Самый лучший в мире танк 21 века. Будет ли танк XXI века практически неуязвимым? Доброе старое время

Минувшее столетие не зря окрестили «веком танков» - Великая танковая революция навсегда изменила облик современной войны.«Но что такое танк XXI века? Большинство бронетехники, состоящей сегодня на вооружении, разработано еще в 1970-1980 гг. - конец «холодной войны» серьезно замедлил процесс ее развития и совершенствования. Замедлил, но не остановил! Судя по всему, мы находимся накануне появления нового танка, танка четвертого поколения, в полном смысле слова - танка XXI века! Каким он будет? Чтобы ответить на этот вопрос нужно внимательно приглядеться к танкам сегодняшнего дня и угадать в них черты машины будущего...» (Михаил Барятинский)

Окончание «холодной войны», устранение блокового противостояния в Европе и распад Советского Союза привели к существенному снижению военных бюджетов в странах НАТО и бывших странах-участницах Варшавского договора - основных действующих лицах гонки вооружений. Значительные по численности танковые парки стали не нужны, программы производства были либо совсем свернуты, либо сильно уменьшены. От излишков танков стали активно избавляться, что привело к существенному обновлению мирового танкового парка. Эта энциклопедия, а, по сути - подробный танковый справочник, дает представление о современном танковом парке. В ее основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике Jane"s Armour and Artillery, но в несколько измененном и улучшенном виде. В энциклопедию включены не только все танки, состоящие на вооружении в разных странах мира на 1 января 2010 года, но и потерявшие этот статус сравнительно недавно. Такие, например, как шведский Strv 103 и британский Scorpion. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то первый уже стал музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane"s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу шведского танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым. Кроме того, в энциклопедии рассматриваются несколько танков, серийное производство которых по различным причинам так и не было начато или еще не начато. Помимо этого, уделяется внимание танкам, закупленным по импорту или производившимся по лицензии и модернизированным в стране-заказчике кардинально, то есть с уже упоминавшимся изменением боевых свойств. Таким образом, предлагаемое читателю издание содержит достаточно детальную информацию о мировом танковом парке в динамике его развития за последние 30 - 40 лет.

Война в Ираке, как и события последних лет в Югославии, других «горячих точках» планеты, продемонстрировали заметный качественный скачок развития вооружения и военной техники. В вооруженной борьбе все большее применение находят суперсовременные компьютерные технологии и роботизированные системы, а сами боевые действия все чаще обеспечиваются космическими средствами разведки, связи, целеуказания.

Говорит ли это о том, что век ползающих по земле «бронированных монстров», как порой отзываются о танках, позади? Каким видится облик перспективного танка XXI века? Не растратила ли наша «оборонка» в годы трудных реформ свой опыт, кадры, ко многому обязывающие традиции? Над этими и другими злободневными вопросами размышляет начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Владислав ПОЛОНСКИЙ.

  • Владислав Александрович, как показала операция «Шок и трепет» в Ираке, исход сражения на земле и войны в целом все более зависит от успехов в воздушно-космической сфере, уровня развития вооружений и техники противоборствующих сторон. Значит ли это, что танковым войскам в вооруженных конфликтах будущего отводится меньшая роль, а матушка-пехота вообще перемещается на второй план?
  • Вряд ли с таким видением перспектив можно согласиться. Во-первых, на Сухопутные войска как на вид Вооруженных Сил сегодня возлагаются ключевые задачи в проведении операций по отражению агрессии на континентальных театрах военных действий. В силу своей многофункциональности они способны занимать и длительное время удерживать целые районы в целях закрепления успеха и последующего разгрома противника. При этом в отличие от других видов Вооруженных Сил, в том числе воздушно-космического компонента, являющихся средствами временного воздействия, Сухопутные войска по-прежнему остаются силами территориального присутствия. Что это означает, надеюсь, пояснять не надо.

Во-вторых, основное вооружение общевойсковых формирований Сухопутных войск - бронетанковое (БТВ). Таким образом, при решении боевых задач в войнах и вооруженных конфликтах роль БТВ не только не снижается, а, наоборот, существенно возрастает. Более того, тактические общевойсковые формирования, оснащенные БТВ, могут решать самые разнообразные задачи в различных условиях боевой обстановки. А в их состав входят подразделения (части) родов войск и специальных войск.

Аналитики предполагали, что сценарий операции «Шок и трепет» будет похож на «Бурю в пустыне» 1991 года - 38 дней непрерывных бомбардировок и ударов крылатыми ракетами, а затем непосредственно наземная фаза. Однако бои на земле развернулись уже в первые дни войны. Причем из основных видов бронетехники силы коалиции использовали танки М1А1НА, М1А2 «Абрамс», «Челленджер-2», БМП М2А2 «Бредли», ТАУ-25 (США) и «Уорриер» (Великобритания).

Подчеркну: действия бронетанковых войск в Ираке подтвердили, что танки занимают важную нишу, как универсальное ударное боевое средство, и тем самым сохраняют свою роль на всех этапах проводимых операций и боев. Их боевой потенциал даже в условиях массового применения дальнобойного высокоточного оружия может наиболее надежно обеспечить использование и закрепление результатов ударов этим оружием. Это один из главных выводов.

Кроме того, появилась возможность снижения количественного состава сил и средств группировок сухопутных войск при одновременно возрастающей их «бронизации». В основе последней рациональное сочетание тяжелой гусеничной бронетехники (основные танки) и легкой (БМП, БТР). Так, в войсках коалиции к операции 1991 года было привлечено около 565 тыс. человек личного состава сухопутных войск, а в 2003 году только около 100 тысяч.

В обозримом будущем без бронетанковых войск вообще, и танков в частности, не обойдется ни одна война, ни один вооруженный конфликт любой интенсивности

  • Каковы сегодня основные мировые достижения и тенденции в развитии танкостроения? Куда направлен вектор при создании танка XXI века?
  • Нарождающееся на данном этапе, как в нашей стране, так и за рубежом, новое поколение бронированного вооружения имеет ряд общих признаков, основанных на конструктивной реализации передовых технологических достижений, особенно в области микроэлектроники, роботизации, связи и информационных технологий. К отличительным признакам нового поколения образцов этого вида вооружения и техники относятся наличие автоматизированной системы боевого взаимодействия, интеграция бортовой электроники в единый комплекс, новые технологии управления оружием (внешнее целеуказание, автоматическое сопровождение целей, дистанционный подрыв боеприпаса), дистанционное управление движением и огнем, комплексирование средств защиты и разведки целей, наличие тепловизора, радиолокационной станции и т.п.

Что касается технического облика танка XXI века, то проработки различных его компоновок показывают: даже при сокращении экипажа до 2-3 человек и компактного его размещения масса танка при приемлемой защищенности от перспективных боеприпасов и использовании комбинированной брони и динамической защиты не может быть меньше 60-65 тонн. Близкие результаты получены и в других странах. Однако, как показал опыт эксплуатации наших танков ИС-4 в 50-е годы прошлого века, при такой массе не обеспечивается оперативно-тактическая подвижность и в первую очередь из-за недостаточной грузоподъемности мостов местного значения.

  • Выходит, вопрос выбора компоновки перспективного танка все еще остается открытым, а работы в этом направлении продолжаются?
  • Совершенно верно. Тут нужны нетрадиционные подходы. Например, при сохранении пушечного вооружения и массы танка не более 45-50 тонн, кроме рационализации компоновочных решений, требуется переход на новые, оригинальные способы защиты от противотанковых средств. Наиболее перспективным здесь нам представляется широкое использование «электронных» средств защиты. В этом отношении получены достаточно обнадеживающие результаты.

СПРАВКА: первый в мире комплекс активной защиты был принят на вооружение Советской Армии еще для танков Т-55. В последнее время существенно активизировались работы над системами активной защиты и за рубежом.

В США, например, планируют с использованием данных о российских разработках и результатов собственных исследований создать к 2005 году системы активной защиты для танков, БМП и других образцов бронированной техники.

В дополнение к броневой, динамической и активной защите с 80-х годов прошлого века стали использоваться комплексы оптико-электронного противодействия системам прицеливания и наведения. Эти комплексы предназначены, с одной стороны, для обнаружения средств поражения противника (индикации направления на средства поражения), а с другой для срыва наведения средств поражения.

Все это в совокупности, включая средства снижения заметности в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, устройства динамической и активной защиты, позволит обеспечить высокий уровень выживаемости танков и родственной им техники в боевых условиях.

Так, известные комплексы активной защиты «Арена» и «Дрозд» при относительно малой массе способны с высокой вероятностью нейтрализовать практически все типы кумулятивных боеприпасов, в том числе тандемные. При этом существенно возрастает курсовой угол безопасного маневрирования танка (в принципе его можно довести до 360 град).

Просматриваются возможности использования в перспективе и других способов «электронной» защиты: за счет воздействия на средства управления боеприпасами, системы их самонаведения, электронные взрыватели и т.п. Исследования показали, что применение «электронной» защиты позволяет в дополнение к традиционным решениям даже для наиболее защищенных бронированных машин (танков) обеспечить приемлемый боевой вес. Отсюда следует, что не танк, как таковой, зашел в своем развитии в тупик из-за чрезмерного увеличения массы, а всего лишь перестают быть приемлемыми прежние компоновочные решения и, особенно, традиционные способы обеспечения его защищенности, возможности которых во многом исчерпаны.

С учетом сказанного, в настоящее время наряду с традиционными боевыми свойствами в системе бронетанкового вооружения (огневой мощью, подвижностью и защищенностью) на первый план выдвигается необходимость развития нового системного свойства - командной управляемости. Решение названной проблемы может быть достигнуто лишь комплексной автоматизацией процессов управления как отдельным образцом этого вида техники, так и подразделением в целом. А реализация командной управляемости - при наличии на борту танков и других боевых машин информационно-управляющей системы на основе высокопроизводительных вычислительных средств, совершенных систем технического зрения, средств электронной защиты, связи, навигации и других средств сбора, обработки, передачи информации и управления.

Что касается вооружения танков, БМП, БТР и других машин, то в ближайшее десятилетие оно будет развиваться по традиционным направлениям с более широким внедрением электронных систем управления. То же относится и к системам обеспечения подвижности.

Если рассматривать зарубежное танкостроение, то наибольший интерес сегодня представляет программа разработки боевых систем будущего. Боевая система будущего (FCS) - это многофункциональная, с оптимальными характеристиками по автономности, стратегическому развертыванию, живучести и поражающему действию. К числу ее составляющих относится распределенная система боевых машин, оснащенных робототехническими датчиками, различные координаторы цели и безэкипажные платформы управления огнем, защитой и подвижностью. Существуют определенные планы реализации этой программы, однако технические решения на сегодня практически дублируют разработки отечественных конструкторских бюро начала 1980-х годов. Это установка электромагнитных и электротермических пушек, ракет кинетического действия, источников направленной энергии (лазерной, пучковой, большой мощности), активной и динамической защиты, перспективной брони и элементов робототехники.

  • Как на этом фоне выглядит Россия? Общеизвестно: Т-34 был лучшим танком Второй мировой войны. И после нее СССР на 5 лет опережал западные страны в создании современных боевых машин. А сегодня, судя по всему, мы уже не лидируем в этой области. О чем говорит сравнительный анализ характеристик наших боевых машин и НАТО?
  • Прежде всего отметим тот факт, что в начале 1980-х годов в войска поступило около 20 тысяч современных танков, которые по техническому уровню превосходили западные образцы. Это танки Т-64А, Т-72Б, Т-80У и их модификации. Они имели ряд преимуществ перед зарубежными: низкий силуэт и меньшую массу, наличие управляемого вооружения, автомат заряжания, простоту в освоении и надежность в эксплуатации. Исправно служат эти машины и сейчас.

Что касается нынешнего отставания в области танкостроения, то оно обусловлено прежде всего результатами экономических реформ, проводимых в стране за последние 5 лет, которые привели в упадок не только танкостроение, но и всю машиностроительную отрасль. Однако и сейчас отечественные разработки находятся на уровне основных зарубежных образцов, что свидетельствует об опережении технического задела в 1980-е годы не на 5, а более чем на 15 лет.

Сложившееся в настоящее время положение в танкостроении по качеству техники можно охарактеризовать следующим образом:

Российские танки и танки НАТО имеют пушки примерно равного калибра (125 мм - у нас и 120 мм - у них), но наши танки обладают еще и управляемым вооружением с дальностью стрельбы 5 км. Вместе с тем танки НАТО имеют превосходство в точности стрельбы и бронепробиваемости артснарядами на дальностях до 2,5 - 3,0 км. Танки НАТО также дальше видят ночью за счет применения тепловизионных приборов.

Отечественные боевые машины имеют существенно меньший забронированный объем (12 куб. м - у нас и 18 куб. м - у них) и габаритно-массовые характеристики (масса танка у нас - 45 - 46 тонн, у них - от 55 до 63 тонн).

По удельной мощности двигателя 27,2 л.с./т танк Т-80У с двигателем мощностью 250 л.с. превосходит практически все зарубежные танки. Однако наши двигатели проигрывают в топливной экономичности. Максимальные скорости движения наших и зарубежных танков соизмеримы и находятся в диапазоне от 65 до 72 км/час. Наш танк Т-80У находится на верхней границе этого диапазона.

В целом отечественные танки в силу меньшей массы выигрывают в оперативной мобильности.

По защищенности наши машины со встроенной динамической защитой находятся примерно на уровне танков НАТО, а с установленной активной защитой превосходят их.

На сегодня можно отметить также такой факт: Т-72Б и Т-80У проигрывают танкам НАТО («Леклерк», «Челленджер-2», «Леопард-2А5, М1А2») по военно-техническому уровню из-за отсутствия информационно-управляющих систем, тепловизионных прицелов и низких эргономических и эксплуатационно-технических показателей. Однако больший вклад в боевую эффективность вносят не перечисленные выше показатели, а прежде всего уровень заметности, защищенность и надежность. Эти показатели на сегодня выше у отечественных танков. Об этом свидетельствует опыт боев и легендарного Т-34, который по техническому уровню был ниже немецких танков «Тигр» и «Пантера», но вследствие высоких показателей надежности, меньшего силуэта и подвижности оказался лучшим танком Второй мировой войны.

  • О каких еще машинах, разработанных и созданных в России, сегодня можно говорить как о конкурентоспособных образцах в сравнении с западными аналогами, тем же американским танком «Абрамс»? Какие ноу-хау заложены в наш Т-90, которые позволяют говорить о его превосходстве? Появилась информация о проблемах с производством этой машины. Это как?
  • На сегодня сложилась целостная система современных требований не только к одиночным образцам бронетехники, но и к системе ВВТ образующих подразделения тактического звена. В ней целесообразно выделить принципиально новый тип: боевую машину поддержки танков, основное назначение которой - действовать в одной боевой линии с танками и поражать массовые противотанковые средства. Эффективность танковых подразделений при этом повышается на 25 - 30 процентов без изменений таких боевых свойств танков, как огневая мощь, защита и подвижность. На сегодня аналогов такой машины за рубежом нет, а у нас есть, и в ближайшее время она может вызвать большой интерес на рынке вооружений.

Что касается аналогов танку «Абрамс», то по уровню боевых и технических характеристик на сегодня ему действительно может противостоять усовершенствованный танк Т-90. Он способен к автономным действиям в составе ограниченных тактических групп в любых климатических, погодных и временных условиях, оснащен многоканальным вооружением и системой автоматического управления различными средствами поражения, обеспечен системой интеграции образцов бронетанкового вооружения и техники в единую систему поражения. Кроме того, Т-90 обладает очень высокой надежностью и живучестью вследствие хорошо отработанных технических решений на основе многочисленных пробеговых и стрельбовых испытаний. Достаточно упомянуть, что он в состоянии продолжить движение после 5 попаданий кумулятивным снарядом в лобовую броню. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных показов в 1995 году, в том числе и для средств массовой информации. Что касается американского «Абрамса», то его высокие характеристики по защищенности опровергнуты результатами войны в Ираке 2003 года. Реально он весьма уязвим и, несмотря на заявленный высокий уровень боевых свойств, легко поражается массовыми противотанковыми средствами, причем не последних разработок.

И последнее. Появляются публикации, в которых принижается роль танков во всех видах боевых действий, ставится под сомнение необходимость их дальнейшего развития и производства. Такие мысли высказывают не самые компетентные лица. Тем не менее общая тенденция отражается на финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это может привести к тому, что лет через пять нам придется заимствовать технические решения и новые технологии у зарубежного танкостроения. На сегодня реальность такова, что в парке России доля современных образцов составляет по танкам около 4 процентов, а в странах НАТО - более 40 процентов. Реальным выходом из этого положения на сегодня видится проведение двух взаимосвязанных мероприятий. Первое - модернизация парка бронетанковых войск и последующая постановка модернизированных танков в войска. Второе - завершение разработок и принятие на вооружение перспективных образцов танков и других боевых машин с последующей их закупкой Минобороны. Что касается сроков реализации этих мероприятий, то они определяются объемами финансирования и находятся в плоскости принятия политических решений и военной доктрины.

Американский телеканал Military Channel опубликовал рейтинги самого эффективного оружия, которое было изобретено человеком в XX веке. Ранее телеканал обнародовал рейтинг лучшего последнего столетия. На этот раз американские и британские эксперты оценили танки.
Оценки выносились по пяти параметрам :
— «огневая мощь»
— «качество брони» (защищенность)
— «подвижность» (мобильность)
— «лёгкость производства»
— «фактор устрашения» (психологическое воздействие на противника).

Сумма баллов по всем параметрам давала общую оценку танка. При этом оговаривается, что каждый танк сравнивался с другими и оценивался, исходя из технических требований своего времени . Наибольшее число баллов набрал легенда Второй мировой войны танк Т-34. Ещё один советский танк занял восьмую позицию.

Впервые выпущен в 1940 году.
Максимальная скорость : около 55 км/ч
Запас хода : 430 км
Толщина брони : 65 мм
Основное орудие : пушка 76,2 мм

Т-34 получил почти высшие оценки по огневой мощи, подвижности и защите. Кроме того, эта модель самая простая в изготовлении, поэтому она получила максимальное количество очков в категории «лёгкость производства». Впрочем, «фактор устрашения» также оказался практически недостижим — танк одним видом сеял ужас и панику среди врагов.

2. M-1 Abrams (США)

Впервые выпущен в 1983 году.
Максимальная скорость : 70 км/ч
Запас хода : 475 км.
Толщина брони : засекречена
Основное орудие : 120-миллиметровая пушка М256

М-1 получил высшие очки за «огневую мощь» и «защищенность» — по этим параметрам он превосходит все современные танки. Однако в рейтинге «производство» он получил невысокие баллы — это сверхсложная и дорогая конструкция. Возможно также, что на сегодняшний день, по оценке Military Channel, это самый смертоносный танк, он получил высший балл по «фактору устрашения».

3. «Тигр» (Германия)

Впервые выпущен в 1942 году.
Максимальная скорость : 37 км/ч
Запас хода : 200 км
Толщина брони : 100 мм
Основное орудие : пушка 88-мм

«Тигр» получает высшие очки в категории «огневая мощь»: 88 миллиметров для времени второй мировой войны казались чудовищными. По степени защищенности он приближается к высшей оценке. Этот танк был необычайно тяжелым, но скорость его достаточна для того, чтобы получить средний балл по быстроходности. Однако результат, близкий к нулю очков, «Тигр» получает за «производство». Зато у него высокое количество баллов в «факторе устрашения» — одно только упоминание этого орудия действовало на противника угнетающе.


4. WWI (Англия)

Впервые выпущен в 1917 году
Максимальная скорость : 6,5 км/ч
Запас хода : 35 км
Толщина брони : 6-12 мм
Основное орудие : две шестифутовые пушки

На самом деле, броня у WWI тонка, но для того времени это было единственное защищённое броней средство в битве, поэтому лидером танк стал за счёт этой категории, а не за счёт подвижности либо огневой силы. Производить орудие было сложно, поскольку на тот момент он являлся продуктом высочайших технологий. Но «фактор устрашения» значительный — ничего подобного на войне раньше не видели, оттого — почётное четвёртое место в рейтинге.


5. «Центурион» (Англия)

Впервые выпущен: 1945 год
Максимальная скорость : 35 км/ч
Запас хода : 200 км
Толщина брони : 17-152 мм
Основное орудие : пушка 105 мм

Баллы «Центуриона» средние в «подвижности», но высшие в «огневой мощи». Его броня доказала свою надёжность, поэтому в этой категории танк также близок к высшему баллу. Кроме того, он был награжден очками в «лёгкости производстваё за простой дизайн и доступность: его производили в больших количествах.

6. «Панцер» Mk IV (Германия)

Впервые выпущен: 1937 год
Максимальная скорость : 40 км/ч
Запас хода : 208 км
Толщина брони : 50 мм
Основное орудие : пушка 75 мм

Mk IV получает средние баллы за «подвижность» и высокие за «защиту» и «огневую мощь». Но эта модель разочаровывает с точки зрения лёгкости производства. Mk IV — сложная, высокотехнологичная машина, и, как и у всех немецких моделей, у неё были сложности с массовым производством. Однако «фактор устрашения» крайне высок: в первые дни второй мировой противостоять ему было невозможно.

7. «Челленджер» (Англия)

Впервые выпущен: 1982 год
Максимальная скорость : 60 км/ч
Запас хода : 550 км
Толщина брони : засекречена
Основное орудие : 120-миллимитровая нарезная пушка

«Челленджер» получает высокие очки за свою первоклассную броню и максимальные — за «огневую мощь». По степени разрушений нарезная пушка — рекордсмен. У этой машины низкий «фактор устрашения» — это впечатляющая модель, но в мире уже таких достаточно.

8. T-54/55 (СССР)

Впервые выпущен: 1948 год
Максимальная скорость : 50 км/ч
Запас хода : 400 км
Толщина брони : 203 мм
Основное орудие : 100-миллимитровая пушка D10T

Т-54/55 набирает средний балл по «огневой мощи», «подвижности» и «броне». Всего их было произведено 95.000 единиц — из-за этого модель получает высшие оценки в «лёгкости производства». Однако «фактор устрашения» — ниже среднего. Бояться их стоило только из-за того, что их было так много, — считают эксперты.

9.Merkava (Израиль)

Впервые выпущен: 1977 год
Максимальная скорость : 55 км/ч
Запас хода : 500 км
Толщина брони : засекречена
Основное орудие : 120-миллимитровая пушка

Броня Merkava — непробиваема, и это высший балл в соответствующей категории (таковой она считалась до войны с «Хизбаллах», на которой советские и российские ПЗРК с лёгкостью пробивали его броню — прим. NEWSru.com ). Но большое количество брони мешает скорости и нарушает соотношение «вес-мощь», что делает израильское орудие сильно проигрывающим в «подвижности».

Устройство этой модели — комплексное, стоит она дорого, что также служит причиной низкому рейтингу в категории. Однако танк весьма эффективен в сражении, а сильная огневой мощь и высокий фактор устрашения гарантирует ему 9-е место в рейтинге.


10. Sherman (США)

Впервые выпущен: 1942 году
Максимальная скорость : 39 км/ч
Запас хода : 160 км
Толщина брони : 62 мм
Основное орудие : 75-миллимитровая быстрая пушка

Модель набрала немного очков в категориях «огневая мощь» и «броня». Но её восьмицилиндровый двигатель от завода «Форд» эффективен и надёжен, таким образом, танк выигрывает в подвижности. Впрочем, место в рейтинге M-4 Sherman заслужил, благодаря лёгкости производства. За три года было выпущено 48.000 таких машин .

/Алекс Варламик, по материалам military.discovery.com и topwar.ru /

Об изменениях, которые претерпели эти бронированные машины после холодной войны

В начале нового года принято подводить итоги года предыдущего. Ну а если за только что минувшие 12 месяцев ничего не произошло, если это слишком маленький период для определения результатов развития какой-либо сферы промышленности? Тогда нужно взять другой временной отрезок – побольше. Применительно к мировому танкостроению в его нынешнем состоянии – два десятка лет.

Да, да, то самое двадцатилетие, прошедшее после окончания холодной войны. Что же произошло и с танкостроением, и с танками за эти годы? Почему ни один другой вид боевой техники не вызывает столько сомнений и споров по поводу целесообразности его дальнейшего существования? Попробуем разобраться, но сперва «отмотаем пленку» немного назад.

Доброе старое время

Период с 1975 по 1995 год, без сомнения, можно назвать серебряным веком мирового танкостроения. Разгар холодной войны, пик противостояния Запада с «империей зла» пришелся как раз на первую половину 80-х. Неудивительно, что в ту пору страны НАТО выделяли колоссальные суммы на совершенствование бронетанковой техники. Именно тогда были созданы машины, которые составляют основу мирового танкового парка – «Леопард-2», «Абрамс», «Челленджер» и «Леклерк».

Не отставали от ведущих танковых держав и государства, производившие танки только для своих нужд. На рубеже 80–90-х годов на свет появились итальянский «Ариете», бразильский «Озорио» и японский Тип 90. Они, правда, широкого распространения за пределами стран-разработчиков не получили, но тем не менее внесли определенный вклад в гонку танковых вооружений.

Помимо качественного улучшения в рассматриваемый отрезок времени наблюдался и рост объемов выпуска бронетанковой техники. Например, наибольшее количество «Абрамсов» было изготовлено в 1985 году, когда ежемесячно с конвейера сходило 90 таких машин. Конечно, на фоне показателей советского танкостроения конца 70-х – начала 80-х (до 2500 танков в год!) данная цифра несильно впечатляет, но все-таки… По западным меркам, 90 танков в месяц очень много.

“Была надежда, что несмотря на все трудности, наши танкостроители за два десятка лет все-таки «выдадут на-гора» машину если не четвертого поколения, то хотя бы «3+»”

В условиях, когда два мощных военно-политических блока настойчиво и целеустремленно готовились к неизбежному, как казалось, открытому противоборству друг с другом, гонка танковых вооружений ничего особенного собой не представляла. Все было в порядке вещей. Сосредоточенные на Центрально-Европейской равнине две огромные танковые группировки ждали своего часа. Но час сей так и не пробил – Советский Союз сдался без боя.

Дальнейшее совершенствование танкового парка стало неактуальным. Однако по инерции этот процесс все еще шел: в 1991 году подзадержавшиеся с танком третьего поколения французы запустили в серию «Леклерк», в 1994-м британцы начали производство «Челленджера-2». Не обошла стороной данная тенденция и уже упомянутые государства «второго эшелона». В 1995 году после девяти лет испытаний, доводок и сомнений итальянцы приступили к выпуску «Ариете», а чуть раньше японцы – к вялотекущему (10–15 машин в год) изготовлению Типа 90 – самого дорогого танка ХХ века. Наконец, в 90-е годы в Израиле производилась «Меркава-3» и разрабатывалась «Меркава-4».

Песня спета

Впрочем, и об израильских танках, и об израильском танкостроении нужно говорить особо. У еврейского государства в отличие от Североатлантического альянса были и есть иные постоянные враги, оно готовилось и готовится к войне в других географических условиях и т. д. Да и создание обоих вышеупомянутых образцов основных танков происходило не по инерции, а в плановом порядке, хотя и при сокращенном финансировании. Разумеется, события, происходящие сейчас на Ближнем и Среднем Востоке, позволяют считать, что последний фактор уже в прошлом.

Череда «революций» в арабских странах, инициируемых аравийскими монархиями, приветствуемых и поощряемых ошалевшими от толерантности европейскими либералами и заокеанскими борцами за демократию, привела или приведет к власти в ряде государств БСВ радикальных исламистов (в первую очередь в Египте). Так что очередная арабо-израильская война, судя по всему, не за горами.

Вернемся, однако, в Европу.

Своего рода лебединой песней танковых армий НАТО явилась операция «Буря в пустыне». Право же, если бы Саддам не напал на Кувейт, то что-нибудь в этом роде нужно было придумать. За 45 лет после Второй мировой наштамповать столько танков и вот так просто их уничтожить… Нет, Запад напоследок решил повоевать. Получилось в целом неплохо – маленькая победоносная кампания вполне удалась. Она стала к тому же и последней на сегодня войсковой операцией, в которой участвовали крупные танковые соединения, а танки применялись в соответствии с их назначением.

И хотя для следующей войны с Ираком в 2003 году была сосредоточена еще более крупная танковая группировка (только американцы стянули в зону Персидского залива 3113 «Абрамсов», из которых 2024 находились в боевых частях, а остальные – в резерве), но она оказалась не востребована – войны не получилось.

Окончание блокового противостояния и распад Советского Союза привели к существенному снижению военных бюджетов в государствах НАТО и бывших странах – участницах Варшавского договора – основных действующих лицах гонки вооружений. Значительные по численности танковые парки стали не нужны, программы производства были либо совсем свернуты, либо сильно уменьшены. От излишков танков принялись активно избавляться, что привело к существенному обновлению мирового танкового парка. Так, например, к началу ХХI века в армии и национальной гвардии США не осталось ни одной машины серии М60, не говоря уже об М48. Бундесвер, полностью освободившись от «Леопардов-1», вовсю распродает лишние «Леопарды-2».

Для сегодняшнего дня является характерным полное прекращение серийного выпуска танков в таких ведущих танкостроительных державах, как США, Великобритания, Франция и Германия. В последней до недавнего времени сохранялось небольшое экспортное производство «Леопарда-2А5» и «Леопарда-2А6» в рамках шведского и греческого заказов. При этом лицензионное изготовление модели А6 в 2003 году стартовало в Испании и в 2006-м – в Греции. Но уже тогда из-за недофинансирования выпуск осуществлялся ни шатко ни валко, а сейчас из-за кризиса и вовсе замер. Совершенно ясно, что ни Мадриду, ни уж тем более Афинам ныне не до «Леопардов». Американцы, как всегда, быстро подсуетились и предложили грекам 400 «Абрамсов» практически бесплатно – нужно оплатить только транспортировку. Правда, это «Абрамсы» модификации М1А1, которая с «Леопардом-2А6» не выдерживает никакого сравнения.

Новые игроки и реальность

Другой характерной приметой нашего времени является пополнение клуба стран – производителей танков несколькими азиатскими государствами: Южной Кореей, Пакистаном и Ираном. Вместе с Японией, Китаем и Индией они образуют азиатскую составляющую мирового танкостроения. Причем составляющую действующую. Здесь не только продолжают выпускать танки (за исключением Южной Кореи), но и ведут разработку новых образцов, таких как японский Тип 10 и южнокорейский К2. И если японские и южнокорейские машины являются представителями западной танкостроительной школы, то остальные государства Азии твердо идут советским путем, либо создавая свои танки на основе советских изделий, либо производя российскую технику по лицензии.

Изменившаяся обстановка в мире (как сейчас принято говорить – новые вызовы), а также ограничение финансирования заставили ведущие державы сосредоточиться на новом этапе модернизации своих танков с целью продления сроков их эксплуатации до 2040 и даже до 2050 года. Надо сказать, что данный процесс идет не без успеха. При этом различные составляющие конструкции той или иной машины затрагиваются модернизацией в разной степени. Например, почти без изменений остаются силовые установки, трансмиссии и ходовые части, в том числе и из-за достаточно жестких весовых ограничений при усовершенствовании. Зато первостепенное внимание уделяется бронированию (навесные комплекты, встроенная защита нового поколения), вооружению (подкалиберные снаряды большого удлинения, усовершенствованные пушки и прицельные комплексы) и, конечно, электронике.

Длинная рука

В современных условиях не столь важно, с какого расстояния танк может поразить противника, важнее на какой дистанции он его сумеет обнаружить. «Абрамс» модификации М1А2 SEP V2, в электронику которого внедрены технологии, разработанные по программе «Боевые системы будущего», в состоянии засечь вражеские бронированные машины вне пределов прямой видимости, например на обратных скатах высот.

Спросите как? Очень просто: картинку в онлайн-режиме на дисплей командира танка могут передать и командир пехотного подразделения, занимающего позицию где-нибудь на гребне высоты, и беспилотный самолет-разведчик. Или изображение поступит со спутника. Отнюдь не случайно современная цифровая танковая электроника, обеспечивающая совершенно иное качество ведения боя, составляет уже более 50 процентов от стоимости танка.

К 2013 году, кстати, по упомянутой программе будут модернизированы 435 «Абрамсов» армии США. Примерно такое же оснащение имеют «Леопарды» модификации 2А6 и французские «Леклерки». Вместе с тем израильские специалисты утверждают, что электроника «Меркавы-4» еще лучше.

Наряду с модернизацией повсеместно продолжаются НИОКР по созданию основного боевого танка (ОБТ) четвертого поколения. Подобные работы, конечно, засекречены, поэтому какой-либо детальной, а главное – достоверной информации о перспективных машинах получить практически невозможно. Об их характеристиках позволяют судить лишь косвенные признаки, элементы, которые обкатываются на последних модернизированных образцах танков третьего поколения.

Что у нас?

Ну а как на фоне вышесказанного обстоят дела в России? Честно признаться, при анализе последних 20 лет отечественного танкостроения возникают противоречивые чувства. С одной стороны, бесспорно, объективные факторы – кризис, да что там говорить, просто развал экономики в 90-е годы – никак не могли благоприятно сказаться на этой отрасли нашего ОПК. Фактически потерян один из двух оставшихся у России танковых заводов (а жаль, конкуренция при создании новых образцов не помешала бы). С другой стороны, возникает ощущение утраченных возможностей.

Была надежда, что несмотря на все трудности, наши танкостроители за два десятка лет все-таки «выдадут на-гора» машину если не четвертого поколения, то хотя бы «3+». К сожалению, не получилось. Выдали Т-90А. Танк, конечно, неплохой, но вот только создавался он на рубеже 90-х. Оснащенные по максимуму Т-80У и Т-90 вполне соответствовали уровню первой половины 90-х годов, в чем-то уступая, но в чем-то и превосходя «Абрамс» М1А1 и «Леопард-2А4». «Леклерк» состарил Т-90 безнадежно. Ну а Т-90А уже не соответствует уровню «Абрамса» М1А2 SEP и «Леопарда-2А6».

Увы. Полагать, что «девяностый» удастся сохранить на вооружении Российской армии до 2040 года, по меньшей мере несерьезно. Нам нужен новый танк! Ну а пока, конечно, надо выпускать Т-90А или его модернизированный вариант – Т-90АМ. Ничего другого все равно нет. К тому же несмотря на все противоречия, представить себе военный конфликт России с НАТО можно только в дурном сне, утверждают некоторые авторитетные эксперты. Во всяком случае в среднесрочной перспективе. А значит, столкнуться с «Абрамсами» и «Леопардами» ему вряд ли придется. А вот на других направлениях он, пожалуй, будет доминировать.

В качестве куда более вероятных по сравнению с европейским, опять-таки в среднесрочной перспективе, следует считать иранское, кавказское и китайское направления. Насчет КНР, впрочем, обольщаться не стоит – она быстро прогрессирует. Сейчас наиболее современный китайский танк Тип 99 по своим характеристикам близок к Т-90, так как в значительной степени состоит из российских официальных (комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс») или неофициальных (125-мм пушка) комплектующих. К тому же выпуск его идет крайне медленно (в настоящее время на вооружении НОАК чуть больше 100 единиц), но что будет через 10 лет? Зная удивительную способность китайцев копировать все и вся, можно предположить, что новый танк Поднебесной не за горами.

Найти противника

Однако мы так и не ответили на вопрос, заданный в самом начале статьи: в чем причина сомнений в необходимости танков вообще?

В принципе все очевидно. Подобные разговоры ведутся в основном в Европе, США и отчасти в России, то есть в странах, которые потеряли очевидного противника. Причем противника равноценного. Само собой разумеется, что для операций типа «Иракской свободы», действий в Афганистане или контртеррористических операций на Северном Кавказе танки в своем классическом виде не нужны. При ведении противопартизанской войны они становятся слишком уязвимыми для огня противотанковых средств, а на городских улицах вообще уподобляются слону в посудной лавке. Со всей очевидностью это доказала и Ливанская кампания 2006 года.

Что же касается других государств, таких как Китай, Индия, Пакистан, Иран и т. д., то там никаких сомнений в необходимости танков не возникает. Еще бы они возникли, скажем, в Индии, у которой целых два очевидных противника – Китай и Пакистан. Не рождаются подобные сомнения и в Израиле, в постоянных недоброжелателях которого числится весь Ближний Восток, а мир с соседями больше напоминает перемирие.

Совершенно ясно, что достаточно многочисленный танковый парк необходим и России в силу ее размеров и географического положения. Несколькими сотнями танков, как в большинстве европейских стран, нам не обойтись. Конечно, и советские 63 тысячи не нужны, но несколько все же понадобятся.

В конце концов давайте смотреть немного дальше собственного носа. Если очевидных внешних противников у России нет сейчас, то это не значит, что они не появятся через 10, 30 или 50 лет. На смену идеологическому противостоянию приходит противостояние экономическое. Все конфликты последних лет велись из-за ресурсов, в первую очередь нефти. У России тоже есть нефть, крупнейшие в мире запасы природного газа, наконец, гигантские запасы пресной воды, дефицит которой кое-где в мире уже начинает ощущаться. Помнится, Мадлен Олбрайт в бытность госсекретарем США заявила: мол, несправедливо, когда такие грандиозные ресурсы принадлежат одной стране. В связи с таким подходом разоружаться как-то не хочется.

Минувшее столетие не зря окрестили «веком танков» — Великая танковая революция навсегда изменила облик современной войны.«Но что такое танк XXI века? Большинство бронетехники, состоящей сегодня на вооружении, разработано еще в 1970-1980 гг. — конец «холодной войны» серьезно замедлил процесс ее развития и совершенствования. Замедлил, но не остановил! Судя по всему, мы находимся накануне появления нового танка, танка четвертого поколения, в полном смысле слова — танка XXI века! Каким он будет? Чтобы ответить на этот вопрос нужно внимательно приглядеться к танкам сегодняшнего дня и угадать в них черты машины будущего...» (Михаил Барятинский) Окончание «холодной войны», устранение блокового противостояния в Европе и распад Советского Союза привели к существенному снижению военных бюджетов в странах НАТО и бывших странах-участницах Варшавского договора — основных действующих лицах гонки вооружений. Значительные по численности танковые парки стали не нужны, программы производства были либо совсем свернуты, либо сильно уменьшены. От излишков танков стали активно избавляться, что привело к существенному обновлению мирового танкового парка. Эта энциклопедия, а, по сути — подробный танковый справочник, дает представление о современном танковом парке. В ее основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике Jane"s Armour and Artillery, но в несколько измененном и улучшенном виде. В энциклопедию включены не только все танки, состоящие на вооружении в разных странах мира на 1 января 2010 года, но и потерявшие этот статус сравнительно недавно. Такие, например, как шведский Strv 103 и британский Scorpion. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то первый уже стал музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane"s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу шведского танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым. Кроме того, в энциклопедии рассматриваются несколько танков, серийное производство которых по различным причинам так и не было начато или еще не начато. Помимо этого, уделяется внимание танкам, закупленным по импорту или производившимся по лицензии и модернизированным в стране-заказчике кардинально, то есть с уже упоминавшимся изменением боевых свойств. Таким образом, предлагаемое читателю издание содержит достаточно детальную информацию о мировом танковом парке в динамике его развития за последние 30 — 40 лет.



Читайте также: