обращались и изучали реакцию ряда субъектов РФ, которые помогли обозначить наиболее болевые точки в проекте закона. Одним из таких регионов стала Свердловская область.

Долги управляющих компаний перед свердловским филиалом "Т Плюс" за тепло и горячую воду превысили 5,2 млрд рублей. Более половины суммы долга управляющих компаний за тепло и горячую воду перед поставщиком ресурсов - это задолженность собственников жилья в многоквартирных домах в Екатеринбурге, Первоуральске, Нижней Туре, Лесном.

По словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, износ коммунального хозяйства региона составляет около 67%. В одном из слайдов его презентации указаны два муниципальных образования, где необходима замена свыше 92% теплосетей. Недоремонт, который сложился в 1990-е - начале 2000-х годов, не компенсируется нынешними активными ремонтами. «В среднем около 43% теплосетей Среднего Урала нуждаются в замене, - это около 3 тыс. км. В регионе ежегодно меняется до 6% теплосетей при нормативе до 10%. Ежегодная потребность Свердловской области в строительстве и реконструкции составляет 250 теплоисточников, при этом меняется и реконструируется не более 50», - говорит он. При этом, отмечает министр, беспрецедентные суммы, выделенные в Екатеринбурге в 2017 году (так, ПАО «Т Плюс» выделило порядка 2,5 млрд рублей), показали, что масштабные ремонтные работы могут парализовать работу транспортного комплекса.

"Кроме того, мы должны понимать, что концессионер придет только в том случае, если увидит понятные условия работы с понятным периодом окупаемости. Хотя концессии заключаются на сроки 30 лет и более, концессионер реально придет на срок не более 10, максимум 12 лет, чтобы в дальнейшем эксплуатировать модернизированные объекты", - отмечает министр.

Опыт «пилотов»

Свердловская область выбрала десять муниципальных образований для реализации пилотных проектов комплексной модернизации систем теплоснабжения. Отличительной особенностью этих территорий было то, что специалисты увидели там главной причиной образования задолженности за ресурсы в неэффективности системы теплоснабжения. В ряде территорий приняли решение уйти от централизованного теплоснабжения, закрывали крупные котельные советских времен, ставили локальные источники, максимально приближенные к объектам социальной сферы и многоквартирным жилым домам, отключая от централизованного теплоснабжения частный сектор и переводя его на индивидуальное газоснабжение.

"Нам удалось повысить качество ресурсов, ликвидировать текущую задолженность за коммунальные ресурсы. И в большинстве случаев это привело не к повышению, а к снижению платы жителей. Так, в Верхних Серьгах плата, в первую очередь в частном секторе при переводе с централизованное на индивидуальное газовое отопление, снизилась в зимний период более чем в полтора раза", - отметил министр.

"ПАО «Квадра» - одна из крупнейших российских территориально-генерирующих компаний, созданных в процессе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России». Генеральный директор компании Семен Сазонов и глава города Воронежа Александр Гусев подписали протокол о намерениях взаимодействия по развитию систем теплоснабжения этого города-миллионника российского Черноземья. Соглашению чуть больше недели, и пока рано говорить о результатах. По словам заместителя генерального директора «ПАО „Квадра“ по экономике Светланы Никоновой, сейчас совместно с городскими властями, с представителями организаций, обеспечивающих теплоснабжение города, прорабатываются условия, параметры и совместное взаимодействия по выстраиванию в первую очередь технологических взаимоотношений внутри системы теплоснабжения. „Стороны имеют в виду и консолидацию сетевого комплекса, и параметры эффективности, возможности и потенциал внутри системы, - для того, чтобы провести ряд подготовительных мероприятий и уже совершенно осознанно говорить о совместных действиях по переходу к новой модели“, - сказала Никонова.

Эксперты понимают, что реализация таких проектов только за счет бюджета невозможна и нецелесообразна. Концессионные соглашения возможны только в рамках действующих, понятных и долгосрочных федеральных законов. „Проблема в том, что данный законопроект, поддержанный федеральным Минэнерго, встретил, например, неоднозначную реакцию федерального Министерства строительства и ЖКХ . Есть опасения, что подзаконные акты, которые будут готовиться разными ведомствами, могут привести к несогласованности по разным направлениям. Их обсуждение должно проходить активно и открыто, с учетом опыта пилотных территорий. Только тогда закон будет работать с пользой и эффективно как для собственников и эксплуатантов тепловых источников, так и для потребителей“, - констатируют эксперты.

Мотивация потребителя

Все новые дома строятся с современными системами теплоснабжения. Это решение принято административно, а установка таких систем в старых домах, в соответствии с жилищным кодексом, без общего решения собственников жилья невозможна. Ресурс влияния на собственников один - убеждать. „Реформа теплоснабжения без реформы сознания всех участников процесса невозможна, и собственникам необходимо разъяснять не только их права, но и обязанности по содержанию своего жилья. В том числе и по энергоэффективным мероприятиям“, - считает Смирнов.

По мнению Светланы Никоновой, проблема мотивации потребителя - следующий этап большой совместной работы. „Мотивирован производитель и поставщик, но без выверенной мотивации потребителя - второй стороны этих отношений - нам будет сложно достичь конструктивного результата“, - отмечает представитель ПАО „Квадра“.

Екатеринбург - лицо России

Екатеринбург заявлен от России в качестве города, который примет Всемирную выставку „ЭКСПО-2025“. На полгода он, в случае успеха заявки, станет лицом России, которое увидят многие миллионы посетителей. Город должен показать миру все самое лучшее, современное и эффективное.

Группа „Т Плюс“ оценивает потребность модернизации системы теплоснабжения Екатеринбурга ориентировочно в 60 млрд рублей до 2030 года, сообщил в ходе конференции директор по экономике и тепловым узлам ПАО „Т Плюс“ Александр Вилесов. Самая большая доля инвестиций в 45% от всей инвестпрограммы должна быть направлена на проект по переводу потребителей тепловой энергии на индивидуальные тепловые пункты (ИТП). Также среди направлений еще две статьи: модернизация объектов генерации и сетей теплоснабжения, они составляют по 25%. Отмечается, что среди источников привлечения финансирования 5% приходится на бюджет, 70% - на проектное финансирование и 25% - на тариф на теплоэнергию.

»Екатеринбург является для ПАО «Т Плюс» важным, опорным, значимым, городом. Тем более, здесь есть район «Академический», который я считаю жемчужиной России, где можно строить огромную популяризацию того, как нужно делать", - сказал он. Вилесов также отметил эффективный и достойный популяризации опыт Татарстана в «закрытии» теплоснабжения обширных, населенных и индустриально насыщенных территорий.

Опыт Татарстана

АО «Татэнерго» - одна из крупнейших региональных генерирующих компаний Российской Федерации. По словам генерального директора Раузила Хазиева, в республике так же высок износ теплосетей, и так же неочевидна инвестиционная привлекательность этой отрасли. Проблемой здесь начали заниматься около девяти лет назад. Город Набережные Челны имел открытую схему теплоснабжения, на которую было замкнуто порядка 1400 домов. «Перевели их на закрытую схему, одновременно ушли от центральных тепловых пунктов (ЦТП) на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (АИТП). Это дало снижение расходов населения по оплате тепла на 27-30%. Осталось еще порядка 200 домов, которые мы в ближайшее время завершим», - отмечает глава энергокомпании.

После Набережных Челнов в регионе занялись Казанью. «В течение двух лет монтировали ежегодно по 200-250 АИТП, а в этом году, в соответствии с президентской программой, смонтировали 1300 АИТП», - говорит Хазиев , добавляя, что источник финансирования - региональный фонд капитального ремонта, где основным участником является бюджет субъекта РФ, который финансирует через фонд около 60% расходов.

"Это та «конфетка», которая нужна населению - продолжает гендиректор. - Вообще самым сложным было провести собрания и убедить людей. Чем мы аргументировали? Тариф растет и будет расти. Во главе стоит газ, к которому привязано до 70% теплоисточников. Газ дорожает, тариф растет, а платежи при «закрытии» схемы теплоснабжения не растут, а то и снижаются. Что в екатеринбургском районе «Академический», что у нас в Набережных Челнах. Вот о чем надо рассказывать потребителям и как убеждать их", - констатирует Раузил Хазиев.

Отложенные вызовы

Вызовы, с которыми столкнется отрасль в будущем, также обсуждались в ходе конференции. По словам директора по экономике ПАО «Т Плюс» Александра Вилесова, главная нынешняя проблематика - это проблематика не генерации, а сетей. «Нет резонов вкладываться в сеть горячего водоснабжения, если создание нового индивидуального теплового пункта исключит ее из оборота», - отмечает он.

Другой вызов для теплогенерации связан с традиционной энергетикой. «Возможный срок существования и период инвестирования в традиционную энергетику составляет еще около 15 лет. Дальше сложно прогнозировать, но, по моему мнению, надо готовиться к тому, что кардинально изменится устройство электрического рынка. Сейчас преобладает оптовая генерация, розничная - мала. Впоследствии мы увидим, скорее всего, следующее. То, о чем еще только пишут в газетах о смартгридах (англ. smart grid - Умные сети электроснабжения - прим. ТАСС) и распределенной генерации, станет повседневной практикой. Будет другая энергетика - распределенная», - сказал он в интервью ТАСС.

В ближайшие пять лет определит и жестко детерминирует происходящее в сфере теплоснабжения очень разный коэффициент теплоэффективности жилья даже в масштабах одного города - речь идет не о процентах, а разах. Это необходимо будет выравнивать активной модернизацией всего комплекса ЖКХ, чтобы не оставаться в роли отстающего от развитых стран. «В Скандинавии теплоэффективность зданий высочайшая, а в рамках Европейской программы уже заявлено о целом ряде домов с так называемой нулевой эмиссией - дом согревает себя за счет тепла, которое выделяют жильцы», - отмечает Вилесов.

При этом именно интенсивное внедрение энергосбережения может стать еще одним вызовом. «За счет установки индивидуальных приборов учета и индивидуальных котельных теплопотребление в городах, в первую очередь активно застраивающихся, будет снижаться или останется постоянным. Строить бизнес на рынке, который не растет - проблема», - говорит он, отмечая, что пока нет ответа на этот вопрос, проблема ждет решения.

"Открытая" или «закрытая»?

По словам инициаторов закона, необходимость перехода к новой модели теплоснабжения по так называемой «закрытой» схеме вызвана растущими потерями тепла в нынешних, так называемых «открытых» схемах, реализуемых во всех городах России. Потери от всего отпускаемого ТЭЦ и ГРЭС тепла в среднем по РФ выросли с 9% в 2000 году до 15% в 2015 году. Наибольшие потери отмечаются в Свердловской области - около 22%, наименьшие в Татарстане - около 5%. В Москве и Санкт-Петербурге потери оцениваются в 7 и 10% соответственно, среднеевропейский показатель - от 4 до 8%. В качестве «выдающегося результата» эксперты отмечают теплоснабжение нового района «Академический» в Екатеринбурге - здесь потери не превышают 3%.

Федеральное законодательство предусматривает переход всех российских городов на закрытую схему теплоснабжения к 1 января 2022 года. Как сказал ранее замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко , за счет эффекта высвобождающихся ресурсов, снижения потерь тепла и воды, уменьшения потребления газа, угля и мазута, ожидается серьезный мультипликативный эффект. «На один рубль вложений добавится три рубля к ВВП», - отмечал замминистра.

О конференции

Конференция «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» прошла в Екатеринбурге 13 октября и стала первым в России форумом, где обсуждалась реализация нового закона. Посвящена перспективам развития инфраструктуры города, сегодняшним проблемам в этой сфере, а также стимулам к изменению ситуации для властей и горожан. Главная тема конференции - дорожная карта перехода к новой модели рынка тепла системы централизованного теплоснабжения Екатеринбурга. Организатором мероприятия выступили медиахолдинг «Эксперт» совместно с Агентством стратегических инициатив , при участии компании «Т-Плюс».

О компании «Т-Плюс»

Группа «Т Плюс» - крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, обеспечивает энергоснабжение в 16 регионах России. Под управлением группы находится 60 электростанций, свыше 400 котельных и почти 18 тыс. км тепловых сетей. На долю группы приходится более 6% от установленной мощности электростанций России, почти 5% производства электроэнергии и около 8% рынка централизованного теплоснабжения страны.

В состав группы входит консолидированная генерирующая компания ПАО «Т Плюс», объединившая активы принадлежавших "КЭС Холдингу" ОАО «ТГК-5» , ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9» и ОАО «Волжская ТГК», а также единая энергосбытовая компания ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».


Конференция "Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона" прошла 13 октября в Екатеринбурге в режиме «круглого стола». Мероприятие провели медиахолдинг "Эксперт" совместно с Агентством стратегических инициатив, при участии единой теплоснабжающей организации Екатеринбурга (ЕТО) компании "Т-Плюс".

Модернизация коммунальной инфраструктуры назрела давно: это понимают все. Желание есть, технологиями, позволяющими экономить природные ресурсы, мы вооружены, проблема одна – за чей счет? Как действовать, чтобы результат был благоприятен для экономики в целом и для конечного потребителя?

Методы и риски обсуждаются много лет. В июле 2017 года Госдума приняла закон, регламентирующий переход на новую рыночную модель системы централизованного теплоснабжения. И буквально на днях методику, разработанную Минэнерго, одобрило правительство.

Однако, вопреки недоброй традиции, тотального внедрения инноваций не будет, перспективы реализации модели решили сначала обсудить в регионах, опробовать на пилотных проектах.

Одним из «пилотов» новаторы планируют сделать Свердловскую область, в первую очередь, город Екатеринбург. Не случайно уральская столица стала первой площадкой для дискуссии экспертов, чиновников, представителей бизнеса и общественности.
Новации базируются на роли ЕТО, отказе от государственного регулирования тарифов – вместо них планируют установить предельную стоимость тепла по методу «альтернативной котельной».

О сути новой модели рассказал один из ее разработчиков, замдиректора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей ХРАПКОВ:

Министерством подготовлена дорожная карта по принятию порядка 40 подзаконных актов – их утвердят не позднее середины 2018 года.

Перебалансировали функции единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая, как институт, введена еще в 2010 году 190-м законом. ЕТО становится неким техническим и коммерческим диспетчером, занимающимся оптимизацией загрузки мощностей, договорными отношениями внутри котла. Она будет выполнять роль «единого окна» перед потребителем и властью, отвечающим за развитие и надежное состояние теплоснабжения.

Внутри котла ЕТО отменяется тарифное регулирование, будет свободное ценообразование, свободные договорные цены. За эталон приняли идеальную сеть, идеальную котельную с применением наилучших доступных технологий.

Мы провели экспертизу 512 городов, в которых проживает 75 миллионов человек. По нашим оценкам, при доведении цены во всей стране* до цены альтернативной котельной понадобится не более чем 0,6% пункта сверх инфляции (4%).

Подчеркну, что переход к новой модели осуществляется добровольно, по согласию региональной и местной власти, с оценкой всех последствий применительно к конкретному муниципальному образованию. Это не что иное, как элемент государственно-частного партнерства.

Есть первые шаги. Сибирская генерирующая компания подписала такое соглашение с городом Рубцовск Алтайского края, и они уже начали по новой модели работать. Недавно подписано соглашение между городом Воронеж и ПАО «Квадра».

Эксперты также отметили, что в Свердловской области есть большие резервы для экономии тепловой энергии - в среднем по региону потери на сетях составляют более 20% (среднеевропейский показатель - 4–8%).

(*Прим. корр.: очевидно, что такой рост цены получился при условии перехода на новую модель по всей стране. Если взять масштабы одного города, параметры будут иные.)

Мнение.

Степан СОЛЖЕНИЦЫН, эксперт по энергетике в РФ и странах СНГ консалтинговой компании MC Kinscy (один из трех сыновей писателя):

Хорошо работающая централизованная система теплоснабжения, особенно при комбинированной выработке электроэнергии и тепла, - это наш «ответ Чемберлену» с точки зрения экологии, энергоэффективности, да и выбросов парниковых газов.

Странно, как мы порой завидуем прогрессивным технологиям за рубежом, а сами не ценим прогрессивную технологию, которую заложили наши отцы, причем именно под наши условия, позволяем ей разваливаться у себя на глазах. Если существующая система не способна надежно обеспечить потребителя теплом, то он перейдет на автономную. Каждый уходящий потребитель заставляет тепловую компанию переложить затраты на содержание оборудования на оставшихся. Это приводит к росту тарифов, недовольству и дальше стимулирует уход потребителей.

Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области, поблагодарив организаторов форума, рассказал о ситуации в регионе и высказал собственную позицию:

Объемы потребления ежегодно снижаются от 10 до 15%. По структуре - у нас преимущественно газ, доля которого в топливном балансе составляет чуть более 53%. 55 из 94 муниципальных образований имеют современные схемы теплоснабжения, которые позволяют перспективно выстраивать планы по их модернизации. В области действует 50 инвестиционных программ на сумму около 3 миллиардов рублей и 32 концессионных соглашения с общим объемом инвестиций более 5,6 миллиарда.

Что касается нового закона о теплоснабжении, его введение должно быть синхронизировано с процессами, происходящими в других сферах ЖКХ, особенно в системе водоснабжения. Ведь без модернизации системы ХВС мы не получим желанного эффекта от перехода на закрытую систему ГВС. Несогласованность позиций может привести к неопределенной политике в отношении потребителей и существенному увеличению нагрузки на бюджеты регионов и муниципалитетов. В условиях ограничения роста платы за коммунальные услуги мы вынуждены будем взять на себя выплату не только льгот и субсидий, но и всей разницы по тарифам.

Мы видим, что пока для реализации моделей может быть два источника финансирования - средства потребителей, которые идут через тариф, и средства бюджета. Только по городу Екатеринбургу нужно порядка 90 миллиардов рублей, и это без денег, которые необходимы для ремонта внутри домов. Единовременно перекладывать сейчас все это на потребителя, в тариф, – это неправильно экономически. Никто не выплатит эту сумму. Поэтому модернизация идет поэтапно.

Сейчас в Юго-Западном микрорайоне мы взялись за пилотный проект перевода на закрытую систему ГВС в пяти домах. Встречался с жителями сам и говорил честно: возможно, произойдет небольшое снижение платы. Но при этом резко увеличится качество коммунальных услуг. Из пяти пока только три приняли положительное решение.

Поэтому, что касается лично меня, я поддерживаю закон, но в то же время я не сторонник, чтобы Свердловская область или город Екатеринбург были в числе пилотников. Хотелось бы, скажем так, посмотреть на чужие грабли.

Кстати, позицию министра во многом поддержали и представители общественных организаций, и бизнеса, в том числе энергоснабжающего.

Были высказаны сомнения относительно приемлемости модели для малых городов. Организаторы форума готовы проанализировать перспективы перехода на новую модель для Нижнего Тагила.

Если тема интересна читателям, мы продолжим «круглый стол» на страницах ТР.

Ирина ПЕТРОВА.

Преимущества модернизации по принципу «альтернативной котельной»
по расчетам журнала «Эксперт»

Компании начнут получать прибыль, появятся новые рабочие места:
Модернизация может дать новые налоговые поступления – до 1,5 млрд. руб. налога на прибыль
До 1 млрд. руб. налога на доходы физических лиц от создания новых рабочих мест
Снизятся бюджетные расходы на «бесхозные» объекты
В совокупности прямой эффект программы модернизации в Екатеринбурге на протяжении десяти лет - 5,5% от ВРП, или 0,5% в год.
Кроме того, появится спрос на трубы, ИТП, арматуру, котлы и т.д.

Если не запустить модернизацию, то теплоснабжение может столкнуться с коллапсом:
Рост числа аварий на теплотрассах и теплоисточниках. Авральный режим их устранения.
Рост дотаций из бюджета и увеличение числа «бесхозных» объектов.
Недовольство населения ростом тарифов и падением качества услуг ЖКХ.
Ежегодное снижение инвестиционной привлекательности теплоснабжения – из-за ветшания фондов и опережающего роста цен на энергоносители.

Но самое важное – платеж останется на прежнем уровне
По мере снижения отпуска можно пропорционально наращивать тариф. В большинстве регионов при модернизации платеж за тепло останется прежним (без учета изменений цен на газ и инфляции).

После нескольких лет бурного обсуждения и принятия важного закона в России рынок теплоснабжения перешел на качественно новый уровень с новыми возможностями. Свердловская область стала пилотным регионом, переходящим на единую модель отрасли теплоснабжения. В Екатеринбурге эксперты, чиновники и законодатели обсудили «дорожную карту» марш-броска к новой модели системы. Часть вопросов пока осталась без ответа. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В российском законодательстве, регулирующем отрасль теплоснабжения, произошел ряд существенных изменений, предоставляющих новые возможности для развития теплового рынка. На конференции «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» в Екатеринбурге ее участники предложили свои варианты максимального использования открывшихся перспектив с максимальной выгодой одновременно для всех заинтересованных сторон: населения, власти, бизнеса.

В первую очередь обновленное законодательство направлено на внедрение новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения, изменение роли единой теплоснабжающей организации в определенных ценовых зонах. Напомним, что законопроект «О новом моделировании теплоснабжения» принят Государственной Думой РФ, подписан и вступил в силу в конце июля 2017 года. Текст проекта закона был разработан в соответствии с Поручениями Президента России Владимира Путина и Правительства РФ, а так же в рамках дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства РФ.

После нескольких лет бурного обсуждения еще два года ушло на подготовку и , участие в котором приняли эксперты, органы местного самоуправления, региональной и федеральной власти. При подведении итогов голосования председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила работу над законопроектом как положительный пример взаимодействия Парламента и Правительства: «Сенаторы представили 22 поправки в документ, все они были учтены» .

«В рамках реализации законопроекта Министерством энергетики подготовлена дорожная карта по принятию подзаконных актов, их порядка сорока. При этом один документ уже принят, достаточно важный принят. Это изменение в четырехсотое постановление «Об индексах платы граждан за коммунальные услуги», которое полностью синхронизирует внедрение новой модели с институтом индексной модели. В правительстве находится согласованная всеми федеральными органами методика цены альтернативной котельной. Мы надеемся, в ближайшее время она будет принята. Порядка еще 7-18 нами уже разработано, проходят согласование. Наша ключевая задача – не позднее середины следующего года принять все подзаконные акты, направленные на внедрение новой модели рынка теплоснабжения, – отметил заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Алексей Храпков . – Мы реформировали рынок электроэнергии, и, соответственно, рыночное ценообразование, рыночные отношения в электроэнергии, в электроэнергетике, безусловным образом, на наш совместный продукт теплоснабжения оказывает достаточное сильное влияние и давление. Поэтому неконкурентность ТЭЦ на оптовом рынке транслируется в рынок теплоснабжения, что является безусловным вызовом» .

Как отметил Храпков, сегодня происходит «рыночное давление потребителей на сферу теплоснабжения» . Промышленность уходит от централизованного теплоснабжения и девелоперы занимают активную позицию при обсуждении техприсоединения к централизованному теплоснабжению, используя метод альтернативных затрат. Коммунальные потребители при этом активно повышают эффективность теплопотребления, снижая удельные расходы на квадратный метр.

В соответствии с новым законом переход к предложенной модели осуществляется в условиях соглашения между муниципальной властью и бизнесом на рынке теплоснабжения. Фактически это принцип государственно-частного партнерства, где бизнес берет на себя ответственность и гарантии перед властью за исполнение взятых обязательств. При этом переход к новой модели осуществляется добровольно, по согласованию с региональной и местной властью, это договор со взаимными обязательствами.

Первые соглашения в рамках нового закона уже подписала Сибирская генерирующая компания с городом Рубцовск Алтайского края, а также между городом Воронеж и ПАО «Квадра». Эксперты прогнозируют, что за полгода-год соглашения по переходу к новой модели заключат еще порядка десяти городов и до десяти пилотных компаний.

«Сейчас мы активно совместно с городскими властями, с представителями организаций и компаний, которые участвуют в процессе обеспечения теплоснабжения, занимаемся вопросами проработки условий, параметров и совместного взаимодействия по выстраиванию, в первую очередь, технологических взаимоотношений внутри системы теплоснабжения, имея в виду и консолидацию теплосетевого комплекса, имея в виду и параметры эффективности, возможности и потенциал этой эффективности внутри системы для того, чтобы провести ряд подготовительных мероприятий и уже совершенно осознанно говорить о совместных действиях по переходу к новой модели» , – рассказала директор по экономике ПАО «Квадра» Светлана Никонова .

В комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера новый закон поступил уже принятый в первом чтении. Для доработки закона Советом Федерации была создана специальная комиссия. Как отметил первый заместитель председателя комитета Аркадий Чернецкий, «были отдельные моменты, которые нас чрезвычайно смущали» .

«В первую очередь, это дополнительные финансовые нагрузки на регионы, которые никто не мог четко обозначить. Но по нашим предварительным расчетам, то есть, это вообще выливались в серьезные миллиардные суммы. И с закрытыми глазами идти на решение этих вопросов было абсолютно невозможно. То есть, должна была быть определенная открытость, региональные власти и органы местного самоуправления должны понимать, что они получат, и какие нагрузки дополнительные на них лягут, – сообщил Аркадий Чернецкий , отметив при этом, что сегодня для ряда муниципальных образований основной проблемой является не генерация. – Сегодня самое главное – это максимально быстрое принятие всех подзаконных актов, посмотреть на пилотах каким образом это начнет реализовываться. И быть очень мобильным в плане своевременного внесения изменения. Если жизнь потребует, мы готовы отслеживать эти вопросы и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в этот закон. Этот закон должен улучшить ситуацию и ни в коем случае не создавать новые проблемы» .

Академический пример для страны

Место для встречи участников важного диалога на старте нового отопительного сезона было выбрано не случайно – столица Среднего Урала (как и Свердловская область) стала пилотным проектом реализации новой модели. Кстати, Екатеринбург стал и первой дискуссионной площадкой, где обсуждался столь значимый документ. В Свердловской области и в Екатеринбурге сегодня есть большие резервы для того, чтобы за счет обновления инфраструктуры теплоснабжения ускорить рост валового регионального продукта (ВРП).

«В среднем по городу в сетях теряется более 20 % тепла, по области – еще больше. Жители топят своими деньгами улицу. При этом среднеевропейский показатель – 4-8 %. Но в городе есть и позитивные примеры. Например, в новом районе Академический потери намного меньше среднемировых: там в сетях теряется лишь около 3 % тепла» , – отмечают аналитики медиахолдинга «Эксперт», выступившего организатором мероприятия совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и при участии компании «Т-Плюс».

Передовая тепловая инфраструктура этого района позволяет снизить до минимума траты на «отопление улицы», но также максимально автоматизировать процесс теплоснабжения и горячего водоснабжения, сделать отопление индивидуальным для каждой квартиры. Такую систему можно выстроить не только в отдельном микрорайоне, но и по всему городу. Аналогичные проекты в скором будущем реализуются и в других городах, регионах России.

По данным правительства региона, на сегодняшний день на территории Свердловской области функционирует свыше 1700 теплоисточников. В основном это котельные малой мощности, которые составляют порядка 66 % от общего числа таких объектов. При этом вырабатывают они менее 5% от объема производимой энергии. Одновременно на территории региона находятся такие крупные тепловые источники, которые вырабатывают более 10,5 тысяч мВт: Свердловская ТЭЦ, Средне-Уральская ГРЭС, Красногорская, Первоуральская, Ново-Свердловская, Богословская, Верхнетагильская. В целом коммунальное хозяйство Свердловской области, как и в большинстве субъектов РФ, характеризуется высоким процентом физического и морального износа.

«Мониторинг технического состояния объектов показал, что около 43% тепловых сетей нуждается в замене, как в срочной, так и в перспективной. Это более трех тысяч километров тепловых сетей. В настоящее время ежегодно меняется порядка 5,5-6% тепловых сетей, что при нормативе не менее 10 %, не улучшают ситуацию в этом секторе. Основной причиной, как мы сами понимаем, является первое – это нехватка финансовых ресурсов в этой сфере. Второе – это тот «недоремонт», который сложился в предыдущие годы. И единовременные, разовые ремонты, что показали ремонтные работы в городе в этом году, когда были выделены беспрецедентные суммы порядка более 2,5 млрд рублей» , – отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов .

Озвучивая позицию Министерства строительства и ЖКХ к новому закону о теплоснабжении, Смирнов выразил опасение, что подзаконные акты, которые будут готовиться одним ведомством, могут быть не синхронизированы с позицией другого ведомства.

Инвесторы выдохнули. Или выдохлись?..

Экономические реалии сегодня таковы, что для того, чтобы повысить качество коммунальных и жилищных услуг, требуются немалые инвестиции в развитие и реорганизацию инфраструктуры. Но для этого сегодня необходима общая скоординированность действий всех участников теплового рынка и законодательные гарантии инвесторам.

«Инвестиционная непривлекательность этой отрасли очевидна. И начали тепловыми сетями мы заниматься где-то лет девять назад. Поэтому выход этого закона, я благодарю Совет Федерации, Госдуму, Минэнерго, «Т Плюс» очень активно работали по этому закону. Мы это все помним. Огромное спасибо. Есть ли альтернатива альткотельной? Нет. Концессионные соглашения – это всего лишь форма, она не является моделью, какой-то новой для рынка тепла, – прокомментировал ситуацию генеральный директор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев . – Можно ли отложить еще вопрос тепла дальше? Тоже нет. Поэтому закон даже немного опоздал, его надо было принимать во времена ДПМ, и тогда бы мы получили больший эффект. Сейчас мы просто догоняем. Мы закон поддерживаем еще потому, что закон заставляет вместе работать как субъект, муниципальное образование, город и ресурсоснабжающие организации. Мы вынуждены сейчас сесть за один стол и вместе работать, дружить по этому закону» .

Участники рынка теплоэнергии сегодня единодушны во мнении, что закон постепенно продолжит дополняться новыми поправками и корректировками, которые помогут привлечь дополнительные инвестиции для обновления и модернизации инфраструктуры данной отрасли. Главной мотивацией для инвесторов по-прежнему остаются стабильность в системе расчета тарифов и возможность планирования работы на длительный срок. Напомним, что ежегодные инвестиции в теплоснабжение сейчас достигают 87 млрд рублей при потребности в 250 млрд рублей, по информации Минэнерго РФ.

«Тот набор инвестиций, который есть, он ничтожно мал. Частных инвестиций, соответственно, доля еще меньше. А все, что мы на сегодняшний день практически инвестируем, это все бюджетная составляющая. Мы знаем прекрасно, что бюджеты сейчас находятся не в самой лучшей ситуации. По оценкам, которые мы сделали в 2015 году, по данным региональных властей, порядка 150 млрд рублей бюджет напрямую инвестировал в отрасль теплоснабжения. Сегодня такой возможности нет, а потребность, которую регионы обозначали в 2015 году, была еще больше, она была порядка 200 млрд рублей ежегодных инвестиций. Поэтому эти вызовы надо преодолевать, и нам представляется, что предложенная модель направлена на решение данных вопросов» , – констатировал Алексей Храпков.

Фото: pixabay.com и из архива ФедералПресс

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 октября (BigpowerNews) — Два пилотных проекта новой модели теплоснабжения городов начали действовать в России. Об этом сообщил в пятницу, 13 октября, на конференции «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» в Екатеринбурге замдиректора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей Храпков.

«Уже два соглашения о переходе к новой модели подписано, „Сибирская генерирующая компания“ подписала такое соглашение с городом Рубцовском Алтайского края, и соглашение между городом Воронежем и ПАО „Квадра“ было подписано на днях в рамках международного форума „Российская энергетическая неделя“. Это первые шаги, и темп реализации нового закона в России будет зависеть от успешности этих „пилотов“. Первые полгода-год в процесс включится до 10 городов и пилотных компаний, при их успешности мы прогнозируем экспоненциальный рост, внедрение новой модели в России будет иметь массовый лавинообразный характер», — сказал он, сообщает ТАСС.

Новый закон о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры регионов был принят 29 июля и еще не обзавелся подзаконными актами, отметил Храпков. «Сейчас нет ничего лучше для массовой реализации этого закона, чем пилотные проекты», — подчеркнул он, добавив, что при переходе недопустимо давление.

По словам инициаторов закона, напоминает ТАСС, необходимость перехода к новой модели теплоснабжения по так называемой «закрытой» схеме вызвана растущими потерями тепла в нынешних так называемых «открытых» схемах, реализуемых во всех городах России. Потери от всего отпускаемого ТЭЦ и ГРЭС тепла в среднем по РФ выросли с 9% в 2000 году до 15% в 2015 году. Наибольшие потери отмечаются в Свердловской области — около 22%, наименьшие — в Татарстане — около 5%. В Москве и Санкт-Петербурге потери оцениваются в 7% и 10% соответственно, среднеевропейский показатель — от 4% до 8%. В качестве «выдающегося результата» эксперты отмечают теплоснабжение нового района «Академический» в Екатеринбурге — здесь потери не превышают 3%.

Федеральное законодательство предусматривает переход всех российских городов на «закрытую» схему теплоснабжения к 1 января 2022 года. Как сказал ранее замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, за счет эффекта высвобождающихся ресурсов, снижения потерь тепла и воды, уменьшения потребления газа, угля и мазута ожидается серьезный мультипликативный эффект.

Конференция «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» посвящена перспективам развития инфраструктуры города, сегодняшним проблемам в этой сфере, а также стимулам к изменению ситуации для властей и горожан. Главная тема конференции — дорожная карта перехода к новой модели рынка тепла системы централизованного теплоснабжения Екатеринбурга. Организатором мероприятия выступили медиахолдинг «Эксперт» совместно с Агентством стратегических инициатив, при участии компании «Т-Плюс».



Читайте также: