Дорога возникает под шагами идущего. Архетипические основы бизнеса, или У-каминные размышления

Е. В. Гусева (Нижний Новгород)

АРХЕТИП ДОРОГИ В МИФОПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В картине мира древних славян дорога занимает важное место, она выступает как одна из наиболее насыщенных в семантическом плане континуальных категорий. При этом внутреннее семантическое поле архетипа дороги в славянской культуре настолько обширно, что осветить его в полной мере не представляется возможным, исходя из этого мы обратимся лишь к одному из его смысловых аспектов - древнейшему пониманию дороги как «промежуточного», амбивалентного топоса, одновременно соединяющего и разделяющего два вида пространств: «свое» и «чужое». Такое осмысление дороги является столь же древним, как и сама идея топического табуирования. Совершенно очевидно, что существование диаметрально противоположных континуумов, никак не соприкасающихся друг с другом, не может быть достаточно продолжительным, должен появиться третий - нейтральный, «межевой», «стерильный» с точки зрения всех пространственно-временных законов и связей, его главной функцией становится перенос, перевод из одной территориальной реальности в другую.

Таким образом, путь как самоценный процесс движения не обладает семантической значимостью, он важен постольку, поскольку существует двойное деление мира на «чужой» и «свой», что находит отражение в волшебной сказке.

«Движение никогда не обрисовано подробно, оно всегда упоминается только двумя - тремя словами: “Ехал долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли”. Эта формула содержит отказ от описания пути. Путь есть только в композиции, но его нет в фактуре. Второй этап пути <... > в иное царство. Оно отделено огромным расстоянием, но это пространство берется мигом… Опять мы имеем по существу отказ от эпической разработки этого мотива».1

У древних славян аспект динамики не является доминантным в смысловом контексте архетипа дороги.

Со временем пространственная оппозиция «свое» - «чужое» перестает носить буквальный характер, под «своим» подразумевается все «обжитое» (от слова «жить») пространство, под «чужим» соответственно - «необжитое» (отсюда - «нежить», то есть существо, не являющееся живым), «иное царство», «тридесятое царство-государство», таким образом, топический диполь становится предельно широким и трансформируется в оппозиционную пару «жизнь» - «смерть», которая ложится в основу многих обрядовых комплексов древних славян, при этом мотив путешествия-перехода в них занимает важнейшее место. В первую очередь это относится к свадебной и погребальной обрядности.

Согласно восточнославянской языческой мифологии после смерти человек продолжает жить, точнее, возрождается к жизни в ином качестве и в другой реальности, умирая, он отправляется в далекий путь, конечным пунктом которого является «иное» царство, «тридесятое государство», «чужая сторонушка». Покойник уподобляется страннику, поэтому ему дают снаряжения-атрибуты долгого путешествия: металлическую палицу (она же посох, костыль; функции оружия нивелируются - об этом можно судить по так называемым «женским» сказкам), обувь и хлеб («просвиру»). Этнографически доказано, что обувь, посох и хлеб были теми предметами, которыми снабжали умерших для странствования по пути в иной мир. Металл (чаще всего встречаются железо, медь и чугун), по всей видимости, символизирует долготу пути. Эти атрибуты переходят в сказочный фольклор. Так, лейтмотивом волшебной сказки являются поиски героем (или героиней) своей избранницы (избранника). Существует две модификации подобного мотива:

а) главный герой просит кузнеца выковать ему палицу, посох и хлеб. Кузнец является знаковой фигурой: в представлении восточных славян он выступает носителем тайного знания, также как мельнику, плотнику и пасечнику ему приписываются особого рода способности - умение управлять природными субстанционными стихиями (огонь, металлы);

б) герой добывает все вышеназванные предметы в процессе путешествия. Получая их, он, тем самым, приобретает своеобразный «пропуск» в «тридесятое царство», кроме того, герой приобщается к тому самому «темному», «нечистому» знанию, которое позволяет ему проникнуть в иную топическую реальность.

Свадебный и погребальный обрядовые комплексы обладают генетической близостью.2 «У всех славянских народов брак и погребение, любовь и смерть имеют между собой тождественную аналогию».3 Несомненно, эта связь становится вполне явной, если в ходе исследования анализируется мотив дороги.

В свадебном действе в роли путника выступает невеста, именно она осуществляет переход из «своего» пространства в «чужое». Она является лиминальным существом, которое пребывает в состоянии перехода (уподобление смерти). Девушка, становясь невестой, вступает в «ничью землю», «нулевой» топос, где она - «никто»; для всех окружающих, в том числе для своих родителей, родственников, подруг она - «незнакомая», «неведомая» (по М. Фасмеру «невеста» этимологируется как «неизвестная»), «чужая» и, как следствие этого, в какой-то степени «опасная», потому что все прежние связи и отношения рвутся, происходит своеобразная «стерилизация», «нивелировка». Для древних славян было очевидным, что этот краткий период в жизни женщины следует воспринимать как смерть, именно на таком представлении построена вся начальная, «до-престольная» часть свадебного обрядового комплекса: невесту оплакивают, одевают ее в траурные одежды (феномен «невеста в черном»), шьют ей саван, устраивают «прощания». (Следует отметить, что женщина скорее всего воспринималась как перманентно лиминальное существо, потому что все важнейшие события в ее жизни сопровождались обрядовыми «прощаниями», в первую очередь это относилось к свадьбе и родам).

Путешествие включает в себя славянскую «инициацию»:4 девушка умирает в своем прежнем качестве, с ней умирает и ее родовое имя, и возрождается в новой ипостаси, обретая при этом новое имя. Показательно, что в славянской традиции жених в подобной роли не выступает,5 мужское начало, в отличие от женского, обладает такой характеристикой, как постоянство, ему чужды какие-либо смены состояний. Женская природа, напротив, стремится к изменению, перерождению самой себя. Роль путника выполняет именно невеста, и главным объяснением здесь следует считать отождествление женщины и земли, а следовательно, приписывание первой способности неоднократно «умирать» и «воскресать» (то есть переходить из «родного» пространства в табуированное и обратно).

Кроме того, аналогичная трактовка дороги становится генетическим источником целого ряда мифологических и сказочных мотивов. Например, мотив охоты, часто встречающийся в сказках, а позже в былинах. Результаты охоты героя в них зависят о его способности путешествовать в «иные миры», «власть над животными и способность путешествовать в “страну духов” взаимосвязаны».6

Архетип дороги в мифопоэтическом творчестве славян претерпевает различного рода мутации. Так, его трансформированными вариантами выступают переправа и порог, при этом их смысловые поля во многом тождественны семантике дороги за исключением некоторых частных аспектов.

Мотив переправы получает свое наиболее полное отражение в сказках и былинах. Многочисленные и разнообразные (на лодке, на коне, на птице, по дереву и т. д.)7 переправы представляют собой, подобно дороге, момент перехода из царства живых в царство мертвых; герой, попадающий в такую ситуацию, как и охотник, колдун, покойник и невеста, становится «путником», лиминальным существом.8 Источником возникновения мотива переправы являются представления славян о существовании двух типов топосов и наличии континуально выраженной связи между ними.

Образ порога также играет немаловажную роль в славянской поэзии, прежде всего это относится к обрядовой поэзии. Порог выступает, с одной стороны, как упрощенный вариант архетипа пути, с другой, он усложняет и обогащает его семантику. Порог - граница, четкая, линеарная, в отличие от дороги; здесь иной, более простой способ организации пространства, он, наряду с другими составляющими, формирует микрокосм дома. «Во всех случаях порог выступает как граница между двумя мирами. В основе лежат специфические представления древних о “добром” и “злом” пространстве. Порог выступает в качестве определенной промежуточной полосы, где могут быть и положительные, и отрицательные силы».9 М. М. Бахтин, исследуя творчество Ф. М. Достоевского, пишет о пороге как о «кризисном», «ненормальном», смертельном топосе, объясняя это тем, что именно на пороге и подобных ему местах происходят страшные и судьбоносные события. Такая интерпретация данной континуальной категории не только не противоречит, но наоборот, вполне согласуется с пространственными представлениями восточных славян (ср.: порог как могила предков; жилище сверхъестественных существ - отсюда ряд поведенческих табу), что свидетельствует об архетипической природе этого явления.

Таким образом, дорога в славянском макрокосме есть ни что иное, как своеобразный пространственный разграничитель, делящий мир на два амбивалентных топоса. Если «свой» мир рассматривается в большей степени как положительный, а «чужой» как отрицательный (здесь имеется в виду не столько этическая оппозиция «добрый» - «злой», сколько присутствие таких характеристик, как «наличие» - «отсутствие», «норма» - «отклонение» и т. д., то есть мир «родной» мыслится полной противоположностью «чужому», где все наоборот). Дорога же представляется «нулевым» пространством, в котором все зыбко, неясно, топические характеристики нечеткие, временные законы трансформированы.

Дорога в космософии восточных славян занимает одно из важных мест, эта реалия мира материального предстает как особое семантизированное пространство, что находит отражение в мифопоэтическом творчестве.

1 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946. - С. 36.

2 В фольклористике и этнографии существует ряд работ, рассматривающих свадебную и погребальную обрядность как родственные явления. (См.: Костомаров Н. И. Об историческом значении русской народной поэзии. - Харьков, 1943; Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. - М., 1985; Данилов В. Красный траур в малорусском погребальном обряде // Живая старина. - СПб., 1909. - Вып. 4; Еремина В. И. К вопросу об исторической общности представлений свадебной и погребальной обрядности (невеста в «черном») // Русский фольклор XXIV. - Л., 1987), однако вопрос, касающийся роли мотива дороги остается за рамками данных исследований.

3 Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 34.

4 В русской этнографии существует мнение о том, что славяне не знали ритуала инициации как такового, тем не менее, в некоторых обрядах можно наблюдать его «суррогатные», усеченные формы.

5 В славянской (тяготеющей в этом смысле к европейской) традиции, в отличии от ряда азиатских и африканских этнических культур, лиминируется и инициируется женщина, а не мужчина.

6 О мотиве охоты см.: Рюхина С. Б. Мотив охоты в русской волшебной сказке // Русский фольклор XXIV. - Л., 1987. - С. 28.

7 Мотив переправы подробно исследуется В. Я. Проппом в кн. «Исторические корни волшебной сказки». - Л., 1946.

8 В. Тернер пишет о том, что лиминальные существа «ни здесь, ни там, ни то, ни се; они в промежутке между положениями», (см.: Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983).

9 Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984.

Знание архетипов, о которых рассказывается в книге «Мастер сказок», оказывает нам неоценимую помощь. Мы перестаем быть в жизни «слепыми котятами» - мы уже знаем закономерности развития жизненных событий, предупреж­дены о ловушках, искушениях и возможных испытаниях. Мы вооружены инструментами для преодоления трудностей. Но главное - мы понимаем смысл того, что с нами происходит, и освобождаемся от пустых душевных терзаний.

А работа с красочными картами увлекает, вдохновляет, дает ответы на непростые вопросы и помогает найти верный жизненный путь! Их может использовать и профессиональный психотерапевт, и обычный человек, который хочет разобраться в себе и своей жизни.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТОВ. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ, АРХЕТИПА


Одна из важнейших задач сказкотерапевта - это символическая реставра­ция архетипических матриц во внутреннем пространстве человека. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, разрушены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотера-певт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физиче­скую реальность», - один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии.

Основной инструмент реставрации - созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой. Многократное повторенное символическое действие меняет внутреннее самоощущение человека, готовит его к новым действиям в окру­жающем мире. Тем самым постепенно меняется реальность вокруг человека. В сказку, которую рассказывает сказкотерапевт, зашифровывается определен­ный архетип (универсальный, мужской, женский или сюжет), и сама сказка таким образом реставрирует архетипическую матрицу. Поэтому так важно сказкотерапевту знать основные архетипы.

Архетип - это базовая матрица, «первичный образец», фундаменталь­ный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся челове­ку психологи фактически получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К. Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «боже­ственный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов - как запечатленный в уме природный образ, у Августина - как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются ло­гическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации под­вижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, из­менение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерно­сти. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследо­ватели. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенден­ции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности при­ходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей - мечты о стабильности.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архети­пы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форма­ты являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, дей­ствие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а значит, можно сказать и так: «Архетип проявляет себя через последовательность со­бытий». Иными словами, что действие архетипа разворачивается в нашей жиз­ни как некий сюжет. А точнее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону

Этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обита­ния или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реа­гирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», ста­раясь не подвергать все критическому анализу. Нам будет предложено пройти ряд испытаний, мы обретем ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достиг­нем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних, получить время на переосмысление собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так про­является архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архети­пов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избе­жать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и переда­валось из поколения в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может рас­ходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии© понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Од­нако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы - это активные системы, обеспечивающие поддер­жание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их суще­ствовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмо­циональную энергию на переживание «фатальности бытия». Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам при­обретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии© разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования.

Архетип Дороги - один из самых мощных, его всеобъемлющий смысл проходит практически через все сказки, мифы, легенды…

С одной стороны, в этом архетипе зашифрована информация о постоянном движении жизни, о постоянных переменах. Как говорится, «ничто не вечно под луной». И в этом первый Урок Дороги: нельзя пытаться сохранить что-либо неизменным. Эта попытка с самого начала обречена на провал и более того она несет в себе опасность: и для того кто пытается пойти против законов Жизни и для того, чье развитие и изменение ограничивается. Отказываясь от изменений, человек, по сути, отказывается от самой жизни.

Конечно, частенько изменения пугают, они требуют ресурсов, чтобы к ним приспособиться и тут во всей красе предстает второй Урок этого архетипа: доверяй Дороге. Пусть Дорога не бывает прямой и ровной, пусть она полна трудностей и испытаний, но она ведет к твоей истинной цели.

Мы не может заранее предсказать, как обернется какое-то событие в будущем. И об этом есть отличная притча:

Это хорошо ...

У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить:
«Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк:
«Это хорошо!» На это король ответил:
«Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Часто проблемы в жизни связанны именно с тем, что человек не может почувствовать свой Путь, не может ему довериться. Но если этому научиться, то становится гораздо проще идти по Жизни.

Но Дорога, это не только череда жизненных событий, это еще и Путь развития и познания. Путь к самому себе. Дорога закаляет душу, учит терпению, доверию самому себе и миру, учит ориентироваться на внутренние критерии. Сравнивая себя с соседом можно легко ошибиться в оценке смысла происходящих событий, можно неверно предположить какие события являются Испытаниями, Уроками или Наградой.

Дорога учит радоваться тому, что ты имеешь в данный момент, наслаждаться Жизнью. Человек, погруженный в прошлое, метафорически стоит на одном месте и смотрит туда, откуда пришел.

Человек, занятый исключительно будущим, - бежит сломя голову, не замечая ничего вокруг. Но долго ли можно так пробежать?

И только находясь в настоящем, можно грамотно распределить силы, увидеть новые возможности, заранее приготовиться к трудностям.

Пусть же будет благословенна изменчивая, непредсказуемая, порой жестокая и несправедливая, но от этого не менее восхитительная дорога под названием Жизнь!

Савельева Екатерина Геннадьевна

Введение.

Вокруг Таро вертится множество теорий и предположений, загадок и версий. Это легенды о их происхождении, способы и методы работы карт, принципы работы с картами, а так же множество идей о применении их в области более широкой, чем предсказание. Да сложно не согласиться, с тем, что Таро — это очень объемная область применения и не меньшая область тайн и загадок. Но есть некоторые моменты, которые очевидны в своей истинности. Картинки, изображенные на картах Таро, являются образами коллективного бессознательного нашего мира, отражением общечеловеческих архетипов, представленных в работах широко известного психолога К. Г. Юнга. В данной работе я хочу привести неоспоримые доказательства этому факту. И начну с того, что вкратце объясню некоторые принципы аналитической психологии Карла Густава Юнга, необходимые в данной работе. Далее определю связь архетипов и Таро, приведу примеры отражения архетипов на некоторых картах колоды Таро, в старших и в младших арканах.

Коллективное бессознательное, архетипы.

То, что человеческая психика делится на сознание и бессознательные процессы, известно еще со времен исследований Фрейда. Но в своей, аналитической психологии, Юнг несколько расширил понятие бессознательного. В своих изыскания он выделил два его основных вида, это индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное бессознательное — это личные переживания индивида, его импульсы, желания, истоком которых является личностный опыт человека, как осознаваемый, так и вытесненный или забытый. Коллективное бессознательное — это опыт прошлых поколений. Не осознаваемое хранилище прошлых и настоящих следов всего человечества. Чувства и мысли, общие для всех людей. Многовековое историческое, культурное, духовное наследие, которое передается из поколения в поколение. Такой опыт мы не осознаем, но он во многих аспектах обуславливает наше поведение, мысли, представления, отношения, действия, сны. Причиной этому служит, содержание в коллективном бессознательном, первичной модели поведения, именуемой первообразом или архетипом. Сам Юнг понятие архетип охарактеризовал как, «смежные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы». Архетипы лежат в основе сказок, мифов, легенд, художественных произведений, символов.

Иначе говоря, человеческий разум содержит в себе не только личностно-индивидуальный опыт, но так же и образы опыта общечеловеческого. Примером этого является, прохождение людьми схожих этапов жизненного пути, однотипные действия в схожих ситуациях совершено разных людей и т.д. Происходит это потому, что многие поступки или решения проблем, в какой либо ситуации, определяет заложенный в подсознании архетип коллективного бессознательного. Их существует великое множество, но важно отметить то, что сам К. Г. Юнг выделял из всего множества шесть основных, наиболее важных — классических архетипов. Это:

Тень (все недозволенное, все отрицательные и негативные качества),
. персона (публичное лицо человека, социальные роли, маска),
. анима/анимус (женская сторона в мужчине/мужская сторона в женщине),
. мудрец (зрелость, жизненный опыт, мудрость),
. Бог (конечная реализация психической реальности сконцентрированной на внешний мир, собственная индивидуальность),
. самость (внутренняя гармония, психическая целостность и полнота, единство противоположностей).

Поэтапное прохождение этих архетипов является главной жизненной задачей каждого индивида. А самость Юнг, определял, как самый главный и конечный этап человеческого жизненного пути. Достижение самости, по мнению Юнга, основная цель развития личности.

Это основные архетипы, они очевидны и присутствуют в жизни каждого индивида, кроме них можно назвать еще тысячи различных архетипов. Они присутствуют в любой области человеческого бытия. В любом произведении искусства, кинематографа, литературы, можно отследить влияние, какого либо архетипа. Архетипы присутствуют даже в религиозных писаниях: Библия, Коран, мифологические источники разных народов и т.д., все они имеют схожесть в каких аспектах описания нашего мироздания. Сонники тоже основаны на архетипах, какой-то предмет или событие, имеет, общие, схожие эмоции для большинства людей, это позволяет определить, какое значение имеет, для них, приснившийся предмет или событие.

Карты Таро.

Одним из показательных примеров содержания архетипов, являются карты Таро, которые имеют непосредственную связь с теорией Юнга. Эта связь заключается в том, что картинки, изображенные на картах, являются отражением каких-то моментов или событий, происходящих в жизни каждого человека в нашем мире, в разных временных отрезках, в разных исторических эпохах, в разных местах географического расположения, но при этом схожих между собой. Отсюда следует вывод, что картинки, изображенные на картах Таро, напоминают образы коллективного бессознательного из аналитической психологии. Изображения Таро в символической форме являются образцами этапов жизнедеятельности человека и стереотипов человеческого поведения. Для примера можно взять любую карту, пускай это будет шестерка жезлов в младших арканах. На карте изображен человек на коне, скорее всего это какая-то известная личность, он окружен почитателями, тут ясно прослеживается архетип поведения и внешнего вида публичного, уверенного в себе человека, прямая спина, горделивая осанка, он снисходительно, с небольшим превосходством смотрит на людей находящихся вокруг него. Именно так в большинстве случаев ведут себя люди, занимающие высокое положение в обществе либо уверенные в себе люди, часто бывающее на публике. То есть, исходя из данного примера, можно сделать очевидный вывод, изображения карт Таро, не что иное, как архетипы — модели и образцы поведения общие для всех людей.

Где, когда и кем созданы карты, неизвестно, но очевидно то, что человек, создавший их, очень хорошо разбирался в психологии, как индивидуальной, так и общечеловеческой. Он прекрасно знал и понимал, тогда еще научно не подтвержденную теорию коллективного бессознательного. Двадцать два старших аркана Таро очень точно в своих изображениях, олицетворяют человеческую жизнь, каждый жизненный этап, по порядку, начиная от рождения, точно так же как и шесть классических архетипов Юнга. Ко всему прочему, Таро — это путь героя, идущего вперед по пути развития, аналог такого пути встречается во всех сказках, мифах, во многих современных произведениях. Герою в таких мифах и сказках, необходимо пройти все испытания, преодолеть все этапы своего пути, для того, что бы достичь конечной цели, придти к миру, достигнуть душевного спокойствия и умиротворения. Двадцать два старших аркана являются отражением данного пути, как и шесть основных архетипов Юнга, дорога к самости, достижение конечной цели, посредством последовательной отработки этих архетипов.

В настоящее время, наиболее сильно архетипы выражены на таких колодах, как марсельское Таро (старшие арканы) и колода Райдера-Уэйта (старшие и младшие арканы). Они считаются классическими и несут коллективные образы на своих картинках, а не лично-индивидуальное или субкультурное восприятие мира и событий в нем. Поэтому архетипичность Таро, наиболее целесообразно рассматривать на примере этих колод.

Теперь, более подробно рассмотрим архетипичность карт Таро на примере некоторых карт. Начать стоит с зарождения, с начала жизненного пути, то есть с аркана под номером 0 (Шут). Здесь стоит сделать небольшое замечание: во многих течениях эту карту могут отправить на двадцать второе, последнее место либо в середину. Но мой взгляд, такое его положение не совсем верно, так как шут олицетворяет начало дороги, героя ступившего на свой путь, а остальные карты, это наслоение на этого героя, знаний, качеств, опыта, навыков. Шут — нулевой аркан, зарождение, начало. Олицетворяет рождение личности, души человека. Душа родилась, но пока ничего еще не имеет, ни сознания, ни интуиции. На картинке изображен человек на краю обрыва, не смотрящий себе под ноги, он еще не умеет думать, сознавать, можно сказать и сам он еще не совсем существует. Такой этап присутствует в жизни каждого человека, как рождение его самого, так и зарождение чего-то в его жизни. Появление новой идеи, еще не реализованной, не продуманной, но уже существующей. В раскладах, данная карта, так и интерпретируется: начало зарождения, начало отсчета, ничего нет, все только зарождается. А так же это личностное бессознательное или подсознание.

В аркане маг, очень четко выражен архетип человека познающего оккультное искусство. На карте изображен Гермес Трисмегист, который считается отцом оккультных знаний. Гермес явно просматривается в позе мага: левая рука показывает вниз, правая вверх, эта поза означает главный принцип учения Трисмегиста — то, что внизу подобно тому, что наверху. У него на столе собраны символы всех четырех стихий. Судя по этому, маг обладает знаниями об этих стихиях, контролирует их, способен управлять ими, имеет многие навыки. Тут можно отметить, что в древности, маги, жрецы, брахманы, волхвы, всегда считались людьми, обладающими всеми возможными тайнами, а так же имели навыки в управлении сил природы, стихий. Если все это перевести в более будничную форму, то маг — это образ, олицетворяющий наше сознание, отвечающее за контроль, сбор информации, анализ, знания.

Интересен аркан под номером два. Жрица — интуиция, оккультные знания, но скрытые, спрятанные, которые не так просто вытащить на поверхность. Карта женского начала в духовном проявлении. В большинстве древних учений о мироздании, мужское начало представляет собой активность, агрессию и логику, а женское, созидательность и интуитивное восприятие. А интуицию всегда сопровождают оккультные знания и тайны. Вот и образ данной карты вещает о какой-то тайне, тайном знании, эзотерическом опыте, а так же есть ещё одно значение этой карты — холодность. Жрица, является хранительницей тайных, духовных знаний. Она существует вне материального мира, в мире духовного, в мире идей. Ее не интересуют физические проблемы и материальная жизнь, главная задача жрицы — уберечь ценные, мистические тайны от покушений извне. Поэтому она и холодна, ей не нужно человеческое тепло и другие удовольствия мира физического, цель ее жизни в другом.

Наиболее сильно выражена архетипичность в шестом аркане: влюбленные. Молодой мужчина познал женщину и теперь перед ним стоит выбор, оставить отчий дом и начать строить свою собственную семью или остаться в доме родительском. Такой выбор приходится делать абсолютно каждому индивиду любого пола. Данный выбор очень хорошо просматривается на рисунке, изображенном на карте, молодой мужчина стоит между двумя женщинами — матерью и возлюбленной. Так же этот архетип можно соотнести с одним из классических архетипов — анимой. То есть, с женской стороной в мужчине. Если он выберет возлюбленную, то сможет понять и принять женское начало своей личности. А так же данную карту можно связать с архетипом мудрец, проработка которого происходит посредством избавления зависимости от родителей. Если в раскладе выпадает такая карта, то практически всегда она означает, выбор, связанный с любовью.

Следующий за влюбленными аркан — колесница, олицетворяет начало пути во взрослую жизнь. Где нужно научиться управлять дорогой своей жизни, своими недостатками, отрицательными положительными чертами. Это начало карьеры, ее рост. Если рассмотреть эту карту с позиции современного человека, то выходит, это следующий этап, после создания семьи. Семью необходимо обеспечить, за этим человек выезжает во внешний мир, где находит работу и поднимается вверх по карьерной лестнице. Это архетип дороги, как по карьерному росту, так и просто путешествие.

Справедливость, архетип совершеннолетия или личностной зрелости, в зависимости от места положения карты, на восьмом или одиннадцатом месте. Это этап человеческой жизни, когда он постигает все общественные и юридические законы, может полностью отвечать за свои действия, мысли, поступки. Говоря современным языком — становится юридически и социально грамотен. Учитывая, что на карте изображен судья, можно так же охарактеризовать ее, как архетип законности и справедливых решений.

В старших арканах можно найти отражение так же и шести классических архетипов. Например, тень — дьявол, луна, все темное, социально неприемлемое, хранящееся в бессознательном, а конкретно дьявол, еще искушение и зависимость от темной своей стороны. Отражением самости, на мой взгляд, является аркан солнце, в физической жизни это последний этап, обретение своей индивидуальности, внутренней гармонии, психической целостности, объединение противоположностей своей личности, завершение одного из этапов развития. Главная цель достигнута, пора начинать новый путь. Тут хотелось отдельно выделить аркан страшный суд, который является отражением архетипа, который присутствует во всех религиях. После прохождения всего жизненного пути на земле, перед переходом в иной уровень бытия, личности предстоит встреча с Богом или другой высшей сущностью. Где индивиду придется ответить за все совершенные им деяния. И только после, очистившись от всего негативного, поняв свои ошибки, наш герой совершит переход в мир новый, более совершенный.

В младших арканах архетипы отражены не столь философски, как в старших, в основном это наше будничное поведение и повседневные действия. Рассмотрим насколько кратких примеров и в них. Десятка жезлов — образ архетипа, нагрузки. На карте изображен мужчина, который несет тяжелую ношу, по изображению видно, что ему очень тяжело, но он не бросает ее, так как сил нести на себе эту ношу достаточно. Шестерка кубков — образ архетипа заботы. На картинке изображен молодой человек, передающий девочке наполненный кубок, скорее всего это ее брат. В позе его явно просматривается любовь и нежность к этой девочке, обычно так же себя ведут и в жизни, люди проявляющие заботу к кому-то. Десятка мечей — образ архетипа паники. В человека воткнули десять клинков, хотя хватило бы и одного, люди у которых случилось паническое состояние именно так себя и ведут, совершают много лишних, не нужных и не обдуманных действий. Восьмерка пентаклей — образ архетипа мастерства. Тут явно просматривается действие человека, занимающегося кропотливым трудом. Индивид на рисунке карты вытачивает с помощью инструментов очередной «пентакль». В позе его прослеживается старание и усердие. Так и выглядит в представлениях большинства людей, образ мастера.

Рассмотреть рисунки карт всей колоды не является задачей данной статьи, для доказательства архетипичности колоды карт Таро, вполне достаточно приведенных примеров. Заинтересовавшиеся же, могут самостоятельно найти остальные отражения первообразов в колоде Райдера-Уэйта, марсельского Таро или в любой другой колоде.

Заключение:

Благодаря архетипичным образам карт Таро, мы можем с их помощью прогнозировать и анализировать различные ситуации будущего, прошлого и настоящего. Получать советы и ответы, знать об отношении к нам окружающих нас людей. Но предсказательная или гадательная, не единственная их функция. Карты Таро развивают интуицию, творческие навыки, образное мышление, красноречие. Могут помочь разобраться с психологическими проблемами. Таро, не просто мантический инструмент, это еще и стройная философская система, отражение нашего мира, жизнедеятельности людей в нем. Карты Таро — это одна из ступенек на лестнице развития ясновидения.

Существует множество систем работы с картами Таро, прогностическое, психологическое, мифологическое, духовное направление. Такие системы могут развивать подсознание, сознательные процессы нашей психики, выявлять комплексы и сбои в работе разума, могут помочь окунуться в тайны прошлых поколений, почувствовать мистический опыт наших предков, получить информацию о будущем и настоящем. Так же систему карт Таро возможно соединить с ритуальной магией, а используя нашу систему, превратить такое соединение в работающий софт для разума.

С уважением, Юлия Лысенко.



Читайте также: