Иранские ввс. Аэрокосмические силы корпуса стражей исламской революции

О военно-техническом сотрудничестве между Поднебесной и Исламской Республикой Иран известно уже давно. ВС Ирана, являющиеся одними из самых сильных армий в Центральной Азии, имеют достаточно большой процент вооружений, в которых применена китайская радиоэлектронная элементная база, а также ракетное вооружение, созданное на базе китайский образцов.

Самыми яркими примерами являются противокорабельные ракеты «Noor» и «Qader», которые разработаны на базе известнейшей китайской ПКР YJ-82 (экспортное название C-802). Именно эти ПКР формируют основной рубеж противокорабельной обороны Ирана: гибкость применения и эффективность в ВС достигается за счёт использования полноценной системы базирования ракет, среди которой известны береговые ПКРК (носители – обыкновенные грузовые автомобили), авиационные носители (тактическая истребительная авиация ВВС Ирана), морские носители (фрегаты/СК класса «Alvand», ракетные катера «Kaman» и т.д.). Ракеты «Noor» имеют тактико-технические параметры, аналогичные отечественным ПКР Х-35 «Уран», а модернизированные версии «Qader» уже сходны с более совершенными Х-35У и AGM-84D (Block 1C), дальность которых достигает 260 и 220 км соответственно.

Большинство перспективного вооружения Ирана так или иначе появилось благодаря использованию БРЭО с китайской элементной базой, которая сейчас активно развивается и практически не отстаёт от мировых темпов. Но последние новости заставляют говорить уже не только о поставках современной электроники и «оцифровке» иранской военной техники, а более глобальном, даже стратегическом партнёрстве, которое позволит Ирану превратиться не только в обороняющуюся сторону, но и в такого «большого игрока», который получит региональный паритет или даже превосходство над всеми коалициями противника, такими как «аравийская коалиция» и Израиль.

Превращение Ирана в региональную сверхдержаву идёт планомерно и стабильно, что даёт повод оценивать российскую концепцию многополярного мира как успешную и наиболее адекватную. О превосходном развитии ВПК Ирана свидетельствует разработка большого количества новых систем ПВО, включая перспективный ЗРК «Бавар-373», современных РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и управления воздушным движением (УВД) типа «Гадир» с четырёхсторонней АФАР метрового диапазона. Также действует отлично оснащённый штаб ВВС и ПВО, куда поступают все данные о тактической обстановке, полученные РТВ и ВВС государства.

Но есть у Ирана большая проблема, которая на сегодняшний день не позволят в полной мере реализовать как оборонительный, так и наступательный потенциалы своей не слабой армии. Речь идёт о безнадёжном состоянии устаревающего авиапарка ВВС Ирана, который нуждается в срочном обновлении машинами поколения «4+». Основной состав фронтовой тактической авиации Исламской Республики представлен 300 многоцелевыми истребителями и тактическими бомбардировщиками 3-го и 4-го поколений, которые по основным боевым качествам полностью уступают истребительной авиации «аравийской коалиции», ВВС Израиля и естественно американской палубной авиации. К ним относятся такие машины как: 44 F-14A «Tomcat», 35 МиГ-29А, 30 Су-24МК, 65 F-4E «Phantom II», 60 F-5, 10 «Дассо Мираж» F1, несколько «Qaher-313», 30 HESA «Azarakhsh».

Большинство самолётов находятся в двадцати-тридцатилетнем сроке эксплуатации и почти полностью исчерпали свой ресурс. Небольшая их часть находится на модернизации. Так, F-14A модернизированы с помощью интеграции в вооружение зенитной управляемой ракеты MIM-23 от ЗРК «Хок», также потенциал сохранён у МиГ-29А. А наиболее совершенный лёгкий малозаметный истребитель 5-го поколения «Qaher-313» существует лишь в одном или нескольких экземплярах. Самолёты «Qaher-313» имеют ЭПР менее 1 м 2 и предназначены для ближнего маневренного боя, перехвата крылатых ракет БПЛА, а также уничтожения низколетящих ударных вертолётов.

Остальные самолёты уже не приспособлены для современной сетецентрической войны и могут использоваться лишь в качестве неплохих учебно-боевых машин и самолётов наблюдения и разведки на театре военных действий. Су-24МК могут быть использованы в качестве противокорабельных самолётов, для низковысотного прорыва ПВО и организации ПЛО на морском ТВД.

После поставки в Иран ЗРК С-300ВМ или модернизированных С-300ПМУ-2 противовоздушная оборона Исламской Республики достигнет такого потенциала, что уничтожить её с помощью обыкновенной СВКНО ВВС и ВМС США, и даже с израильской поддержкой, будет очень непросто. Тем не менее, слабые ВВС не позволят Ирану эффективно уничтожать элементы ПВО-ПРО и другую технику противника на Аравийском Полуострове, который даже сейчас находится под надёжным «зонтиком» ПРО, сформированной ЗРК “Patriot PAC-2/3” и регулярно присутствующими в Персидском заливе «Иджис»-эсминцами/крейсерами ВМС США. Арсеналы баллистических ракет ИРИ не способны эффективно прорвать эту оборону. Кроме того, существующие в ВВС ИРИ истребители не способны обеспечить завоевания господства в воздухе вблизи границы государства, а также над территориями страны, где плотность размещённых ЗРК недостаточна.

На днях из Шанхая пришла отличная новость. Газета «Цанькао сяоси» сообщает о готовящемся контракте между Минобороны ИРИ и первым китайским производителем боевых самолётов – компанией «Чэнду» (CAC) на поставку в ВВС Ирана крупнейшей в иранской истории партии современных многоцелевых истребителей J-10A. Известно, что до 2020 года Иран хочет получить 2 эскадрильи из 24 самолётов «Цзянь-10», за это он предоставит китайским нефтедобывающим компаниям разрешение на разработку огромного нефтяного месторождения Азадеган, которое позволит Китаю получить в будущем большую независимость от поставщиков энергоносителей, имеющих привязку к американскому политическому и экономическому аппарату.

Уже после 2020 года, по-видимому, планируется приобретение ещё 126 истребителей J-10A, количество которых позволит ВВС Ирана сформировать к 2020 – 2022 году 3 полноценных истребительных авиаполка, способных прикрывать западный и юго-западный регионы государства. Уже сейчас предстоящий контракт рассматривается как крупная военно-стратегическая сделка, которая в итоге приведёт к кооперации обоих государств и серьёзно «потеснит» американские интересы в Азии и Индийском океане.

Месторождение Азадеган является громадным, полностью не разведанным источником «чёрного золота», а поэтому имеет большую привлекательность на нефтяном рынке. Его разработка может вызвать неподдельный интерес со стороны Запада, а поскольку он расположен на иранской территории, американцы не имеют никаких юридических прав претендовать на этот регион, что в итоге может привести к использованию Западом своих «козырных» инструментов воздействия на регион.

Все риски работ в Азадегане связаны с близким расположением территории месторождения с границей Ирака, где продолжает действовать вскормленная американцами террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», с помощью которой американцы очень умело управляют политической ситуацией в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Само собой разумеется, что для охраны объектов разработки в Азадегане и Иран, и Китай должны будут обеспечить максимальную безопасность этого района. Это автоматически потребует присутствия подразделений НОАК, ВМС Китая, а также увеличения контингента ВС Ирана.

Не исключено, что в Персидском заливе появятся современные китайские эсминцы УРО «Тип 052C/D» и другие боевые корабли, что приведёт к недовольству Пентагона и будут иметь место различные провокации, связанные с присутствием ВМС США. Негласный конфликт между Китаем и США уже давно наблюдается и вокруг Вьетнама, архипелага Дяоюйтай, а также после введения Генштабом НОАК стратегии «трёх цепей», в которой все элементы ВС США в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, по вполне адекватной причине, становятся целями для ВВС и ВМС Китая.

150 J-10 ПОЗВОЛЯТ ИРАНУ СТАТЬ НА РАВНЫЕ ПОЗИЦИИ С «АРАВИЙСКОЙ КОАЛИЦИЕЙ»

В одной из предыдущих статей мы рассматривали ударные возможности «аравийской коалиции». Более 450 имеющихся истребителей поколения «4+», среди которых есть такие самолёты как EF-2000 “Typhoon”, F/A-18C, “Mirage-2000-9”, F-15C/E, обеспечивают Аравийскому полуострову полное превосходство на земле, воде и воздухе над своей и окружающими территориями. Эти самолёты регулярно модернизируются и могут быть носителями любого типа современного американского ВТО, включая перспективные тактические ракеты большой дальности AGM-158B и более компактные AGM-84H “SLAM-ER”. Могут они применять и более дальнобойную версию ракеты «воздух-воздух» AIM-120C-7/8 “AMRAAM”, что не оставляет никаких шансов иранской авиации на удержание превосходства в воздухе даже на собственной границе.

Приобретение же 150 истребителей поколения «4+» J-10A позволят иранским ВВС не только эффективно проконтролировать всю западную границу государства в случае военного конфликта, но и по возможности проводить локальные воздушные операции на территориях «аравийской коалиции». Стоимость одного J-10 на рынке вооружений составляет 41 млн. долларов, 150 самолётов обходятся в 6,2 млрд. долларов, исходя из его превосходных боевых качеств это гораздо выгоднее, чем закупка более дорогих машин, тем более что цена будет гораздо ниже рыночной за счёт предоставления КНР права на разработку Азадеган. Кроме того, самолёты оснащаются российскими двигателями АЛ-31Ф, так что в обслуживании силовой установки Иран всегда сможет обратиться к НПО «Сатурн», что также является достаточно выгодными для российской стороны событием.

Планер истребителя J-10 имеет схему «утка» с большим ПГО площадью 5,45 м 2 , треугольное крыло имеет площадь 33,05 м 2 . Поворотное ПГО позволяет реализовать в полёте большие углы атаки более 30 о, также резко повышает угловую скорость разворота и общую управляемость в ближнем воздушном бою. Угловая скорость разворота находится на уровне самолётов «Тайфун» и «Рафаль». J-10A имеет максимальную скорость около 2100 км/ч, потолок – 18000 м и способен проводить ударные операции в радиусе 800 км. Имеется штанга системы дозаправки в воздухе, благодаря которой J-10A может продолжительное время находится в беспосадочном патрулировании.

Надёжность двигателя АЛ-31Ф уже звучит как «брэнд», поэтому проблем с силовой установкой точно не будет. J-10A имеет неплохие разгонные возможности выраженные в высоком показателе форсажной тяги на мидель (2572 кгс/м 2), а на 11 точках подвески может быть размещено до 7300 кг различного вооружения любого класса. В БВБ J-10A оставят позади практически любой американский или западноевропейский истребитель «аравийской коалиции» или ВВС Израиля, но в ДВБ могут возникнуть сложности. «Стремительный дракон» (так называют J-10 китайцы) оснащается достаточно слабой БРЛС «Жемчуг», которая имеет максимальную дальность обнаружения и захвата цели типа «F-16C» 80 и 60 км соответственно, поэтому саудовские F-15S будут обнаруживать его гораздо раньше.

Этот момент открывает ещё один вопрос для ВВС Ирана – необходимость покупки нескольких самолётов ДРЛОиУ. Это могут быть как китайские ZDK-03, так и российские А-50. Конечно, для Ирана более целесообразным является приобретение более совершенной версии истребителя J-10B, эти самолёты будут оснащены бортовой РЛС с АФАР с технологическим уровнем радара AN/APG-68 или «Жук-АЭ», но пока даже в ВВС Китая нет этих самолётов.

Данная сделка является грандиозным событием по двум причинам. Во-первых, укрепляется стратегическое сотрудничество среди «друзей России»; во-вторых, такое сотрудничество приведёт уменьшению американского влияния в Азии и более быстрому становлению Ирана как региональной сверхдержавы. Страны Аравийского полуострова, Израиль и Турция будут всё меньше влиять на военную обстановку в регионе.

Иранские военно-воздушные силы считаются самостоятельным видом вооруженных сил, в которые также входят силы противовоздушной обороны. Также свои собственные ВВС есть корпуса стражей исламской революции (КСИР).


В боевом составе военно-воздушных сил числится 12 авиабаз, в числе которых десять истребительных и две транспортные. Они служат местом базирования 12 эскадрилий транспортной и 25 боевой авиации, 2 вертолетных эскадрилий, около 10 самолетных и вертолетных отрядов управления и связи, а также 10 поисково-спасательных отрядов.

В период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который поддерживал США – в 70-е годы прошлого столетия – иранские ВВС были самыми оснащенными на территории Ближнего Востока. В частности, на их вооружении было 79 самолетов F-14, кроме того было подписан контракт, который предусматривал поставку 150 единиц F-16.

Исламская революция и разрыв отношений с Америкой привели иранскую авиацию в упадок. Поставок F-16 не было, а вскоре ВВС перестали получать запчасти.

После революции 1979 года на базе шахских военно-воздушных сил были созданы современные ВВС Ирана, которым сразу пришлось столкнуться со значительными трудностями. В частности, США ввела эмбарго на поставку , что лишило иранский автопарк запасных частей. В тот момент на вооружении в основном стояли американские вертолеты и самолеты. Кроме того, новое правительство воспринимало бывших офицеров армии Шаха с недоверием, поэтому многих опытных пилотов и командиров подвергли репрессиям.

В любом случае, иранские ВВС сыграли важную роль в ранней части ирано-иракской войны, которая началась 22 сентября 1980 года.

Попытки военных Ирака уничтожить авиационные подразделения противника на территориях аэродромов провалились. На протяжении недели после начала боевых столкновений иранским самолетам (F-5Е «Тайгер II», F-4 «Фантом II», F-14 «Томкэт») пришлось совершить множество вылетов для бомбардировки ряда экономических и военных объектов, находящихся в Ираке, в том числе и в Багдаде.

Иранская авиация нанесла существенный ущерб иракской тыловой системе, что существенно замедлило темпы наступления армии Ирака.

В апреле 1981 года иранским ВВС удалось провести одну из самых удачных операций. Во время налета на территорию Западного Ирака на одном из аэродромов было уничтожено несколько десятков самолетов противника. Однако к этому времени активность ВВС начала снижаться, а после 1982 года они почти не оказывали влияния на ход боевых действий. В частях катастрофически не хватало запасных частей, поэтому техники занимались «каннибализацией», разбирая на части вертолеты и самолеты. В свою очередь, это неуклонно снижало количество машин, готовых к боевым вылетам. В 1983 году иранские летчики могли поднять в воздух около сотни машин. Столь плачевная ситуация сохранилась до завершения военных действий, хотя и проводились некоторые тайные поставки оружия из США и Израиля.

На тот момент в иранских ВВС сохранилось, в том числе и небоеспособных, 60 F-5 из 169, 70 F-4 из 325, и 20 F-14 из 79.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-14 ВВС Ирана, аэродром Исфахан

После завершения Ирано-Иракской войны были предприняты попытки пополнить парк боевых самолетов. Состоялась закупка 60 F-7М(китайской версии МиГ-21Ф) в КНР, правда, их уже нельзя было считать современным оружием.

Следующее приобретение – закупка в СССР истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. В 1992 году Россия поставила 8 МиГ-29 и 10 Су-24. В 1994 году Украина поставила 12 Ан-74.

Неожиданное пополнение случилось в начале 1991 года, когда во время боевых действий на территории Персидского залива большая часть самолетов иракских ВВС перебралась в Иран, пытаясь спастись от авиации союзников. Иран не захотел вернуть эти самолеты, посчитав, что это своеобразная репарация за последствия восьмилетней войны. Часть этих самолетов вошла в состав иранских ВВС.

Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики Су-25 ВВС Ирана

В 1991 году в Иран отправилось большое количество самолетов из Ирака: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН, а также некоторые другие.

Но отсутствие налаженной системы обслуживания и запасных частей, равно как и опытных летчиков и техников, не позволило большей части самолетов войти в состав ВВС. По некоторым данным, на вооружение были приняты 4 МиГ-29, 10 «Мираж F.1», 24 Су-24, 7 Су-25.

Истребитель Мираж F.1 ВВС Ирана

С 80-годов поставками авиационной техники в Иран занимается КНР, а с 90-х к нему добавились Россия и некоторые другие страны СНГ.

Поэтому сейчас в авиационном парке ВВС Ирана представлены американские, советские, российские, китайские, французские и украинские летательные аппараты, а также несколько собственных уникальных разработок.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-14,МиГ-29,Су-22 ВВС Ирана, аэропорт Тегеран

В составе истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации находятся 60 F-14A (из них лишь 20-25 боеспособных), 35 МиГ-29, 45 F-5E/F, 10 «Мираж F-1», 60 «Фантом-2», 24 F-7M и другие.

Лёгкий штурмовик Tazarv

Ударная авиация представлена 30 Су-24М, 24 Су-20/22, 13 Су-25, 25 Tazarv – легкий штурмовик, произведенный в Иране.
В частях разведывательной авиации есть 6-8 RF-4E «Фантом-2», 5 P-3F «Oрион», 2-3 RC-130H, 1 Adnan (Baghdad) - самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД, 4-5 Dornier 228 (морская авиация), 15 Cessna 185.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО и ВТС С-130 ВВС Ирана

Учебная авиация представлена 26 Beech F-33А/С Bonanza, 45 PC-7 Turbo-Trainer, 10 EMB-312 Tucano, 7-9 Т-33, 8 Socata ТВ-21 Trinidad, 25 MFI-17B Mushshak, 4 Socata ТВ-200 Tobago.

В частях транспортной авиации есть 12 Ил-76, 4 Боинг 707-3J9C, 1 Боинг-727, 5 Боинг 747, 11 Ан-74; 10 Fokker F27, 14 Ан-24, 15 HESA IrAn-140.
Кроме того в частях иранской авиации используются примерно двести легких гидросамолетов Bavar – 2, произведенных на территории Ирана.

Не менее пестрым получился состав вертолетного парка. На вооружении ударных подразделений находятся примерно 50 HESA Shahed 285, 100 Bell AH-1 Cobra. Многоцелевые и транспортные части оснащены 100 UH-1/Bell-205/Bell-206, 10 SH-53D Sea Stallion, 20 CH-47C «Чиннук», 25 Shabaviz 275.

Кроме того, на территории Ирана производится большое количество беспилотных летательных аппаратов, в числе которых есть и ударные. Самый тяжелый из них - БПЛА Karrar, способный нести тонну полезного груза. Для разведывательных операций используется БПЛА Ababil. Серия средних беспилотников Mohajer используется для разведывательных действий и наведения на цель лазерных боеприпасов.

Ударный БПЛА Karrar

Отметим, что в Иране активно ведется разработка и создания собственных образцов боевой авиационной техники.

У иранской классификации истребителей есть некоторые отличия от общемировой, так как определяющим фактором является время создания, а не определенные возможности и признаки.

Первое поколение представлено истребителем HESA Azarakhsh, который создали в 90-х одах. Ко второму поколению относится истребитель Saeqeh. При этом Saeqeh – это глубоко модернизированный Azarakhsh. В обоих самолетах также просматриваются черты Northrop F-5Е американского производства, который поставлялся в Иран в 70-е годы.

Разработку первого истребителя в Иране начали во второй половине 80-х годов. Самолет получил название «Молний» - «Azarakhsh». Работы над ним велись в компании IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) совместно с Университетом имени Шахида Саттари и специалистами иранских ВВС. Основная причина начала собственных разработок – потеря возможности приобретать современную авиационную технику за границей, в первую очередь, в США. В 80-е годы иранские конструкторы еще не приобрели необходимого опыта, поэтому разработка «Молнии» затянулась. Первый прототип подняли в воздух лишь к 1997 году.

Azarakhsh несколько больше чем F-5E: длина 17.7 м, размах крыльев – 9.2 м. Иранских истребитель получил площадь крыла примерно в 22 кв.м. Его максимальный взлетный вес составляет 18 тонн при собственном весе без боевой загрузки в 8 тонн.

В качестве силовых агрегатов используются два турбореактивных двигателя РД-33 российского производства, максимальная тяга которых составляет 8300 кгс. В 2007 году Иран подписал контракт на поставку пятидесяти таких двигателей на общую сумму в 150 миллионов долларов.

Максимальная скорость Azarakhsh составляет 1650-1700 км/ч при запасе хода в 1200 километров.

В серийном варианте в экипаж входят два человека. Их рабочие места находятся друг за другом. Разные источники содержат разные массы полезной нагрузки самолета, а также его вооружения. Данный параметр варьируется от 3500 до 4400 килограмм. Самолет оборудован российской БРЛС Н019МЭ «Топаз».

С момента первого полета было выпущено около тридцати самолетов «Молния», причем их радиоэлектронное оборудование несколько раз модернизировалось. У самолетов этого типа есть существенные отличия друг от друга, что сильно затрудняет их обслуживание.
К моменту испытательных вылетов «Молнии» уже началась глубокая модернизация машины. Самолет второго поколения получил название «Удар молнии» - «Saeqeh».

В 2001 году появилась информация о строительстве первого прототипа Saeqeh, но в небо он поднялся только в мае 2004 года.

Основное отличие от предыдущей машины – самолет стал одноместным. Серьезные изменения затронули хвостовую часть, которая получила новые обводы и второй киль. Отказ от второго члена экипажа позволил снизить взлетный вес, не меняя двигатели и БРЭО. Вес пустого Saeqeh составляет 7800 кг, а максимальный взлетный вес – 16800 кг. Также были улучшены летные и технические характеристики: скорость поднялась до 2050-2080 км/ч, а дальность полета возросла до 1400 км.

Испытательная программа нового самолета стало более успешной, поэтому уже в 2007 году летчики иранских ВВС продемонстрировали новые «Удары молнии» на параде. А в сентябре 2007 году их официально приняли на вооружение.

В течение последующих шести лет было выпущено около 30 таких самолетов. Но, на фоне масштабных списаний американских самолетов, этого явно недостаточно.

2 февраля 2013 года был презентован перспективный истребитель Qaher-313 иранского производства. Это событие приурочили в празднованию исламской революции, произошедшей в 1979 году.

Иранские военные взахлеб рассказывали о большом боевом потенциале машины, которая не только практически незаметна на радарах, но и оснащена передовыми бортовыми решениями в радиоэлектронике.

Основная особенность нового самолета – это небольшая эффективная отражающая площадь, которая делает его слабозаметным для радарных установок противника. Министр обороны Ирана Ахмада Вахиди отметил, что свойства истребителя позволяют эффективно вести боевые действия на небольших высотах. При этом, по словам руководителя проекта Qaher-313 Хассана Парванеха, в самолете используются только иранские комплектующие.

Широкой общественности представили самолет с довольно странным внешним видом. У него интегральная компоновка, также использована схема «утка», предполагающая чрезмерное переднее горизонтальное оперения, крыло нормальной стреловидности, законцовки которых отклонены на 50-65 градусов вниз, а также «разваленные» в разные стороны кили. Внешний вид получился рубленым, по всей видимости, для снижения заметности на радарах. Еще одно инженерное решение – беспереплетный фонарь.

Вахиди отметил, что при строительстве самолета использовались высокотехнологичные материалы, передовая электроника. Машина может использовать высокоточные боеприпасы иранского производства. Еще одна особенность самолета – способность взлетать и садиться с небольших взлетно-посадочных полос.

Однако, даже после громких заявлений иранских военных, при взгляде на показанный в эфире иранских телеканалов и информационных агентств самолет возникает ощущение, что он не способен взлететь. У истребителя настолько маленькая носовая часть, что непонятно, где там могла разместиться радиолокационная станция. В обнародованных снимках можно увидеть примитивную приборную панель, что позволяет предположить, что это был даже не прототип, а просто макет.

Стоит отметить, что в целом использованные при создании технические решения довольно интересны, но все же оставляют странные ощущения.
Самолет больше похож на большой макет, нежели полноценный истребитель. Кроме того, Иран уже несколько десятилетий не получает информации о мировых технических наработках, поэтому возникают сомнения по поводу заявлений о прорывных технологиях иранских ученых. У Ирана практически отсутствует собственная развитая промышленность и научный потенциал.

По всей видимости, основная цель подобной демонстрации – поднять моральный дух простых жителей Ирана.

В случае начала полномасштабных столкновений с силами США и союзников у иранских ВВС, скорее всего, не получится сделать чего-либо значительного. Относительная малочисленность, устаревшая техника, отсутствие требуемого количества современных средств поражения – все это не позволит авиационным подразделениям обеспечивать эффективное прикрытие войск и наземной инфраструктуры, а также атаковать американские базы, находящиеся на противоположных берегах Персидского и Оманского заливов.

Ситуацию можно было бы исправить проведением закупок современной боевой авиатехники за рубежом. Но наладить поставки из США или Европы попросту невозможно.

Баланс сил на территории региона могли изменить несколько десятков современных самолетов Су-30МК2 с комплектами вооружения. Но после срыва поставок ЗРС С-300П в Иран, контракт на которые был разорван под давлением Израиля и США, подобный вариант вряд ли возможен.

Использовались материалы:
http://www.airwar.ru/history/af/iran/iran.html
http://www.waronline.org/mideast/iran/airforce/
http://en.wikipedia.org/wiki/Qaher-313

ВВС Ирана были основаны в середине 20-х годов. Первоначально на вооружении состояли De Havilland DH-82 Tiger Moth, Hawker Furi, Audax и Hind. Во время шахского правления из США было поставлено большое количество самолетов и вертолетов, включая 79 F-14A Tomcat, 32 F-4D Phantom, 177 F-4E и 16 RF-4E, 140 F-5E и 28 двухместных F-5F. Однако после 4 ноября 1979 года и введенного США эмбарго поддерживать эту технику в летном состоянии было очень затруднительно, однако иранцы старались как то решать эту проблему: где закупками на "черном" рынке (показателен в этом плане скандал "Иран-контрас"), где и организацией производства запчастей на собственных предприятиях. После революции единственными закупками авиатехники на Западе были 35 Pilatus PC-7, 15 PC-6 Porter и 15 EMB312 Tucano (куплены в 1983 -90 гг.). Основу же парка составляли самолеты советского и китайского производства, как то F-7M, МиГ-29, Ан-74, Су-24МК и Ил-76ТД.

В ходе войны 1991 года в Иран перелетело несколько десятков самолетов, которые были поставлены в строй и из них организованы подразделения. Так на например произошло с "Mirage" F1BQ/EQ.

Кроме того, местная авиапромышленность активно занимается разработками собственных самолетов и вертолетов и модернизацией имеющегося парка. Все проекты перечислить затруднительно из-за продолжающейся изоляции страны, но некоторые подробности все таки приведем:

  • Симорх - конверсия Northrop F-5A в F-5B фирмой Iran Aircraft Manufacturing Industries (IAMI);
  • Шафагх - двухместный самолет для первоначального обучения и штурмовик. Создан на основе кооперации с российскими авиастроителями. Детали неизвестны, по крайней мере установлены российские катапультные кресла;
  • Парацу - модернизация Beech F33 Bonanza;
  • Азаракш - модернизация F-5E;
  • JT2-2 "Тазарв" - третий прототип реактивного "Дорна", который предполагается использовать как тренировочный самолет
  • Щахед 274 - вертолет иранского производства, созданный на основе компонентов вертолетов нескольких типов, прежде всего Bell 206;
  • Шавабиз 75 - переделанный под другой двигатель Bell 214C;
  • Проект 2061 - переделка Bell 206;
  • Проект 2091 - программа модернизации AH-1J;
  • Иран-140 - программа лицензионного выпуска Ан-140.

Из новых поступлений стоит отметить появление на вооружении у Корпуса Исламских стражей "новых" Су-25 в 2003 году. Источник получения неизвестен.

В середине 70-х годов от ВВС отделилась армейская авиация. В шахские времена на ее вооружении состояли около 300 Bell 214As, 200+ Bell AH-1J "Кобра", 185 Agusta-Bell 206, примерно 100 AB205 и 66 CH-47C "Чинук". Из самолетов стоит отметить Cessna O-2, Cessna-185, Cessna 310, Dassault Falcon 20E, Rockwell AC690 Aero Commander и Fokker F27. На сегодняшний день только самолеты двух последних типов все еще способны подняться в воздух. Из послереволюционных закупок стоит сказать о 9(?) Harbin Y-12.

Морская авиация состоит из 20 или 30 SH-3D Sea King и некоторого количества AB212ASW. Кроме того, на вооружении имеются также несколько RH-53D, AB205A и AB206A. Патрулирование в интересах флота осуществляют также несколько Dassault Falcon 20E и Fokker F27-400M.

Боевой состав (более или менее правдоподобный) имеется только на 2001 год:

База эскадрилья Тип ЛА
Мехрабад 11 МиГ-29A/УБ
12 F-5A/B
83 F-14A
? Су-24MK
Табрил 21 F-5E/F
22 F-5E/F
23 МиГ-29A/УБ
Шашроки 31 F-4
32 F-4
33 F-4
Вахдати 41 F-5
42 F-5
43 F-5
Умидиех 51 F-7M
52 F-7M
53 F-7M
Бушер 61 F-4
62 F-4
82 F-14A
Шираз 71 F-5
72 Су-24MK
83 F-14A
Хатами 81 F-14A
82 F-14A
Бендер Аббас 91 F-4
92 F-4
Бахар 101 F-4
Захедан ? F-6

К вопросу об «отсталости» Ирана, сидящего под санкциями «мирового сообщества». На фото — истребители «Saeghe» собственной иранской разработки.

Иран начал полномасштабное производство истребителей Saeghe собственной разработки, сообщает Jane’s со ссылкой на иранские СМИ. По словам представителя ВВС Ирана, в настоящее время иранские военные располагают уже несколькими эскадрильями новых боевых самолетов . Ранее предполагалось, что ВВС Ирана обладают только тремя-четырьмя Saeghe, приписанными к 23-й истребительной эскадрилье.

Истребители Saeghe поступили на вооружение ВВС Ирана в 2007 году. Они представляют собой второе поколение боевых самолетов типа Azarakhsh, принятых на вооружение в 1997 году. Saeghe способен развивать скорость до 1,7 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до трех тысяч километров. Истребитель вооружен двумя пушками калибра 20 миллиметров и оснащен семью точками подвески для бомб и ракет общей массой до 3,2 тонны.

По данным иранского министерства обороны, по своим характеристикам Saeghe соответствует американскому F/A-18 Hornet. В феврале 2014 года командующий ВВС Ирана бригадный генерал Алиреза Бархор объявил, что иранское авиастроительное предприятие HESA уже собрало несколько истребителей Saeghe нового поколения, представляющих собой двухместные самолеты с увеличенными боевыми нагрузкой и радиусом.

Технически самолет построен на основе решений американского F-5E Tiger II, творчески развитых персидскими конструкторами. В частности, обращает на себя внимание модное V-образное хвостовое оперение самолета.

В прошлом году ВВС Ирана провели испытания новых видов вооружения, включая «умные» авиабомбы и противоракетные системы воздушного базирования, сообщает Fars News Agency. По данным агентства, новая система позволяет сбивать «любые виды ракет». В ходе испытаний, проходивших на северо-востоке Ирана, МиГ-29 успешно уничтожил ракету, выпущенную истребителем F-5 ВВС страны. Что именно представляет собой новая противоракетная система, не уточняется. Сообщается только, что благодаря ей иранские истребители получат возможность обнаруживать и перехватывать ракеты противника.

Помимо системы Иран также испытал новые авиабомбы Qassed калибра две тысячи фунтов, уточняет издание Ynetnews. Эта бомба оснащена системой наведения и способна поражать объекты противника на дальности до 40 километров от точки сброса.

Демонстрировали иранцы и вот такую машину с индексом F-313:

Я ее уже как-то подробно разбирал. Энторнетные диванные эксперды по глупости своей решили, что это — «стелс-истребитель пятого поколения», отсюда и все ошибки в их рассуждениях. На самом же деле это маловысотный ударный самолет, и в этом качестве решения выглядят весьма адекватными. Например, выбранная схема тандемного биплана с аэродинамически несущим фюзеляжем позволяет создать машину с низкой скоростью сваливания при малом размахе крыла, способную летать с коротких ВПП — вплоть до обычных автомобильных дорог.

Компактная одноместная машина выполнена из композитов, имеет определенные признаки использования стелс-технологий (так что можно ожидать невысоких площадей отражающей поверхности при полете на малой высоте и соответственно достаточной малозаметности), а в качестве двигателя применен единственный ТРД того же типа, что применялся на F-4 Phantom (только там их стоит пара). Эти ТРД хорошо освоены промышленностью Ирана и недороги. Авионика машины несложная, самолет лишен радиолокатора (что целесообразно для маловысотной ударной машины — и наш Су-25, и американский F-117 локаторов не имели, ибо при полетах на малой высоте от них нет пользы, они только демаскируют машину и удорожают ее).

Фактически иранский F-313 — это такой «ударный беспилотник» наоборот, недорогая массовая пилотируемая машина для нанесения бомбовых и ракетных ударов по наземным целям.

Кстати, малая скорость сваливания при полете на малой высоте сама по себе является прекрасным средством защиты от авиации противника — опыт показал, что подобного рода медленнолетящие над самой землей машины современному истребителю почти невозможно сбить, слишком велика разница в скоростях для обстрела из пушки, а ракеты из-за близости земли плохо захватывают цель.

В общем, Иран демонстрирует способность мыслить нетривиально.

Известно, что ОКБ МиГ принимало непосредственное участие в создании иранского легкого самолета «Shafagh» — вот такого:

Это учебно-боевая машина, построенная в той же идеологии, что и наш Як-130 — только на базе агрегатов и технологий, привычных Ирану.

Вооруженные силы Исламской Респу­блики Иран (ИРИ) имеют в своем составе два независимых компонен­та - Армию и Корпус стражей Исламской Революции (КСИР), каждый из которых располагает собственными видами воору­женных сил: сухопутными войсками, ВВС и ВМС. Поэтому военно-воздушные силы Ирана представлены как в Армии, так и в КСИР.

ВВС АРМИИ ИРАНА

Задачи и организационная структура

Военно-воздушные силы Армии Ирана явля­ются самостоятельным видом ВС. В них включены также силы противовоздушной обороны страны. Численность личного состава ВВС Армии превышает 85 тыс. человек.

По взглядам военного руководства страны, основное предназначение ВВС Армии - готовность самостоятельно или во взаимодействии с другими ви­дами вооруженных сил решать следующие задачи:

  • завоевание господства в воздухе;
  • оборона административно-политических центров, группировок войск и важных военных объектов от воздушных атак;
  • нанесение ударов по сухопутным, авиационным и морским группировкам войск, военным и эко­номическим объектам противника;
  • оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС;
  • ведение воздушной разведки;
  • осуществление выброски воздушных десантов в тыл противника;
  • переброска войск и во­енных грузов по воздуху.

На вооружении ВВС Армии ИРИ находятся самолеты, вертолеты, зе­нитные ракетные комплексы (ЗРК) и зенитные артиллерийские установки. В боевом составе имеются части и подразделения истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной и вспомогательной авиа­ции, а также зенитных ракетных, зенитных артиллерийских, радиотехниче­ских войск и войск тылового обеспечения.

Во главе этого вида ВС стоит командующий, который подчиняется на­чальнику объединенного штаба Армии и через него начальнику генераль­ного штаба вооруженных сил ИРИ и верховному главнокомандующему (ВГК). Он несет полную ответственность перед последним за поддержание боеспособности и боеготовности соединений и частей подчиненного ему вида вооруженных сил, разработку и реализацию планов оперативного и боевого использования войск, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки, а также за подготовку кадров. Командующий организу­ет материально-техническое обеспечение соединений и частей.

Руководство и управление войсками в мирное время командующий осу­ществляет через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат, штаб ВВС и административные командования, а в военное - через штаб ВВС и штабы оперативных командований, которые начинают функциони­ровать с момента приведения войск в полную боевую готовность и опера­тивного развертывания вооруженных сил страны.

Штаб военно-воздушных сил Армии является основным органом адми­нистративного и оперативного управления частями как ВВС, так и ПВО. На него возложены функции по планированию боевого применения, по­вседневной и боевой деятельности войск и их МТО.

Штаб состоит из управлений и отделов. Он осуществляет непосредствен­ное руководство подчиненными командованиями - авиационным, ПВО, радио- и радиотехнической разведки, связи, обеспечения центрального гар­низона, тыла и учебным.

Командования руководят повседневной деятельностью соединений, ча­стей и подразделений военно-воздушных сил Армии ПРИ.

Боевой состав

По данным иностранной военной печати, в боевом составе ВВС Армии находятся 13 авиабаз, в том числе 11 истребительных (иаб) и две отдельные транспортные (отаб), на которых дислоцируются до 25 эскадрилий боевой авиации, 12 - вспомогательной, две вертолетные, до 10 отрядов самолетов (вертолетов) связи и управления и столько же вертолетных отрядов поиска и спасения.

На вооружении частей и подразделений ВВС Армии имеются: 250-300 самолетов боевой авиации, в том числе 25-30 бомбардировщиков Су-24; 60-65 истребителей F-14A «Томкэт», 55-60 F-4D и Е «Фантом», 50-60 F-5E «Тайгер», 25-30 F-7 (производства КНР), 30-35 МиГ-29, до 10 само­летов-разведчиков RF-4 и RF-5.

По оценкам иностранных специалистов, из-за отсутствия запасных ча­стей и по причине морального и физического устаревания лишь немногим более 70% самолетов находятся в боевом строю, в том числе 50% F-4, 60% F-5 и 40% F-14.

Вспомогательная авиация (около ПО единиц) представлена транспорт­ными самолетами С-130Е «Геркулес» (около 40 машин), Ил-76 (10) и F-27 «Френдшип» (10); Боинг 747 (восемь); транспортно-запра-вочными самолета­ми Боинг 707 (более 10); самолетами свя­зи F-33 (свыше 20); учебными (РС-7 и L-20, всего около 20 машин).

На вооружении ВВС Армии Ирана состоят также вер­толеты различно­го типа (более 40 «Алуэтт-2», АВ-205, и Н-1, АВ-214 и др.).

Базирование

Группировка ВВС Армии Ирана раз­мещена в основном в северо-западной, западной, централь­ной и южной частях страны. В соответствии с задачами и дислокацией силы и средства боевой авиации ИРИ распределены по трем оперативным зонам (командованиям): «Северо-Запад» (штаб в г. Тебриз), «Запад» (Керманшах) и «Юг» (Ахваз).

Основа существующей организационно-штатной структуры авиацион­ных соединений и частей ВВС Армии Ирана создавалась в 1960-е годы под непосредственным влиянием и контролем американских военных со­ветников и специалистов. На протяжении всех последующих лет иранское командование, не изменяя принципов оргштатной структуры, вносило в нее некоторые дополнения, направленные главным образом на увеличение боевого потенциала соединений и частей.

Истребительная авиационная база (иаб) является основной тактиче­ской авиационной единицей боевой авиации ВВС Армии Ирана, которая включает управление, штаб, объединяющий соответствующие отделы и службы, а также боевые, инженерно-технические, материально-техниче­ские подразделения, подразделения охраны и другие службы.

В соответствии со штатным расписанием в состав иаб должны входить три авиаэскадрильи по 25 боевых машин, отряд самолетов (вертолетов) связи и управления (в каждом до пяти машин), отряд вертолетов поиска и спасания (пять-десять).

Однако, как отмечают иностранные военные эксперты, в связи с дефици­том современной боевой авиационной техники и подготовленного летного состава реальный боевой состав истребительных авиабаз значительно от­личается от штатного. При этом каждая из них имеет некоторые особенно­сти в организационно-штатной структуре.

Так, в составе 1 иаб имеются одна истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья (ибаэ), на вооружении которой находятся до 15 фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-24МК, по одной истре-бительно-авиационной эскадрилье (иаэ) самолетов F-4E, F-5E, МиГ-29 и МиГ-29УБ, в каждой из которых пять-семь боевых машин, а также по две разведывательные авиационные эскадрильи (раэ) самолетов-разведчиков RF-4 и RF-5.

На 2 иаб находятся три эскадрильи боевой авиации, на вооружении кото­рых имеется до 20 самолетов F-5E и 15 F-7.

3 иаб состоит из двух иаэ F-4E (всего 15-20 боевых машин).

4 иаб представлена двумя истребительными авиационными эскадрильями самолетов F-5E (около 20 единиц).

На 5 иаб находятся три иаэ (до 10 самолетов МиГ-29 и 30 F-7).

6 иаб располагает двумя эскадрильями (около 20 F-4E и D).

В 7 иаб имеется одна эскадрилья боевых самолетов F-14A (до 15 боевых машин).

8 иаб располагает двумя эскадрильями F-14А, насчитывающими до 50 боевых машин.

9 иаб включают одну эскадрилью, на вооружении которой находятся око­ло 10 самолетов F-4E.

10 иаб имеет в своем составе одну эскадрилью самолетов F-4E (около 15 машин).

Кроме того, в боевом составе практически каждой истребительной ави­ационной базы есть отряд самолетов связи и управления (по два-четыре Т-33) и отряд вертолетов поиска и спасания (два-пять вертолетов АВ-214, АВ-205 и UH-1 «Ирокез»).

Как полагают американские военные специалисты, самолеты иранских ВВС F-4E и D, F-5E и Су-24МК призваны осуществлять непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, а МиГ-29, F-14A и F-7 - про­тивовоздушной обороны.

Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС Армии Ирана предназначена для транспортного обеспечения всех видов вооруженных сил. Воздушные перевозки в оперативной зоне способствуют маневру войск, а постоянное тыловое обеспечение позволяет вести военные действия даже в отрыве от основных сил. В условиях характерной для Ирана труднопроходимой мест­ности быстрая доставка личного состава и грузов путем воздушных пере­бросок может оказаться решающим фактором успешного ведения боевых действий. ВТА должна решать следующие задачи:

  • переброска частей сухо­путных войск в район боевых действий;
  • доставка войскам предметов МТО с основных баз; воздушное десантирование войск с последующим снаб­жением их по воздуху;
  • снабжение по воздуху подразделений, попавших в окружение или действующих в отрыве от основных сил;
  • эвакуация раненых и больных;
  • другие перевозки в интересах всех видов вооруженных сил.

Основной организационной единицей ВТА Ирана является отдельная транспортная авиационная база (отаб), имеющая согласно штатному распи­санию до 2000 человек личного состава. Она включает: управление; штаб, объединяющий соответствующие отделы и службы, а также транспортные, инженерно-технические, материально-технические подразделения, подраз­деления охраны и другие службы. Основными являются три транспортные авиационные эскадрильи (таэ), которые по штату должны иметь 16 самоле­тов. Однако количественный состав самолетной техники отдельных транс­портных авиабаз значительно отличается от штатного расписания. При этом каждая из них имеет некоторые особенности в оргштатной структуре.

Так, 1 отаб включает пять транспортных авиационных эскадрилий. на­считывающих до 25 самолетов С-130Е, около 10 Боинг 747 и 10 F-27, а также заправочно-авиационную, представленную 15 ТЗС Боинг 707. По данным иностранной прессы, транспортные авиационные эскадрильи (таэ) самолетов F-27 и Боинг 747 являются правительственными (обеспечивают перевозку представителей высших органов власти Ирана). В состав 7 отаб входят четыре транспортные авиаэскадрильи: три из них включают С-130Е (около 20 машин) и одна - Ил-76 (пять-десять).

Кроме того, в состав военно-воздушных сил Армии ИРИ входят: полк метеорологических средств, учебные центры «Касре Пирузи» и ВВС соот­ветственно в городах Тегеран и Семнам, учебная эскадрилья (г. Исфахан), а также полигон ВВС (г. Сабзевар).

Перспективы обновления авиапарка ВВС Ирана

Поскольку национальная военная промышленность Ирана не способна производить современные боевые самолеты, а ее возможности позволяют проводить лишь их средний ремонт, иранское командование планирует про­должить обновление самолетного парка, закупая современные боевые са­молеты за рубежом. Боевую готовность авиации предусматривается поддер­живать также за счет капитально-восстановительного ремонта AT. Однако, согласно данным американского эксперта по военным проблемам Ирана, авиастроители этой страны на базе швейцарского турбовинтового само­лета РС-7 «Пилатус» создали учебно-тренировочный самолет «Фаджер» с дальностью полета 900 км, а также одномоторный «Парасту», оснащенный 20-мм авиационной пушкой и имеющий дальность полета 1300 км. Кроме того, иранская печать широко освещала успешно проведенный капиталь­ный ремонт боевых самолетов американского производства.

ПВО ИРАНА

Силы и средства ПВО Ирана входят в состав ВВС Армии. Они предна­значены для контроля воздушного пространства, отражения налетов авиа­ции противника и прикрытия важных административных и стратегических объектов на территории страны.

Командующий ПВО одновременно является одним из заместителей ко­мандующего ВВС Армии. В мирное и военное время он осуществляет опе­ративное управление подчиненными ему частями и подразделениями через свой штаб (главный оперативный центр ПВО) и оперативные центры рай­онов ПВО. Для успешного решения возложенных на ПВО задач, а также для более эффективного управления истребительной авиацией, силами и средствами ПВО создана единая автоматизированная система управления.

На вооружении ПВО имеются около 170 пусковых установок ЗУР, более 100 из которых средней дальности («Хок», «Вега», «Волга»), остальные - ближнего действия («Рапира»), а также 35-мм зенитные артиллерийские установки «Эрликон» и 23-мм ЗУ советского производства.

Противовоздушная оборона Ирана построена по зонально-объектовому принципу. Воздушное пространство над территорией страны, а также сопредельных государств, акваториями Персид­ского и Оманского зали­вов и Каспийского моря разделено на пять рай­онов ПВО, каждый из которых включает две-девять групп ПВО, име­ющих в своем составе части радиотехнических войск, подразделения зе­нитных ракетных войск и зенитной артиллерии. Группы ПВО в боль­шинстве дислоцируются в непосредственной бли­зости от авиационных и военно-морских баз и стратегически важных районов проливной зоны Персидского залива.

1-й район ПВО (оперативный центр в г. Тегеран) прикрывает воздушное пространство северо-восточной части страны, столицу - г. Тегеран, кон­тролирует южную часть Каспийского моря и границу с Афганистаном. В составе этого района действуют девять групп ПВО.

2-й район ПВО (оперативный центр в г. Тебриз) прикрывает воздушное пространство северо-западной части страны, контролирует Закавказье, ту­рецкую Восточную Анатолию, север Ирака, регионы проживания курдов в сопредельных странах. В его составе действуют семь групп ПВО.

3-й район ПВО (оперативный центр в г. Омидие) прикрывает воздуш­ное пространство юго-западной части страны, контролирует Ирак, Кувейт, северные регионы Саудовской Аравии и акваторию Персидского залива. В составе этого района действуют восемь групп ПВО.

4-й район ПВО (оперативный центр в г. Бендер-Аббас) прикрывает воз­душное пространство южной части страны, контролирует акватории Пер­сидского и Оманского заливов, зону проливов, о-ва Киш и Кешм, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. В этом районе действуют три группы ПВО.

5-й район ПВО (оперативный центр в г. Керман) прикрывает воздушное пространство юго-восточной части страны, контролирует юго-запад Афга­нистана и западные регионы Пакистана. В составе района развернуты две группы ПВО.

Кроме того, в системе командования ПВО действует расположенный в г. Хашемабад учебный центр ПВО в составе шести зенитных ракетных ди­визионов, оснащенных ПУ ЗУР «Вега» средней дальности.

Программой развития средств ПВО, рассчитанной на период до 2020 года, предусматривается закупка за рубежом ЗРК средней дальности и современ­ных зенитных артиллерийских систем, а также радиолокационных станций.

АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ КОРПУСА СТРАЖЕЙ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Наряду с Армией является одной из основных составляющих регулярных ВС Исламской Республики Иран.

В законе о КСИР, принятом в мае 1982 года, сказано, что «цель корпуса - защита исламской революции Ирана, ее завоеваний, «священная война с неверными» (джихад), распространение господства закона божьего в мире в соответствии с законами ИРИ и всемерное укрепление оборонной основы страны посредством взаимодействия с другими вооруженными формирова­ниями, военного обучения народных масс и руководства ими».

В состав КСИР входят сухопутные войска, аэрокосмические и военно-мор­ские силы, силы сопротивления «басидж» и силы специального назначения «кодс». Общая численность корпуса около 500 тыс. человек.

Задачи, структура, численность

Аэрокосмические силы (АКС) КСИР являются самостоятельным видом вооруженных сил Ирана. По взглядам военного руководства страны, они должны быть готовы решать следующие задачи: нанесение ракетных уда­ров по сухопутным, авиационным и морским группировкам войск против­ника, его военным и экономическим объектам; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС.

Численность личного состава АКС около 10000 человек. На вооружении подразделений находятся ракетные комплексы оперативно-тактических и тактических ракет класса «земля - земля», самолеты вспомогательной ави­ации и вертолеты. В боевом составе имеются ракетные части и подразделе­ния, части вспомогательной авиации, учебные центры и полигоны.

Во главе АКС стоит командующий, который в оперативном отношении подчиняется начальнику объединенного штаба КСИР и через него - глав­нокомандующему КСИР, начальнику генерального штаба вооруженных сил и верховному главнокомандующему. Командующий АКС несет полную от­ветственность перед ВГК и главнокомандующим КСИР за поддержание бо­еспособности и боеготовности подчиненных частей, воспитание высоких морально-политических качеств у личного состава этого вида вооруженных сил, разработку и выполнение планов оперативного и боевого применения войск, организацию и проведение оперативной, боевой и психологической подготовки, а также за религиозно-идеологическую обработку личного со­става и подготовку кадров в учебных центрах. Он организует материаль­но-техническое обеспечение подчиненных соединений и частей.

Руководство войсками командующий осуществляет через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат и штаб АКС.

Штаб аэрокосмических сил, расположенный в г. Тегеран, является основ­ным органом административного и оперативного управления частями как ракетных войск АКС, так и авиации. На него возложены функции планиро­вания боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск, а также их МТО. Штаб, состоящий из управлений и отделов, осуществляет непосредственное руководство штабами подчиненных частей.

Вооружение

По данным иностранной печати, на вооружении АКС КСИР находятся бо­лее 30 пусковых установок оперативно-тактических ракет (ОТР), закуплен­ных в Ливии, КНДР и Сирии, а также собираемых на военных предприяти­ях самой ИРИ, прототипом которых послужили ОТР советской разработки . По оценке израильских экспертов, Иран обладает 250-300 ракетами подобного типа, а по мнению американских - значительно мень­шим числом. Дальность полета иранских ОТР 290-310 км (максимальная 325 км). Они способны нести боевой заряд массой до 1000 кг.

Кроме того, АКС располагают около 45 пусковыми установками тактиче­ских ракет с дальностью пуска 80-100 км, способных нести боевой заряд массой до 150 кг. На вооружении находятся до 150 самолетов вспомогатель­ной авиации, в частности самолеты связи (Цессна, РС-7 «Пилатус», «Аль­батрос», РС-6 «Портер») и учебные (ЕМВ-312 «Тукано», С-101, МиГ-21У), а также вертолеты АВ-205.

Две ракетные бригады ОТР дислоцируются в районах городов Хамадан и Исфахан, а две бригады тактических ракет - близ г. Шираз. Авиационные группы размещаются в городах Ахваз, Бирджент, Дизфуль, Захедан, Омидие, Сенендедж, Урмия, Хорремабад, а отряд самолетов связи и управле­ния базируется в г. Тегеран. Кроме того, АКС КСИР располагают ракетным учебным центром (г. Исфахан) и двумя ракетными полигонами (в районе городов Семнан и Деште-Лут).

Таким образом, главной ударной силой ИРИ являются ракетные войска, входящие в состав АКС КСИР. Как отмечают иранские эксперты, их значе­ние для обороноспособности страны выходит за рамки задач, возлагаемый на данный вид вооруженных сил.

Перспективы развития

Наращивание ракетного потенциала страны является одним из приори­тетных направлений программы модернизации и развития ВС Ирана, рас­считанной на десять лет. Программой предусмотрены два параллельных направления деятельности: закупка ракетного оружия за рубежом, а так­же разработка и производство собственных ракетных комплексов, прежде всего оперативно-тактического назначения. В настоящее время в Иране активно ведутся НИОКР, привлекаются иностранные ракетные техноло­гии, создаются и модернизируются предприятия ракетостроительной про­мышленности. По данным иностранных военных специалистов, в районе г. Исфахан уже действует построенный северокорейцами крупный центр ракетостроения. Выпускает продукцию и построенный с помощью китай­ских специалистов завод в районе г. Семнан (175 км восточнее г. Тегеран). В г. Парчин (50 км юго-восточнее г. Тегеран) и столице функционируют предприятия по сборке оперативно-тактических ракет из комплектующих узлов и деталей, поставляемых КНДР и Ливией.

Иранские ученые предпринимают усилия по улучшению тактико-техни­ческих характеристик ракетных комплексов. Так, судя по данным амери­канского центра стратегических и международных исследований, Иран, Сирия и, возможно, Пакистан скоординировали усилия по модернизации разработанной в КНДР жидкотопливной ОТР «Но-Донг-1» (дальность по­лета свыше 1000 км, полезная масса боеголовки до 900 кг). Под руковод­ством китайских и северокорейских специалистов успешно реализуется программа разработки ракеты «Зельзаль» с дальностью действия до 900 км. Иран заинтересовался новыми ракетами «Тапео-Донг-1» и «Тапео-Донг-2», создаваемыми в КНДР.

КАДРОВАЯ РАБОТА В ВВС ИРАНА

Комплектование и боевая подготовка

Комплектование ВВС Армии и АКС КСИР несколько различается, хотя и в том и другом случае оно осуществляется на основании закона о все­общей воинской повинности, принятого в 1986 году. Призыву на военную службу подлежат все лица мужского пола, достигшие 19 лет. Срок срочной службы рядового и унтер-офицерского состава два года. Доля срочнослу­жащих в личном составе ВВС Армии невелика, так как служба в авиации требует специальных профессиональных знаний и навыков, и не только для летчиков. Поэтому в ВВС Армии создана особая система набора (прежде всего из числа наиболее грамотных призывников), а также обучения и подготовки личного состава, которая состоит из трех этапов: начальная подго­товка, курс среднего обучения и курс высшего образования.

Курс начальной военной и специальной подготовки (один-шесть меся­цев) проходит в начале службы весь личный состав ВВС Армии. После его завершения выдаются свидетельства установленного образца.

В рамках системы среднего образования существуют два уровня подго­товки специалистов для ВВС Армии: с обычным средним военным образо­ванием и повышенной профессиональной квалификацией. В обоих случаях обучение проводится в два этапа: очный - при учебном командовании ВВС Армии и заочный - непосредственно в авиационных частях. После успеш­ного завершения первого этапа курсантам присваивается звание сержанта, а первичное офицерское звание они получают уже в частях после оконча­ния полного курса обучения.

В системе высшего образования данного вида вооруженных сил имеет­ся военный университет ВВС Армии. Он готовит кадровых офицеров по следующим специальностям: военный летчик, инженер по обслуживанию авиационной техники, компьютерным системам, электрооборудованию, управлению и контролю воздушного пространства, административным во­просам и другим. По своему оснащению, учебной базе, уровню препода­вания военный университет является одним из лучших вузов страны. Срок обучения четыре года. В дальнейшем его выпускники могут дослужиться до воинского звания бригадного генерала 2 ранга. Для получения последу­ющих званий необходимо окончить командно-штабную академию и акаде­мию стратегических наук.

Комплектование АКС КСИР имеет свои особенности. Наряду с призы­вом в корпус в соответствии с общими положениями закона о всеобщей воинской повинности его комплектование осуществляется путем набора добровольцев из числа гражданских лиц (достигших 16-летнего возраста), а также военнослужащих ВВС и сухопутных войск Армии (для ракетных войск). Как при призыве на срочную службу, так и при зачислении в кадры кандидаты подвергаются тщательной проверке на благонадежность, прохо­дят тестирование, а в некоторых случаях обязаны предъявить рекомендации духовных лиц и сдать экзамены.

Унтер-офицерский состав комплектуется из добровольцев, прежде всего сержантов. Его подготовкой занимаются унтер-офицерские школы и специ­ализированные учебные центры.

Подготовка офицерских кадров в ракетные войска АКС КСИР осущест­вляется в военных училищах, прием в которые проводится на конкурсной основе как из числа гражданских лиц, так и из военнослужащих срочной и сверхсрочной службы в возрасте до 22 лет. Абитуриенты в военные учебные заведения ВВС Армии и АКС КСИР проходят строгий отбор и проверку на приверженность исламу. Основными критериями при этом являются: испо­ведание ислама, преданность идеям исламской революции, национальная принадлежность (предпочтение отдается персам), состояние здоровья и от­сутствие судимости. При зачислении на учебу преимуществом пользуются лица, имеющие боевой опыт, а также дети погибших в ходе ирано-иракско­го конфликта. Срок обучения в училищах зависит от избранной курсантом специальности. Выпускникам присваивается воинское звание лейтенанта.

В ВВС Армии и АКС КСИР ИРИ установлены следующие звания: корпус­ной генерал, дивизионный генерал, бригадный генерал, бригадный генерал 2 ранга, полковник, подполковник, майор, капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант, старшина 1-й категории, старшина 2-й ка­тегории, старший сержант, сержант, младший сержант, ефрейтор, рядовой 1-й категории, рядовой 2-й категории, рядовой.

В процессе службы офицер может находиться в каждом воинском звании (должности) не более четырех лет. По истечении этого срока он представ­ляется к повышению в должности и воинском звании. Если же офицер не отвечает предъявляемым требованиям, то командование рассматривает во­прос о его профессиональном соответствии и целесообразности дальней­шего пребывания в вооруженных силах.

Для повышения квалификации в ходе службы офицеры периодически проходят подготовку и переподготовку на специальных курсах, учеба на ко­торых - обязательное условие для продвижения по службе в мирное время.

Завершающим этапом подготовки офицерских кадров ВВС Армии и АКС КСИР является учеба в академии ВВС Армии, куда принимают небольшое число военнослужащих Корпуса, а также в командно-штабной академии и академии стратегических наук.

Социальное обеспечение военнослужащих

Преследуя цель повысить престижность военной службы, руководство вооруженных сил Ирана постоянно уделяет внимание вопросам материаль­но-финансового обеспечения и совершенствования системы социальной защиты офицеров. Она предусматривает бесплатное медицинское обслу­живание, обязательное государственное страхование жизни, а также пре­доставление служебной жилплощади на время нахождения в вооруженных силах. Денежное содержание офицеров, состоящее из должностного окла­да, оклада согласно воинскому званию, а также из ряда доплат, постоянно индексируется с учетом инфляции. В последние годы его уровень несколько повысился. Особенно это относится к летному составу, который получает специальные надбавки и пайки. Кроме того, командование, как правило, не препятствует офицерам заниматься малым бизнесом. В целом матери­альное положение офицеров ВВС Армии и АКС КСИР ИРИ соответствует среднему для Ирана уровню материального благосостояния.

По истечении 30-летнего срока службы или достижении 60-летнего воз­раста офицер может уйти в отставку. Летный состав может быть уволен по состоянию здоровья либо списан с летной работы и переведен в одну из наземных служб. Военный пенсионер имеет право на получение участка земли и денежной ссуды для строительства жилья. Командующим видами вооруженных сил дано право по согласованию с министерством обороны продлевать срок службы офицеров до 65 лет, а также принимать на работу в части и учреждения пен­сионеров из числа уво­ленных в запас с сохра­нением им пенсии.

Религиозная и поли­тико-идеологическая работа в Иране пред ставляет собой единый процесс. Для эффектив­ного выполнения задач идеологической и пси­хологической обработки военнослужащих в во­енно-воздушных силах Армии и КСИР создана разветвленная сеть по­литико-идеологических органов.

Идеологическая работа

Высший идеолог ИРИ - духовный лидер Ирана (он же верховный глав­нокомандующий), который руководит и направляет всю политико-идеоло­гическую работу в стране и вооруженных силах через свою канцелярию. Она является объединяющим центром, высшей инстанцией нескольких ав­тономных политико-идеологических аппаратов: исламских наблюдателей, назначаемых в войска канцелярией духовного лидера; главного политико-идеологического управления (ГПИУ) вооруженных сил ИРИ и штаба по руководству и координации политико-идеологической работы.

Разработкой основных направлений идеологической обработки, психо­логической подготовки и воспитания личного состава вооруженных сил занимается ГПИУ, которое руководит подчиненными ему политико-идеоло­гическими управлениями объединенных штабов Армии и КСИР. При этом в каждом из штабов видов вооруженных сил и, естественно, в ВВС армии и АКС КСИР есть свои политико-идеологические управления, имеющие аналогичную вышестоящим управлениям структуру, куда входят четыре департамента: пропаганды, общественных связей и внутренней службы; идеологический; строительства; создания религиозных центров. ПИУ ВВС Армии и, соответственно, АКС КСИР руководят подчиненными им полити­ко-идеологическими отделами соединений и частей, возглавляемыми заме­стителями командиров по политической и идеологической работе.

Важное место в системе религиозных и политических органов занимает аппарат исламских наблюдателей, который представляет собой, по сути, институт исламских политкомиссаров в вооруженных силах.

Непосредственную ответственность за морально-политическое состоя­ние, религиозную, идеологическую и психологическую подготовку лично­го состава несут командиры всех степеней, армейские муллы, должности которых приравнены к офицерским, и личные представители духовного лидера в ВВС.

Религиозно-идеологические кадры для ВВС Армии и АКС КСИР готовят­ся в школе при ПИУ КСИР и на высших теологических курсах в городах Кум и Тебриз.

Вся система политико-идеологических институтов, составляющих ре­лигиозно-идеологический аппарат вооруженных сил, распространяется и действует как по горизонтали (Армия, КСИР), так и по вертикали (от выс­шего командования до рядовых). Роль шиитских политико-идеологических органов в ВВС и АКС на протяжении всей истории Исламской Республики, и особенно в первые ее годы, была и остается весьма значительной. Истори­чески сложилось так, что при режиме последнего шаха Ирана Мохаммада Реза Пехлеви шахиншахские военно-воздушные силы являлись привилегированным видом ВС (шах и один из его сыновей были профессиональными пилотами). Именно среди летчиков преобладали монархические настрое­ния, от которых новым властям необходимо было избавиться, что и было сделано не без участия религиозных политико-идеологических органов.

Военно-политическое руководство Ирана декларирует положение о том, что вооруженные силы страны находятся вне политики и предназначены только для выполнения внешних функций. Офицерскому составу категори­чески запрещается принимать участие в деятельности любых политических партий и организаций, даже исламского толка. В целом служба в вооружен­ных силах Ирана, и особенно в ВВС, является достаточно престижной для большей части населения страны. Офицерский состав этого вида ВС поль­зуется большим авторитетом в иранском обществе. Н<

(Полковник А.Ребров, «ЗВО»)



Читайте также: