Танк т 64 компрессор рабочее давление характеристики.

Советский основной боевой танк Т-64, созданный в Харьковском конструкторском бюро имени Морозова, во многом стал инновационным и задал направление развития танкостроения в своё время. Минимальный забронированный объём, многослойная броня, оппозитный двигатель и возможность вести огонь управляемыми ракетами в более поздних модификациях.

Его разработка велась в начале 1960 годов, позже танк получил множество модификаций и до сих пор состоит на вооружении России, Украины и ещё нескольких стран. Может показаться, что Т-64 оказался почти идеальным танком, но теория часто расходится с практикой, что случилось и в этот раз.

Создание

Всё началось со среднего экспериментального танка "Объект 430", созданного в 1957 году. Его особенностями были сильно дифференцированная бронезащита, новый дизельный оппозитный двигатель 5ТД и общие улучшения традиционной компоновки.

Чуть позже началась разработка Т-64, которая к 1964 году переросла в серийное производство. Его отличительной чертой стала очень плотная компоновка и маленький забронированный объём. Это стало возможным благодаря применению механизма заряжания, нового двигателя и трансмиссии.

Изначально Т-64 классифицировался как средний танк и выпускался вместе с Т-55 и Т-62, но в 1968 году появилась модификация под названием Т-64А, получившая пушку калибром 125 мм и улучшенную броню, что превратило её в симбиоз среднего и тяжёлого танка. Это привело к устареванию такой классификации и появлению понятия ОБТ .

Бронезащита

Т-64 стал первым в мире танком, обладающим комбинированной многослойной бронёй корпуса, состоящей из стальных листов толщиной 80 мм и 20 мм с двумя стеклопластиковыми по 52 мм между ними.

Башню производили с помощью литья, оставляя особые полости спереди, позже заполняемые специальными вставками. Испытывались различные материалы, например, алюминий, ультрафарфор, уралит и стеклопластики.

Это обеспечило защиту от большинства западных боеприпасов при стрельбе с дальности более 500 метров и выигрыш в весе около 20% по сравнению с аналогичной монолитной бронёй.

В 1975 году наполнитель башни изменили на корундовый, её лобовая защита достигла величины около 450 мм.

Многослойная броня ОБТ позволила одновременно решить несколько задач, а именно достичь максимальной прочности защиты при достаточной её вязкости и минимальном весе.

В 1985 году появились новые Т-64, оснащённые более чем 200 блоками реактивной защиты, довольно похожей на израильскую "Блейзер". Довольно правдоподобной кажется теория о заимствовании технологий у захваченных сирийцами М-48, М-60 и Центурионов.

Вооружение

Первая модификация получила 115 мм пушку 2А21 и механизм заряжания, позволяющий выбирать тип снарядов. Благодаря ему стало возможно уменьшить экипаж до 3 человек, повысив при этом скорострельность практические до 10 выстрелов в минуту.

В 1968 году было принято решение установить на танк Т-64 пушку 2А26 калибром 125 мм, что превратило его в ОБТ, а, появившийся в 1976 году Т-64 с комплексом управляемого вооружения, стал первым в мире танком с возможностью ведения огня как снарядами, так и ракетами. В 1979 году орудие сменили на 2А46 такого же калибра.

Механизм заряжания с гидравлическим приводом является предметом частых споров, поскольку имеет как неоспоримые преимущества, так и недостатки.

В него уложено 28 выстрелов, а сам он находится в башне. Это уже создаёт опасность взрыва БК в случае попадания снаряды, ракеты или гранаты в башню и последующего пробития брони. Однако этот недостаток присущ всем советским и даже современным российским танкам, поскольку является неприятной особенностью всех автоматов заряжания, тянущейся ещё со времён СССР.

В то время, как Т-72 и Т-90 имеют электрический привод АЗ, Т-64 оснащён гидравлическим, который требует периодических регулировок и является пожароопасным.

Ещё одна особенность харьковского механизма заряжания может стоить жизни механику-водителю, поскольку своими лотками он перекрывает путь из отделения управления в боевое. То есть, при блокировании люка водителя, человек оказывается в ловушке и не способен выбраться. Теоретически можно убрать несколько лотков, освободив путь, но на практике это почти невозможно.

Дополнительное вооружение Т-64 состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта ПКТ и управляемого дистанционно 12,7 мм НСВТ. Также имеется 8 дымовых гранатомётов для постановки завес.

Ходовая часть и двигатель

К этим вопросам харьковские инженеры тоже решили подойти нестандартно, установив на танк торсионную подвеску и оппозитный двигатель.

Ходовая часть состоит из ведущего колеса сзади, шести опорных катков, четырёх поддерживающих роликов и направляющего колеса спереди на каждой из сторон. Такая конструкция обеспечивает увеличенную проходимость и хорошую надёжность, но взамен приходится расплачиваться раскачкой танка, большой вероятностью потери гусеницы при резком повороте на пересечённой местности или недостаточном натяжении и большой сложностью транспортировки потерявшего гусеницу танка, поскольку опорные катки небольшого диаметра буквально закапываются в мягкий грунт.

Чтобы в очередной раз не спорить о том, какая конструкция лучше, и присущи ли перечисленные выше недостатки харьковской подвеске, попробуйте подумать сами, в каком количестве современных ОБТ применяется подобная подвеска и почему.

Ещё в 1946 году были начаты работы над созданием нового дизельного двигателя, который должен был иметь малые габариты и, особенно, высоту. Поэтому было принято решение расположить цилиндры горизонтально.

На Т-64 был установлен оппозитный 5ТДФ, имеющий мощность 700 л.с. Позже, на Т-64БМ, появился 6ТД мощностью 1000 л.с., а на Т-64Е 5ТДФЕ мощностью 900 л.с.

Трансмиссия представляет собой две бортовые планетарные механические коробки передач с сервоприводами, имеющих семь передач переднего хода и одну заднего.

Такая конструкция обеспечивает легкость и малые габариты двигателя, лёгкость замены и ремонта в полевых условиях. При этом двигатель имеет тяжёлый тепловой режим и высокие обороты, что негативно сказывается на возможности применения в условиях повышенной температуры и требует подогрев до запуска при температурах ниже 10°С.

Модификации

Т-64А - первая из модификаций танка, произведённая в 1969 году и получившая множество нового оборудования и доработок, 125 мм орудие, дистанционно управляемый зенитный пулемёт и ставшая ОБТ.

Т-64Б - версия, получившая управляемые ракеты в качестве вооружения, СУО, усиленное бронирование, усовершенствованную подвеску. Появилась в 1976 году.

Т-64БМ - появился в 1983 году из-за решения поставить на ОБТ двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с.

Т-64БВ - версия с навесной динамической бронёй, которая была продемонстрирована в Москве в 1985 году.

Т-64БМ "Булат" - украинская модификация, произведённая в 2005 году.

Т-64Е - украинская версия, получившая современный двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л.с. встроенную силовую установку, обновленную СУО, динамическую защиту "Нож-2", комплекс управляемого вооружения "Комбат" и спаренную зенитную пушку с дистанционным управлением калибром 23 мм.

Т-64Б1М - ещё одна современная украинская модификация 2014 года, получившая встроенную динамическую защиту и нишу для БК в задней части башни.

Эпилог

Каким же получился основной боевой танк Т-64? Наверное, слишком дорогим и сложным для своих задач. Немного позже созданный Т-72 при сравнимой защите и огневой мощи имел меньшую цену, сложность и большую надёжность.

Кроме того, приверженность харьковских конструкторов к некоторым своим идеям вроде механизма заряжания и ходовой части вызывает небольшое удивление. Если о плюсах и минусах подвески действительно можно долго спорить, то механизм заряжания, фактически ставящий крест на спасении механика-водителя в некоторых ситуациях и не имеющих весомых преимуществ перед более простыми автоматами заряжания, кажется результатом упорного нежелания видеть свои ошибки.

Интересной кажется и судьба ОБТ в вооружённых столкновениях, в каждом из которых он не смог проявить себя по различным причинам. Эпизодическое применение в Приднестровье и на Украине брать в расчёт нет смысла. Сложно рассуждать о ни разу не повоевавшей машине, которая была создана для войны.

В любом случае, Т-64 стал во многом первым, а его характеристики и конструкционный запас позволяют до сих пор находится в строю, подвергаясь периодическим модернизациям и не выглядеть при этом пережитком прошлого.

Меня постоянно упрекают за якобы предвзятое отношение к украинским танкам и танкостроителям. Уверяю, нет у меня никакого желания дискутировать с адептами Харькова. Я хочу только одного - чтобы украинская бронетанковая пропаганда не забивала мозги людям. Я желаю и добиваюсь того, чтобы люди знали о том, что было и что есть на самом деле. Не питались мифами и легендами. Читатель может доверять или не доверять моим словам - это его право. В отличие от некоторых, я не настаиваю на своей точке зрения. Но есть факты, против которых не попрёшь, есть свидетели и непосредственные участники - прислушаться к их мнению однозначно стоит.

На днях в редакцию сайта "ОТВАГА" пришло письмо от офицера-танкиста, в котором он излагает свой опыт "общения" с танками типа Т-64, Т-72 и Т-80. Его рассказ без каких-либо правок и изменений мы даём на "ОТВАГЕ" и в этом блоге.


Давно слежу за полемикой между адептами «украинского» и российского танкостроения! Чтобы немного обосновать дальнейшее, немного расскажу о себе. Я начинал учиться в Ульяновском Гвардейском танковом училище (основой танк изучения – Т-72, дополнительный – Т-80), но в связи с его закрытием закончил Казанское танковое училище (основной – Т-80, дополнительный – Т-64), имею диплом с отличием. Так что с предметом споров знаком весьма основательно. Службу проходил на танке Т-72 в должностях командира взвода, командира роты, начальника штаба батальона в одном из танковых полков Приволжско-Уральского военного округа. Участвовал в первой Чеченской кампании: был взводным и ротным.

А теперь по существу. Ходовая часть танка Т-64 – крайне капризная и, если можно так выразиться, неэксплуатабельная. При поворотах на первой передаче, на высоких оборотах и тяжелом грунте (мокрая пашня, танковая колея) невероятно высокий риск статься без гусеницы. На высоких скоростях, если чуть ослабла гусеница, и поворотах на более высоких передачах зрелище слетающей гусеницы с выворотом надгусеничных полок останется навсегда в памяти! А уж, если гусеница слетела, то буксировка танка по тяжелому грунту и песку на катках абсолютно невозможна – тарелки опорных катков увязают выше балансиров!
О пресловутых торсионных валах не говорил, пожалуй, только ленивый. Чем тут гордятся наши украинские оппоненты – непонятно!

Вычитал недавно такое выражение: «ажурные гусеницы и ходовая часть танка Т-64». Бред! Ажурными могут быть дамские кружева и чулки! Ходовая часть танка должна быть НАДёЖНОЙ и РЕМОНТОПРИГОДНОЙ! И точка! Честно говоря, удивляет та маниакальная приверженность харьковчан ущербной в принципе ходовой части. Такой её тип применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на украинских танках – потомках первого Т-64. Если бы она была действительно настолько хорошей, как о ней говорят, то сие «гениальное» творение наверняка бы нашло себе применение где-нибудь ещё в мире. Кроме танка Т-64 ходовая такого же типа была навязана для ПТС и ряда инженерных машин, что я считаю преступлением, учитывая их условия эксплуатации.

За девять лет службы при интенсивной эксплуатации – совершенно варварской - танков Т-72 в горах и на равнине, а также боевом применении машин в Чеченской Республике, я НИ РАЗУ не наблюдал слетевшей гусеницы у «семьдесятдвойки»! Естественно, исключаю подрыв танка на ПТ-мине и прочие боевые повреждения. Не помню я также и замен торсионных валов. Буксировка танка без гусениц вообще проблем не вызывала. Чтобы «убить» ходовую часть Т-72 нужно быть исключительным «долбоюношей»! Даже слабое натяжение гусеницы не приводило к «разобутию» машины, а лишь к проскакиванию ведущего колеса по гусенице.

Из негативных моментов могу только припомнить не очень удобное соединение траков пальцем, а не серьгами (т.н. «биноклями»), как у Т-80 и Т-64, но это, скорее, дело вкуса и сугубо субъективная оценка.

Встречал также утверждения, что резиновые бандажи на опорных катках весьма ненадежны и часто выходят из строя. Чушь полная! Абсолютное большинство машин, уходящих в капитальный ремонт после положенного пробега, уходила на катках с теми же бандажами, с которыми они прибыли новенькими с завода. Срыв и разрушение бандажей происходил только в результате внешнего СИЛЬНОГО воздействия. А после внедрения гусеницы от танка Т-80, когда бандажи катков катятся по резиновой беговой дорожке гусеницы, ходовая Т-72 стала «вечной»!

То же самое можно сказать и о ходовой части танка Т-80. Основной проблемой здесь были телескопические амортизаторы. Но они довольно легко и быстро менялись. В целом, безусловно, из трех типов ходовых наиболее любима в войсках практически по всем показателям – ходовая Т-80. Недаром ее элементы (гусеница) перешли на Т-90 и модернизованные Т-72.

Теперь о двигателе – «сердце» машины. Двигатель Т-64 (не важно, какой, – 5ТД, 5ТДФ, 6ТД и проч.) имеет только один плюс – хорошую габаритную мощность и ВСЁ! Этот плюс нивелируется большим количеством минусов. Прежде всего: эжекционная система охлаждения! После одного круга летом в жару по танкодрому приходилось «остужать» Т-64. Применение такой системы для тяжелых машин, на примере Т-64, показало свою бесперспективность. Крайне низкая надёжность старта зимой холодного двигателя заставляла офицеров обеспечения учебного процесса приходить на службу задолго до начала занятий, чтобы успеть завести все машины для этих самых занятий.
По системе смазки. Если просто посмотреть на корму интенсивно эксплуатировавшихся танков Т-64, можно заметить что она вся буквально залита маслом. Расход масла превышал все назначенные нормы, вынуждая «выкручиваться» начальников службы ГСМ и командиров подразделений. Впрочем, подробно о недостатках двигателя Т-64 написано уже много и без меня.

А теперь, в противовес, немного о двигателях танков Т-72. Летом 1996 года в ходе полкового тактического учения с боевой стрельбой по теме «Танковый полк в наступлении» у одного из танков моей роты, вследствие повреждения радиатора на рубеже перехода в атаку, выгнало всю воду. Танк продолжал выполнять задачу до достижения рубежа ближайшей задачи полка (в тех условиях это было, на минуточку, около 25 км). То есть, машина -- «на сухую», в жару, в сложных условиях, на повышенных оборотах -- прошла ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ километров, прежде чем «застучать»!

Из проблем, конечно, прежде всего – это трудоёмкость замены двигателя. Однажды в бытность комвзвода замена «двигуна» у меня, двух механиков-водителей и периодической помощи зампотеха батальона, с привлечением БРЭМ-1, заняла почти сутки.
Мощность двигателя В-84 для танка массой 46-48 тонн вполне адекватная.

Но из всех двигателей моё сердце отдано ГТД-1250. Знаю, что это вызовет шквал негатива, но я из всех проблем, на которые обратят мое внимание, признаю только повышенный расход топлива. Всё остальные: сложность очистки воздуха, высокая температура выхлопа и прочие на последних газовых турбинах решены. Главная же проблема турбины – её стоимость. Считаю, что причиной снятия с вооружения и отказа от разработки танков с ГТД в России является бедность нашего государства. В эксплуатации ГТД – песня! Легкость запуска, невозможность перегрева, простота замены, «всеядность». Впрочем, решение уже давно принято, и если челябинцам удастся сделать новый мощный и надежный дизельный «двигун», буду только рад! Разговоры о Х-образном двигателе идут ещё с тех пор, когда я учился. Хотя, надо отметить, немцам удается создавать прекрасные дизеля MTU по классической V-образной схеме.

Трансмиссии на всех танках, в принципе, почти одинаковые. Бортовые коробки передач уже давно устарели… Жаль, что в своё время харьковчане сначала поставили их на танке Т-64, а затем это решение перекочевало на Т-72 и Т-80. Остальной мир пошел по пути развития гидромеханичекой трансмиссии, в отличие от нашего пресловутого удешевления взамен качества…

Не вызывает сомнений, что на перспективных танках и тяжелых машинах должна стоять гидромеханическая трансмиссия. Рад, что в России это осознали и помимо БМП-3, уже оснащённой ГМП, перспективные образцы бронетехники также будут иметь подобную трансмиссию. Всякие экзотические дизель-электрические, гибридные и прочие трансмиссии точно не для танков!

Огневая мощь. Как ни странно, но вернемся опять к ходовой части: ее несовершенство у Т-64 приводит к тряске и раскачиванию танка. И если, благодаря более продвинутой СУО, танк Т-64Б (БВ и проч. модификаций) выигрывает у Т-72Б (М), то при одинаковой СУО «шестьдесятчетверки» с Т-80Б (БВ) точность стрельбы с ходу первой заметно хуже.

Механизм заряжания (МЗ) Т-64 и Т-80, в принципе, одинаковый, и сравнивать его можно только с автоматом заряжания (АЗ) танка Т-72. Преимущество только одно – ёмкость вращающегося транспортера: 28 выстрелов против 22. Но это компенсируется более удобным размещением выстрелов в немеханизированной укладке. Типичной схемой размещения боекомплекта в Т-72 при ведении боевых действий в Чеченской Республике являлось заполнение транспортера АЗ и укладка выстрелов в бак-стеллаж в боевом отделении перед перегородкой МТО, откуда они легко достаются и заряжаются в пушку, либо снаряжаются в АЗ. МЗ требует периодического контроля и регулировок. АЗ вообще не имеет регулировок, все сделано на заводе раз и навсегда. МЗ отличается ненадежностью и неудобностью тросикового привода ловушки, ненужностью такой операции, как перекладывание использованного поддона от выстрела в пустую кассету, который потом все равно придется доставать вручную, увеличивая время загрузки боекомплекта. Кроме того, эта ненужная операция приводит к высокой загазованности боевого отделения при интенсивной стрельбе. АЗ просто удаляет поддон из боевого отделения через лючок в башне. Необходимость при загрузке МЗ правильно размещать выстрел в лотке и закрывать кассету специальным ключом, который очень часто теряется в трясущейся машине, значительно увеличивает время загрузки боекомплекта. В АЗ фиксация выстрела в кассете происходит автоматически и не требует обучения личного состава «премудростям» крепежа снарядов.

Часто наши украинские друзья забывают, что время загрузки МЗ в два раза больше АЗ. Кроме того, вертикальная проекция стоящих «на попа» зарядов в МЗ в два раза больше лежащих зарядов АЗ, что при пробитии брони корпуса увеличивает вероятность пожара в боевом отделении. Привод МЗ электрогидравлический, что помимо сложности обслуживания (доливка жидкости) также усугубляет пожароопасность. У электрического привода АЗ таких недостатков нет.

Кроме всего прочего, в танках Т-64 и Т-80 из-за особенностей компоновки в случае необходимости практически невозможно выбраться из отделения управления в боевое отделение, что в некоторых случаях стоило жизни механику-водителю. Классическая ситуация для Т-72: после пробития кормы башни снарядом или гранатой в результате повреждения гидравлического привода вертикального наведения пушки, ствол орудия ложится на люк мехвода. В башне возникает пожар, а до того как воспламенятся пороховые заряды есть в худшем случае 30 секунд, в лучшем же – до 15-20 минут (бывали случаи, когда пороховые заряды только обугливались, без возгорания!). За это короткое время мехводу вполне возможно выбраться из танка через боевое отделение, тем более, что пушка опущена максимально вниз, а значит казенник уперт в крышу башни и места в ней – предостаточно! На Т-64 и Т-80 такой возможности практически нет – только теоретически! Извлечь 3-4 кассеты с выстрелами и пролезть через освободившееся место самостоятельно мехвод не может! Это факт, подтверждённый кровью. Совсем свежий пример: на учениях, проводившихся на Украине, танк Т-64 увяз носовой частью в ручье, механик-водитель находился в положении «по-боевому». Вода в машину поступала не быстро, так как люк был закрыт. Но мехвод так и не смог покинуть отделение управления и, к сожалению, погиб… Высокомерие, пренебрежение украинских конструкторов к явно удачным решениям на Т-72, несмотря на остатки авторитета, которые ещё были у харьковского КБ, не позволили внедрить АЗ тагильского образца на танках Т-80УД при принятии решения о его серийном производстве в 1980-х годах…

О защите танков. Я как практик больше доверяю примерам из жизни, нежели теоретическим выкладкам. А тут, как известно, сравнивать нечего: Т-64 участия в боях не принимал (кроме довольно эпизодических боев в Приднестровье), а вот Т-72 и Т-80 ПОВОЕВАЛИ!

На всех трех вышеназванных танках применялась и применяется до сих пор динамическая защита типа «Контакт». Таких машин ещё немало на вооружении и в нашей армии, и на Украине, и по всему миру. Различаются лишь схемы расположения коробок на разных модификациях.
И тут приверженцы украинского танкостроения пытаются обратить недостатки в преимущества. Напомню, что крепеж коробок с элементами ДЗ на танках Т-64БВ по бортам корпуса осуществляется на силовую раму вдоль резинотканевых экранов, а на Т-72 и Т-80 – непосредственно на эти экраны. Утверждается, что это повышает жёсткость конструкции и не приводит к отрывам ДЗ. Это полная нелепица! При эксплуатации танков в Чечне, именно благодаря гибкости экранов, удавалось сохранить в целости бортовые экраны при соприкосновении их с препятствиями. Уверяю вас, что для махины массой за сорок тонн и с мощностью за 700 -- 800 (и более) л.с. нет никакой разницы, свернуть ей гибкий резинотканевый экран или «жиденькую» решетчатую ферму из тонких уголков. Тут гибкость – преимущество, а не недостаток. Кроме того, ремонт резинотканевых экранов гораздо проще.

Размещение элементов ДЗ на башне, видимо, оптимально на Т-80БВ и Т-64БВ – тут тагильцы пошли по пути упрощения. Тем не менее, уровня защищённости как Т-72, так и Т-80 хватало для ведения боёв в конфликтах, подобных чеченскому. Повторяю, речь идёт о навесной динамической защите «Контакт». О более поздних вариантах -- «Контакт-V», «Реликт» и украинских образцах -- я напишу в другой раз.

Конечно, можно спорить до бесконечности о преимуществах тех или иных образцов, но это будет как спор о том, чья любимая девушка лучше – субъективная и сугубо эмоциональная оценка. Объективно и трезво оценивая, чья боевая машина лучше: российские Т-72 и Т-80 или украинская Т-64, нужно признать, что Т-72 наиболее приспособлен к тем условиям, в которых он эксплуатировался и воевал.

В ближайшее время я хочу подробно рассказать о боевом применении танков Т-72 и Т-80 в различных вооружённых конфликтах, а также о тех случаях и примерах, свидетелем и участником которых был я лично. А сейчас хотелось бы написать несколько общих слов.
Возьму на себя смелость утверждать, что подавляющее большинство потерь наших танков во всех конфликтах на территории бывшего СССР произошли в результате неправильного их применения, слабой обученности экипажей и неправильного руководства действиями частей и подразделений. Потери танков советского производства в конфликтах на территории других государств, помимо вышеуказанных причин, обуславливаются также использованием старых образцов против более современных оппонентов, отсутствием взаимодействия с другими родами войск, неправильным планированием операций и действий войск командованием.

Первая операция против Ирака в 1990-91 г.г. («Буря в пустыне») произошла, когда я ещё был курсантом училища. Спасибо моим преподавателям на кафедрах тактики, эксплуатации, вооружения и стрельбы, на кафедре боевых машин - они доносили до нас все аспекты боёв, указывали на сильные и слабые стороны всех участников боёв по обе стороны фронта, разбирали вместе с нами приёмы и способы ведения боя, способы управления подразделениями и планирование действий, разбирали особенности устройства вооружения и военной техники, как говорится, «с пылу с жару»! Отмечу, что панические настроения по поводу наших танков возникают, как правило, только у людей, не связанных непосредственно с Вооружёнными Силами.

Я понимаю, что все что я написал, касается танков давно состоящих на вооружении, а сейчас танкостроение шагнуло далеко вперёд, и я со своей публикацией как бы несколько «отстал от жизни». Но все что сейчас внедряется (подчеркну – практически всё) существовало в опытных образцах и, как минимум, в концепциях ещё во время моего обучения в училище, т.е. более двадцати лет тому назад. Чем-то новым для меня обещает стать пресловутая «Армата». Ждем-с…

Идея об унифицированных платформах витает в воздухе очень давно. Но только теперь, когда есть все предпосылки, чтобы определить конкретный облик машин будущего, появилась возможность приступить к проектированию и выпуску машин нового поколения. Может быть и хорошо, что мы пропустили этап насыщения войск машинами типа Т-80УД, «объект 187», Т-95. А ведь, нередко встречаются мнения, буквально требующие от Министерства обороны то принять на вооружение Т-90АМ(СМ), то закончить разработку Т-95 и спешно принять его, то пустить в серию «объект 640» – «Чёрный Орел», то использовать опыт украинцев с их танком «Оплот» (по-моему – оплот косности, стагнации и украинского шовинизма!), то чуть ли не скопировать у американцев М1А2SEP!!! Зачем, товарищи дорогие?! Это все танки (некоторые из них, безусловно, хорошие) вчерашнего и настоящего. Сейчас есть прекрасная возможность дать Армии принципиально новую машину, машину будущего! Заложить в неё большой модернизационный потенциал на годы вперед!

К сожалению, призрак «больших» войн всё отчетливее, и в будущем интенсивность и мощность конфликтов по всему миру будут только нарастать. И России, к сожалению, не миновать участия в них... У нас осталось не так много времени для насыщения войск современными образцами военной техники и подготовки войск к ее использованию.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОГО БОЕВОГО ТАНКА Т-64Б

Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 39
Габариты, мм:
длина по корпусу 6540
длина с пушкой вперед 9225
ширина 3415
высота 2170
Вооружение (калибр), мм:
пушка 125
пулемет 1x7,62; 1x12,7
управляемое вооружение 9К112-1
Боекомплект, шт.:
выстрелов 36
патронов 1250x7,62-мм; 300x12,7-мм
ПТУР 4
Мощность двигателя, л.с. 700
Максимальная скорость, км/ч 60,5
Запас хода по топливу, км 600

В 1973 г. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению приступило к разработке технического проекта танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением и с усовершенствованной системой управления огнем («объект 447»). Одновременно прорабатывался и вариант унифицированного с ним примерно на 95% нового танка без комплекса управляемого вооружения («объект 437»). В сентябре 1976 г. оба танка были приняты на вооружение Советской Армии под обозначениями Т-64Б и Т-64Б1 соответственно, серийное производство их осуществлялось на ХЗТМ с 1976 по 1985 г.

Танк Т-64Б отличается от модификации Т-64А прежде всего 125-мм гладкоствольной танковой пушкой/пусковой установкой 2А46-2, позволяющей вести стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами 9М112 комплекса управляемого вооружения 9М112-1 «Кобра». Пушка снабжена теплоизоляционным кожухом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Заряжание производится автоматически из механизированной боеукладки карусельного типа. В боекомплект введена управляемая противотанковая ракета, сконструированная специально для ее применения в танковом комплексе вооружения. Как и используемый для стрельбы из пушки артиллерийский выстрел, она состоит из головной и хвостовой частей, имеющих размеры обычных снаряда и заряда соответственно. В головной части ракеты находятся кумулятивный заряд и пороховой маршевый двигатель, а в хвостовой - аппаратурный отсек и метательный заряд. Обе части ракеты размещаются на лотках механизированной боеукладки и стыкуются при их досылании в казенник. Ракета имеет полуавтоматическую систему управления, по узконаправленному радиолучу, при которой наводчик-оператор через оптический прицел следит только за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления производится автоматически станцией наведения, установленной в боевом отделении танка за местом наводчика-оператора. Максимальная дальность стрельбы ракетой составляет 4000 м. Стрельба может вестись как с места, так и во время движения, с вероятностью поражения цели типа «танк» около 80%.

В боекомплекте танка Т-64Б1 противотанковая ракета 9М112 отсутствует и соответственно этому не установлена и станция ее наведения.

Оба танка модификаций «Б» имеют совершенные приборы для наблюдения за полем боя и ведения огня из пушки. Командир танка пользуется комбинированным дневным и ночным перископическим бинокулярным прибором наблюдения ТКН-ЗВ. Для стрельбы из зенитной пулеметной установки применяется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющей поле зрения 50°

В распоряжении наводчика-оператора имеется оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер со стабилизированным полем зрения, а также ночной прицел ТПН149-23.

В состав установленной на танке системы управления огнем 1АЗЗ входят прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э26М и другие компоненты. В целом установленные на танке приборы управления огнем обеспечивают высокую степень поражения целей в любое время суток при ведении стрельбы с места или в движении.

Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета пкт и зенитнои пулеметной установки с 12,7-мм пулеметом НСВТ. Для постановки дымовых завес по обе стороны танка установлены два блока по четыре дымовых гранатомета 902Б «Туча», имеется также термодымовая аппаратура.

На серийных танках модификаций Т-64Б и Т-64Б1 устанавливался многотопливный пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФ мощность 700 л.с. В 1983 г. на вооружение был принят и выпускался серийно с 1983 по 1985 г. танк модификации Т-64БМ с шестицилиндровым дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. Этот двигатель устанавливался также на выпущенных танках во время проведения ремонтных и модернизационных работ. Прошедший такую модернизацию танк ранее имел обозначение Т-64Б1М.

Для командиров танковых подразделений и частей, укомплектованных танками Т-64Б и Т-64Б1 в 1976 г. был принят на вооружение и запущен в серийное производство командирский танк Т-64БК. Как и все командирские танки, он имеет дополнительную радиостанцию, навигационное оборудование, зарядное устройство (АБ-1П/30) и приборы наблюдения.

В 1985 г. в серийное производство был запущен танк Т-64БВ, снарядостойкость башни и корпуса которого повышены за счет установки комбинированной многослойной броневой защиты и комплекта навесной динамической защиты. Комплект динамической защиты состоит из 179 металлических контейнеров со взрывчатым веществом, которое при попадании в него кумулятивного снаряда детонирует и деформирует кумулятивную струю, снижая, таким образом, бронепробиваемость снаряда.

Наряду с элементами динамической защиты «Контакт», обеспечивающими защиту от кумулятивных снарядов, к 1985 г. были разработаны элементы «Контакт-5», повышающие защищенность танка против бронебойных подкалиберных снарядов, некоторые из которых к тому времени по бронепробиваемости уже превзошли рубеж в 600 мм.

Находящиеся в войсках танки Т-64Б и Т-64Б1 (Т-64БМ и Т-64Б1М) оснащались динамической защитой во время ремонта и модернизации на танкоремонтных заводах.

Все варианты танков модификации Т-64Б оснащены системой противоатомной защиты, автоматической противопожарной системой и оборудованием для подводного вождения.

«Булат» - украинский боевой танк, представляющий собой глубокую модернизацию последних модификаций советской машины Т-64. Он был разработан Харьковским КБ им. А. А. Морозова. Работами по модернизации занимается завод им. Малышева. Кроме него, в программе модернизации в разной степени задействованы более двух десятков украинских военно-промышленных предприятий. По сравнению с предыдущими версиями, «Булат» обладает большей огневой мощью, увеличенным уровнем защиты и большей маневренностью. В данной статье будут рассмотрены тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-64 «Булат», а также история его создания и производства.

Предпосылки для создания

После распада СССР, с 1991 по 1999 год, Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) разработало несколько проектов модернизации танка. Целью работ было повышение тактико-технических характеристик машины до уровня модели Т-84У посредством установки унифицированной системы управления огнем (СУО) «Иртыш», динамической защиты (ДЗ) «Нож» и ряда других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде, посвященном Дню независимости Украины, был показан первый прототип танка «Булат». Он получил рабочее название «Объект 447АМ-1». В конце 2003 года правительство Украины выделило 40 млн гривен на модернизацию старых танков Т-64. Завод им. Малышева сразу же взялся за решение поставленной задачи. Изначально проект модернизации предполагал доработку 400 моделей Т-64Б/БВ.

Начало работ

В 2004 году Т-64БМ приняли на вооружение, и Минобороны Украины заказало 85 таких танков. На изготовление первой серийной модели ушло порядка восьми месяцев и 500 тысяч долларов. В том же году завод имени Малышева начал исполнять первый контракт на модернизацию 17 танков, суммарная стоимость которых составляла 8 млн долларов. До конца 2008 года было выпущено еще две партии. В результате к началу 2009 года было произведено 56 единиц танка «Булат».

В 2009 году был подписан контракт на модернизацию еще 29 машин. Первые 10 из них были готовы к октябрю 2010 года и предназначались для учебного центра «Десна». Все 10 машин поставлялись без динамической защиты. Следующие 10 экземпляров были изготовлены к декабрю 2011 года. В конце того же месяца они были переданы первой отдельной танковой бригаде. Эта десятка танков также не имела комплекта активной защиты. И, наконец, последние 9 машин были отправлены первой танковой бригаде лишь в марте 2014 года. При этом комплекты динамической защиты для этих машин были заказаны лишь в июле того же года. На тот момент стоимость модернизированного танка «Булат» составляла порядка 15 млн гривен.

Ремонт танков

Танки Украины: «Булат», «Оплот», Т-72 и другие - сильно пострадали во время проведения АТО. Несколько машин было уничтожено, и около десяти получили повреждения. В декабре 2014 года на Чугуевском полигоне отремонтированные танки были переданы вооруженным силам Украины. В общей сложности к июню 2017 года харьковский завод им. Малышева отремонтировал и вернул в строй 50 машин Т-64БМ, поврежденных в ходе сражений на востоке страны. В разработке, модернизации и ремонте описываемого танка поучаствовало множество украинских предприятий. Важнейшим из них стал Харьковский бронетанковый завод (ХБТЗ). Военная продукция, и в частности танки, которые прошли модернизацию на харьковских предприятиях, получила увеличенный на 15 лет срок эксплуатации. Кроме того, ресурс увеличился на 11 тысяч километров. Пришло время приступить к описанию конструкции танка «Булат».

Система управления огнем и приборы для прицеливания

СУО «Булата» в значительной степени увеличивает точность огня по сравнению с аналогичной системой танка Т-64Б. Достигается это путем стабилизации поля зрения, а также автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Кроме того, в разы сократилось время, необходимое на прицеливание в темное время суток. Эффективная дальность стрельбы танка «Булат», по сравнению с советским вариантом, также возросла: с 2 до 2,5 км днем и с 0,6 до 1,5 км ночью.

СУО «Иртыш», устанавливаемая на данный танк, включает в себя:

  1. Прицельный комплекс 1А43У «Рось». Предназначается для прицеливания пушки, в том числе спаренного пулемета и ПТУР (противотанковых управляемых ракет). Состоит из дневного прицела наводчика «Промінь» и баллистического танкового вычислителя модели 1В528-1. Кратность прицела «Промінь» составляет 2,7-12х. Он оснащается независимой стабилизацией по двум плоскостям, лазерным дальномером, а также каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат».
  2. Ночной комплекс наведения «Буран-Е». Позволяет вдвое увеличить эффективность огня и в 2-3 раза сократить время подготовки к выстрелу. Это достигается благодаря замене механической связи между головным зеркалом и пушкой на электрическую, введению стабилизации поля зрения, а также автоматическому вводу углов прицеливания и упреждения. Конструкция предусматривает возможность установки на него тепловизора модели «Буран-Катрин», однако в стандартное оснащение тепловизор не входит из финансовых соображений.
  3. Стабилизатор основного вооружения модели 2Э42М. Позволяет увеличить точность прицеливания в два раза. Стабилизатор разработан сотрудниками киевского научно-исследовательского института «Квант». Производство налажено на харьковском машиностроительном заводе «ФЭД».
  4. Прицельно-наблюдательный комплекс «Агат». Благодаря вертикальной стабилизации, обеспечивает дублирование огня из пушки и пулемета, спаренного с ней, днем и ночью.
  5. Прицел и привод наведения зенитной установки.
  6. Комплекс управляемого вооружения модели ТАКО-621. Позволяет вести стрельбу из ПТУР «Комбат» с расстояния до 5 километров.

В будущем планируется произвести замену прицельного комплекса «Агат» на более современный «Агат-СМ», в состав которого входит лазерный дальномер и прибор ввода бокового упреждения. Прицелы, которыми оснащается танк, представляют собой модернизированные варианты советских комплексов и приборов «Буран», «Агат» и «Иртыш», отличающиеся новыми комплектующими, в значительной степени повышающими возможности устройств. Все приборы и прицелы серийно выпускаются на двух украинских предприятиях: Черкасском научно-производственном комплексе «Фотоприбор», а также Изюмском приборостроительном заводе.

Вооружение

Основным вооружением боевой машины является гладкоствольная пушка модели КБАЗ или же 2А46М-1, калибром 125 миллиметров. Она оснащается быстросъемным стволом, который без проблем можно заменить в полевых условиях, не прибегая к демонтажу башни танка. Башня оснащается электрическим приводом, а пушка - гидравлическим. Модернизированная башня поворачивается в два раза быстрее - на 40 градусов за секунду. На случай внештатных ситуаций пушка и башня оснащаются резервными механическими приводами.

Боекомплект пушки включает в себя 36 снарядов раздельно-гильзового заряжения, 28 из которых размещаются непосредственно в механизме заряжения. Танк «Булат» может вести огонь кумулятивными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат», с системой управления по лазерному лучу.

За минуту танк способен произвести из основного орудия 8 выстрелов. На заряжение одного выстрела уходит от 7 до 12,5 секунд. Такая скорость достигается за счет автоматического заряжения и тандемного досылания в один цикл. Стреляный патрон удаляется с помощью системы автоматического улавливания и укладки в лоток.

Управляемое вооружение

Одной из примечательных характеристик танка «Булат» стало наличие комплекса управляемого вооружения (КУВ), который позволяет использовать управляемые ракеты с лазерным наведением. Старый КУВ «Кобра» был заменен на новый «Комбат», благодаря чему максимальная дальность стрельбы возросла с 4 до 4,5 километров, а бронепробиваемость - с 600-700 до 750 мм. ПТУРы устанавливаются в автомат заряжения так же, как и другие снаряды.

Вспомогательное вооружение

Вспомогательное вооружение танка «Булат» состоит из:

  1. Дистанционной управляемой зенитной установки, построенной на основе пулемета КТ-12,7 с боекомплектом в 300 патронов.
  2. Пулемета КТ-7,62, спаренного с пушкой, с боекомплектом 1250 патронов.

Защита

Благодаря установке дополнительного бронирования корпуса и днища конструкторам удалось значительно повысить уровень защиты танка «Булат». Дополнительная защита (ДЗ) позволила повысить уровень защищенности танка от современных бронебойных и кумулятивных подкалиберных снарядов при минимальном увеличении массы машины. В комплект ДЗ вошла пассивная (накладная) броневая защита и встроенная динамическая (ВДЗ). В состав ВДЗ входит носовой модуль и бортовые экраны, установленные на корпусе танка, модульные секции, расположенные по всему периметру бортовых и лобовых участков башни, а также контейнеры, установленные на крыше башни.

В общей сложности комплект дополнительной защиты весит 3,5 т. Экипаж может установить на свой танк комплект ДЗ за 6 часов. В процессе эксплуатации машины элементы ДЗ не нуждаются в специальном обслуживании.

ВДЗ модели «Нож», в отличие от моделей «Реликт» и «Дуплет», не защищает танк от тандемных кумулятивных снарядов. Она ослабляет уровень пробития подкалиберных бронебойных боеприпасов на 20%, а кумулятивных - на 40%. Принцип действия системы «Нож» заключается в том, что она разрезает боеприпас на несколько частей кумулятивными струями. Однако на практике многие украинские танки «Булат» оснащены предшествующей советской системой «Контакт-1», которая не может влиять на подкалиберные бронебойные снаряды, но лучше противостоит кумулятивным боеприпасам, снижая на 50-80% их уровень пробития. Многие модули системы «Контакт-1» могут не сработать в нужный момент, ввиду того что их срок службы давно уже истек.

Для защиты танкистов в случае возгорания внутри боевого отделения и моторного отсека установлена быстродействующая противопожарная система, которая обеспечивает автоматическое тушение пожара в течение 150 мс.

Мотор

Танк оснащается 5-цилиндровым дизельным двигателем 5ТДФМ, объем которого составляет 13,6 литра, а мощность - 850 лошадиных сил. Двухтактный мотор является многотопливным, то есть, помимо дизельного топлива, он может работать на керосине, бензине или же их смеси в любой пропорции. Силовая установка оборудуется наддувом, непосредственным впрыском горючего и прямоточной продувкой. Цилиндры располагаются горизонтально. По сравнению со старым мотором 5ТДФ, которым оборудовался танк Т-64, новый имеет на 21,4 % больше мощности, при таких же габаритах (1413/955/581 мм) и массе (1,04 т).

Модернизированный мотор был разработан Харьковским конструкторским бюро по двигателестроению. Он не только мощнее, но и надежнее, чем предшественник. Чтобы установить новый мотор на танк «Булат», конструкторам пришлось заменить штатный воздухоочиститель и доработать выпускную систему. Также они предусмотрели перспективу установки на танк еще более мощного мотора модели 6ТД-1 (1000 л. с.). Запас топлива составляет 1270 литров, 730 из которых приходятся на внутренние баки и 540 - на наружные. Дополнительные бочки вмещают в себя еще 370 литров.

Ходовая часть

Модернизированный украинский танк «Булат» сохранил мягкую и энергоемкую подвеску предшественника, которая обеспечивает точную стрельбу на ходу и комфорт экипажа. Для гусениц «Булата» были разработаны асфальтоходные башмаки, которые не требуют доработки деталей гусениц. Башмаки и крепления поставляются отдельно от танка.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что танк Т-64БМ является украинской модернизированной версией советского танка. Работы по модернизации были нацелены на увеличение тактико-технических характеристик машины и продление ее срока службы. Полученный танк стал одной из основных боевых машин украинской армии и полностью оправдал ожидания.

Советский средний танк. Создан в конструкторском бюро Харьковского завода имени Малышева.

История создания

Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе были начаты работы по проектированию нового среднего танка на замену Т-54 и Т-55. Работы производились в нескольких конструкторских бюро, одним из которых было конструкторское бюро Харьковского завода имени Малышева. В бюро была поставлена задача создать принципиально новый танк, итогом разработок стал средний танк «Объект 430». Одновременно разработка по пути модернизации производилась в конструкторском бюро Завода № 183, в итоге которой были спроектированы средние танки «Объект 166» и «Объект 167». Однако ни один из созданных танков не давал существенного отрыва по тактико-техническим характеристикам по сравнению с Т-54/55. После анализа сложившейся ситуации было решено форсировать разработки и постановки на серийный выпуск среднего танка «Объект 166», помимо этого Заводу им. Малышева вместе с научно-исследовательскими институтами СССР было поручено создание нового танка, который бы обеспечивал существенное преимущество над зарубежными. В 1960 году Министерством обороны СССР были выдвинуты тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 141-58 на разработку нового танка.

К середине 1961 года были закончены этапы технического и эскизного проектов нового танка, получившего обозначение «Объект 432». По проекту танк обладал высочайшим уровнем защиты, отличными манёвренными качествами и мощным вооружением. По завершении этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов. Большинство узлов машины использовалось впервые.

В качестве ходового макета для отработки ходовой части машины был сделан видоизменённый Т-55 с катками малого диаметра, а также гусеницами с резино-металлическими шарнирами. Конструкция нового танка коренным образом отличалась от конструкции ранее разработанного «Объекта 430», эксплуатация «Объекта 430» в качестве ходового макета было признано не рациональным, так как объём переделок и доработок был ещё большим, чем на Т-55. В общей сложности пробег ходового макета составил 900 км, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были остановлены. Причиной стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. Впоследствии дефект был устранён подбором более усталопрочного материала.

Первый образец шасси танка «Объект 432». Шасси было догружено до заданной массы, после чего машина подверглась ходовым испытаниям. Пробег составил 500 км. В ходе испытаний был выявлен ряд дефектов, таких как поломки деталей при продвижении на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1962-1963 годов Заводом № 75 были построены 6 опытных машин. Образцы прошли приёмо-сдаточные и предварительные испытания во время которых выявились дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Из-за ряда дефектов ряд тактико-технических требований машиной выполнен не был. После отработки конструкции и устранения замечаний «Объект 432» был отправлен на государственные испытания, однако испытания были провалены и танк не был принят на вооружение.

Несмотря на неудачу на государственных испытаниях «Объекта 432», Министерству обороны всё ещё требовалось перевооружение армии новыми танками. Анализ результатов работы по танку «Объект 432» выявил невозможность создания новой машины с прменением старых технологий, поэтому все усилия были направлены на создание новых производственных мощностей, строительство цехов, способных изготавливать наиболее сложные узлы машины, кроме того к работе были подключены ведущие научно-исследовательские институты танкостроительной отрасли. В 1963 году была стартовала работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434».

Серийное производство

Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был, в 1964 году было принято решение об организации на Заводе № 75 серийного выпуска машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора). Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где обнаруживались дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По итогам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года приказом ЦК КПСС и Совета министров СССР № 982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Концептуально бронирование танка было рассчитано на противодействие, в пределах курсовых углов безопасного маневрирования, всем боеприпасам 105-мм нарезной пушки НАТО начала 1960-х годов - кумулятивным (HEAT) и подкалиберным (APDS-T).

Благодаря использованию комбинированной брони, созданной и конструктивно оформленной специалистами ВНИИ-100 и его московского филиала, впервые в мировой практике танкостроения был достигнут уровень защиты объекта, характеризуемый стальным эквивалентом 450 мм, по другой информации 500 мм (лоб башни, кумулятивный снаряд), недостижимый по габаритным (толщине) и массовым ограничениям параметров защиты танков 1960-х годов, полностью сделанных из гомогенной стальной брони. Тем самым, была обеспечена дистанция непробития лобовой проекции машины, равная 500 м при стрельбе 105-мм снарядами танковой пушки НАТО.

Корпус танка Т-64 сварной из стальных броневых листов. Для ВЛД корпуса использована комбинированная броня сталь - стеклопластик - сталь толщиной 205 мм. Конструктивный угол наклона ВЛД (от вертикали) составлял 68 градусов. Верхний лобовой лист толщиной 80 мм сделан из стальной брони средней твердости, средний лист суммарной толщиной 105 мм из листов стеклотекстолита, на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм подпорный лист - также из стальной брони средней твердости. Эквивалентная по стойкости горизонтальная толщина ВЛД по бронебойному подкалиберному снаряду (БПС) составляла 333 мм, по кумулятивному снаряду (КС) - 377 мм. Башня машины была сделана из литой брони средней твердости, лобовая часть и борта в секторе 35 град. имели комбинированные вставки в виде полости, заполненной алюминиевым сплавом. Суммарная толщина брони (по горизонтали) составляла от 570 (в лобовой части) до 600 мм (в нижней части) башни. Эквивалентная по стойкости толщина брони башни по БПС составляла 400 мм, по (КС) - 450 мм. Тем самым обеспечивалась защита лобовой проекции танка при обстреле зарубежными 105-мм кумулятивными, а также бронебойно-подкалиберными снарядами с сердечником из карбида вольфрама или вольфрамового сплава при обстреле с дальности свыше 500 м.

Корпус машины ослабляет действие проникающей радиации в 16, а на заражённой местности в 18 раз.

Вооружение

В качестве главного вооружения применялась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (индекс ГРАУ - 2А21) раздельно гильзового заряжания. Возимый боекомплект составлял 40 выстрелов. Вместе с пушкой был спарен курсовой 7,62-мм пулемёт ПКТ . Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов.

Средства связи и наблюдения

Для прицеливания примменялся монокулярный танковый прицел-дальномер ТПД-43Б. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали. Дополнительно на танк оборудовался ночной прицел ТПН-1-432.

Внешняя связь машины обеспечивалась радиостанцией Р-123.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки применялся двухтактный дизельный двигатель 5ТДФ. Мощность двигателя составляла 700 л.с. Трансмиссия имела две бортовые коробки передач, в которых имелись фрикционные элементы. Двигатель с трансмиссией и элементами их обслуживания были расположены в моторно-трансмиссионном отделении, имевшем объём всего 2,4 куб.см.

Ходовая часть

В ходовой части Т-64 использовалось по 6 двухбандажных опорных катков с каждого борта. Диаметр каждого катка составлял 550 мм. Катки размещались на индивидуальных подвесках и имели внутреннюю амортизацию. На 1, 2 и 6 катках были размещены гидравлические телескопические амортизаторы. Кроме опорных катков имелось по 4 однобандажных поддерживающих катка, имевших также внутреннюю амортизацию. По продольной оси танка были оборудованы центральные опоры, в которых были соосно закреплены укороченные торсионные валы. В задней части машины были оборудованы ведущие колёса, приводившие в движение гусеницы с резино-металлическими шарнирами параллельного типа. В передней части гусеничного движителя размещались монолитные направляющие колёса с механизмом натяжения гусениц.

ТТХ

Классификация: Средний танк
-Боевая масса, т: 36
-Экипаж, чел.: 3

Размеры:

Длина корпуса, мм: 6428
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8948
-Ширина корпуса, мм: 3415
-Высота, мм: 2154
-База, мм: 4008
-Колея, мм: 2370
-Клиренс, мм: 456

Бронирование:

Тип брони: комбинированная противоснарядная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80+105+20/68 град
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80/61 град.30
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 56..80/0 град
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 20/32 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 50/0 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 20/48 град.
-Днище, мм: 20
-Крыша корпуса, мм: 16..45
-Лоб башни, мм/град.: 600..675/10..50 град.
-Борт башни, мм/град.: 118..80+300..180+170..180
-Корма башни, мм/град.: 65/2 град.
-Крыша башни, мм: 45/78 град.

Вооружение:

Калибр и марка пушки: 115-мм 2А21
-Тип пушки: гладкоствольная пушка
-Боекомплект пушки: 40
-Углы ВН, град.: -6..+14
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: до 4
-Прицелы: ТПД-43Б, ТПН-1-432
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ

Подвижность:

Двигатель: Производитель: Завод № 75; Марка: 5ТДФ; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 13 570 куб.см.; Максимальная мощность: 515 кВт (700 л.с.), при 2800 об/мин; Максимальный крутящий момент: 2050 Н·м, при 2000 об/мин; Конфигурация: рядный, 5-цилиндр.; Цилиндров: 5; Расход топлива при смешанном цикле: 300..450 л/100 км; Расход топлива на трассе: 170,200 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 2х120 мм; Степень сжатия: 16,5; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 2; Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3; Максимальные обороты: 3250; Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА.
-Скорость по шоссе, км/ч: 65
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 30..40
-Запас хода по шоссе, км: 550..650
-Запас хода по пересечённой местности, км: 250..370
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,815
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,85
-Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5 с ОПВТ)



Читайте также: