Что такое нурс оружие. Блоки, неуправляемые авиационные ракеты для блоков и их составляющие для наземного и морского применений

Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

Управляемые авиационные ракеты (УАР);

Авиационные противолодочные ракеты (АПР);

Авиационные морские ракеты-мины.

В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

По назначению НАР подразделяются на ракеты:

Ос­новного назначения (средства поражения);

Вспомогательного назначения (средства обеспечения).

И те, и другие делятся на отдельные группы по дру­гим признакам классификации, среди которых можно выделить два основ­ных: тип боевой части и калибр.

Тип боевой части и особенности ее устройства предопределяют не толь­ко целевое предназначение НАР, но и отражают особенности ее действия у цели. Так, рассматривают НАР с БЧ фугасного, осколочного, кумулятивного, проникающего, комбинированного (осколочно-фугасного, кумулятивно-осколочного и др.), осветительного типа и т. д.

По устройству БЧ НАР под­разделяются на ракеты с моноблочными БЧ, с БЧ разделяющегося типа, раке­ты с БЧ кассетного типа и др. Например, НАР с тандемным расположением кумулятивных БЧ; НАР с разделяющейся боевой частью, снаряжаемой бое­выми элементами объемно-детонирующего действия, и т. д.

Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.



С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

Возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

Значительная доля самой боевой части в общей стартовой массе ракеты (до 65%), что значительно больше, чем для УАР;

Большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

Большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

Достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

Широкий диапазон дальностей пуска ракет, обеспечивающий возможность поражения целей и в том случае, когда для артиллерийского оружия или авиабомб они оказываются недосягаемыми;

Относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

Простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

Достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

Относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

Возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

В дополнение к перечисленному следует остановиться еще на одной особенности НАР. Представляя собой систему, состоящую из боевой (БЧ) и ракетной (РДТТ) частей, неуправляемые ракеты вследствие очевидных преимуществ начали применяться не только «в целом», но и «по частям», что послужило толчком к созданию боеприпасов других видов. Их приме­рами могут служить уже упоминавшиеся ранее противолодочные торпеды-ракеты АПР, всплывающие ракеты-мины РМ, бетонобойные авиабомбы БЕТАБ-500Ш, включающие тормозной и разгонные двигатели, работающие на твердом топливе, а также управляемая ракета С-25Л, созданная на основе НАР С-25, и др.

В настоящее время возможности НАР еще далеко не исчерпаны. Весьма актуальной и перспективной является задача создания НАР крупного калибра с кассетной боевой частью (КБЧ), обеспечивающей применение боевых элементов (бомб, мин и др.) в больших количествах – до нескольких тысяч штук в БЧ. На базе такой ракеты легко может быть создана НАР с плани­рующим полетом на пассивном участке траектории, позволяющая атаковать цели с больших дальностей (до 10 км и более). Разработка и принятие на воо­ружение планирующей НАР в значительной мере расширило бы боевые воз­можности современных носителей, в том числе и в плане успешного преодо­ления объектовой ПВО противника.

Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

Во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

Во-вторых, как оперенный снаряд, ракеты имеют большой запас статической и динамической устойчивости. На пассивном участке траектории центр массы НАР из-за выгорания топлива смещается в сторону головной части. Хвостовое же оперение находится на значительном расстоянии от центра массы из-за двигателя, имеющего большую длину, поэтому в плане стабилизации является очень эффективным.

В-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

Из приведенной сравнительной оценки следует, что НАР, как средства поражения занимают промежуточное положение между авиабомбами и управляемыми авиационными ракетами и в значительной мере дополняют боевые свойства и возможности артиллерийского оружия. По точности попа­дания в цель НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают им по мощности взрыва (действия) боевых частей. НАР заметно превосходят авиа­бомбы при решении задач поражения особо прочных и заглубленных целей благодаря обеспечению высокой скорости соударения БЧ проникающего ти­па. В сравнении с боеприпасами высокоточного оружия (управляемыми авиационными ракетами и корректируемыми авиационными бомбами) НАР уступают им по точности попадания в цель, но превосходят по таким свойст­вам, как независимость от метеоусловий применения и помехоустойчивость.

НАР малого калибра, так же как и снаряды авиационного артиллерий­ского оружия, позволяют формировать при атаке наземных целей зоны рас­сеивания точек падения, имеющие такую форму и размеры, при которых дос­тигается максимальная эффективность поражения цели.

Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.

С-8 - семейство советских неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм. Отличаются массовостью и большим количеством различных модификаций, различающихся боевыми частями.

В 60-х на вооружение ВВС и армейской авиации СССР в большом количестве были приняты неуправляемые ракеты семейства С-5 калибра 57 мм. Наряду с достоинствами (малый вес и габариты, складываемое оперение, позволявшие подвешивать ракеты в блоках) имелись и недостатки — в первую очередь, недостаточная осколочная и фугасная поражающая способность и низкая точность при стрельбе со значительной дальности. Прицельная дальность была порядка полутора километров, что делало неудобным применение С-5 со скоростных самолетов.

Для устранения этих недостатков в 1965 году КБ «Точмаш» было дано задание разработать увеличенную версию ракеты. Остановились на калибре 80 мм. Кроме увеличения в размерах, на основе опыта эксплуатации, провели ряд доработок. В частности, раскладные перья хвостового оперения сделали, во-первых, раскрывающимися принудительно, под воздействием газового поршня, а во-вторых — фиксируемыми в развернутом положении. В полете оперение закручивало ракету до 2000 об/мин, что и обеспечивало стабилизацию полета. Запаздывание с разворачиванием стабилизатора и его люфт были одними из основных причин недостаточной точности С-5 . В целом точность С-8 оценивается как в 1,5−1,7 раз более высокая чем у С-5 .


Заводские испытания новая ракета прошла в 1969-м, в 1971 году — государственные, и вскоре началось серийное производство, которое продолжается до сих пор. Базовая версия ракеты оснащалась универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью. С тех пор было разработано большое количество различных модификаций с боевыми частями, специализированными на поражение различных целей:

  • С-8С с осколочной боевой частью со стреловидными поражающими элементами для поражения открыто расположенной живой силы. Взрыватель срабатывает в воздухе, через секунду после окончания работы двигателя ракеты. При оптимальной дистанции пуска 40 ракет (два блока) накрывают площадь 100×100 метров 80000 стрел и обеспечивают поражение на ней 80% живой силы.
  • С-8Б /М с проникающей боевой частью для поражения ДОТов, зданий и земляных укрытий.
  • С-8В / А/М — ракеты с модернизированным двигателем и кумулятивно-осколочными БЧ.
  • С-8ВС /АС — аналоги С-8С с новыми двигателем.
  • С-8П /ПМ — ракета-постановщик пассивных помех. «Боевая часть» снаряжена металлизированным стекловолокном, рассеиваемым небольшими пороховыми зарядами. Формировались облака с крупными ЭПР, «засвечивающими» картинку на экранах РЛС.
  • С-8КО /КОМ — ракеты с новыми кумулятивно-осколочными БЧ повышенной мощности.
  • С-8 ДМ/ДФ — ракета с объемно-детонирующей боевой частью. Эквивалентная фугасная мощность около 6 кг.
  • С-8Т — ракета с тандемной кумулятивной боевой частью для поражения современной бронетехники с динамической защитой.
  • С-8ОМ /ЦМ — осветительные и целеуказательные ракеты. Первая имеет «боевую часть» в виде спускающегося на парашюте и горящего полминуты факела, вторая предназначена для пометки наземной цели ярким дымовым факелом.

Прицельная дальность применения ракет С-8 — порядка 2 км. Рассеивание составляет 0,3% от дальности, то есть 6 метров на дальности пуска 2 км. Следует отметить, что точность и дальность прицельного пуска зависят от скорости ЛА (чем она выше — тем лучше точность), и, в первую очередь, от точности прицеливания. Опытные летчики уверенно поражают пуском нескольких ракет отдельно стоящий танк.


Блок типа Б-8. Фото: Łukasz Golowanow

Блоки из 7 или 20 пусковых труб могут подвешиваться практически под все боевые самолеты и вертолеты тактической авиации отечественного производства.

Ракеты С-8 крайне широко применялись во множестве локальных конфликтов. В ряде локальных конфликтов отмечалось кустарное применение их с наземной техники — авиационные блоки устанавливались на авто- и бронетехнику и использовались как кустарные РСЗО. Разумеется, о какой-то точности огня при таком применении говорить не приходится.

До определенного времени руководство Люфтваффе не обращало никакого внимания на неуправляемые ракеты для самолетов. Несмотря на успешное применение реактивных снарядов советскими летчиками на Халхин-Голе и в первые месяцы Великой Отечественной войны, германские военачальники продолжали считать этот вид вооружения прерогативой исключительно сухопутных войск. Одной из причин такого отношения была сравнительно низкая точность разрабатываемых ракет, однако со временем этот вопрос был решен. Только спустя некоторое время после достижения приемлемых показателей точности Люфтваффе разрешило начать создание авиационных реактивных снарядов.
В Германии работы в направлении неуправляемых авиационных ракет (реактивных снарядов по тогдашней советской классификации) начались еще в 1937 году. Конструкторы фирмы Rheinmetall-Borsig предложили использовать имеющиеся наработки по теме реактивных снарядов в области авиации. ...

R4M (здесь R - нем. Rakete, 4 - масса снаряженной ракеты в кг, а М - нем. Minenkopf (с фугасной боевой частью)) - неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Разработана в Германии в конце Второй мировой войны и использовалась вплоть до её окончания. После войны ракета R4M послужила прототипом при создании ряда аналогичных ракет в США и СССР. Разработка После начальной стадии опытных работ Рейхсминистерство авиации в сентябре 1944 года поручило двум фирмам DWM (нем. Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken) в г. Любек и «Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik» в г. Остероде (Гарц) разработку неуправляемой авиационной ракеты (НАР) со складывающимся хвостовым оперением для поражения бомбардировщиков. Контракт был выполнен к февралю 1945 года. Конструкция Конструктивно ракета состояла из трех основных частей: Боевой части, оснащенной взрывателем, Твердотопливного ракетного двигателя Стабилизатора с раскрывающимся в полёте оперением. ...

Hydra 70 - американская 70-мм неуправляемая авиационная ракета. Производится компанией General Dynamics. НАР «Hydra-70» предназначена для уничтожения техники и живой силы противника. Ракета выпускается с несколькими типами боевых частей (БЧ): M151 - масса 3,85 кг, M229 - масса 7,3 кг, M255A1 - БЧ со стреловидными поражающими элементами, также существуют дымовые, зажигательные и осветительные БЧ. Данными ракетами оснащаются различные типы самолетов и вертолетов, на них ракета устанавливается, как правило, в 19-зарядных пусковых установках М261 и 7-зарядных М260. В стандартном варианте имеет калибр 70 мм и массу 11,9 кг. ...

BOAR (англ. Bombardment Aircraft Rocket - бомбардировочная авиационная ракета, буквальный перевод аббревиатуры - «Кабан») - неуправляемая ядерная ракета класса «воздух-поверхность», разработанная ВМФ США в 1950-х годах. Предназначалась для нанесения тактических ядерных ударов с палубных самолётов по кораблям и береговым объектам противника. Состояла на вооружении с 1956 по 1963 год, была заменена на AGM-12 Bullpup. История В начале 1950-х, американский флот начал разработку простой неуправляемой ракеты с ядерной боевой частью, пригодной для запуска с палубных истребителей и штурмовиков. В основе концепции было желание обеспечить возможность эффективно поражать быстро движущиеся военные корабли. Обычные свободнопадающие тактические атомные бомбы не вполне соответствовали этому требованию: чтобы не оказаться в зоне поражения такой бомбы, самолёт-носитель должен был сбрасывать её с достаточно большой высоты. ...

AIR-2 «Джинни» (англ. MIM-14 Genie, буквально «Джинн») - американская неуправляемая ракета класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью. Разработана ВВС США в конце 1950-х как эффективное средство поражения скоростных сверхзвуковых бомбардировщиков. Несмотря на малую дальнобойность и отсутствие системы управления, ракета была очень надежна и проста в эксплуатации, и оставалась на вооружении ВВС США до 1982 года, пока не были списаны последние самолеты, способные её применять. История В начале 1950-х, появление новых стратегических бомбардировщиков с высокой скоростью и большой высотой полета сделало автоматические пушки и неуправляемые реактивные снаряды истребителей недостаточно эффективным оружием в борьбе с ними. Управляемые ракеты «воздух-воздух» были ещё слишком несовершенны, чтобы служить надежным средством борьбы с скоростными самолетами и крылатыми ракетами. ...

Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов. Прототип этого самолета — Т-3 — предполагалось вооружить более современными ракетами типа К-7 или К-6. Однако, обеспечивающая их применение РЛС «Алмаз-3», как и станции семейства «Изумруд», включала две антенны, что затрудняло ее размещение в сверхзвуковом воздухозаборнике. В попытках довести скорость Т-3 до уровня его аналога со стреловидным крылом, фронтового истребителя С-1, перехватчик оборудовали аналогичным воздухозаборником. Первоначально эти работы носили чисто экспериментальный характер, так как предполагалось, что в небольшом центральном теле не удастся разместить ничего, кроме радиодальномера. ...

В истории военной техники известно немало примеров того, как на вооружение принимались явно несовершенные образцы оружия, обладавшие наряду с множеством очевидных недостатков, единственным достоинством, определявшим их судьбу — принципиальной новизной, позволявшей справиться с задачами, не решаемыми другими, более отработанными средствами. Яркими примерами могут служить уродливые французские бронированные плавучие батареи, в 1855 году принудившие к сдаче русскую крепость Кинбурн или не менее безобразные английские танки, в значительной мере решившие исход Первой мировой войны. Оставляла желать лучшего и первая принятая на вооружение советской истребительной авиации система управляемого ракетного оружия. Несмотря на явные недостатки, она была напущена в массовое серийное производство на пяти заводах и, в модернизированных вариантах, состояла на вооружении до восьмидесятых годов. ...

Перехватчики Су-15 и Як-28П несли ракеты К-98 (изделие 56) — исключительный случай унификации вооружения в авиации ПВО. Управляемые ракеты К-98 в вариантах Р-98Р и Р-98Т являлись развитием ракеты Р-8 с повышенной энерговооруженностью, надежностью и помехозащищенностью — оснащение самолетов противника системами РЭБ сделало это требование первоочередным. Согласно заданию, комплекс создавался ОКБ-4 «для модернизации Су-11–8М» и должен был обеспечить возможности перехвата в большом диапазоне скоростей и высот, в том числе малых, а также в передней полусфере.
Первоначально ракеты именовались К-8М-2, на вооружение они были приняты постановлением от 30 апреля 1965 года в комплексе перехвата Су-15–98 под наименованием Р-98 (комплекс на базе Як-28П, не полностью удовлетворявший военных, так и не дождался официального принятия на вооружение, хотя и поступил в эксплуатацию). ...

Мощная УР К-8 (изделие 24) является представителем первого поколения ракетного оружия. Работы по созданию были начаты с 1955 г. ОКБ-4. Ракета предназначалась для вооружения перехватчиков ПВО. В конце 1957 года прошли ее первые пуски с Як-27К, однако, в итоге ракету использовали в варианте К-8–2 (позднее названном К-8М изделие 24М) для более удачного истребителя Су-11 с РЛС Орел. К-8М позволяли атаковать цели на высотах до 500 м (у К-8 граница составляла 5000 м), а их скорость достигала 1015 м/с. Ввиду недоработанности Орла, на первом этапе отрабатывались К-8М с ТГСН, затем — ракета с РГСН. В феврале 1962 года комплекс перехвата Су-11–8М был принят на вооружение.
Помимо Р-8М были приняты учебные ракеты УР-8, не имевшие двигателя и БЧ, но оснащенные ГСН и КЗА для отработки перехвата. Р-8 имела схему, ставшую для отечественных ракет классической — развитое несущее оперение с элеронами и рулевые поверхности в носовой части. ...

Ракета класса «воздух-воздух» четвёртого поколения Р-77 (РВВ-АЕ, «изделие 170») разработана ГосМКБ «Вымпел» под руководством генерального конструктора Г.А.Соколовского. Предназначена для поражения сверхманёвренных самолётов, вертолётов, крылатых ракет. Лётные испытания ракеты начались в 1984 году. Принята на вооружение в 1994 году. В настоящее время ей оснащаются истребители МиГ-21–93, МиГ-29СД, МиГ-29СМТ, МиГ-31М, Су-35, Су-37.
Ракета оснащена крылом малого удлинения. Решетчатые рули управляются маломощными электроприводами. Характерной особенностью ракеты является комбинированная система наведения, сопряжённая с цельноповоротными решетчатыми рулями, обеспечивающая поражение сверманевренных истребителей пятого поколения на больших дальностях. Инерциальная навигационная система имеет возможность перенацеливания в полёте. Активная радиолокационная головка самонаведения не требует подсветки цели локатором носителя. ...

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 разработана в НПО «Молния» в 1982 году. Это одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способных поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Принята на вооружение в 1983 году. В настоящее время ей оснащаются все модификации истребителей МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, палубных Су-33 и Як-141, фронтовые бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25ТМ (Су-39), вертолёты Ка-50 и Ка-52.
Р-73 предназначена для перехвата и уничтожения в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения и разведки противника днём и ночью, с любых направлений, в переднюю и заднюю полусферы цели, на фоне земли и при активном радиоэлектронном противодействии противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов. ...

Разработка ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-60 («изделие 62») началась в 1967 году в ОКБ «Молния» под руководством М.Р.Бисновата. Это первая в мире ракета, способная стартовать при перегрузке носителя до 7 единиц (конструкция ракеты может выдержать 42-кратную перегрузку). Серийное производство было организовано на Тбилисском авиазаводе. Принята на вооружение в 1974 году. Применяется на многих боевых самолётах: МиГ-21, МиГ-23М, МиГ-25ПД, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24М, Су-25, Як-38.
Ракета снабжена инфракрасной головкой самонаведения «Комар». Боевая часть осколочно-фугасная, для подрыва которой служит радиовзрыватель. Для уменьшения устойчивости и повышения эффективности рулей в носовой части установлены дестабилизирующие пластины. Применяется с подкрыльевых пусковых устройств АПУ-68–1, АПУ-68–11.
При пуске ракета разгоняется двигателем. Конечный участок траектории проходит по инерции. ...

С середины пятидесятых годов считалось целесообразным залповое совместное применение ракет с радиолокационными и инфракрасными системами наведения, что, по замыслу разработчиков, должно было свести к минимуму эффективность мер противодействия противника. Кроме того, ухе упомянутые сложности боевого применения ракет с наведением по лучу склоняли заказчиков к внедрению систем самонаведения. В 1958 г., с началом разработки относительно малогабаритной самонаводящейся ракеты К-13, было выдвинуто предложение о использовании ее тепловой ГСН в составе ракеты семейства К-5. Разработку ракеты ЦМ-6, в дальнейшем получившей название К-55, поручили КБ завода 455, первоначально созданному для решения технологических задач, возникавших при серийном производстве ракет «воздух-воздух». Первые опытные образцы изготовили и испытали уже в 1951 г. С летевших на высотах 10–15 км МиГ-19 провели 4 пуска программных ракет ЦМ-6П. ...

). У НУРС отсутствуют системы управления полётом снаряда, прицеливание осуществляется заданием первоначального угла запуска, обычно с помощью направляющей балки или трубы, а также иногда с помощью задания времени работы двигателя. НУРС используются в системах залпового огня , переносных пусковых установках и в вооружении летательных аппаратов (НАР).

Неуправляемые ракеты - один из старейших видов артиллерийского оружия, который впервые начал применяться еще в средневековом Китае против монгольских захватчиков. Однако наибольшее применение реактивные снаряды получили в XX веке с развитием новых типов вооружений.

Системы залпового огня

Одним из таких направлений стали системы залпового огня, которые сочетали в себе невероятную огневую мощь с мобильностью пусковых установок, чего не могли позволить себе традиционные артиллерийские орудия. Такие установки, будучи установленными на шасси автомобилей, могли вплотную приблизиться к линии фронта, выстрелить весь боезапас за считанные минуты и отступить назад к безопасным позициям. Недостаточная точность единичной ракеты компенсировалась массированным огнём. К типичным представителям данных систем можно отнести системы БМ-13 («Катюша»), БМ-21 («Град»), M270 MLRS .

Переносные пусковые установки

С появлением танков появилась необходимость в переносном комплексе для пехоты, способных поражать хорошобронированные цели. Образцы такого оружия появились во время Второй мировой войны - это немецкий «Панцершрек », американские «Базуки ». Послевоенные разработки наращивали дистанцию поражения, и в конце концов эволюционировали в ПТУР , однако относительно дешёвые и хорошо зарекомендовавшиеся себя системы, основанные на неуправляемых снарядах (например, РПГ-7), до сих пор находятся на вооружении стран всего мира.

Напишите отзыв о статье "Неуправляемый реактивный снаряд"

Примечания

Отрывок, характеризующий Неуправляемый реактивный снаряд

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Читайте также: