Этническая культура служит ценностным регулятором человеческих отношений, являясь основой правовой, нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры.
Введение новых приоритетов в социально-культурной сфере требует совершенствования системы культурных ценностей общества. Сохраняя традиционные ценности народной культуры, связанные с уважением к старшим, заботой о детях, чувством чести и достоинства, терпимости и дружелюбия, необходимо установить такие приоритеты, как уважение к личности, развитие интеллектуального потенциала, формирование творческой активности человека в освоении современных форм жизнедеятельности, реализация этнокультурного компонента.
Решение этой проблемы требует ответственного подхода, практических действий, направленных на повышение качества образования, нравственно-эстетического воспитания, этнокультурного развития личности.
Применительно к настоящей работе этнокульту-ра представляет совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций, обычаев, обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов.
Воспитательный потенциал белорусской этно-культуры включает следующие основополагающие компоненты:
наличие идеала личности, отраженного в народном творчестве и представляющего социальную, нравственно-эстетическую характеристику на основе общечеловеческих ценностей;
соответствие социальных отношений и требований духовным традициям народа, преемственности поколений;
общность факторов воспитания (семья, природа, труд, игра и др.), позволяющих личности включаться в различные виды деятельности;
гуманистически направленный характер группового и индивидуального воздействия, основанный на уважении достоинства личности и признании ее свободы.
Одним из главных показателей принадлежности личности к этнической общности является социализация ее в сфере национальной культуры, освоение и трансляция народных традиций, отраженных в религиозных верованиях, фольклорном творчестве и других проявлениях культуры. В этой связи реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности личности, направленных на восприятие этнокультурных ценностей.
Педагогические возможности белорусской эт-нокультуры актуализируются в современной концепции образования, согласно которой целью учебно-воспитательного процесса является развитие культурной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, мировую и национальную художественную культуру, способной к самоопределению и культурной идентификации.
Главный образец в этнической традиционной педагогике-человек, поведение, манеры, поступки которого определяются в соответствии с этническим представлением белорусов о человечности. Белорусская этнопедагогика ориентирует воспитуемого быть настоящим человеком в различных жизненных ситуациях: «Хто людзям дабра жадае, той i сабе мае», «Добра раб^ добра будзе», «Не кручан - не рамень, не вучан - не чалавек».
Проектируя личностную основу человека, белорусы акцентируют внимание на совести, чести, мудрости, считая их основными показателями духовного совершенства: «Сумленне - ста чалавека», «З сумлення бруду не змыеш», «Краса прыглядзщца, а розум прыгадзщца».
Наряду с этими важными составляющими человечности, необходимым дополнением в нравственно-эстетическом развитии личности белорусы считают понимание красоты, стремление к прекрасному во всех областях жизнедеятельности. Представление о прекрасном в человеке формировалось сквозь призму нравственной чистоты: «Твар белы, а душа чор-ная», «Глядзець прыгожы, да не гожы», эстетической оценки труда и его результатов: «Як кветка не бывае без плода, так i праца не бывае без асалоды».
Комплексный подход к исследованию проблем фольклора предполагает рассмотрение его в синкретическом единстве всех сторон через теоретическое осмысление философских, исторических, национальных особенностей. Роль, место фольклора в жизнедеятельности людей детерминируются историческим типом определенной системы духовной культуры, в составе которой он возникает, существует и функционирует. Фольклор в целом, как и конкретные его проявления, можно рассматривать как сумму детерминант исторического, национального, этнического характера, удовлетворяющего духовно-практические потребности человека.
Народная культура, включающая в себя образовательно-воспитательный и культурно-воспитательный компоненты, наряду с другими факторами развития современного общества, активно участвует в формировании личности на всех этапах ее становления. Исторические процессы возрождения и развития народной культуры требуют обращения к истокам обычаев, традиций, обрядов, представляющих духовную систему жизни людей, их мировоззрение, опыт социальный и творческий.
Проблема изучения, сохранения и использования культуры предшествующих поколений нашла отражение в концепции «диалога культур», которая в последнее время плодотворно разрабатывается в философии, социологии, этнографии, педагогике.
Ведущая идея концепции состоит в том, что, осознание ценности культурной традиции в духовном развитии человечества невозможно без понимания временно-пространственных связей культуры. Вступление человека в творческий диалог с предшествующей культурой, освоение (и трансляция её ценностей) определяет дальнейшее развитие не только отдельных личностей, но и всего общества в целом.
Исторические условия жизни белорусского народа, связанные с постоянной борьбой за свою независимость и суверенное развитие, способствовали формированию национального самоопределения, основанного на доброжелательности, человеколюбии, общительности, достоинстве, патриотизме. Исторический, социальный, педагогический опыт, созданный белорусским народом, нашел отражение в его лучших традициях, фольклоре, составляющем неисчерпаемое богатство мудрости, таланта, творчества.
У белорусского народа существуют традиции, обычаи, обряды и праздники, становление которых происходило на протяжении многих веков. Функционирование, трансформация фольклорных обрядов, преобразование некоторых элементов, частичное изменение образно-содержательной сферы не ослабляют связи народного творчества с входящими в него культурными ценностями. Возобновляемые в каждом поколении традиционные элементы народной культуры позволяют выразить национальное своеобразие и самобытность народа, его философские взгляды, творческую одаренность. На протяжении столетий в белорусском фольклоре отрабатывалось национальное своеобразие музыкально-поэтических, драматических, хореографических форм, оттачивался стиль и манера исполнения. В нем сохранилась эмоционально-насыщенная атмосфера праздника, пронизанная радостью и величальным пафосом коллективного труда, чувствами единения человека с природой.
Белорусские календарно-обрядовые праздники, отражающие основные этапы народного земледельческого календаря, имеют некоторые функциональные особенности. Во время празднования в зрелищной, вербальной, символической и других формах происходит ценностная ориентация личности, становится доступным целый спектр эмоций и настроений, передающих колорит этнической культуры, ее динамизм и красочность. Важный момент фольклорного праздника, обряда состоит в том, что нередко они своими элементами обогащают культуру повседневную. Многие праздничные, обрядовые действия традиционно вошли в быт народа, некоторые праздничные атрибуты используются в повседневной жизни, придавая ей особый национальный колорит.
Сложность и многовариантность истоков зрелищного народного искусства породила богатое разнообразие форм, используемых во время обрядовых действий, народных гуляний и праздников. С течением времени магические, обрядовые, исторические и другие мотивы в белорусском народном творчестве становятся чисто традиционными элементами, представляя в основном этнографический, фольклороведческий интерес. Вместе с тем, роль белорусского фольклора в формировании этнокуль-туры личности состоит в большой познавательной ценности, функциональной определенности, нравственно-эстетической направленности, которые позволяют понять смысл жизни, ощутить радость труда, совершенство и духовное богатство человека, его согласие с окружающей природой.
Развитие современного общества характеризуется проникновением фольклора во все сферы человеческой деятельности в условиях городской среды и сельского социума. Средства массовой информации, активные контакты с городом сделали для сельской молодежи доступными различные формы народной культуры. Однако многие из предлагаемых сегодня форм обесценивают смысловое содержание традиционной культуры, размывают нравственно-эстетические ориентации, вкусы и идеалы в сознании молодежи. Примитивный характер организации и проведения некоторых современных фольклорных праздников, фестивалей, игр, других форм народного творчества ослабляет их культурный, ценностный потенциал.
Сельская молодежь в силу отдаленности от городских культурных центров имеет ограниченные возможности для коллективных посещений массовых народных фестивалей и праздников, профессионально-организованных мероприятий по приобщению личности к культурным традициям своего народа (концертов, музеев, картинных галерей, выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества).
В виду этих специфических условий у сельского населения наблюдается повышенный интерес к происходящим культурным событиям, к личному участию в самодеятельном художественном творчестве.
В создании социокультурной среды в сельском молодежном коллективе есть и некоторые преимущества. Одной из главных положительных тенденций является постоянное общение сельских жителей с природой, более тесный, чем у городской молодежи контакт с носителями народного творчества, с фольклорными произведениями и художественными промыслами. В условиях сельской жизни молодежь значительно раньше, чем в городе постигает красоту коллективного труда и его результатов, что сказывается на формировании более близких межличностных отношений.
Специфика жизнедеятельности молодежи как социальной группы, ее особое предназначение как носителя определенной этнической культуры делают вопросы развития молодого поколения в духе этнической толерантности приоритетными направлениями формирования современного белорусского общества.
В работе с молодежью должны решаться задачи формирования этнокультурной идентичности, сохранения этнокультурного наследия на основе принципов культуры мира. В процессе формирования этнического самосознания личности необходимо обратить внимание на ценностное отношение к истории, национальным традициям, обычаям своего народа, фольклору, языковой культуре, государственности.
Многофункциональность народной культуры, многообразие видов и форм этнокультурного материала представляют большие возможности для разностороннего проявления художественного творчества в различных жанрах музыкально-исполнительской, театральной, изобразительно-цветовой деятельности, декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая направленность белорусской этнокультуры в будущее прослеживается в передаче новым поколениям народных традиций, отраженных как в практике так и в народно-поэтическом, музыкально-танцевальном, декоративно -прикладном творчестве. Среди всех традиций, дошедших до наших дней, особо значимыми являются педагогические, поскольку в основе всей культуры - традиционная культура воспитания.
Освоение национальной культуры, сохранение традиционных архетипов, развитие народного творчества являются важными показателями принадлежности молодых людей к этнической социальной общности. Ценностное отношение молодежи к народной культуре - это также непосредственно переживаемое чувство единения с ней, ощущение ценности материального и духовного мира, отраженного в фольклоре, неразрывной связи с ним, а значит причастности и ответственности за сохранение и развитие культурных традиций. В структуре современной белорусской культуры все большее место занимают народные зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в этнокультурном развитии молодежи, организации их творческой самодеятельности.
Таким образом, приобщение молодого поколения к фольклору позволит раскрыть особенности социокультурного пространства своей родины, понять и постичь многомерность и значимость смыс-лообразующих факторов народного творчества, его взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями. В начале третьего тысячелетия, когда главными предметами научных интересов станут природа и человек, фольклор, с его образно-содержательной, логической системой познания мира, с опытом не только художественным, но и мировоззренческим, социально-историческим, этническим, педагогическим станет одним из главных источников этнокультурного развития молодежи.
Литература
- Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография/Ю. В. Бромлей. - М., 1973.
- Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций Г. Д. Грачев. - М., 1998.
- Proverbia et dicta: Шас^моуны слоунк прыказак, прымавак, i крылатых слоу/пад. рэд. Н. А. Ганчаровай. -Мiнск: Унiверсiтэцкае, 1993.
- Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система Т. К. Солодухина. - М.: Вестник Москов. гос. ун-та культуры и искусства. - 2005. - №2. - С. 89-96.
- Юзефавичус,Т. А. Этнокультурный аспект социально-педагогической работы с молодежью Т. А. Юзефа-вичус Известия академии педагогических и социальных наук. - Москва, 2006. - 606-616 с.
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Последние десятилетия в истории Республики Беларусь характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всеготрадиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Данные социологических опросов свидетельствуют о росте религиозности населения. Так, по данным социологических исследований, проводимых Центром социологических и политических исследований и географическим факультетом БГУ, доля граждан,относящих себя к религиозному типу мировоззрения, выросла с 47,5% в 1998 году до 58,9%.
Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовныйпотенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа (преамбула Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях"). За последние двадцать лет государство перешло от принципа отделения государства и школы от церкви к принципу построения взаимоотношенийгосударства и религиозных организаций с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (статья 16 Конституции Республики Беларусь).
Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания. Интеграция в образовательное пространство страныопыта традиционных для Беларуси конфессий в сфере духовной деятельности постепенно становится объективной реальностью.
Нравственная сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.
Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения - одна из самых актуальных в современном обществе. Вусловиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.
Современный молодойчеловек живет в социальной системе, впитавшей в себя многие религиозные идеи, в первую очередь христианскую этику. Религиозные представления у значительной части молодежи являются составной частью мировоззрения. Так, в соответствии с исследованиями, проведенными в 2006 году Центром социологический и политический исследований и географического факультета БГУ, верующими в Бога признали себя 50,5% молодых людейв возрасте от 18 до 29 лет, 6,4% верят в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком» 28,7% опрошенных. Из всех опрошенных только 14,4% определили себя как неверующих.
Что касается конфессиональной самоидентификации, то 82,4 % молодых людей отождествляют себя с определенными религиозными конфессиями, преимущественно с православием(69,1 %). С католической конфессией идентифицируют себя 8,2 %, с христианством в целом - 3,2 %, с другими конфессиями -1,9 %. К определенным конфессиям относят себя даже те опрошенные, которые считают себя неверующими или не смогли однозначно ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком». Это свидетельствует о том, что православие, католицизм и...
В нестабильные или кризисные периоды общественного развития молодёжь попадает в самую гущу протекающих конфликтов, пытаясь не только обрести собственные более полные представления об окружающем мире, но и активно включаясь в его переустройство. Причем инновационный потенциал молодёжи в таких случаях может иметь самую разную направленность: от экстремистско-революционной до позитивно-созидательной, конструктивной.
Современная молодежь и подростки живут в условиях глубокого и обширного пересмотра основных ценностей, затяжных социально-экономических и политических реформ. В подобной ситуации важно выявить их гражданское самоопределение и социальное самочувствие, общие тенденции, протекающие в молодежной среде, отношение молодежи к органам власти, к другим общественным институтам, государственным и политическим деятелям, к своей стране в целом и, что крайне значимо, к государственной молодежной политике (далее - ГМП).
На мировоззрение и отношение молодёжи к окружающему миру, государству, обществу влияют многие факторы: материальное положение; состояние..
Молодежь как наиболее динамичная социально-демографическая группа включается в общественные отношения с учетом существующих норм и ценностей. Именно в обобщенных представления о значимом, должном, безнравственном и др. выражается отношение человека к себе, своему окружению, обществу в целом. Они определяют мировоззрение человека, служат компасом, с помощью которого молодежь формирует свою стратегию социального поведения и ориентируется в жизни. Ценности зависят не только от политических, экономических и социокультурных условий, но и от того, как они воспринимаются молодыми людьми. Поэтому с изменением внешних и/или внутренних факторов изменяется и система ценностей. Социологический ракурс изучения ценностей и ценностных ориентаций молодежи позволяет наглядно увидеть социальный портрет этой группы изнутри. Знание о стремлениях, предрасположенностях, ожиданиях, духовно-нравственных ориентирах представителей различных слоев молодых людей позволит обнаружить назревающие проблемы и разработать грамотную государственную молодежную политику .
Нынешнее поколение юношества названо учеными поколением переходного периода. Его становление происходило в период глобальных политических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы. Типичной для тоталитарного общества была политика двойных стандартов, в том числе и в сфере ценностных ориентаций. Идеологически одобряемые ценности механически переносились на личностный уровень. Поэтому во многих социологических исследованиях ценностных предпочтений молодежи советского периода очевидно преобладание официально признанных ценностей и норм, приоритет общественного над личным.
Как показывает проведенное исследование, у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение главных жизненных целей молодежи.%
жизненные цели |
ответивших |
иметь хорошую семью |
|
получить хорошее образование |
|
устроиться на хорошую работу |
|
иметь свою квартиру |
|
заработать много денег |
|
обеспечить будущее детям |
|
открыть свой бизнес |
|
жить в достатке |
|
приобрести дорогие вещи |
Как видно, для современной белорусской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %
Сферы достижения успехов |
Уже добились |
|||
Получить хорошее образование |
||||
Получить престижную работу |
||||
Создать прочную, счастливую |
||||
Создать собственный бизнес |
||||
Стать богатым человеком |
||||
Заниматься любимым делом |
||||
Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей |
||||
Таблица 3.
К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %
Сферы достижения успехов |
Уже добились |
Пока не добились, но считают, что им это еще по силам |
Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого |
В их жизненных планах этого не было |
Получить хорошее образование |
||||
Получить престижную работу |
||||
Создать прочную, счастливую семью |
||||
Создать собственный бизнес |
||||
Стать богатым человеком |
||||
Заниматься любимым делом |
||||
Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей |
||||
Побывать в разных странах мира |
Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?
Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.
А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.
В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).
Таблица 4.
Опасения белорусской молодежи
Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.
Однако убеждение молодых белорусов в том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма.
Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых белорусов 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” -- только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых беларусов были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно -- и это справедливо.