Сущность и история создания генерального соглашения по тарифам и торговле (гатт). Иные международные договоры и международные акты системы ВТО

Обозреватель - Observer 2004 № 6 (17 3 )

СИСТЕМА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аспекты международно-правового анализа

П.Стариков,

аспирант Дипломатической Академии МИД РФ

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является внешнеполитическим приоритетом страны. В настоящее время объектом дискуссии является не само участие в ВТО (необходимость которого не оспаривается уже практически никем), а сроки вступления и отдельные вопросы, тесно увязанные с необходимостью защиты экономического суверенитета России.

Вместе с тем, сегодня невозможно достаточно хорошо понять проблематику ВТО, абстрагировавшись от исторического контекста формирования современной торгово-политической системы, и не имея чёткого понимания того, какие страны, в рамках какой исторической обстановки и с какой целью принимали участие в становлении и развитии международного торгового права от ГАТТ-47 до учреждения Всемирной торговой организации.

Формирование современной торгово-политической системы началось в первой половине 40-х годов ХХ столетия. Её основные черты фактически были намечены Соединёнными Штатами Америки и Великобританией ещё до окончания второй мировой войны. Заключённые между этими странами Атлантическая хартия 1941 г., Договор о взаимопомощи 1942 г. и Договор по финансовым вопросам 1945 г., будучи нацеленными на строительство "лучшего мира" после войны, уже содержали основные принципы будущего международного экономического порядка. Если говорить ещё точнее, самое существенное в уставах нарождавшихся в то время международных экономических организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР)* и Международной торговой организации (МТО) - было взято из англо-американских проектов, в которые другие государства смогли внести лишь незначительные поправки1 .

США и Великобритания спроецировали свой внутренний экономический порядок на международную сферу. Задуманный таким образом международный экономический порядок стал делом международного сообщества и, в конечном счёте, после прекращения существования регионов с плановой экономикой и перегруппировки почти всех развивающихся стран превратился в единственную действующую модель глобальных экономических отношений.

Период между двумя мировыми войнами (в особенности с 1929 по 1939 гг.) был отмечен появлением и развитием средств, ограничивающих международный экономический оборот: запретительных таможенных тарифов, недобросовестной торговой практики (использования демпинга и экспортных субсидий), картелизации торговли, количественных ограничений (или контингентирования), плавающих валютных курсов, замораживания иностранных капиталов и т. п. Разразившаяся международная экономическая война в какой-то мере определила и начало второй мировой войны2 .

Целью создания МТО как раз было обеспечение единства правил для упорядочивания мировой торговли, но не только. Предусматривалось решение революционных для того времени задач: распространение регулирования в целях либерализации на такие, связанные с мировой торговлей (тогда ещё являвшейся почти исключительно торговлей товарами) сферы, как предоставление услуг, международные инвестиции, ограничительная практика и занятость.

Формирование современной торгово-политической системы начинает своё развитие именно с началом работы по созданию МТО, которая по первоначальному замыслу должна была функционировать в качестве специализированного учреждения ООН, точно так же, как МВФ и МБРР.

При этом необходимо отметить, что планирование создания МТО примерно в одно время с созданием МВФ и МБРР - не случайное совпадение. Предусматривалось формирование единого комплекса международных организаций, способных совместно регулировать и стимулировать послевоенное развитие международных экономических связей в торговой, кредитной и финансовой сферах. Кроме того, членство в одной из этих организаций предполагало членство и в двух других. Задачи, которые ставились перед МТО по управлению международными торговыми организациями, были аналогичны задачам МВФ с той лишь разницей, что МВФ отвечал за международные финансовые отношения.

После создания ООН на первой сессии ее Экономического и Социального Совета (февраль 1946 г.) была принята резолюция о созыве Конференции по торговле и занятости для расширения производства, международной торговли и потребления товаров3 . Эта резолюция предусматривала создание подготовительного комитета из представителей 19 стран, которому поручалась разработка программы конференции, а также проекта конвенции.

На первой сессии Подготовительного комитета, проходившей в Лондоне (октябрь 1946 г.), за основу был взят предложенный США и опубликованный в сентябре 1946 г. проект устава МТО. В разработке проекта участвовали наблюдатели от Советского Союза. МТО должна была стать частью послевоенной организации мира, в которой ООН отводилось бы место политической организации мира. Экономическая часть должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - МВФ и МБРР, а третьим элементом должна была стать МТО.

Устав МТО согласовали более 50 стран. Однако в силу того, что вопросы, предполагавшиеся к регулированию, были исключительно сложны и масштабны, ряд стран начал ускоренные предварительные переговоры по значительно меньшему кругу наиболее острых проблем, непосредственно касавшихся либерализации мировой торговли4 . Совокупность указанных тарифных уступок и правил мировой торговли, окончательно одобренная в Женеве (30 октября 1947 г.), стала известна как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-47), которое вступило в силу с 1 января 1948 г.** .

Текст данного соглашения включил в себя положения из проекта устава МТО, а именно, положения, касающиеся торговой политики (глава IV Устава МТО).

Присоединение США к этому Соглашению не требовало санкции конгресса. Достаточно было одобрения президентом США, что и было сделано.

Процесс согласования мер регулирования и либерализации качественно более широкого круга вопросов, закрепленных в проекте устава МТО, был завершен в марте 1948 г. на Гаванской конференции ООН по торговле и занятости.

Однако при ратификации Устава МТО национальными парламентами, начали возникать проблемы. То, что МТО не появится никогда, стало очевидным из-за оппозиции в новом большинстве конгресса США после выборов 1950 г., посчитавшей Гаванскую хартию слишком протекционистской и недостаточно либеральной.

Именно перипетии, связанные с отказом в ратификации Устава МТО, определили наличие в ГАТТ-47 ряда существенных недостатков, а именно:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле появилось как временный договор, ставший постоянным, и этот договор не имел надлежащих признаков формального характера, так как изначально предусматривалось, что ГАТТ-47 прекратит своё существование после вступления в силу Устава МТО;

Институциональная структура ГАТТ-47 была очень слабой;

Предусмотренные в ГАТТ-47 механизмы отстаивания интересов государств были недостаточными;

ГАТТ-47 не обладало качеством прямого действия в том, что касалось приведения законодательства государств-участников в соответствие с правовыми нормами и правилами этого Соглашения.

По сравнению с Уставом МТО Генеральное соглашение являлось слишком фрагментарным, ведь Устав МТО содержал положения, касающиеся занятости и экономической деятельности, экономического развития и реконструкции, ограничительной торговой практики и межправительственных соглашений по сырьевым товарам, не говоря уже, конечно, об институциональных механизмах МТО. Все эти вопросы оставались пробелами ГАТТ-47, и не все они восполнены даже в новой системе ВТО.

Лакуны ГАТТ-47 не имели бы никакого значения, если бы Генеральное соглашение продолжало действовать в качестве временного. Однако отказ от ратификации Устава МТО превратил временное соглашение в постоянное. С этого времени отмеченные недостатки ГАТТ-47 становились с годами все менее и менее приемлемыми - особенно с развитием и ускорением с середины 80-х годов XX в. процесса глобализации мировой экономики. При этом следует отметить, что, возможно, развитие глобализации не было бы столь динамичным и масштабным, а необходимость дальнейшего развития мировой торгово-политической системы - столь актуальной, если бы не "раскрытие" ранее изолированного социалистического лагеря с населением порядка 1,6 млрд. чел., с гигантскими ресурсами и большим потенциальным спросом на товары и услуги5 .

Рассматривая недостатки ГАТТ-47, следует начать с того, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. не являлось международным договором, заключенным в надлежащей форме*** , поэтому юридически его можно отнести к категории договоров в упрощенной форме (практика Франции) или исполнительных соглашений (практика США). Сознавая это, государства-участники ГАТТ-47, приняли решение применять ГАТТ-47 с 1 января 1948 г. в качестве временного соглашения.

В Протоколе о временном применении ГАТТ-47, подписанном в Женеве 30 октября 1947 г., государства предусмотрели, что часть II ГАТТ-47 (т.е. основные положения, содержащиеся в ст. II-ХХIII) будет применяться в "степени, максимально совместимой с действующим законодательством" государств-членов. Другими словами, эта оговорка позволяла договаривающимся сторонам ГАТТ-47 не менять законодательство, действовавшее на момент его подписания. Американские представители назвали эту оговорку "дедушкиной оговоркой", поскольку она позволяла сохранять любой ранее принятый внутригосударственный закон, противоречащий части II ГАТТ-47 (в том числе по коренному вопросу - о национальном режиме). Естественно, все это не могло не нанести ущерба авторитету и юридической силе ГАТТ-47.

С самого начала Генеральное соглашение не несло в себе черт, позволявших судить о нем как о документе, учреждавшем международную организацию в классическом понимании этого термина. С институциональной точки зрения единственным постоянным органом, в соответствии с Соглашением, являлся исполнительный секретариат. А для применения положений, которые предусматривают совместные действия, представители стран-участниц должны были встречаться дополнительно (ст. XXV ГАТТ-47). Что касается урегулирования торговых споров, то этот вопрос оставался неясным и открытым для дальнейшего обсуждения.

Со временем, обретая новых членов и расширяя свою деятельность, ГАТТ как организация начала, по существу, выполнять функции своего рода неформальной международной торговой организации. В рамках ГАТТ стали действовать многочисленные многосторонние межгосударственные органы (комитеты, рабочие группы, Совет ГАТТ и др.). Многие стороны деятельности ГАТТ (наличие постоянного секретариата, способность заключать договоры с иностранными государствами, статус решений договаривающихся сторон, квази-дипломатические представительства, образованные рядом государств при штаб-квартире ГАТТ) довольно ясно свидетельствовали о том, что ГАТТ формально обладает многими характеристиками, присущими международным организациям. Примерно с середины 60-х годов ХХ в. в международном праве появилось понимание ГАТТ как международной организации де-факто6 .

Итак, нормы Генерального соглашения не обладали качеством, необходимым для того, чтобы преодолеть испытание на прямое применение международной нормы во внутригосударственном правопорядке. Кроме того, в ГАТТ-47 был заложен ряд обесценивающих его моментов: неясность и неточность формулировок, отсутствие безусловных обязательств, не говоря уже о неспособности положений ГАТТ-47 обязывать участников Соглашения изменять действующее законодательство, в части, противоречащей нормам ГАТТ-47.

Не удивительно, что Суд Европейских сообществ при рассмотрении норм Генерального соглашения считал, что они лишены эффекта прямого правового действия и признавал их только в качестве обыкновенных норм межправительственного соглашения.

Ход развития исторических процессов в мире, а также опыт, накапливаемый в ходе практической работы, естественным образом находил отражение и в положениях мировой торговой системы.

Так, начавшаяся после второй мировой войны всеобщая деколонизация и, как следствие, появление нескольких десятков новых суверенных государств с ещё не окрепшими экономиками явились причиной появления в 1965 г. ещё одной части ГАТТ-47 под заглавием "Торговля и развитие", которая была добавлена к первоначальному тексту ГАТТ-47 и вступила в силу 27 июня 1966 г. В этой части были зафиксированы обязательства развитых государств по содействию развитию внешней торговли развивающихся стран.

Однако положения новой части ГАТТ-47 ввиду неконкретности и широты использованных в ней формулировок включали в себя лишь основные принципы, которых на практике оказалось абсолютно недостаточно для того, чтобы из них вытекали конкретно определенные юридические обязательства. В результате положения ГАТТ-47, как в последующем и положения ГАТТ-94 в отношении развивающихся стран за весь период существования многосторонней торгово-политической системы так и не начали функционировать должным образом.

В 1967 г. в рамках ГАТТ-47 был разработан антидемпинговый кодекс, касающийся применения специальных пошлин против демпинга того или иного вида товаров.

В 70-е годы XX в. начался новый этап научно-технической революции. Данное обстоятельство привело к тому, что все большая роль в борьбе за рынки сбыта стала отводиться факторам неценовой конкуренции (качество, новизна и др.) в отличие от таможенных пошлин. Это в свою очередь способствовало модификации структуры внешнеэкономических связей, их диверсификации и снижению значения таможенно-тарифной защиты рынков в отличие от других инструментов.

Кроме того, динамика развития международной торговли стала в значительно большей степени определяться темпами роста кооперационных поставок, которые во многом явились результатом широкой внутрикорпорационной торговли, осуществляемой транснациональными компаниями. Поэтому одновременно со снижением роли таможенных тарифов на передний план стали выдвигаться нетарифные ограничения, то есть главным образом административные меры и барьеры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренний рынок.

Обобщенный секретариатом ГАТТ и тарифной комиссией США материал о нетарифных ограничениях, применяемых развитыми странами только в начале 70-х годов, насчитывал около двух тысяч случаев использования самых разнообразных нетарифных барьеров7 .

Сложность и многоплановость проблемы ограничения и устранения нетарифных барьеров заключалась в том, что эти барьеры представляли собой различные виды национального торгово-политического регулирования, воздействие которых на торговлю сказывалось косвенным образом.

Количественное многообразие и качественная разнородность нетарифных барьеров, область применения которых традиционно являлась внутренней прерогативой стран-участниц, затрудняли их кодификацию и разработку унифицированных норм их регулирования в рамках Генерального соглашения. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации и явился одной из приоритетных задач при проведении в 70-е годы Токийского раунда международных торговых переговоров (МТП).

Результатом Токийского раунда МТП, проходивших под эгидой ГАТТ-47 (1973-1979 гг.) стала выработка пакета соглашений, распространявших деятельность Генерального соглашения на ряд новых областей, относящихся к применению технических барьеров в торговле, осуществлению правительственных закупок, торговле гражданской авиатехникой и др.

Однако, несмотря на значительный прогресс в разрешении возникающих в рамках ГАТТ-47 проблем, "Токийский" раунд не снял главные из них.

Следует подчеркнуть, что за период действия ГАТТ-47 в его системе появились два основных и многосоставных недостатка, которые существенным образом повлияли на дальнейший ход развития мировой торгово-политической системы:

Во-первых, правовой режим, установленный в самом начале Генеральным соглашением, привел к допущению отступлений от норм ГАТТ-47 и, как следствие - к дезинтеграции всей системы;

Во-вторых, практика заключения под эгидой ГАТТ-47 секторальных и множества других дополнительных соглашений с ограниченным числом участников повлекла последствия, нарушившие баланс прав и обязанностей между договаривающимися сторонами.

Дезинтеграция правовой системы ГАТТ-47 началась с середины 50-х годов XX в.

Первое нарушение режима произошло в 1955 г., когда в рамках ГАТТ-47 было принято решение о предоставлении США права на значительное отступление от норм Соглашения, позволявшее ограничивать импорт сельскохозяйственных товаров. В результате предоставления этого исключения торговля сельскохозяйственными товарами практически вышла из сферы регулирования в системе ГАТТ-47.

Во-первых, появления серьезных исключений из правового режима ГАТТ-47.

ГАТТ-47 в течение всего периода своего существования довольно широко использовало свои полномочия, предусмотренные на случаи "исключительных обстоятельств" (понятие "исключительных обстоятельств" так и не было определено), и в 115 случаях предоставило договаривающимся сторонам право на отступление от правил ГАТТ-478 .

Во-вторых, заключения секторальных соглашений, касающихся отдельных сфер торговли.

Еще более серьезную дезинтеграцию правового режима ГАТТ-47 повлекла за собой практика заключения под эгидой ГАТТ-47 ряда секторальных соглашений. Началось все с текстильного сектора торговли в 1961 г. В 1974 г. состоялось заключение Соглашения по мультиволоконным тканям. Далее последовали специфические соглашения, которые содержали механизмы, полностью противоречившие букве и духу ГАТТ-47, например, двусторонние соглашения о добровольном ограничении экспорта. Результат был очевиден: торговля отдельными видами товаров стала выпадать из сферы действия правового режима ГАТТ-47.

Феномен "расслоения" правового режима усилился в 70-х годах XX в. на переговорах в рамках "Токийского" раунда МТП (1973-1979 гг.). В результате этих переговоров было заключено множество отдельных соглашений, названных "кодексами". Они затрагивали вопросы демпинга, субвенций, эволюции таможенно-тарифного регулирования, стандартов, импортного лицензирования, правительственных закупок, торговли гражданской авиатехникой. Каждое из этих вспомогательных соглашений было принято, как правило, очень небольшим числом договаривающихся сторон ГАТТ-47 (ни в одном из них никогда не участвовало более трети государств-участников ГАТТ-47). А в целом за весь период существования ГАТТ-47 было заключено около сотни вспомогательных соглашений.

Причиной нарушения баланса интересов договаривающихся сторон ГАТТ-47 стало искажение принципа наиболее благоприятствуемой нации, предусмотренного в необусловленной форме в ст. I ГАТТ-47. Такое искажение, не проявлявшее себя явно ранее, привело к возникновению нового негативного явления, получившего название "бесплатная езда".

Смысл этого явления заключался в том, что все страны-участницы ГАТТ получали выгоды от мер по либерализации, которые возникали в результате заключения новых дополнительных соглашений между небольшим числом стран. Не участвовавшие в подписании подобных соглашений страны-члены ГАТТ имели возможность пользоваться выгодами от них, не предлагая при этом в обмен ни малейшего возмещения.

Таким образом, заключение многочисленных вспомогательных соглашений позволило преобладающей части договаривающихся сторон проводить политику, в соответствии с которой они могли по выбору брать на себя обязательства с учетом своих интересов, и в тоже время в полном объеме пользоваться выгодами от мер по либерализации, осуществляемых другими государствами, представляющими собой меньшинство, главным образом состоящее из развитых стран.

Явление "бесплатной езды" вызывало еще большее недовольство в случаях присоединения к Соглашению новых стран, так как все они, вступая в ГАТТ тотчас же автоматически получали выгоды от мер по либерализации торговли, которые были согласованы без их участия ранее, и при этом не несли дополнительных обязательств в соответствии с положениями, закрепленными во вспомогательных соглашениях.

В конце концов, данная проблема приобрела фундаментальный характер, и ГАТТ нужно было её решать. Когда обнаружилось, что в рамках ГАТТ-47 невозможен возврат к унитарному режиму международной торговли, при котором органично сочетались бы равноправие государств и взаимность их прав и обязательств, возникла необходимость в изменении всей системы, что и было осуществлено с созданием новой международной торгово-политической системы - Всемирной торговой организации.

Что касается Уругвайского раунда МТП (1986-1993 гг.), результатом которого и стало учреждение ВТО, то его успехи в области либерализации мировой торговли являются самыми впечатляющими.

Открывшийся совещанием министров стран-членов ГАТТ (сентябрь 1986 г., г. Пунта-дель-Эсте, Уругвай), новый раунд МТП начался в обстановке, когда замедление темпов экономического развития основных промышленно развитых стран в условиях структурной перестройки их экономик в первой половине 80-х годов непосредственно сказывалось на обострении проблемы реализации товаров и услуг на мировых рынках. Это сопровождалось ростом протекционизма и ужесточения торговой политики, связанным со всё более широким применением сельскохозяйственных и промышленных субсидий, а также тенденцией к заключению двусторонних договорённостей о разделе рынков. Если ко всему этому добавить начавшуюся в СССР перестройку и затем распад социалистического лагеря, то становится понятным, насколько сложные вопросы обсуждались за дверями штаб-квартиры ГАТТ в Женеве.

Это был самый долгий по продолжительности раунд МТП, но в то же время и самый внушительный по результатам. Важнейшим итогом "Уругвайского" раунда МТП явилось образование новой полноценной международной экономической организации - Всемирной торговой организации.

Однако, разрешив проблему "бесплатной езды", ВТО обрело другую, связанную с приёмом в ВТО новых членов.

В ноябре 2000 г. Секретариат ВТО выпустил специальный документ (доклад) WT / FCC / 7 / Rev.2, посвящённый процессу приёма. Данный документ трактует ст. XII Соглашения таким образом, что нет никаких формальных ограничений на запрашиваемые членами ВТО уступки у вновь присоединяющейся страны9 . Речь идёт о так называемых "ВТО плюс" обязательствах. Абсурдность подобных требований доходит до того, что в перечень запрашиваемых уступок со стран, находящихся в процессе присоединения к ВТО, попадают даже вопросы, не входящие в сферу правового регулирования ВТО.

Учреждение ВТО в 1995 г. завершило лишь начальный этап строительства новой международной организации по вопросам, связанным с регулированием мировой торговли.

С 1995 г. по 2004 г. количество стран-членов ВТО увеличилось со 124 стран-участниц, плюс Европейские сообщества до 146 членов, включая Европейский союз (ЕС). Более 20 государств подали заявки и находятся в стадии обсуждения условий присоединения.

ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН.

Ряд государств имеет отдельные дипломатические представительства при штаб-квартире ВТО.

Бюджет ВТО составляет 1248 млн. швейцарских франков (2000 г.). Доля каждой страны в бюджете ВТО равна её доле в международной торговле10 .

При этом ВТО существенно отличается от МВФ и МБРР. ВТО не устанавливает правила сама. Скорее она представляет собой форум, где проходят переговоры, а затем она обеспечивает проведение достигнутых соглашений в жизнь11 .

С юридической точки зрения ВТО представляет собой совокупность основных правовых инструментов-соглашений, разработанных и принятых странами в ходе многосторонних торговых переговоров. К ним относятся:

Многосторонние соглашения по торговле промышленными товарами, включёнными в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-94) и ассоциированные с ним соглашения;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

Договорённость о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в ВТО (ДПРС).

В 1995 г. Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было включено в Соглашение об учреждении ВТО, определив по существу организационную и правовую структуры новой организации, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ в Соглашении ВТО именуется ГАТТ-94. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-47.

Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-47 вошёл в Соглашение ВТО в изменённом виде - с договорённостями о толковании ряда его статей:

Члены ВТО обязаны обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных процедур обязательствам, содержащимся в соглашениях, составляющих правовую систему ВТО. Ранее речь шла о том, что основные положения ГАТТ-47 будут применяться в "степени, максимально совместимой с действующим законодательством" государств-членов;

Отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ стали обязательными для всех членов ВТО (ранее - только для принявших их стран);

Ряд функций ГАТТ-47 перешёл к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и др.).

Одним из серьёзных испытаний, угрожающих в настоящее время ВТО, является распространение региональных торговых соглашений (РТС), которые фактически подрывают контроль над распространением преференциального режима в мировом хозяйстве. В случае если этот контроль будет потерян, вместо многостороннего механизма регулирования торговли и предоставления режима наибольшего благоприятствования мировая торговля окажется опять в тисках двусторонних преференций, ограниченных узким кругом участников региональной группировки.

В последние годы РТС получили особое распространение: в ВТО уже зарегистрировано более 200 таких группировок, из которых более 100 - с 1995 г.

Региональные торговые соглашения заключаются в целях обеспечения более льготного торгово-экономического режима для стран-участниц, чем для других стран. И в этом смысле они нарушают один из основных принципов ВТО - режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым любая льгота, предоставленная какой-либо стране, должна распространяться на всех членов ВТО.

Чтобы избежать правовой коллизии, ГАТТ квалифицирует РТС (FTC) как исключение из многосторонних торговых правил. В ст. XXIV предусматривается право государств на создание РТС и содержатся некоторые критерии функционирования РТС.

Согласно ГАТТ, региональные соглашения в области торговли товарами заключаются для создания зоны свободной торговли и таможенного союза.

В области торговли услугами разрешены интеграционные соглашения по торговле услугами, включая и те, которые реализуются поэтапно (ст. 5 ГАТС).

Нечеткость и незавершенность формулировок ст. XXIV ГАТТ и ст. 5 ГАТС допускают двойственность в их толковании и позволяют странам уклоняться от соблюдения основополагающих принципов ВТО.

С увеличением количества РТС и расширением торгово-экономических сфер, которые они регулируют, в правовом поле многосторонней торговли обнаруживается все больше лазеек, которые ведут к появлению новых торговых барьеров, дискриминации между странами-участницами и не участницами РТС12 .

Проведенный ретроспективный анализ свидетельствует о не прекращающейся, с момента зарождения в начале 40-х годов XX в. и по сегодняшний день, кропотливой работе по совершенствованию международно-правового механизма ВТО, основанного на принципе равноправия и нацеленного на устранение дискриминационного режима в международной торговле.

Сегодня уже нельзя сказать, что страны-члены ВТО получают только торговые преимущества от сотрудничества в рамках Организации.

Целый ряд дополнительных соглашений, которые являются приложением к Соглашению об учреждении ВТО, да и положения самого Соглашения, значительно расширяют спектр международных, хозяйственных связей, подпадающих под регулирование ВТО.

Кроме того, наряду с международными проблемами мировой торговли внимание стран-участниц все больше привлекают проблемы внутриэкономические: налогообложения, субсидирования, госзакупки, внутреннее ценообразование и т.д.

Постепенное смещение акцентов очевидно.

ВТО из Всемирной торговой организации (World Trade Organization) превращается во всеобъемлющую Организацию по торговым аспектам экономического сотрудничества (МЭО) - Organization on Trade-Related Aspects of Economic Cooperation.

И здесь нет противоречия, ведь сама международная торговля значительно усложнилась. В мировой экономике произошло существенное размывание и переплетение форм МЭО, в условиях же глобализации внутренние проблемы автоматически становятся международными, а международные - внутренними13 .

Говоря о перспективах развития международно-правовой системы ВТО, следует отметить, что из-за большого различия в потенциалах отдельных участников и неравенства стартовых возможностей сторон, обуславливающих распределение ролей, конфликты в будущем между выигрывающими и проигрывающими от глобализации неизбежны.

Объективный опыт, накопившийся по прошествии уже почти 10 лет с момента окончания Уругвайского раунда, свидетельствует о том, что в 80 странах мира уровень дохода на душу населения сейчас ниже, чем был 10 лет назад, причем, как указывается в материалах Программы развития ООН, в число неблагополучных часто попадают именно те страны, которые тесно "интегрированы" в мировую экономику14 .

По данным Всемирного банка, среднему гражданину бедной страны приходится преодолевать вдвое больше торговых препятствий, чем среднему гражданину развитой страны.

Импортные пошлины на товары из развивающихся стран в богатых странах примерно в 4 раза выше, чем пошлины на товары из других богатых стран.

По данным ОЭСР, в 2002 г. на поддержку сельхозпроизводителей в развитых странах уже тратился 1 млрд. долл. ежедневно15 .

Пятая министерская конференция, (сентябрь 2003 г., г. Канкун, Мексика) наглядно показала, что назревающие внутри ВТО противоречия близки к достижению критической точки.

Группа развивающихся стран (так называемая "Коалиция 22"), возглавляемая такими столь различающимися между собой странами, как Бразилия и Индия, нарушила планы мировых экономических "грандов", жёстко выразив своё несогласие с позицией стран-лидеров глобализации, а вступивший в ВТО Китай значительно повлиял на расстановку сил внутри организации и усилил голоса развивающихся стран. В результате работа конференции была сорвана, а весь механизм ВТО оказался плохо подготовленным к подобной ситуации16 .

Серьёзную озабоченность с точки зрения непредсказуемости влияния на ход экономических процессов в настоящее время вызывает деятельность транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), практически не регулируемая международным правом.

Не являясь субъектом Международного экономического права, ТНК и ТНБ обладают экономической мощью, сравнимой с мощью ряда государств.

Будучи нацеленными на получение максимальной прибыли, ТНК и ТНБ способны существенным образом влиять на экономику как отдельного государства, несмотря на его суверенитет, так, теоретически, и на международные экономические отношения в целом.

Данный вопрос ждёт своего решения, и возможно, будет со временем урегулирован в рамках ВТО.

Подводя итог, необходимо отметить, что международно-правовая система ВТО в настоящий момент находится в достаточно непростой ситуации, но это не говорит о её несостоятельности.

Данное положение скорее подтверждает тот факт, что Всемирная торговая организация - это "живая" структура со своими положительными и отрицательными сторонами, но вместе с тем, это достаточно эффективно действующий международно-правовой механизм, участвовать в работе которого необходимо, прежде всего, для того, чтобы действенно отстаивать национальные интересы собственного государства с учётом вызовов и угроз непрерывно развивающихся глобализационных процессов.

Примечания

* МВФ и МБРР созданы в 1945 г. в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции ООН (1944 г.) по кредитно-денежным проблемам, которая заложила основы послевоенной валютно-финансовой системы Запада. Одной из задач было финансирование восстановления разрушенной войной Европы, а также предохранение мира от экономических депрессий в будущем. СССР принял участие в работе Конференции, однако уставные документы МВФ и МБРР подписывать не стал.

Название Международного банка реконструкции и развития отражает его первоначальную миссию. В то время большинство стран в развивающемся мире все еще оставались колониями, а ответственность за их развитие возлагались на их метрополии.

** Генеральное соглашение по тарифам и торговле было подписано 30 октября 1947 г. только 23 государствами: Австралией, Бельгией, Бразилией, Бирмой, Канадой, Цейлоном, Чили, Китаем, Кубой, США, Францией, Индией, Ливаном, Люксембургом, Норвегией, Новой Зеландией, Пакистаном, Нидерландами, Южной Родезией, Великобританией, Сирией, Чехословакией, Южно-Африканским Союзом.

И в последующие годы в ГАТТ всегда было меньше договаривающихся сторон, чем государств-членов в том же МВФ. Так, в конце своего существования, по состоянию на 1994 г., в ГАТТ участвовали 128 государств, а в МВФ - 181 государство.

Хотя ГАТТ никогда не было универсальным учреждением, члены ГАТТ представляли более 80% мировой торговли.

*** Соглашение не было представлено на внутренние процедуры ратификации в государствах-членах.

1 Ситников В.О., Цыкало В.В., Чёрный В.В. Россия на пути во Всемирную торговую организацию. М.: Научная книга, 2000. С. 9.

2 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 32.

3 Зенкин И.В. Право всемирной торговой организации. М.: Международные отношения, 2003. С. 18.

4 Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002. С. 25.

5 Колодко Г.В. Глобализация и перспективы развития постсоциалистических стран. Пер. с польск. Мн.: ЕГУ, 2002. С. 28.

7 Ситников В.О. Интеграция России в глобальную систему ВТО. М.: Дипакадемия МИД России, 2003. С. 52.

8 Там же. С. 43.

9 Куцобин А. К анализу предлагаемых России системных условий присоединения к ВТО // Российский экономический журнал. 2002. № 5-6. С. 37.

10 Дюмулян И.И. Россия: интеграция в мировую экономику. Под ред. Зименкова Р.И. М.: Финансы и статистика. 2003. С. 381.

11 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. С. 34.

12 Мантусов В.Б. Вопросы вступления России в ВТО: предпосылки, возможности, последствия // Сб. научных статей под ред. Мантусова В.Б. М.: Диакадемия МИД России, 2003. С. 117-118.

13 Логинов В.В. Роль и значимость ТРИПС для развития международной торговли. Проблемы присоединения России к соглашению / Вопросы вступления России в ВТО: предпосылки, возможности, последствия // Сб. научных статей под ред. Мантусова В.Б. М.: Диакадемия МИД России, 2003. С. 70.

16 Эббот Р. Сейчас ВТО проходит лечение в палате интенсивной терапии // Время новостей. 2003. 16 октября.

Сущность и история создания Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Создание этой организации скорее стало следствием стечения обстоятельств и достижения компромисса участников переговоров в рамках последнего - восьмого, так называемого Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ собственно и стало предтечей ВТО.

Необходимость создания полновесной международной организации в сфере международной торговли следовала из определенной слабости ГАТТ как международной структуры, из невозможности создать в рамках Генерального соглашения эффективных, распространяющихся на всех участников соглашения, правовых механизмов, которые бы регулировали все более усложняющиеся к концу XX в. отношения в различных сферах международной торговли. Появление ВТО стало, таким образом, следствием необходимой трансформации ГАТТ.

Однако Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ-47) значительно отличалось от ГАТТ-94 по разработанности механизмов регулирования международной торговли. ГАТТ к 1995 г. представляло собой в правовом отношении уже целый набор фактически независимых, различных по силе и составу участников, соглашений и договоренностей, стремящихся охватить различные сферы международной торговли. Но даже сейчас, после 10 лет работы ВТО, было бы ошибочно относиться к Генеральному соглашению только как к историческому феномену. Нынешняя правовая система ВТО выросла из Генерального соглашения 1947 г., и трансформировалась в своей основе и включает в себя современный текст Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-94) как одну из составных частей единого пакета соглашений ВТО. Весь пакет соглашений и договоренностей на то время включал в себя 29 юридических документов и 25 деклараций и решений по дополнительным обязательствам и правилам, которые берут на себя члены ВТО.

Развитие и правовые особенности ГАТТ 1947 г. И в настоящее время Генеральное соглашение по тарифам и торговле по-прежнему остается основным регулирующим правовым механизмом торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО. В пакете соглашений ВТО, обязательном для всех стран - членов организации присутствует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. ГАТТ-94 «включает в себя положения ГАТТ-47, исключая Протокол о временном применении, с уточнениями, поправками, изменениями, внесенными до даты вступления в силу Соглашения по ВТО» (ст. 1 ГАТТ-94)1. В ГАТТ-94 входят также списки тарифных уступок стран-участниц, достигнутых ранее. При внешней схожести ГАТТ-94 и ГАТТ-47 данные документы следует считать автономными, юридически обособленными друг от друга (п. 4 ст. II Соглашения об учреждении ВТО)2.

Необходимо представлять, что ГАТТ с 1947 по 1994 г. претерпевало изменения, которые были вызваны определенной конъюнктурой, возникавшей в международных торговых отношениях в этот период. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Сначала они представлялись как исключительно тарифные переговоры, начавшиеся с Женевского раунда 1947 г.; далее следовал раунд в Аннеси (1949), затем - в Торки (1950) и снова в Женеве (1955-1956 гг.).

Как отмечают Д. Карро и П. Жюйар, переговоры затронули примерно 50 тыс. наименований товаров, которые составили половину мирового торгового оборота. При этом уровень таможенных пошлин снизился на 25 %3. В дальнейшем уровень пошлин также продолжал снижаться. Это стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950--1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза4.

Раунд Диллона (1960-1961 гг.) привел к новым снижениям таможенных пошлин (в среднем на 6,5 %), однако главным предметом переговоров стали проблемы, связанные с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и совместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с положениями Генерального соглашения. Речь в итоге шла об исключениях из режима наибольшего благоприятствования, который является необходимым условием участия в Генеральном соглашении.

Становилось понятным, что по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге - полном устранении) данный метод регулирования международных торговых отношений также станет достоянием истории. Все большее внимание в рамках ГАТТ обращалось на нетарифный метод регулирования международной торговли, к которому стали прибегать страны - участницы Генерального соглашения. Количество различных нетарифных барьеров в торговле велико и число их только растет. Секретариатом ГАТТ в конце 1980-х гг. насчитывалось более 800 их видов, разделенных на пять категорий. Базу данных по нетарифным мерам ведет также Секретариат ЮНКТАД, который классифицирует их по семи категориям. Первые шаги противодействия нетарифным барьерам в международной торговле были сделаны во время раунда Кеннеди (1964-1967 гг.), на котором помимо решения о «линейном» (т. е. общем) снижении таможенного обложения промышленных товаров было принято антидемпинговое соглашение (Антидемпинговый кодекс), касающееся хорошо известного приема нечестной деловой практики. Кодекс 1967 г. ни в чем не изменил правил о демпинге, содержащихся в статье VI ГАТТ; он только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговой пошлины.

В период с 1973 по 1979 г. состоялся Токийский раунд. Итогом его стало принятие 12 соглашений и договоренностей, охватывающих три группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлина), VII (Оценка товара для таможенных целей), XVI (Субсидии), XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ. По мнению Д. Карро, итогом было «установление нового юридического порядка, регулирующего международную торговлю».

Поддержанная участниками переговоров, тенденция снижения ставок тарифных пошлин продолжалась: к 1985 г. пошлины (только на промышленные товары) вышли на средний адвалорный уровень 6,5 % (процент от стоимости товара). Чтобы преодолеть влияние некоторых, наиболее негативных в международной торговле, нетарифных барьеров, участники Токийского раунда стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально - кодексы). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ и стали многосторонними позже, когда в некоторые из них были внесены поправки на последующем Уругвайском раунде. Особенностью же этих кодексов было то, что они существовали вне Генерального соглашения и в то же время уточняли и углубляли правила ГАТТ. Вопрос о том, участвовать или не участвовать в соглашении договаривающейся стороне, решался индивидуально. В то же время основой правового режима многосторонней международной торговли оставалось Генеральное соглашение. Но этот правовой режим уже нельзя было свести только к ГАТТ в редакции 1947 г. В конце Токийского раунда ГАТТ превратилось в конгломерат из 200 соглашений (включая протоколы о присоединении), которые применялись между договаривающимися сторонами дифференцированно8. Международные соглашения по торговле молочными продуктами и говядиной в конце 1997 г. уже в рамках ВТО были аннулированы. Страны - участники этих соглашений посчитали, что данный сектор лучше регулируется соглашениями по сельскому хозяйству и санитарным и фитосанитарным мерам.

Таким образом, принятые в ходе переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима» в международной торговле: для стран - участниц ГАТТ, их подписавших; для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших; для остальных государств. Всего же в многосторонних торговых переговорах Токийского раунда участвовало 102 государства.

Последний в истории ГАТТ - Уругвайский раунд переговоров - привел к созданию ВТО и, соответственно, - иных правовых конструкций в системе международной торговли. Поэтому, прежде чем отметить правовые особенности в сфере торговли товарами, представим (Рис. 1) правовую систему ГАТТ, сложившуюся с 1947 по 1993 г. с учетом итогов Токийского раунда.

Рис. 1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-47)

General Agreement on Tariff and Trade (GATT-1994)

Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года – многостороннее межгосударственное соглашение, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами. Национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ, а теперь ВТО во многом построены на положениях ГАТТ и в этом качестве ГАТТ способствовало формированию единообразного правового поля в мировой торговле. Основные положения ГАТТ выросли из главы IV (Торговая политика), Устава МТО, одобренного 53 государствами одноименной Конференции ООН в Гаване, Куба, 1947-1948 годы. Отказ США ратифицировать Устав МТО сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 годов функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Выросший на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (сессии договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и другие органы) выполнял на фактической основе роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и являлся организатором многосторонних торговых переговоров. ГАТТ, действовавшее в период 1947-1994 (до учреждения ВТО) получило наименование ГАТТ-1947. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу ее организационную и правовую структуру, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994. ГАТТ-1994 принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ-1994 (ранее ГАТТ-1947 требовал сделать это в максимальной степени совместимой с национальным законодательством); наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ-1947 стали обязательными для всех членов ВТО (ранее – только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).

Текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. Часть I включает положение о режиме наибольшего благоприятствования и положение о взаимных тарифных ступках (статьи I и II). Часть II (статьи III-XXIII) содержит принципы, правила и правовые нормы, регулирующие торгово-политический режим, которым страны-члены должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях. Часть III (статьи XXIV-XXXVIII) касается, главным образом, вопросов процедурного характера, связанных с деятельностью ГАТТ. Часть IV (статьи XXXVI-XXXVIII) касается условий участия развивающихся стран в ГАТТ.

Ниже перечислены статьи ГАТТ, содержащие важнейшие правовые принципы регулирования торговли товарами, действующие в рамках ВТО: статья I гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования; статья II определяет процедуру предоставления взаимных тарифных уступок; статья III провозглашает национальный режим в отношении внутренних налогов и сборов; статья V провозглашает свободу транзита; статья VI касается применения антидемпинговых и компенсационных пошлин; статья VII содержит оценку товаров для таможенных целей; статья VIII регулирует порядок использования различных сборов и формальностей; статья X требует публикации всех правил регулирования торговли; статья XI запрещает использование количественных ограничений; статьи XII-XIV содержат исключения из этого правила; статья XVI содержит призыв к упразднению экспортных субсидий; статья XVII касается деятельности государственных торговых предприятий; статья XIX определяет порядок применения чрезвычайных защитных (safeguards) мер в отношении импорта, наносящего ущерб отечественному производству; статьи XX-XXI содержат разрешения применять ограничения по соображениям безопасности, охраны здоровья населения, животных и растений; статья XXIV содержит положения, регулирующие деятельность таможенных союзов и зон свободной торговли.

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 годов было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в практике ГАТТ накопилось значительное количество решений, играющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно найти в так называемом «Аналитическом индексе» ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.

На протяжении всей своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности было восемь раундов переговоров. Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. Затем начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли. Седьмой тур – Токио-раунд 1973-1979 годов привел к появлению 12-ти соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Восьмой тур - Уругвайский раунд 1986-1994 годов рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. Его результатом стало снижение таможенных тарифов в среднем на одну треть и достижение широкого круга договоренностей по таким вопросам, как применение субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер, использование технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, соглашений по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др. Всего в итоге Уругвайского раунда появилось 56 соглашений, договоренностей, взаимопониманий и решений, центральным из которых стало Соглашение об учреждении ВТО, включившее ГАТТ в состав новой международной организации.

Соглашение является международным договором, регулирующим торговлю товарами, которое было принято в результате Уругвайского раунда переговоров. ГАТТ-94 и Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47)- разные документы. ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении); договоренности о толковании некоторых статей ГАТТ-47, достигнутые в ходе Уругвайского раунда; а также 12 договоров, регулирующих торговлю товарами, так называемые, договоры, смежные с ГАТТ.

При этом ГАТТ-94 является обязательным для членов, участвующих в договоре. Тогда как положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47) применялись лишь в степени, максимально совместимой с законодательством государств-членов (в силу Протокола о временном применении ГАТТ-47). Таким образом, был устранен один из основных недостатков ГАТТ-47.

Договоры, смежные с ГАТТ, вошли в ГАТТ-94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также являются обязательными для всех членов ВТО. Тем самым было покончено с практикой, когда в разных соглашениях, выработанных до Уругвайского раунда, интерпретировавших ряд важных статей ГАТТ-47, участвовали разные страны и, когда положения этих договоров были обязательны только для стран, участвовавших в них. Например, в Соглашении о таможенной стоимости (так называемом Кодексе по таможенной стоимости) приняло участие 12 государств, а в Кодексе по субсидиям участвовало 13 стран.

Посредством создания многосторонней системы торговли ГАТТ-94 ставит своей задачей обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в условиях справедливой конкуренции.

Не ставя своей целью постатейно проанализировать положения ГАТТ-94, рассмотрим следующие принципы, лежащие в основе концепции открытой и либерализованной многосторонней торговой системы ГАТТ.

Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами. Считается необходимым, чтобы страны-участницы ВТО следовали курсу открытой торговой политики. При этом за государствами признается право защищать национального производителя от иностранной конкуренции, при условии, что такая защита осуществляется исключительно тарифными мерами. Поэтому странам запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев.

Принцип снижения тарифов и их "связывание". Данный принцип предусматривает снижение и отмену тарифов, а также прочих торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Сниженные таким образом тарифные ставки фиксируются в перечне тарифных уступок каждой страны. Тарифные ставки, зафиксированные в этих перечнях, являются "связанными", то есть страны-участницы не имеют права применять более высокую тарифную ставку при импорте товара.


Принцип недискриминации в торговле. Данный принцип реализуется в применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ – один из ключевых принципов международного права в целом, который заключается в предоставлении одним государством другому государству таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любой третьей стороне. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ними связанные. Кроме того, положение о РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц ВТО. В правовой системе ВТО РНБ носит безусловный характер и страны-члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем участникам.

Изъятия из РНБ допускаются в случае подписания региональных торговых соглашений, создающих зоны свободной торговли, таможенные союзы. Кроме того, развивающимся странам разрешено использовать на постоянной основе 4 категории торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в торговле между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО; специальный режим для наименее развитых стран [страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.]).

Принцип национального режима. В соответствии с данным принципом страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.



Читайте также: