Боевые суда устаревшие после второй мировой войны. Новейшее оружие Второй мировой войны, которое провалилось

Опыт войны в Корее

Основным достижением в области развития авиационной техники после второй мировой войны были реактивные двигатели, поступившие на смену поршневым. Впервые они были установлены на самолеты-истребители, скорость которых достигла 1100 км/ч, а практический потолок возрос до 15000 м. В ноябре 1950 г. реактивные самолеты провели первый воздушный бой в небе Кореи.

Опыт корейской войны привлек пристальное внимание зарубежных специалистов, ожидавших существенных изменений в тактике в связи с улучшением летных характеристик самолетов. Однако быстрый технический прогресс повлиял далеко не на все стороны боевой деятельности истребителей. Тактика получила дальнейшее развитие, но сохранила основные черты последних лет второй мировой войны.

Воздушный бой остался групповым и маневренным, хотя рамки его расширились, а темп возрос. Неизменными остались и принципы боя. Прежние требования предъявлялись и к профессиональной подготовке летчика-истребителя: уверенный пилотаж, пространственная ориентировка, устойчивость к перегрузкам, умение действовать в группе и метко стрелять. Но уровень этих требований стал намного выше.

Главным препятствием, не позволившим изменить вид и характер воздушного боя, было старое оружие. На борту реактивных самолетов остались пулеметы и пушки прошлого поколения. Из двух основных элементов боя: маневра и огня - новое содержание получил только первый. Дальность действия авиационных пушек возросла незначительно, поэтому область возможных атак почти не изменила своих размеров. Чтобы достичь основной цели боя - поразить воздушного противника, - требовалось зайти ему в хвост и сблизиться на небольшое расстояние. Необходимость выхода на малые курсовые углы и короткую дистанцию по отношению к подвижной цели обусловливала маневренный характер боя. Слабая мощь бортового огня вынуждала, как и прежде, компенсировать ее количеством участвовавших в атаке самолетов.

Чем же, по мнению зарубежных военных специалистов, ценен опыт войны в Корее? Во-первых, воздушные бои происходили на больших высотах, истребители получили практику боевого применения в стратосфере. Во-вторых, были разработаны новые тактические приемы, соответствовавшие возросшим боевым возможностям техники. В-третьих, усовершенствован боевой порядок - расстановка сил перед боем. В-четвертых, произошла реорганизация управления истребителями в воздухе.



Специалисты отмечали, что наиболее сложным оказалось соединить тактику с возможностями новой техники. Участвовавшие в воздушных боях первые реактивные истребители (северокорейский МиГ-15 и американский F-86 "Сейбр") принадлежали к одному классу, но имели различное вооружение. Первый из них обладал несколько большей максимальной скоростью и заметно лучшей скороподъемностью. Второй имел преимущество в маневре по горизонту, особенно на малой высоте. МиГ-15 был вооружен одной 37-мм и двумя 23-мм пушками, F-86-шестью 12,7-мм пулеметами (впоследствии на "сейбр" также были установлены пушки). Исходя из этих различий логика ведения боя для летчика МиГ-15 коротко выражалась так: "выше и на вертикаль", а для летчика "сейбра" - "ниже и на горизонталь".

Обстановку перед завязкой боя западные специалисты называли типичной и для последующих локальных войн. "Сейбры" к началу налетов своих штурмовиков на прифронтовые объекты выставляли многоярусные заслоны и перекрывали возможные пути подхода "мигов" к району боевых действий. Северокорейские истребители вступали в бой с группами заслона и оттесняли противника со своей территории.

Вот как описывает один из эпизодов того времени полковник ВВС США Г. Р. Тинг, командир крыла истребителей F-86: "Разбившись на небольшие группы, мы совершаем полет на различных высотах, проверяем наши прицелы и пушки, делая несколько пробных выстрелов при подходе к району боевых действий. Кислородные маски плотно облегают наши лица. В предстоящем бою перегрузки могут достигать восьмикратных и при свободно надетой маске возникают болевые ощущения. Напрягаем зрение, чтобы заметить приближение "мигов" к району, примыкающему к южному берегу реки Ялуцзяя, известному под названием "аллея истребителей". Скорость полета близка к максимальной. Мы знаем, что северокорейские летчики становятся активнее по мере уменьшения у нас запаса топлива и, следовательно, сокращения резерва летного времени. Наконец получаем информацию по радио и видим, как в лучах солнца на большой высоте сверкают прекрасные "миги".

Боевой порядок уплотняется, нижний эшелон подбирает высоту. Группы "мигов" теперь наводятся с земли и, совершая полет на большой скорости и высоте, имеют тактическое преимущество.

Наши истребители развертываются фронтом, но "миги" неожиданно проходят через наш расчлененный строй со скоростью сближения около 1900 км/ч. Точная стрельба по радиодальномеру в таких условиях невозможна, но она ведется наугад. "Миги" немедленно взмывают вверх, разворачиваясь на 180°, а мы с максимальной перегрузкой должны быстрее выйти им навстречу. Самолеты снова сходятся, подобно средневековым рыцарям, после "холостой" лобовой атаки. "Сейбр" выигрывает в скорости разворота и получает лучшую позицию, но проигрывает в высоте.

Если в этом положении "миг" будет продолжать маневр, не снижая скорости, то он уйдет из поля зрения, схватка прекратится и возобновление ее возможно лишь после повторного наведения. Однако если "миг" также увеличит перегрузку и пожертвует скоростью ради быстрого поворота, то задача "сейбра" - "переманеврировать" его на сходящихся "ножницах".

Бой превращается в единоборства, строй групп распадается, однако напарник должен быть всегда на месте и прикрывать тебя. Дальнейшая цель-выбрать момент для уменьшения скорости и пропустить "миг" вперед. В критический момент ты еще раз резко изменяешь направление полета и выпускаешь воздушные тормоза. Если "миг" остается в развороте и не успевает среагировать на ложный прием, открывается возможность для стрельбы. Здесь на учете каждое мгновение, ибо безрезультатная атака после потери скорости чрезвычайно опасна".

По мнению Тинга, только опыт пилота и его высокая подготовка делали "сейбр" равноценным противником "мига". Это были трудные воздушные бои, в которых меньшую максимальную скорость и скороподъемность приходилось компенсировать тактическим умением. Потерю такого самолета, как МиГ-15, он объясняет только недостатками в обучении северокорейских летчиков. "Этот самолет страшен,- пишет Тинг,- если управляется хорошим, инициативным летчиком" (Стюарт Дж. Воздушная мощь - решающая сила в Корее. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1959, с. 57 и 58.).

Боевые порядки истребителей приспосабливали к условиям выполнения боевых задач. Основным тактическим подразделением являлась эскадрилья. В предвидении боя она делилась на ударную и прикрывающую группы, а также группу наращивания усилий (резерв). Ударная группа включала не меньше звена и предназначалась для поражения основных сил в боевом порядке противника. Обязанности группы прикрытия заключались в защите ударной группы и ее усилении. Резерв (одна-две пары) должен был поддерживать основные группы, а также отражать атаки вновь появляющихся в районе боя истребителей противника. Когда того истребовала обстановка или не ожидалось интенсивного противодействия со стороны противника, резерв не выделялся или находился в готовности к вылету на аэродроме. Интервалы и дистанции в боевом порядке увеличились.

Стремление "мигов" постоянно иметь преимущество в высоте обусловило относительно небольшую глубину боевого порядка эскадрильи МиГ-15. Обычно прикрывающая и ударные группы располагались одна над другой. Северокорейские истребители часто практиковали полеты шестеркой; третья пара называлась группой свободного маневра.

При поиске противника шестерка выстраивалась тупым клином, а перед боем пара свободного маневра переходила в пеленг или резко набирала высоту. Она была готова к наращиванию усилий или отражению внезапных атак.

Звено истребителей МиГ-15 действовало в составе эскадрильи или самостоятельно. Одна пара звена была ударной, а другая - прикрывающей. Типичным для звена было размыкание по фронту и превышение прикрывающей пары над ударной. Перед атакой ведомая пара занимала острый пеленг-боевой порядок вытягивался в глубину для лучшей защиты, облегчения маневра и концентрации огня на выбранном направлении.

Пара истребителей считалась неделимой в бою. Она все чаще получала сложные боевые задания и ответственность за их выполнение нес старший летчик (ведущий пары). Предоставление большей самостоятельности заставляло его повышать тактическую грамотность, развивать творчество и инициативу (См.: Военно-исторический журнал, 1977, № 5, с. 32 и 33.).

Организация управления. Расчленение боевого порядка приводило к усложнению управления истребителями в воздухе. Однако сохранению непрерывного управления способствовало появление новых самолетных и наземных радиотехнических средств. На борту реактивных самолетов, участвовавших в воздушных боях, находились уже УКВ приемопередающие радиостанции, а контроль за воздушной обстановкой с земли осуществлялся с помощью радиолокаторов, тактико-технические характеристики которых значительно улучшились. Так, дальность обнаружения воздушных целей и разрешающая способность радиолокаторов были увеличены примерно в два-три раза. Наземный командный пункт стал "видеть" выше и дальше, различать по отдельности мелкие группы истребителей, находившиеся друг от друга на небольшом расстоянии.

Данные о противнике поступали от постов системы оповещения, боевой расчет анализировал обстановку по вертикальному планшету, на котором велась проводка обнаруженных целей, и поднимал нужное количество истребителей в воздух. Наведение на противника осуществлялось курсовым способом до момента обнаружения цели ведущим группы.

Достижения в электронике изменили тактику военно-воздушных сил. Они в значительно большей степени повлияли на оперативную деятельность командиров, чем на успехи в самолетовождении или воздушной стрельбе. Оперативные комнаты командных пунктов и штабов с настольными картами и средствами отображения обстановки и сами операторы внезапно стали играть важную роль в войне в воздухе. Летчики уже не были предоставлены сами себе, а реально ощущали контроль за своими действиями с земли (См.: Ревю милитер женераль, февраль, 1968, с, 185.).

Зарубежные специалисты предполагали, что сдвиги в способах управления истребителями повлекут за собой не менее крупные изменения в способах ведения воздушного боя. Однако этого не произошло. Командные пункты ограничивались оповещением и наведением, а непосредственно в сферу боя не вмешивались. После схождения групп обстановка на экранах локаторов становилась настолько сложной, что даже опытный оператор не мог в ней разобраться.

После двух лет войны американской авиацией были применены средства радиопротиводействия в целях подавления работы системы оповещения и управления истребителями КНА. Для этого несколько бомбардировщиков В-26 были переоборудованы в постановщиков активных и пассивных помех. Помехи ставились наземным радиолокационным станциям обнаружения воздушных целей (в системе оповещения истребителей) и станциям орудийной наводки зенитной артиллерии.

Самолеты - постановщики помех обычно следовали впереди ударных групп. После того как бортовая аппаратура радиотехнической разведки фиксировала облучение самолета наземными РЛС, оператор сбрасывал металлизированные ленты-отражатели и включал передатчики активных помех. Наведение истребителей и управление ими в полете в такой обстановке значительно усложнились.

В конце войны в ВВС США в Корее начали активно проводиться мероприятия, направленные на усложнение воздушной обстановки в районе боевых действий: дезинформация по радио, имитация ложного направления удара, демонстративные маневры перед началом налета. Все это должно было затруднять анализ действий противника и принятие решения. Значительно повысились требования к подготовке расчетов командных пунктов. Им надо было в дополнение к прежним обязанностям уметь правильно разобраться в потоке ложной и действительной информации, разгадать замысел противника и обеспечить своим истребителям начало боя на выгодных условиях. В тактику истребителей начали внедрять способы ведения радиоэлектронной борьбы (Военно-исторический журнал, 1977, № 9, с. 45.).

Тактические приемы.

В книге Дж. Стюарта "Воздушная мощь - решающая сила в Корее" приведено девять из более чем тридцати тактических приемов, применявшихся истребителями КНА.

Рис. 1. "Удар и уход"

Рассмотрим их.

Наиболее распространенным был прием "удар и уход" (рис. 1). В тот период типичными условиями завязки воздушного боя после получения информации с земли являлось сближение на встречных курсах, при этом "миги" обычно занимали исходное положение с превышением относительно противника. После схождения с "сейбрами" запас высоты корейские летчики использовали для нисходящего маневра с разгоном, который пары одного звена выполняли поочередно. Если в ходе атаки первой пары группа противника размыкалась (выполнялся оборонительный маневр), вторая пара не меняла направление пикирования и выбирала наиболее уязвимую цель. После атаки за счет набранной на снижении скорости "миги" немедленно уходили вверх. В затяжной бой они не ввязывались, но при возможности повторяли маневр.

Многое, если не все, зависело в этом приеме от своевременности начала маневра и точности его выполнения, но и при срыве атаки противнику было трудно перейти в наступление. У "сейбра" для быстрого набора нужной высоты просто не хватало мощности двигателей, первая же точная атака с переворота, которую завершала очередь из пушек, могла сразу же решить исход боя. Маневр "горка к солнцу" (рис. 2) являлся усовершенствованным вариантом маневра "удар и уход". Атака начиналась cо стороны солнца, а уход - в сторону солнца. Оба приема были рассчитаны на использование хорошей скороподъемности самолета МиГ-15.

Тактический прием "карусель" (рис. 3) выполнялся в ходе прикрытия наземных объектов (например, электростанции на р. Ялуцзян). Два звена "мигов" становились в круг; летчики прикрывали друг друга от возможных атак противника. Таких кругов образовывалось от двух до трех, причем круги эшелонировались по высоте уступом - верхний выдвигался в сторону противника. "Сейбры" обычно вторгались в зону контроля одного из нижних эшелонов. Тогда сверху следовала атака по типу "удар и уход". Выходившие из атаки "миги" образовывали новый круг. В этом приеме должен был строго соблюдаться принцип непрерывности взаимодействия между группами истребителей, действующих по единому замыслу.

Прием "клещи" (рис. 4) применялся при налете крупных сил истребителей КНА в воздушное пространство, примыкавшее к линии фронта. С несколько расходящимися курсами на высоте 10000-12000 м две большие группы "мигов" следовали в южном направлении. Интервал между группами выходил далеко за пределы зрительной связи. Действия групп координировал наземный пункт управления.

При подходе к линии фронта "миги" снижались до высоты 4500-6000 м и разворачивались на север, выполняя встречный маневр. Полет с обратным курсом совершался вдоль главных наземных коммуникаций в поисках истребителей-бомбардировщиков противника и небольших групп "сейбров", возвращавшихся на свои аэродромы. Третья группа "мигов" в расчетное время с намеченного рубежа вклинивалась в пространство внутрь "клещей" для уничтожения "зажатых" в них самолетов противника. В ряде случаев эта группа имела другое тактическое назначение - она прикрывала "мигов", возвращавшихся с задания с ограниченным остатком топлива. Последний вариант предусматривал увеличение высоты полета третьей группы, но общая схема приема не изменялась.

Прием "отвлечение" (рис. 5) был достаточно сложным; его начали выполнять после того, как северокорейские летчики приобрели достаточный боевой опыт. Замыслом предусматривалось выманивать патрулировавших "сейбров" из своих зон и обеспечивать этим пролет "мигов" к югу для атаки американских истребителей-бомбардировщиков, действовавших по наземным целям. Регулировал действия "мигов" пункт управления, который, наблюдая за воздушной обстановкой, давал команду на вход ударной группы истребителей в освободившееся пространство. Главной задачей группы отвлечения считалось создание благоприятных условий для действий ударной группы, что не исключало связывания "сейбров" боем в интересах выполнения главной задачи.

"Ловушка" (рис. 6) - активный прием с выделением группы приманки. Северокорейские летчики знали, что "сейбры" охотно атакуют превосходившими силами оторвавшихся от строя одиночек или пары "мигов". Учитывая это, эскадрилья "мигов" по звеньям выстраивалась лестницей, опускавшейся в сторону противника. Нижний эшелон составляли отдельные пары, которые приковывали к себе внимание патрулировавших "сейбров" из групп заслона. Обнаружив сближение последних или получив об этом информацию с пункта управления (других групп), "миги" из группы приманки бой йе принимали, а выполняли маневр с набором высоты в направлении верхних ступенек лестницы. Преследовавшие приманку "сейбры" попадали под атаку и были вынуждены вести оборонительный бой в невыгодных для себя условиях.

"Удар снизу" применялся как по "сейбрам", так и по истребителям-бомбардировщикам, совершавшим полет на небольшой высоте. Пары "мигов", составленные из наиболее Подготовленных летчиков, выходили в район боевых действий на предельно малой высоте и уничтожали обнаруженные самолеты противника. В продолжительный бой не ввязывались, а, используя складки местности, выходили из атаки. Этот прием выполнялся в ходе свободной охоты, принципы и порядок ведения которой были известны из опыта второй мировой войны.


Рис. 8. "Удар снизу"

Имелся и другой вариант удара снизу (рис. 8), он заключался в следующем. Когда "сейбры" обнаруживали пару "мигов", совершавшую полет на высоте 4000-6000 м, и сближались с ней, ударная группа, самолеты которой имели камуфлированную окраску под местность, выполняла атаку. Удар снизу был наглядным примером принципа тактической внезапности.

Прием "лестница" (рис. 9) напоминал "ловушку", но здесь ближе к противнику были "миги" верхнего эшелона ("лестница" опускалась в свою сторону). Ступеньки были более крутыми и состояли из пар самолетов, каждая из которой летела ниже и сзади ведущей на 300-600 м. Приманкой служила верхняя пара, находившаяся на высоте 2400-4500 м. Когда "сейбры" сближались с ней, ведомые пары быстро набирали высоту и выполняли атаку сзади.

Большинство приведенных приемов из опыта войны в Корее с необходимыми поправками и уточнениями вошли в тактику истребителей следующих поколений.

Выполнению заданий в период войны в Корее предшествовали, как правило, тщательная оценка возможностей своих и противника, розыгрыш вероятных ситуаций и анализ последствий каждого тактического хода. Такие приемы, как "клещи", "ловушка" или "пасть", требовали более тщательной подготовки, даже предварительных расчетов на земле. Летчики поднимались в воздух уже с готовым вариантом действий.

Рис. 9. "Лестница"

Опыт корейских событий, по мнению зарубежных военных специалистов, показывает, что все основные элементы тактики истребителей - способы выполнения боевых задач, приемы воздушного боя, организация управления и взаимодействия, а также методика подготовки к полетам пополнили свое содержание. Дальнейшее развитие тактики было уже невозможно без учета опыта этой войны.

Вторая мировая - после войны

Когда в конце 1930-х годов началась Вторая мировая война, население Земли составляло приблизительно 2 миллиарда человек. Менее чем за десять лет войны между союзными войсками и странами фашистского блока в общей сложности погибли 80 миллионов человек или 4 % всего населения планеты. Со временем союзные войска превратились в захватчиков, которые оккупировали Германию, Японию и большую часть подконтрольных им территорий. В Европе и Азии слушались дела о военных преступлениях, а затем последовали многочисленные казни и тюремные заключения. Миллионы немцев и японцев были принудительно выселены из регионов, которые они считали своим домом.

Оккупация союзными войсками и некоторые решения ООН привели к определенным последствиям в будущем, в том числе к разделению Германии на Восточную и Западную, а также к образованию Северной и Южной Кореи и началу Корейской войны в 1950 году. Благодаря плану ООН по разделу Палестины в 1948 году Израиль провозгласил себя независимым государством, но разгорелся Арабо-израильский конфликт. Всё нарастающее напряжение между Западом и странами советского блока вылилось в «холодную войну». В связи с развитием и распространением ядерного оружия нависла реальная угроза Третьей мировой войны в случае, если стороны не смогут найти общий язык.

Вторая мировая война была наиболее значимым событием 20 столетия, и её последствия продолжают оказывать влияние на современный мир даже по прошествии 65 лет.

1. Генерал вермахта Антон Достлер привязывается к столбу перед казнью через расстрел в Аверсе, Италия, 1 декабря 1945 года. Генерал, командовавший 75-м армейским корпусом, был приговорен к смерти военной комиссией США в Риме за расстрел 15-ти безоружных американских военнопленных в Специи, Италия, 26 марта 1944 года. (AP Photo) #.

2. Советские солдаты стоят с опущенными нацистскими знаменами во время парада в честь Дня победы на Красной площади в Москве, 24 июня 1945 года. (Yevgeny Khaldei/Waralbum.ru) # .

3. Изнуренные союзные военнопленные собирают вещи после освобождения из японского плена недалеко от Йокогамы, Япония, 11 сентября 1945 года. (AP Photo) # .

4. Возвращение советских солдат-победителей на железнодорожном вокзале в Москве, 1945 год. (Arkady Shaikhet/Waralbum.ru) # .

5. Вид с воздуха на Хиросиму, Япония, через год после взрыва атомной бомбы, 20 июля 1946 года. Город медленно восстанавливался из-за нехватки материалов и оборудования. (AP Photo/Charles P. Gorry) # .

6. Японец сидит возле обуглившихся руин на месте, где когда-то стоял его дом, в городе Йокогама, Япония. (NARA) #.

7. Фотограф Красной армии Евгений Халдей (в центре) в Берлине с советскими войсками возле Бранденбургских ворот, май 1945 года. (Waralbum.ru) # .

8. Истребитель-бомбардировщик Рипаблик P-47 «Тандерболт» 12-й воздушной армии США пролетает на небольшой высоте над пристанищем Гитлера в Берхтесгадене, Австрия, 26 мая 1945 года. На земле вокруг поврежденного строения видны большие и малые воронки от снарядов. (AP Photo) # .

9. Герман Геринг, бывший главнокомандующий Люфтваффе и председатель Рейхстага. Снимок был сделан ведомством Central Registry of War Criminals and Security Suspects в Париже, Франция, 5 ноября 1945 года. 9 мая 1945 года Геринг сдался американским солдатам в Баварии и был отправлен в Нюрнберг, где предстал пред судом по делу о военных преступлениях. (AP Photo) # .

10. Внутреннее убранство зала суда, где в 1946 году проходили слушания Нюрнбергского процесса по делу о тяжких военных преступлениях над 24 руководителями правительства и гражданскими лидерами нацистской Германии. Герман Геринг, бывший главнокомандующий Люфтваффе, сидит на скамье для дачи свидетельских показаний (в центре справа) в сером пиджаке, наушниках и темных очках. Рядом с ним сидят Рудольф Гесс, бывший заместитель фюрера по партии, Иоахим фон Риббентроп, бывший министр иностранных дел нацистской Германии, Вильгельм Кейтель, бывший начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии и обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер. Геринг, Риббентроп, Кейтель и Кальтенбруннер были приговорены к смертной казни через расстрел. Геринг покончил жизнь самоубийством ночью накануне казни. Гесс был приговорен к пожизненному заключение, которое отбывал в тюрьме Шпандау в Берлине до своей смерти в 1987 году. (AP Photo/STF) # .

11. Многие из захваченных немецких новых и экспериментальных самолетов были выставлены в Лондоне накануне Дня благодарения, 14 сентября 1945 года. Среди экспонировавшихся воздушных судов были и реактивные самолеты. На фото: вид сбоку на истребитель Хейнкель He-162 «Volksjager», который был оснащен турбореактивным двигателем, установленным над фюзеляжем, в Гайд-Парке в Лондоне. (AP Photo) # .

12. Немецкие военнопленные разравнивают грунт на первом американском кладбище в коммуне Сен-Лоран-сюр-Мер, Франция, недалеко от пляжа «Омаха», спустя год после высадки десанта в Нормандии, 28 мая 1945 года. (AP Photo/Peter J. Carroll) # .

13. Судетские немцы идут на вокзал в городе Либерец, бывшая Чехословакия, чтобы отбыть в Германию, июль 1946 года. По окончании войны миллионы граждан Германии и этнических немцев были изгнаны из аннексированных Германией территорий, а также немецких земель, которые отошли Польше и Советскому Союзу. Число депортированных немцев варьируется от 12 до 14 миллионов. По некоторым оценкам, во время переселения умерли от 500 тысяч до 2 миллионов немцев. (AP Photo/CTK) # .

14. На теле Jinpe Teravama, выжившего после первой в истории атомной бомбардировки, остались шрамы после заживления ожогов, Хиросима, июнь 1947 года. (AP Photo) # .

15. Разбитые автобусы восполняли острую нехватку жилья в столице Японии, 2 октября 1946 года. Бездомные японцы отбуксировали автобусы на пустырь и обустроили в них жилища для своих семей. (AP Photo/Charles Gorry) # .

16. Американский солдат обнимает японскую девушку, любуясь Хибия-парком недалеко от Императорского дворца Токио, 21 января 1946 года. (AP Photo/Charles Gorry) # .

17. Вид с воздуха на разрушенный бомбардировками район Лондона возле Собора Святого Павла, апрель 1945 года. (AP Photo) # .

18. Генерал Шарль де Голль (в центре) пожимает руки детям в Лорьяне, Франция, через два месяца после капитуляции Германии, июль 1945 года. Во времена Второй мировой войны в Лорьяне располагалась немецкая база подводных лодок. Между 14 и 17 февраля 1943 года на Лорьян были сброшены 500 осколочно-фугасных и более 60 тысяч зажигательных бомб. Город был разрушен на 90 %. (AFP/Getty Images) # .

19. Транспортный корабль «General W.P. Richardson» с участниками боевых действий на борту стоит в доке в Нью-Йорке, 7 июня 1945 года. Многие из этих солдат участвовали в Африканской кампании, битвах в Салерно, Анцио, Кассино и зимних сражениях в горах Италии. (AP Photo/Tony Camerano) # .

20. На аэрофотоснимке из архива виден участок Левитауна, штат Нью-Йорк, вскоре после завершения строительства послевоенного поселка на фермерских угодьях в 1948 году. Левитаун был одним из первых поселков, построенных для солдат, вернувшихся со Второй мировой войны. Он стал символом послевоенных пригородных поселков в США. (AP Photo/Levittown Public Library, File) # .

21. Этот телевизор, стоимость которого составляла 100 долларов США, был первым приемником, продававшимся в розницу по доступной цене. Телевидение было изобретено ещё до начала Второй мировой войны, но военные действия помешали массовому производству телевизоров. (AP Photo/Ed Ford) # .

22. Американский солдат осматривает золотую статуэтку из личного тайника Германа Геринга, найденного 7-й армией США в пещере недалеко от Шёнау-ам-Кёнигсзее, Германия, 25 мая 1945 года. В тайной пещере также нашли краденные бесценные полотна со всей Европы. (AP Photo/Jim Pringle) # .

23. Некоторые церкви в Европе были разрушены до основания, другие же остались стоять среди руин. На фото: Менхенгладбахский собор возвышается над руинами, но его здание требует реставрации, Германия, 29 ноября 1945 года. (AP Photo) # .

24. 21 мая полковник Берд, комендант лагеря Бельзен, приказал сжечь последний барак в концлагере Бельзен. Раздались выстрелы в небо в память о погибших. В тот момент, когда был подожжен последний барак, над лагерем подняли британский флаг. Флаг Германии и портрет Гитлера были сожжены вместе с бараком в июне 1945 года. (AP Photo/British Official Photo) # .

25. Немецкие матери ведут своих детей в первую школу, открытую после войны американским военным правительством, по улицам Аахена, Германия, 6 июня 1945 года. (AP Photo/Peter J. Carroll) # .

26. Заседание Международного военного трибунала в Токио, апрель 1947 года. 3 мая 1946 года союзники начали судебный процесс над 28 японскими гражданскими лидерами и военачальниками по делу о совершении военных преступлений. Семеро из них были казнены через повешение, а остальные были приговорены к тюремному заключению. (AP Photo) # .

27. Советские солдаты идут маршем по территории северной Кореи, октябрь 1945 года. Япония 35 лет занимала Корейский полуостров вплоть до окончания Второй мировой войны. После войны союзные лидеры решили временно оккупировать страну до проведения выборов и создания правительства. Советский Союз оккупировал северную часть полуострова, а США - южную. Запланированные выборы не состоялись, так как СССР сделал Северную Корею коммунистической страной, а США основали на юге полуострова прозападное государство. Оба государства претендовали на всю территорию полуострова, что привело к Корейской войне, которая началась в 1950 году. В 1953 году Северная и Южная Корея подписали перемирие, но формально эти по сей день находятся в состоянии войны. (Waralbum.ru) # .

28. Коммунистический лидер Ким Ир Сен беседует с фермером из города Qingshanli в уезде Kangso провинции Пхёнан-Намдо, Северная Корея, октябрь 1945 года. (Korean Central News Agency/Korea News Service via AP Images) # .

29. Солдаты китайской коммунистической 8-й армии стоят на плацу в Яньане, городском округе на севере Китая, который находился под контролем Коммунистической партии Китая. Эти солдаты служили в батальоне «Night Tiger». Коммунистическая партия Китая вела войну за контроль над государством с правящей Китайской националистической партией с 1927 года. Вторжение Японии во время Второй мировой войны заставило обе стороны на время забыть о своих распрях, чтобы вместе побороть общего внешнего врага, хотя время от времени между ними по-прежнему происходили столкновения. По окончании Второй мировой войны и выхода советских войск из Маньчжурии в июне 1946 года в Китае вспыхнула гражданская война. В итоге КНП потерпела поражение, и в 1949 году и лидер Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун основал Китайскую Народную Республику. (AP Photo) # .

30. ЭНИАК (Электронный числовой интегратор и вычислитель), первый широкомасштабный электронный компьютер, который представлял собой агрегат весом 30 тонн и располагался в здании Университета Пенсильвании. ЭНИАК, который тайно разрабатывался в Лаборатории баллистических исследований с 1943 года, был предназначен для расчётов таблиц стрельбы. Компьютер был представлен публике 14 февраля 1946 года. Его изобретатели пропагандировали применение новых технологий и в 1946 году прочитали в Университете Пенсильвании серию лекций о создании электронных цифровых компьютеров. (AP Photo) # .

31. Испытательный ядерный взрыв под кодовым названием «Бэйкер», который являлся частью операции «Перекрёстки», на атолле Бикини, Маршалловы острова, 25 июля 1946 года. Атомная бомба мощностью 40 килотонн была детонирована под водой на глубине 27 м и на расстоянии 5,6 км от атолла. Целью исследования было изучение воздействия ядерных взрывов на морские суда. (NARA) # .

32. «Летающее крыло» XB-35 авиастроительной компании «Northrop» в воздухе, 1946 год. Экспериментальный тяжелый бомбардировщик XB-35 был разработан для армии США во время Второй мировой войны. Однако, после войны армия отказалась от этого проекта из-за технических трудностей. (AP Photo) # .

33. Солдаты выбрасывают в море японские боеприпасы, 21 сентября 1945 года. Во время американской оккупации были уничтожены практически все продукты японской военной промышленности. (U.S. Army) # .

34. Немецкие работники в защитной одежде утилизируют токсичные бомбы на базе армии США в Санкт-Георгене, Германия, 28 июня 1946 года. Уничтожение 65 тысяч тонн немецких токсичных веществ, в том числе горчичного газа, осуществлялось двумя способами: сжигание или захоронение снарядов и бомб в Северном море. (AP Photo) # .

35. Американские военные власти готовятся казнить через повешение 74-летнего доктора Клауса Карла Шиллинга в Ландсберге, Германия, 28 мая 1946 года. Он был приговорен к смертной казни по обвинению в проведении медицинских экспериментов над 1200 заключенными лагеря Дахау. Тридцать человек сразу же скончались после инъекции от малярии и от 300 до 400 подопытных умерли впоследствии от осложнений болезни. Он начал проводить свои эксперименты в 1942 году. (AP Photo/Robert Clover) # .

36. Новое кладбище в Бельзене, Германия, где после освобождения концентрационного лагеря Берген-Бельзен были похоронены 13 тысяч человек, 28 марта 1946 года. (AP Photo) #.

37. Евреи, спасшиеся из нацистского концлагеря Бухенвальд, стоят на палубе иммигрантского судна «Mataroa» в порту Хайфа во времена британского мандата в Палестине, который впоследствии был преобразован в израильское государство, 15 июля 1945 года. Во времена Второй мировой войны миллионы евреев бежали из Германии и оккупированных нацистами территорий. Многие из них пытались попасть в британский мандат в Палестине, несмотря на жесткие ограничения на въезд иммигрантов, введенные Великобританией в 1939 году. Многие потенциальные иммигранты были схвачены и отправлены в лагеря для интернированных. В 1947 году Великобритания объявила о своем решении прекратить британский мандат, и ООН приняла план по разделу Палестины, основав Израильское и Палестинское государства. 14 мая 1948 года Израиль провозгласил себя независимой страной, и его тут же атаковали соседние арабские государства. Так начался Арабо-израильский конфликт, который длится по сей день. (Zoltan Kluger/GPO via Getty Images) # .

38. Польские дети-сироты войны, которые находятся на попечении Польского Красного Креста, толпятся в католическом приюте в Люблине, 11 сентября 1946 года. Большая часть одежды, а также витамины и медикаменты были предоставлены приюту Американским Красным Крестом. (AP Photo) # .

39. Императрица Японии посещает католический приют для детей, которые потеряли родителей во время боевых действий и воздушных налетов на Токио. Императрица осмотрела территорию детского дома и посетила часовню. Дети машут японскими флагами, чтобы поприветствовать императрицу во время её визита в Фудзисаву, Токио, 13 апреля 1946 года. (AP Photo) # .

40. Новые постройки (справа) в разрушенном районе Хиросимы, Япония, 11 марта 1946 года. Эти одноэтажные дома были построены вдоль шоссе в рамках программы японского правительства по отстройке пострадавших районов страны. На заднем плане слева виднеются поврежденные здания, выстоявшие во время взрыва первой атомной бомбы. (AP Photo/Charles P. Gorry) # .

41. Производство часов на экспорт в союзные страны. В апреле 1946 года 34 японские фабрики произвели 123 тысячи часов. Эта фотография была сделана 25 июня 1946 года. (AP Photo/Charles Gorry) # .

42. Тысячи людей приветствуют американского генерала Джорджа С. Паттона во время парада в центре Лос-Анджелеса, Калифорния, 9 июня 1945 года. Вскоре после этого, Паттон вернулся в Германию и погиб в автокатастрофе в декабре 1945 года. (AP Photo) # .

43. Жительницы Германии убирают завалы на улице Tauentzienstrasse в Берлине возле Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. По причине отсутствие трудоспособных мужчин ответственность за уборку руин легла на плечи женщин. Знаки слева указывают на границу между британским и американским сектором оккупации Берлина. (AP Photo) # .

44. Массовый митинг на площади Республики в Берлине перед разрушенным зданием Рейхстага, 9 сентября 1948 года. Около четверти миллиона антикоммунистов, собрались на площади, чтобы выразить свое недовольство коммунистическим строем. (AP-Photo) # .

45. Хироо Онода, бывший сотрудник японской разведки, выходит из джунглей на острове Лубанг, Филиппины, где его, наконец, освободили от военной службы в марте 1974 года, через 29 лет после официального окончания Второй мировой войны. Он сдал свой меч (на поясе), ружьё, патроны и несколько ручных гранат. Онода был отправлен на остров Лубанг в декабре 1944 года, чтобы вместе с другими солдатами препятствовать любой атаке противника. Спустя несколько месяцев союзные войска оккупировали остров и убили или захватили в плен всех, кроме Оноды и ещё троих японских солдат. (AP Photo)

В 1913 году США имели отрицательный внешнеторговый баланс, а инвестиции североамериканского государства в экономику других стран, в основном стран Латинской Америки, были меньше чем внешний государственный долг. В конце 1913 года за рубежом были размещены североамериканские капиталы на сумму 2,065 млрд. долларов, а сами Штаты были должны 5 млрд. долларов. Надо сказать, что тогдашние доллары – образца 1873 года, были реальной денежной единицей, каждый доллар был равен 1,50463 гр. чистого золота. Но, с началом Первой мировой войны картина радикально изменилась. США из государства-должника стали кредитором ведущих мировых держав.

Первая мировая война унесла миллионы жизней, прошлась разрушительным смерчем по территориям Франции, Германии, Австро-Венгрии и России, и стала для американского правительства настоящей манной небесной. С 1 августа 1914 года по 1 января 1917 года Соединенные Штаты предоставили воюющим державам займов на 1,9 млрд. долларов. Уже в апреле 1915 года один из владельцев финансовой империи Моргана Томас Ламонт, выступая перед представителями прессы, отметил, что США надо как можно больше помогать европейским союзникам, т. к. это приведет к выкупу американцами их долговых обязательств перед Великобританией и Францией. Ещё большим потоком займы европейским странам пошли, когда США сами вступили в войну. До конца Первой мировой войны общий объём кредитов составил более 10 млрд. долларов. Примерно 7 млрд. долларов пошли на закупку , боеприпасов, амуниции, различных военных материалов. Причём покупалось всё это в самих же США. Деньги остались в Штатах и стимулировали её экономику. Понятно, что огромные прибыли были получены финансовыми магнатами и промышленниками. Одним из итогов Первой мировой войны стало превращение Соединенных Штатов из крупнейшего мирового должника в крупнейшего кредитора. Франция и Великобритания, наоборот, из крупнейших в мире кредиторов превратились в должников.

В случае с Францией превращение этой страны в крупного должника способствовало то, что на её территории велись затяжные боевые действия, миллионы рабочих рук были оторваны от народного хозяйства и северо-восточные области, где была сосредоточена значительная часть тяжёлой промышленности, была под немецкой оккупацией. Французские золотые запасы к началу войны оценивались в 845 млн. долларов и они были израсходованы уже в первые месяцы Первой мировой войны.

Интересен тот факт, что в неофициальных беседах со своими британскими партнёрами американские государственные деятели всю войну и первое время после неё заверяли, что после завершения войны США часть долгов спишет, часть переложит на побеждённые страны. График выплат стран-должников предлагалось увязать с графиком получения ими репарационных платежей от побеждённых держав. Ситуация для стран-должников прояснилась только в марте 1920 года, когда американское финансовое ведомство в ответ на послание британского министра финансов сообщило, что Штаты не волнует задержка выплат со стороны Германии, Англия должна платить США вовремя. В письме от 3 ноября 1920 года британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж просил американского президента Вудро Вильсона пересмотреть условия выплат. Однако ответ американского президента был выдержан примерно в том же духе, что и сообщение финансового ведомства. В итоге вопрос о военных долгах был вынесен на Генуэзскую конференцию. На ней было принято решение, что те 4 млрд. 600 млн. долларов, которые Великобритания была должна США, будут выплачены в течение 62 лет. При этом до 1932 года британцы были должны платить 3% годовых, а с 1933 года до конца выплат – 3,5%. В результате сумма процентов стала выше самой суммы долга. Англия должна была заплатить 11 млрд. 105 млн. долларов. Это притом, что большую часть германских репараций получала Франция – 54,4%, а Англия получила 23%.

Берлин ежегодно был обязан выплачивать старанм-победителям по 650 млн. долларов, из них 149 млн. 760 тыс. долларов причиталось Англии. До 1933 года Лондон был должен передавать американцам ежегодно по 138 млн. долларов. Таким образом, практически все репарации Германии, которые полагались Англии, поглощали США. Однако уже в 1923 году Германия не смогла выплатить ни одной марки. Франция в ответ на это оккупировала Рур. Британцы созвали Лондонскую конференцию, на которой в августе 1924 года был утверждён новый репарационный план для Германии. Его разработал международный комитет экспертов во главе с американским банкиром Чарльзом Гейтом Дауэсом.

План был принят под давлением США. Чтобы запустить механизм экономики Германии, по плану Дауэса Берлин не только платил репарации, но одновременно получал международный заём. Первоначально Германии предоставили заём в 200 млн. долларов (110 млн. предоставляли американские банки) для стабилизации марки. До 1929 года Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд. марок, преимущественно из США. Поэтому за первый год реализации плана Дауэса Берлину пришлось самостоятельно выплатить только 200 млн. золотых марок. План Дауэса установил, что в 1924 году немцы выплатят репарации на сумму в 1 млрд. золотых марок (что тогда составляло примерно 238 млн. долларов), в первые несколько лет сумма вырастала до 1,75 млрд. золотых марок и в 1928 году должна была возрасти до 2,5 млрд. марок. Таким образом, ежегодные выплаты Германии существенно снижались, теперь большую часть ежегодной выплаты США англичанам пришлось платить из своего кармана. К тому же и эти суммы Берлин выплачивал нерегулярно, а с начала 1930-х годов прекратил выплаты совсем.

На Гаагской конференции по репарациям 1929-1930 гг. был принят второй план репарационных выплат Германии (план Юнга). США официально не принимали участие в работе конференции, но фактически стали инициатором плана Юнга. План был подготовлен группой финансовых экспертов во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, в первую очередь американских, кредиторов Германии. США оказали давление на участников конференции, чтобы этот план был принят. План Юнга предусматривал некоторое сокращение размера годовых платежей - в среднем до 2 млрд. марок, отменял репарационный налог на промышленность и сокращение обложения транспорта, уничтожение иностранных контрольных органов. Он также предусматривал сокращение общей суммы германских платежей до 113,9 млрд. золотых марок со сроком погашения 37 лет (возможным пересмотром в будущем). Однако этот план действовал только один год. В 1931 году рейхсканцлер Генрих Брюнинг смог ввести мораторий на репарационные выплаты и больше немцы ничего не платили. Ещё один удар по финансам Великобритании нанёс СССР, который отказался признать долги царского и временного правительств – 13,2 млрд. золотых рублей (а с учётом долгов правительств Колчака, Врангеля, Миллера и других «правительств» России – 18,5 млрд. золотых рублей). В результате Первой мировой войны ведущие мировые державы – Англия, Франция, Германия и Италия, стали должниками Соединенных Штатов.

Ещё больше США заработали на Второй мировой войне. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, уже 16 сентября польское правительство и высшее командование сбежало из страны в Румынию. Вместе с ними из Польши был вывезен и золотой запас страны. Вскоре он из Румынии попал во Францию. Во Франции оказалось также золото потерпевшей поражении Бельгии. После того как была разгромлена Франция, польское, бельгийское, часть золота Нидерландов, а главное, золотой запас Французского Национального банка, который составлял на конец мая 1940 года 2 млрд. 477 млн. долларов, были вывезены во Французскую Африку. В ноябре 1942 года в Дакаре высадились американцы, в 1943 году золото было перевезено в США и перекочевало в хранилища Форт-Нокса. Ещё раньше американцы вывезли норвежское золото. Правда, его было не так уж и много, перед немецкой оккупацией, в стране было золота на 84 млн. долларов.

Кроме того, надо отметить, что золото, серебро и различные драгоценности из Европы, как бы сами стекались в Соединенные Штаты. Их владельцы, частные лица, фирмы, переводили свои сбережения в безопасное место – США, т. к. в Европе бушевала война. Так, если в октябре 1939 года в Федеральной резервной системе США хранилось золота на сумму 17 млрд. долларов, то к февралю 1940 года эта сумма увеличилась уже на целый миллиард (тогдашний доллар стоил примерно как 25-26 современных). С началом активных боевых действий в Европе приток золота в США ещё более вырос. Так, только за 10–14 мая 1940 года в США поступило золота на 46 млн. долларов. Когда стало очевидно, что Франция обречена, поток ещё больше вырос - за 3–4 июня в Соединенные Штаты поступило золота на 500 млн. долларов.

Необходимо также участь, что американские фирмы заработали на финансировании Третьего рейха. Во время войны США обогащались, поставляя вооружение и военные материалы союзникам. Когда война закончилась, США давали разоренным войной европейским странам уже взаймы. На займы европейцы покупали американские товары. Экономика США росла, деньги возвращались и снова давались в рост уже младшим партнёрам. Так, 6 декабря 1945 года между США и Англией было подписано кредитное соглашение, которое вступило в силу 15 июля 1946 года. По нему британцы получали 3 млрд. 750 млн. долларов. 6-я статья этого соглашения запрещала Англии до 1951 года брать кредиты у других стран и использовать деньги для погашения других кредитов. 9-я статья запрещала использовать этот заём на покупку неамериканских товаров. США сразу после вступления в силу этого договора подняли цены на свои товары. Англия потеряла до 28% от суммы кредита из-за повышения цен на товары. Часть суммы была потеряна из-за размена долларов на фунты (более 6% суммы).

В 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом была выдвинута «Программа восстановления Европы» (план Маршалла). План вступил в действие в 1948 году и охватил 17 европейских государств. Фактически США поставили их под свой финансово-экономический контроль.

Таким образом, США стали после Второй мировой войны самой богатой страной мира, предварительно ограбив, обворовав и закабалив значительную часть мира. Необходимо также учесть и тот факт, что для этого американские финансово-промышленные группы приняли активнейшее участие в подготовке и разжигании пожаров Первой и Второй мировых войн. Две мировые войны позволили США установить финансовый контроль над планетой.

Колыбелью практически всех военных технологий второй половины XX столетия, включая ракетное и ядерное оружие, стала Вторая мировая война стала. Вот лишь некоторые удивительные оружейные разработки Второй мировой

Специально для сайта «Секреты мира». При использовании материала, активная ссылка на сайт обязательна.

Удивительное оружие Второй мировой войны: противокорабельная бомба Glide Bomb

Противокорабельную бомбу Glide Bomb разработали в США. Она была оснащена активной радиолокационной системой самонаведения. С помощью этого оружия в конце войны американцы уничтожили несколько японских кораблей. В американской армии эти планирующие бомбы получили прозвище «Грейпфрут».

Бомба крепилась к небольшому планеру, который крепился под крыльями тяжелого бомбардировщика Б-17.

Идея была в том, чтобы нанести удар по вражеским целям издалека не подвергая опасности сами бомбардировщики.

После отрыва от B-17 «Грейпфрут» разгонялся до скорости 250 миль в час и мог пролететь 20 миль.

Оружие Второй мировой войны: бактериологические разработки

На фото: Ландсберг, Германия, 28 мая 1946 года. Казнь 74-летнего бактериолога доктора Клауса Карла Шиллинга. Шиллинг был осужден за военные преступления.

В концлагере Дахау он проводил над узниками эксперименты, заражая их тропическими болезнями (в большей степени малярией). Участниками бесчеловечных опытов стали свыше 1200 узников концлагеря. Из которых тридцать умерли непосредственно от прививок и 400 позднее от осложнений. Свои эксперименты над заключенными Шиллинг начал в 1942 году. До войны доктор Клаус Шиллинг был одним из ведущих мировых экспертов по тропическим заболеваниям. До выхода на пенсию, доктор Шиллинг работал в престижном Институт Роберта Коха в Берлине. В 1942 году Генрих Гиммлер попросил его продолжить свои исследования по лечению малярии, т.к. немецкие солдаты начали умирать от этой болезни в Северной Африке. В качестве лекарства от малярии Шиллинг использовал различные виды наркотиков. Большинство инфицированных в Дахау были молодые польские священники, которых доктор Шиллинг заразил с помощью комаров обитавших в болотах Италии и в Крыму. Священники были выбраны для экспериментов, потому что они не работали, как обычные заключенные в Дахау.

74-летний Шиллинг был осужден и повешен. В своем последнем слове на суде, доктор Шиллинг попросил опубликовать после его смерти результаты своих экспериментов и сказал, что все его опыты были на благо человечества. По его словам он совершил настоящий прорыв в науке.

После войны доктор Шиллинг был арестован, обвинен в преступлениях против человечности и повешен.

Оружие Второй мировой войны: ядерное оружие

Япония, 11 марта 1946 года. Новостройки (справа) поднимаются из руин Хиросимы. Слева видны здания фундамент которых пережил атомную бомбардировку.

Очередное испытание США атомной бомбы было проведено на атолле Бикини (Маршалловы острова) 25 июля 1946 года. Ядерной взрыв проходил под кодовым названием «Бейкер». Атомная бомба мощностью 40 килотонн была взорвана на глубине 27 метров ниже поверхности океана в 3,5 милях от атолла Бикини. Целью испытаний было изучение влияния ядерных взрывов на суда и электронику. В районе атолла были собраны 73 корабля. Как устаревшие американские, так и захваченных суда, в том числе и японской линкор «Нагато». Участие последнего в испытаниях в качестве мишени было символичным. В 1941 году «Нагато» был флагманом японского флота. С него осуществлялось руководство знаменитой атакой японцев на Перл-Харбор. Во время взрыва «Бейкер» линкор «Нагато», и так находившийся в очень плохом состоянии получил сильные повреждения и спустя 4 дня затонул. В настоящее время остов линкора «Нагато», находится на дне лагуны атолла Бикини. Он стал туристической достопримечательностью и привлекает многочисленных дайверов со всего мира.

Удивительное оружие Второй мировой войны: акустические устройства

Одно из гигантских подслушивающих акустических устройств, которые были расставлены вокруг Берлина и улавливали даже малейший шум авиационного двигателя.

Устройство Bundesarchiv Bild 183-E12007 для обнаружения самолетов было разработано немецкими инженерами еще в годы Первой мировой войны. Это был своего рода акустический радар. Он состоял из четырех акустических преобразователей: двух вертикальных и двух горизонтальных. Все они были соединены резиновыми трубками по типу стетоскопа. Звук выводился на стерео-наушники, которые использовали техники, чтобы определить направление и высоту самолета.

Аналоги акустических устройств были и на вооружении советской армии.

Удивительное оружие Второй мировой войны: первый компьютер

На этой фотографии 1946 года изображение ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer) — первый электронный компьютер общего назначения. Его разработали и создали ученые из университета Пенсильвании по заказу американской лаборатории баллистики. Главной задачей этого компьютера был расчет баллистических траекторий полетов снарядов. ENIAC был тайно запущен в 1943 году.

Аппарат весил 30 тонн. Секретность с ENIAC была снята только в 1946 году. Именно тогда и были сделаны эти фотографии. После того, как проект рассекретили конструкторы ENIAC разработали механику строительства электронных цифровых компьютеров. Эта система стала прорывом в разработке новых компьютерных технологий.

Удивительное оружие Второй мировой войны: реактивная авиация

Гайд-парк, Лондон, 14 сентября 1945 года. На выставке в Лондоне была показана захваченная у немцев новая, экспериментальная техника. В частности здесь можно было увидеть немецкий реактивный самолет Хейнкель He-162 (Volksjaeger). Над фюзеляжем самолета установлен турбореактивный двигатель ВМW-003 «Штурм».

В течение 1944 года фирма «Хейнкель» интенсивно занималась разработкой реактивных истребителей. Проработав не менее 20 проектов одноместных самолетов с разными двигателями и компоновкой, конструкторы остановились на наиболее простых решениях. Спроектированный, как турбореактивный перехватчик, He-162 строился в основном из дерева — для облегчения и удешевления производства. Турбореактивный блок устанавливался прямо на фюзеляж, за кабиной пилота «на спине» самолета.

После капитуляции Германии британцам досталось одиннадцать Не-162, американцам — четыре, французам — семь. В Советский Союз попало две машины. Абсолютным откровением для советских конструкторов явилась катапульта летчика, действующая от пиропатрона.

Удивительное оружие Второй мировой войны: летающее крыло

Northrop (летающее крыло). Этот экспериментальный тяжелый бомбардировщик разработан для ВВС США американскими конструкторами во время Второй мировой войны. Известен как XB-35. Самолеты использовали, как турбовинтовые, так и реактивные двигатели. Снимок сделан в 1946 году.

Проект был закрыт вскоре после войны, из-за его технических трудностей. Однако многие разработки внедренные при создании XB-35 были использованы для создания самолета-невидимки Стелс.

Оружие Второй мировой войны: химическое оружие

28 июня 1946 года, Санкт-Георгене (Зальцбург, Германия). Немецкие рабочие дезактивируют токсичные бомбы содержащие горчичный газ. На заводе были утилизированы 65 000 тонн боеголовок химического оружия. Газ сжигали, а пустые снаряды и бомбы затем были затоплены в Северном море.

Начатое в годы Второй мировой войны изучение природных ядов и токсинов привело к появлению так называемого токсинного оружия — разновидности химического оружия, основанного на использовании поражающих свойств ядовитых веществ белкового строения, продуцируемых микроорганизмами, некоторыми видами животных и растений. В ходе исследований были выделены и охарактеризованы различные типы ботулинического токсина, стафилококкового энтеротоксина, а также рицин.

Затопление контейнеров с химвеществом в Северном море.

После Второй мировой войны в США в области химических и биологических средств массового уничтожения наибольшее внимание уделялось фосфорорганическим ОВ нервно-паралитического действия типа зарин и зоман, намного превосходившим по токсичности все известные ранее вещества.
В послевоенные годы в армии США на смену старых веществ раздражающего действия были приняты новые вещества — СS и СR. Оба вещества явились результатом совместных англо-американских исследований. Известны факты применения химического оружия армией США против КНДР (1951-1952 гг.) и Вьетнама (60-е годы).

Удивительное оружие Второй мировой войны: реактивные установки «Катюша»

Кстати, химическая война могла начаться на советско-германском фронте.

В конце 1941 года под Керчью немцы обстреляли советские позиции химическими снарядами из реактивных минометов Nebelwerfer-41. Это было сделано в ответ на применение советскими войсками ракетно-зажигательных снарядов РЗС-132. Этот боеприпас снаряжался термитом и предназначался для стрельбы из «Катюш».

За один залп «Катюша» выстреливала 1500 таких зажигательных элементов. При воздушном подрыве РЗС-132 на позициях противника создавались множество очагов пожара, потушить которые было невозможно. Температура горения термита достигала 4000°С. Попадая в снег горящий термит разлагал воду на кислород и водород, образуя «гремучую смесь» газов, увеличивая и без того сильное горение. При попадании термита на броню танков и стволы орудий, легированная сталь меняла свои свойства и боевая техника уже не могла использоваться.

Осуществив обстрел химическими снарядами позиций советских войск под Керчью, немцы продемонстрировали советскому командованию готовность пойти на нарушение Женевского протокола 1925 года, если продолжится применение снарядов РЗС-132.

Больше до конца войны советские войска этот тип снарядов не использовали.

Известно, что немцы охотились за «Катюшами» в надежде получить хоть какую-то информацию о новом советском оружии. В фашистских войсках были собственные реактивные минометные установки, обладавшие большой кучностью стрельбы, но они были эффективны только в ближнем бою, тогда как «Катюши» могли эффективно применяться на дальностях свыше 8 километров. Секрет заключался в порохе, который разработали советские оружейники.

Оружие Второй мировой войны: реактивные снаряды

Активно-реактивные снаряды (АРС) обычно считаются изобретением 60-х годов ХХ века. Но это не так. В частности Германия вступила в войну против СССР имея на вооружении небольшие ракеты — боеприпасы реактивной артиллерии калибров 150, 280 и 320 мм. Наиболее удачной разработкой немецких конструкторов была осколочно-фугасная ракета Wurfgranate 42 Spreng.

По своей форме ракета была схожа с артиллерийским снарядом и имела очень удачную баллистическую форму. В камеру сгорания было уложено 18 кг горючего — пороха. Горловина камеры завинчивалась днищем с 22 наклонными соплами и небольшим центральным отверстием, в которое вкладывался электрический запал. К передней части боеголовки крепился футляр с капсюлем воспламенителем. Требуемая баллистическая форма обеспечивалась кожухом, надевавшимся на переднюю часть боеголовки.
Направляющие реактивных снарядов монтировались на шасси бронетранспортера Sd Kfz 251 по три с каждого борта. Пуск снарядов производился с помощью электрического дистанционного запала из кабины установки. Как правило, огонь велся залпами с чередованием в каждом осколочно-фугасных снарядов и зажигательных снарядов. В жаргоне немецких солдат эта установка получила названия «Мычащая корова».

Так 280-мм фугасная ракета Wurfkorper Spreng снаряжалась 45.4 кг взрывчатки. Эффективная зона поражения осколками этой ракеты составляла 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 кг зажигательной смеси. При ведении огня по сухому лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух-трех метров.

Эти мины также называли турбореактивными, так-как они вращались в полете за счет специальной конструкции сопла реактивного двигателя.

Оружие Второй мировой войны: радиоуправляемые самоходки

12 апреля 1944 года. Британский солдат осматривает захваченный у немцев радиоуправляемую гусеничную платформу, которая снаряжалась бомбой и использовалась для подрыва защитных сооружений противника.

Покатушки американского солдата на немецкой радиоуправляемой самоходной платформе.

Линкоры

В 1930-е гг. Япония, вынашивавшая планы неизбежного столкновения с США, втайне задумала создать три самых мощных линкора, которые внушили бы страх всем морским державам. Разработка этих суперкораблей была поручена императорскому военно-морскому техническому комитету «Кампон».

Всего за два с половиной года работы неутомимый «Кампон» представил на рассмотрение 22 (!) варианта проекта линейного корабля нового типа.

В марте 1937 г. проект корабля был одобрен, и уже в ноябре на военной судоверфи в Куре заложили головной корабль серии однотипных японских дредноутов - «Ямато».

«Ямато» был настоящим гигантом. При длине 263 м он имел водоизмещение 72 000 т и паровую машину с 12 котлами, позволявшую линкору развивать скорость до 27 узлов. Корабль был одет в мощную броню, толщина которой в некоторых местах достигала 406 мм. Кроме этого, корпус для обеспечения непотопляемости разделили на 1147 (!) водонепроницаемых отсеков. Судовая артиллерия калибром 460 мм стреляла 1450-килограммовыми снарядами, каждый из которых поражал цель на дистанции до 22,5 миль. Кроме разнокалиберных орудий общим количеством 61 корабль вооружили 6 самолетами.

Трио японских линкоров - «Ямато», «Мусаси» и «Синано» - превзошло по водоизмещению, скорости и вооружению не только корабли, имевшиеся к началу 1940-х гг. у США и других стран, но и все, что могло быть построено потенциальным противником в ближайшее десятилетие. Они казались совершенством. «Ямато» являлся флагманским кораблем японского флота. В одной из битв он затопил американский авианосец и три эскадренных миноносца. Казалось, что «Ямато» непобедим, но он все же был потоплен 7 апреля 1945 г.: для этого потребовалось десять торпед и двадцать три бомбы, сброшенные с самолетов. Такая же участь постигла и «Мусаси». Получив многочисленные пробоины от одиннадцати торпед и двадцати бомб, колосс ушел на дно.

Тем не менее линкоры, вышедшие на морские дороги Второй мировой войны под флагами Америки и европейских держав, тоже были не маленькими кораблями. Их водоизмещение достигало 50-65 000 т. Главная артиллерия линкоров, «выплевывавшая» больше 10 т снарядов за один залп, состояла из 6-12 орудий калибром 356-406 мм, установленных по два, три или четыре в бронированных башнях. В состав универсальной артиллерии линейного корабля обычно входило от девяти до двадцати 127-152-мм орудий и около сотни зенитных автоматов.

В 1940 г. американцы заложили первые два судна новой серии из шести линкоров - «Айова» и «Нью-Джерси». Эти мощные корабли полным водоизмещением 57 000 т, имевшие на борту гидросамолеты, предназначались для действий в составе быстроходных авианосных соединений. Чтобы поднять скорость линкора до 33 узлов, пришлось облегчить бортовую броню, толщина которой составила всего 307 мм. Американцы долго скрывали это обстоятельство, и противник был убежден, что эти линкоры имеют 460-мм бронирование. Несмотря на большую длину в 270,4 м, американские линкоры были очень маневренными.
В декабре 1943 г. «Айова» доставила к берегам Северной Африки президента Рузвельта, откуда он отправился на знаменитую Тегеранскую конференцию. После этого линкор был прикомандирован к Тихоокеанской флотилии США: ему пришлось воевать у Маршалловых островов и принять участие в битве у залива Лейте, а мощная артиллерия линкора поддержала заключительный штурм Окинавы.

Перед войной СССР тоже начал строить свои линкоры. В 1938-1940 гг. на крупнейших судостроительных заводах было заложено несколько боевых кораблей типа «Советский Союз». Полное водоизмещение этих судов составляло 65 150 т, а скорость хода - 28 узлов.
«Советский Союз» планировалось вооружить 9 пушками главного калибра 406 мм. Остальные орудия (31 единица) имели калибр от 127 до 237 мм. Кроме этого, линкор должен был стать авианесущим - на его борту решили установить катапульту и четыре самолета. Великая Отечественная война прервала работы по строительству советских дредноутов - ни одни из них так и не был спущен на воду.

На военно-морскую стратегию государств антигитлеровской коалиции значительно повлияло строительство нескольких крупных немецких линкоров. Одним из них был «Тирпиц», водоизмещение которого составляло 53 500 т, длина - 250,5 м, ширина - 36 м, а экипаж - 1905 человек. Немецкий линкор был очень быстроходным, он легко развивал скорость в 31 узел.
«Тирпиц» был просто напичкан самой разнообразной артиллерией. К 1943 г., в самый разгар войны, вооружение линкора включало 132 орудия, в том числе 8 главного 380-мм калибра, и 8 торпедных аппаратов. На борту линкора в специальных ангарах располагались четыре боевых самолета.

Несмотря на устрашающую боевую мощь, не все операции этого дредноута были удачными. Он был слишком лакомым кусочком для субмарин. В 1942 г. при нападении на вражеский конвой у берегов Норвегии «Тирпиц» был атакован советской подлодкой «К-21». Получив повреждения, он был вынужден двинуться к себе на базу, но вскоре был запеленгован английской субмариной и спасся от нее позорным бегством.
В сентябре 1943 г. немецкий линкор вновь подвергся атаке английских субмарин - маленьких, типа «Миджет». Вражеские торпеды нанесли ему серьезные повреждения. Докончил дело снаряд с английского бомбардировщика.
В ноябре 1944 г. он угодил в кормовые артиллерийские погреба «Тирпица». Мощный взрыв потряс линкор, который тут же перевернулся и пошел на дно.

Крейсера

Крейсера

Начало развитию класса тяжелых крейсеров положило Вашингтонское морское соглашение 1922 г., ограничившее постройку сверхкрупных военных кораблей - главным образом линкоров н авианосцев. Что же касается крейсеров, то пункты Соглашения только подстегнули гонку вооружений. Понимая, что Англия вряд ли пустит на слом свои новейшие крейсера тина «Хаукиис», эксперты решили ограничить вооружение и водоизмещение всех будущих крейсеров характеристиками кораблей этого типа. Никто и не думал, что страны, до этого и не собиравшиеся обзаводиться тяжелыми крейсерами, немедленно начнут их строить, подгоняя под «вашингтонские ограничения» - 10 000 т водоизмещения, максимальный калибр орудий - 203 мм.

После 1922 г. тяжелые крейсера начали строить во всех странах, подписавших Соглашение, - в США, Франции, Японии и Италии. Пожалуй, одним из лучших крейсеров «вашингтонского типа» стал французский корабль «Алжир». Совершенные обводы его 186-метрового корпуса позволяли «выжать» из относительно маломощной турбиниой установки максимум возможной скорости - 31 узел. Подобные, но несколько лучше бронированные крейсера построили и в Штатах.

Однако уже через несколько лет интерес к крейсерам типа «Алжир» начал пропадать. Дело в том, что мощные, но тяжелые орудия были совершенно не нужны при выполнении крейсерских задач. Кроме этого, ослабленное бронирование делало эти суда очень уязвимыми во время эскадренного боя.
В начале 1930-х гг. все вновь обратили внимание на легкие крейсера меньшего водоизмещения с небольшим калибром орудий, зато очень быстроходные.
Так, например, калибр артиллерии на 5886-тоыном французском крейсере «Эмиль Бертен», построенном в 1933 г., составлял 152 мм, зато максимальная скорость хода перевалила за 39 узлов.

Считая французов своим главным врагом в предстоящей войне, Италия принялась за постройку легких крейсеров типа «кондотьери», способных, по ее мнению, одержать победу над быстроходными французскими миноносцами и лидерами. При водоизмещении 5200-7000 т «кондотьери» развивали скорость 37-42 узла, неся на борту восемь орудий калибром 152-мм, четырнадцать орудий калибром 37-100 мм и восемь зениток. Расплатой за скорость стала броня-«скорлупка» не толще 25 мм. Б итоге все «кондотьери» были уничтожены в первый же год войны.

Дальнейшая эволюция легких крейсеров пошла по пути усиления брони за счет некоторой потери скорости хода. В 1934 г. немцы построили легкий крейсер «Нюрнберг», который предназначался для действий на дальних океанских коммуникациях. Корабль имел водоизмещение 6980 т н среднюю скорость 32 узла. Крейсер за одно плавание мог преодолеть 5700 миль. Не прошло и года после спуска «Нюрнберга» на воду, как Германия сбросила с себя все ограничения Версальского мира и принялась строить тяжелые крейсера именно в тот момент, когда все морские державы решили отправить их на свалку. Немцы тщательно скрывали все, что касалось их тяжелых крейсеров, поэтому для Англии появление в 1939 г. крейсера «Адмирал Хиппер», вооруженного восемью 203-мм орудиями, стало неприятным сюрпризом. Вслед за ним Германия спустила на воду тяжелые «Блюхер» и «Принц Евгений». Три тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими - вот и весь крейсерский флот фашистов, с которым они начали Вторую мировую войну.

В первый день Великой Отечественной войны судовая артиллерия крейсера «Киров», стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыла огонь по немецким бомбардировщикам, атаковавшим Ригу. «Киров» был не единственным советским крейсером, во всеоружии встретившим врага. В предвоенные годы немногочисленная крейсерская эскадра Советов, состоявшая всего из 4 кораблей, пополнилась однотипными с «Кировым» судами - легкими крейсерами «Максим Горький», «Ворошилов» и «Слава».

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Последние два крейсера вошли в состав Черноморского флота. Им не раз приходилось прорываться в Севастополь, доставляя в осажденный порт войска и боеприпасы. Кстати, «Славу» (водоизмещение 9700 т, длина 191,2 м, скорость 36,6 узла) первым из советских кораблей оснастили радиолокационной станцией. В 1942 г. взрыв вражеской торпеды, настигшей крейсер около Феодосии, оторвал корму крейсера. Но моряки не хотели расставаться со своим, казалось бы, смертельно раненым кораблем. Мастерам-ремонтникам удалось сделать невозможное: они отрезали корму у недостроенного крейсера «Фрунзе» и надежно «пришили» ее к пострадавшей «Славе». Крейсер продолжил сражаться, с честью прошел через всю войну и оставался в строю аж до 1973 г.

А вот девятке немецких крейсеров предстояла бесславная судьба. Многие из них позорно капитулировали. Крейсера «Нюрнберг» и «Принц Евгений» сдались в Копенгагене. Особенно не посчастливилось «Приицу Евгению»: он попал в руки американцев и был включен в состав подопытной эскадры, на которой испытывали взрывы ядерных бомб у атолла Бикини.

Американцы всегда расценивали малое водоизмещение корабля как препятствие для выполнения основной задачи американского флота - вести войну подальше от родных берегов. Однако в 1930-х гг. и их захватила мода на легкие крейсера. «Наштамповав» сразу 27 легких крейсеров типа «Кливленд», американцы поняли, что надо вернуться к привычным и надежным тяжелым крейсерам.
Они увеличили длину «Кливленда» на 20 м, поставили на него девять 203-мм орудий и многочисленные зенитки. После этого его переименовали в «Балтимор». Он стал прототипом для огромного числа новых серий американских крейсеров - как тяжелых, так и легких. Потомками «Балтимора» принято считать и тройку лучших тяжелых американских крейсеров, сошедших со стапелей уже после войны, - «Ньюпорт Ньюс», «Салем» и «Де Мойн». Из-за тяжелой брони и тяжелых 203-мм орудий их водоизмещение было увеличено до 17 000 т.

С 1952 г. на американских верфях начинают закладывать большие ударные авианосцы. Эти исполины, начиненные боеприпасами и авиационным горючим, оказались настолько уязвимыми для авиабомб и торпед подводных лодок, что нуждались в защите куда более мощных судов, чем тяжелые крейсера. Так закончилась эпоха обычных, или артиллерийских, крейсеров, которые открыли путь новому типу кораблей - крейсерам УРО (управляемого ракетного оружия).

Авианосцы

Авианосцы

Успешный взлет самолетов с палубы корабля впервые был осуществлен 14 ноября 1910 г. с американского крейсера «Бирмингем» в заливе Чесапик. Первые авианосцы появились уже в 1917 г. сначала у англичан, а затем в США и Японии. Но прежде чем это стало возможным, были созданы гидросамолеты и предназначенные специально для них суда-авиатранспорты.

Еще в 1913 г. русский инженер Шишков спроектировал быстроходный авиатранспорт. С началом Первой мировой войны Черноморский флот России пополнился несколькими авиатранспортерами, каждый из которых мог нести до семи самолетов. Переоборудованный в авианосец крейсер «Алмаз» и авиатранспорт «Николай» показали высокую эффективность корабельной авиации при обстреле укрепления Босфора в марте 1915 г. Тем не менее до 1930 г. авианосцы создавались в основном из переоборудованных линкоров, крейсеров и пассажирских судов.

В 1931-1936 гг. во всех флотах крупных морских держав стали появляться авианосцы специальной постройки «Йорктаун» (25 500 т, США), «Арк Ройял» (27 600 т, Англия) и другие. Серийное строительство авианосцев развернулось лишь в годы Второй мировой войны. Толчком к этому послужил разгром части американского флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г.
Японская палубная авиация с непринужденной легкостью пустила в тот день на дно 4 линкора, а еще 4 вывела из строя. Кроме этого, были сильно повреждены 3 крейсера, 3 эсминца, а на аэродромах уничтожено около 250 самолетов.
Сами японцы потеряли всего 29 самолетов из 353, принимавших участие в налете.

Эта удачная операция японцев продемонстрировала исключительные возможности авианосцев и коренным образом изменила отношение к ним. В результате только в США, Японии и Англии было построено 169 авианосцев. В восемь раз больше, чем их было до войны. Эти суда изменились и качественно - они уже могли принимать на борт до 100 самолетов со стартовым весом 12-14 т. Кроме этого, боевая мощь авианосцев возросла за счет большей скорости н высоты полета истребителей, дальности действия и грузоподъемности бомбардировщиков.

В годы Второй мировой войны авианосцы, в зависимости от назначения, делились на тяжелые (ударные), легкие и конвойные. Первые предназначались для нанесения палубной авиацией торпедно-бомбовых ударов по кораблям и береговым целям, вторые сопровождали большие соединения боевых кораблей, третьи обеспечивали безопасность конвоев.

Походный порядок четырёх различных современных авианосцев - USS John C. Stennis (CVN-74), Шарль Де Голль, HMS Ocean (L12) и USS John F. Kennedy (CV-67) в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Корабли двигаются намного ближе друг к другу, чем располагались бы в боевых действиях.

Больше всего авианосцев было построено в США - 137 единиц, включая 23 тяжелых типа «Эссекс», 50 конвойных типа «Касабланка» и 9 легких эскадренных авианосцев, созданных на базе крейсеров тина «Кливленд». Большинство же конвойных авианосцев во время войны строили на базе транспортных судов. В Англии во время войны вступили в строй четыре тяжелых авианосца «Илластриес», «Иидомитейбл» н два типа «Имплейкебл». Легкие авианосцы англичан, в отличие от американских, были специальной постройки.

В Японии, в свою очередь, было построено 3 авианосца типа «Унрю» и по одному «Тайхо» и «Синано». Правда, гордость и надежда империи - гигант «Синано», имевший водоизмещение 71 890 т и скорость 27 узлов, мощную 200-мм броню, 16 орудий 130-мм калибра, 145 зениток и 12 реактивных установок, - был весьма прозаически потоплен. Произошло это всего через десять дней после того, как его спустили на воду. Во время перехода из порта Йокосука в Токио в него выпустила шесть торпед американская подлодка.

Эсминцы и сторожевые корабли

Эсминцы и сторожевые корабли

В период между двумя мировыми войнами развитие эскадренных миноносцев шло различными путями. Наряду со строительством эсминцев водоизмещением около 1500 т и миноносцев малого водоизмещения - порядка 900 т, спускались на воду суда водоизмещением 3000-3500 т, которые назывались лидерами. Лидеры были флагманскими кораблями соединений эсминцев и несли более мощное вооружение. Но в ходе Второй мировой войны боевые возможности эсминцев постоянно росли. Усиливалось артиллерийское вооружение, ставились реактивные бомбометы, гидролокаторы и радиолокационные станции. Значительно увеличилось и водоизмещение, в связи с чем название «лидер» утратило свое значение.

Другим классом кораблей, массовое строительство которых началось только в ходе Второй мировой войны, были сторожевики. Их появление было связано с ростом роли наступательных кораблей, таких как эсминцы, торпедные катера и подлодки.
Сторожевые корабли этого периода имели водоизмещение 1000-1500 т и являлись многоцелевыми. Они были предназначены для охраны больших кораблей, конвоирования транспортов и дозорной службы. На них же возложили поиск и уничтожение субмарин противника в прибрежных водах, а также противолодочную защиту конвоев. В зависимости от выполняемых задач «охотники» (так их еще называли) подразделялись на большие (120-450 т) и малые (20-100 т).

Для постановки минных заграждений применялись специальные суда - минные заградители. Чтобы отыскивать мины, установленные противником, понадобились тральщики. Как показал опыт, тральщики - единственные корабли, которым пришлось «воевать» еще несколько лет после окончания боевых действий. Для безопасности плавания они очищали от мин фарватеры и целые районы морей.



Читайте также: