Мероприятия посвященные весне начальная школа. "Встреча весны".Внеклассное мероприятие в начальной школе

Праздник «Первые весенние цветы».

Цель: Формирование всесторонне развитой, целостной личности.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту;

2. Развивать образную, выразительную речь детей;

3. Формировать эмоциональную сферу ребенка;

4. Обогащать и активизировать словарь, познакомить детей с первыми весенними цветами.

Ведущая: Здравствуйте ребята, гости!

Сегодня я приглашаю вас на праздник, где вы узнаете много нового, интересного. Будьте веселыми, активными, внимательными и доброжелательными.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … (весна)

Весна прекрасное время года.
Какой же самый первый месяц весны? Март.

С каким нетерпением мы все ждем весну.

А что же происходит с природой весной?

Весна - это время года множество людей называют своим любимым.

Просыпается природа после долгого сна. Дни становятся длиннее. Из-за хмурых тяжелых туч, наконец, выглянуло ласковое весеннее солнышко. Солнце светит ярче и сильнее греет землю. Как же мы радуемся первым теплым лучам солнца.

Тает снег, бегут ручьи, звенят весенние капели. В лесу начинается оживление: просыпаются от зимней спячки звери, возвращаются после зимовки птицы. Набухают на деревьях почкии скоро появляются новые листочки. Земля еще холодная, слишком сырая и голая, а через остатки снега пробиваются самые первые цветы. В народе говорится, пришла весна – волшебница. Нам поможет встретить весну солнышко.

Посмотрите, чего не хватает нашему солнышку?

Чтобы наше солнышко тоже засверкало и согрело своим теплом, давайте все вместе подарим ему лучи.

Солнышко играет,

Солнышко сверкает,

С праздником весенним

Всех нас поздравляет.

Солнышко пригрело

Сразу потеплело!

После долгой зимней стужи,
Просыпайся ото сна.
Улыбнись лучами света,
Долгожданная Весна!!!

Выход Весны

Весна : Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости! Заждались вы все меня?
Я - Волшебница Весна.
Я луга, и лес, и поле,
Пробудила ото сна.
Растопила лед и снег,
Подарила людям свет!

Ведущая: С каким нетерпением мы тебя ждали. Как же мы рады видеть тебя.

Весна: А пришла я к вам сегодня ребята с букетом первых весенних цветов.

Ведущая: Давайте узнаем и познакомимся с первыми весенними цветами.

После продолжительной зимы весенние цветы особенно красивы. Какие красивые цветы у тебя в корзине. Появление этих маленьких, но смелых вестников весны говорит о том, что весна пришла окончательно и бесповоротно.
1. Подснежник

Ведь это самый первый весенний цветок. Подснежник - при одном лишь взгляде на его нежную зелень, этого невысокого растения и тонкие молочно-белые лепестки его «колокольчиков» радуется сердце. Еще кругом лежат сугробы, а этот смелый малыш уже распускается на первых проталинах, посреди тающих сугробов, не боится ни ночных заморозков, ни холодного ветра.

Подснежник

На опушке леса - у березы старой

Смотрит из-под снега маленький цветок,

Долго пробивался, потому усталый,

Потому подснежником человек нарек.

И как только вырос маленький цветочек

Из-под снега толщи, после вьюг и бурь,

Срезу почему-то стали дни подольше,

В воздухе запахла теплая лазурь…

Все вокруг сменилось, засияло ярко,

И улыбки дарят люди все вокруг,

Днем уже бывает и тепло и жарко,

О любви и счастье говорим мы вслух.

2. Крокус

Расцвели крокусы – значит, пришла весна. Хорошо переносит холода и заморозки. Листья цветка темно-зеленого цвета с серебристой полосой, узкие. Окраска цветов самая разнообразная – голубая, лиловая, сиреневая, полосатая и крапчатая.

Крокус читают стихи ученики 1б класса

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растет,

Крокус снова расцветет.

Крокус первый из цветов,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

3. Пролесок

Едва сойдет снег, появляются голубые цветы пролесок, которые многие неправильно, хотя и заслуженно называют “подснежниками”. Большинство видов пролесок имеют ярко-голубые цветы. Полянки цветущих растений в саду напоминают озерца, в которых отражается ясное весеннее небо.

Пролесок читает стихи ученик 1а класса

Неба капли голубые кем-то брошены на снег.

Это пролески лесные расцветают по весне.

Все полянки голубые, голубой струится свет.

Это пролески лесные распустились по весне.

4. Ирис

Ирис сетчатый - ароматный цветок фиолетового цвета. Это наиболее ранний вид ирисов.

Встречаются сорта с цветками белого, желтого и светло-синего цвета. Листья нежные, травянистые.

Ирис читает стихи ученик 1 а класса

Лиловый ирис – весны цветок

Его лепестки словно бабочки взлет.

Он ими как - будто бы крыльями машет,

Но листья его холодны словно лед. Листья тянутся к солнцу на свет.

5. Фиалка

Ее считают символом нежности, скромности. Насчитывается более 450 видов фиалок, распространенных по всему земному шару. Самые ранние из них зацветают как только растает снег, принося нам радость и весеннее настроение.

Фиалка читает стихи ученик 1б класса

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.

Ведущая: С чем еще ты пришла?

Весна: С весенним соком

С небом высоким

С водою талою

С игрою-забавою

А что вам нравится делать теплыми весенними деньками?

Вы готовы поиграть.

Конкурсы:

    Собери цветок.

    Собери цветы в корзину

    Художник (нарисуй фантастический цветок)

    Игра с зонтиками

    Прилетели грачи

Ведущая: Много красок у весны.
Расцветают все цветы
Мы по ленточке возьмем
Танец яркий заведем.

Дети исполняют танец с лентами «Карусель».

Весна: Понравилось мне у вас, ребята! Но пора мне идти на поля, на луга. Землю солнечным теплом согревать, цветы весенние пробуждать. До свидания!

Ведущий: Кто к нам приходил? С чем вы сегодня познакомились? Что вам понравилось?

А праздник наш подошел к концу. Хорошего вам весеннего настроения, дорогие наши гости!

Конспект открытого внеклассного мероприятия в 1 «Г» классе

на тему: «Весна! Весна! И все ей рады!»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Ола»

Провела: учитель начальных классов

О.Г.Таныгина

Цели: закрепить знании о весне

1) развивать познавательный и эмоциональный интерес;

2) уметь рисовать пейзаж, строить композицию рисунка, сочетать краски при изображении образов природы; уметь понимать красоту и богатство родной природы;

3) воспитание чувства доброты и сопереживания; воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

Оборудование:

Листы бумаги, ручки

Альбомные листы, краски, кисточки

Оформление на доске(запись, пословицы, тема, рисунки, вспомогательные слова-рифмы).

Интрига.

Какое у тебя настроение?

Влияет ли время года на настроение человека?

— Каким оно должно быть весной?

Какими бы красками обозначили свое настроение?

Ход занятия

— Добрый день ребята, уважаемые учителя.

— Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда мы с вами отправимся, посмотрите на доску, прочитайте запись на доске:

«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет».

— Как вы понимаете стихи этой пословицы?

Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года — весне и все вместе совершим весеннюю прогулку. Тема нашего занятия звучит так: «Весна! Весна! И все ей рады…»

Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику. (На столе лежат листочки с стихотворениями о весне)

(Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне.)

— Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Весенние месяцы – март, апрель и май. Март – месяц света. С каждым днем все дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды. Апрель – снегогон, водолей. Теплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А еще апрель называют месяцем туманов.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Май пришел. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый теплый весенний месяц.
Цветут черемуха, вишни, яблони, цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.

— Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.

— Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (Дети читают пословицы и приметы на листочках)

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Весенние приметы:

Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

А сейчас о ком пойдет речь вы догадаетесь, разгадав данный кроссворд:

1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

2. На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу.(Дятел)

3. Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …(Сороки)

4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …(Синица)

5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …(Совы)

В выделенных клетках появляется слово Птицы.

Справка: Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок – плавунчик).

Птицы – это гонцы весны. А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья? (Да, потому что крылья у них – это руки.)

— Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви. (Дети под музыку “Канкан” исполняют “Танец птиц”.)

— Ребята, давайте мы с вами узнаем какие птицы к нам прилетают весной? (стихотворения на листочках)

– Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)

– Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок полевой, песня)

Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка, песня)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

— А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Найди пару» (поиск лесным зверюшкам еду.)Для этого мы с вами должны вспомнить, чем же питались наши друзья-зверюшки зимой, до прихода зимы.

Белка Шишки

Лиса Грибы

Волк Заяц

— А теперь ребята, мы подходим концу нашей с вами весенней прогулки, но для этого нам придётся нарисовать вместе весенний пейзаж. Давайте вспомним, какие цветы у нас появляются весной. Послушайте внимательно стихотворения и скажите какой цветок вы услышите:

(Подснежник) В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.

(Первоцвет) Первоцвет весенний –
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

— А ещё какие цветы у нас появляются весной? (мать-и-мачеха, гусиный лук, …)

— А теперь ребята, мы подходим концу нашей с вами весенней прогулки, но перед тем как прощаться нам придётся нарисовать вместе весенний пейзаж, с помощью цветов, краски… Пока у нас снег за окнами, но уже легко и свободно дышится. Мы с вами видим, что кругом мокрый снег да маленькие лужи. Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши. (Творческая работа детей у доски)

— До новых встреч!

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!

Устный журнал для учащихся 5 класса ГКОУ школы-интерната г. Краснодара
«Весна, весна на улице».
Автор: учитель русского языка и литературы Бжигакова Ф.Х.
Оформление: На доске: 1. Экран для презентации. 2.Детские рисунки. 3.Картины знаменитых художников. 4.Фото-вернисаж детских работ.
Оборудование:
Цветные карандаши или фломастеры. Солнышко без улыбки, вырезанное из бумаги (6 штук). Оценочные листы для жюри. (Приложение 1) Грамоты, дипломы, призы для награждения.
Цели:
1.Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей. 2. Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. 3. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту, бережное отношение к ней, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, доброты. 4. Развивать речь, мышление, смекалку, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. 5. Прививать интерес к предметам «Литературное чтение», «Развитие речи», «Изобразительное искусство».
1 слайд. «Весна, весна на улице».
- Здравствуйте дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать у нас на устном журнале «Весна, весна, весна.
- Ребята, поприветствуйте гостей.
- Сегодня я приглашаю Вас в гости к... к кому вы сейчас сами скажите, отгадав загадки.

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, -
Значит, к нам пришла (весна)

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,-
Значит, к нам пришла (весна)
- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – о весне! Весна – это пробуждение!
Читают учащиеся:
1 чтец.
Весна всему свой голос дарит-
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.

2 чтец.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.

3 чтец.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.

Ребята, а какой вы представляете себе Весну? Какая она у Вас?
- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.
- Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?
(отвечают дети)
- растаял снег,
- появились проталины;
- бегут ручьи;
- освободились реки ото льда;
- прилетели птицы и звонко поют;
- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;
- стало тепло;
- появилась травка, цветут цветы;
- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;
- дни стали длиннее и т д.
Молодцы!

2 слайд
- А вы знаете весенние месяцы?
- Сейчас я буду читать вам загадки о них, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь?

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мягкий тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет
И разламывается лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей
Запивает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май)

А вы знаете, у весны есть три долга!
Первый - тьму земную одолеть. С этим март справляется.
снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает.
Третий – теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает.

3 слайд. «Подумай и ответь»

А сейчас начинаем мы опять думать, рассуждать, смекать!
- Читаем вместе и отгадываем!
Загадки о весне:
4 слайд.
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

5 слайд.
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

6 слайд.
Зимой молчат
Весной журчат
Жителей лесных
Водой напоят. (Ручьи)

7 слайд.
Доброе, хорошее
На людей глядит.
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

8 слайд.
Летом бежит,
Зимою спит,
Весна настала
Опять побежала. (Речка).

9 слайд.
На ветках –
Плотные колючки.
В них дремлют
Клейкие листочки. (Почки)

10 слайд.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели,
Река пробудилась
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады. (Весна)

Весной восхищаются все и всегда! Писатели, поэты, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях. Это видно на нашей выставке картин и книг.

11 слайд.
- И следующая страничка нашего журнала «Литературная страничка «Стихи о весне».
- Сейчас мы услышим замечательные стихотворения знаменитых поэтов о прекрасном времени года – весне, которые прочитают нам ребята.
- Читаем ярко, красиво, выразительно, не торопимся и не волнуемся. Вам доверили поэты передать красоту и величие Весны!
- Начинаем наш конкурс стихотворений, который будет оценивать наше прекрасное,
доброе жюри.
Представить жюри.
Я представляю всем каждого чтеца, называя его имя и фамилию. (Чтец называет автора и название стихотворения).

(Дети читают стихи)

12 слайд.

Какие вы знаете первоцветы?
Физ. минутка. - Что вы можете рассказать о них?
Просыпается цветок - Почему их нельзя рвать?
Тянет к солнцу лепесток
И от ветра он качается
Низко, низко к земле наклоняется
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается!

13 слайд.
Просмотр фильма.

14 cлайд. (дополнительный)
Игры с детьми.

Мы, с вами готовясь к устному журналу, стали и художниками и фотографами, писателями и даже режиссерами.
- Символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло
- Сейчас я, каждому, раздам солнышко, и вы оставите на нём частичку своего тепла и прекрасного настроения! (Приложение 2)
- А как вы думаете, какие запахи у весны?

(Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листочков, расцветающих цветов)
- Ребята вслушивайтесь в музыку весны, всматривайтесь в её краски, чувствуйте запах весны!
- Ребята, у всех прекрасное настроение? А у вас гости?

15 cлайд.
- Дорогие ребята! Вы сегодня молодцы! Очень порадовали нас своим хорошим чтением стихотворений, великолепными рисунками. Они прекрасны, почти как у великих художников. Замечательными сочинениями и удивительными фотографиями. Вы очень хорошо потрудились!!! Принимая участие в этих конкурсах, мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!
- С ней пробуждается всё!
- Всё начинает жить, петь, любить. С приходом весны и мы стаём добрее, милее, улыбчивее, счастливее!
16 cлайд.

Я желаю Вам всем здоровья, весеннего настроения, задора, любить красоту и всё что и кто Вас окружает!
Пусть первый подснежник
Подарит Вам нежность! Весеннее солнце подарит тепло! А майский ветер подарит надежду,И счастье, и радость, и только добро!
Так будьте добрыми, простыми,Всегда с улыбкой на лице!Ну словом, будьте Вы такими,Как подобает быть Весне.

Спасибо Всем за участие в нашем Устном журнале «Весна, весна на улице».
- А теперь награждение за участие в конкурсах наших ребят.
Слово жюри.

Презентация

13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415

Приложение 1

Устный журнал «Весна, весна на улице»

Ф.И. учащегося
Конкурс стихотворений
Конкурс рисунков
Конкурс
сочинений
ФОТО-
конкурс

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №79 г.о. Тольятти

Внеклассное мероприятие «Здравствуй, Весна!»

Разработала мероприятие:

учитель русского языка и литературы

Коновалова Г.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МАРОПРИЯТИЯ


Тема: «Здравствуй, Весна!»

Дата: 04.03.2013

  1. Цель: углубить знания детей о временах года – весне, определить ее особенности в жизни человека, животных, птиц, растений.
  2. Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширить кругозор по теме;
  2. Познакомиться с новым литературным материалом.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать;
  2. Воспитывать любовь к природе.

Развивающие задачи:

  1. Развивать способности к переключению уровней мышления;
  2. Развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации.
  1. Оборудование урока: выставка скворечников, электронная презентация по теме мероприятия, музыкальное сопровождение специалиста, музыкальные записи, костюмы, «Модели трех месяцев весны», корзина с печеньем в форме жаворонков.
  2. Необходимое техническое оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор, фотоаппарат, фортепиано, магнитофон.

Ход праздника

Учитель: Сегодня мы отмечаем весенний праздник. Многие писатели и поэты воспевали это время года. (Электронная презентация. Слайд 1. Портреты русских поэтов и писателей: А.А. Фет, Ф.И. Тютчем, В.А. Жуковский, М.М. Пришвин и др.). Весну все ждут, зовут, поют песни-заклички. Где же заклички? Давайте покликаем Весну, позовем!

Ребенок 1. Весна, весна красная!

Ребенок 2. Приди весна с радостью!

Ребенок 3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Ребенок 4. Выходи из-за горы, да до вешней поры.

Ребенок 5. Видело ль ты, солнышко, красную весну?

Ребенок 6. Видело ли, ясное, ты свою сестру?

Учитель. Кажется, стало теплее. Давайте птиц покликаем, чтоб летели да на крыльях весну принесли. (Музыкальное сопровождение «Звуки природы». Слайд 2 - 3. «Иллюстрации, с изображением перелетных птиц: скворцы, ласточки, стрижи, жаворонок и др.»)

Жаворонки, прилетите.

Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

Нам зима-то надокучила,

Без хлебушка замучила,

Холод-стужу напустила,

Всю скотину поморила.

А теперь все вместе позовем Весну и споем украинскую народную песню «Веснянка-закличка». (Музыкальный руководитель аккомпанирует детям на фортепиано)

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели,

Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой, ты, ясно солнышко, посвети, посвети!

Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

В класс входит Весна (ее роль исполняет Ченцова Анастасия). (Слайд 4. С изображением пейзажа весны)

Весна.

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах растут цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Ученик 1 . Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Ученик 2.

Гонимые весенними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(Дети проводят презентацию трех наглядных моделей выполненных своими руками. Первая модель – март., вторая – апрель, третья – май.).

Ученик 4. В природе бывает три весны.

Весна света - март (рассказывает особенности своей модели).

Ученик 5.

Весна воды - апрель,

Ученик 6.

Весна зеленой травы - май.

Учитель. Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети называют приметы весны, а на экране появляются слайды подтверждающие ответ детей Слайд 5- 10.

Дети. В марте: синие облака к теплу или дождю.

Из березы течет много сока - к ненастью.

Ранний прилет журавлей - ранняя весна.

Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель - снегогон, водолей, соковик.

Апрель с водою - май с травою.

Весной береза раньше ольхи лист распустит - лето будет сухое, ольха опередит березу - мокрое.

Май холодный - год хлебородный.

Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай,

Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным.

Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Знание примет помогало крестьянам определить, какая погода будет летом, осенью, в каждом отдельном месяце. Это позволяло им планировать свою работу, так как в сельском хозяйстве многое зависит от погодных условий.

Учитель. Ребята, на уроках труда каждый из вас сделал скворечник для пернатых гостей. Весна, мы приглашаем всех гостей нашего праздника на выставку, где представлены разные виды скворечников (проходит выставка).

Весна. Птицы - это мои гонцы. Я их выслала вперед. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник? Угадайте, как их зовут?

К доске выходят дети, изображающие птиц. Они загадывают загадки.

Грач.

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь?

Черная птица по имени... Жаворонок.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворенья.

Учитель: Затруднились ответить? Тогда послушайте стихотворение В.А. Жуковского об этой птице.

Жаворонок.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

Ученик 3.

Эта птица никогда не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.

Скворец.

Ребята, вы меня узнали? Тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец!

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня...

Ученик 3.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели -

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели, прилетели наконец!

Дети поют песню Е. Рыбкина на слова Вл. Орлова «Ты лети к нам, скворушка!» (Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано. Слайд 11. Иллюстрация с изображением скворца).

Ты лети к нам,

Скворушка.

Принеси нам

Солнышко!

Разбуди весну

Скорей

Звонкой песенкой

Своей!

Через кручи горные,

Через тучи черные,

Ты лети, лети,

Лети -

Не сворачивай

С пути!

Ты лети к нам,

Скворушка -

Шелковое

Перышко!

На березе

Новый дом

Ждет тебя

В краю родном!

Учитель. Весне рады не только птицы, но и все другие лесные жители. Ребята, кто еще в лесу рад приходу весны?

Дети отвечают.

Весна. Пойду, посмотрю, как поживают мои зверушки. Как они зиму провели.

Выходят дети в костюмах и масках зверей. Рассказ каждого ученика сопровождается слайдом 12-16.

Еж. Я спал, похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур пощипывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк.

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда!

Лиса . Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал.

Медведь.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны.

Еж . И, наверно, видел сны?

Медведь.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил - кругом вода.

ЕЖ . Заспешил медведь наружу:

Медведь. Заливает - не до сна.

Еж. Вылез он и видит лужи,

Тает снег... Пришла Весна.

Выходят дети в костюмах растений. Рассказ учеников сопровождается слайдом 16-17 с изображением подснежников.

Подснежник 1.

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге........

Подснежник 2.

Подснежник, подснежник

Проснулся в лесу.

Подснежник, подснежник

Встречает весну

Подснежник 1.

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри - в такой одежде

Подхватишь насморк ты!

Подснежник 2 . А вот мне не спится,

Разве тут до сна,

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Ландыш. Я зацветаю в мае

Когда весенний первый

«Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в Красную книгу.

Одуванчик. А я не жалуюсь. Везде расту, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие. И если листья оторвут, я выживу. Корень-то в земле останется. А любят меня не меньше, чем другие цветы.

Учитель. Губят цветы их красота и людская жадность. Нужно очень бережно к ним относиться, чтобы они радовали нас своей красотой.

Весна. Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ -

Салютовать весне.

Приказ - черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой,

Чтоб каждый кустик был певуч.

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

И веселее греть.

Дети поют песню о весне.

Песня о весне (Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано)

Опять кружат над крышами

Веселые грачи,

А солнышко над вишнями

Рассыпало лучи.

Весна! Весна!

Я снова лета жду -

Нам всем нужна весна,

Хотя бы раз в году!

На стадионах - маечки

Всех красок и цветов,

А солнечные зайчики

Летят со всех концов.

Весна! Весна!

Я снова лета жду -

Нам всем нужна весна,

Хотя бы раз в году!

Выходит Весна с корзиной печенья.

Весна. В конце нашего праздника я угощу вас печеньем, да не обычным. Оно называется «Жаворонки». Издавна на Руси существовал такой обычай. Как придет весна, запоют птицы, детям пекли вот таких «жаворонков». А они подбрасывали птиц высоко к небу да просили, чтобы те прилетели и весну с собой принесли. (Речь весны сопровождается Слайдом 19-25 с изображением встречи весны на Руси и в современное время).

Весна раздает детям печенье. Дети фотографируются на память.


Цель: развивать основы исследовательской деятельности.

Формировать представление о явлениях в природе в весенний период;

Развивать познавательный и эстетический опыт, творческое воображение, образное и логическое мышление, помять и речь,

Формировать коммуникативные навыки.

Постановка целей и задачи.

Под музыку Чайковского “Времена года” звучит загадка.

Пришла, улыбнулась-
Утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
А птицы пропели: “Вить гнёзда пора.”
Вы все догадались, что это … весна.

Сегодня мы поговорим о весенних изменениях в природе. Чтобы более успешно изучить явления весны, в нашем классе работали группы:

У весны очень много работы, но ничто не может устоять перед её трудолюбием. (творческая группа)

Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех
Выбрать музыку для птиц.
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.

На зелёной ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребёнкой.
Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
И тепло в лесные норки
Принести давно пора.

Работы очень много! Весна распределила её по месяцам.

Назовите весенние месяцы.

Март- зимобор, протальник, капельник, грачевник (плакат)

Историки.

Слово март не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда. Наши предки называли этот месяц сухий- в это время года мало осадков. Протальником звали из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени ещё зима, а на солнышке - капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

От хода весны многое зависит и начало полевых работ и будущий урожай. Вот и примечали наши деды и прадеды.

Народные приметы.

Рано затает, долго не растает.

Ранняя весна ничего не стоит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Коли грачи прилетели прямо на гнёзда- дружная весна будет.

Нельзя оставаться равнодушным к природе в это прекрасное время года, когда мир как бы рождается заново. Так и хочется писать рассказы, очерки. Слово предоставляется нашим юннатам.

“Март первый весенний месяц. Месяц первых проталин и щедрого тёплого солнца. Хотя кругом ещё лежит снег, но солнце светит ярче и греет сильнее. С каждым днём оно всё дольше задерживается на небе. 21 марта – день весеннего равноденствия. Днём весна всё настойчивее прогоняет зиму. Ночью она куда - то прячется, словно боится последних морозов. Март – месяц встречи птиц. Задышат паром чёрные пятна проталин.

На жарком взгорке медленно заходит первый гонец весны- грач. Март – время прилёта птиц- грачевник. Недаром говорят: “Увидел грача, весну встречай!”

Загадки о птицах. (творческая группа)

Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит.

Грач, следуя за плугом. Способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями.
Ну а зовут меня …(скворец).

Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

Семья скворцов за лето поедает до 350 гусениц, жуков и улиток.

В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится…
- Ку-ку, ку-ку,-
Не спит опушка,
А птицу эту звать…

Кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина …

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик до 16 кг. Значит каждая сова. орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Многие птицы – санитары леса. Вороны, галки, сороки, коршуны питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Хором: Птицы санитары лесов, полей, огородов. Берегите птиц!

Апрель- “ледолом”, “снегосгон”, “березозол”-брали с берёз сок, нанося дереву глубокие раны, “цветень”- начало цветения растений.

Историки. Родина слова апрель - Древний Рим. Оно означает – тёплый, солнечный.

Первоначально в Древнем Риме апрель четвёртый месяц календаря, назывался по своему порядковому номеру квартидилисом. Позже его посвятили богине красоты Венере и дали имя априлис - от латинских “открывать”, “раскрывать свои дары”, “расцветать” т. к. в этом месяце весны раскрываются почки на деревьях и распускаются цветы. За непостоянство погоды, её изменчивый характер апрель на Руси получил немало народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец, который по – своему погодой распоряжается. Апрелю нет равных в температурных скачках воздуха. Это месяц резких контрастов в природе, самый интересный период весны.

Народные приметы.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Где в апреле вода, там в июле травка.

В апреле земля преет.

Апрель- пора большой воды.

Писатели.

Апрель – середина весны. Повсюду тает снег. Бегут бурные звонкие ручейки. Не напрасно апрель называют “месяцем живой воды”. Лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход . Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье . Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. На солнечных лужайках робко зеленеет молодая сочная травка. На пригорках, на склонах холмов распускаются жёлтые звёздочки мать – и – мачехи.

Загадки о первоцветах.

1 Белые горошки
На зелёной ножке (ландыши).

2.На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький …(подснежник)

3.Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.(одуванчик)

4. Солнце жжёт мою макушку.
Хочет сделать погремушку.(мак)

5. Он цветочный принц –поэт
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам …(нарцисс)

6. Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут …(тюльпаны.)

Заклички:

Грачи – куличи из-за моря летите,
Весну красную несите.
Лютая зима пристоялась,
По полям, по лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки, ножки познобила.
Белый снег натрясла,
Всё тепло унесла.

Ой, весна-красна!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
Приходи к нам, весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистою,
С пшеницей золотистою,
С ячменём усатым,
С овсом кучерявым,
С калиной-малиной,
С чёрной смородиной.

Май- “травень”, “цветень”, “песенник”.

Историки.

Многие историки считают, что первый римский царь Ромул, отдавая должное старейшинам сената, предложил присвоить этому весеннему месяцу имя майус, т.к. слова “майор”, “майф” в переводе с латинского означают “большой”, “высший”. По другой версии древние греки нарекли в честь богини природы Майи. По-гречески Майя- мать, кормилица, богиня плодородия, весеннего обновления земли. Поэтому май это месяц цветов и любви.

Народные приметы.

Коли в мае дождь- будет рожь.

Май холодный - год хлебородный.

Лесные птицы вьют гнёзда с южной стороны дерева - лето будет холодное.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Май месяц зелени, гнездования птиц и насиживания яиц, месяц полевых работ. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. В саду заканчивают обрезку и пересадку деревьев, вносят удобрения, рыхлят междурядье и приствольные круги. Производят опрыскивание деревьев и кустов. В полях заканчивается посев яровых культур. На огородах сажают овощи.

Май- соловьиная роща, месяц песен и плясок.Полная победа солнца над холодом и мраком зимы. Жизнь завоевала землю и воду, жизнь поднимается во весь рост. Всё поёт, играет, пляшет: косачи- на земле, селезни – на воде, дятлы на деревьях. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды, барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, ухают филины.

Фотокорреспонденты.

Словарь весенних слов.

Оттепель

Половодье

Первоцветы

Сосульки

Работа по группам.

Эй, помощники!

Что же вы сидите! Творите!

В руки кисти берите, бумагу, разноцветные краски.

Создавайте, рисуйте

Весну без опаски!

1гр. Солнце, облака.

2гр. Оживить деревья, скворечник, гнездо.

3гр. Оживите на бумаге птиц.

4гр. Вам создать ковёр из цветов.

5 гр. Кораблики для детских забав весной. Раскрасить.

Создание образа весны на доске. КТД.

А теперь принимайтесь скорее за дело!

Чудодеи мои,

Раскудесники- маги!

Нарисуйте весенний пейзаж

На доске из бумаги.

Музыка “Времена года.”

Весна – это маленькая девочка в голубом, зелёном, цветном платье. На голове у неё венок из подснежников. Лицо улыбающееся. На чём она мчится к нам?

У неё упряжка из самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков серебряные кони.

Кажется, будто лес окутан зелёной дымкой. Красавицы берёзы выпустили свои зелёные пальчики.

Воздух наполняется звуками. Возвращаются из дальних странствий птицы и несут на уставших крыльях весну.

Из далёких жарких стран
Через море – океан
Птицы разные летят,

Крылья в воздухе свистят. (прикрепляют на доске птиц, скворечники, гнёзда)

Прилетели первые вестники весны- скворцы, грачи. Они заботливо благоустраивают свои старые квартирки.

А вот слышны первые звоночки ландыша.

Солнце улыбается светло,
Дотемна сияет неустанно,
Наливает в чашечки цветов
Золотое вешнее тепло.

Появились первые проталины. Красавица весна прошла своими горячими ногами, осыпая свой след зелёной травой да первоцветами. Весна стала полновластной хозяйкой, которая несёт тепло, свет и новую жизнь!

Заключительная часть

Ребята, вы создали удивительную красоту словом, рисунками. Общение с природой облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира, его хрупкость, быстротечность. “Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня в ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.” Подлинная культура- она храниться в душе, становится ценностью человека и не срывается, и не уносится с собой. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

Песня “Край родной”



Читайте также: