Бартенев с содой. Андрей Бартенев - художник, скульптор, дизайнер: биография, личная жизнь, творчество

В «Модном приговоре» в начале марта случилась неожиданная замена.

Историк моды Александр Васильев, который бессменно заседал в судейском кресле с 2009 года, уступил свое место другому мужчине. И какому!

Андрей Бартенев считается одним из самых эпатажных современных российских художников. Хотя только художником назвать его нельзя - еще и режиссер, и скульптор, и модельер, и даже писатель. То, что он делает, всегда вызывает неоднозначную реакцию. Однако если кто-то говорит, что не понимает посыл его произведений, Бартенев лишь пожимает плечами.

Современное искусство - это перевод смыслов доисторических эталонов красоты на современный язык, - говорит он. - А поскольку молодые языки очень трудны для выучивания, то многие и не понимают.

КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?

Андрей родился в далеком Норильске. После окончания школы выучился на театрального режиссера в Художественном институте Краснодара, а потом отправился покорять Москву. И вскоре светская тусовка заговорила о странном человеке, который ходит на презентации в костюмах из пустых пластиковых бутылок с мигающими огоньками.

Можно сказать, что Бартенев оказался в нужном месте в нужный час. Именно в те дикие 90-е, когда на фоне абсолютной нищеты повсюду расцветали пышным цветом громкие презентации и шумные вечеринки, этот странный человек вдруг пришелся ко двору.

А когда он выпустил перформанс «Снежная королева» - с движущимися скульптурами с геометрическими орнаментами ярких цветов, - то критики даже сравнили Бартенева с Малевичем и Кандинским! Это был настоящий успех, после которого Андрея отметили и за границей.

Среди его знакомых оказались не только российские, но и иностранные звезды - Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье...

Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь, - говорит Бартенев.

Несмотря на образ сумасшедшего фрика, Андрей - человек довольно здравомыслящий, четко знающий, чего он хочет и каким способом этого добиться. Бартенев - гениальный менеджер самого себя, поэтому гонорары его весьма высоки, да и работы продаются по достойным ценам.

«НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЙ В СЕКСЕ»

Если о перформансах Бартенева знают многие - слишком громкими они у него получается, - то вот все, что лежит вне сферы искусства, Андрей старается хранить в тайне. Например, даже солидные справочники путаются, сколько ему лет. В разных источниках - разные цифры: 46, 48, 54…

Также никто ничего не знает и о личной жизни эпатажного художника. Даже неизвестно, женат ли он. Правда, судя по тому, что однажды Андрей стал героем программы «Давай поженимся» (куда пришел в костюме кукурузы, скрывающем тело и лицо полностью), его сердце все еще свободно. Сам же Бартенев в недавнем интервью на вопрос, какой совет с высоты прожитых лет дал бы себе, 19-летнему, отвечает: «Никогда не отказывай в сексе тем, кто хочет с тобой им заняться».

КЛОУНАДА ЗАКОНЧИЛАСЬ?

Справедливости ради надо сказать, что в последнее время стиль Бартенева даже в одежде несколько изменился. Он перестал так уж откровенно эпатировать публику. Сам объясняет это тем, что раньше был клоуном, но дети, которых он веселил, выросли, и теперь надо искать другие способы быть для них интересным. А, может, Андрей просто устал от непонимания окружающих: неоднократно на него были совершены нападения - как раз из-за яркого внешнего вида.

Зато за границей Бартенева любят, его работы есть во многих лучших галереях. Да и сам он большую часть времени проводит вне России - работает в Америке и Европе, дает мастер-классы в театральных академиях. Именно в Европе, а точнее в Испании, его и застал звонок с Первого канала с предложением стать, пусть и на время, ведущим «Модного приговора».

«ЗА» И «ПРОТИВ»

По словам Бартенева, поначалу он подумал, что это либо чья-то шутка, либо просто не туда попали. Но когда стало ясно, что звонок - не розыгрыш, тут же купил билет на ближайший рейс в Москву.

На этом сюрпризы не закончились. На съемки передачи Бартенев, помня, что это все-таки Первый канал, а не Fashion TV, привез целый чемодан классических костюмов (оказывается, есть в его арсенале и такие). Однако там лишь замахали руками: нет, не надо чинно-благородно, давайте-ка везите в студию ваши безумные наряды жирафов и павлинов.

В слаженную команду в лице Эвелины Хромченко и Надежды Бабкиной Андрей Бартенев вписался довольно органично. А вот зрители «Модного приговора» разделились на два лагеря.

Одни с первого же эфира влюбились в Бартенева - в его неповторимый стиль, способность обнаружить нечто необычное даже в «серой мышке» и, конечно же, в его искрометный юмор, порой на грани фола.

Другие же - стали требовать вернуть обратно Васильева, пусть тоже весьма эпатажного, зато почти домашнего и родного.

Однако в целом можно сказать, что эксперимент с введением в передачу Бартенева удался. Так что не исключено, что в будущем он еще не раз заменит несколько утомившегося от постоянных съемок историка моды.

Фото Б. Кремера.

Российский художник, модельер, скульптор стал известен благодаря своим провокационным перформансам и интерактивным инсталляциям, а еще необычным костюмам, которые сложно назвать простой одеждой. Наверняка, нет ни одного человека, который хотя бы раз не удивился, глядя на его яркие невообразимых расцветок костюмы, которые дизайнер, нередко демонстрирует на себе, привлекая всеобщее внимание.

Несмотря на то, что он фигура достаточно заметная в столичной тусовке, о его личной жизни и биографии почти ничего неизвестно - эти сферы художник предпочитает держать в тайне.

Биография Андрея Бартенева

Бартенев родился в 1965 году далеко от российской столицы - в северном Норильске в простой рабочей семье, а его детство прошло в обычной советской коммуналке. Из-за стесненных жилищных условий Андрею не удалось осуществить свою детскую мечту - научиться играть на фортепьяно, поскольку разместить инструмент в небольшой комнате было просто невозможно.

В шестнадцать лет Андрей уехал в Краснодар и поступил в Художественный институт, окончив который, получил специальность театрального режиссера. Из Краснодара Андрей перебрался в Сочи, где познакомился с Жанной Агузаровой, директор которой Сергей Гагарин посоветовал ему отправляться в Москву, что он и сделал, и дальнейшее развитие его творческая биография получила в российской столице, где он быстро заинтересовал публику своими необычными творениями.

В качестве материалов для своих первых произведений Андрей Бартенев использовал светодиоды, которыми подсвечивал инсталляции из стеклянных банок и пластиковых бутылок. В 1992 году он получил свою первую награду - Гран-При за представленную на фестивале авангардной моды в Юрмале композицию «Ботанический балет», а через четыре года был принят в члены Союза художников Москвы.

Его первый выезд за границу состоялся в 1993 году - на арт-фестиваль во Франкфурт-на-Майне, и после этого Бартенев стал завсегдатаем многих европейских выставок и фестивалей, куда периодически вывозит свои скульптуры и картины.

В начале нулевых Андрей Бартенев поехал в США, чтобы работать и творить в центре Watermill в Хэмптоне. В настоящее время Андрей читает лекции в российских и европейских учебных заведениях, сотрудничает с такими известнейшими представителями мировой моды, как Жан-Поль Готье, Кельвин Кляйн, Роберт Уилсон и многими другими.

Картины и костюмы Андрея Бартенева

Произведения Бартенева отличает буйство красок, а его картины представляют собой не застывшую на полотнах реальность, а воплощение постоянного движения. Свои первые работы - «Буйство красок на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка» Андрей создал вместе с Петлюрой и представил в галерее «М’АРС».

Одну из своих известнейших работ, Андрей Бартенев создал в центре Watermill - это было целое представление под названием «Лестница красного», в котором были задействованы музыканты и оперные певцы, а вместо традиционных музыкальных инструментов оркестранты использовали пустые железные банки. Во время представления прямо на сцену сбрасывались с балкона вареные макароны.

Из более поздних, но не менее знаменитых перформансов Бартенева - постановка «Снежная королева», в которой участвовали движущиеся скульптуры, украшенные разнообразными геометрическими фигурами ярких цветов, напоминающими палитру Малевича и Кандинского. Кроме того, российский художник создал такие далекие по стилистике от пределов реализма произведения, как «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Монпансье в зоопарке», «Я фей, я - фей прекрасный», а одна из них - «Спокойствие двух клоунесс», была приобретена на аукционе Сотбис в частную коллекцию в Торонто.

Андрей Бартенев работает в самых разнообразных жанрах - он известен своими работами в стилях декупажа, линейной графики, коллажа, инсталляции, пастели. На различных тусовках Андрей Бартенев неизменно появляется в костюмах собственного изготовления, привлекающими внимание необычными формами и яркими расцветками.

Он любит эпатировать публику, и его ни с кем не перепутаешь. Бартенев не раз говорил, что всегда одевается так, как хочет, хотя в России порой его яркая необычная внешность вызывает агрессию, и только за рубежом реакцией на его образы служит любопытная доброжелательность.

Художник любит устраивать выставки своих работ и фестивали в больших общественных пространствах - в торговых центрах, аэропортах, на стадионах. Так, в 2016 году Бартенев открыл выставку «Дайте любви!» в торгово-развлекательном центре Москвы Кунцево Плаза. Кроме того, в этом же году он провел выставки «Портреты счастливых людей», «Ногами в воде, головой в облаках», пользовавшиеся огромной популярностью у посетителей.

Личная жизнь Андрея Бартенева

Во всех интервью на вопросы о своей личной жизни Бартенев старается отшучиваться и не посвящать аудиторию в ее подробности. Известно, что в свои пятьдесят два года он ни разу не был женат, хотя говорит, что серьезные отношения у него случались. Андрей признается, что чем старше он становится, тем меньше у него шансов испытать сильное чувство, поскольку настоящая любовь - это удел молодых.

Город, в котором я живу

Москва

«...в Москве у меня нет никакого дома - у меня студия. Я не обременен недвижимостью уж точно! Но мне в студии, что называется, стены помогают».

Нью-Йорк

Лондон

Где родился

Норильск

«Я родился в заполярном Норильске в суровой среде коммунальной квартиры...»

У кого родился

«Мои родители работали с утра до ночи, поэтому моим художественным и иным воспитанием занимался я сам под крылом провидения...»

Где и чему учился

Окончил Краснодарский художественный институт.

«Я мечтал учиться музыке, но запихнуть пианино в коммуналку было нереально, и вопрос отпал сам собой. Так что все мое детское творчество ограничивалось пластилином и ножницами — я лепил фигурки и вырезал из цветной бумаги коллажи. После школы уехал в Краснодар и поступил в институт искусств на факультет театральной режиссуры».

Где и как работал

Начинал театральным режиссером.

«...по специальности проработал всего полгода и переехал в Москву. Там, собственно, и началось мое "делаю, что хочу!"»

«Когда я начинал в конце 80-х, для меня ориентиром была прежде всего русская классика, авангард 1911-1914 годов - Бурлюк, Кручёных, Маяковский… Меня удивляла их открытость любому эксперименту, они использовали различные изобразительные средства - от агрессивного мейк-апа до каких-то конструкций, которые они создавали. Гончарова, Певзнер, Гольдер - все эти люди из авангарда много работали с формой. Конечно же, Малевич с его архитектонами - в середине 90-х я посвятил ему один из перформансов».

«Меня часто приглашают на музыкальные фестивали делать перформансы. Я объединяю музыку, звук, текст и форму - это делает мои произведения мультимедийными и универсальными. Такое можно показать где угодно, в любых условиях это будет к месту. ...Сейчас работаю над перформансом для Американского национального арт-клуба - это такое очень известное здание 1910 года в стиле «американский ар-деко», невероятной красоты! Перформанс называется «Трясущиеся углы», или Shaking Angles...»

«Помимо перформансов занимаюсь графикой, проектирую скульптуры, издаю книги...»

Проводит мастер-классы в России, США, Великобритании и других странах.

«...преподавал в норвежской театральной академии на факультете сценографии. Вообще, в европейских арт-академиях перформанс преподается как один из жанров визуальной культуры».

Что такого сделал

Проекты и перформансы, среди которых: проект-выставка «Люби кутюр!» и фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», перформансы: «Спящие красавицы», «Минеральные воды», «Нижнее белье для Африки», проект «Ботанический балет».

«В нем участвовали движущиеся скульптуры. Они выстраивались в бесконечное количество картин, и зрителю казалось, будто перед ним разворачивается длинное полотно форм. ...Скульптуры из папье-маше доходили до трех метров, и из‑за большого веса носить их, как костюмы, было невозможно. Это были движущиеся объекты — Дядька Чернослив, Северная Подводная Лодка, Теплоэлектростанция Один, Хоккейная Клюшка, Девушка-Пурга...»

Достижения

Работы неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях.

«...Все, что я делал, исходило от переизбытка радости, постоянного ощущения весны... рисовал оттого, что это доставляло мне наслаждение. Мое творчество не соответствовало окружающим меня стандартам, так же, впрочем, как и сегодня».

Дела общественные

«Поддерживаю только общество защиты животных WWF».

Общественное признание

В 1992 году получил Гран-при на фестивале в Риге за «Ботанический балет».
Член Союза художников, а также Академии дураков Вячеслава Полунина.

Важные события жизни

Приезд в Москву.

«Когда я приехал в Москву, то встретил Жанну Агузарову, и ее тогдашний директор Сергей Гагарин помог мне сделать первые шаги в столице. Позже появились знакомые мирового масштаба — Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Роберт Уилсон, Зандра Роуз… Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь».

Люблю

одеваться и жить согласно своему воображению

«Я одеваюсь так, как хочу. Причем если в любой европейской стране мой внешний вид вызывает доброжелательное любопытство, то в России яркая и необычная внешность провоцирует агрессию. Так, едва прилетев из Нью-Йорка, я посетил вечеринку. На мне были пижамные штаны с большими зелено-желтыми обезьянами, огромная зеленая куртка и купленный в Америке индейский головной убор из орлиных перьев. Но стоило мне появиться на улице, как на меня набросились какие‑то юноши, угрожая убить. Понятно, что теперь я предпочитаю перемещаться по Москве в машине или виртуально».

«Иногда одеваюсь в московских магазинах, если есть время. Но в основном покупаю одежду в Лондоне и в Нью-Йорке. Если у меня есть деньги и время, то покупаю сразу много одежды, собирая образ, характер. Под каждый костюм - обязательно обувь, аксессуары».

из художников - Пауля Клее, Пикассо, Гауди, художников эпохи австрийского модерна и Микеланджело; из композиторов - Перселла, Верди, Моцарта, Баха, Бетховена, Прокофьева, Чайковского, Шумана; в балете - хореографию Мориса Бежара и Пины Буш, американские «модерн»-труппы; фильм «Цветок 1001 ночи» Пазолини и вообще кинематограф Сокурова, Параджанова, Гринуэя, Феллини, Антониони, Висконти; читать - Мандельштама, Цветаеву, Ахматову, Пастернака и фантастику

Ну, не люблю

«…работать на корпоративах. Поэтому-то я в России ничего не делаю...»

И вообще…

«Я не превращаю свою жизнь в товар и никому свое удовольствие не продаю. Люди, которые мне платят, просто являются свидетелями того, как я наслаждаюсь окружающим миром».

«Мои родственники меня поддерживают, здесь понимание преобладает над непониманием. Другой вопрос, что у меня, как у художника, существует свой образ жизни. У меня есть плюсы и минусы. И это своеобразие моей арт-жизни, оно может как устраивать моих родных, так и не устраивать. Но здесь уже я ничего не могу поделать».

«…у меня странная, отличная от других жизнь. Путь, который я выбрал, никогда не сделает меня кумиром миллионов...»

Родился в 1969 г. в г. Норильске. Окончил Краснодарский художественный институт. С 1996 г. - член Московского Союза художников. Работы А.Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях:Расо Rabanne, Andrew Logan, Brian Eno, Zandra Rhodes, Zimmerli Museum Collection, New Jersey, Новая Академия Тимура Новикова, Спб, Музей уникальных кукол, Москва, Музейный комплекс Царицино, Москва. - художник, график, дизайнер, модельер, автор ряда известных скульптурных перформансов, таких как «Гоголь-моголь, или приключения невидимых червячков в России», в котором были полностью воплощены арт-идеи о падающей скульптуре, «Ботанический Балет», «Снежная королева», «Минеральная вода», «Королевская семья возвращается», «Охота на нерпу» в Manhattan Express и других. Художник, работающий в жанре зрелищного синтетического перформанса. Работы Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших российских и зарубежных музеях, его произведения находятся в лучших собраниях современного искусства по всему миру. Выступал в роли соавтора проектов с выдающимися художниками и режиссерами современности, среди которых Эндрю Логан и Роберт Уилсон. Любые попытки вписать произведения Бартенева в границы одного из жанров - мода, скульптура, театр, contemporary art, терпят фиаско, потому художник принимает условия существования в междисциплинарном пространстве как неизбежное следствие творческой свободы. «Искусство для меня - это единый поток, и мне все равно, в какие формы он выливается». Его лозунг: "Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни. В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи - столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного, летящего вверх потока. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Когда мне кажется, что мои силы и идеи иссякают, это обманчивое впечатление. Когда я продолжаю опыт, надеясь повторить его в новом качестве, он всегда повторяется иначе - в новом качестве эмоции. Этот поток, летящий вверх (а не падающий вниз мертвым грузом), поражает своей нескончаемостью".

Новый ведущий программы "Модный приговор" Андрей Бартенев рассказал, почему историку моды Александру Васильеву потребовалась замена. По словам дизайнера, ему очень понравилось принимать участие в съемках.

"Передача, которую мы недавно отсняли, выйдет в эфир 1 марта. С огромным удовольствием я встретился с моими старыми друзьями Эвелиной Хромченко и Надеждой Бабкиной, в очередной раз восхитился их профессионализмом, героизмом, стойкостью и здоровьем. Потому что для того, чтобы вести "Модный приговор", нужно быть очень здоровым человеком – не только психически, но и физически", – объяснил Бартенев корреспонденту сайт.

ПО ТЕМЕ

Андрей подчеркнул, что раньше часто смотрел передачу с участием Александра Васильева. "У меня уже тогда возникали мысли, что в ней нужно что-то менять. Мне не нравились декорации, я бы поменял музыку, но оказалось, мы имеем дело с таким накатанным блокбастером, что изменить какую-то деталь – это значит убить зрительский интерес", – поделился новый ведущий.

Модный судья признался, что тщательно готовился к съемкам. "Продюсеры сообщили мне о том, что хотели бы видеть меня в качестве ведущего, когда я был в командировке. Я собрал целый чемодан классических английских костюмов, подумал, что зрители привыкли меня видеть в яркой одежде, и решил их удивить. Однако продюсеры сказали: "Нет-нет, вы нам нужны именно таким! Верните свои яркие костюмы!.

Художник добавил, что зрители увидят всего лишь восемь выпусков программы с его участием – затем Александр Васильев вернется в кресло ведущего. "Сейчас он готовится к своей выставке костюмов XVIII – XIX веков, как только она завершится, он вновь станет ведущим", – отметил Андрей.



Читайте также: