Главный калибр линкоров типа «Cоветский Cоюз. Вооружение Пороховые заряды для главного калибра линкора

Артиллерия на кораблях должна размещается так, чтобы орудия имели наибольший возможный угол обстрела и при этом им была обеспечена надёжная броневая защита, удобная подача боеприпасов и т. п. Исходя из этих требований и поставленных перед артиллерией задач, существуют различные варианты её расположения.

Размещение артиллерии на корабле

Корабельная артиллерия имеет множество вариантов размещения. По виду артиллерийские установки делятся на:

  • Установки башенного типа
  • Установки палубного типа
  • Установки палубно-башенного типа

Выбор типа артиллерийской установки зависит от поставленных целей и сферы ее применения. К примеру, башенные установки для орудий ПВО неудобны и редко применяются, поскольку требуется большая скорость наводки, которой не удаётся достигнуть при стрельбе из башенных установок под большими углами возвышения.

Башенные артиллерийские установки

  • Башенные установки лучше всего удовлетворяют тактическим требованиям, перечисленным в предыдущем разделе. В башне легче всего достигнуть защиты личного состава орудий и механизмов от неприятельских снарядов, химического оружия и авиабомб. Каждая башня состоит из боевого отделения (защищенная верхняя часть башни) и подбашенного отделение (скрытой части башенной установки, которая включает лифты и артиллерийских погребов)

Башенные установки делятся на одноорудийные и многоорудийные. Каждая из концепций имеет свои преимущества и недостатки. Сохранение живучести артиллерии лучше обеспечивается в одноорудийных установках. Очевидно, в случае, когда 4 орудия размещены в 4-х башнях, при повреждении одной из башен, теряется четверть артиллерии, а при размещении 4-х орудий в двух двухорудийных башнях – теряется половина артиллерии. Однако важным является ещё и фактор веса при проектировании корабля. Так, чем меньше веса сопутствующего оборудования требуется на одно орудие, тем больше можно усилить корабль дополнительным вооружением и/или бронезащитой, улучшить техническое оборудование, а следовательно и тактические качества.

Устройство башенной артиллерийской установки главного калибра видно на рисунке:

Корабельная башенная артиллерийская установка с картузным орудием времён Второй мировой войны (кликабельно)

1 - вторая нижняя палуба, 2 - снарядный погреб, 3 - первая нижняя палуба, 4 - зарядный погреб, 5 - средняя палуба, 6 - шахта элеватора, 7 - главная палуба, 8 - барабан, 9 - перегрузочное отделение, 10 - верхняя палуба, 11 - катки, 12 - лафет, 13 - орудийная башня

На схеме не показаны механизмы наводки ствола и устройство продувки после выстрела. Для лучшего понимания размеров башенной установки на рисунке изображен человек ростом 172 см.

Следует отметить, что в башенных установках может размещаться не только артиллерия главного калибра, но и более мелкокалиберная и скорострельная вспомогательная артиллерия. Для неё справедливо утверждение, что скорострельность орудий снижается по мере увеличения их количества в одной башне. Происходит это, главным образом, вследствие того, что с увеличением числа орудий в каждой башне, уменьшается объём помещения, в пределах которого работает её расчёт, осуществляющий заряжание. При заряжании орудий средних и мелких калибров, значительная часть манипуляций осуществляется вручную и теснота боевого отделения негативно сказывается на свободе манипуляций и приводит к уменьшению скорости заряжания. Затрудняется перегрузка снарядов из погребов в башни, что в свою очередь также замедляет скорость стрельбы. Влияние тесноты в башнях сказывается сильнее по мере увеличения калибра орудий. На основе перечисленных рассуждений можно прийти к выводу о целесообразности в некоторых случаях для повышения скорострельности переходить даже к одинарным башням, учитывая возникающие при этом негативные факторы, как то увеличение удельного веса, приходящегося на одно орудие, преодоление сложности расположения на корабле и т. п.

Рассмотрим плюсы и минусы различных концепций многоорудийных башенных установок на примере четырёхорудийных башен ГК.

Установка артиллерии в двух- и трёхорудийных башнях даёт по сравнению с установкой в одноорудийных башнях значительную экономию. Так, при переходе от двухорудийных установок к трёхорудийным, выигрыш в весе, приходящийся на одно орудие, составляет 15%, при переходе к четырёхорудийным установкам выигрыша в весе практически нет из-за усложнения устройства приспособлений подачи боеприпасов. Это проиллюстрировано в таблице:

В силу отсутствия выигрыша в удельном весе каждого орудия, выбор между размещением 3-х или 4-х орудий в башне является нетривиальной задачей. В пользу четырёхорудийных башен служат следующие факторы:

  1. вероятность, что вражеский снаряд попадет в одну из трех четырёхорудийных башен меньше, чем вероятность попадания в одну из четырех трёхорудийных,
  2. четырёхорудийная башня имеет больший вес, соответственно сопротивления ударам снарядов выше,
  3. броневую защиту четырёхорудийных башен, при том же общем весе артиллерии осуществить легче,
  4. заряжание четырёхорудийных башен более удобно из-за симметричности,
  5. большая масса башни уменьшит поворот при выстреле,
  6. с точки зрения организации стрельб удобнее комбинировать залпы, чем при трёхорудийных башнях.

На основе вышеперечисленного специальная комиссия, создававшаяся для такого сравнения, сделала вывод о том, что 4-х орудийные башни выгоднее 3-х орудийных, но при условии, что орудия будут расположены автономно и отделены солидными траверзами. В то же время стоит отметить весьма существенный недостаток четырёхорудийных башен, заключающийся в том, что очень слабой её стороной является передняя стенка – амбразуры. Важным является и вопрос компоновки орудий внутри четырёхорудийной башни. Рассматривались варианты построения, когда каждое орудие абсолютно автономно, будучи отделено от соседних толстыми 102-127 мм (4-5 дюймов) броневыми траверзами или же вариант, когда два соседних орудия соединяются вместе в одну обойму так, чтобы башня состояла как бы из двух двухствольных орудий. В пользу второй конструкции имеют место следующие предпосылки:

  1. башни могут быть спроектированы более узкими, что должно содействовать увеличению углов обстрела,
  2. упрощение схемы.

К недостаткам второго подхода можно отнести то, что:

  1. выстрелы придётся осуществлять в каждой башне сразу из двух орудий, расположенных по одну и ту же сторону от диаметральной плоскости, что может вызвать поворот башни,
  2. больше вероятность, что будут одновременно повреждены сразу два орудия,
  3. в случае осечки или затяжного выстрела у одного из орудий, откат обоих орудий будет всё равно совершаться за счёт работы другого, и следовательно, обнаружить непроизводство выстрела первого орудия будет трудно, следствием чего могут быть несчастные случаи,
  4. из-за неодновременности выстрелов двух орудий, что почти всегда и происходит, может возникнуть перекос орудий в обойме и вызываемый этим перекос всей системы.

Расположение башен ГК на кораблях различных классов значительно отличается. К примеру, расположение башенных установок на линкорах и крейсерах значительно отличается. Это связано с размерами кораблей, боевым применением, калибрами орудий главного калибра и множеством других факторов.

Расположение артиллерии на линкорах:

Расположение артиллерии на крейсерах:

Осевое расположение наиболее массивных башенных установок боевых кораблей объясняется тем, что при такой компоновке обеспечивается наилучшая остойчивость судна.

Палубные артиллерийские установки

Палубные установки используются на тех кораблях, на которых требования экономии в весе не позволяют иметь башенные установки (в частности из-за ограниченного водоизмещения судна), а именно на эсминцах, лидерах, крейсерах водоизмещением 4000-6000 т, авианосцах и т. п.

Палубные артиллерийские установки не имеют подбашенного отделения, а орудие и обслуживающие системы раздельные. В отличии от башенных установок, у таких установок полностью изолированные погреба и пути подачи боеприпасов.

Палубные установки, как уже упоминалось, широко применяются для зенитных орудий и пулемётов. Преимущества палубных установок по сравнению с башенными:

  1. больше точность наводки,
  2. больше скорость наводки,
  3. легче производится наводка на больших углах возвышения при качке,
  4. большие углы возвышения достигаются легче: максимальные углы возвышения для палубных установок с 152-100 мм орудиями, имеющими щиты, могут достигать значений 60-70 градусов, для орудий 75 мм – ещё больше,
  5. палубные установки являются наивыгоднейшими в отношении веса по сравнению с башенными и гнездовыми, и это преимущество ещё более увеличивается с переходом от ординарных к парным и тройным установкам.

К недостаткам палубных установок можно отнести следующие:

  1. защита палубных установок значительно уступает башенным,
  2. меньшая величина горизонтальных углов обстрела, если орудие в палубной установке стоит на борту,
  3. при наличии парных и тройных установок возможно обеспечение одновременного залпа из всех орудий, поэтому, также как и в башенных установках, вследствие разницы в затяжках выстрелов следует ожидать большего разброса снарядов из-за меньшей массы палубных установок.

Палубно-башенная установка СМ-5

Палубно-башенные артиллерийские установки

Артиллерийские установки палубно-башенного типа имеют часть броневой защиты, что обеспечивает лучшую защищенность по сравнению с палубными установками.

Также орудие, механизмы наведения и заряжания являются одним целым, а все остальные системы размещаются отдельно. Подбашенное отделение состоит из подъемного механизма (элеватора).

Броневая защита таких установок чаще всего представляет собой незамкнутую противопульную и противоосколочную броню, которая является вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки по сравнению с палубными улучшают условия использования артиллерии и лучше защищают личный состав и механизмы.

Благодаря совмещению неплохой защищенности и относительно малого веса, данный тип орудий получил широкое распространение на эскадренных миноносцах и крейсерах.

Главный калибр

Основу вооружения германских тяжелых крейсеров составляли восемь 203-мм орудий, расположенных по традиционной „линкорной“ схеме: в 4 двухорудийных башнях, по 2 в носу и в корме. Немцы считали такое расположение предпочтительным со всех точек зрения. Оно обеспечивало оптимальное число снарядов в залпе - 4, минимальные мертвые углы обстрела и равный огонь по носу и коме. Не вполне удовлетворенные своими трехорудийными башнями для легких крейсеров, конструкторы с удовольствием вернулись к полностью симметричной двухорудийной установке, в которой оба орудия находились в совершенно одинаковом положении.

Нижние башни модели LC/34 весили по 249 т, а возвышенные, оборудованные дальномерами, - по 262 т. Установки имели углы возвышения 37° и снижения -10° (кроме носовой башни, имевшей меньшее на 1° снижение с тем, чтобы снаряды не поражали приподнятый форштевень при стрельбе по носу).

Горизонтальные углы обстрела составляли около 300°. Диаметр верхней части барбета равнялся 640 см, а диаметр шарового погона, по которому вращалась сама башня - 533 см. Орудия располагались в отдельных люльках достаточно далеко друг от друга (их оси отстояли на 216 см), чтобы свести к минимуму взаимное влияние снарядов при залпе, от чего сильно страдали некоторые установки, например, итальянские. В целом по устройству башни, их механизмы и общее расположение сильно напоминали прочие германские установки больших калибров - такие как 380-миллиметровки „Бисмарка“ и „Тирпица“. По давней традиции немецкого флота установки обозначались с носа в корму буквами „А“, „В“, „С“ и „D“ и имели неофициальные имена „Антон“, „Бруно“, „Цезарь“ и „Дора“.

Горизонтальная наводка осуществлялась электромоторами (с резервным электрогидравлическим приводом Питтлер-Тома), вертикальная - при помощи электрогидравлических приводов, в качестве рабочей среды для которых применялась смесь воды с глицерином. Для заряжания орудия следовало установить его на фиксированный угол возвышения, равный 3°, что снижало скорострельность на больших дистанциях из-за того, что опускание ствола в положение заряжания и последующий его подъем на нужный угол требовали много времени. Максимальная техническая равнялась 5 выстрелам в минуту вместо первоначально предполагавшихся 6, а на практике она составляла в среднем около 4 выстр./мин (при углах возвышения, близких к углу заряжания; на больших дальностях она не превышала 2,5 выстр./мин). Здесь можно лишь заметить, что в Германии с восьмидюймовыми орудиями повторилась та же история, что и в других странах: например, в Англии, где от 203-мм пушки предполагалось добиться технической скорострельности в 12 выстрелов в минуту, но пришлось успокоиться на тех же 4–5. Конструкторы слишком переоценили возможность механизации всех процессов в орудийных башнях 203-мм калибра как в отношении скорости, так и в отношении надежности самих устройств. На практике выяснилось, что некоторые операции предпочтительнее выполнять вручную. В результате в тех же германских установках досылка снаряда и заднего заряда в гильзе осуществлялась механическим прибойником, тогда как передний заряд досылался в камору вручную. Впрочем, необходимо отметить, что как раз немецкая механика, использованная в артиллерии „хипперов“, проявила себя вполне достойно, и после быстрой ликвидации неизбежных „детских болезней“ функционировала вполне нормально.

На немецких тяжелых крейсерах снарядные погреба помещались на палубу ниже зарядных. Подъемная зарядная беседка состояла из двух ячеек. В погребе в нижнюю вручную вкладывали передний заряд, а в верхнюю, также вручную - более тяжелый основной. Со снарядами управиться вручную уже было нельзя. В погребах их поднимали при помощи электрифицированных захватов и помещали на роликовый транспортер, который доставлял их в нижнее рабочее отделение башни. Там снаряды размещались во вращающемся барабане, откуда по очереди выталкивались в подъемную беседку элеватора. Выше „этажом“ снарядная беседка „подхватывала“ зарядную и они вместе поднимались к орудию, где снаряды и заряды попадали на свои „подготовительные“ лотки, с которых досылались в камору орудия механическим прибойником.

Как уже отмечалось, башенные установки имели своеобразную форму, традиционную для германского флота: вместо обычных прямоугольных „коробок“ с плоской крышей они выполнялись с верхней частью, скошенной в виде усеченной пирамиды. Такая форма благоприятствовала устойчивости броневой защиты, поскольку в качестве вертикальных поверхностей оставались лишь нижние части боковых и задней стенок, в которые снаряды противника вообще не должны были попадать. Возвышенные башни имели заметно большую высоту из-за наличия дальномеров. Полный состав команды каждой башни составлял 72 человека, не считая прислуги дальномерного поста в возвышенных.

Как на многих германских кораблях и кораблях других наций, каждой из башен на „хипперах“ присваивалось собственное наименование, официальное или неофициальное. Так, на „Ойгене“ башни именовались по австрийским городам: носовые А и В - „Грац“ и „Браунау“, кормовые С и D - „Инсбрук“ и „Вена“.

Само 203-мм орудие модели SКС/34 представляло совершенно новую разработку - в отличие от 150-мм пушек, являвшихся развитием оружия времен Первой мировой войны. Орудие, созданное фирмой „Крупп“, имело превосходные баллистические характеристики. При полной длине в 60 калибров и длине собственно ствола в 57 калибров оно придавало 122-кг снаряду начальную скорость 925 м/с (при несколько пониженной против комнатной температуре заряда 15 °C). Более высокими характеристиками среди 8-дюймовок того времени обладала только итальянская, имевшая начальную скорость 940 м/с при примерно таком же весе снаряда. Однако, как показала практика, итальянские орудия обладали низкой живучестью, сводившей на нет все баллистические преимущества. Немцам удалось найти, пожалуй, оптимальное значение начальной скорости, еще не приводящей к фатальному выгоранию ствола (его живучесть составляла 500 выстрелов полным зарядом), но обеспечивающей хорошую настильность траектории, а значит - малое рассеивание снарядов по дальности. В этом отношении германские конструкторы пошли по пути, прямо противоположному американскому. В США несколькими годами позже была принята концепция очень тяжелого снаряда (для восьмидюймовки - 152 кг) при относительно небольшой начальной скорости (700–750 м/с). Американские снаряды имели большую крутизну траектории и значительно большую способность к пробитию палубной брони, но меньшую пробиваемость пояса и меньшую точность, во всяком случае, на средних дистанциях. Оба подхода имели свой смысл: германцы готовились к сражениям в условиях относительно небольшой видимости северных морей, где нередка плохая погода, тогда как их заокеанские соперники - к бою в тропиках, при практически неограниченной видимости. 203-мм орудия остальных стран (Англии, Франции, Японии) имели примерно такие же снаряды, как и немецкое, но уступали им по начальной скорости (840–850 м/с).

В целом германская восьмидюймовка вышла довольно тяжелой (свыше 20 т), что объясняется ее конструкцией. Казенную часть сделали намеренно массивной, как и затвор, с тем, чтобы центр тяжести ствола сместился как можно дальше назад. Это позволяло сэкономить на размерах (а значит, и весе) башен и уменьшить длину отката (составлявшую 62,5 см). Ствол состоял из сменной внутренней трубы - лейнера, который в принципе должен был подходить к любому экземпляру орудия, т. е. являлся полностью взаимозаменяемым, внутренней и внешней труб оболочки и сплошной казенной части, навинченной на внешнюю трубу с натягом (в нагретом состоянии). Как и большинство германских орудий крупного калибра, нарезка была глубокой и имела прогрессивный характер - от 1/40 до 1/35. Затвор - горизонтальный клиновой. Он имел солидный вес, почти полтонны (450 кг) и открывался и закрывался механически с помощью специального гидравлического привода.

В отличие от кораблей большинства других стран, тяжелые крейсера типа „Хиппер“ были прекрасно оснащены снарядами различных типов. Для главного калибра имелось 4 основных типа:

1) бронебойный снаряд Pz.Spr.Gr.L/4,4 mhb с донным взрывателем и баллистическим наконечником;

2) полубронебойный снаряд Spr.Gr.L/4,7 mhb, также с донным взрывателем и баллистическим наконечником;

3) фугасный Spr.Gr.L/4,7 mhb без специального баллистического колпачка, вместо которого в головной части устанавливался взрыватель с малым замедлением;

4) осветительный снаряд L.Gr.L/4,7 mhb также с баллистическим наконечником.

Самым тяжелым являлся полубронебойный снаряд, весивший 124 кг. Остальные типы имели одинаковый вес - 122 кг, кроме осветительного, весившего всего 103 кг. В соответствии с немецкими артиллерийскими традициями, заряд выполнялся из двух частей - передний полузаряд весом 21 кг гильзы не имел, а главный, задний полузаряд, весивший 30 кг (и соответственно более опасный при воспламенении), заключался в латунную гильзу, весившую еще 18 кг. Такая система обуславливалась не только и не столько „противопожарными“ соображениями, но тем, что в орудиях использовался клиновой затвор, для которого опасность прорыва газов при выстреле была выше, чем для применявшегося в остальных странах винтового. Донышко гильзы главного заряда служило дополнительным препятствием для газов, обеспечивая надежную обтюрацию. Для воспламенения метательного заряда имелось целых 3 инициирующих шашки, две в задней и передней части главного заряда и одна в задней части переднего. Для стрельбы осветительными снарядами и для обстрела береговых объектов на небольших дистанциях использовались уменьшенные заряды общим весом чуть менее 40 кг.

Наличие трех видов основных боевых снарядов позволяло очень гибко выбирать подходящий тип боеприпасов для каждой возможной цели. Бронебойный снаряд, снаряженный 2,3 кг взрывчатого вещества, мог пробивать 200-мм броневую плиту на дистанции до 15 500 м, а 120-130-мм бортовая броня, составлявшая защиту большинства возможных противников в классе крейсеров, пробивалась на практически любых реальных дистанциях боя. Приведенные цифры относятся к попаданиям под углами, близкими к нормали; при курсовом угле цели 60° 200-мм броня защищала до дистанции 9000 м, а при еще более острых углах встречи пробиваемость бронебойного снаряда резко падала. Но при бое на параллельных курсах практически все возможные противники „хипперов“ оказывались практически беззащитными против его бронебойных снарядов.

Для поражения менее защищенных целей предназначался фугасный снаряд с донным взрывателем (по немецкой терминологии - Sprenggranate - „разрывная граната“). Он имел 6,54-кг заряд, что составляло 5 % от веса снаряда, и мог пробивать незакаленную броню толщиной до 100 мм на дистанции 50 кбт, являясь по конструкции и сути полубронебойным боеприпасом. Взрыватель замедленного действия обеспечивал в случае пробития внешней преграды (палубной или бортовой брони) поражение жизненно важных частей корабля противника, расположенных в глубине корпуса. Такой снаряд очень подходил для борьбы с большинством крейсеров на средних дистанциях боя, но мог применяться также и против больших эсминцев.

Наконец, фугасный снаряд с головным взрывателем мгновенного действия был хорош для поражения легкобронированных и небронированных целей. Он содержал 8,9 кг ВВ и все еще мог пробить 50 мм брони на дистанции 50 кбт. Подобный боеприпас прекрасно подходил для действия по эсминцам и другим легким судам, а также по надстройкам и бортам вражеских крейсеров в тех случаях, когда пробитие их бортовой брони представлялось маловероятным (например, при погоне или отходе). Он же применялся и для стрельбы по берегу.

Все снаряды снаряжались тротилом, дополнительно стабилизированным пчелиным воском. Немцы очень тщательно подходили к безопасности, устойчивости и эффективности своих снарядов: даже содержание воска в разрывном заряде подбиралось так, чтобы постепенно снижаться от передней части внутренней полости снаряда, где разрывной заряд испытывал наибольшее ускорение при ударе о препятствие, к его основанию.

Как уже отмечалось выше, немецкий флот по набору снарядов выгодно отличался от ВМС других стран, где, как правило, имелось лишь два типа боеприпасов. Например, сверхтяжелый 152-кг американский 8-дюймовый снаряд был чисто бронебойным и обладал относительно слабым взрывным действием, а фугасный весил всего 118 кг, имел взрыватель мгновенного действия и предназначался в основном для обстрела береговых целей и небронированных судов. В боекомплект японских орудий того же калибра вообще входил по преимуществу единственный боевой снаряд - бронебойный, с большим замедлением, менее опасный для небронированных легких кораблей.

Нормальный боезапас насчитывал 120 снарядов всех типов на орудие, хотя крейсера без особых проблем могли принимать и по 140, а всего погреба вмещали 1308 бронебойных, полубронебойных и фугасных, а также 40 осветительных на корабль, включенных в боекомплект только возвышенных башен. Величина боезапаса на ствол примерно соответствовала аналогичным значениям для вашингтонских крейсеров других стран. В нормальный комплект входило по 320 снарядов каждого из трех основных типов, однако при выполнении конкретных заданий соотношение могло меняться. Известно, что при выходе в Атлантику „Адмирал Хиппер“ имел 637 бронебойных, 627 фугасных снарядов с головным взрывателем и только 206 полубронебойных.

Даже для столь развитой промышленной державы, как Германия, производство боезапаса нового калибра представляло собой определенную проблему. В конце 1939 года имелось всего по два боекомплекта для „Хиппера“ и „Блюхера“, а „Принц Ойген“ должен был довольствоваться одним (второй комплект снарядов изготовили только к августу 1940-го). Третий боекомплект для всех трех тяжелых крейсеров удалось поставить только к концу следующего, 1941 года.

Максимальная дальность стрельбы из-за хорошей баллистики оказалась буквально запредельной - 33,5 км. Однако на 18 милях из дальномерных постов могли наблюдаться только мачты кораблей противника; реально стрельба с управлением огнем могла вестись начиная примерно с 13,5 миль, а оптимальной дальностью артиллерийского боя для 203-миллиметровок „хипперов“ считались 8 миль. На ней крейсера могли давать 4-орудийный залп каждые 12–13 секунд (из половины стволов). Наименьшая дальность (из-за высоты борта) ограничивалась примерно 100 м, однако нижняя носовая башня имела мертвый сектор примерно по 20 градусов на борт до дистанции около 5 км из-за подъема борта к форштевню. Полностью мертвые углы составляли по 35 градусов на борт, в корму для носовых башен и в нос - для кормовых. При этом оптимальными считались директрисы стрельбы, несколько отклоняющиеся от чистого траверза - из-за снижения в этом случае поперечной нагрузки на корпус, максимальной при залпах перпендикулярной плоскости.

С точки зрения тактики рекомендовалось иметь „вашингтонских“ противников из Англии и США на максимально острых курсовых углах на дистанциях до 10–11 миль; против крейсеров с 6-дюймовой артиллерией такой прием предполагался для дистанций менее 6 миль. Любопытно, что против всех тяжелых крейсеров до войны предполагалось применять бронебойные снаряды, тогда как против большинства 6-дюймовых „британцев“ - только полубронебойные. Исключением среди англичан являлись „тауны“ и „колонии“, по которым рекомендовалось употреблять бронебойные снаряды в промежутке от 8 до 11 миль, вне которого предпочиталась все та же „разрывная граната“ с донным взрывателем. И это при том, что реально подавляющее большинство английских и американских „легких“ крейсеров новой постройки имели более существенное бронирование, чем „тяжелые“. Только американские „бруклины“ приравнивались к „вашингтонцам“ и подлежали обстрелу исключительно бронебойными снарядами. Такие тактически рекомендации объяснялись прежде всего недостатком сведений о реальной защите кораблей противника: к концу 30-х годов XX века конструкционные особенности новых боевых единиц окончательно стали секретным элементом.


| |

Система артиллерийского вооружения заложенных в конце 1930-х годов линейных кораблей типа «Советский Союз» (проект 23) стала вершиной отечественной инженерной мысли в данной области. На всех последующих проектах крупных артиллерийских кораблей она в принципе повторялась, хотя и в меньшей комплектации.

В качестве главного калибра линкоров типа «Советский Союз» выбрали 406-мм орудия, которые планировалось разместить в трех трехорудийных башнях МК-1. Рассматривались альтернативные варианты с 356-мм и 457-мм орудиями, однако проведенные в Военно-морской академии исследования показали, что «при водоизмещении 50 000 т три четырехорудийные 356-мм башни будут менее эффективны, а две трехорудийные 457-мм не дадут явного преимущества по сравнению с тремя трехорудийны-ми 406-мм».

Трехорудийная башня МК-1, оснащенная 406-мм пушками Б-37, делилась 60-мм броневыми переборками на три отсека. Как и большинство артсистем крупного калибра, МК-1 имела фиксированный угол заряжания, то есть после каждого выстрела (независимо от угла прицеливания) орудие автоматически возвращалось на угол +6°, и после заряжания снова выполнялась вертикальная наводка. Это обусловливало две скорострельности – 2,5 выстр./мин при углах наведения до 14° и 1,73 выстр./мин при больших углах. В специальной выгородке башни предусматривался 12-метровый стереодальномер – самый большой из созданных в нашей стране. В кормовой части башни, также в отдельной выгородке, располагался башенный центральный пост с автоматом стрельбы (прибор 1-ГБ). Башни оснащались стабилизированными прицелами МБ-2, предназначавшимися для самоуправления огнем по морским или видимым береговым целям. МБ-2 мог использоваться и в качестве дублирующего визира центральной наводки для управления огнем главного калибра через центральный артиллерийский пост при выходе из строя командно-дальномерных постов с основными визирами центральной наводки.

Каждая башня имела два погреба – снарядный и зарядный, располагавшиеся один над другим и смещенные относительно оси вращения артустановки. Такое расположение, а значит, и смещение линий подачи боеприпасов, наряду с применением автоматических захлопок, отсекавших отдельные участки трактов подачи снарядов и зарядов, предусматривалось на случай воспламенения зарядов. Огонь ударил бы не в погреб, а в трюм. Зарядные погреба, как более пожароопасные, размещались у днища корабля (дальше от районов возможного воздействия вражеских снарядов и авиабомб). Снаряды менее пожароопасны, но более чувствительны к детонации, поэтому погреба с ними расположили над зарядными – подальше от возможного воздействия торпед и мин. Существовали и другие технические решения защиты от возможных пожаров в погребах, в частности предусматривались системы орошения и затопления. Время затопления зарядных погребов должно было составить 3–4 мин, а снарядных – 15. В погребах и артиллерийских башнях предусматривались также выхлопные крышки, способные автоматически открываться при резком нарастании давления в отсеке, всегда сопутствующем спонтанному воспламенению боеприпасов в замкнутом пространстве.

Каждый снарядный погреб рассчитывался на 300 снарядов, а зарядный на 306–312 зарядов. Это было вызвано необходимостью иметь 1–2 вспомогательных заряда на орудие для согревания каналов стволов перед стрельбою при минусовых температурах. В боекомплект главного калибра планировалось включить бронебойные, полубронебойные и фугасные снаряды в комплекте с усиленно-боевыми, боевыми, пониженно-боевыми и уменьшенными зарядами. К началу Великой Отечественной войны в производстве находились лишь бронебойные и полубронебойные в комплекте с боевым зарядом. Планировавшийся набор зарядов позволял более гибко и рационально использовать артиллерию в бою. Так, применение усиленно-боевого заряда вместе со специальным дальнобойным снарядом позволило бы вести огонь на дистанциях до 400 кб, а применение пониженно-боевого на дистанциях до 180 кб – возможность поражать прежде всего палубу неприятельского корабля. Уменьшенный заряд предназначался для ведения боя с внезапно обнаруженным противником ночью и в условиях плохой видимости на дистанциях порядка 40 кб.

Управление огнем главного калибра осуществлялось из трех совершенно одинаковых по конструкции и приборному оснащению командно-дальномерных постов (КДП). Но КДП 2 -8-1 на носовой боевой рубке должен был иметь толщину брони стенок 45 мм, крыши 37 мм, а КДП 2 -8-11 на фор-марсе и кормовой боевой рубке – соответственно 20 мм, 25 мм. Центральное место в каждом КДП отводилось стабилизированному визиру центральной наводки ВМЦ-4 с независимым от своего поста горизонтальным наведением. Для определения дистанции КДП имели по два 8-м стереодальномера ДМ-8-1. Из командно-дальномерных постов данные в виде своих курсовых углов и цели, а также дистанции до нее, поступали в два одинаковых по приборному оснащению центральных артиллерийских поста.

Ядром приборов управления стрельбой главного калибра являлся центральный автомат стрельбы ЦАС-0, размещенный в центральном артиллерийском посту. Вначале хотели использовать ЦАС-1 для стрельбы на дистанцию до 250 кб, специальные автоматы с графиком пути цели для стрельбы на дистанцию от 200 до 400 кб при корректировке огня с самолета и прибор для стрельбы в условиях плохой видимости. Однако в ходе разработки и стыковки этих приборов пришли к выводу о целесообразности создания совершенно нового оригинального автомата, в большей степени объединившего функции прототипов. Таким образом, фактически в ЦАС-0 существовали две независимые схемы, одна из которых должна была работать по мгновенным текущим наблюдаемым параметрам цели, а вторая – автоматически, на основании исходных данных о цели в соответствии с гипотезой о ее прямолинейном движении с постоянной скоростью. Если корабль противника начинал выполнять противоартиллерийский зигзаг, то в ЦАС-0 предусматривался графический метод стрельбы, заключавшийся в построении двумя планшетами («графиками») кривой разности между составляющими вектора скорости цели по генеральному курсу и составляющими фактического вектора скорости цели по наблюдаемым данным. Разность между координатами упрежденной точки цели по генеральному курсу и фактически наблюдаемым данным вводилась в качестве корректуры.

Таблица 1

Основные размерения и вооружение линкора пр. 23 и его зарубежных аналогов

Таблица 2

Характеристики артиллерийских установок линейных кораблей

Таблица 3

Дальность наблюдения цели и результаты стрельбы по морской цели

Приборы управления стрельбой линкора пр. 23 рассчитывались на обеспечение стрельбы орудий главного калибра на дистанции более 200 кб, то есть за пределы прямой визуальной видимости, что становилось возможным лишь в случае использования корабельного самолета-корректировщика КОР-2. Специально разработанные для этого приборы максимально автоматизировали процесс корректировки огня. Самолет планировалось оснастить прибором системы Крылова, конструктивно состоявшим из двух авиационных оптических прицелов для бомбометания системы Герца. Прибор предназначался для определения местоположения своего корабля и корабля-цели относительно самолета в полярных координатах – наклонная дальность и пеленг. Для этого один прицел установили строго в диаметральной плоскости перед кабиной пилота. Второй член экипажа мог непрерывно визировать свой корабль другим прицелом, снимать отсчеты и передавать их в виде цифровых сигналов по радио на свой корабль прямо в центральный артиллерийский пост, где они вручную вводились в прибор корректировки стрельбы (КС). Одна часть этого прибора предназначалась для вычисления (по данным самолета-корректировщика) места противника относительно своего корабля и отклонений всплесков снарядов относительно цели, которые затем поступали в ЦАС-0. Вторая часть прибора КС предназначалась для совместной стрельбы нескольких кораблей по одной цели. Если на одном из кораблей данные стрельбы резко отличались от флагманского, или по каким-либо причинам не наблюдалась цель, то элементы стрельбы на флагманском корабле с ЦАС-0 поступали на прибор КС, а оттуда с помощью специальной радиоаппаратуры ИВА транслировались на соседний корабль и через аналогичную аппаратуру поступали на прибор КС. Сюда же поступали пеленг на флагманский корабль и дистанция до него из боевой рубки с визира ВЦУ-1. Фактически приборы КС и ИВА являлись прообразом современных линий взаимного обмена информацией.

Расчет главного калибра, организационно сведенный в дивизион по штату, составлял 369 человек, в том числе восемь офицеров: командир дивизиона главного калибра (он же управляющий огнем главного калибра), два его помощнике обслуживавшие два других КДП, три командира башен инженер приборов управления стрельбой (он же командир носовой группы управления), техник (он же командир кормовой группы управления).

В условиях мирного времени головной линейный корабль пр. 23, по-видимому, вошел бы в строй в 1945 году. Однако поскольку проектировался он во второй половине 1930-х годов то корректно его будет сравнить с иностранными аналогами, создававшимися в то же время. Просто у тех же немцев или англичан процесс проектирования и строительства шел намного быстрее, сказывались непрерывный опыт линкоростроения и преемственность поколений в конструкторских бюро и на заводах. Поэтому «ровесниками» линкора пр. 23 можно считать вошедшие в строй в 1940 г. германский линкор «Bismarck», итальянский «Vittorio Veneto» и французский «Richelieu», американский «North Carolina» и британский «King George V» (см. табл. 1 ).

Сравнивая наступательные возможности советского линкора пр. 23 с его зарубежными аналогами, можно сразу сделать два вывода. Во-первых, самое мощное итальянское орудие имеет самую низкую живучесть ствола. Добавим сюда то, что не отражено в таблице: итальянские пушки имели относительно большое рассеивание. Во-вторых, при самом тяжелом снаряде и высокой живучести ствола американское орудие наименее дальнобойное. Получается, что по усредненным характеристикам первое место нужно отдать советской пушке: масса снаряда хоть и меньше на 120 кг, чем у американской, зато дальность стрельбы почти на 70 кб больше. Живучесть ствола для советского орудия была определена опытным путем сначала в 150 выстр. при условии падения начальной скорости полета снаряде на 4 м/с. А потом ее пересчитали для падения скорости на 1 0 м/с. Однако если рассматривать характеристики орудий главного калибра в контексте сравнительной оценки линейных кораблей, то все намного сложнее (см. табл. 2 ).

Дело в том, что реальная дальность морского артиллерийского боя определяется возможностью управлять огнем, а для этого необходимо наблюдать всплески падений своих снарядов относительно цели в визир центральной наводки и дальномеры. Причем независимо от качества оптики за горизонт не заглянешь.

Теоретически при полной видимости, отсутствии каких-либо искажающих оптических эффектов противники могли открыть огонь на дистанциях не более 170 кб*. На практике германский тяжелый крейсер «Admiral Graf Spee» у Ла-Платы при идеальной видимости открыл огонь с дистанции чуть более 90 кб (формулярная дальность стрельбы 190 кб)**, 24 мая 1941 г. британский линейный крейсер «Hood» в Датском проливе – по линкору «Bismarck» с дистанции около 122 кб, 27 мая 1941 г. «King George V» – по «Bismarck» с дистанции 120 кб, и лишь 28 марта 1941 г. в бою у мыса Матапан «Vittorio Veneto», похоже, открыл огонь по британским крейсерам с дистанции 135 кб. В Яванском море 27 февраля 1942 г. японские тяжелые крейсера открыли огонь на дистанции 133 кб, но достоверность описания этого боя вызывает некоторые сомнения (см. табл. 3 ).

* – По опыту Второй Мировой войны для условий Средиземного моря дальность взаимного обнаружения линкоров по мачтам составляла до 180 кб, а по корпусу – 160 кб.

** – Кстати, в этих идеальных условиях фактическая дальность опознания германского корабля составила порядка 110 кб.

Реальной предельной дальностью стрельбы для линкоров по опыту Второй Мировой войны можно признать дистанцию не более 140 кб. Теоретически в полной мере реализовать максимальную баллистическую дальность стрельбы можно только с помощью самолета-корректировщика, но не на практике. Самолет мог очень приближенно определять курс, скорость противника и фиксировать знак падения своих снарядов (перелет, недолет). Величину отклонений падений снарядов относительно цели летчик определял на глаз, взяв за эталон ширину корабля противника. А если учесть, что, например, вероятность попадания 406-мм снаряда корабля пр. 23 в линкор противника на дистанции 210 кб по самым оптимистическим оценкам не превышает 0,014, то бесперспективность такой стрельбы очевидна. Реально самолет-корректировщик мог «добавить» не более десятка кабельтовых, определяя элементы движения цели и знаки падения своих снарядов на дальностях стрельбы, когда управляющему огнем цель уже видна (хотя бы выше верхней палубы), но всплески от падений своих перелетных снарядов еще не видны. Вот тут теоретически «Советский Союз» мог получить преимущество благодаря прибору КС. Таким образом, получается, что ни один из современников советского проекта 23 не мог реализовать полную дальность стрельбы своих орудий главного калибра, и можно считать, что все линкоры способны открыть огонь одновременно. А потому и оценка параметра «максимальная дальность стрельбы» теряет всякий смысл. Именно в этом американцы опять продемонстрировали свой прагматизм. Действительно, зачем создавать дорогие сверхдальнобойные орудия, лучше иметь пушки, стреляющие на реальные дистанции, но зато более тяжелыми снарядами. Бронебойный 406-мм снаряд советского орудия пробивает 350-мм броню на дистанции 150 кб, на 180 кб – 300-мм, а на 210 кб – только 240-мм. Получается, что для гарантированного пробития главного броневого пояса большинства линкоров требовалось сблизиться с ним на дистанцию менее 150 кб. Поэтому американский линкор с его 1225-кг снарядами и минутным весом залпа в 22 тонны выглядит предпочтительнее.

Как известно, линкоры проекта 23 (типа «Советский Союз») достроены не были. Не были изготовлены и предназначавшиеся для них башенные трехорудийные установки МК-1. Лишь опытная одноорудийная установка МП-10, созданная в начале 1940 г. для испытаний качающейся части орудия Б-37 на Научно-испытательном морском артиллерийском полигоне, с августа 1941 г. по июнь 1944 г. вела огонь по немецким и финским войскам, осаждавшим Ленинград.

Вооружение

Артиллерия главного калибра линкоров типа «Айова»-девять 406-мм орудий Mk -7 в трех трехорудийных башенных уста­новках. Новые пушки Mk -7 были значительно мощнее своих предшественниц -406-мм 45-калиберных Mk -б, установленных на «Саут Дакоте». А от разработанных в 1918 году 406-мм орудий Mk -2 и Mk -3 с такой же длиной ствола (50 калибров) Mk -7 выгод­но отличались меньшим весом (108,5 т против 130,2 т) и более современной кон­струкцией.

Ствол орудия Mk -7 - скрепленный, с лейнером. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1245 мм, у дула - 597 мм. Число нарезов - 96, их глубина - 3,8 мм, крутизна нарезки - один оборот на 25 ка­либров. Канал ствола на протяжении 17,526 м от дульного среза был хромиро­ван (толщина слоя - 0,013 мм). Поршне­вой затвор качающегося типа откидывал­ся вниз. Конструктивно он имел 15 ступен­чатых секторов и поворачивался на 24°. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.

Характеристики орудий главного калибра линкоров «Саут Дакота» и «Айова»

Модель орудия

406-мм Mk-6 («Саут Дакота»)

406-мм Mk-7 («Айова»)

Калибр, мм

406,4

406,4

Вес ствола без затвора, т

87,2*

108,5

Вес качающейся части, т

139,3

Длина орудия, мм/клб:

общая

18694/46

20726/51

канала ствола

18166/44,7

20 198/49,7

Длина/объем зарядной

каморы, мм/л

2344/380,1

2710/442,5

Длина нарезной части, мм

15668,2

17334,5

Вес снаряда, кг:

бронебойного

1225

1225

фугасного

Вес заряда, кг

Начальная скорость

снаряда, м/с:

бронебойного

фугасного

Давление в стволе, кг/см2

2835

2910

Живучесть ствола, выстрелов

Макс. дальность стрельбы

бронебойным снарядом при

угле возвышения 45°, м

33740

38720

*С затвором, но без механизмов его привода. Вес здесь и далее приво­дится в метрических тоннах.

Трехорудийные башни по компоновке были подобны своим предшественницам с «Саут Дакоты» и, несмотря на возросший вес, имели такой же диаметр роликового погона. Орудия устанавливались в индиви­дуальных люльках, угол вертикального на­ведения - от -5° до +45°. Заряжание осуще­ствлялось при фиксированном угле возвы­шения +5°. Все приводы - электрогидравли­ческие; для горизонтальной наводки служил электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной - три мотора по 60 л.с., по од­ному на каждый ствол.

406-мм снаряды хранились вертикаль­но в неподвижном двухъярусном кольце­вом магазине внутри барбета башни. Меж­ду магазином и поворотной структурой ба­шенной установки находились две кольце­вые платформы, способные вращаться независимо от последней. На эти платфор­мы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам (поданным трубам) при любом угле горизонтального наведения башни. Подъемников было три, причем центральный представлял собой вертикальную трубу, а крайние - изогну­тую; каждый из них приводился в действие 75-сильным электродвигателем. Снаряд подавался к орудию вертикально, а затем с помощью гидроцилиндра укладывался на лоток. Досылатель имел индивидуальный двигатель мощностью в 60 л.с.

Заряды хранились в двухъярусных по­гребах в самых нижних отсеках, примыкав­ших к неподвижной кольцевой структуре башни. Они подавались в беседках по шесть штук тремя зарядными цепными подъемни­ками, каждый из которых приводился в дей­ствие электромотором мощностью 100 л.с. В конструкции башен «Айовы», как и у ее предшественниц, не было перегрузочного отделения, отсекавшего цепочку подачи за­рядов от погребов. Американцы уповали на довольно сложную систему герметичных дверей, теоретически не допускавших рас­пространение огня по подъемникам. Впро­чем, такое решение выглядит не бесспор­ным - риск взлететь на воздух у американ­ских линкоров был все же выше, чем у боль­шинства их современников.

Цапфы орудий располагались довольно близко к лобовой плите башен, и в случае необходимости пушку можно было извлечь через амбразуру без демонтажа башни.

Характеристики трехорудийной башни линкора «Айова»

Вес вращающейся части (без снарядов), т.................1728-1735

Диаметр роликового погона, м................................................ 10,49

Внутренний диаметр барбета, м............................................. 11,35

Расстояние между осями орудий, м..........................................2,97

Откат при отдаче, м..................................................................... 1,22

Макс, скорость вертикальной наводки, град./с.......................... 12

Макс.скорость горизонтальной наводки, град./с.........................4

Цикл стрельбы, с............................................................................30

По проекту боезапас «Айовы» должен был состоять в основном из 1016-кг броне­бойных снарядов Mk -5, но в середине 1939 года на вооружение ВМС США поступил новый снаряд Mk -8 весом 1225 кг, ставший главной «дубинкой» всех новых американ­ских линкоров, начиная с «Норт Кэролайны». Для своего калибра он являлся самым тяжелым в мире - для сравнения: 406-мм снаряд английского линкора «Нельсон» ве­сил 929 кг, а 410-мм японского «Нагато» - 1020 кг. Заряд взрывчатки снаряда Mk -8 со­ставлял 1,5% его веса; донный взрыватель Mk -21 взводился при ударе снаряда о бро­ню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд поро­ха (297 кг) обеспечивал ему начальную ско­рость 762 м/с; уменьшенный заряд снижал эту цифру до 701 м/с, что давало снаряду баллистику, идентичную той, какую имели снаряды 45-калиберных пушек Mk -6.

Оборотной стороной чрезмерной мощи американской морской артиллерии стал повышенный износ ствола. Поэтому когда у линкоров появилась новая задача - обстрел береговых объектов - было реше­но создать значительно более легкий снаряд. Фугасный Mk -13, принятый на вооружение в конце 1942 года, имел вес всего 862 кг. Он оснащался несколькими типами взрывателей - ударным мгновенного действия Mk -29, ударным с замедлением Mk -48 (задержка 0,15 с) и дистанционной труб­кой Mk -62 (установка времени до 45 с). Относительный вес взрывчатого вещества снаряда Mk -13 - 8,1%. В конце войны, ког­да главный калибр линкоров использовал­ся исключительно для бомбардировки бе­рега, для снарядов Mk -13 применялись уменьшенные (147,4 кг) заряды, обеспечи­вавшие начальную скорость 580 м/с.

В послевоенные годы в боекомплекте линкоров типа «Айова» появилось несколь­ко новых образцов 406-мм снарядов. В част­ности, на базе корпуса фугасного Mk -13 были созданы Mk -143, Mk -144, Mk -145 и Mk -146. Все они оснащались электронны­ми дистанционными трубками разных типов; Mk -144 и Mk -146 в качестве начинки несли соответственно 400 и 666 разрывных гранат. Кроме того, для старых снарядов Mk -13 приняли усовершенствованные механические трубки M 564 (установка времени до 100 с), заменившие Mk -62.

В начале 1950-х годов для орудия Mk -7 был разработан снаряд Mk -23, оснащенный ядерной боеголовкой W -23 с тротиловым эквивалентом 1 кт. Снаряд весил 862 кг, имел длину 1,63 м и внешне практически не отличался от Mk -13. Ядерные артиллерийские боеприпасы официально состояли на вооружении линкоров типа «Айова» с 1956 по 1961 год, но фактически все это время они хранились на берегу.

Наконец, уже в 1980-е годы американцы предприняли попытку создать подкалиберный снаряд для сверхдальней стрельбы из 406-мм орудий. Он должен был иметь вес 454 кг, начальную скорость 1098 м/с и максимальную дальность полета 64 км. Правда, эта разработка осталась на стадии экспериментального образца.

Баллистика бронебойного снаряда Mk -8 (1225 кг, 701 м/с) орудия Mk -7

Дальность,

ярдов/м

Угол возвышения ствола

Угол падения снаряда

Время полета снаряда, с

Конечная скорость снаряда, м/с

6000/5490

3°23"

3°38"

8,28

10000/9140

5°59"

6°81"

14,45

16000/14 630

10°33"

12°51"

24,76

20000/18 290

14°09"

17°56"

32,55

26000/23 770

20°43"

27°01"

46,03

30000/27430

26°14"

34°04"

56,64

36000/32 920

39°25"

47°54"

79,80

Стандартный боезапас 406-мм башни № 1 составлял 390 выстрелов, башни № 2 - 460 и башни № 3 - 370. На третьей палубе имелся сквозной коридор, оснащенный монорельсом и прозванный американскими моряками «Бродвеем»; он соединял погре­ба всех трех башен и позволял передавать снаряды от носовых орудий кормовым и наоборот. В районе поперечных переборок коридор перекрывали легко демонтируемые водонепроницаемые заглушки.

Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP . Обычный заряд включал в себя шесть картузов весом по 49,5 кг. Зарядных погре­бов у башен № 1 и № 3 было по шесть, у башни № 2 - восемь.

Система управления огнем главного ка­либра включала два КДП (директора) Mk -38, один КДП Mk -40, комплект вычислительных приборов и в качестве резерва -три башен­ных дальномера. Посты Mk -38 располага­лись на носовой и кормовой надстройках; каждый из них имел по одному 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk -48, ра­дару Mk -8 и несколько оптических прицелов. В 1945-1952 годах радары Mk -8 на всех кораблях заменили более современными Mk -13. Высота расположения носового КДП над ватерлинией по оси дальномеров со­ставляла 35,4 м, кормового - 20,7 м.

Директор Mk -40 был установлен на кры­ше боевой рубки; в его состав входили оп­тические прицелы и РЛС Mk -З. «Миссури» и «Висконсин» вступили в строй с новыми радарами Mk -27; в 1945 году ими пере­оснастили и первую пару линкоров.

Вся информация от КДП поступала в центральный артиллерийский пост, где об­рабатывалась механическим счетно-реша­ющим устройством (автоматом стрельбы) Mk -8. В 1950-е годы на линкорах установи­ли дополнительный вычислитель Mk -48, предназначенный для обеспечения стрель­бы по береговым целям.

Башни главного калибра оснащались длиннобазовыми (14-м) оптическими даль­номерами: башня № 1 -совмещающим Mk -53, башни № 2 и № 3 - стереоскопи­ческим Mk -52. Они имели 25-кратное уве­личение и оборудовались системой стаби­лизации. Кроме того, в каждой башне пре­дусматривалось по шесть 12-кратных оп­тических прицелов.

В качестве универсальной артиллерии на «Айове» планировалось применить пер­спективные 152-мм пушки с длиной ство­ла в 47 клб. Однако расчеты показали, что шесть спаренных 152-мм установок будут весить 1667 т, в то время как десять спа­ренных 127-мм орудий (стандартный со­став артиллерии среднего калибра всех предшествующих линкоров)- 1267 т. По­этому от разработки новых пушек отказа­лись в пользу проверенных 127-миллимет-ровок - благо, те зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

В итоге, состав универсальной артилле­рии- 10 спаренных 127-мм установок Mk -28 и четыре КДП Mk -37 - в точности по­вторял имевшийся на «Саут Дакоте». Что было совсем не плохо: благодаря удачным 127-мм артустановкам (особенно после введения снарядов с радиовзрывателем) американские линкоры оказались самыми эффективными кораблями ПВО в мире.

Зенитная артиллерия ближнего боя по проекту должна была включать 12 28-мм автоматов и столько же 12,7-мм пулеметов, но фактически состояла из четырехствольных 40-мм автоматов «Бофорс», а также спаренных и одноствольных 20-мм «эрликонов». Управление огнем «бофорсов» осуществлялось с помощью директоров-колонок Mk -51 (на «Нью-Джерси» - Mk -49). «Эрликоны» сначала наводились индивидуально, но в 1945 году на всех линкорах появились прицельные колонки Мк-14, позволявшие автоматически выдавать данные для стрельбы и из этих орудий.

Характеристики зенитных орудий

Модель

орудия

Калибр, мм/

длина ствола

в клб

Вес снаряда,

кг

Начальная

скорость

снаряда, м/с

Дальность

стрельбы/

досягаемость

по высоте, км

Скорострельность

макс.,

выстр./мин

Mk-12

127/38

24,2-25

792,5

16,64/11,34

Mk-1

40/56

0,91

10,1/6,95

Mk-4

20/70

0,123

5/3,05

Состав малокалиберной артиллерии на линкорах типа «Айова» постоянно менялся, о чем можно судить из приведенной таблицы.

Состав легкого зенитного вооружения линкоров

Корабль

июль 1943 г.

декабрь 1944 г.

апрель 1945 г.

июнь 1947 г.

октябрь 1951 г.

ВВ-61 «Айова»

19x4 - 40 мм

52x1 - 20мм

19x4 - 40 мм

52x1 - 20 мм

19x4 - 40 мм

52x1 - 20 мм

8x2 - 20 мм

15x4 - 40 мм

16x2 - 20мм

15x4 - 40мм

ВВ-62 «Нью-Джерси»

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

20x4 - 40 мм

49x1 - 20мм

8x2 - 20 мм

16x4 - 40 мм

8x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

16x2 - 20 мм

ВВ-63 «Миссури»

20x4 - 40 мм

49x1 - 20мм

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

8x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

22x1 - 20мм

8x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

32x2 - 20 мм

ВВ-64 «Висконсин»

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

2x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

9x1 - 20 мм

8x2 - 20 мм

16x4 - 40 мм

16x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

16x2 - 20 мм

Примечание: «Айова» на момент ввода в строй (февраль 1943 г.) несла 15x4-40 мм и 60x1-20 мм автоматов.

Авиационное вооружение - стандартное для американских кораблей: две пороховые катапульты Mk - VI в кормовой части и три гидросамолета Воут OS 2 U «Кингфишер». Ангара не было, два самолета манились непосредственно на катапультах и третий - между ними на палубе.

После посадки на воду их поднимали на борт краном. Запас авиабензина составлял 32 506 л. Катапульты приводились в дей­ствие 127-кг зарядом бездымного пороха и могли разгонять летательный аппарат массой 3,7 т до скорости 105 км/ч. В 1945 году «кингфишеры» заменили более совре­менными самолетами Кертисс SC -1 «Сихок» (первым их получила «Айова» - уже в марте). Они эксплуатировались до 1948 года, но затем все авиационное вооруже­ние демонтировали - по мере развития радиолокации потребность в самолетах-разведчиках отпала.

Под индексом «МК-3-12»

С началом восстановления Рабоче-Крестьянского Красного флота в период с 1922 по 1926 год в строй действующих кораблей Морских Сил Балтийского моря после восстановительного ремонта ввели линейные корабли «Марат» (б. «Петропавловск»), «Парижская Коммуна» (б. «Севастополь») и «Октябрьская Революция» (б. «Гангут»). К этому времени по своим боевым возможностям они уже значительно уступали зарубежным кораблям этого класса. По мощи артиллерии главного калибра и надежности броневой защиты наши дредноуты первого поколения не могли идти ни в какое сравнение со сверхдредноутами, составлявшими основу флотов ведущих морских держав мира. Так например, сравнивая наш «Марат» с типичным английским линкором того периода «Роял

Соверен» (будущий «Архангельск», временно переданный ВМФ СССР в 1944 году в счет репараций с Италии), мы видим, что 471-килограммовые бронебойные снаряды 12 305-мм орудий нашего корабля могли пробивать 330-мм бортовое бронирование английского с дистанций не свыше 50 кабельтовых, а его броневые палубы суммарной толщиной 102-114 мм - лишь более 130. «Роял Соверен» же 871-кг бронебойными снарядами своих 8 381-мм мог поражать вертикальное бронирование (250-275 мм) «Марата» с дистанций до 130 кабельтовых, а горизонтальное (75 мм) уже с 80 кбт и далее. Следует учесть, что английский снаряд содержал и вдвое большее количество взрывчатого вещества (20 кг против 12). Отсутствовала на советском линкоре и центральная наводка (ЦН) артиллерии как главного, так и противоминного калибра. Эти и целый ряд других недостатков настоятельно требовали проведения обширных модер-низационных работ, чтобы хотя бы в какой-то мере приблизить боевые возможности наших линкоров к требованиям времени. Первым проходил капитальный ремонт и модернизацию в 1928- 1931 годах линейный корабль «Марат». На корабле произвели замену расстрелянных стволов на новые, отремонтировали механизмы и электрооборудование всего артиллерийского вооружения, во всех башнях главного калибра установили 8-метровые встроенные стереоскопические дальномеры типа «OG» итальянской фирмы «Галилео», существенно усовершенствовали ПУС фирмы «Н. К. Гейслер» (в ее состав включили английский счетно-решающий прибор «Поллэн», приборы ЦН и два командно-дальномерных поста «КПД2-6» с двумя 6-метровыми стереодальномерами типа «ДМ-6», визиром ЦН типа «ЕП» и стабилизации типа «СТ-5»). Теперь становилось возможным управлять огнем всех четырех 305-мм башен по одной цели от носового (фор-марс) или кормового (грот-марс) КПД или по двум целям от каждого КПД группами из двух башен. Управление огнем облегчалось, сокращалось время пристрелки и возрастала точность огня на поражение (можно было использовать более совершенный способ управления огнем «по измеренным пеленгам и дистанциям» вместо ранее применявшегося способа «по наблюдению знаков падения»), В советском ВМФ линкоровская башня получила индекс МК-3-12 (морская корабельная, трехорудийная 12-дюймовая).

Вторым на капитальный ремонт и модернизацию, проводившиеся в 1931 - 1934 годах, встал линкор «Октябрьская Революция». По сравнению с «Маратом» на этот раз объем работ был несколько расширен. По артиллерии главного калибра провели следующие мероприятия: перешли от скрепленных 305-мм орудий к лейнированным (теперь можно было после расстрела стволов, не снимая всего орудия для перестволивания его в заводских условиях, делать это прямо на корабле, заменяя тонкую стальную внутреннюю трубу-лейнер), усилили бронирование крыш башен с 76 мм до 152 мм (на «Марате» это удалось сделать только в ходе ремонта 1939 года) и вместо прибора «Поллэн» установили более совершенный «АКУР» (автомат курсовых углов и расстояний), изготовленный английской фирмой «Виккерс». Кроме того поставили башенные дальномеры типа ДМ-8 немецкой фирмы «Цейс».

Последним в 1933-1938 годах проходил капитальный ремонт и модернизацию переведенный в 1929 году на Черное море линейный корабль «Парижская Коммуна». Опыт, приобретенный к тому времени конструкторским коллективом Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ) во главе с Д. Е. Бриллем при проектировании новой береговой башенной 180-мм двухорудийной установки «МБ-2-180» позволил разработать и осуществить проект модернизации 305-мм башенных установок, который дал возможность значительно повысить их боеспособность. Сущность его заключалась в переходе к фиксированному углу заряжания (по вертикальному наведению) равному +6°, при одновременном увеличении мощности приводов вертикального наведения, подачи и заряжания. Это позволило повысить скорострельность в среднем на 25%. Кроме того были увеличены предельный угол возвышения с 25° до 40°, благодаря чему удалось довести дальность стрельбы штатными снарядами до 161 кабельтова вместо прежних 133. Платой за все эти достижения стало увеличение массы вращающейся части артустановки на 4 тонны, а также пришлось демонтировать систему независимой резервной подачи боеприпасов. В остальном работы по модернизации артиллерийского комплекса главного калибра не отличались от ранее выполненных работ на «Октябрьской Революции».

Четвертый балтийский дредноут «Михаил Фрунзе» (б. «Полтава»), серьезно пострадавший от пожара в 1925 году, предполагалось переоборудовать в линейный крейсер. Соответствующий эскизный проект конструкторское бюро Научно-Технического комитета (НТК) Морских Сил РККА представило в 1932 году. Предусматривалось за счет повышения мощности главных механизмов до 200000 л. с. (с 48000) довести скорость

26000-тонного корабля до 30 узлов (вместо прежних 23). Главным оружием должны были стать девять 305-мм орудий в трех башнях, размещенных в диаметральной плоскости линейно-возвышенно, причем две башни на корабле сохранились (две других устанавливались на одной из береговых батарей Тихоокеанского флота на острове Русский), а еще одну собирались взять из трех уцелевших при катастрофе «Императрицы Марии» и поднятых со дна Черного моря. Все эти башни планировалось значительно усовершенствовать: увеличить предельный угол возвышения до 45°-50° и повысить скорострельность до трех залпов в минуту (за счет увеличения скоростей вертикального наведения и применения нового пневматического или пиротехнического досылателя броскового типа). В основном по экономическим причинам эти планы остались на бумаге. Мо-дернизационные работы на башнях «Михаила Фрунзе» в том же объеме; что и на «Парижской Коммуне» начались уже в 1945 году и к 1950 году они были установлены в бетонных блоках береговой батареи № 30 под Севастополем, где пребывают и в настоящее время.

Несмотря на все проведенные работы артиллерия главного калибра советских линкоров тем не менее не могла успешно бороться с существовавшими типами тяжелых броненосных кораблей военно-морских флотов вероятных противников. Поэтому в начале 30-х годов начались работы по созданию более совершенных 305-мм снарядов, а также развернуты опытно-конструктивные разработки по созданию новых трехорудийных башенных установок 305- и 406-мм калибра для проектировавшихся больших артиллерийских кораблей.

Специальным Снарядным бюро Наркомата Оборонной промышленности (ССБ НКОП) отрабатывалось в 30-е годы три типа перспективных 305-мм снарядов. Прежде всего это были бронебойные и фугасные снаряды улучшенной аэродинамической формы (так называемые «снаряды образца 1915/28 г.») той же массы (470,9 кг). Они отрабатывались в боекомплект как новых, так и существовавших 305-мм орудий. Снаряды данного типа позволяли на 15-17% повысить дальности стрельбы и существенно увеличить бронебойное действие, особенно на дистанциях свыше 75 кабельтовых, но добиться его радикального роста представлялось возможным лишь в новых орудиях форсированной баллистики. Вторым и, как казалось, наиболее перспективным типом снарядов являлся так называемый «полубронебойный снаряд образца 1915 г. чертежа № 182», созданный в 1932 году и проходивший испытания до 1937 года. Его особенностью являлась необычно большая масса - 581,4 кг, в связи с чем начальная скорость предусматривалась уменьшенной до 690-700 м/с, тем не менее по сравнению со штатными снарядами дальность стрельбы возрастала на 3%. Но самым главным выигрышем являлось решительно возраставшее бронебойное действие на наиболее вероятных боевых дистанциях 75-130 кабельтовых и особенно по горизонтальным броневым преградам. Испытания на Научно-Испытательном Морском Артиллерийском полигоне (НИМАПе) под Ленинградом подтвердили большие потенциальные возможности нового снаряда; например, поражение 330-мм вертикальной брони становилось возможным до дистанции 90 кабельтовых. Однако возникли проблемы с продольной прочностью снарядов, раскалывавшихся при проникновении через броню, их кучностью, а также с прочностью и мощностями механизмов подачи и заряжания в башенных артустановках. В итоге от этого типа боеприпасов отказались.

Отработка третьего типа 305-мм снарядов, так называемых «фугасных дальнобойных образца 1928 года» успешно завершилась в 1939 году принятием их на снабжение всех образцов 305-мм орудий. За счет резкого сокращения массы (на треть) и улучшенной аэродинамической формы снаряда при повышенной до 920 м/с начальной скорости удалось на 30-40% увеличить дальность стрельбы. Характерным для него было высокое содержание взрывчатого вещества, почти не уступавшее таковому в штатном фугасном снаряде и несколько повышенное рассеивание - ведь главным назначением нового дальнобойного снаряда считалось поражение важных береговых целей.

С началом в 1936 году проектирования нового линкора малого типа «Б» для Балтийского и Черного морей развернулись опытно-конструкторские работы по созданию новой 305-мм трехорудийной башенной установки под индексом «МК-2» в конструкторских бюро завода «Большевик» (орудие) и ЛМЗ (собственно артус-тановка). С отказом от проекта линкора «Б» в 1938 году новым носителем 305-мм артиллерии определили спешно проектирующийся тяжелый крейсер проекта № 69. Переработанный для него технический проект трехорудийной башни получил обозначение «МК-15», его главным конструктором являлся А. А. Флоренский. Сжатые сроки, в которые требовалось выполнить эту сложную и ответственную работу, а также в целом положительный опыт эксплуатации

«МК-3-12», определили значительную степень преемственности технических решений принятых при создании проекта новой установки. Весьма мощное орудие длиной 54 калибра проектировалось для нее под руководством Е. Г. Рудяка. В целом артиллерийское вооружение тяжелого крейсера проекта № 69, включавшее три башенных установки «МК-15», позволяло уничтожать крейсера любого существенного типа и успешно бороться с немецкими линкорами типа «Шарн-хорст». Загруженная выполнением первоочередных заказов по изготовлению артиллерийского вооружения для строящихся линкоров проекта № 23 (типа «Советский Союз»), промышленность не справлялась со своевременной поставкой даже опытного образца «МК-15». В связи с этим в 1940 году последовало решение вооружить оба строившихся тяжелых крейсера по проекту № 69 («Кронштадт» и «Севастополь») 380-мм орудиями SKC/34 немецкого образца. Великая

Отечественная война не позволила достроить эти корабли, а после ее завершения их достройка была признана нецелесообразной, так как уже полным ходом шли работы по проектированию более совершенных тяжелых крейсеров проекта № 82. Для этих кораблей ЦКБ-34 Министерства Вооружений разрабатывало 305-мм трехорудийную башенную артиллерийскую установку «СМ-31» с еще более мощным орудием длиной 61 калибр. Комплекс артиллерийского вооружения главного калибра советского тяжелого крейсера должен был включать в свой состав три башенные артустановки «СМ-31» и систему ПУС «Море-82» с одним КДШ-8-10, одним КВП (командно-визирным постом) и двумя артиллерийскими радиолокационными станциями (АРЛС) «Залп». Каждая башня помимо того снабжалась 8-м встроенным стереоскопическим дальномером, радиолокационным дальномером «Грот» и башенным автоматом стрельбы (БАС) и могла самостоятельно вести огонь на самоуправлении. Этот комплекс артиллерийского вооружения без сомнения обладал бы уникальными боевыми возможностями, обеспечивая эффективное поражение морских целей практически любого существовавшего тогда типа (исключая может быть только несколько наиболее хорошо защищенных линкоров). И сейчас представляются весьма впечатляющими дальность стрельбы (почти 290 кабельтовых штатным и 450 облегченным дальнобойным снарядом) и бронебойное действие снаряда (305-мм броня пробивалась с дистанций до 150 кабельтовых). Скорострельность выше 3 выстрелов в минуту также ставила эту установку на первую позицию в ряду подобных систем флотов мира. Приходится только сожалеть, что со сменой политической конъюнктуры в стране после смерти И. В. Сталина, достройка тяжелых крейсеров «Сталинград» и «Москва» прекратилась, причем последний из них разобрали, а спущенную на воду цитадель первого использовали в 1956-58 годах для испытания морского ракетного оружия неподалеку от Севастополя.



Читайте также: