Экскурсия в природу средняя группа. План- конспект экскурсии «Растения в природе» - Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREATIV"

Конспект занятий в подготовительной группе. Экскурсия в природу

Цель:

Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Программные задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных превращений и фокусов;

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;

Развивать диалогическую форму речи;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать связную, доказательную речь;

Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;

Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;

Воспитательная:

Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.

Закрепить знания детей о липе и березе.

Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев», и они приглашают нас к себе в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

А вы знаете, почему листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки?

Любите ли вы их собирать? Почему?

Что вы с ними делаете?

Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

А летом так бывает?

А весной так бывает?

А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).

А для чего они нужны дереву?

Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?

А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).

Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).

Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.

А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?

А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?

Послушайте стихотворение о березе

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом – помочь им).

Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?

Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.


Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Черлакский детский сад № 2", Омская область, р.п. Черлак
Описание материала: конспект будет полезен воспитателям детских садов, родителям.
Цель:
Усвоение представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать;
3. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Материал:
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу:
- не шуметь,
- идти по тропинке,
- не рвать растения,
- не ломать ветки деревьев и кустарников,
- не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Придя в лес, воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, осматриваются, отдыхают.
Воспитатель: - Дети, какое время года сейчас?

Дети: - Осень.
Воспитатель: - А как же вы догадались?
Дети: - Деревья и трава пожелтели, стало прохладно.
Воспитатель: - Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: - Частые дожди, листопад, первые заморозки, отлет птиц в теплые края, дни становятся короче, солнце светит, но слабо греет.
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы назвали много примет осени. Ребята, осень - очень красивое время года! Не смотря на то, что природа начала готовиться к зиме, все вокруг окрашивается в яркие, сочные, веселые цвета – появляются желтые, красные, оранжевые листья на деревьях. Наступил первый осенний месяц – сентябрь. Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». А еще осень называют художницей! Послушайте стихотворение об осени:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Воспитатель: - Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени.
А теперь давайте поиграем!

Игра «Что мы видим вокруг?».
Нужно назвать одним словом, что дети видят вокруг себя (небо, солнце, деревья, кустарники, птиц, муравейник).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими детьми.

Игра «Что какое?».
Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.

Игра «Добрые слова».
Напомнить, что есть много добрых слов, их нужно чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для пенька, травы, птиц, березы, тополя.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая, а она в ответ подарит вам много энергии и сил.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Игра «К дереву беги».
Воспитатель называет деревья и кустарники, дети находят их на полянке и подбегают к ним. (береза, осина, шиповник)
Воспитатель: - Ребята, в этом лесу растут деревья, на которых есть листики. Скажите, как называется такой лес? (лиственный) У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: - Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, но их в этом лесу нет.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети:
- Медведь готовится к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
- Еж готовится к спячке.
- Белка делает запасы.
Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем. Что мы можем услышать вокруг? Дети слушают и говорят, что услышали. Много звуков мы слышим и особенно крик птиц, перелетные птицы собираются на юг. Давайте поиграем, и превратимся в птиц.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель: - Ребята, давайте тоже подготовимся к зиме и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски, красивые веточки.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.



Читайте также: