Взаимосвязь компонентов природы на территории. Лекция: Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК)


Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.

Основоположником отечественного ландшафтоведение заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими - материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые, то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сплетение». Это сплетение компонентов природы суши показано на схеме. Что же такое природный комплекс?
Природно-территориальный комплекс (сокращенно - природный комплекс, или ПК) - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Этот участок имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся и в его внешнем облике.

Разнообразие ПК на суше зависит от состава горных пород, рельефа и климата, оказывающих большое влияние на другие компоненты.
Между компонентами природы существует взаимообмен веществом. Например, растения обмениваются с почвой и воздухом, и минеральными, и органическими веществами, водой, кислородом и углекислым газом. Этот обмен обусловливает единство и целостность ПК, поэтому достаточно повлиять на один компонент, чтобы изменился весь комплекс.

Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;

Незональные (или азональные). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт - часть единой географической оболочки.

Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, - антропогенные (греч. anthropos - человек, genes - рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
- слабоизмененные - охотничьи угодья;
- измененные - пашни, мелкие поселения;
- сильноизмененные - городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
- улучшенные -- санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.



Цель работы: формирование умений на конкретных приме-рах показывать взаимосвязи, существующие между природ-ными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото-рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про-филь и в своих тетрадях.

Затем учащиеся отвечают на вопро-сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен-ными при анализе профиля:

1. Как изменяются основные виды почв при движении с се-вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави-сит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы-вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас-тительного покрова.

Для доказательства взаимосвязи между характером расти-тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле-са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

Практическая работа может быть проведена на основе ана-лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ-ных компонентов (таблица):

Таблица

Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен-ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).

В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

Таблица. Природная зона — тундра


ЛИТЕРАТУРА

1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М., 2001.

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.

4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., 1998.

6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.

7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. - М., 2006.

8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. - М., 1990.

11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М., 1998.

13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. - М., 2004.

14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.

15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.

16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. - М., 1968.

17. Энциклопедия для детей «Аванта +». - М., 2001.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
  2. Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
  3. Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся

Задачи урока:

  1. Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
  2. Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
  3. Организация творческой работы в группах
  4. Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды

Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы

Класс разбит на 5 групп по природным зонам:

  1. Арктические пустыни.
  2. Тундра.
  3. Тайга.
  4. Смешанные и широколиственные леса.
  5. Степи (прерии).

В каждой группе “Специалисты”

  1. Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
  2. Климатолог (характеристика климата).
  3. Ботаник (растения и их приспособления).
  4. Зоолог (животные и их приспособления).
  5. Почвовед (характеристика почв).
  6. Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).

Ход урока

Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки

Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон

Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”

Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)

Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)

– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)

– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами . Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.

Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.

На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.

Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)

Вопросы учащимся

  • Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность?
  • Почему здесь довольно богатый животный мир?
  • Почему животные Арктических пустынь достигают крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты, тюлени?
  • Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы?
  • Почему их шкура и птичьи перья не намокают в воде?
  • Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)

    Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)

    Вопросы учащимся

  • Как растения тундры приспособились к прохладному короткому лету?
  • Почему у них маленькие листья?
  • Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
    Мы крепко сидим как занозы
    Но все это только притворство
    Прижатость есть вид непокорства”
    О каком непокорстве говорится в стихотворении?
    Почему в тундре не растут деревья?
  • Почему при малом количестве осадков тундра заболочена?
  • Почему тундра является раздольем для диких гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?
  • Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)

    Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)

    Вопросы учащимся

    1. Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
    2. Почему почвы тайги подзолистые?
    3. Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
    4. Какие последствия происходят после вырубки леса?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)

    Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов(слайд 18-21)

    Вопросы учащимся

    1. С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
    2. Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
    3. Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
    4. Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)

    Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)

    Вопросы учащимся

    1. Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
    2. Почему в степях не растут деревья?
    3. Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
    4. Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)

    По ходу выступлений оформляется страница нового учебника

    II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”

    Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.

    Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.

    Сообщения учащихся:

    1. Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
    2. Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)

    Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.

    Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.

    Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.

    Список использованной литературы:

    1. Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
    2. Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
    3. “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
    4. Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
    5. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
    6. Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.

    Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

    Ø углубить понимание сущности понятия «компоненты природы» и взаимосвязей между ними;

    Ø изучить структуру, основные свойства ПТК и ландшафта

    Природный компонент – это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу и др.). Природные компоненты на поверхности Земли представлены горными породами, воздухом, поверхностными и подземными водами, почвами, растительным и животным миром . Климат (многолетний режим погоды) и рельеф не являются компонентами природы, так как они не являются материальными телами, а отражают свойства воздушных масс и земной поверхности.

    Выделяют три группы природных компонентов: литогенные, гидроклиматогенные и биогенные (Рис.).

    Все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного, приводит к изменению других.

    Наиболее тесное взаимодействие компонентов характерно для приповерхностного (почвенного) и ближайшего надповерхностного слоя Земли, так как именно здесь происходит соприкосновение всех сфер географической оболочки Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы и др.).Например, на климатические особенности территории оказывает влияние рельеф. Климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительности и животного мира. В свою очередь растительный и животный мир объединены системой взаимодействия между собой и оказывают влияние на другие компоненты природы. Взаимосвязи между компонентами природы необходимо учитывать при организации хозяйственной деятельности. Например, осушение приводит к понижению грунтовых вод территории, а это оказывает влияние на, почвы, растительность и животный мир и т.д.

    Природные компоненты, тесно взаимодействуя между собой на определенной территории, образуют комплексы, которые называются природно-территориальными комплексами. Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается относительно однородный участок земной поверхности, который отличается своеобразным сочетанием природных компонентов. По величине территории выделяют ПТК трех уровней: планетарный, региональный и локальный

    Наиболее крупный – планетарный или глобальный уровень ПТК представлен на планете географической оболочкой.

    ПТК регионального уровня: материки, природные зоны, физико-географические страны, являются структурными частями географической оболочки. ПТК локального уровня представлены ландшафтами (фации, урочища).

    Границы ПТК, как правило, ярко не выявлены и переход от одного комплекса к другому идет постепенно. На картах границы природных комплексов наносятся линиями, которые являются условным знаком. Для каждого природного комплекса характерна своя структура. Структура ПТК – это сочетание компонентов природы образующих ПТК.

    Свойства ПТК. Главным свойством ПТК разного ранга следует считать его целостность. Целостность означает тесную взаимосвязь компонентов ПТК.

    Еще одно важное свойство природного комплекса – устойчивость , которая заключается в возможности ПТК возвращаться в исходное состояние при воздействии на него внешних сил (вырубка лесов, мелиорация и т.д.).

    Устойчивость природных комплексов имеет огромное значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Кризисные явления в природе возникают, когда нарушается устойчивость и способность ПТК к самовосстановлению. Устойчивость обеспечивается разнообразием взаимосвязей между компонентами природного комплекса. Чем сложнее ПТК, тем он устойчивее, т.е. имеет больше возможностей для самовосстановления и противодействия хозяйственной деятельности человека.

    ПТК постоянно развиваются, т.е. обладают таким свойством как изменчивость . Это можно видеть на примере локальных комплексов, когда идут процессы зарастания озер, возникновения оврагов, заболачивание лесов и т.д. Считается, что в естественных условиях эволюция природных комплексов происходит в направлении повышения их устойчивости. В этой связи основная проблема при антропогенном воздействии на природу заключается в том, чтобы не снижать естественной устойчивости природно-территориальных комплексов.

    Понятие ландшафт. Структура ландшафта. С развитием географии изменялось представление о ПТК. На основе учения о природно-территориальных комплексах сформировалось новое направление – ландшафтоведение, объектом изучения которого является ландшафт (от нем. land– земля, schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь).

    Ландшафт является однородным природным образованием в пределах природной зоны и отражает ее основные особенности. Ландшафт может приниматься как основная единица при физико-географическом районировании. Для формирования представлений о территории, достаточно изучить ее в пределах ландшафта. Каждый ландшафт является частью более крупных территориальных географических единиц.

    Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием его компонентов и характером взаимосвязей между ними.

    Ландшафт включает не только природные компоненты, но и мелкие ПТК - фации и урочища, которые составляют его морфологическую структуру.

    Самым простым (элементарным) комплексом является фация, которая характеризуется наибольшей однородностью природных компонентов. Примером может быть участок небольшой речной долины, ложбины, небольшая западина и др., которые имеют однородные геологические отложения и почвы, одинаковые микроклимат, водный режим и состав биоценоза.

    Фации объединяются в урочища. Урочище - это система фаций, приуроченных к отдельной крупной форме рельефа или водоразделу на однородном субстрате и общей направленности физико-географических процессов. Примерами урочищ могут служить ПТК в пределах оврага, холма. Более крупной единицей ландшафта является местность, которая представляет собой сочетание урочищ, закономерно повторяющихся в пределах ландшафта. Выделение местностей обусловлено в первую очередь особенностями геологического строения и рельефа.

    Антропогенные ландшафты. В результате преобразующей деятельности человека на месте естественных ландшафтов возникают преобразованные - антропогенные.

    В ландшафтоведении, в зависимости от степени антропогенного воздействия, выделяют первичные природные ландшафты , которые образованы действием лишь природных факторов; природно-антропогенные ландшафты , которые образованы действием как природных, так и антропогенных факторов, и антропогенные ландшафты , существование которых поддерживается лишь за счет деятельности людей. Степень их изменения зависит от интенсивности хозяйственного использования. Наибольшие изменения происходят при промышленном, транспортном и сельскохозяйственном использовании ландшафтов.

    Под антропогенным ландшафтом понимается географический ландшафт, преобразованный деятельностью людей и отличающийся по строению и свойствам от естественных. Так как деятельность человека, вызывающая образование антропогенных ландшафтов, может быть целенаправленной и нецеленаправленной (непреднамеренной), формируются разные антропогенные ландшафты. Выделяют слабоизмененные, измененные и сильноизмененные ландшафты.

    Целенаправленное воздействие на ландшафты ведет к их преобразованию и формированию ландшафтов с заданными параметрами и функциями. Образуются сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные, урбанизированные и другие, которые иногда называют окультуренными, или культурными. Под культурным ландшафтом понимается территория, на которой в результате деятельности человека ландшафт приобрел новые свойства по сравнению с прежним своим состоянием (Рис…).

    Ландшафтам, в течение времени, присущи изменения качественных и количественных параметров. Такие преобразования носят название – развитие ландшафта . Факторы, вызывающие процессы развития ландшафта делятся на внутренние и внешние. В результате развития одни ландшафты могут преобразовываться и исчезать, другие, наоборот, формироваться. Задачей рационального природопользования является предотвращение нежелательного разрушения (деградации) ландшафтов, т.е. управлять развитием ландшафта.

    Вопросы и задания

    1. Что такое ПТК и какие природные компоненты в них выделяются?

    2. Что означает понятие «устойчивость ПТК» и, какие факторы ее обеспечивают?

    3. В результате какой хозяйственной деятельности могут разрушаться взаимосвязи ПТК?.. Приведите примеры.

    1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

    В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

    2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

    На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

    3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

    Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

    Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

    В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

    4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

    Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

    5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

    Зоне смешанных лесов.

    6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

    Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.



    Читайте также: