Мероприятия по экологическому воспитанию в библиотеке. Внеклассное мероприятие "чудеса природы"

Положение о международной литературной премии имени В.П.Крапивина

1. Значение личности и творчества Владислава Петровича Крапивина для детской литературы, для воспитания нескольких поколений молодёжи России и других стран трудно переоценить. Один из патриархов отечественной фантастики, автор нескольких сотен книг, переведённых на десятки языков, В.П.Крапивин и сегодня продолжает свою благородную деятельность по формированию высокой нравственности и духовности среди юных и взрослых читателей. Свердловский областной общественный фонд "Фонд Владислава Крапивина", Ассоциация писателей Урала учредили Международную литературную премию имени Владислава Крапивина в знак уважения к его творчеству и для стимулирования литературной деятельности в русле заложенных им традиций. Придание премии международного масштаба будет способствовать повышению авторитета отечественной литературы для детей и юношества, подчеркнёт её роль в мировой словесности этого направления.

2. Размер премии 100 000 (сто тысяч) рублей без уплаты налога. По решению учредителей эта сумма может быть изменена. Вместе с денежной премией лауреату вручается диплом и памятная нагрудная медаль.

3. В конкурсе на соискание премии имени Владислава Крапивина могут участвовать литературные произведения для детей и юношества любых жанровых и композиционных форм (роман, повесть, пьеса, книга рассказов или стихов), в виде книг и публикаций в прессе, а также наиболее интересные (по мнению оргкомитета) рукописи готовые к публикации. В исключительных случаях может рассматриваться кандидатура писателя, претендующего на получение премии по совокупности заслуг в области детской литературы. Произведения иноязычных авторов принимаются к рассмотрению только с приложением перевода на русский язык.

4. Учредители премии создают оргкомитет, в функции которого входит распространение информации о конкурсе, приём произведений соискателей, приём экспертов в состав отборочной комиссии на первом этапе конкурса и членов жюри - на втором этапе, а также организация церемонии награждения победителей и иная работа необходимая для проведения конкурса.

5. Для подведения итогов конкурса создаётся жюри под председательством В.П.Крапивина, имеющего при голосовании два голоса. Каждые два года состав жюри обновляется не менее, чем на одну треть. Соискатели премии входить в состав жюри не могут.

6. Выдвижение соискателей на премию осуществляют писательские организации и объединения России, стран ближнего и дальнего зарубежья, библиотеки, редакции литературных журналов для детей и юношества, литературные музеи, книжные издательства, учебные заведения, детские фонды, а также оргкомитет. Для официального включения соискателя в конкурс должны быть представлены в оргкомитет следующие материалы и документы: а) письмо-заявка или выписка из протокола собрания выдвигающей организации; б) анкета соискателя (ф.и.о., адрес, краткая творческая характеристика); в) три экземпляра выдвигаемого произведения; г) по возможности - статьи, рецензии и пресса, посвященные соискателю. Заявки на участие в конкурсе и литературные произведения принимаются оргкомитетом ежегодно до 01 сентября по адресу:

620075 г.Екатеринбург, ул.Пушкина, д.12

Ассоциация писателей Урала с пометкой "на конкурс имени Владислава Крапивина". После указанной даты список претендентов утверждается оргкомитетом и более не пересматривается, а причины опоздания прочих заявок не обсуждаются. Результаты конкурса публикуются в средствах массовой информации до 15 октября года присуждения премии.

7. Премия присуждается один раз в год одному автору и вручается в день рождения В.П. Крапивина 14 октября в одном из городов Российской Федерации (по усмотрению оргкомитета).

«Мальчик со шпагой»

«Конкурс соавторов» проводится в журнале «Костёр» для тех ребят, кто любит литературу и хочет попробовать свои силы в сочинительстве. Мы предлагаем нашим читателям отрывок из какой-нибудь книги и просим придумать свое продолжение истории — вообразить, что могло быть дальше.

Юные писатели на страницах «Костра» уже выступали соавторами таких отечественных и зарубежных классиков, как Н. М. Карамзин, Н. В. Гоголь, Т. Янссон, А. П. Чехов, Л. Кэрролл, С. Я. Маршак и многих других писателей, в том числе и современных. По традиции конкурс посвящается юбилею писателя или книги.

В 2018 году отмечает свое 80-летие Владислав Петрович Крапивин — замечательный детский писатель, участник редакционной коллегии журнала «Костёр». Победителя конкурса в конце 2018 года будет выбирать сам автор!

Попробуйте придумать свой вариант продолжения отрывка из повести В. П. Крапивина «Мальчик со шпагой»:

«Он был просто мальчик и твердо знал: на свете не бывает чудес.

И он изумился и вздрогнул почти так же, как его враги, когда в полыхании рыжих грив и с глухим громом подков пятеро кавалеристов вылетели на поляну и встали полукругом.

И самый главный всадник — смуглый, белозубый, в зеленой рубашке и парусиновой буденовке с суконной голубой звездой — негромко сказал…»

В конкурсе принимают участие все желающие российские школьники, независимо от региона их проживания.

Объем конкурсного текста не должен превышать 2000 знаков.

Сочинения принимаются по адресу root@сайт до 10 октября 2018 года. Победители будут объявлены в январе 2019 года в первом номере журнала «Костёр», а лучшие из конкурсных работ будут опубликованы на страницах журнала в выпусках 2018 года.

Все работы обязательно должны содержать информацию об авторе — фамилию, имя, возраст, класс, полное название учебного заведения, место проживания.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов о живой природы

Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Географическое расположение птиц исключительно широко. Они заселяют практически всю поверхность Земли и на север проникают до полюса. Нельзя не сказать и об эстетическом значении птиц, без которых наша жизнь была бы скучна и безмолвна. Более удивительных созданий природы, чем птицы, наверное, нет на свете. Они освоили все воздушное пространство. Им нет равных. Птицы проделывают большие расстояния, иногда без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. В настоящее время численность многих видов сильно сокращается, и они могут исчезнуть совсем, если не принять меры по их охране. Беречь природу – значит охранять свою жизнь….
Материалом для составления внеклассного мероприятия «Чудеса и тайны живой природы» послужили энциклопедии, журналы, литература по биологии, географии. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 7 – 9 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о птицах, о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о энциклопедиях, книгах и журналах прочитав которые дети могут узнать о том, где и как обитают знакомые и не знакомые птицы, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о птицах, о природе.

Внеклассное мероприятие «Чудеса и тайны живой природы»


Любуйся ты красою,
Величием Земли!
И помни: это - дом твой!
Люби его, храни его, цени!
Анна Зубкова

1. Скажите, у какой птицы голубые глаза?
- Голубые глаза, не удивляйтесь, не у какой – нибудь экзотической птицы, а у галки. Той самой обычной галки, которая в городах является спутником человека. Все представители этого семейства – очень сообразительные и находчивые птицы. И голубоглазая галка – не исключение. Если вы понаблюдаете за этой шустрой птицей, и в ее поведении сможете увидеть много интересного.

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом -
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...
Саша Чёрный


2. Скажите, кто из птиц спит, сидя на хвосте?
- Это дятлы. Они гнездятся в дуплах и спят в вертикальном положении, прицепившись острыми коготками коротких ножек к стенке дупла и упираясь в нее жесткими перьями хвоста.

Дятел пёстрый озорной
Песню нам пропел весной!
На сухой сучёк он сел
И - как барабан, запел!
Так он носом застучал,
Чтоб весь лес о нём узнал:
«Нос мой - крепок,
Я - удал: из под коры еду достал,
Для птенцов дупло долбил,
Новый дом соорудил!»


3. Скажите, у каких уток, самки окрашены ярче селезня?
- У новозеландского огаря. Почему так происходит, неизвестно.


4. Скажите, какая чайка носит ожерелье?
- Это розовая чайка – очень редкая птица мира, которую можно встретить в Арктике. Оперения у этой птицы нежно розового цвета, а вокруг шеи как будто нарисовано черное кольцо – «ожерелье». Полярники называют розовую чайку жар - птицей Арктики.


5. Скажите, какие птицы питаются грибами?
- Это птицы наших северных лесов – глухарь и кукша.

Выйди на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.
Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды - как первая слеза...
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.
Из дремотных облаков исторгла
Яркий блеск холодная заря,
И звенит, чумная от восторга,
Зоревая песня глухаря.
Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,-
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!
Он поет листву купав болотных,
Паутинку, белку и зарю,
И в упор подкравшийся охотник
Из берданки бьет по глухарю...
Может, так же в счастья день желанный,
В час, когда я буду петь, горя,
И в меня ударит смерть нежданно,
Как его дробинка - в глухаря.
Дмитрий Борисович Кедрин


Глухарь


Кукша
6. Скажите, у какой птицы на крыльях есть когти?
- У птенцов гоацианов, обитающих в тропических лесах Южной Америки. Они вылупляются почти голыми, но с первых же дней отлично могут лазать по деревьям. При лазании пользуются только клювом и ногами, но и хорошо развитыми первым и вторым пальцами крыла, которые подвижны и снабжены когтями. Еще птенцы могут хорошо плавать. Гнезда гоацины устраивают на ветвях над водой. При опасности птенцы быстро лазая, спасаются среди ветвей или ныряют в воду. Когда опасность минует, они вновь возвращаются в гнездо. Так что, несмотря на то, что птенцы надолго остаются в гнезде, они в полнее самостоятельны. По мере взросления способность к лазанию и нырянию пропадает.


7. Скажите, какая пролетная стая обещает снег?
- Стая пролетных гусей. По народной примете, через день – два, после того как пролетели гуси, нужно ждать снегопад. Попробуйте, проверьте эту примету.

С утра покинув приозерный луг,
Летели гуси дикие на юг.
А позади за ниткою гусиной
Спешил на юг косяк перепелиный.
Все позади: простуженный ночлег,
И ржавый лист, и первый мокрый снег...
А там, на юге, пальмы и ракушки
И в теплом Ниле теплые лягушки...
Вперед! Вперед! Дорога далека,
Все крепче холод, гуще облака,
Меняется погода, ветер злей,
И что ни взмах, то крылья тяжелей...
Эдуард Асадов


8. Скажите, почему у белого аиста черные крылья?
- Наличие темного пигмента делает перья более долговечными, этим и объясняется, что у белого аиста маховые перья на крыльях черные.

Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..
Андрей Кропотин


9. Скажите, какие птицы спаят на волнах?
- Это буревестники. Как и у альбатросов, их жизнь прочно связана с открытыми морскими просторами. Они нуждаются в суше лишь в период гнездования. Буревестники спят прямо на волнах.


10. Скажите, какая птица став взрослой «разучивается говорить»?
- Это хищная птица бородач. Молодой бородач часто пищит, выпрашивая корм. Став взрослым, бородач «разучивается говорить»: никто еще не слышал голоса взрослой птицы.


11. Скажите, какая хищная птица нашей страны питается змеями?
- Она так и называется – змееяд. Относится эта птица к семейству ястребиных. Змееяд убивает змею, после чего проглатывает ее целиком. Кроме змей, птица может поедать мышевидных грызунов, ящериц и мелких птиц. Змееяд ведет скрытый образ жизни и поселяется в глухих районах смешанных лесов, где много влажных полян, болот и речек. В таких местах обитают ужи и гадюки, они то и составляют основную пищу.


12. Скажите, какая птица поет хвостом?
- Кулик – бекас. Бекасы токуют в воздухе, то взмывая в верх, то стремительно падая вниз. При падении птица своеобразно распускает рулевые перья, которые, встречая потоки воздуха, начинают вибрировать. При этом возникают довольно громкий звук, напоминающий блеяние овцы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»



Читайте также: