Презентация на тему "путешествие по природным зонам россии". Портал образования Путешествие по природным зонам мира




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.

Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.

Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.

Ход урока

Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.

I. Изучение нового материала

1. Постановка целей урока (5 минут)

Слайд 1

Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.

Слайд 2

Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.

Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.

Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.

Слайд 3

Фронтальный опрос

  1. Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
  2. От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) Слайд 5
  3. Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
  4. Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
  5. Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) . Слайд 6
  6. Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)


Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович


Рисунок 2. Александр Гумбольдт

Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.

Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам

Природные зоны Климатические особенности Животный мир Растительный мир
Арктические пустыни и тундра
Лесная зона
Степная зона
Зона пустынь
Зона саванны
Зона экваториальных лесов

– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.

Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.

– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.

– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.

После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.

– Отправляемся в наше путешествие!

2. Природные зоны Земли (10 минут)

Просмотр презентации и рассказ учителя

Слайд 8 – 14

Арктические пустыни и тундра

Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира .

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.

В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.

Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей .

Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.

Слайд 15. Лесная зона

Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.

Слайд 16–18

В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.

В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.

Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.

Слайд 19. Степная зона

Найдите на картах зону степей.

Слайд 20–22

Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.

Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.

Слайд 23. Зона пустыни

Слайд 24, 25

Просмотр фильма «Пустыни»

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.

Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.

Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды .

Слайд 26. Зона саванны

Слайд 27–29

Просмотр фильма «Саванны и редколесья»

На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча . Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников .

Слайд 30. Зона экваториальных лесов

Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса»

Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.

Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров .

В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) .

Слайд 33.

3. Физминутка (1 минута)

Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) .

II. Работа в группах (12 минут)

– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.

Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.

1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.

2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.

– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.

– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.

Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.

Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.

Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.

Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.

Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.

– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.

Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.

Выступления команд (8 минут)

От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.

Загадка

Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест .

(Природные зоны)

Слайд 34

– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?

(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)

III. Обобщение и вывод (3 минуты)

– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.

– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.

– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).

– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?

Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.

– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?

(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)

– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.

– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?

Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.

Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.

IV. Домашнее задание (1 минута)

§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.

Слайд 35

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.

Используемая литература:

  1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
  4. Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.
  5. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Саванна».
  6. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Пустыня».
  7. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Джунгли».

Тип занятия:

Актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия:

Занятие-путешествие.

Цель:

Формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Литература:

При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Методы и приемы:

Беседа, демонстрация слайдов.

Оборудование:

Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.

Ход занятия:

Дети стоят около воспитателя.

Отгадайте загадку:

Загадка про глобус

На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю...
(Глобус)

Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта.

Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие!

Слайд № 1

Где мы находимся?

Ответы детей (в Арктике).

А как ещё называют эту природную зону?

Ответы детей (царство льда и снега).

Слайд № 2

Почему она получила такое название?

Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).

Как приспособились животные к суровому климату Арктики?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?

Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).

Как решается вопрос об охране животных?

Ответы детей (созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник?

Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).

Почему она красного цвета?

Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).

Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?

Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).

– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.

Слайды № 3, 4, 5, 6

– Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».

– Что это за природная зона?

Ответы детей (тундра).

Что указывает на то, что это тундра?

Слайд № 7

Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?

Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).

А какие экологические проблемы есть в этом краю?

Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).

– Кто взят под охрану?

Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.

Слайды № 8, 9

«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»

Кто догадался, где мы находимся?

Ответы детей (в зоне лесов).

Слайд № 10

Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.

Какое значение для человека и животных имеет лес?

Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

– Назовите экологические проблемы леса.

Ответы детей (пожары, вырубка лесов).

– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

Ответы детей.

Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?

Ответы детей.

Слайд № 11

– Как связаны между собой осина, заяц, волк?

Ответы детей (цепочкой питания).

Какое дерево является символом России?

Ответы детей (берёзка).

Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

Ответы детей (пустыня).

Слайд № 12

Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).

Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).

Слайд № 13

Где скрываются животные от жары?

Ответы детей (в норах, в тени камней).

Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.

Слайд № 14

Вот и закончилось наше путешествие.

Слайд № 15, 16

– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!

У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.

Работа в парах.

Итог:

Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску.

И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

с мультимедийной презентацией

«Путешествие по природным зонам России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ «Раздольевская ОШ»

Саламатова А.Ю.

2016-2017 учебный год

Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока : Урок-путешествие.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

Познавательный интерес;

Творческую активность;

Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

Умение работать с картой.

Воспитывать:

Бережное отношение к природе;

Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

(Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.

Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

3. Актуализация знаний.

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране. (Презентация. Слайд 2)

(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

а) с запада?

б) с севера?

в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4. Самое глубокое озеро России

Байкал

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

Арктика

Лесная

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Работа в группах.

Учитель:

Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 3)

Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная зона

Положение зоны

климат

Занятие населения

Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах).

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

5.Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)

Справа от нас – зелёный луг. (поворот)

Слева от нас находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

Игра «Рассели животных по природным зонам» (Презентация. Слайд 4)

(Учащиеся, получившие карточки расселяют их по соответствующим зонам.)

О т в е т: Арктика – кит, тюлень, тупик;

Субтропики – богомол, косуля, дельфин, жук-скарабей;

Тундра – лемминг, северный олень;

Степи – кобылка, суслик;

Зона лесов – рысь, глухарь,лось;

Пустыни – корсак, ушастый ёж.

Проверка:

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

Кто не согласен? Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку

Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»

(Презентация. Слайд 5)

7. Обобщение знаний о растениях природных зон.

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:

каштан

лиственница

ягель

дуб

лишайник

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений

(Презентация. Слайд 6)

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

(Презентация. Слайд 7)

Правильный ответ: 1-лишайник

2-дуб

3-лиственница

4-каштан

5-ягель.

Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 8)

Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46

Используя материал учебника, заполните таблицу

«Заповедники и национальные парки России».

название

Где находится

Когда создан

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской области по берегу Оки)

1945 год

Дрофиный питомник

Зона степей

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

1990 г.

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.

(Презентация. Слайд 8)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

Учитель:

Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят,

которые активно работали на уроке...

10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 9)

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»

В) «Юный географ» подготовить реферат по теме “Природные зоны России»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188»

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию.

Тема: «Путешествие по природным зонам»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект разработала:

Кузнецова М. В.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Приоритетная область познавательное развитие .

Формировать целостное представление о природных зонах;

Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Интеграция образовательных областей .

Речевое развитие :

Обогащать словарный запас детей.

Физическое развитие :

Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

Социально-коммуникативное развитие :

Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Художественно-эстетическое развитие :

Развивать чувство прекрасного через музыкальное произведение «Мы вокруг березки…».

Предпосылки УУД:

    развитие умения осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

    воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

    развитие умения сохранять заданную цель;

    развитие умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

    развитие умения (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

    развитие умения узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

    умение выделять существенные признаки объектов;

    воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;

    Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование и материалы : 3 игровых поля, дидактический материал по каждому игровому полю, наборы игрушек животных, растений, бросовый материал, глобус, иллюстрации и картины природных зон, магнитофон.

Предварительная работа :

    Беседы о климатических условиях, животном и растительном мире природных зон Арктики, зоны лесов и пустыни.

    Чтение художественной литературы: Жидков, Чарушин, Бианки, Пришвин, Сладков, Пермяк; детских энциклопедий.

    Просмотр презентаций: «Леса России», «Арктика – царство снега и льда», «Жаркая пустыня».

    Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

    Разгадывание загадок.

    Просмотр мультфильмов: «Корабль пустыни», «Умка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка», «Лесная братва».

    Пополнение полей новым игровым материалом.

Ход НОД

    Вводная часть.

Воспитатель: Дети, здравствуйте! Отгадайте загадку:

На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю … (глобус).

В: Ребята, какое у вас настроение? А вы любите путешествовать? Сегодня, в очередной раз, мы отправимся с вами в очень увлекательное путешествие! А отправляемся мы в путешествие по природным зонам на самолете. Давайте встанем в круг и полетим (включается музыка, дети бегут по кругу, изображая самолеты).

    Основная часть.

В: А сейчас выберите каждый для себя кружок (круги 3 цветов - перевернутые). Как вы думаете, какую природную зону обозначает каждый круг.

Д: Белый – Арктика, зеленый – зона лесов, желтый – пустыня.

В: А сейчас давайте объединимся в подгруппы по цветам (дети расходятся к игровым полям своего цвета).

Д: Белый – Арктика.

В: Как вы думаете, почему Арктика обозначена белым цветом?

Д: Там много снега и льда.

В: Кто там живет?

Д: Белый медведь, тюлень, морж, полярная сова, северный олень, белый песец.

В: Какие растения там растут? Почему?

Д: Никаких. Потому что там вечная зима.

В: Какую зону обозначает ваш круг?

Д: Зеленый – зона лесов.

В: Как вы думаете, почему зона лесов обозначена зеленым цветом?

Д: Там много лесов.

В: Кто там живет?

Д: медведь, белка, еж, лиса, волк, заяц, кабан, лось, рысь, бобер.

В: Какие растения там растут?

Д: клен, рябина, ель, липа и др. деревья; сирень, шиповник и др. кустарники; ромашка, незабудка, колокольчик и др. цветы; различные травы.

В: Какую зону обозначает ваш круг?

Д: Желтый - пустыня.

В: Как вы думаете, почему пустыня обозначена желтым цветом?

Д: Там много песка, много солнца, мало воды.

В: Кто там живет?

Д: Ящерица, верблюд, змеи, тушканчик, черепаха, пауки, суслик, скорпион, ушастый еж.

В: Какие растения там растут?

Д: Кактусы, верблюжья колючка, саксаул.

В: Ребята, а вы знаете, какое дерево является символом России?

Д: Береза.

В: Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка

А ну, честной народ,

Становись – кА в хоровод!

(Раздаем платочки)

Хоровод «Мы вокруг березки»

Посмотри березка,

Мы к тебе идем,

Яркие платочки

Мы к тебе несем.

(Дети ходят по кругу)

Золотые листочки золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод ребят.

(Кружатся на месте).

Девочки к березке

Ближе подойдут.

Яркими платочками

Весело взмахнут.

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая)

Разошлись ребятки

И пошли гулять.

Про березку песню

Нежно напивать.

(Идут в разных направлениях, гуляя).

В: Ну вот и повеселились.

В: А сейчас, каждая подгруппа, подойдите к своему игровому полю (Дети подходят к столу с игровым материалом для наполнения игровых полей (природных зон)). Давайте мы их заполним животными и растениями. (Открываем коробку с игровым материалом для разных природных зон.)

В: Что же случилось с животными и растениями? (Ответы детей)

В: А теперь, каждая подгруппа, выберите себе животных, растения и нужный материал для своей природной зоны.

(Работа детей по заполнению игровых полей)

В: Давайте посмотрим, правильно ли заполнены игровые поля? (взаимопроверка)

В: Как вы думаете, почему надо охранять животных? (ответы детей)

В: Как же решается вопрос об охране животных и растений?

Д: Создаются заповедники.

В: Что такое заповедники? (вместе с воспитателем дети формулируют понятие «заповедник»)

Д: Заповедник – большая территория, где охраняются редкие растения и животные.

В: Наиболее охраняемых растений и животных, которые могут исчезнуть, заносят в специальную книгу. Кто-нибудь знает, как называется она?

Д: В Красную Книгу.

В: А может вы догадаетесь, почему она красного цвета?

Д: Красный цвет – знак тревоги и опасности.

В: Каких животных, занесенных в Красную Книгу, вы можете назвать?

Д: Тигр, зубр, белый медведь, рысь, морж, тюлень, синий кит, антилопа, ушастый еж, корсак, выхухоль, бобр.

    Заключительная часть.

В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Какое у вас настроение после нашего путешествия? Что было для вас самым сложным?

В: Ребята, мы с вами – жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!


Ход урока.

I . Организационный момент.

Вступительное слово учителя. (слайд 1 )

Начинается наше занятие.

Будет, думаю, оно увлекательным.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.

II . Путешествие по природным зонам.

А какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.

Запуск видеосюжетов с рассказами. Каждую зону ученики показывают на карте. (слайд 2). Спрашиваю, по каким признакам они угадали природную зону.

1. Видеообращение

Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

2. Видеообращение

Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

3. Видеообращение

Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

4. Видеообращение

Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

5. Видеообращение

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

6. Видеообращение

Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)

А теперь назовите все природные зоны по порядку. Как они меняются? (с севера на юг). Какую зону мы изучили самой последней? По какому плану мы изучали каждую зону? (Вывешивается плакат). Какие особенности этой зоны вы запомнили? Выполняют тест). Проверка.

Все остальные зоны мы повторим в групповой работе.

Установить соответствие.

(каждой группе выдаётся таблица, которую они заполняют, вскрыв конверт с данными о природной зоне. В конце работы каждая группа выступает со своим результатом).

Итог работы:

Обратите внимание, какую огромную территорию занимают эти природные зоны. На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем. Послушайте их и постарайтесь догадаться, человек какой профессии писал их и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку с этим номером.

На доске запись.

1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня;

6 – субтропики.

Первое письмо:

“… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.

Д. Пустыня, водитель. Карточка 5. (слайды 3,4)

У. Чем занимаются люди, живущие в этой зоне?

Самым старинным занятием населения пустыне является животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.

Второе письмо:

“… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет …”

Д. Моряк – зона арктических пустынь. Карточка 1. (Слайды 5,6)

У. Расскажите о занятиях населения в этой природной зоне.

Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы.

Третье письмо:

“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.”

Д. Учитель – степь. Карточка 4. (слайды 7,8)

У. Расскажите о занятиях населения этой природной зоны.

Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.

Четвёртое письмо:

“…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.

Д. Врач – тундра. Карточка 2 (слайды 9,10,11)

У. Расскажите о занятиях населения зоны тундры.

Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.

Пятое письмо:

“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.”

Д. Лесник – лесная зона. Карточка 3. (слайды 12,13)

У. Чем занимается население лесной полосы?

В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.

У. Мы вспомнили, чем занято население каждой природной зоны.

От чего зависит вид деятельности населения?

Д. От природных условий.

У. Чем занимается население нашего края?

III . Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?

Домашнее задание: -готовиться к проверочной работе;

Описать этапы работы над проектом;

Приготовить сообщение о заповеднике своего края.

Мой край – моя земля,

Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.

2.Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.

3. По широкой тундре едешь дни и ночи;

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

Да в снегу кустарник борозду полощет.

4. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

5. На все стороны степь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

6. Солнечный, жаркий жёлтый поток

Льётся в пустыне на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.



Читайте также: