Законы о мусоре - правовое регулирование в рф. Вывоз ТКО по-новому: возможные проблемы и способы решения

8.5.1. Система обращения с отходами на территории города включает комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и пищевых отходов.

8.5.2. Порядок организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе порядок сбора отходов, требования к конструкции контейнеров, к размещению контейнерных площадок, иных мест хранения отходов, порядок организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов определяется администрацией муниципального образования город Тула.

8.5.3. Сбор и вывоз отходов производства и потребления должен осуществляться по бестарной и контейнерной системе в установленном порядке.

8.5.4. Физические и юридические лица обязаны собирать бытовой мусор и другие отходы в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами.

8.5.5. Физическим и юридическим лицам на территории общего пользования муниципального образования запрещено:

Сжигать отходы производства и потребления.

Складировать отходы, образовавшиеся во время ремонта, в места временного хранения отходов, мусоросборники, на контейнерных площадках, предназначенных для хранения ТБО.

8.5.6. Физические и юридические лица обязаны осуществлять вывоз отходов способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

8.5.7. Вывоз опасных отходов может быть осуществлен только организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

8.5.8. Вывоз жидких нечистот собственники или иные законные владельцы земельных участков, зданий, строений и сооружений обязаны производить по договорам или разовым заявкам организациям, имеющим специальный транспорт.

8.5.9. Собственники жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений, иных предприятий, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны обеспечивать подъезды непосредственно к выгребным ямам, мусоросборникам и контейнерным площадкам.

Запрещается установка мусоросборников и контейнерных площадок в местах, не позволяющих обеспечить непосредственный подъезд к ним.

8.5.10. Вывоз пищевых отходов следует осуществлять с территории ежедневно. Остальной мусор рекомендуется вывозить систематически, по мере накопления, но не реже одного раза в два дня, а в периоды года с температурой выше 14 градусов - ежедневно.

8.5.11. Запрещается содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения и утилизации отходов с нарушением настоящих Правил и иных норм действующего законодательства.



Запрещено складирование нечистот на проезжую часть улиц, тротуары и газоны.

8.5.12. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты необходимо складировать в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.
8.5.13. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности обязаны обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (далее по тексту - ТБО), образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно (в строгом соответствии с санитарными правилами и нормами) либо путем заключения договоров на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов.

8.5.14. В случае если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в здании, строении, сооружении, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, сбор, вывоз и утилизацию отходов данного производителя отходов обязаны производить собственники вышеперечисленных объектов недвижимости.

8.5.15. Контроль за соблюдением подраздела 8.5. настоящих Правил всеми физическими и юридические лицами осуществляется уполномоченным органом органа местного самоуправления.

В случае принятия решения о вывозе образуемых всеми физическими и юридические лицами в процессе производственной, хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора самостоятельно, без привлечения третьих лиц (специализированного предприятия, имеющего лицензию на сбор и транспортировку ТБО), они обязаны представлять в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу ТБО с указанием способа, периодичности, объема и места вывоза, а так же лицензию специализированной организации.

8.5.16. Договоры на сбор и вывоз ТБО (в случае отсутствия возможности самостоятельно и надлежащим образом, в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами, обеспечивать сбор и вывоз твердых бытовых отходов) заключаются физическими и юридическими лицами со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов.

8.5.17. Вновь зарегистрированные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, в том числе гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, в течение месяца со дня их государственной регистрации обязаны заключить договор на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку ТБО, либо (в указанный срок) и представлять на согласование в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

8.5.18. В случае, если по месту нахождения организации договор на вывоз ТБО заключен собственником и (или) владельцем здания, строения, сооружения, помещения, вновь образованное юридическое лицо предоставляет копию договора, заключенного указанными лицами со специализированной организацией.
8.5.19. Договор на вывоз ТБО заключается с учетом норм накопления и тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, утвержденных решением Тульской городской Думы, действующих на момент заключения договора. При изменении норм накопления ТБО в договор на вывоз твердых бытовых отходов должны быть внесены соответствующие изменения.
8.5.20. Запрещено заключение договора подряда на вывоз ТБО с организацией, не имеющей лицензии на данный вид деятельности.

8.5.21. Физическим и юридическим лицам запрещается производить сброс ТБО в не отведенных для этих целей местах, включая контейнеры для сбора ТБО, на вывоз мусора с которых не заключен договор.

8.5.21.1. Запрещается складирование крупногабаритного мусора около мусорных камер многоквартирных жилых домов.

8.5.22. Уборку просыпавшегося мусора при погрузочно-разгрузочных работах и его дальнейшей транспортировке обязаны осуществлять специализированные организации с которыми заключен договор на вывоз ТБО, либо собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственностисамостоятельно.

8.5.23. Торговое (торгово-промышленное) предприятие (комплекс), осуществляющее сдачу в аренду торговых мест, самостоятельно несет ответственность за сбор и вывоз ТБО с территории предприятия (комплекса).

8.5.24. Решение о прекращении сбора твердых бытовых отходов в определенном месте принимается заказчиком и исполнителем по договору на вывоз ТБО в соответствии с его условиями и действующим законодательством.

8.5.25. Физические и юридические лица обязаны предоставлять по запросу органов местного самоуправления, специализированных предприятий, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК или иного органа управления многоквартирным домом, копии заключенных договоров на вывоз ТБО и (или) КГО и иные документы, подтверждающие факт исполнения данных договоров.

8.5.26. В случае самостоятельного вывоза, подтверждающим документом вывоза и утилизации ТБО и иного мусора на полигон является отметка о приеме мусора на полигоне и расчет норм накопления, утвержденный в установленном порядке. Периодичность самостоятельно вывоза должна соответствовать нормам действующих СанПиН.

8.5.27. Отсутствие заключенных договоров на вывоз отходов и (или) отсутствие талонов сдачи отходов на полигон ТБО и (или) КГО (или корешков актов приема отходов в организации, обслуживающей полигон ТБО и (или) КГО) является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
8.5.28. Требования по сбору твердых бытовых отходов.

8.5.28.1. Все организации и собственники (владельцы) индивидуальных жилых домов обязаны предусмотреть места для накопления и сбора твердых бытовых отходов, обеспечивать их вывоз и утилизацию (захоронение) в порядке, установленном муниципальным образованием город Тула.

8.5.28.2. Обращение с твердыми бытовыми отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения и деятельности хозяйствующих субъектов, должно обеспечивать уменьшение количества и объемного веса отходов, вовлечение их в хозяйственный оборот. Захоронение твердых бытовых отходов должно осуществляться после отбора утильных фракций (обеспечиваемого раздельным сбором твердых бытовых отходов либо их первичной обработкой, включающей сортировку) и прессования не перерабатываемого остатка.

8.5.28.3. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, обязаны заключать договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ со специализированными организациями и предприятиями:

От имени собственников имущества в многоквартирных жилых домах - управляющие организации;

Собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов – самостоятельно;

От имени предприятий, учреждений организаций - руководители предприятий, учреждений, организаций.

Организация сбора ТБО и КГМ:

8.5.28.4. Бытовой мусор и другие отходы должны собираться в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами. Уборку указанных площадок и территорий, прилегающих к ним, осуществляют собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности в соответствии с заключенным договором.

8.5.28.5. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается:

На территории многоквартирных жилых домов – на управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;

В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – на собственников и (или) пользователей индивидуальных жилых домов;

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – на данных физических или юридических лиц.

8.5.28.6. Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых согласовывается в установленном законом порядке. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, должны иметь установленные специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В случаях, когда в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно устройство контейнерной площадки, организацией по согласованию с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, определяются места временного хранения отходов.

8.5.28.7. Складирование отходов на территории предприятия, организации вне специально отведенных мест и превышение разрешенного к временному накоплению количества отходов запрещается. Временное складирование растительного и иного грунта разрешается только на специально отведенных участках.

8.5.28.8. Запрещается бросать в урны и контейнеры жидкие бытовые отходы, песок, крупногабаритные и строительные материалы, землю, смет, непогашенные угли, тлеющие материалы, отходы горюче – смазочных материалов.

8.5.28.9. Вывоз ТБО и КГМ осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, в сроки, установленные в графике (приложение к договору на вывоз ТБО и КГМ). Ответственность за несоблюдение графика несут специализированные организации.

8.5.29. Контроль за соблюдением графика вывоза и объемов ТБО осуществляют управляющие организации или другие организации и предприятия, заключившие договоры на вывоз мусора.

8.5.30. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют:

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся мусоросборники.

8.5.30.1. Контейнерные площадки должны постоянно содержаться в чистоте и техническом исправном состоянии организацией, в ведении которой она находится.

8.5.30.2. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием владельца. Замена контейнеров для сбора ТБО проводится по мере необходимости либо по предписанию уполномоченного органа местного самоуправления.

8.5.30.3. В случае нарушения конструкции контейнеров, ограждения, водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки, ремонт должен осуществляться сразу после обнаружения неисправности.

8.5.30.4. Окраска контейнеров масляными составами должны осуществляться по мере необходимости (но не реже 1 раза в год).

8.5.30.5. Запрещается устанавливать контейнеры на проезжей части, тротуарах, газонах, в проходных арках домов.

8.5.30.6. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке и с органом местного самоуправления.

8.5.30.7. На автозаправочных станциях (АЗС)- контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы крышками (запираться на замки).

8.5.30.8. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров мусоровывозящим транспортом, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов.

8.5.31. На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта, у входов в магазины, предприятия сферы обслуживания, офисные помещения юридических и физических лиц, имеющие отдельные входы, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и т.п. устанавливаются в достаточном количестве урны для мусора. Установка урн для мусора и своевременная их очистка (содержание) осуществляется:

На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта – лицами, в обязанность которых входит уборка соответствующих территорий, улиц, площадей, садов, парков, рынков, остановок.

У входов в магазины, на предприятия сферы обслуживания, в офисные помещения юридических и физических лиц, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и иных объектов - юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность в указанных объектах.

8.5.31.1. Урны (баки) должны содержаться в исправном и опрятном состоянии, промываться и дезинфицироваться лицами, на которых возложена обязанность по уборке территории, на которой расположены урны (баки) не реже одного раза в месяц.

8.5.32. Утилизация отходов производства осуществляется по разрешению специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и при наличии лицензии на прием и захоронение отходов.

8.5.33. Единственным местом захоронения ТБО на территории муниципального образования город Тула является полигон ТБО, предусмотренный по адресу: г. Тула, ул. Новомосковская, 68 (7-ой км).

8.5.34. Производственные отходы I - III классов опасности, биологические отходы, медицинские, радиологические, ртутьсодержащие изделия (аккумуляторы, автомобильные шины, ртутные и люминесцентные лампы и т.д.), собираются и утилизируются в порядке, установленном законодательством. Лица, утилизирующие указанные выше отходы должны иметь отдельные договоры на их утилизацию.

8.5.35. Для последующей утилизации отходов I - III классов опасности должны быть определены места для временного хранения указанных отходов. Складирование такого рода отходов на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах запрещается.

8.5.36. Для складирования крупногабаритного, строительного мусора должны быть определены места (по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека по Тульской области) и организованы специальные контейнерные площадки.

8.5.37. Ответственность за складирование крупногабаритного, строительного мусора, а также отходов I - III классов опасности на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах несут:

На территории многоквартирных жилых домов – управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;

В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов;

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находится соответствующая территория.

8.5.38. Крупногабаритный мусор (КГМ).

8.5.38.1. Сбор крупногабаритных бытовых отходов осуществляется в специальные места для сбора крупногабаритных бытовых отходов, обозначенные соответствующим указателем.

8.5.38.2. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов осуществляется на основании договора, заключенного со специализированной организацией по вывозу отходов либо подрядной организацией по обслуживанию жилищного фонда мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. Вывоз утильных фракций осуществляется на предприятия по переработке (обработке) отходов, других отходов - на полигон.

8.5.38.3. Договоры на вывоз и утилизацию КГМ со специализированными организациями и предприятиями заключают лица согласно пункта 8.5.16. к настоящим Правилам.

8.5.38.4. Ответственность за сбор КГМ в контейнеры, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается на лица согласно пункта 8.5.17. к настоящим Правилам.

8.5.39. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок для сбора КГМ, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют лица согласно пункта 8.5.22. к настоящим Правилам.

8.5.40. Жидкие бытовые отходы (ЖБО).

8.5.40.1. Для сбора жидких бытовых отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые уборные, имеющие водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций.

8.5.40.2. Объем и необходимое количество выгребов устанавливается исходя из нормы накопления жидких бытовых отходов и количества жителей.

8.5.40.3. Жидкие бытовые отходы из мест сбора вывозятся ассенизационным транспортом к месту утилизации.

Осуществлять складирование, хранение, утилизацию и обращение с ТБО, КГМ и ЖБО с нарушением порядка, установленного разделом 8 к настоящим Правилам;

Оставлять на территориях общего пользования ТБО и (или) КГМ, за исключением случаев, когда для данных юридических и физических лиц оборудовано специальное место для приема ТБО и (или) КГМ;

Использовать места складирования мусора, не установленные заключенным договором на вывоз ТБО и (или) КГМ;

Засорять общественные места различного рода мусором (окурки, бумага, бутылки и т.д.);

Устанавливать на территориях домовладений и многоквартирных домов дополнительные контейнеры для обслуживания специализированными предприятиями коммерческих и торговых организаций и учреждений без согласования с органами местного самоуправления и организацией, обслуживающей жилой фонд;

Препятствовать размещению службами жилищно-коммунального хозяйства контейнерных площадок и отдельных контейнеров на территориях, где их установка не противоречит требованиям СанПиН и настоящим Правилам;

Пользоваться контейнерами, расположенными на территориях общего пользования, размещенными в жилищном фонде всех форм собственности без согласования с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными органами управления многоквартирными домами.

8.5.42. Лица, разместившие отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

8.5.43. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, удаление таких отходов и рекультивацию территорий производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с 8.2.2. настоящих Правил.

8.5.44. В случае если физическими и юридическими лицами, перечисленными в пункте 8.5. настоящих Правил, не обеспечивается своевременный сбор и вывоз ТБО, они несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.

Региональная программа

Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .

  • выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
  • установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

В региональную программу должны входить:

  • целевые показатели;
  • список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
  • сведения об источниках финансирования;
  • другие вопросы.

В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:

  • местоположении источников образования ТКО;
  • количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
  • целевых показателях;
  • местоположении сбора и накопления мусора;
  • местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
  • схеме потоков отходов, включая ТКО.

Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО

С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.

Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.

А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.

Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).

Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.

Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.

Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.

Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .

Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.

На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?

Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?

Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006

Во всем мире проблема управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) является одной из приоритетнейших, занимая в системе городского хозяйства второе место по затратам и инвестициям после сектора водоснабжения и канализации.

К ТБО (в западных странах обычно используется термин «муниципальные» отходы) относятся отходы, образующиеся в жилом секторе, в предприятиях торговли, административных зданиях, учреждениях, конторах, дошкольных и учебных заведениях, культурно-спортивных учреждениях, железнодорожных и автовокзалах, аэропортах, речных портах. Кроме того, к муниципальным отходам относятся крупногабаритные отходы, дорожный и дворовый мусор.

Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) может осуществляться по трем традиционным схемам санитарной очистки территорий:

Без использования контейнеров,

С применением несменяемых контейнеров,

С применением сменяемых контейнеров.

БЕСКОНТЕЙНЕРНАЯ схема предусматривает сбор ТБО мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного сбора. Схема предусматривает следование мусоровоза по обслуживаемому участку с периодическими, строго регламентированными по времени остановками для заполнения кузова. При такой схеме применяются мусоровозы с задней загрузкой типа МКЗ с уплотнением ТБО в кузове, а также самосвалы, использование которых противоречит санитарным требованиям. Достоинство схемы в минимальных затратах на ее организацию, возможность использования в территориях, где по санитарно-гигиеническим условиям нельзя организовать предварительный сбор ТБО в контейнеры. Недостатки - низкая производительность процесса при использовании машин без уплотнения ТБО в кузове, высокие требования к планированию маршрута (времени прибытия на каждую остановку) и его выполнению водителем.

Схема с использованием НЕСМЕНЯЕМЫХ КОНТЕЙНЕРОВ является самой распространенной на территории России. Она подразумевает предварительный сбор ТБО от населения в контейнеры, установленные на стационарных площадках. Вывоз ТБО производится контейнерными мусоровозами с боковой, задней (реже - фронтальной) загрузкой. Так, отходы из контейнера перегружаются в кузов и контейнер устанавливается обратно на площадку. Достоинством схемы является доступность услуги по сбору ТБО для населения в любое время суток, что ведет к снижению числа несанкционированных свалок (в сравнении и бесконтейнерной схемой), возможность использования мусоровозов с высокой степенью уплотнения ТБО в кузове. Недостатки - необходимость организации мест временного хранения ТБО (контейнерных площадок), низкая технологичность процесса загрузки (просыпание отходов, применение ручного труда), сложность организации регулярной мойки контейнеров.

Схема с использованием СМЕНЯЕМЫХ КОНТЕЙНЕРОВ также подразумевает организацию стационарных контейнерных площадок, но вывоз ТБО осуществляется вместе с контейнером. При этом на его место устанавливается пустой контейнер. Для такой схемы применяются бункеровозы и контейнеровозы, вывозящие, соответственно, 1 контейнер большого объема (бункер) и 6 или 8 стандартных контейнеров. К достоинствам схемы можно отнести простоту конструкции мусоровозов, возможность организации мойки контейнеров после их разгрузки в месте утилизации ТБО, а также сбора крупногабаритного и строительного мусора. Недостатком схемы является отсутствие прессования ТБО при использовании традиционных контейнеров и бункеров, что обуславливает низкую производительность схемы.

Для вывоза ТБО могут применяться различные системы , основные из которых, системы прямого (или одноэтапного) и двухэтапного вывоза.

ПРЯМОЙ ВЫВОЗ ТБО в настоящее время является наиболее распространенным на территории России. Во время такого способа удаления отходов мусоровоз работает на участке в технологическом режиме согласно одной из схем сбора. Продолжительность работы технологическом режиме зависит от плотности населения на обслуживаемом участке и расстановки контейнеров. После заполнения кузова (сменных контейнеров, бункера) мусоровоз используется в качестве специализированного грузового автомобиля, доставляющего собранные отходы к месту утилизации и совершающего холостой пробег на эксплуатационный участок.

Таким образом, эффективность системы прямого вывоза ТБО снижается с увеличением пробега к месту утилизации. К недостаткам также можно отнести низкие коэффициенты уплотнения и узкую специализацию применяемых машин (в основном, кузовных контейнерных мусоровозов с боковой загрузкой), повышенный расход резины и ГСМ.

Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс. жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояние 10-15 км, 40% - на 15-20 км, а 15% всех отходов - на более чем 20 км. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки соответственно на 15-20%.

Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций и большегрузных транспортных мусоровозов. Путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30%. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.

Свалки бытовых отходов — это привлекательные места для крыс, которые являются переносчиками опасных инфекций. Различные емкости, в том числе банки и бутылки, могут стать серьезной угрозой для диких животных и насекомых. Многие животные, которые попадают в подобные емкости с целью добычи пищи, не могут выбраться из них, поэтому погибают. Это лишь одна из нескольких проблем, по причине которой правительство приняло несколько законов по утилизации и вывозу бытовых и производственных отходов.

Основная часть отходов — это потребительский мусор, который разделяется на:

  • Бытовой мусор;
  • Твердые биологические материалы.

В законе об утилизации мусора нет такого понятия как «Мусор». Все законодательные положения используют термин «Отходы».

Правительство Российской Федерации заботится о безопасности окружающей среды. Для предотвращения распространения инфекций и микробов отходы проходят несколько этапов обработки.

Таковыми являются :

  1. Сбор мусора на соответствующих территориях;
  2. Обезвреживания токсичных предметов;
  3. Вывоз;
  4. Хранение и захоронение.

Способы вывоза, которые используются государственными властями, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды. Законом запрещено сжигать остатки мусора или вывозить их в места, непредназначенные для их хранения.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» контролирует правильное обращение с остатками производства. Его основная цель — предотвратить вредное воздействие мусора на окружающую среду и здоровье человека. Также законодательные положения предусматривают возможность использовать переработанные материалы в виде сырья.

Основные принципы настоящего ФЗ:

  • Обеспечение безопасности здоровья граждан Российской Федерации;
  • Сохранение или восстановление благоприятных условий окружающей среды;
  • Обеспечение экономических и экологических интересов общества;
  • Использование современных технологий для переработки отходов;
  • Осуществление переработки материалов для уменьшения объема остатков и увеличения производства сырья.

Правительством разрабатывается специальная государственная политика, основное предназначение которой заключается в следующем:

  • предотвращение образования отходов;
  • их вывоз;
  • максимальное использование исходных материалов и сырья;
  • утилизация;
  • обработка;
  • обезвреживание материалов.

Порядок вывоза и утилизации мусора в РФ

Порядок вывоза и утилизации мусора в Российской Федерации был создан на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу
твердых и жидких бытовых отходов». Его основная цель — уменьшить количество отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оставляет за собой отходы, обязаны вывезти мусор в мусоросортировочные комплексы. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые минуют мусоросортировочные комплексы, должны вывозить и отсортировывать материалы самостоятельно.

Отходы сортируются по следующим предметным видам :

  • Макулатура;
  • Ветоши;
  • Пластмасс;
  • Мусор из полимеров;
  • Стекло;
  • Металл;
  • Старые автомобильные покрышки.

Подобные остатки передаются организациям по переработке мусора.

В ходе переработки остатков специализированные предприятия получат:

  • Энергию;
  • Предметы;
  • Материалы;
  • Другое сырье, пригодное для повторного применения.

Руководители подобных предприятий после получения материалов в качестве вторичного сырья:

  • Перерабатывают отходы своими силами;
  • Заключают контракты с другими компаниями, которые используют переработанные отходы в качестве сырьевого продукта;
  • Заключают контракты с специальными компаниями, которые транспортируют или реализуют материалы под видом вторичного сырья.

Специальные государственные субъекты собирают бытовой и производственный мусор. Затем собранные материалы передаются компаниям по переработке остатков или специализированным предприятиям для других целей.

Передача и реализация материалов третьим лицам должна быть правильно оформлена. Потребуется составление следующих документов:

  • Накладная;
  • Договор;
  • Приказ;
  • Другие подтверждающие документы.

Утилизация твердых бытовых отходов

Существует несколько способов утилизации мусора:

  • Переработка отходов во вторичное сырье

Один из самых продуктивных и безопасных методов при вывозе остатков. Все сортируется по описанным выше видам. Затем отправляется на переработку для получения сырьевого продукта.

  • Мусоросжигание

Мусор утилизируется при помощи термической обработки. Это популярный и один из самых экономных методов утилизации.

В современном обществе используются следующие способы мусоросжигания :

  • Камерное;
  • Слоевое;
  • В кипящем слое.

Термическая обработка при минимальных температурах — наиболее опасное мусоросжигание. Температура должна быть в пределах 850 градусов по Цельсию. Ученые установили, что при таких показателях происходит нейтрализация ядовитых веществ, которые выделяются вместе с дымом.

  • Захоронение

Твердые бытовые отходы могут быть утилизированы при помощи захоронения. Это один из самых старых и самых дешевых способов. Суть метода заключается в закапывании мусора в верхний слой земли. Для этого выбираются специальные земельные территории. (Изучите и узнайте какое предусмотрено наказание за их неверное использование).

  • Брикетирование

Брикетирование — один из современных способов утилизации мусора. Этот метод подразумевает упаковывание гомогенных остатков в определенные брикеты. Такой подход позволит уменьшить объем остаточных материалов примерно вдвое. А предварительная сортировка бытовых предметов позволит отложить часть остатков в качестве сырья для вторичной переработки.

Вывоз строительного мусора по закону

Вывоз строительных отходов не входит в перечень услуг, который регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Иными словами, Федеральный закон о мусоре в РФ не регулирует вывоз и утилизацию строительных материалов. Услуги по вывозу отходов предоставляют коммерческие компании, которые устанавливают собственные цены. Жильцы многоквартирных домов обязаны вывозить самостоятельно негабаритный строительные остатки. Или же заключить соответствующий договор с управляющей компанией, оплата услуг которой будет включена в ежемесячные квитанции.

"Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88)

1. Общие положения.
1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов. Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.
1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.
1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.
1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.
1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.
1.11. При осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.
1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.
1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

2. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов.
2.1. Общие требования.
2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.
2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.

2.2. Сбор твердых бытовых отходов.
2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
2.2.5. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
2.2.6. Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.
2.2.7. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).
Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблагl, 6;временно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта. 2.2.8. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8-5%), креолина (8-5%), нафтализола (15-10%), фенола (3-5%), метасиликата натрия (1-3%). Время контакта не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
2.2.9. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. 2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
2.2.11. Запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-двухэтажных домах.

2.3. Сбор жидких отходов.
2.3.1. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
2.3.2. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.
2.3.3. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной.
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.
2.3.4. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
2.3.5. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами.
Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3-5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). (Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта не менее 2 мин.). Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).

2.4. Сбор пищевых отходов.
2.4.1. Собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота".
2.4.2. Сбор, хранение и вывоз пищевых отходов следует осуществлять в соответствии с инструктивными указаниями по организации сбора и вывоза пищевых отходов, утвержденными Минжилкомхозом и по согласованию с органами санэпидслужбы.
2.4.3. Откормочные хозяйства, использующие пищевые отходы для кормления свиней, обязаны получить для этого специальное разрешение от главного ветеринарного врача района (города) по месту нахождения хозяйства. При изменении эпидемической обстановки в животноводческих хозяйствах данной местности разрешение на продолжение сбора пищевых отходов в каждом конкретном случае дает главный ветеринарный врач района (города).
2.4.4. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
2.4.5. Сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции 2%-ным раствором кальцинированной соды или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой. Ответственность за использование и правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.
2.4.6. Сборники пищевых отходов в жилых домах следует устанавливать в местах, согласованных с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Сборщики отходов должны быть ознакомлены с правилами сбора и хранения пищевых отходов и обязаны следить за тем, чтобы в отходы не попали посторонние предметы (тряпки, бумага, стекло, железо и т.п.). На сборщика возлагается также обязанность следить за чистотой тары. Для временного хранения собранных пищевых отходов (до вывоза их в откормочное хозяйство) домоуправление по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы выделяет специальные пункты сбора.
2.4.7. Запрещается собирать пищевые отходы в столовых кожно-венерологических, инфекционных и туберкулезных больниц, а также в специальных санаториях по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями, в ресторанах и кафе аэропортов, поездов и пароходов, обслуживающих междугородние линии.
2.4.8. Запрещается выбор пищевых отходов из сборников и других емкостей для отходов.
2.4.9. Сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам. Выдача отходов частным лицам запрещается!
2.4.10. Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.
2.4.11. Временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания независимо от подчиненности их, должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях.

3. Обезвреживание отходов.
3.1. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
3.2. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов*. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
3.3. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Работы на полигоне следует вести в полном соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, согласованной с Минздравом СССР и утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1981 г.
3.4. Отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать следующим основным требованиям: территория участка должна быть доступна воздействию солнечных лучей и ветра;
уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1 м от основания полигона; при более высоком уровне грунтовых вод необходимо устройство дренажа или водоотвода;
не допускается расположение участка на берегах рек, прудов, открытых водоемов и в местах, затопляемых паводковыми водами.
3.5. Все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.

4. Уборка населенных мест.
4.1. На всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м - на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.
Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения.
За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
4.2. Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для складирования прилегающие к ним территории.
4.3. Устройство на улицах палаток, ларьков, лотков для продажи фруктов и овощей должно быть согласовано с санитарно-эпидемиологическими станциями. Уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 м, осуществляют предприятия торговли.
4.4. Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.
4.5. Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений или тротуар.
4.6. Улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата, в жаркое время года следует поливать.
4.7. Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.
4.8. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается.
4.9. Заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой из открытых водоемов можно только по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
4.10. В зимний период при обработке дорожных покрытий химическими материалами для предотвращения образования водных растворов применяемых реагентов необходимо строго придерживаться установленных норм распределения химических реагентов.
4.11. В зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок, необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
4.12. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.

5. Уборка объектов с обособленной территорией.
На объектах с обособленной территорией (рынки, пляжи, парки, лечебно-профилактические учреждения) запрещается строить и переоборудовать санитарные установки без согласования с санитарно-эпидемиологическими станциями, собирать отходы, мыть автотранспорт, хранить тару и дрова в местах, не отведенных для этой цели.
5.1. Пляжи.
5.1.1. Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Вывозить собранные отходы разрешается до 8 часов утра.
5.1.2. Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 10 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 м2 территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.
5.1.3. Контейнеры емкостью 0,75 м3 следует устанавливать из расчета один контейнер на 3500-4000 м2 площади пляжа.
5.1.4. На территориях пляжей необходимо устраивать общественные туалеты из расчета одно место на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м и не более 200 м.
5.1.5. На территории пляжа должны быть установлены фонтанчики с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям ГОСТ "Вода питьевая". Расстояние между фонтанчиками не должно превышать 200 м. Отвод использованных вод допускается в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых фонтанчиков в места, не предназначенные для этой цели.
5.1.6. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих растворов.
5.1.7. Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку.
5.1.8. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.
5.1.9. В местах, предназначенных для купания, категорически запрещается стирать белье и купать животных.

5.2. Рынки.
5.2.1. Территория рынка (в том числе хозяйственные площадки, подъездные пути и подходы) должны иметь твердое покрытие (асфальт, булыжник) с уклоном, обеспечивающим сток ливневых и талых вод.
На рынках, площадью 0,2 га, в виде исключения, допускается утрамбованная грунтовая поверхность с обязательной подсыпкой песка слоем не менее 3 см. 5.2.2. Территория рынка должна иметь канализацию и водопровод.
5.2.3. На рынках без канализации общественные туалеты с непроницаемыми выгребами следует располагать на расстоянии не менее 50 м от места торговли. Число расчетных мест в них должно быть не менее одного на каждые 50 торговых мест. 5.2.4. Хозяйственные площадки необходимо располагать на расстоянии не менее 30 м от мест торговли.
5.2.5. При определении числа урн следует исходить из того, что на каждые 50 м2 площади рынка должна быть установлена одна урна, причем расстояние между ними вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 10 м. При определении числа мусоросборников вместимостью до 100 л следует исходить из расчета: не менее одного на 200 м2 площади рынка и устанавливать их вдоль линии торговых прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать 20 м. Для сбора пищевых отходов должны быть установлены специальные емкости.
5.2.6. На рынках площадью 0,2 га и более собранные на территории отходы следует хранить в контейнерах емкостью 0,75 м3.
5.2.7. Часы работы рынков устанавливаются на основании решения исполкомов местных Советов народных депутатов. Один день в неделю объявляется санитарным для уборки и дезинфекции всей территории рынка, основных и подсобных помещений, торговых мест, прилавков, столов, инвентаря.
5.2.8. Технический персонал рынка после его закрытия должен производить основную уборку территории. Днем следует производить патрульную уборку и очистку наполненных отходами сборников.
5.2.9. В теплый период года, помимо обязательного подметания, территорию рынка с твердым покрытием следует ежедневно мыть.
5.3. Парки.
5.3.1. Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусоросборников, должна быть расположена не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.).
5.3.2. При определении числа урн исходить из расчета: одна урна на 800 м2 площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами не должно быть более 40 м. У каждого ларька, киоска (продовольственного, сувенирного, книжного и т.д.) необходимо устанавливать урну емкостью не менее 10 л.
5.3.3. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавливать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.
5.3.4. При определении числа контейнеров для хозяйственных площадок следует исходить из среднего накопления отходов за 3 дня.
5.3.5. Общественные туалеты необходимо устраивать на расстоянии не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих, исходя из расчета: одно место на 500 посетителей.
5.3.4. Основную уборку следует производить после закрытия парков до 8 часов утра. Днем необходимо собирать отходы и опавшие листья, производить патрульную уборку, поливать зеленые насаждения.
5.4. Лечебно-профилактические учреждения.
5.4.1. Собирать отходы из кожно-венерологических, инфекционных, онкологическ, их, хирургических (в том числе гинекологических) отделений следует в герметичные сборники вместимостью 50-100 л с плотно закрывающимися крышками. Запрещается вывозить такие отходы на полигоны (свалки). Их следует уничтожать на месте по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. Желательно в каждом лечебном учреждении (или на группу больниц) иметь установки по сжиганию отходов.
5.4.2. Расположение специальных установок, сжигательных печей на территории регламентируется соответствующими санитарными и строительными нормативами и согласовывается с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.
5.4.3. Сбор, хранение, удаление и захоронение отходов, содержащих радиоактивные вещества, должны осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.
5.4.4. Режим и способ уборки территории с твердым покрытием зависят от специфики лечебного учреждения и решаются на месте по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией.
5.4.5. Размер хозяйственной площадки для установки контейнеров должен быть не менее 40 м2, и площадку следует располагать на расстоянии не ближе 50 м от лечебных корпусов и пищеблоков. Допускается устанавливать сборники отходов во встроенных помещениях.
5.4.6. В медицинских лечебных учреждениях необходимо использовать только эмалированные и фаянсовые урны.
При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые 700 м2 дворовой территории лечебного учреждения. На главных аллеях должны быть установлены урны на расстоянии 10 м одна от другой.
5.4.7. Технический персонал медицинского учреждения должен ежедневно производить очистку, мойку, дезинфекцию урн, мусоросборников (контейнеров) и площадок под них.

6. Ответственность за санитарное содержание территорий населенных мест.
6.1. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также мест общего пользования и пляжей осуществляется органами милиции совместно с органами санитарного надзора.
6.2. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:
титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
состав инспекции по охране окружающей среды;
мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.
6.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны:
своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;
проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;
оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
6.4. Предприятиям по уборке следует:
своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.
6.5. Специалисты учреждений санэпидслужбы должны обеспечивать выполнение следующих задач:
участвовать в подготовке проектов решений исполкомов местных Советов народных депутатов по организации санитарной очистки в населенном пункте;
рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, схемы санитарной очистки городов и др.;
изучать и анализировать заболеваемость населения в связи с санитарным состоянием населенных мест;
давать предложения руководителям органов жилищно-коммунального хозяйства о проведении рейдов проверки чистоты и уборки территории в зависимости от эпидемической ситуации;
проводить один раз в год, а при необходимости и чаще, инструктажи и занятия по санитарному минимуму для специалистов жилищных органов и предприятий по организации системы сбора, удаления и вывоза отходов, с учетом эпидемической ситуации;
проводить обучение общественных санитарных инспекторов в соответствии с планом, создавать советы общественных санитарных инспекторов и руководить их работой. 6.6. При организации планово-регулярной уборки территории населенных мест следует руководствоваться:
Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. М., ОНТИ АКХ, 1982;
Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки территорий населенных мест. М., Стройиздат, 1980;
Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота. М., МСХ СССР, 1970.

Главный государственный санитарный врач СССР,
Заместитель министра
здравоохранения СССР
А.И.Кондрусев



Читайте также: