Методическая разработка на тему: Интеллектуально – экологическая викторина «Знатоки природы» (для родителей). Женский шляпный этикет

Безупречный стиль и знание правил хорошего тона - ключ к успеху современной женщины.
Будь то великосветский прием, ужин в ресторане, визит в гости, светская вечеринка, путешествие или первое свидание - всюду действуют определенные законы, безукоризненное следование которым делает просто привлекательную и умную даму настоящей леди.

Согласно правилам строгого дресс-кода, шляпа не является обязательной деталью женского гардероба. Однако это удобный аксессуар для создания авторитетного имиджа и изящного стиля, выполняющий как защитную функцию, так и декоративную.

Мужчина обязан снять шляпу, входя в помещение и приподнять ее здороваясь. Женщинам это делать не только не обязательно, но и не нужно. Дама остается в шляпе и при встрече с высокопоставленной особой. Женщинам стоит снять шляпу в доме или государственном учреждении, однако во время визита или официального мероприятия делать это необязательно.

Когда следует снимать шляпку?

Шляпу с большими полями не следует носить позже 5 вечера.

Головные уборы, предназначенные для холодного времени года должны сниматься в помещении.Как правило, никто не носит шляпу у себя дома, хотя если вы принимаете у себя гостей, то можете довершить облик с помощью стильной шляпки. Если вы приглашены в гости, то ориентируйте на предпочтения хозяев религиозная или национальная особенность и надо заранее узнать об этом. дома. Если они не возражают то вы можете остаться в шляпке, если против, то всегда можно ее повесить на стойку для шляп.

На работе шляпа должна быть снята, за исключением тех случаев, когда головной убор часть профессионального дресс-кода.

В культурах отдельных конфессий есть требования смять шляпку во время свадебной церемонии. Например, во время католического брачного обряда женщины снимают головной убор, когда мать невесты снимает его. Но это уже национальная или религиозная особенность и позаботьтесь разузнать об этом раньше.

В каких случаях женщине можно остаться в шляпке?

Во время общественных мероприятий обеды, чаепития, звучание гимна, поднятие флага и т.д.

Во время богослужения или при посещении религиозных мест, например, церкви (это правило варьируется в зависимости от религии).

В аудиториях или кинотеатрах, если ваша шляпка не загораживает обзор другим людям.

В общественных местах, например, в театре или во время парада допускается оставаться в шляпке, но только в том случае если она не препятствует чьему-либо обзору.

Важные советы:

Женщины никогда не должны снимать шляпу с мужчины.

Шляпки, как правило, не носят с вечерним платьем.

Дополняя головной убор украшениями, помимо довольно стандартной ленты, не забудьте, что они должны идти по правой стороне.


Создан 27 сен 2012

Конкурс «Методическая копилка педагога»

Итоговая НОД для детей средней группы ДОУ, которая проводится в конце учебного года, целью которой является — активизация и закрепление полученных в течение учебного года навыков и умений посредством участия в игре-путешествии.

Цель: активизация и закрепление полученных в течение учебного года навыков и умений посредством участия в игре-путешествии.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в счете в пределах 8; закреплять знание цифр 1 - 8; порядковый и количественный счет, знание геометрических фигур и тел, знания о частях суток; названия весенних месяцев; умение различать и называть времена года; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги, продолжать учить проводить прямые линии по точкам.
  • Выявить умения определять «лишний» предмет, логически объясняя свой выбор; закрепить способы обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (деревья, насекомые, животные, птицы и т.д.).
  • Формировать умение детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата.

Развивающие:

  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение, способность составлять логическую последовательность, развивать внимание, моторику руки, координацию движений.
  • Развить речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать такие качества как дружелюбие, взаимопомощь, общительность;
  • способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Материал и оборудование: мультимедийнаяпрезентация, бутылка с письмом, карта, сундук с кладом, подзорная труба, компас, макет корабля из мягких модулей, запись «шум моря», анимационная дидактическая игра «Что лишнее?», листы с точечным изображением кораблика, набор геометрических фигур.

Ход игры

С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
Зевоту мы прогоняем,
И играть все начинаем.

(Слышен гудок корабля).

Ребята, скажите, что это за звук? А где плавают корабли? Правда, на море. Вот бы побывать нам на море. Вы бы хотели? Давайте возьмемся за руки и закроем глаза, помечтаем.

(На экране появляется изображение моря, шум волны, пиратский корабль, в море плавает бутылка с посланием).

И правда, где мы оказались? Посмотрите, волны что-то выбросили на берег. Бутылка?! Интересно, что там может быть внутри?

Действительно, в ней записка. Как вы думаете, кто её написал? (На обратной стороне записки изображение пирата). Что же в ней написано? Присядем на берегу и прочитаем записку:

«Здравствуйте те, кто нашел эту бутылку. Я - пират. Когда-то, давным-давно, путешествуя по морям и океанам, я зарыл клад на одном острове и нарисовал карту с его расположением. Но вот беда - у меня осталась только одна часть этой карты, а остальные я растерял по разным островам. Помогите мне, пожалуйста, найти все части карты, и тогда я поделюсь с вами кладом. Расположение клада на карте обозначено красным крестиком».

Ребята, что же нам делать? Вы хотите найти клад?

Как называют людей, которые ищут клад? Хотите стать кладоискателями?

Как же нам добраться до островов, про которые пишет пират?

Ребята, пройдите за столы. Посмотрите, у вас на столах лежат листочки с нарисованными точками и цифрами. Если вы соедините все точки по порядку, у вас получится то, на чем мы сможем отправиться на поиски клада. Если вы аккуратно, ровно выполните задание, то мы сможем отправиться в путь. (Дети выполняют задание).

игру «Закончи предложение».

Проверьте друг у друга: все правильно выполнили задание?

Молодцы! Вы справились с заданием, а вот и наш корабль.

(Дети проходят на ковер, где из мягких модулей собран кораблик).

Ну что, отправляемся в путь? Капитан, командуй!

Поднять паруса! Поднять якорь! Полный вперед! На какой по счету остров поплывем сначала? (На первый).

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

  • Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
  • Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
  • Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
  • Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Ребята, я вижу остров. (Смотрю в подзорную трубу). Это «Остров Всезнаек». Давайте высадимся на берег и посмотрим, кто же нас здесь ждет.

Игра на экране «Что лишнее?»

Молодцы, ребята. Где-то здесь на этом острове должна быть спрятана часть карты, о которой писал пират. Вы ее видите? (Дети находят часть карты) . Молодцы, ребята, у нас уже есть сколько частей карты? (Две).

(На второй) .

Ребята, пока мы плывем, давайте поиграем с вами в игру «В какое время года?»

  • В какое время года все купаются и загорают?
  • В какое время года птички улетают на юг?
  • В какое время года расцветают подснежники?
  • В какое время года играют в снежки?
  • В какое время года тает снег?
  • В какое время года с деревьев опадают листья?
  • В какое время года на деревьях распускаются почки?
  • В какое время года собирают урожай с полей и огородов?

Я вижу остров. (Смотрю в подзорную трубу) Это «Остров всёумейки».

Что же ожидает нас на этом острове? (Дети садятся за столы).

Игра «Что где находится?»

Детям предлагается расположить на альбомном листе геометрические фигуры.

  • В середине - кружок.
  • В правом верхнем углу - квадрат.
  • В левом нижнем углу - овал.
  • В правом нижнем углу - треугольник.
  • В левом верхнем углу - прямоугольник.

Хорошо. Все правильно сделали? Проверим.

Сколько частей карты теперь у нас? (Три). Можно порадоваться тому, что мы нашли еще одну часть карты и повеселиться.

Физ. минутка под музыку «А под пальмой краб сидит», муз. Железновой Е.

Ну что, ребята, отправляемся на следующий остров? Капитан, командуй!

Поднять паруса! Поднять якорь! Полный вперед! На какой по счету остров поплывем дальше? (На третий) .

Ребята, пока мы плывем, давайте поиграем с вами в игру «Скажи одним словом».

  • Яблоко, груша, слива, лимон - … (фрукты).
  • Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (мебель).
  • Собака, кошка, корова, коза - … (домашние животные).
  • Папа, мама, бабушка, дедушка - … (родственники - семья).
  • Кубик, кукла, машина, мячик - … (игрушки).
  • Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).
  • Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).
  • Самолёт, вертолёт, ракета - … (воздушный транспорт).

Ребята, я вижу еще один остров. (Смотрю в подзорную трубу). Это «Остров животных». Что же ожидает нас на этом острове?

Игра «Угадай животное».

  • У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
  • Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
  • Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
  • Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
  • Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
  • Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
  • Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные.

Молодцы, ребята! Где-то здесь на этом острове должна быть спрятана еще одна часть карты, о которой писал пират. Вы ее видите? (Дети находят часть карты).

Ну что, ребята, отправляемся на следующий остров? Капитан, командуй!

Поднять паруса! Поднять якорь! Полный вперед! На какой по счету остров поплывем дальше? (На четвертый) .

Ребята, пока мы плывем, давайте поиграем с вами в игру «Отвечаем быстро».

  • Кто на себе дом носит? (Улитка)
  • Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
  • У какого зверя куст на голове? (Лось)
  • Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
  • Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
  • Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
  • Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка)
  • Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
  • Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
  • Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)

Вы всё знаете, молодцы!

Ребята, мы подплываем к еще одному острову. (Смотрю в подзорную трубу). Это «Остров сказок» . Что же ждет нас на этом острове?

Игра «Поиграем в сказку».

1. Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе!
А как сказка называется?

2. Ой Лиса, Лиса, Лиса
Хитрая плутовка.
Пела песенку она очень, очень звонко:
- Петушок, Петушок!
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

3. Дед и бабка вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?

4. Ой! Лиса, Лиса, Лиса,
Обманула Журавля,
Но не знала, что Журавль,
Тоже очень хитрый малый.

5. В сказке той царевич жил.
Серый волк ему служил.
Сказку эту вспоминайте,
Дружно вместе отвечайте!

6. Из танцзала короля
девочка домой бежала.
Туфельку из хрусталя
на ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета.
Кто, скажи, девчушка эта?

7. Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке….

Где-то здесь на этом острове должна быть спрятана еще одна часть карты, о которой писал пират. Вы ее видите? (Дети находят еще одну часть карты).

Молодцы, вы настоящие умельцы. Вот мы и нашли все части карты. Теперь мы можем узнать, где находится клад? (Дети соединяют все части карты) .

Ребята, посмотрите на карту, клад обозначен красным крестиком и находится на «Острове детства».

Дети ищут и находят клад.

Открываем сундук.

Ребята, здесь записка: «Вы нашли самый драгоценный клад - это ваши знания. Всё, что вы сегодня выполняли в путешествии - это и есть клад». (В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке. Дети угощаются шоколадными монетами).

Молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Ребята, что нам помогло найти клад?

Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.

Информация о проведении

« Урок Эколят – Молодых защитников Природы»

в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Дата проведения: 04.10.2017г.

Подготовительная группа для детей от 6 до 7 лет.

В рамках подготовки к проведению Урока с ребятами был проведен конкурс на лучший рисунок и лучшую поделку по сохранению природы.

Урок (занятие) по теме: «Эколят – Молодых защитников Природы» проходил в виде путешествия в лес с выполнениями различных заданий по природоохранной и экологической тематике, ответов на вопросы ведущего, диалога и работы с карточками.

Детям были вручены значки с изображением сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы.

Во время Урока (занятия) ребята рассказывали о природе родного края, правилах поведения в лесу и сохранения природы, отвечали на вопросы, разгадывают загадки о представителях животного и растительного мира, выполняют задания, участвовали в блиц в вопросах на природоохранную и экологическую тематику, зарабатывая за правильные ответы и выполненные задания карточки.

В конце Урока ребята произнесли «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы». Детям были вручены значки сизображением сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. В конце занятия дети украсили макет земли – глобус цветами и деревьями, чтобы она была красивойи счастливой.

Конспект НОД

Тема: «Эколят – Молодых защитников Природы»


Цель: способствовать формированию элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде, желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, формировать экологически грамотное отношение дошкольников к природе.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес к миру природы.

2.Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.

3.Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

4.Воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Материал: маска – шапочка сороки, 2 корзинки и бумага, буквы алфавита, карточки.

Ход НОД

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится и просится к нам в дом?

Влетает сорока (ребенок в маске) .

Ребенок : Я полсвета облетел,

В садик к вам я залетел,

Сообщенье вам из леса

Это очень интересно! (улетает)

Воспитатель : Дети, что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)

Хорошо, давайте его вскроем и прочитаем :

«Здравствуйте, дорогие дети детского сада №111. Обращаемся к вам мы, эколята «Тихоня», «Шалун», « Ёлочка» и «Умница». В нашем лесу побывали дети. Они сорвали и побросали цветы, потоптали грибы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички улетели из леса. Они очень навредили природе. Растения, букашки, зверушки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна. Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может, и взрослые не знают правила поведения на природе . Приезжайте, помогите навести порядок в лесу. До встречи, ваши друзья».

Воспитатель : Дети, что будем делать?

Дети : Надо помочь?

Воспитатель : Как мы поможем? (Ответы детей).

Воспитатель : Чтобы планета не погибла, люди должны научиться любить, беречь, охранять и дружить с природой. Есть такие люди – экологи, которые занимаются спасением и охраной природы. Экологи изучают причины ухудшения природы и борются за нее. Хотите вступить в ряды юных экологов? (получает согласие). Чтобы попасть в ряды эколят, нужно пройти испытания. Вы готовы? Тогда отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню - земляникой,
Анечку – брусникой,
Машеньку - орешком.
Петю - сыроежкой.
Катеньку – малинкой.
Васю - хворостинкой. (Лес)

Правильно, это лес. Тогда в путь. (Дети идут друг за другом под музыку)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как здесь хорошо, красиво, воздух свежий, птички поют (Звучит запись «Голоса леса»). А вот и наши друзья – Ёлочка и Шалун.

Шалун: Мы рады видеть вас, спасибо за то, что вы решили нам помочь навести порядок в лесу. Лес хранит в себе много тайн и секретов. И если мы будем беречь лес, вести себя в лесу правильно, то он раскроет перед вами много интересного и многому научит.

Ёлочка: Вот вы в лес пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Помогите нам, друзья.

1.Задание « Собери мусор» . Дети делятся на две команды и собирают мусор. (Победит команда, которая успеет собрать больше мусора).

Шалун: А теперь у меня есть для вас задание, я хочу проверить ваши знания. Отвечать необходимо быстро :

2. Задание «Блиц – вопросы» .

Кто на себе носит дом (улитка)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

У какого зверя деревья на голове (лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)

Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)

Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)

Какую птицу называют лесным доктором (дятел)

3.Задание « Решение проблемных ситуаций»

Ёлочка: Ребята, а как бы вы поступили, если увидели в траве гнездо. Ваши действия? (ответы детей)

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

(Вручает детям карточку- знак).

Ёлочка: Ранней весной вы пришли в лес и увидели подснежники. Что вы сделаете? (ответы детей)

Есть цветочки редкие,

Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

Ёлочка: В лесу дети увидели ежа и решили взять его домой. Вы поступите так же? (ответы детей)

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

(Вручает детям карточку - знак).

Рассматривают и вручают детям другие карточки - знаки.

Шалун: А сейчас надо немного размяться. Проводится физминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь -

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

4.Игра «Алфавит».

Ёлочка: А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Алфавит». Я буду называть букву, а вы должны назвать животного или растения на эту букву.

Ёлочка: Молодцы! Вы хорошо знаете представителей природы. А вы знаете, что такое «Красная книга»? (Ответы детей).

Вопросы:

Что написано в этой книге?

Почему книга Красная, а не синяя или зеленая?

А что мы должны сделать, чтобы её страницы не увеличивались?

Отдает книгу воспитателю.

Ёлочка : Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли нам навести порядок в лесу. Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать при общении с природой: (после каждого пункта обращаться к ребятам- СОГЛАСНЫ?)

· Быть аккуратным с природой.

· Быть вежливыми и внимательными к природе.

· Дружить с природой.

· Заботиться о природе.

· Любить природу.

· Сохранять природу.

· Трудиться на благо природе.

· Уважать природу.

· Учиться у природы.

· Главное- нести ответственность за спасение природы!

Ребята, вы знаете, как вести себя в природе, ухаживаете за растениями, охраняете природу. И сегодня мы вручаем вам значки, вы стали юными эколятами. А теперь произнесем клятву.

Клятва Эколят - Дошколят:

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Воспитатель: Молодцы! Вы - настоящие «Эколята»- друзья и защитники природы. Хорошо мы сегодня отдохнули в лесу, а теперь нам пора в детский сад возвращаться. Как важно в жизни почувствовать теплую руку друга. Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделитесь теплом друг с другом : протяните ладони соседям! У нас получилась «Цепочка дружбы» . Как природе не хватает нашей дружеской руки!

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Нам лениться не годится

Помните, ребята –

Руку в помощь протяни и природу сохрани !

Лес - богатство и краса - береги свои леса.
Скажите, пожалуйста, одним словом, мы должны наш лес …. (беречь!)

Дети прощаются с героями и идут в группу.

Воспитатель: Предлагаю сделать доброе дело – украсить нашу планету цветами и деревьями, чтобы она была красивой и счастливой. (Дети выполняют задание).

мастер класс

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 13 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию»
(для педагогов района)

МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир Воспитатель: Голяк С.В. 2016 г.

Мастер-класс: «Путешествие в экологию» .

Цель:
развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи приоритетной ОО:

Обучающие:
 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
 Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.  Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края.  Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.  Развивать продуктивную деятельность.  Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.  Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.
Воспитывающие:
 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.
Материалы и оборудование
: Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням, материал для изготовления тюльпана.
Подготовка к Мастер-классу:
1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе. 2. Подготовить презентацию опыта. 4. Записать фонограммы песен о природе. 5 Подготовить конверты с заданиями. 6.Картинки живой и неживой природы. 7. Игра: Ромашка. 8. Кроссворд «Лекарственные растения»
9.Материал для изготовления тюльпана.
2

Ход мастер-класса:

Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «
Путешествие в Экологию»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Я поделюсь опытом работы по экологическому воспитанию детей. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». «Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
1. Презентация педагогического опыта.
Предлагаю вашему вниманию презентацию из опыта работы Тема: «Формирование нравственно-экологической позиции детей дошкольного возраста».
2.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов

эффективной работы с детьми.
Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды
.
А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
Разминка
- Блиц-вопросы. Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (Улитка) – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) – У какого зверя куст на голове? (лось). – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб) – Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти) – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать) – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) – Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.) – Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) – Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). – Какое животное называют “кораблём пустыни”
3
1.Д/И:
« Собери правильно»
Словно крыша над землею, Голубые небеса А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты! - Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить. Для этого задания я приглашаю
команду-зелёных.
А пока команда работает мы с вами вспомним правила в природе. 2. Д/и:
«Назови правило в природе».(
слайд) Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим. Следующее задание для
команды -жёлтых

3. Решение педагогических ситуаций.
(конверт с заданием у вас на столе) 1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации? 2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации? А мы пока поиграем. 4.
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая). 2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима). 4 3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна). 4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый). 5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три). 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять). 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел). 8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух). 9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин). 10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна). 11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка). 12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова). Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте. А сейчас для всех.
5.Музыкальная пауза.
Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню. («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»
6. Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для
команды-красных
. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”. 1.Весна красна цветами, а осень пирогами. 2.Готовь сани летом, а телегу зимой. А для вас.
7.Конкурс «Волшебный сундучок» –
что находится в сундучке отгадайте? Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода). В сундучке, то без чего не сможем жить. Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня.(Воздух)
Ароматические мешочки «
Определи по запаху»
(ромашка, мята) они позволяют детям определить запахи лекарственных растений (ароматераппия)
5
Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать. Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами
по

очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

8. Ромашка: «А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет. 2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров. 3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день. 4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха. 5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало(консервные банки, шляпы, кастрюли) 6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу. 7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама. 8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт. Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
9.
А сейчас Вашему вниманию
предлагается отгадать

экологический кроссворд «Лекарственные растения»
Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение. 1.Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых. Запах крепок и душист, А ее зеленый лист Нам идет на чай. Что за травка отгадай-
чабрец
2. Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. -
шиповник
3.В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка?-
рябина
4.Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит?
Подорожник
5.Горькая травка, К животу поправка, И сама душиста, И метёт чисто. –
полынь
. 6. Он "любит - не любит" ответить нам может И глянет приветливо желтым глазком. Аптечный цветок на него так похож, Его мы лекарственным другом зовем-
ромашка

7.Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (
Одуванчик
) 6 8.Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок-то, медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа.-
липа
9. Возле дома куст растёт, Белым цветом он цветёт – Будут ягоды на нём, Осенью их соберём. Хоть на вкус и не малина, А полезная... (калина)
Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник
А сейчас мы пройдёмся
10.По страницам Красной книги Ставрополья (слайд)
Я считаю, что ученые не зря решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу нашего Ставрополья.
Легенда.
А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому я предлагаю вам сделать этот цветок своими руками и пусть удача и счастье будут в каждом уголке вашего сердца.

Изготовление тюльпана из гофрированной бумаги.
(Педагоги выполняют задание). Заключение: На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе.Мой совет научитесь верить в себя и ведите активный поиск самых лучших идей, нас много и мы должны учиться друг от друга и я надеюсь, что мой опыт тоже будет полезен. Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии.

Материал:

  • Демонстрационный материал : “Деревья”, “Цветы”, “Дикие животные”, “Насекомые”, “Домашние животные”, “Времена года”,
  • карты-схемы,
  • обручи,
  • карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов ),
  • кассета с записью,
  • шапочки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов,
  • шапочки Цветика – Семицветика (одна шапочка – бледно покрашенная, другая шапочка – яркая).

Методические приёмы:

  • Сюрпризный момент,
  • аудио и видеозаписи,
  • показ,
  • анализ.

Дети заходят в зал и становятся полукругом. (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.)

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель:

“Это кто же к нам стучится,
Просится к нам в дом?
Посмотрим?”

Влетает почтовый голубь :

“Я пол света облетел
В садик к вам я залетел!
Сообщение из леса,
Это очень интересно!”
Отдаёт конверт воспитателю.

Воспитатель:

“Давайте посмотрим. Интересно. Здесь звуковое письмо. Послушаем?”

Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:

“Здравствуйте, дорогие дети детского сада №3. Я очень хочу поближе познакомиться с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До скорой встречи, Фея Природы”.

Воспитатель: “Ребята, значит, к нам гостья спешит”.

Заходит Фея Природы:

“Здравствуйте дети. Я Фея Природы. Пришла познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?

Встали. Приготовились.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.

Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы. Есть у меня волшебный цветок Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я вам его покажу. Что-то тут не так. Кто же тут хозяйничал? А где Цветик-Семицветик? Слышите, кто-то плачет? (Фея Природы заглядывает за дерево, выходит Цветик-Семицветик) Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик?

Цветик-Семицветик (ребёнок):

“Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в наем природном государстве так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает природу.

Фея Природы:

Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику. Лепестки твои стали бледными. Давай посмотрим, может с ними можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

1.Красный лепесток. “Назови художника”.

Фея Природы:

Дети, возьмите карточки на стульчиках.

“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога..” (Зима)

“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна)

“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето)

“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Для вас я приготовила шапочки времён года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая – осень, красная – лето. Так мы разделимся на команды. Что же на оранжевом лепестке?

2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем(чем) стал”.

Фея Природы:

“Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.”

Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра “Времена года”.

Фея Природы:

“А сейчас соберите пейзаж из частей.” (Игра выполняется в командах).

Молодцы.

4.Зелёный лепесток. Выложи коллаж “Лес”.

Фея Природы:

А сейчас выходят команда Зима и Весна. Вам задание выложить картину леса.

“Ребята, по одному вы берёте какой либо элемент и бежите до мольберта, прикрепляете его и возвращаетесь обратно. Бежит другой”. Затем задание выполняют команды Лето и Осень.

“Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

5. Голубой лепесток.

Фея Природы:

А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

– Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?

– Что обозначают эти знаки?

  1. Не шуметь в лесу.
  2. Не топтать грибы.
  3. Не наступать на муравейники.
  4. Не трогать птенцов.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Что же на синем лепестке?

6.Синий лепесток. Блиц-вопросы.

Фея Природы:

“Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (лось).

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни”

– Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло). Вы всё знаете, молодцы. А теперь фиолетовый лепесток.

7.Фиолетовый лепесток. “Необычные круги”.

Фея Природы:

Возьмите карточки.

“У вас карточки с насекомыми, животными, растениями, цветами. Вам нужно найти свой круг и встать рядом с ним.

– Дикие животные

– Домашние животные

– Насекомые

– Цветы

Назовите свой круг”

(За это время Цветик-Семицветик одевает яркую шапочку).

Фея Природы:

“Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся к себе домой.

(Дети уходят в группу.)



Читайте также: