Архетип дороги в мифопоэтическом творчестве восточных славян. Общее значение карты

СУТЬ НАЗВАНИЙ АРХЕТИПОВ. АРХЕТИПЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ

Введение или Историческая справка о системе двенадцати архетипов

Кэрол Пирсон – ученый, президент CASA (Центра архетипических исследований и их практического применения). Мы предположили, что она не ограничилась книгой по маркетингу, и зашла в своих исследованиях куда глубже.

К счастью, наше подозрение подтвердилось: работа по брендам – это лишь частный случай применения архетипической системы к маркетингу. Сама книга является специальной, предназначена для бизнес-структур. В ней обучают, как привлечь покупателей, декларируя принадлежность той или иной вещи к какому-нибудь архетипу. Иными словами, книга описывает внешнее проявление, атрибутику архетипа для стороннего наблюдателя и потребителя.

Но концепция архетипов, блестяще начатая в работах Юнга, куда больше, чем бренды и маркетинг. И мы заинтересовались, как эта тема развивалась в книгах Кэрол Пирсон.

Все началось с диссертации по тематике героев и шутов в современной литературе, которую Кэрол Пирсон защитила в 1970 году. Исследование продолжилось, и тридцать лет назад, в 1986 году, вышла книга «Герой изнутри. Шесть архетипов, которыми мы живем» (The Hero Within: Six Archetypes We Live By) , где был описан путь героя через шесть архетипов. Путь начинается с Невинного (Innocent), который, сталкиваясь с первыми трудностями, становится Сиротой (Orphan). Отправляясь на поиски себя, герой превращается в Искателя (Wanderer) и доказывает самому себе и всем вокруг, что он ценен, будучи Воином (Warrior). Когда доказательства собственной ценности собраны, герой превращается в Альтруиста (Altruist), щедро делясь с окружающими. Он возвращается к состоянию Невинного (Innocent) и может дальше менять свою жизнь будучи Магом (Magician). Книга стала бестселлером, было продано около четверти миллиона экземпляров. По словам Кэрол Пирсон, книга оказалась для многих читателей навигатором по тому, какой шаг сделать на следующем этапе своего пути.

Кэрол продолжила свои исследования, и в 1991 году вышла её следующая книга «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов чтобы найти себя и изменить свой мир» (Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World) . И именно здесь появляется та самая дюжина архетипов, что нам знакома, и нанизываются они на концепцию «путешествие героя» (которую впервые описал Джозеф Кемпбелл в книге «Герой с тысячью лиц»).

Здесь все архетипы укладываются в три этапа: подготовка к странствию, само путешествие и возвращение домой. К огромному нашему сожалению, на русском языке эта книга не выходила, и поэтому мы сделали собственный перевод самого важного – структуры архетипов.

А уже после выхода «Пробуждения внутреннего героя» Кэрол Пирсон сосредоточилась на практическом применении архетипической системы в лидерстве и организациях, и в 2001 году – как частный случай практического применения архетипов, в соавторстве с бизнес-леди Маргарет Марк выходит книга «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов» (The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes) . Только эта книга на данный момент была переведена на русский язык в 2005 году. Здесь архетипы структурированы по тому принципу, какое сообщение (или, как говорят рекламщики, какой месседж) они доносят до потребителя, чтобы человек, узнав архетип, совершил акт потребления. Иными словами, книга помогает выстроить внешние проявления архетипа, что, без проработки внутренней, ведет к имитации, а не к архетипической сути.

Сейчас Кэрол вернулась к универсальной работе по архетипам, и в 2013 году вышла ее последняя (на данный момент) книга «Восход Персефоны: Пробуждение внутренней героини» (Persephone Rising: Awakening the Heroine Within) . Исследование посвящено тому, какие уроки может вынести современная женщинасовременный мужчина, исследующий свою женскую часть) из мифов о Деметре, Зевсе, Персефоне и Дионисе.

Множество людей в русскоязычном пространстве при своих исследованиях архетипов опираются на материал по брендингу, который, очевидно, имеет неполный характер и касается лишь внешних проявлений. Чтобы дополнить имеющуюся картину, предлагаем вам неизвестную русскоязычному читателю структуру 12 архетипов, разработанную Кэрол Пирсон в книге «Пробуждение внутреннего героя», поскольку нам кажется важным не только посмотреть на внешнюю, часто имитационную, сторону каждого их архетипов, но и осознать глубинные мотивы каждого из архетипов, побуждающие героя начинать, продолжать и завершать свое путешествие.


____________

Особенно важным нам кажется предельно уточнить название архетипа, которое имел в виду автор. Мы заметили, что местами это сильно влияет на понимание характера. В толковании каждого названия архетипа мы задействовали перевод каждого из английских слов, которыми автор характеризует каждый тип, и кроме того, обратились к этимологии этих слов, чтобы быть уверенными, что не упущено никакое значение.

Архетипы и Этапы путешествия Героя

СПИРАЛЬ АРХЕТИПОВ

А теперь мы немножко расшифруем эту таблицу и перескажем вам простыми словами то, что в ней описано. Разные авторы пробуют уложить порядок прохождения архетипов в какую-нибудь систему, например, в этапы развития человека по возрастной психологии (работы Э. Эриксона). Но это не кажется однозначным. Эта же идея Пирсон про архетипическую спираль как описание Пути Героя видится куда более подходящей, поскольку идея путешествия героя архетипична сам по себе, а значит, созвучна человеческому бессознательному.

Итак, первые четыре архетипа – это период, когда человек осознает сам себя, свое окружение и свои задачи по отношению к другим людям, то есть, базовая социализация. И, начав с нежности Невинного, он сталкивается с первыми утратами и проблемами, становясь Сиротой, которому крайне важно стать в итоге кому-нибудь Своим Парнем. Человек растет, набирается сил и постепенно обнаруживает, что желающих показать себя много. Он учится настаивать на своем и выбивать себе место под солнцем, проходя дорогами архетипа Воина. И, после того, как познал свои силы и получил некоторое количество побед и поражений, Воин начинает замечать, что в мире есть еще Невинные и другие Сироты, после чего находит в себе силы стать им Опекуном, Хранителем своего уютного мира.

По этому симпатичному кругу ходит в жизни большинство достойных людей, и им не требуется иного. Но иногда случается так, что достойный Хранитель начинает испытывать беспокойство. Либо его подопечные встали на крыло, либо опустела сокровищница.

И тут приходит время собираться и выходить тропой Искателя – человек выходит на новый круг развития, большое путешествие начинается.

Что же происходит с нашим Искателем, когда он осваивается в вечно меняющемся мире? Он обнаруживает, что у него в рюкзаке и в голове полно ограничений, правил, традиций, законов, предписаний. И все это уже не имеет к нему никакого отношения, потому что все это годилось только для тех времен, когда он тихо жил у себя в маленьком мирке. Так человек начинает стряхивать чужие убеждения, и это период Бунтаря и Изгоя. «Мне не нужны ваши законы, у меня есть свои», - вот послание этого отрезка пути. Совершив эту необходимую работу, и только после нее, наш странник приближается к самому удивительному, и, на наш взгляд, самому преображающему архетипу.

Только здесь человек обретает достаточную полноту сознания и сил, чтобы стать Любящим. Конечно, это не Любовник и не Эстет, хотя эти ипостаси гармонично входят в набор ролей. Но ключ к дальнейшим преображениям – именно точное название – Любящий. Делающий любовь. Тот, кто смотрит на весь мир, дает любовь и берет за нее ответственность.

Следуя алхимическим путем, появление способности любить приводит нас к новому уровню воплощения человеческой сути – начинается архетип Творец. Здесь человек уподобляется Создателю, и осознает, что на свою реальность он влияет сам, сам ее и выстраивая. Это великое осознание и есть награда нашего путешествующего героя, теперь можно возвращаться домой.

Третий виток архетипов посвящен возвращению, упаковке, оценке результатов, встраиванию новых умений и освоению глубин.

Став создателем собственной реальности, человек получает право и способность в ней править и устанавливать свои законы. Архетип Правителя обеспечивает порядком новый мир, а затем приходит время Мага, который взаимодействует не с миром, но с духом, и таким образом, человек с плоскости человеческого бытия выходит выше, на уровень больших сил и больших игр. Кто же будет созерцать эти игры, давая им объяснения и понимая их на всех уровнях? Для этого нужен Философ и Мудрец. Именно он оглянется на путешествие, поймет, что же случилось в этой дороге, что было важным и что достойно легенд и историй. И вот герой вернулся домой. Заканчивается виток спирали удивительным Шутом, который, по версии Оксфордского толкового словаря, не только джокер, но – бродячий актер и менестрель, что, вернувшись, снимает тогу героя и принимается рассказывать сказку об этом удивительном путешествии всем, собравшимся послушать его. Попутно легенда лишается избыточной важности и серьезности. А когда история будет рассказана, придет время нового витка, и снова Невинный будет смотреть в мир широко раскрытыми глазами…

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АРХЕТИПОВ ПО ПИРСОН

1. Простодушный. Он же – Невинный.
(THE INNOCENT)

Во все времена человечество придумывало мифы о золотом веке или земле обетованной, где жизнь была или будет совершенной. Главное желание Невинного – чтобы жизнь не была тяжелой. Невинный есть в каждом из нас – это спонтанный и доверчивый ребенок, который, хотя и зависим от других, оптимистично пускается в путь.

Невинный боится быть покинутым и ищет безопасности. Его сильные черты, доверие и оптимизм, располагают к себе других, и так он получает помощь и поддержку в своем квесте. Основная опасность для Невинного – быть слепым и не видеть очевидных недостатков или даже отрицать их. Он может стать слишком зависимым от других в выполнении своих архетипических задач.

Теневая сторона Простодушного: Проявляется в отрицании чего-либо, и тогда мы не позволяем себе осознать, что же происходит в действительности. Например, мы можем делать больно себе или другим, но не признавать этого. Нам так же могут причинять боль, но мы будем стараться не замечать и даже запрещать себе думать об этом. Или мы будем верить тому, что говорят другие, даже если их точка зрения прямо противоположна нашему глубинному пониманию.

Итак, Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Поэтому он более склонен до последнего оттягивать принятие решений, констатацию фактов и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само. При этом сытый и здоровый Простодушный – существо веселое, довольное жизнью, заряжающее всех позитивом.

2. Славный Малый. Он же – Свой парень. Он же – Сирота.
(THE ORPHAN)


Сирота понимает, что каждый важен, каждый в мире имеет значение, как и он сам. Этот архетип выглядит домашним и непритязательным. Но в его простоте заключена глубина человека, которого уже задела жизнь. Он похож на раненого или осиротевшего ребенка, который мало чего хорошего ожидает от жизни. В то же время, он полон эмпатии, реализма и прекрасно знает законы улицы.

Свой Парень опасается, что его, беззащитного Сироту, будут использовать в своих целях другие люди. И он ищет, как вернуться в покой утробы и снова пережить безопасность новорожденного в руках любящих родителей. Для того чтобы пройти свой квест, Сирота должен пробраться насквозь через те стадии развития, что он пропустил. Его сильные черты – умение поддержать и быть полезным, а также прагматичный реализм, которому ему пришлось научиться с ранних лет. Главная опасность архетипа – в том, что он глубоко впадет в состояние жертвы и так никогда внутренне не дозреет до героя.

Теневая сторона Славного Малого: Жертва, которая обвиняет других в своей некомпетентности и безответственности. Такой человек ожидает особого обращения и освобождения от жизни как от экзаменов, поскольку он пострадал или он такой хрупкий. Когда теневая сторона Своего Парня получает контроль над нашей жизнью, мы склонны атаковать даже тех, кто пытается нам помочь. Тем самым мы причиняем боль и им, и себе. Другой вариант Тени Сироты – когда мы капризничаем, требуем специальных условий и настаиваем на своей беспомощности или особом положении. Например, «Вы не можете от меня ничего ожидать. Я так ранен; я этого не умею; мне больно».

По-русски Своего парня или Сироту хочется назвать еще одни метким определением «Сын полка». Благодаря навыкам выживания он очень хорошо понимает законы общежития, с ним легко договориться, он многое умеет. С другой стороны, иногда этот тип склонен назойливо демонстрировать свои раны и страдания в надежде, что за это ему положены особые блага.

3. Воин. Он же – Герой.
(THE WARRIOR)


Когда все кажется потерянным, Воин является во всеоружии и спасает положение. Жесткий и храбрый, этот архетип помогает нам устанавливать цели и добиваться их, преодолевать препятствия и упорно продолжать в трудные времена, хотя он также склонен принимать других за врагов и делить весь мир на черное и белое. Воин относительно прост в своих мыслительных паттернах: он ищет возможности просто победить все, с чем сталкивается, включая драконов, живущих в его собственной голове. Он сражается и со своим страхом слабости. Квест для Воина – в том, чтобы увидеть смысл в своих действиях и мудро выбрать сражение, используя всю свою смелость и воинскую дисциплину.

Теневая сторона Героя: Преступник, использующий мастерство Воина для личной выгоды. Его не беспокоят мораль, этика или интересы других людей. Теневой Воин проявляется в нашей жизни и тогда, когда мы чувствуем, что нас заставляют поступиться нашими принципами: воин явится тот же час, чтобы настоять на своем и победить всех. Еще, как пример, теневой Воин буйно цветет в сегодняшнем деловом мире. Он воспринимает практически все, что происходит вокруг, как пренебрежение, угрозу или призыв к противостоянию. Поэтому у теневого Воина есть тенденция быть постоянно в боевой готовности.

Этот архетип - один в поле воин, неподкупный супергерой, готовый сражаться с целым миром или даже с самим собою. В крайних случаях его проявления описываются как «слабоумие и отвага», а в более адекватных своих проявлениях он просто решителен, настойчив и всегда готов соревноваться. Если же вы столкнулись с кем-то крайне упертым или чересчур жестоким, - возможно, вам встретился Воин-тень.

4. Хранитель, он же Опекун, он же Наставник.
(THE CAREGIVER)


Хранитель – это альтруист, движимый состраданием, щедростью и самопожертвованием для того, чтобы помочь другим. Несмотря на склонность к мученичеству, внутренний Опекун помогает нам растить наших детей, помогать нуждающимся и выстраивать структуры для укрепления жизни и здоровья. Хранитель в первую очередь найдет, как помочь другим, и сделает это с состраданием и щедростью. В этой погоне за помощью другим он рискует сделать больно себе самому. Опекун питает отвращение к эгоизму, особенно в себе, и опасается, что эгоизм может им завладеть.

Теневая сторона Хранителя: Страдающий мученик, который контролирует других тем, что заставляет их чувствовать свою вину. «Посмотри, чем я для тебя пожертвовал!». Архетип проявляется во всех манипулятивных и поглощающих паттернах поведения, когда человек заботится о других, чтобы контролировать или подавлять их. Он также проявляется в созависимости, навязчивой потребности жить чужой жизнью или спасать кого-то.

Пожалуй, Наставник – недостаточно точное русское название для этого архетипа. Скорее, его можно назвать Спасатель или Брат Милосердия. По сути же своей он – Хранитель.
Всякий опекун полагает, что должен прежде помочь людям, а потом уже думать о себе самом. Иногда это приводит к тому, что помогать нечем, все роздано. А порой Опекун оказывается в позиции агрессора, подвергая добру и нанося ласку: когда заботится о ком-либо, не учитывая реальные потребности и исходя лишь из своих взглядов на пользу.

5. Искатель, он же Землепроходец, он же Странник.
(THE SEEKER)


Искатель покидает изведанное, чтобы открыть и исследовать неизвестное. Этот внутренне суровый человек смело встречается с одиночеством и изоляцией, чтобы искать новые пути. Часто оппозиционный, этот ниспровергающий авторитеты архетип помогает нам раскрыть нашу уникальность, наше понимание и наш зов. Искатель ищет нечто, что поможет качественно улучшить его жизнь, и часто не осознает, что многое уже есть в нем самом. Он много учится, полон амбиций на своем пути и часто избегает взаимодействия с другими людьми и взаимопомощи. Ему важно «сделать это самому», он продолжает движение, пока не найдет свою цель (и истинного себя тоже).

Теневая сторона Искателя: Перфекционист, всегда стремящийся достигнуть невозможной цели или найти «правильное» решение. Мы видим это в людях, чья основная деятельность по жизни – это саморазвитие (они движутся от одной оздоровительной системы к другой, переходят из одной школы духовного роста в другую, и так далее), и, тем не менее, теневые Искатели никогда не готовы взять на себя обязательство завершить хоть что-либо.

Русский перевод названия архетипа отражает важную грань – стремление к пути, к поиску. Но нам кажется, что важно добавить еще один оттенок смысла – Естествоиспытатель, поскольку любой поиск в этом архетипе производится деятельно. Всякий ученый, одержимый возможностью открыть нечто новое или решить давнюю загадку – тоже Искатель, хотя может проводить дни свои в кабинете, а не в походе. Однако, он постоянно встречается с чем-то новым, и не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства. Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Скорее, Искателю нравится находить и разглядывать.

6. Разрушитель, он же Изгой, он же Бунтарь.
(THE DESTROYER)

Разрушитель воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Несмотря на то, что этот архетип может быть безжалостным, он пропалывает сад от сорняков, чтобы освободить место для новых ростков. Разрушитель - парадоксальный персонаж, чья деструктивность отражает одновременно движение к смерти и внутренний страх быть уничтоженным. Бунтарь – боец, он не заботится о своей безопасности и может подвергнуть опасности других. Его квест – измениться, отпустить гнев или другую силу, что движет им, и вернуться в равновесие, найдя жизненное направление, что укрепит его. Живя на острие жизни и смерти, он часто на удивление скромен.

Теневая сторона Бунтаря: Включает все саморазрушающие паттерны поведения: привязанности, принуждения или действия, подрывающие близость, карьерный успех, самоутверждения. И все паттерны поведения, которые оказывают разрушающий эффект на других: неправильное эмоциональное или физическое обращение, убийства, изнасилования.

Бунтарю перестали подходить все законы, которыми он пользовался раньше. Это не значит, что законы плохие, это значит, что он сам – изменился. Но пока он это не осознал, он будет полон протеста, который поможет избавиться от всего чужого, наносного и неважного.

7. Любящий. Он же Любовник. Он же Романтик. Он же Эстет.
(THE LOVER)


Архетип Любящего определяет все виды любви: родительскую, дружескую, духовную, но легче всего узнать его в романтической любви. Хотя он может принести всю гамму сердечных мук и драм, он помогает нам испытать опыт удовольствия, постичь близость. Этот архетип готов принимать на себя обязательства и следовать за предметом своей страсти. Любящий ищет блаженство истинной любви и дуализм божественной пары. И он уже достаточно созрел, чтобы не просто поглощать любовь, но и любить самому. Вкладываться в любовь действиями и брать на себя обязательства, чтобы испытать взаимную любовь другого. Он страшится одиночества и потери своей любви, и потому стремится постоянно укреплять свои любовные отношения и связи с объектом душевной страсти.

Теневая сторона Любящего: Сирены (выманивают других из их квестов), соблазнители (используют любовь для завоевания), помешанные на сексе или отношениях (чувствуют жажду и необходимость получать любовь). Они же – те страдальцы, которые не могут остановиться и сказать «нет», или те, кто утратил страсть и с ней радость жизни, или те, кто полностью разрушается от разлуки с любимым

В широком понимании, Любящий – это существо, очарованное кем-то или чем-то. Не важно чем: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. В своих младших ипостасях это пылкий созерцатель, тот, кто часами любуется и упивается объектом страсти. Он склонен украшать и проявлять себя как еще одно творение искусства, он подчеркивает гендер и умело расставляет соблазняющие акценты. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам. В своих зрелых проявлениях Любящий не просит, но дает любовь сам. Ему уже не нужно взаимности или страсти, потому что он достаточно вырос для того, чтобы быть в отношениях партнерства со всем миром. События эмоциональные и духовные здорово отвлекают Любовника от насущных дел, но он обычно хорошо адаптируется. И если Бунтарь отказывался от обыденности и повседневности, то Любящий снова согласен приступить к своим делам, с любовью.

8. Творец
(THE CREATOR)


Архетип Творца поощряет любые порывы воображения: от высокого искусства до мельчайших инноваций в жизни или работе. Он плохо относится к бездействию, и может привести нас к тому, что наша жизнь будет перегружена новыми проектами. Но если верно направлять энергию Творца, это поможет нам выразить себя множеством прекрасных способов. Творец страшится, что всякая реальность может оказаться иллюзией, и ему очень важно убедиться, что есть живой существующий мир вне его разума. Критическая часть его квеста – найти и принять себя, открыть свою истинную индивидуальность, связанную с внешним миром.

Теневая сторона Творца: Проявляется в творческой одержимости. У Теневого Творца так много потенциальных воображаемых возможностей, что он, в итоге, не воплощает ни одну. (Вы, возможно, помните фильм «Пожиратель тыкв» (The Pumpkin Eater), в котором женщина беременела каждый раз, когда лицом к лицу сталкивалась с пустотой в своей жизни). Так же и мы можем заполнять нашу пустоту еще одним маловажным проектом, вызовом, новым занятием, как она наполняла себя новым ребенком. Одна из разновидностей этого – трудоголизм, когда мы всегда имеем под рукой еще одно дело, которым можно срочно заняться.

Творец – тот, кто постоянно создает свои реальности, но при этом очень нуждается в базовом реальном мире снаружи, иначе он чувствует себя незащищенным и одиноким.
Мир снаружи нужен, чтобы видеть создания Творца, находить им применение, реагировать на них. Таким образом Творец понимает, что он существует. То есть, жизнь Творца – в его творениях, как бы пафосно это ни звучало. И если Творец утрачивает смысл, он сбегает от собственной жизни тоже в творения и проекты, которые могут отвлечь его от главного.

9. Правитель.
(THE RULER)


Архетип Правителя вдохновляет нас на то, чтобы взять ответственность за жизнь всего нашего царства и за общество в целом. Преодолев искушение доминировать над другими, продвинутый Правитель создает среду, благоприятную для даров и мнений всех причастных. Квест Правителя – создать порядок и структуру и, следовательно, эффективное общество, в котором субъекты правления могут жить продуктивно и относительно счастливо. Это не всегда легкая задача, поскольку порядок недалеко отстоит от хаоса, и Правителю нужно посвятить себя полностью своей работе. Правитель часто имеет дело с протестами и взбрыкиваниями, поэтому ему приходится брать на себя полную ответственность. А для этого ему требуются единоличные властные полномочия.

Теневая сторона Правителя: Тиран-людоед, настаивающий на том, что все должно быть по его правилам, и изгоняющий творческие элементы из королевства (или из души), чтобы обеспечить контроль любой ценой. Это Король или Королева, который потакает себе в якобы праведном гневе и кричит: «Голову с плеч!». Часто так действуют люди, когда они обнаруживают себя в доминирующем положении (например, молодые родители), но еще не знают, что делать с обрушившейся ответственностью. Теневая сторона также проявлена теми, кто мотивирован сильным стремлением контролировать.

Отчасти Правитель напоминает Опекуна, поскольку тоже лучше вас знает, что для вас лучше. Но задачи Правителя куда шире, и ответственности на нем больше. Он дает закон и порядок миру, который был им создан.

10. Маг, он же Волшебник, он же Иной
(THE MAGICIAN)


Архетип Мага исследует фундаментальные законы науки и метафизики чтобы понять, как трансформировать ситуации, влиять на людей и превращать видения в реальность. Если Маг сможет преодолеть искушение использовать силу в корыстных целях, он активизирует энергию во благо. Квест Мага не в том, чтобы «колдануть», но в том, чтобы трансформировать и преобразовывать что-то или кого-то. Маг обладает значительной силой, и поэтому его могут бояться. Он тоже может опасаться себя и своего потенциала нанести вред. Вероятно, наивысшая цель Магов – трансформировать самих себя, достигая все более высоких уровней осознания.

Теневая сторона Мага: Темный маг, сводящий лучшее к худшему по ходу трансформаций. Мы вовлекаем себя в такую теневую магию, когда умаляем других или себя, выбираем варианты и вероятности, приводящие к тому, что мы уважаем себя все меньше. Теневой Маг – это еще и часть нас, способная негативными мыслями и действиями сделать себя или других больными.

Таким образом, Магу предоставляется выбор – либо он имеет дело с наличествующей реальностью, осваивая все новые способы работы с ней, либо он погружается в иллюзорные реальности с помощью наркотиков или просто придумывая их, чтобы не получать угроз и задач от существующего мира. В тени Маг самоуничтожается, в своем прямом воплощении продолжает творить мир, на этот раз сверхъестественными способами (для тех, кто смотрит со стороны). Задача архетипа – познать свою силу и научиться с ней обращаться.

11. Мудрец, он же Философ.
(THE SAGE)


Архетип Мудреца ищет истину, которая освободит всех. И если искушение догмой преодолено, Мудрец в нас поможет увидеть мир и самих себя объективно и изменить свою жизнь, основываясь на максимально объективном анализе результатов наших действий и наших выборов. Мудрец – искатель истины и просветления, который отправляется в далекие путешествия за еще одним золотым слитком знания. Опасность Мудреца и его глубинный страх, что его, добытая ценой больших усилий, мудрость построена на песке фальши или вымысла. Его самая светлая надежда в том, что он действует честно и объективно. Мудрец учится видеть с ясностью, которая различает правду от кривды.

Теневая сторона Мудреца: Бесчувственный судья, холодный, рациональный, бессердечный, догматичный, часто помпезный, оценивающий нас и других и говорящий, что мы (или они) недостаточно хороши или делаем это неправильно.

Мудрец недаром имеет у Пирсон уточнение значения: Sage, прорицатель или провидец. Его компетенция достигла такого уровня, что начала переходить в интуицию. И то, что было когда-то стройной логической концепцией, становится откровением, чудом.

12. Шут.
(THE FOOL OR JESTER)


Архетип Шута побуждает нас наслаждаться простым течением жизни. И хотя Шут может быть склонен к лени и беспутству, он приглашает нас всех к игре, показывая нам всем, как можно превратить нашу работу, наше взаимодействие с другими и даже самые рутинные дела в ВЕСЕЛЬЕ. Цель Шута, вероятно, самая мудрая из всех: наслаждаться жизнью как она есть, со всеми ее парадоксами и дилеммами. Шута больше всего страшит недостаток событий и впечатлений, и быть «не живым». Он нуждается в том, чтобы находить это состояние жизненности, но может этого не осознавать.

Теневая сторона Шута: Обжора, мошенник или развратник, полностью обусловленный сильными желаниями или нуждами тела, без чувства собственного достоинства или самоконтроля.

Шут – архетип, исповедующий наслаждение, а еще он рассказывает истории, переваривая события, миры и персонажей. Это его главная задача. Он готов не только веселиться, и согласен не только развлекаться, но радость должна присутствовать в любом событии жизни. Бывает, что тяга к наслаждению подменяет собой все другие – и тогда мы встречаемся с Тенью Шута.

Дополгнение к характеристике архетипов:

Опекун/Хранитель

Вектор: Выращивать/Переводить на другой уровень
Стратегический ресурс
Девиз: помощь, поддержка в становлении, защита от ущерба
Табу: эгоизм, неблагодарность
Ассоциации: патрон, покровитель, благодетель, крестный, пестун, наседка, нянька, окружать заботой, держать под крылом, протежировать, растить, совершенствовать, переводить на следующий уровень.
Реакция на Попечителя/Опекуна/Хранителя: "это надежно, безопасно, убедительно, благообразный, можно доверять". В человеке усматривают хранителя и взращивателя, учителя, помощника, наставника, приписывают заботу о младших, слабых, нижестоящих.
"Попечитель, Наставница; английская элегантность, простота линий", "Как бы взрослая наставница, но помогающая детям творить хорошие шалости и извлекать из них правильные уроки. Мэри Поппинс", "Учитель, который помогает молодым людям идти своей дорогой", "наставница, такая, на которую все девочки хотят быть похожей... Вот как мисс Темпль в "Джен Эйр", "Женщина-хранительница важного знания"

Искатель

Вектор: Открывать другим новое/Прокладывать новые пути
Ресурс шила в попе "вечного двигателя"
Девиз: поиск новых путей, независимость
Табу: довольствоваться достигнутым, обосноваться в одном месте, приспосабливаться
Ассоциации: самостоятельность, автономность, пересечение границ, одиссея, поиск, экспедиция, поход, странник, пилигрим, разведчик, первооткрыватель, авантюрист, экспериментатор, свобода, вольная птица, новые направления
Реакция на Искателя: "это потрепано, но прочно, долговечно, испытано дорогами, видавшее виды, издалека". Человека связывают с путешествиями, поисками, средствами передвижения, другими странами.
"вспоминается фильм про искательницу-путешественницу", "Путешественница по миру (Индия почему-то видится), возможно миссионер", "Что-то из Индианы Джонс. Исследовательница и открывательница неизвестного, археолог", "легкая на подъем путешественница - первооткрывательница".

Правитель

Вектор: Стабилизировать/Создавать систему
Организационный ресурс
Девиз: управление и статус, создание структур, придание стабильности, власть и контроль
Табу: безответственность, хаос
Ассоциации: чистокровный, благородный, респектабельный, великосветский, парадный, туз, порода, голубая кровь, белая кость, августейшая особа
Реакция на Правителя: "Это авторитетно, солидно, роскошно, блестяще, расточительно, высокая ценность и высокое качество". Человека определяют как лицо, наделенное статусом и властью.
"Королева объединенных государств", "Этакий правитель-наблюдатель", "Женщина-политик, железная леди", "кино о наследной принцессе ну или как минимум графине", "Средневековая королева. История про сильную женщину типа Марии Стюарт".

Шут

Вектор: Снижать уровень важности/Переворачивать с ног на голову

Антистабилизационный ресурс
Девиз: игривость, фан, превращение серьезного в забаву
Табу: быть скучным, отсутствие веселья
Ассоциации: игривый, шутливый, курьезный, комический, потешный, проказник, шалун, навеселе, буффонада, трам-тарарам, дурачество, насмешка, умора, цирк да и только, хиханьки-хаханьки, и смех и грех.
Реакция на Шута: "это несерьезно, забавно, весело, курам на смех". Человеку приписывают иронию, любовь к забавам, деятельность, связанную с развлечением.
"Гламурная мадам-хулиганка. Загадочная и веселая мамаша-мафиози", "певица кабаре", "циркачка!", "Клоунесса!", "Что-нибудь про веселых и добрых мошенников-авантюристов".

Бунтарь

Вектор: Проверять на прочность людей, процессы, системы, отношения/Разрушать нежизнеспособное
Ресурс дерзости до радикальности
Девиз: нарушение правил, революция, вызов, шок
Табу: быть, как все, согласиться с общепринятым
Ассоциации: подполье, андеграунд, повстанец, революционер, мятежник, крамольник, поперечный, непримиримый, непокорный, непокладистый, строптивый, своенравный.
Реакция на Бунтаря/Изгоя: "это сверх всякой меры, неправильно, дерзко". В человеке видят нарушителя закона, установленных норм и правил, вызов.
"хиппи, оторва, безумные приключения", "Глава группы повстанцев на Кубе", "морская разбойница", "Разрушительница, ломающая стереотипы".

Славный Малый

Вектор: Делиться с другими/Делать комфортным, компанейским
Friendly-ресурс
Девиз: мы поладим, все люди братья, все свои.
Табу: элитарность, важничанье, исключительность, быть отдельно от всех, задирать нос.
Ассоциации: земное, настоящее, практичное, располагающее к себе, нейтральное, золотая середина, чувство меры, семейные ценности, старые традиции, добродетели, усердие, чувство локтя, честность, равноправие, товарищество, быть в порядке, все окей, добрый сосед, профсоюз.
Реакция на Славного Малого: "это по-домашнему, по-дружески, душевно, непретенциозно, без реверансов". Человека ассоциируют с теплым дружеским пространством, уютным местом, где все свои; нарекают создателем душевного принимающего пространства.
"хозяйка гостиницы или кабачка", "Хозяйку гостиницы" с этой актрисой снимать - самое то было бы", "Живет в уютном доме, к нему люди приходят и рассказывают всякое", "владелица кондитерской лавки", "Мягкое, домашнее, уютное, спокойное..."

Маг

Вектор: Работать с тем, что скрыто/Тайные знания

Иррациональный ресурс
Девиз: видение, прозрение, понимание тайных законов
Табу: упрощение, примитивное видение, обычное
Ассоциации: иррациональное, неземное, сверхъестественное, фантастическое, нечеловеческое, окутанное тайной, галлюцинация, иномирец, летучий голландец
Реакция на Мага: "это загадочно, таинственно, мистично, не из этого мира". Человеку приписывают прописку на других планетах, в дремучих лесах и пр. - не среди людей, а также сверхъестественные способности.
"Инопланетянка, Пятый элемент, Та, которая спасет мир", "почему-то вспомнилось про сказку Девушка-Олень", "Кто-то сдержанно-потусторонний и благородный", "определенно что-то иноземное, иномирное, инородное", "Медиум, эдвардианская Англия, спиритуальные доски", "оборотень".

Творец

Вектор: Изобретать/Создавать новое

Креативный ресурс
Девиз: воображение, изобретение, воплощение новых идей
Табу: посредственность, рутина
Ассоциации: креативно, дизайнерски, затейливо, фантазия на тему, творческий каприз, художественное произведение, арт-объект, набросок, эскиз, причуда, фишка, ручная работа, "для тех, кто понимает".
Реакция на Творца: "это оригинально, ново, художественно, в единственном экземпляре, авторская работа, необычная форма/фактура/сочетание; "не каждый наденет", "ты что, в этом на улицу пойдешь?". В человеке узнают представителя творческих индустрий, автора собственных художественных произведений
"Преподаватель йоги, живописи... творческая натура", "Роль хозяйки художественной галереи. У нее в друзьях куча актеров, художников, и даже предпринимателей, всяких активных людей, создающих интересные яркие вещи", "Роль утонченно-интеллектуальной художницы или писательницы", "блокнот и карандаш, парапет, деревянная резная скамья в католическом храме...Художница?", "Журналистка, богема, художница, фотограф. независимая, интересная".

Простодушный

Вектор: Работать с первоосновами, истоками/Делать простым
Ресурс - детский взгляд на мир
Девиз: доверие, простота, жизнь-рай, надежда на чудо
Табу: быть недоверчивым, важным, критичный взгляд на вещи
Ассоциации: блаженный, безропотный, умиротворенный, чистый, незатейливый, бесхитростный, неискушенный, инфантильный, мухи не обидит, елей, лопух, простофиля
Реакция на Дитя/Простодушного: "это простенько, по-детски, нежно, мило, кротко". С человеком связывают детские радости-занятия, в описаниях используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
"яркий солнечный лучик", "собирающая ромашки босиком", "Роль мягкого солнышка", "зайка-попрыгайка", "Дитя цветов", "история про вечного ребенка", "веселая старушка-феечка, живет среди эльфов, в лесу в домике с крышей-колпачком"

Любовник

Вектор: Дарить удовольствие/Создавать красоту

Ресурс для наслаждения
Девиз: быть приятным, наслаждать, нести и получать удовольствие, соблазнение, блаженство.
Табу: отказ от желаний, быть нежеланным
Ассоциации: изящный, изысканный, обворожительный, очаровательный, пленительный, искусительный, неровно дышать, смаковать, ловить кайф, вкушать блаженство, дива, услада, "дольче вита"
Реакция на Любовника/Эстета: "это манко, привлекательно, хочется любоваться". Человека ассоциируют с соблазнами, приписывают привлекательность и успех у представителей противоположного пола
"роль Гейши. Соблазн, тайна", "Девушка Джеймса Бонда", "Красотка. Джулия Робертс", "Диор, от кутюр, изящные интриги, зрелищно, много деталей, приталенные силуэты, уложенные локоны", "роль красотки в Кто подставил кролика Рождера", "роковая женщина-кошка", "роковая женщина, из-за которой творятся дворцовые перевороты и плетутся тончайшие нити интриг".

Мудрец

Вектор: Выделять суть/Делать осмысленным

Интеллектуальный ресурс
Девиз: объективность, поиск и открытие истины, осмысление
Табу: наивность, невежество, заблуждение
Ассоциации: глубокомысленный, думающий, мыслящий, концептуальный, рассудительный, интеллект, изучать, постигать, понимать, давать определения, трактовать, диагностировать, анализировать, разбираться, обозревать, докапываться до сути, до первооснов и первопричин.
Реакция на Мудреца: "это интеллектуально, добротно, многослойно, покровы, завесы". С человеком связывают интеллектуальную деятельность, изучение, анализ, преподавание, построение концепций.
"Преподаватель-лектор... по, например, средневековой литературе", "профессор филологии", "Женщина-ученый", "исследователь таинственных и мистических загадок", "Философ-хранитель. Декорации - библиотека", "Вы мне видитесь в школе(физика? математика?), НИИ, газета (выпускающий редактор), умная, нетерпимая к глупости других", "детектив:) Замечающий, анализирующий и складывающий два и два", "Литературный-театральный критик".

Герой

Вектор: Преодолевать препятствия с помощью силы воли/Спасать других
Волевой ресурс
Девиз: преодоление препятствий, мужество, нести спасение
Табу: сдаться, пасовать, бояться препятствий/вызовов, быть слабым
Ассоциации: мужественный, неустрашимый, бравый, удалой, бестрепетный, стоический, атлет, орел, легионер, воин, амазонка, спецагент, ниндзя, боевик, камикадзе
Реакция на Героя: "это сурово, грозно, воинственно, экипировка, обмундирование, ‬"не хватает только меча и щита". Человека видят вооруженным, на полях сражений, выполняющим боевую миссию.
"Амазонка, колчан, стрелы, туника. История про девушку, переодетую юношей, участвующую в сражениях", "Воительница. Фантастика-ужасы-боевик. Бегать с бластером или мечом, поражая врагов", "Девушка-рыцарь", "История про супер-героиню, уничтожающую всяких злодеев, зомби и вампиров", "Я бы про вас сняла боевик - про героические будни женщины-спецагента.

Позвольте начать с самого сложного – с ответа на вопрос: «А на каком, собственно, основании вы изволите выделять пресловутые мужские (да и женские!) архетипы и сюжеты, и почему они именно таковы?». Право же, дать здесь вразумительный ответ очень нелегко. Можно, конечно, уйти от вопроса, сказав: «А знаете, многие открытия случались в результате откровения! Возьмите хотя бы таблицу Менделеева!». Но так говорить сказкотерапевту не пристало.

Вообще, проблема классификации сказочных сюжетов стоит довольно остро. До сих пор исследователи так и не придумали достойных оснований для классификации сказок. Конечно, есть бесспорные авторитеты в этой области. Например, финский ученый Антти Аарне. Он составил каталог типов сказок и издал его в начале прошлого века. Для своего указателя Аарне предусмотрел порядка 2400 типов сказочных сюжетов. Но на самом деле, типов меньше, просто прозорливый ученый оставил в своем перечне пустые места, чтобы другие исследователи могли внести свою лепту в процесс классификации сказочных сюжетов. Сам Антти Аарне выделил около 1000 типов сюжетов.

Однако пользоваться такой классификацией сказкотерапевту не представляется возможным. Во-первых, их слишком много – «примерить» все сюжеты к ситуации клиента жизни не хватит. Во-вторых, категории классификации установлены весьма субъективно. И эта субъективность Антти Аарне не согласуется с целями сказкотерапевта.

Итак, в науке пока нет четкой классификации сказочных сюжетов. И это дает нам право создавать классификации, удобные для решения задач психологического консультирования и коррекции с помощью сказок.

В этом случае важно, чтобы «рабочих» архетипов и сюжетов не было много. В Комплексной Сказкотерапии© принято за основу сказочное число семь. Мы выделяем:

  • - Семь мужских архетипов
  • - Семь мужских архетипических сюжетов
  • - Семь женских архетипических сюжетов
  • - Семь архетипических сюжетов (уровней) отношений
  • - Семь циклов архетипа Матери

Семь – это удобно, красиво и не претендует на окончательность. Да, это лишь верхушка айсберга коллективного бессознательного. Но как она хороша! Также мы выделяем 10 универсальных архетипов (пять созерцательных и пять драматических). Другое важное основание для выделения архетипических сюжетов – их «активность», проявленность в жизни наших современников. Безусловно, архетипических сюжетов очень много, но сегодня наиболее активны в «узоре судьбы» семь. Зато сколько комбинаций! Пройдет время, станут активными другие архетипические сюжеты, которые пока находятся в тени, в более пассивном состоянии. В этом случае, мы гибко отреагируем и дополним наши методологические основания консультирования. Итак, каков же будет наш ответ – откуда взялись основания для выделения архетипов и сюжетов? Из нашей жизни, из историй наших современников, из «узоров их судеб». Конечно, ответ не очень наукообразный. Но другого пока у нас нет.

Понятие архетипической матрицы, АРХЕТИПА

Одна из важнейших задач сказкотерапевта – это символическая реставрация архетипических матриц во внутреннем пространстве человека. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, разрушены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физическую реальность», - один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии.

Основной инструмент реставрации – созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой. Многократное повторенное символическое действие меняет внутреннее самоощущение человека, готовит его к новым действиям в окружающем мире. Тем самым, постепенно меняется реальность вокруг человека. В сказку, которую рассказывает сказкотерапевт, зашифровывается определенный архетип (универсальный, мужской, женский, или сюжет), и сама сказка таким образом реставрирует архетипическую матрицу. Поэтому так важно сказкотерапевту знать основные архетипы. Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся. Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей – мечты о стабильности.

Архетипы это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы – это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми. В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, можно сказать и так: «Архетип проявляет себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее – архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по старому», мыслить «как раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания, или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам будет предложено пройти ряд испытаний, и дадутся ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратить огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и передавалось из поколение в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец. Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии© понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип – это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой. Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание «фатальности бытия». Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт. В Комплексной Сказкотерапии© разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования

ОСНОВНЫЕ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ

Универсальные архетипы составляют сюжетную основу любой истории, узора судьбы каждого человека. В них зашифрованы базовые идеи развития человека, основные уроки, жизненные ценности. Универсальные архетипы помогают описать, интерпретировать типичное явление более четко, и найти путь решения трудной ситуации. Универсальные архетипы – общие инструменты для проработки ситуаций. Для более точного исследования ситуаций и терапии используются мужские и женские архетипы, сюжеты, сюжеты отношений.

Универсальные архетипы в Комплексной сказкотерапии© делятся на 2 группы:

    • - «созерцательные» архетипы (используются для более глубокого понимания смысла текущей ситуации)
    • - «драматические» архетипы (отражают механизмы очищения, проработки внутриличностных конфликтов)
Созерцательные универсальные архетипы Драматические универсальные архетипы
Дорога
Основные Уроки этого архетипа – «жизнь – это вечное движение, дорога без конца; что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда; умей принимать вызовы Дороги – она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги – станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога – это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскрашивают» его.
Авгиевы конюшни
Основные Уроки этого архетипа: «на свете много грязи – необходимо очищение», «загрязнение происходит постепенно и незаметно», «чтобы победить грязь, очиститься от нее, не нужно исследовать ее состав – нужно просто помыться». В сказках, создаваемых на основе этого архетипа, важно отразить причины накопления грязи – грязные мысли, чувства, некрасивые действия, лень. Это само по себе не зло, это то, что производит сам человек – это мусор. В таких сказках обязательно должны быть образы очищения: ливень, наводнение, ветер и пр.
Государство
Основные Уроки архетипа Государство: «во внешнем и внутреннем мире действует принцип иерархии – «пирамиды», есть король – и есть слуги, у всех свое место, свое назначение, своя функция, своя задача», «если кто-то начинает смотреть на чужое место, или даже занимает его – в государстве начинаются смутные времена», «Любовь, здравый смысл – силы, которые помогают всем элементам государства действовать слаженно». Главное назначение сказок, созданных на основе архетипа Государство, показать клиенту устройство его внутреннего мира, символически описать скрытый механизм его чувств, желаний, состояний, трудностей. Через архетип Государство можно работать с самосознанием и саморегуляцией
Тело боли
Основные Уроки этого архетипа: «важно иметь бдительность – в мире немало зла», «у зла есть слабые стороны – их нужно узнать», «побеждая зло, приобретаешь иммунитет и бдительность». Главными героями сказки могут стать отрицательные герои: Лихо Одноглазое, Горе-Злосчастье, Злая Колдунья. Важно показать, что у злых персонажей есть своя жизнь, своя логика, свое сознание. Они не могут спокойно жить, когда рядом с ними есть счастливые существа. Злые существа жаждут власти, они питаются отрицательными эмоциями, мыслями, желаниями. Их задача – умножать самое себя, умножать зло в людях. Задача других героев противостоять злу. Это непросто. Сначала зло побеждает, берет жизнь под свой контроль. Но есть такие качества, такие стороны души героев, которые недоступны для проникновения зла, «тела боли». Именно благодаря этим качествам начинается освободительное движение против «тела боли», которая приводит к победе над злом.
Творец
Основные Уроки этого архетипа – «творчество может быть как разрушительным, так и созидательным», «Полет творческой мысли не всегда принимается современниками, творец может быть изгоем», «творцу важно направить собственную творческую мысль на украшение жизни».
Доброе сердце-холодное сердце
Основные Уроки этого архетипа: «сердце надо беречь», «отсутствие в сердце приносит разрушения», «любовь исцеляет». Герой сказки переживает на себе колдовство, которое меняет его до неузнаваемости (Кай из «Снежной Королевы», Карлик Нос). От него требуется невероятное усилие, чтобы вновь впустить в свое сердце Любовь.
Помощник
В случае этого архетипа фабула проста: герой попадает в ситуацию с которой не может справиться сам и получает помощь. Помощник символизирует Божественную помощь, покровительство, водительство. Каждому герою дается свой тип Помощника, в соответствии с его эволюционными задачами. Также в сказке обозначаются условия, на которых герой получает помощь. Помощник всегда отличается мудростью и прозорливостью, даже если внешне он играет роль простака. Сказкотерапевт внимательно изучает историю клиента и на основе этой информации подбирает образ Помощника, и тип его отношений с героем. В образе Помощника сказкотерапевт может зашифровать те мысли и чувства, которые он сам бы желал передать своему клиенту.

Типы Помощников и характер их отношений с героем

  • Дарители: этим помощникам ничего от героя не нужно, кроме его положительных изменений и его счастья. Дарители оказывают помощь безвозмездно.
  • Партнеры: эти помощники помогают, потому что им это тоже приносит пользу. Партнеры строят отношения с героем на основе взаимовыгодного сотрудничества.
  • Учителя: эти помощники создают ситуации, в которых герой может чему-то научиться важному для себя. Учителя могут потребовать и послужить себе, и просят выполнять различные задания, смысла которых сначала герой не понимает. Нередко Учителя могут вести себя как провокаторы. Лишь в конце испытания герой понимает, какую помощь он получил на самом деле.
Распутье
Распутье
Основные Уроки этого архетипа: «правильный выбор пути из трех альтернатив», «преодоление неопределенности и тревоги», «верный путь – не самый легкий из путей», «научиться отличать нужное от пустого, научиться освобождаться от старого, расчищая место новому». Важная особенность терапевтических сказок, создаваемых на основе данного архетипа – предложение герою выбора из трех альтернатив. В сказке у героя есть возможность пройти всеми тремя путями, чтобы вновь оказаться у Камня на Распутье и сделать свой окончательный выбор. Само по себе Распутье – это «точка выбора», место, в котором сходятся многие возможности. Другими словами, Распутье – это место особой силы, поэтому герой не может находиться в нем долгое время. Поток Возможностей может его «снести». Энергию архетипа Распутья можно сравнить также с ситуацией, когда герой попадает в сокровищницу, и у него есть всего три минуты, чтобы выбрать из всего многообразия что-то одно, но самое важное. Если он не справится за три минуты – может погибнуть, не говоря уже о потере права выбирать лучшее. Итак, задача героя на Распутье выбрать ЛУЧШЕЕ ДЛЯ СЕБЯ, в соответствии со своей индивидуальностью и Предназначением. Ошибка героев на Распутье – выбирать лучшее не для себя, а для тех социальных стереотипов, установок, которые живут у них внутри. Чтобы сделать правильный выбор герою нужно слушать свое сердце. Это самое сложное.
Божественное вымя
В этом архетипе сосредоточена сила Донора. От «Божественного вымени» питаются все. Кроме того, саму носительницу «Божественного вымени» - Корову, люди также используют максимально: и кожу, и кости, и мясо, и рога и копыта. Причем, сама Корова не получает часто достойного ухода. Основные Уроки этого архетипа – «быть благодарным и заботливым по отношению к источнику питания и благ», «донору – приучить людей к заботе и обмену», «научиться пользоваться получаемыми благами с ответственностью и мудростью». Главный герой сказок, создаваемых на основе данного архетипа – Донор, безвозмездно отдающий свою силу, собственный ресурс. Окружающие пользуются этим ресурсом, не думая о Доноре. Донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ, или просто оказывается неблагодарными. Во всяком случае, немногие из получивших благо от Донора, качественно меняют собственную жизнь, становятся лучше и чище. В процессе развития сюжета истории, люди учатся быть благодарными, заботиться друг о друге и Доноре.

Созидательная базовая мотивация – это глубинное стремление, формируемое архетипом; некоторая цель действий, потребность в определенных действиях, обусловленная действием архетипической матрицы.

Благодаря пониманию СОЗИДАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ МОТИВАЦИИ, формируемой универсальным архетипом, изначального смысла и предназначения универсального архетипа, и последующей «упаковке» этого знания в терапевтическую сказку происходит СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ архетипической матрицы универсального, и любого другого архетипа.

Название универсального архетипа Предназначение архетипа Созидательная базовая мотивация архетипа, формируемое им глубинное стремление
Дорога Сформировать отношение к жизни как непрерывной Дороге; нет безвыходных ситуаций, есть Уроки; предупредить о «тупиковых» ответвлениях Дороги Стремление к постоянному движению, развитию, самосовершенствованию
Государство Поддерживать порядок в материальном и социальном мире, а также в мире внутреннем Стремление к приобретению стабильности, прочности, порядка, на основе принципов иерархичности и разумной функциональности
Творец Формировать идеи для созидания нового Стремление создавать новое, необычное, лучшее; постоянно улучшать, изобретать
Помощник Поддерживать ощущение присутствия Помощи Стремление оказывать помощь, брать ее с чистым сердцем, открываться ей, обмениваясь с Миром
Сезонность Поддерживать органичный Природе порядок вещей Стремление к глубокому полному проживанию естественных циклов, заложенных в человека Природой, стремление к организации жизни на основе природных циклов; стремление к простоте и природной сообразности
Авгиевы конюшни Формировать и поддерживать устойчивую потребность к чистоте и неприятию грязи во всех ее проявлениях (информационном, эмоциональном, духовном, физическом) Стремление к чистоте на всех уровнях
Тело боли Сформировать устойчивый антагонистический злу внутренний механизм; силу различать зло побеждать его. Стремление к Свету, противостояние злу
Доброе сердце-холодное сердце Сформировать бережное отношение к жизни, собственной душе, индивидуальности; укреплять ценность Любви. Стремление беречь свое сердце, свою душу, также сокровенный внутренний мир другого человека
Распутье Хранить информацию об инвариантности выборов и возможностей Стремление к точному выбору, реализации собственного предназначения
Божественное вымя Хранить источники энергии, бережно к ним относиться Стремление к Служению другим

«У каждого - своя дорога», - всем нам знакома эта поговорка. У одних это дорога, выложенная желтым кирпичом. У других это колея. У третьих это узкая тропинка. У четвертых… Какой бы ни была эта дорога, она связана с идеей судьбы человека, его самореализацией. Какую бы книгу мы ни взяли, какой бы фильм ни смотрели - везде обязательно есть тема Дороги. А как же без нее?! Ведь архетип Дороги - один из самых главных в нашей жизни.
Вот и архетип Дороги проявляется в нашей жизни через некоторую последовательность событий и уроков. Сначала нам предстоит покинуть привычное место обитания или отказаться от привычного образа действий, мыслей, реагирования. Далее следует довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать происходящее критическому анализу. Затем мы пройдем ряд испытаний, причем средства и ресурсы для преодоления трудностей нам будут изначально даны, надо только быть внимательными (!). После этого цель нашего пути будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения, и появятся помощники. Когда же мы достигнем своей цели, то можем потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством ближних, потерять все достигнутое и, благодаря этому, получить время на переосмысление собственного пути.

Вы спрашиваете, можно ли избежать потерь? Конечно, почему бы и нет! Хотя, с другой стороны, в определенной части пути у нас уже накопится много ненужного, с чем стоило бы без сожаления расстаться… И вот, после переосмысления пройденного, откроется новое дыхание (у кого-то второе, а у некоторых и десятое). А уж новое дыхание совершенно точно приведет к успеху.

Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды, как много веков назад, так и сегодня.А теперь давайте посмотрим, какая же дорога у вас. Почему бы вам прямо сейчас не устроиться поудобнее, тогда можно будет свободно, глубоко вдохнуть и выдохнуть… Итак…

…Вы читаете сейчас это слово: дорога… Что вы чувствуете?.. Радост-ный трепет, предвкушение чего-то необычного?.. Легкую усталость?.. Чувство неопределенности, легкую тревогу?.. Сердце наполняется радостью от предчувствия важного открытия?.. У каждого из нас своя дорога… У каждого из нас она вызывает свои чувства и мысли…

Дорога… Какой она видится вам? Она широкая, прочная, гладкая… На ней немало ухабов, ям, луж… В этом случае вы можете сейчас воспользоваться силой своего воображения и произвести ремонтные работы… Выровняйте ухабы, засыпьте ямы, осушите лужи… Положите на свою дорогу новое, достойное ваших ног покрытие… Не торопитесь… Постарайтесь для себя… Вот так… Она стала намного краше, прочнее, ровнее… Теперь она достойна того, чтобы по ней ступали ваши ноги…

Вы идете по своей дороге… Это ни с чем не сравнимое чувство… Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох… Пусть дорога наполнит вас силой…

Вы идете по своей дороге и видите, что кто-то перекрыл проход и поставил «кирпич», знак запрещения движения… Вы в смущении останавливаетесь… ищете, кто это сделал и зачем… Но никого нет вокруг… Как законопослушный человек, вы останавливаетесь, ведь нужно же выполнять предписания знаков…

Вы поступили именно так? Или вы сняли знак и пошли дальше? Или вы обошли преграду, не вдаваясь в подробности, кто поставил знак и зачем? Вы идете по своей дороге… Никто не вправе расставлять на ней свои знаки, тем более запрещающие. Это проверка. Вы пошли дальше, вы выдержали испытание. Вы знаете, что только вы являетесь хозяином этой дороги. Никому не положено хозяйничать здесь без вашего ведома. Вы знаете это и не обращаете внимания на чужеродные провокации…

Вы идете по своей дороге, и только вам решать, когда сделать привал. Только вы можете грамотно рассчитать свои силы. Это - ваша дорога. Она питает вас и испытывает… Дает знания и ставит вопросы… Но главное, она дарит вам ни с чем не сравнимое счастье следовать по своей дороге…

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и выдох и возьмите с собой это непередаваемое, ваше личное ощущение дороги…

Прошу вас, дорогие друзья, возвращаться к этому тексту хотя бы один раз в две недели. Это поможет вам следовать своему пути и расчищать новообразованные завалы.

Да, даже когда мы встали на свой путь, поняли Свою Дорогу, от ремонтных работ мы не застрахованы. Лучшие европейские дороги потому и хороши, что их постоянно поддерживают, содержат в чистоте. То же самое относится и к нашей жизни, нашей дороге. Заботливое отношение к себе, поддержание своих мыслей и чувств в порядке - вот наш прямой долг перед Дорогой.
Т.ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА об архетипе Дорога

Архетип Дороги - один из самых мощных, его всеобъемлющий смысл проходит практически через все сказки, мифы, легенды…

С одной стороны, в этом архетипе зашифрована информация о постоянном движении жизни, о постоянных переменах. Как говорится, «ничто не вечно под луной». И в этом первый Урок Дороги: нельзя пытаться сохранить что-либо неизменным. Эта попытка с самого начала обречена на провал и более того она несет в себе опасность: и для того кто пытается пойти против законов Жизни и для того, чье развитие и изменение ограничивается. Отказываясь от изменений, человек, по сути, отказывается от самой жизни.

Конечно, частенько изменения пугают, они требуют ресурсов, чтобы к ним приспособиться и тут во всей красе предстает второй Урок этого архетипа: доверяй Дороге. Пусть Дорога не бывает прямой и ровной, пусть она полна трудностей и испытаний, но она ведет к твоей истинной цели.

Мы не может заранее предсказать, как обернется какое-то событие в будущем. И об этом есть отличная притча:

Это хорошо ...

У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить:
«Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк:
«Это хорошо!» На это король ответил:
«Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Часто проблемы в жизни связанны именно с тем, что человек не может почувствовать свой Путь, не может ему довериться. Но если этому научиться, то становится гораздо проще идти по Жизни.

Но Дорога, это не только череда жизненных событий, это еще и Путь развития и познания. Путь к самому себе. Дорога закаляет душу, учит терпению, доверию самому себе и миру, учит ориентироваться на внутренние критерии. Сравнивая себя с соседом можно легко ошибиться в оценке смысла происходящих событий, можно неверно предположить какие события являются Испытаниями, Уроками или Наградой.

Дорога учит радоваться тому, что ты имеешь в данный момент, наслаждаться Жизнью. Человек, погруженный в прошлое, метафорически стоит на одном месте и смотрит туда, откуда пришел.

Человек, занятый исключительно будущим, - бежит сломя голову, не замечая ничего вокруг. Но долго ли можно так пробежать?

И только находясь в настоящем, можно грамотно распределить силы, увидеть новые возможности, заранее приготовиться к трудностям.

Пусть же будет благословенна изменчивая, непредсказуемая, порой жестокая и несправедливая, но от этого не менее восхитительная дорога под названием Жизнь!

Савельева Екатерина Геннадьевна



Читайте также: